Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буссов К. Московская хроника Глава V. Как поступили с Сандомирским воеводой и с поляками после убийства царя К оглавлению   Двор, где остановился господин воевода Сандомирский со своими слугами и гайдуками, находившийся в Кремле, поблизости от царских палат и от патриаршего дома, окружили со всех сторон много сотен московитов. К воротам подвезли даже несколько пушек, и все так охранялось, что ни одна собака, не говоря уже о человеке, и то не смогла бы оттуда выйти, пока длился мятеж. Воевода не мог вызволить своего зятя, царя, но был готов защищаться, если бы московиты вздумали напасть на него. Все музыканты, певцы и инструменталисты, мальчики, юноши и взрослые мужчины, помещенные на монастырском дворе в Кремле, были убиты первыми вслед за царем и Басмановым, сто безвинных, искусных и честных душ. После них пришел черед пострадать полякам в Китай-городе и в Белом городе. Некоторые из них залезли и заползли на чердаки, другие — в развалины и в погреба, часть зарылась в солому, другая — в навоз. Как в одних рубахах повыскакивали из постелей, так и попрятались, но все-таки их нашли, одних забили насмерть дубинами, другим саблями перерубили шеи. Женщин и девиц забрали. Брат царицы, пан староста, со своими людьми и находившимися близ него польскими дворянами крепко держался в Валашском доме, против Литейного двора, храбро оборонялся, и многим московитам пришлось у этого двора вылететь из седла и протянуть ноги на земле. В это же время хорошо оборонялись царицын зять и польские послы, жившие в доме, где умер блаженной памяти его княжеское высочество герцог Иоганн, брат его королевского величества короля датского и пр. Всего там было 700 человек, и они угрожали, что станут метать огонь в город, подожгут свой дом, сядут на коней и будут защищаться до последнего человека, если русские клятвенно не обещают оставить их в живых. Подобным же образом поступили старые польские конники Димитрия на своем дворе. Они держались так крепко, что ни один московит не смог к ним прорваться. Московиты подтащили к дому пушки и стали угрожать разнести дом до основания, если они не сдадутся добром, и дали два выстрела по двору брата царицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439087/

Историки до сих пор спорят о том, кто же убил штабс-капитана Лашкевича. По «официальной» версии, этот «подвиг» совершил лично Кирпичников, однако есть и другие мнения. Дело в том, что в дошедших до нас воспоминаниях об этом трагическом событии указываются разные имена убийц офицера (или не называются вовсе). Да и сам Кирпичников в своих интервью и воспоминаниях ни словом о своей роли в убийстве офицера не обмолвился. Точно известно лишь одно - вслед спешно уходящему офицеру кто-то выстрелили из окна казармы в спину. Одни называли убийцей Лашкевича Кирпичникова, другие - рядового Соколова, третьи - унтер-офицера Козлова, четвертые - унтера Маркова и ефрейтора Орлова. Но, как бы то ни было, вина Кирпичникова в случавшейся трагедии очевидна, вопрос лишь в ее степени. Как отмечает историк революции А.Б.Николаев, «лично Кирпичников не убивал своего командира, но именно он разработал план восстания, одним из пунктов которого было убийство Лашкевича, он же принимал участие в назначении солдат для осуществления этого убийства. (...) Напомним и то, что Кирпичников был одним из убийц трех прапорщиков-семеновцев на Литейном пр. во второй половине дня 27 февраля» . Моментально вознесенный на вершину славы в весенние дни 1917 года, Тимофей Кирпичников также стремительно сошел с исторической сцены. О дальнейшей его биографии известно следующее: в дни Апрельского политического кризиса он, по некоторым сведениям, вывел Волынский полк для поддержки Временного правительства, в мае 1917-го был произведен в офицерский чин прапорщика, требовал от властей наведения порядка и борьбы с анархией, а после Октябрьской революции решительно выступил против большевиков. Кирпичников пытался обеспечить поддержку походу Керенского - Краснова на Петроград, в 1918-м участвовал в столкновениях с красногвардейцами, был ненадолго арестован, а затем демобилизован. Перебравшись на Дон, Кирпичников рассчитывал продолжить борьбу с большевиками, но судьба распорядилась иначе - «первый солдат революции» был расстрелян белыми в 1919 году. «Судьбе было угодно, чтобы прапорщик Кирпичников встретился с полковником Кутеповым, - вспоминал генерал Б.А.Штейфон . - Нетрудно представить, с каким чувством переживал Александр Павлович эту встречу... (...) С началом революции Кирпичников был объявлен " героем революции " (...) Весь этот долго длившийся ужас производил на офицеров кошмарное впечатление. (...) " Уведите прапорщика " , - приказал Александр Павлович адъютанту. Через несколько минут во дворе раздались выстрелы...»

http://ruskline.ru/history/2016/03/15/pe...

Принимаем благословение. Среди нас ни одного протоиерея. «Все, – говорит Владыка, – молодые». Сели. Открываю по заранее составленному плану беседу я. «В В , 11 февраля мы – группа свящ просили нас принять. Ныне имеем честь предстать пред Вами. Считаем своим долгом сказать, что среди нас нет многих согласных с нами во взглядах: мы не собирали внушит количества. Я, лично недавно служивший в двух других епархиях, свидетельствую, что и там немало лиц, которые готовы будут подписаться под нашими взглядами. Усердно просим: оцените наши пожелания не количеством или качеством лиц, представляющих, а существом дела, внутренней истиной. Юны мы, как изволили Вы выразиться, и малы, но да совершится на сей раз хвала Богу, Высочайшей Правде – из малых и юных уст». Затем речь ведет о. Чельцов: «Исповедуем свою вину. До сих пор мы приходили в Ваши покои лишь за нагоняями да наградами. Видели в Вас Владыку и только. Ныне желаем видеть Отца». А прерывает: «И мы исповедуем свою вину: мы, быть может, были в этом виноваты. И теперь очень рады Вашему почину». Чельцов: «Мы читали Ваше заключение о свободе совести. Я лично слышал от Вас, что Вы высказались за полную свободу совести, и дал Вам за это земной поклон. Позвольте такой же земной поклон принести от лица всех, здесь присутствующих… Вы сняли позорное пятно с нашей Церкви, освободив ее от полицейских обязанностей». А прерывает и говорит: «Подтверждаю бумагой, что теперь полная свобода совести с возможностью перехода из православия в любое исповедание». Чельцов: «Отныне чуждые государств опеки, мы должны стать на свои ноги. Только внутренней мощью можем вести борьбу с иначеверующими. Время подумать о тех условиях, в которых нам приходится жить и действовать. Свободные ли мы члены господствующей Церкви?» После некоторого малозначащего перерыва вступает о. Слободской: «Мы не свободны. Синод наш раб светской власти. По существующему узаконению, фактически подтверждаемому, постановления наших иерархов, не доложенные государю обер-прокурором, остаются недействительными. Наш возглавляющий Ц иерарх не имеет права доступа пред государем. Такое ужасное положение Центрального Церк Управления отражается тяжело на всей церковной жизни. Чего ни коснись, во всем мы должны озираться на Литейный, где живет О -пр и его товарищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

В 1919 году церковь была закрыта. Вскоре здание по Большому проспекту, 65 было передано Балтийскому заводу, а помещение храма перестроено под концертный зал. После закрытия церкви богослужения некоторое время продолжались в часовне, но вскоре и они были запрещены. В советское время здание часовни сильно пострадало, интерьер полностью утрачен. В настоящее время часовня передана Церкви, здесь снова возносятся молитвы к святителю Спиридону. В Санкт-Петербурге до революции было еще три храма, посвященных святителю Спиридону: Церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении уделов (Литейный пр., 39). Церковь была устроена в марте 1808 года и первоначально находилась на Миллионной улице. В 1857 году Управление уделов переехало на Литейный пр., 39. Церковь была закрыта в 1920 году. С 1947 года в этом здании размещается Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт Министерства геологии (ВНИГРИ). Церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского при Елизаветинском женском институте (Васильевский остров, угол 13 линии, д. 13/14 и Большого пр.). Церковь была устроена около 1816 года, но первоначально находилась на 8 линии. В дом на 13 линии она была перенесена в 1827 году. Одна из святынь, хранившихся в церкви – часть бархатной туфли святого. Закрыта в 1918 году и перестроена. Адмиралтейский собор во имя св. Спиридона Тримифунтского в здании Главного Адмиралтейства (Адмиралтейская наб., 16, в западном крыле). В апреле 1816 году в Исаакиевском соборе после обрушения кусков штукатурки со сводов были остановлены богослужения. Император Александр I распорядился проводить богослужения в Сенатской церкви, но так как она была мала и не могла вместить большое количество прихожан, государь дал соизволение на устройство церкви в здании Главного Адмиралтейства. В 1821 году помещение под церковь было освящено наместником Александро-Невской Лавры архимандритом Товием. С 27 октября 1858 года по повелению императора Александра II Адмиралтейская церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского была наименована собором. В соборе хранился ботинок святого, привезенный с острова Корфу в 1860 году. 13 ноября 1920 года собор закрыли. После реконструкции всех корпусов здания Адмиралтейства, которая была завершена в 1950 году, помещение, в котором располагался собор, перепланировано и перестроено.

http://sobory.ru/article/?object=00749

е) Отдел рукописей. Я пользовался рукописью 267 – о Полоцкой епархии, принадлежащей перу бывшего преподавателя Полоцкой семинарии, затем редактора «Вестника Западной России», Ксенофонта Говорского 5 . VII. Архив канцелярии обер-прокурора Св.Синода (Литейный, 34). Тут имеется небольшой отдел секретных дел и среди них двадцать два дела о «присоединении униатов к православию». Заслуживают особенного внимания следующие дела: 9 – письма пр.Смарагда, 10 – об учреждении Секретного Комитета, 14 – письма пр.Исидора, 18 –рапорты камергера Скришцина по обозрению гр. униатских епархий в 1838 г., 22 – подлинный журнал Секретного Комитета о мерах касательно воссоединения униатов (Высоч.утвержден. 8 янв. 1839 г.), 30 –опровержение записки об угнетении упорных униатских священников. Сделанные на делах этого отдела карандашом пометки показывают, что они уже находились в руках историка униатского вопроса. Почерпнутые из них отрывочные сведения встречаются у проф.Чистовича и у о.Морошкина. Два дела под 9 и 14, представляющие переписку пр.Смарагда и Исидора с обер-прокурором Св.Синода, почти целиком помещены мной в приложении. Здесь же я пользовался всеподданнейшими докладами обер-прокурора Св.Синода за 1833–1839 гг. VIII. Архив Пожайского монастыря 6 , состоящего ныне в Литовской епархии, а в эпоху воссоединения (1833–1840 гг.) принадлежавшего к епархии Полоцкой. Из дел, хранящихся в монастырском архиве, прямое отношение к нашему предмету имеет одна связка бумаг – писем участников воссоединения, православных Полоцких епископов к настоятелю Пожайского монастыря. Несколько лет тому назад письма эта были просмотрены Г.Я.Киприановичем и добытые из них сведения использованы им для труда «Жизнь Иосифа Семашки». К настоящему времени некоторые из писем, бывших в руках К-ча (о чем свидетельствуют помещенные в его книге выдержки из них), затеряны, а уцелевшие не дали мне ничего ни существенно важного, ни нового. Печатными источниками для моей работы служили: 1. Записки Василия Лужинского , архиеп.Полоцкого 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы что на Моховой улице Местоположение церкви Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится Литейной части в 1 участке на левой стороне реки Фонтанки, называвшейся прежде «Московской стороной», на углу Моховой, или по-прежнему, Хамовой улицы и Симеоновского переулка. История церкви Церковь сия, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный, во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого, Цесаревны Анны Петровны, а придельный – во имя Архистратига Михаила. Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 году; но в доношении Св. Правительствующему Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 года о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что эта церковь была построена тщанием и попечением Государя Цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни вместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга. В октябре 1731 года была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь с деревянным куполом и верхом колокольни, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина , в память дня рождения Высочайшей строптельницы храма. Время основания этого храма обозначено на медной доске в западной стене храма по правую руку со входа в церковь такими словами: «Во имя Господне основание храма сего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Источник: сайт  " Novodev.Narod.ru "   http://novodev.narod.ru/spiridon/spiridon.html В 1807 году императором Александром I при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей дворцовых деревень, преимущественно финнов, был сформирован Императорский батальон милиции, в 1811 году преобразованный в лейб-гвардии Финляндский полк. Полк отличился в битве под Лейпцигом в 1813 году и после окончания войны был расквартирован на Большом проспекте В.О., в доме 65. В этом здании при Усиленном лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя Спиридона Тримифунтского. В 1903 - 1904 годах, в честь 100-летия полка, по проекту архитектора С. П. Кондратьева перед зданием, на углу Большого проспекта и 19-й линии была возведена прекрасных пропорций часовня, приписанная к этой церкви. Освящение часовни состоялось в день тезоименитства Цесаревича Алексия Николаевича в 1904 году. Через два года торжественно отмечалось столетие Финляндского полка. В 1919 году церковь была закрыта. Все здание по Большому проспекту, 65 было передано Балтийскому заводу, а помещение церкви превращено в концертный зал. Некоторое время после закрытия церкви богослужения продолжались в часовне, но вскоре и они были запрещены. В советское время, здание часовни, используемое не по назначению и не ремонтируемое, сильно пострадало, интерьер полностью утрачен. Вскоре и она была закрыта и разорена. В здании часовни в последние годы располагался цветочный магазин. В конце 1990-х годов павильон часовни был возвращен церкви, ее деятельность была возобновлена. На куполе часовни установлен православный крест. Ныне часовня приписана к храму Святой Екатерины при Академии Художеств. До революции в Санкт-Петербурге было еще три храма, посвященных святителю Спиридону: Церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении уделов (Литейный пр., 39). Церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского при Елизаветинском женском институте (Васильевский остров, угол 13 линии, д. 13/14 и Большого пр.). Одной из святынь, хранившихся в церкви была часть бархатной туфли святого. Адмиралтейский собор во имя св. Спиридона Тримифунтского в здании Главного Адмиралтейства (Адмиралтейская наб., 16, в западном крыле).

http://sobory.ru/article/?object=00749

В настоящее время в Хакодате около 300 человек христиан. Крещено с основания японской церкви 1122 человека, более 200 из них уже умерли, человек 800 разбрелись по Хоккайдо и старой Японии. На место ушедших переселились христиане из других церквей, но, конечно, в гораздо меньшем количестве. Такую текучесть приходится замечать по всем церквам, и объяснить ее не трудно: скорее принимают крещение, конечно, те, кому менее к этому препятствий, кто не так связан окружающей обстановкой, а в таком именно положении и находятся люди, пришедшие в известный город со стороны. Вот почему их всегда много между принимающими крещение. Но пришельцы так же легко и оставляют место своего временного поселения. Конечно, в видах распространения христианства такая текучесть полезна, зато для частной церкви от этого немало урона, хотя бы в одном том отношении, что временные жильцы не могут так радеть о церкви, не так охотно и щедро жертвуют на ее нужды и пр. Хакодатская церковь , впрочем, имеет в себе и довольно значительное постоянное ядро старых христиан, некоторые из которых приняли крещение еще от самого преосв. Николая (таких, правда, уже очень немного) и от архимандрита Анатолия. Они держат церковь собою, хранят церковные обычаи, которым они могли научиться от русских миссионеров, почти постоянно живших здесь. Особенно это нужно сказать о женщинах, которые, как и везде, усерднее к церкви и богомольнее мужчин. Женщины составляют здесь братство, собираются три раза в месяц для взаимного назидания, сообща жертвуют на церковь, помогают бедным и пр. Богослужение совершается в храме более исправно и с большим соблюдением церковного устава и разных православных обычаев, чем где бы то ни было в Японии. Небольшой храмик, конечно, уже стар, но еще долго послужит, да и перестраивать его не хочется: это родоначальник японских храмов. У него есть и колокольня, с которой всегда раздается звон перед и после богослужения. Колокола же отлиты во время оно самим преосвященным Николаем (конечно, при помощи японца-литейного мастера), отлиты на век: стенки толстые-претолстые. От этого звук получается, может быть, и не такой, какой мог бы получиться, зато то они прочны и дороги для японской церкви по воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Храм был объявлен придворным, и в нем до постройки предшественника современного Казанского собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для Императора особое место, украшенное малиновым бархатом. Церковь стала орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место Императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укрепленная вместо шара на куполе под крестом. Церковь с трехъярусной колокольней под шпилем принадлежит к числу лучших работ даровитого Земцова, который творчески использовал традиционные приемы древнерусского зодчества. Несмотря на частичные перестройки внутренних помещений храма (наиболее существенная в 1869 – 1872 годах, по проекту Егора Винтергальтера, когда над ризницей был устроен придел во имя иконы Божией Матери " Троеручицы " , освящённый 17 октября 1871 года), эта церковь принадлежит к числу хорошо сохранившихся памятников архитектуры первых десятилетий города.В январе 1938 года храм был закрыт, некоторое время ее помещения использовались под склады и были сильно повреждены. В 1951 - 1954 годах под руководством архитектора В. С. Масленникова в здании церкви были произведены реставрационные работы, и оно было передано Музею метрологии. В 1991 году здание было возвращено С.-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003 г. начат реставрационный ремонт церкви. Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=01538

Среди храма устроены 4 кирпичных столба, соединенные со стенами арками. На сих столбах утверждены арки и своды большого и 4-х малых куполов. На столбах… поставлены 36 полуколонн из фальшивого мрамора с такими же базами и сверх колонн лепными капителями. Стены сводов оштукатурены и окрашены разных цветов масляною краскою. По стенам, аркам, сводам, в алтарях и хорах поставлены лепные украшения из алебастра, местами вызолочены, а фоны между ними раскрашены разных цветов красками. В большом куполе планбата на оштукатуренных пьедесталах и базах пилястры обделаны фальшивым мрамором; над ними устроены 16 лепных капителей. В парусах большого купола поставлены 4 писанные на железных листах образа св. московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь имеет три придела: большой - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенный в полуциркуле храма, и два малых, - правый во имя св. и чудотв. Николая и левый во имя пр. Анны. Иконостасы во всех трех приделах с резными колоннами, капителями и пр. украшениями; с прорезными царскими и боковыми дверями, с рамами для образов, вызолочены, и только местами окрашены красною краскою. Столярная работа из соснового, а резьба из липового дерева. Главный иконостас в 4 яруса… Иконы во всех иконостасах писаны на холсте известными профессорами академии и одобрены академическим советом. Приход состоит собственно из воинских чинов конногвардейского полка, но церковь в стенах своих постоянно видит богомольцев и посетителей разных званий и состояний… Метрические книги сохранились не за все годы, с 1791 г. все книги имеются на лицо. «Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 5, Санкт-Петербург, 1876 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. 39). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34117

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010