С этого же времени быстро разрастаются скромные загородные кладбища, над ними сооружают базилики и «мемории», возникает множество новых кладбищ. В IV-V вв. К. Рима вытянулись вдоль дорог примерно на 5 км от стены Аврелиана (273); их расположение за городскими стенами связано с запретом на погребения в городе (исключение - Александрия I-II вв.). Т. о., с нач. IV в. кардинально меняется придорожный ландшафт рим. пригорода с его частными поместьями и виллами: его пространство, где формируются христ. богослужебные и погребальные традиции, приобретает общественно значимый характер. Кубикула в катакомбах св. Каллиста Кубикула в катакомбах св. Каллиста С сер. VI в. в связи с резким уменьшением городского населения снизилась потребность в кладбищах, а военная опасность вынудила хоронить умерших внутри города, и законодательные нормы были изменены. В предместьях теперь хоронили в основном местных жителей, но наиболее известные К. сохранили значение loca sancta - св. мест; около них в память мучеников возводили храмы и монастыри. К мощам святых и их реликвиям устремлялось все больше паломников; с VII в. в итинерариях (их протографы возводят к рубежу V и VI вв.) содержатся точные указания, как найти то или иное погребение. В VII в. залы К. еще продолжали украшать росписями: последнее оформление К. и святилищ мучеников относят к кон. VIII - нач. IX в., периоду понтификата Адриана I и Льва III. Окончательный упадок К. в Италии, Галлии и рим. Африке начался в VII-VIII вв. с переноса из них в города мощей. Так, освящая Пантеон, папа Бонифаций IV (608-615) вывез из К. ок. 30 повозок с мощами; при папе Пасхалии I (817-824), согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, из К. были вынуты останки 2300 умерших. Мощи из К. извлекали вплоть до нач. IX в. и позже, о чем свидетельствуют росписи XI-XII вв., такие как образ св. Бенедикта в катакомбах св. Эрметы (di Sant " Ermete). Единичные галереи в наиболее известных К. посещали и в средневековье (катакомбы св. Лаврентия (di San Lorenzo) и их часть - св. Кириака (di San Ciriaco) на Тибуртинской дороге, св. Панкратия (di San Pancrazio) на Аврелианской дороге, св. Валентина (di San Valentino) на Фламиниевой дороге, св. Себастиана и св. Агнессы (di Sant " Agnese)).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

В 16–17 вв. сложилось ошибочное, но оказавшееся очень устойчивым представление о том, что в катакомбах скрывались первые христиане в эпоху гонений, что катакомбы были местами культа и чуть ли не местами обитания. В действительности катакомбы были кладбищами. Большая часть катакомб представляет собой общинные кладбища, но были и семейные кладбища, которые именуют ипогеями частного права 1437 . Хорошо известный пример такой катакомбы, принадлежавшей богатому семейству, – римская катакомба первых десятилетий 4 в. под виа Латина (Дино Компаньи). Римские катакомбы, общее число которых доходит до пяти десятков, располагались вдоль консульских дорог. Наиболее известны комплексы: к западу от Рима – Ватиканское кладбище по Корнелиевой дороге и кладбище Св. Панкратия по Аврелиевой; к северу – кладбища Св. Присциллы по Новой Саларийской дороге, Св. Памфилия по старой Саларийской дороге и Св. Агнесы по Номентанской дороге; к востоку – кладбища Св. Кириака и Св. Лоренцо по Тибуртинской дороге, Свв. Марцеллина и Петра (оно же – «У двух лавров» или, в средневековую эпоху, «У св. Елены») по Лабиканской дороге. В южной зоне римских предместий расположены самые посещаемые катакомбы – Св. Каликста по Старой Аппиевой дороге и Св. Домициллы по Ардеатинской дороге. К югу расположены также катакомбы Коммодиллы по Остийской дороге, Свв. Гордиана и Эпимаха по Латинской дороге, Св. Бальбины между дорогами Аппиевой и Ардеатинской и др. На развитие подземных кладбищ огромное влияние оказал культ мучеников. Для увековечения их памяти и благоустройства катакомб много сделал папа Дамас. Большое значение приобрела деятельность фоссоров (термин известен с начала 4 в.) – рабочих, которые были даже, в качестве смотрителей кладбищ, включены в низшую ступень церковной иерархии. В 5 в., после разграбления города лангобардами, а позже, в 9 в. – арабами, мощи из катакомб переносились внутрь города, под защиту стен, их погребали около церквей. Постепенно катакомбы пришли в забвение. Их посещения, сначала эпизодические, возобновились в 15 в., в частности членами Академии Помпония Лета 1438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кладбищенских церквах службы шли в основном в дни годовщин мучеников (dies natalis), в соответствии с представлением о том, что «годовщина является продолжением похорон». Вопрос о евхаристической службе на кладбищах не совсем ясен. Она должна была бы существовать для жителей пригородов. Кроме того, наличие баптистериев при некоторых церквах предполагает и проведение евхаристической литургии для новокрещеных. Однако археологи не обнаружили следов престолов, алтарных преград или других литургических устройств. В течение V в. шел постепенный процесс прекращения захоронений в катакомбах и начала развития кладбищ внутри городских стен. Точные границы его неизвестны, да вряд ли они и существовали, – речь идет о медленных изменениях ментальности и многовековых обычаев. Базилики на кладбищах оставались центрами религиозной жизни на протяжении всего раннего Средневековья и для самих римлян, и в особенности для паломников, которые отвозят в разные страны реликвии (так называемые вторичные реликвии): brandea (полосы ткани, бывшие в соприкосновении с мощами) или ампулы с освященным маслом. Судя по литературным источникам, до середины IX в. вокруг Рима, до 6-й мили включительно, функционировало не менее полусотни святилищ в катакомбах и над ними. Римские катакомбы, общее число которых доходит до пяти десятков, располагались вдоль консульских дорог. Наиболее известны комплексы: к западу от Рима – Ватиканское кладбище по Корнелиевой дороге и кладбище св. Панкратия по Аврелиевой; к северу – кладбища Присциллы по Новой Саларийской дороге, Памфила по Старой Саларийской дороге и св. Агнессы по Номентанской дороге; к востоку – кладбище св. Лаврентия по Тибуртинской дороге, свв. Марцеллина и Петра (оно же – «У двух лавров» или, в средневековую эпоху, «У св. Елены») по Лабиканской дороге. В южной зоне римских предместий расположены самые посещаемые катакомбы – св. Каликста по Старой Аппиевой дороге и Домитилла по Ардеатинской дороге. К югу и юго-востоку расположены также катакомбы Коммодиллы по Остийской дороге, свв. Гордиана и Эпимаха по Латинской дороге, свв. Марка и Марцеллиана между дорогами Аппиевой и Ардеатинской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пажитнов К. А. Положение рабочего класса в России [В 3 ч.]. СПб.: Новый мир, 1906. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Панкрат Т. В. Обшественно-приходская благотворительность Москвы (1864–1917 гг.): Финансовый аспект//Вестник Московского государственного университета. Сер. 8: История. 2010. 4. С. 48–54. Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: Возникновение и особенности организации (1864–1917 гг.)//Российская история. 2010. 2. С. 111–128. Паламарчук П. Сорок сороков [В 4 т.). М.: АО «Кн. и бизнес», 1995. Пашенцев Д. А. Приходские попечительства в России в XIX веке//Ученые записки МГСУ. 1996. Вып. 1. С. 141–146. Персии, М. М. Атеизм русского рабочего. М.: Наука, 1965. Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917/РАН. Отд-ние истории. Ин-т рос. истории. СПб. филиал; Калифорнийский ун-т в Беркли (США) и др.; Редкол.: Потолов С. И. (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ " », 1997. С. 114–131. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев: Вехи политической биографии. М.: МАКС Пресс, 2010. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881 – 1894 гг.//Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1994. 4. С. 22–34. Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М.: РОССПЭН, 2004. Поспеловский Д. В. На путях к рабочему праву. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1987. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Постников С. П., Фельман М. П. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900–1941 гг. Федеральное архивное агентство России; Российский гос. архив социально-политической истории. М.: РОССПЭН, 2009. Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве/Сост.: Е. М. Чемоданова, С. И. Аралов, К. Ф. Лемберг. М.: Изд. и тип. изд-ва «Моск. рабочий», 1948. Публичная народная читальня в чайной Первого московского общества трезвости за 1897 г. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Конец рабочей истории?//International Review of Social History. M., 1996. Vol. 38. Приложение 1/Под ред. М. ван дер Линдена; Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих России на рубеже XIX-XX вв.//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций, 1861 – февраль 1917 г. СПб., 1997. С. 55–77; Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России//Там же. С. 114–131; Фирсов С. Л. Рабочие и Православная Церковь в России в начале XX века//Там же. С. 327–340. 31 Зелник Р. «Непривычному глазу»: вера и безверие у петербургских рабочих в 1870-е гг.//Личность, протест, история: Сб. ст. СПб., 2007. С. 145–178. 32 Зорина К. И. Частное пространство городского рабочего в кон. XIX – нач. XX века//Экономическая история. 2002. 8. С. 101 – 105; Канфер Е. Повседневное общение рабочих на предприятии и за его воротами: Прохоровская мануфактура и завод Гужона в конце XIX – нач. XX в.//Социальная история: Ежегодник, 2004. М., 2005. С. 141 – 163; Постников С. П., Фельман М. П. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900–1941 гг. М., 2009. 33 Леонтьева Т. Г. Народная трезвость и церковный приход//История и время. Тверь., 2004. С. 58–70; Софронов В. Ю. Государство и Церковь – непримиримые союзники в борьбе за народную трезвость//Проблемы истории Сибири: сб. науч. трудов, посвященных 80-летию профессора Ю. П. Прибыльского. Тобольск, 2006. С. 126–140; Зубанова С. Г. Служение Русской Православной Церкви в XIX в. М., 2001. 34 Лашенцев Д. А. Приходские попечительства в России в XIX веке//Ученые записки МГСУ. Вып. 1. М., 1996. С. 141 – 146; Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). М., 2011; Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: возникновение и особенности организации//Российская история. 2010. 2. С. 111–128. 35 Колоухин С. О. Власть духовная и власть светская: направления взаимодействия с последней трети XIX века по февраль 1917 года (по материалам Московской епархии): дис. ... канд. ист. наук. Коломна, 2012; Ершов Б. А. Русская Православная Церковь в системе государственных отношений в XIX – начале XX в. (на материалах Центрально-Черноземных губерний): дис.... канд. ист. наук. Курск, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

При внимательном рассмотрении народных воззрений оказывается, что народ русский понимает христианское учение, в глубоких вопросах как бы чутьём доходит до духа его, но сам от необработанности и неразвитости мышления и языка передать его не умеет. Нередко в народной передаче усвоенная, понятая народом библейская мысль является как бы другою, не библейскою и, пожалуй, иногда не христианскою. Возьмём, напр., народную пословицу: «Панкрат лезет на небо, а чёрт его за ногу». Мысль о том, что дьявол препятствует человеческому спасению и старается совратить человека на путь погибели, передаётся народом чуть не в комическом виде, в такой картине, которая чересчур уж обыденна и осязательно наглядна. Мысль о том, что святые – молитвенники пред Богом за людей, народ также выражает в слишком уж обыденных чертах: «Молись Николе, а он Спасу скажет ». Хочет народ выразить, что дьявол старается возбуждать в человеке чувственные страсти, – он говорит: «В чужую жену чёрт ложку мёду кладёт». На Страшном Суде, по духовным стихам, Бог так обратится к грешникам: «Ох вы, гой еси, души грешные, Я вас буду судити, буду спрашивать…» Возьмём ещё более резкий пример – народные предания о странствовании Бога с св. Петром и Николаем. Припомним хотя сказание, как Бог позволил волку у одной бедной вдовы взять последнюю корову, указав на её приметы и цвет, и как св. Николай, из жалости к женщине, во время сна Господа вымазал корову, чтобы волк не узнал её. Бог, по сказанию, хотя спал, но обличил св. Николая в его противлении воле Божией, причём рассказ замечает: «Всё знае» Бог ! Нужно было народу выразить свою мысль о всеведении Божием и милости св. Николая, и народ уже не мог обойтись без наглядной картины, мало того, выразил эту мысль в самой обыденной картине, в самых грубых безыскуственных красках. Народ, на основании жития, понял св. Николая, как особенного ходатая за людей пред Богом и милостивого угодника, и он не только оттеняет эту черту в угоднике, а разукрашивает факты, какие передаются в житии святого, и даже в том духе выдумывает новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. следующй 5 . Икона Иоанна Крестителя. В 1 арш. 3 верш. вышины и в 13½, верш. ширины. Риза золотая чеканная. На нижней кайме: «Всех рождшихся превысший, Предтеча и Креститель, будь ходатаем пред Христом в день великий сула мне Эриставу рачинскому Рати. Все надписи мгимских икон 1–5 одного и того же характера и принадлежат, как мы полагаем, одному и тому же времени и, вероятно, одному и тому же резцу. К сожальнию, ничего нельзя сказать в этом отношении о самых чеканных изображеяних. О Рати см. Никорцминду 6 и Саване 1. 6 . Выносный крест. Серебряный, золоченный. На обороте его: «Крест святый и честный, ходатайством Твоим спаси меня, раба Твоего, сына царя царей Панкрата Константина... аминь». Броссе полагает, что под словом Панкрат (Баграт), следует разум не лицо, а род Багратидов, к которому принадлежал по происхожденио Константин, причем находит, что он должен быть внук Русудани и сын Давида Нарина, первого имеретинского царя, умерший в 1237 г.; но, во-первых, буквальный смысл надписи не допускает такого толкования, и во-вторых, самый палеографический характер письма надписи указывает более позднее время и потому упомянутый Константин есть сын имеретинского царя Баграта III, показанный в летописях Грузии умершим в 1587 году (Voyage archéol., XI Rapp., 92 и H. de la G., II, 1 livr., 642). 7 . Четвероевангиеле. В киоте серебро-позолоченном, с грубыми рельефными ликами святых; писано на бумаге. Записи его: 1 . В конце евангелия Мафея: «Евангелист Матфей, будь ходатаем Вахушту Абашидзе». Тоже самое повторяется под каждым евангелистом. 2 . В конце книги алфавитом мхедрули: «Сие св. евангелие, по взятии лезгинским владетелем Хунзаха крепости Вахана, было увезено в Ахалцих, где продано еврею, но вновь доставленное оттуда евреем же приобретено царицей Анной, которая в бытность свою в Мгвине выпросила у меня лошадь, подарок сахлт ухуцеса Зураба (и полученное взамен лошади) и окованное мной евангелие жертвую Тебе, Св. Спасе Мгвимский, я недостойный инок Максим (?) 1815 г».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В Смутное Время шайки из поляков, литовцев, немцев, татар, казаков несколько раз пытались взять штурмом Кирилло-Белозерский монастырь. В показаниях кирилловской братии имеются строки: «…в Белозерском уезде в селе в Романовой Слободке и на Новой Ерге литовские люди пана Песоцского замучили старца Иосифа до смерти, да монастырского слугу Матфея Слотова да поварка Данилка замучили до смерти же, а лошадей монастырских взяли шестьдесят восемь кобылиц да девять меринов да тридцать лошадей пашенных» 8 . И до появления в крае преподобного Кирилла Белозерского в боярских вотчинах стояли церкви, и при них проживало духовенство. В церковно-административном отношении они подчинялись Ростовской епархии 9 . Ростовские владыки давали разрешение на строительство храмов, назначали игуменов, ставили священников и диаконов, наблюдали за ставленными грамотами 10 . Имена белозерского духовенства той поры можно найти в первых документах монастыря − записях о дарении угодий и деревень. Так, некая Марфа Данилова, «по приказу мужа, своего господина, дала в дом пречистои богородици старцу Кирилу землицу на реце…», а свидетель тому был «отец её духовный поп Семён». Отдала игумену Кириллу и его братии деревню с поженями и Елена Иванова − на поминанье души отца и матери, при этом присутствовали: «Касьян старец митрополичий, да Ферапонт старец, да поп Никодим, да поп Евагрий, да дьякон Нестор». Ещё одним жертвователем был Прокопий Иванов сын Лубнин. Он также отдал часть своей собственности (пожни, наволоки) «на помин по своем деде, по попе по Савве». Наконец, когда некий «Панкрат Евсевьев сын» отдавал преемнику св. Кирилла игумену Христофору деревню и пустоши в поминанье по своим отцу, матери и сыну, на акте дарения присутствовали его «духовный отец поп Осташ, да поп Трифон» 11 . Упомянутые здесь священнослужители, возможно, влились в ствол родословной епископа Пимена. Указанием на древность прихода Васильево-Романово служит его местонахождение на старинном тракте, соединявшем Череповецкий Воскресенский монастырь с Кирилло-Белозерским. Первое известное нам упоминание датируется 1468 годом. В жалованной грамоте ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю говорится об освобождении двух церквей Романовой слободки − Рождественской «да святы Василей» − от пошлин и от «десятиничья» суда 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В виду таких обстоятельств христианская Грузия с течением времени была постепенно сокращаема в своих пределах: многие окрайние и лучшие её провинции подпали под деспотическое владычество мусульман и обители их, с трудом расставаясь с верованиями своих отцов и предков, в конце концов должны были заменить отечественную христианскую веру пустым и безжизненным учением корана. Такой участи подверглись ингилойцы, ныне живущие в Закатальском округе, вся бывшая до последней войны 1878 года турецкая Грузия с ахалцихским уездом и Абхазия. Находясь в таком печальном положении, некоторые из царей Грузии, чтобы отстоять свой прародительский престол, вынуждены были обстоятельствами и бедственным состоянием царства наружно принимать мусульманство. Следя за дальнейшим ходом событий, мы видим, что сношения между обоими единоверными царствами снова завязываются при царе Алексее Михайловиче, который просил грузинского царя Теймураза прислать в Москву царевича Николая, внука Теймураза, чтобы женить его на дочери своей Евдокии 7 . Знаменательно то обстоятельство, что в это же самое время и грузинские пастыри, верные церкви среди смут и бедствий Грузии, не оставляя без внимания внутреннего состояния учения православного, посещают Москву и таким образом становятся с русским высшим духовенством в ближайшие сношения. Мы говорим об участии на соборе против Никона, по приглашению патриархов александрийского Паисия и антиохийского Макария, призванных в Москву царем Алексеем Михайловичем в 1666 году, грузинского митрополита Епифания с Филофеем трапезундским и архимандритом грузинским же Пахомием. Собор этот имел благотворные последствия и для Грузинской церкви. Особенно же близкие отношения между грузинским и русским царствующими домами и вообще между грузинами и русскими возникают с XVII века, непрерывно продолжаясь в течение всего XVIII столетия, когда в Россию переселяются, в силу неблагоприятных политических обстоятельств в Грузии, сами грузинские цари. Так, в летописях 1607 года мы находим известие, что в царствование царя Василия Иоанновича в Москве был сын кахетинского царя Иессея, царевич Панкрат, при Гришке Растриге сосланный в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010