По-видимому, З. Б. скончался после 1034 г., т. к. с этого времени его имя в источниках не упоминается ( Метревели. 1996. С. 186). Ист.: Иоанн Постник. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях груз., греч. и слав./Ред.: Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Описание груз. рукописей: Рукописи (Q) новой коллекции музея/Сост.: Е. П. Метревели, Х. Г. Шарашидзе; ред.: И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 36-38 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (S) бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 51 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертца/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 60; он же. История/Груз. пер., исслед., коммент.: Е. В. Цагареишвили. Тбилиси, 1974. С. 51, 164 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972. С. 14 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (А) бывшего Церковного музея/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 7-17 (на груз. яз.); Цагареишвили Е. В. Арм. источники о взаимоотношениях Грузии и Византии в X-XI вв.//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1973. Вып. 2. С. 157-209 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Описание груз. рукописей, содержащих соч. Григория Назианзина. Тбилиси, 1988. С. 62-70 (на груз. яз.). Лит.: Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Сост.: Н. П. Кондаков; груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Каухчишвили Т. С. Греч. приписки нек-рых груз. рукописей//Мимомхилвели (Обозреватель). Тбилиси, 1951. Вып. 2. С. 456-476 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Художественное оформление груз. рукописной книги IX-XI вв. Тбилиси, 1967. Т. 1. С. 158; 1979. Т. 2. С. 143-147; Копалиани В. Грузино-визант. полит. взаимоотношения в 970-1070 гг.. Тбилиси, 1969. С. 108-109 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования груз. рукописной книги XI - нач. XII вв. Тбилиси, 1973. С. 13, 38, 71-72; Мачавариани Е. Афонский Иверский мон-рь и груз. иллюминованная книга//Сабчота хеловнеба (Советское изобразительное искусство). Тбилиси, 1980. 11. С. 52-60 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского очага. Тбилиси, 1996. С. 107-172, 186 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии. Тбилиси, 2002. Т. 3. С. 96-97 (на груз. яз.); Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 2002. Т. 3: Период Македонской династии (867-1057 гг.). С. 669-670; Силогава В. И., Шенгелия К. А. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. (на рус., груз., англ., тур. яз.).

http://pravenc.ru/text/182705.html

О. О.- составитель «Книги канонов» , первого систематизированного правового кодекса ААЦ. Ему также приписывается редактирование сб. «Книга посланий» . О. О. уделял большое внимание толкованию религ. символов. Ему принадлежат труды «О канонах Церкви», «О великом дне Воскресения», «По поводу ночного богослужения», «О Церкви» и др. Ряд посланий и трактатов-размышлений О. О. опубликовал мхитарист М. Авгерян в 1833 г. (год спустя переизданы с лат. переводом). Католикос не только писал научные и богословские труды и занимался переводами с греческого, но и содействовал развитию арм. летописания и полемической лит-ры, переводческой деятельности (с греческого и сирийского), переписыванию древних рукописей. О. О. также известен как гимнограф. Ему приписывается авторство канона прор. Давиду и ап. Иакову Алфееву с 5 шараканами, канона апостолам Петру и Павлу с 6 шараканами, канона первомч. Стефану с 7 шараканами и канона апостолам Иакову и Иоанну Зеведеевым с 5 шараканами. Тексты песнопений написаны красивым слогом, их содержание отличается философской глубиной и богатой символикой. Соч.: Ованнес Одзнеци. Труды. Ер., 1999 (на арм. яз.); Труды Иоанна Имастасера Одзнеци/Изд.: М. Авгерян. Венеция, 1833 (на арм. яз.; лат. пер.: Domini Johannis Philosophi Ozniensis Armeniorum catholici Opera/Ed. J. B. Aucher. Venetiis, 1834); Акинян Н. Новонайденный труд католикоса Ованнеса Одзнеци о материальности Слова//Юшардзан (Памятник): Лит. сб. Вена, 1911. С. 341-399 (на арм. яз.); Армянская книга канонов/Ред.: В. Акопян. Ер., 1964. Т. 1; Акопян А. Новонайденный календарный труд Ованнеса Одзнеци «Введение в историю этих слов Иоанна толкователя»//HAms. 2006. Bd. 120. N 1. S. 91-130 (на арм. яз.). Ист.: Житие св. католикоса Ованнеса Имастасера Одзнеци//Гандзасар. Ер., 1992. 1. С. 282-286 (на арм. яз.); Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Publ., trad. G. Bayan. P., 1930. T. 9: Mois de Ahékan. P. 311-313. (PO; T. 21. Fasc. 3); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 71-73; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 74-75; Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 97-99; Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 492-500.

http://pravenc.ru/text/2578125.html

М. принимал деятельное участие в составлении богослужебных книг. В Жамагирке (Часослове) ему приписывается авторство карозов (мелодизированных проповедей) и примыкающих к ним молитв на 3-м, 6-м и 9-м часах, а также проповеди «Пробудимся все» и молитвы «Тобою славимся». С именем О. М. также связывается авторство мн. включенных в Маштоц (Требник) чинопоследований: таинств Крещения, Миропомазания, Священства и Брака, литургического действа при закладке храма, благословения звонарей, Св. чаши (для причастия), дискоса, креста и др. Согласно историческим источникам, О. М. перевел с греч. языка на армянский песнопение «Свете тихий», Патарагаматуйц (Служебник), известный под именем свт. Афанасия Александрийского, 2-е Послание ап. Павла к Коринфянам и апокрифическое соч. «Смерть святого апостола и евангелиста Иоанна» (см. в ст. Иоанна деяния ) (впрочем, эти указания по-разному интерпретируются исследователями). Традиция приписывает О. М. авторство ряда гимнографических произведений, в т. ч. песнопений на Пятидесятницу и наиболее древних шараканов из канонов св. апостолам и переводчикам. Деятельность О. М. имела важное значение для формирования догматической системы и обрядовой практики ААЦ. Соч.: Гомилии арм. католикоса Иоанна Мандакуни. Венеция, 1836, 18602 (на арм. яз.); Heilige Reden des Johannes Mandakuni/Übers. J. M. Schmid. Regensburg, 1871; Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 239-240 (на арм. яз.); Книга Иоанна Мандакуни/Изд.: Г. Тер-Мкртчян//Арарат. Эчмиадзин, 1903. Т. 36. 6. С. 562-572; 7. С. 662-672; 8/9. С. 774-784 (на арм. яз.); Reden des armenischen Kirchenväters Johannes Mandakuni/Übers. J. Blatz//Ausgewählte Schriften der armenischen Kirchenväter/Hrsg. S. Weber. Münich, 1927. Bd. 2. S. 31-269; Гомилии к св. мученикам Христовым/Изд.: еп. Н. Погарян//Сион. Иерус., 1963. Т. 37. 2. С. 48-49 (на арм. яз.); La XXVIe homélie de Jean Mandakouni sur les charmes des sorciers et les magiciens impies/Trad. F. Feydit//Mélanges offerts à J. Dauvillier. Toulouse, 1979. P. 293-306; О беззаконных дьявольских зрелищах/Пер., предисл.: Л.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

грузинской исторической провинции Тао-Кларджети (Таоскари) и пограничных с нею областях (Кари), что объясняется появлением здесь картских (картвельских) племен, повлиявших на культуру и этнический состав населения этого района. Расселение картов (картвелов) на территории К. е. археологически засвидетельствовано с эпохи «цветущей поры» больших курганов (1-я пол. II тыс. до Р. Х.) (Очерки истории Грузии. 1970. Т. 1. С. 112 (на груз. яз.)). В кон. II тыс. до Р. Х. в этом регионе распространялась колхидская культура, в частности, недалеко от крепости Мехчисцихе близ Кари был найден клад, состоящий из предметов, характерных для колхидской и восточногруз. культур. Также в этом регионе была обнаружена т. н. самтаврская керамика (Самтавро - могильник и селение на сев. окраине Мцхеты) IX-VII вв. до Р. Х., относящаяся к раннежелезной эпохе. Во II-I тыс. до Р. Х. на территории окрестностей совр. Карса, Эрзерума и оз. Чилдыр проживали, видимо, и хурритские племена. В ономастическом материале, засвидетельствованном в ассирийских и гл. обр. в урартских источниках, в большом количестве содержатся хурритские элементы. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. регион Кари был включен в Картлийское (Иберийское) царство, юго-западная граница которого проходила по верхнему течению р. Аракс ( Strabo. Geogr. I 3. 21). Храм мон-ря Ленамор Храм мон-ря Ленамор Во II-I вв. до Р. Х. Кари и др. юж. регионы Грузии вошли в состав Вел. Армении (Ibid. XI 14. 5) и постепенно интегрировались в культурно-политическую и социально-экономическую жизнь Армении. После распространения христианства на территории буд. К. е. сформировались 2 арм. епархии: Ванандская и Аршаруникская. Во время правления первых арм. Багратуни крепость Карс (арм. от Кари) превратилась в удельный город, а позднее и в столицу Армении (928-961). Арм. царь Абас (928-953) «выстроил соборную церковь в городе Карсе из больших гранитных тесаных камней, [законченную] великолепным куполом, расписанную наподобие небесного свода» ( Степанос Таронский. 1864.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Григорием ( Агатангелос. История Армении/Пер., вступ. ст., коммент.: К. С. Тер-Давтян, С. С. Аревшатян. Ереван, 2004. С. 254; Мовсес Хоренаци . История Армении/Пер., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 138-139; Соперк (Мелкие армянские сочинения). Венеция, 1853. Т. 10. С. 48 (на арм. яз.)). Мовсес Хоренаци и анонимный автор текста «О Соборах, которые состоялись в Армении» (Книга посланий. Иерусалим, 1994. С. 473 (на арм. яз.)) указывают, что было привезено 20 канонов. Исследователи считают, что упомянутые историками дополнения свт. Григория Просветителя идентичны 30 канонам, включенным под его именем в «К. к.» (содержат нормы религ. и светского характера, в частности уголовного и семейного права). Относительно 6 канонов III Вселенского Собора сохранились сведения, что они были привезены в Армению переводчиками Гевондом, Корюном и Езником Колбаци в 436-437 гг. Помимо этого, Корюн в Житии Маштоца сообщает, что они привезли с собой и «Никейские каноны», под ними, очевидно, следует понимать не только каноны, к-рые уже доставил еп. Аристакес, но и собрание, куда также входили каноны 6 вост. Поместных Соборов. Наконец, заглавие к канонам Шахапиванского Собора (446/7), показывает, что к этому времени в Армении были известны и апостольские каноны ( Акопян. 1964. Т. 1. С. 424). Предполагается, что в кон. V в. «К. к.» состояла из следующих канонических групп: Апостольские постановления (Климента), каноны первых 3 Вселенских Соборов (Никейские, Константинопольские, Эфесские) и 7 вост. Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, [Кесарийского], Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского), каноны свт. Афанасия Александрийского (в действительности переведенная и отредактированная версия канонических текстов архиеп. Тимофея Александрийского), правила свт. Василия Великого, а также каноны свт. Григория Просветителя, католикосов Саака I Партева и Ованнеса I Мандакуни (ок. 478-490). Впосл. были переведены и др. канонические группы, к VIII в. на арм. языке существовали все каноны, составляющие как греческий, так и антиохийский свод.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Известна активная деятельность О. И. по упорядочению богослужения. С этой целью в б-ке Ахпатского мон-ря он разыскал образцовую Псалтирь V в., к-рая был размножена переписчиками и распространена по всей Армении. Когда в 1084 г. закончились пасхальные таблицы, рассчитанные на 532-летний цикл, О. И. разработал новый фиксированный календарь (т. н. малая, или младшая, арм. эра), официально введенный в Армянской Церкви вместо неудобного в использовании подвижного календаря. Исторический труд О. И., обширные выписки из к-рого приводил в своей «Хронологии» его ученик Самвел Анеци, утрачен. Соч. (на арм. яз.): Труды Ованнеса Имастасера/Подгот.: А. Абрамян. Ер., 1956; О священстве, священниках и их главах//Малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 3. С. 7-79; Ода св. Григорию Просветителю//Там же. Т. 5. С. 5-40; Вопрошание о соблазне. Вопрошание о грехах. Наставления отрокам. О девстве и др.//Гандзасар. 1996. 6. С. 308-335. Ист.: Источники по истории высших школ средневек. Армении (XII-XV вв.)/Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян; предисл., ред.: С. С. Аревшатян. Ер., 1983. С. 8-20; Армянские жития и мученичества V-XVIII вв./Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ер., 1994. С. 72-82. Лит.: Алишан Г. Воспоминания о родной Армении. Венеция, 1870. Т. 2. С. 279-307 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Ахпатская школа и вардапет Ованнес Саркаваг (967-1300)//Арарат. 1901. Июль-авг. С. 338-344 (на арм. яз.); Воскян Г. Жизнь Ованнеса Саркавага//HAms. 1925. Bd. 39. N 1/2. S. 27-40 (на арм. яз.); он же. Произведения Ованнеса Саркавага//Ibid. N 3/4. С. 118-125; N 5/6. С. 233-248 (на арм. яз.); Петросян Г. Математика в Армении в древние и средние века. Ер., 1959. С. 132-156 (на арм. яз.); Туманян Б. История арм. астрономии: С древнейших времен до нач. XIX в. Ер., 1964. С. 87-101 (на арм. яз.); Абегян М. Ованнес Саркаваг Вардапет// Он же. Соч. Ер., 1970. Т. 4. С. 63-82 (на арм. яз.); Кёсеян А. Сочинения Ованнеса Саркавага «Об образах» и «О мощах»//ИФЖ. 1979. 4. С. 127-134 (на арм. яз.); Мирумян К. Мировоззрение Ованнеса Саркавага. Ер., 1984 (на арм. яз.); Мнацаканян А. Поэма Ованнеса Саркавага «Слово мудрости» и ее оценка на основе использованных поэтом источников//Вестн. Матенадарана. Ер., 1984. 14. С. 9-44 (на арм. яз.); Арамян М. Сборник Ованнеса Саркавага «О Никейском Символе веры»//Гандзасар. 1996. 6. С. 44-78 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578143.html

Лит.: Алишан Г. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз); Марр Н. Я. Новые материалы по арм. эпиграфике (Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын)//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Strzygowski J., Bearb. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. 2 Bde; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ер., 1942-1948. 2 т. (на арм. яз); Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ер., 1949 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ер., 1961; Орбели И. А. Багаванская надпись 639 г. и др. арм. ктиторские надписи VII в.// Он же. Избр. труды. Ер., 1963. С. 371-404; Манучарян А. Строительные надписи храмов Мрена и Талина//ИФЖ. 1966. 1. С. 247-252 (на арм. яз.); Саргсян М. Рельефные образы основателей Мренского храма//Там же. 4. С. 241-250 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Разыскания по арм. архитектуре. Тб., 1967; Мнацаканян С. Х. Когда был построен храм во Мрене?//ИФЖ. 1969. 3. С. 149-164 (на арм. яз.); Thierry M., Thierry N. La Cathedrale de Mren et sa décoration//Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 43-77; Азарян Л. Армянская раннесредневек. скульптура. Ер., 1975 (на арм. яз.); Маилов С. А. Нек-рые особенности крестово-купольных церквей раннесредневек. Армении//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 235-242; Mango C. Deux études sur Byzance et la Perse Sassanide: Héraclius: Šahrvazar et la Vraie Croix//TM. 1985. Vol. 9. P. 91-118; Der Nersessian S. L " art Arménien. P., 1989; Donab è dian P. L " âge d " or de l " architecture arménienne VIIe siècle. Marseille, 2008; Maranci Ch. The Humble Heraclius: Revisiting the North Portal at Mren//REArm. N. S. 2008/2009. T. 31. P. 167-180; eadem. New Observations on the Frescoes at Mren//Ibid. 2013. T. 35. P. 203-225; eadem. Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia. Turnhout, 2015; eadem. «Holiness Befits Your House» (Ps. 92 A Prelim. Rep. on the Apse Inscription at Mren//REArm. N. S. 2014/2015. T. 36. P. 243-263; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в. М., 2012. Т. 2; Hakobyan Z. The Restitution of the True Cross in the Xth Септ. Armenian Sources and its Depiction in the Early Medieval Sculpture//REArm. N. S. 2013. T. 35. P. 227-240; Акопян З. А. «Даяние Закона» в арм. раннесредневек. иконографической традиции (VII в.)//ИХМ. 2016. Вып. 13. С. 99-114.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Изучение творчества Г. Н. сложилось в особую область арменоведения - нарекациведение. Произведения Г. Н. изданы в оригинале на древнеарм. языке (грабаре) и в переводах, в частности, «Книга скорбных песнопений» переведена на арм., рус., англ., франц., нем. и др. языки. Соч.: Книга скорбных песнопений/Текст, предисл. и коммент.: П. Хачатрян, А. Казинян. Ереван, 1985 (критич. изд. на арм. яз.); То же/Пер.: Н. Гребнев. Ереван, 1977; То же/Пер.: Л. Миль. Ереван, 1984; То же/Пер.: В. Микушевич. М., 1985; То же/Пер. и коммент.: М. О. Дарбинян-Меликян, Л. А. Ханларян; вступ. ст.: С. С. Аверинцев. М., 1988. (Памятники письменности Востока; 77); То же/Пер.: Н. Гребнев; отрывки в пер. В. Звягинцевой, В. Державина, В. Микушевич, Л. Миля, М. Рогова; подстрочные пер.: Л. Мкртчян, М. Дарбинян; сост., вступ. ст., примеч.: Л. Мкртчян. Ереван, 1998; Gr é goire de Narek. Le livre de prières/Introd., trad. et notes I. Kéchichian. P., 1961. (SC; 78); Tragédie «Le livre de lamentation»/Introd., trad. et notes par A. et J.-P. Mahé. Louvain, 2000. (CSCO; 584); The Book of Sadness/Transl. K. Khachatoorian. Yerevan, 2001; The Armenian Prayer Book of St. Gregory of Narek/Ed. Th. J. Samuerlian. Erevan, 2002. Лит.: Мкрян М. Григор Нарекаци. Ереван, 1955 (на арм. яз.); Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. Ереван, 1963; Аревшатян С. С. Формирование филос. науки в древней Армении: (V-VI вв.). Ереван, 1973; А бегян М. Х. История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975; Тагмизян Н. К. Григор Нарекаци и арм. музыка V-XV вв. Ереван, 1985; Аверинцев С. С. Роскошь узора и глубины сердца: Поэзия Григора Нарекаци// Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. М., 1988. С. 11-26; Хачатрян П. М. Средневек. толкование «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. Ереван, 1990; он же. Григор Нарекаци и арм. средневековье. Эчмиадзин, 1996 (на арм. яз.); Читая Нарекаци: Отклики на рус. пер. «Книги скорбных песнопений»/Сост. и предисл.: Л. М. Мкртчян. Ереван, 1997; Тамразян Г. Г. Нарекская школа. Ереван, 1999 (на арм. яз.); он же. Григор Нарекаци и киликийская школа поэтического искусства//ИФЖ. 2003. 2. С. 40-58; он же. Григор Нарекаци и неоплатонизм. Ереван, 2004 (на арм. яз.); он же. Жизнь св. Григора Нарекаци. Ереван, 2005 (на арм. яз.); Мирзоян Г. Словесный мир Нарекаци//Вестн. Ереванского гос. ун-та. 2005. 1 (115) (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/168101.html

В прессе отмечалось значение творчества К. для развития муз. культуры армян и др. народов Востока. В 1913 г. в арм. газете «Азатамарт» вышла полемическая статья К. «У армянина есть своя самобытная музыка». В 1914 г. на конгрессе ММО в Париже К. прочел неск. лекций, посвященных арм. народной и духовной музыке, удостоившись высокой оценки ведущих музыковедов Европы. К. принимал участие и в культурной жизни Турции. В 1915 г. по приглашению стамбульского культурного центра «Турецкий очаг» прочитал лекции, исполнил соло и с хором собственные сочинения. 24 апр. 1915 г. вслед. организованного младотур. правительством геноцида армян в числе представителей интеллектуальной элиты арм. общины города К. был арестован и депортирован. Во время ареста значительно пострадал архив К. Увиденные им ужасы геноцида навсегда нарушили душевное равновесие композитора. Остальные годы жизни К. провел в клинике для душевнобольных в пригороде Парижа Вильжюиф, где и скончался. В 1936 г. прах К. был перевезен в Ереван, в Пантеон деятелей культуры. Основное место в разносторонней деятельности К. занимали муз. творчество и труды по муз. этнографии и медиевистике. Записанные композитором древние образцы арм. фольклора в полной мере отражают самобытность и разнообразие жанров народного творчества, их стиля и языка. В их числе песенные фрагменты эпоса «Давид Сасунский», эпические песни «Мокац Мирза» (Мокский князь) и «Карос хач» (Каросский крест), антуни (песни тоски по родине), светские и духовные таги (изд.: Этнографический сб. Ереван, 1931, 1950. В 2 т. (на арм. яз.)). В рукописном наследии К. есть записи тур. и курд. народных песен. Среди образцов церковной музыки, собранных К.,- таги Григора Нарекаци , песнопения (эрг) Нерсеса IV Шнорали, шараканы католикоса Григора III Пахлавуни , Ованеса Ерзнкаци, Мхитара Айриванеци и др. средневек. арм. гимнографов, а также песнопения литургии (в т. ч. сольные мелизматические - србасацутюн) (изд., на арм. языке: Песнопения святой литургии. Париж, 1933; Таги и «Аллилуия» Армянской Апостольской Святой Церкви. Париж, 1946). Часть этих песнопений обработана К. для хора.

http://pravenc.ru/text/1841848.html

Музыкально-теоретические труды К., в к-рых большое место уделено как крестьянской песне, так и духовным песнопениям, заложили основы совр. арм. муз. фольклористики и медиевистики. В исследованиях, посвященных духовной музыке, К. обратился к вопросам формирования, периодизации и исторической эволюции жанров, теории осмогласия, манрусума (учение об искусном, т. е. мелизматическом пении, а также одноименный сборник, сходный с визант. Пападики ) и нотации. Одной из основных исследовательских задач К. являлась дешифровка средневек. арм. невменной нотации - хазов . Принципиальное значение имеет выявление К. общности интонационных основ армянской народной и духовной музыки. Муз. творчество К., включающее преимущественно вокальные и хоровые жанры, полностью основано на народной песне и духовных песнопениях. Особое место в наследии К. занимает самобытное по стилю фортепианное соч. «Танцы», отличающееся новаторскими для своего времени стилистическими приемами. Сохранились также отдельные фрагменты и сцены из опер, а также эскизы к ним. В числе духовных произведений К.- неск. вариантов Литургии для муж. хора, одни из первых классических образцов арм. композиторского творчества. В них проявились индивидуальность композитора, своеобразный синтез армянского национального муз. мышления и выразительных средств гармонии и полифонии нач. ХХ в. Творчество К. и его композиторский метод сыграли существенную роль в процессе внедрения многоголосия в армянскую монодическую музыку, открыли новые перспективы в развитии арм. муз. искусства в контексте мировой музыки, а также оказали влияние на развитие профессиональной музыки др. вост. народов. Соч.: ПСС/Под общ. ред. Р. Атаяна. Ереван, 1969-2006. 14 т.; Die Armenische Kirchenmusik//Sammelbände der Intern. Musik-Gesellshaft. Lpz., 1899. Oktober-December. S. 54-64 (рус. пер.: Сов. музыка. 1969. 10. С. 86-91); Armenian Sacred and Folk Music/Ed. and transl. by E. Gulbekian. Richmond, 1998. L.; N. Y., 2007; Письма/Сост.: Г. Гаспарян. Ереван, 2000, 2009 (на арм. яз.); Исслед. и ст.: В 2 кн./Сост.: Г. Гаспарян и М. Мушегян, Ереван, 2005, 2007 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1841848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010