Мы обязаны заставлять себя постоянно мо­литься и каяться в своем недостоинстве. И смиренно благодарить Господа за то, что Он не отвращает Своего Божественного Лика от нас, но постоянно окружает нас Своими милостями и щедротами, из которых мы способны увидеть только маленькую и незначительную часть, а остальное не видим и не разумеем. Однако мы должны знать и то, что наша ду­ховная слепота и наше невежество не освобож­дают нас от обязанности быть благодарными своему Творцу. Мы должны крепко смирять себя и говорить: «Сегодня, по Божией милости, ты лежишь на мягкой перине земного благопо­лучия и слышишь звуки человеческих похвал. Смотри, не почти это за справедливость и не подумай, что ты достоин всего этого. Иначе ста­нешь святотатцем, присваивающим себе то, что принадлежит Богу. И тогда разделишь горькую часть с теми, кто некогда восстал против Бога и был низринут из Небесных кругов». Кто будет так делать, у того будет мир и ра­дость на душе, и он не отпадет от истинной Церкви Христовой, которая будет на земле до скончания века. — Ваше Блаженство, сегодня наша Цер­ковь вместе с народом переживает слож­ное время. Что бы Вы хотели в первую оче­редь пожелать нашей пастве в качестве благословения и назидания? — Держитесь той Церкви, которая свято хранит чистоту и неповрежденность православной веры, а во всем остальном «возверзи на Госпо­да печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54:53). Живите по заповедям Божиим и смотрите за своими стопами, чтобы они были направлены по словеси Господню, и всех людей вручите в руки Божии. Он силен исправлять стопы чело­веческие. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5290124...

– «Что душа в теле делала, – размышляет инок Георгий, – и какой конец совершила, о том следует помышлять и радоваться или умолять Господа об отпущении ей грехов» (3:63). Также: «О пременении сердца и мыслей нужно умолять Господа всем сердцем. Атце хощет Всемогущий, может внезапно переменить неприятности в благоприятности, оскорбления в примирительную радость и упорство в благопокорство» (2:167). – «Господь даровал нам молиться Ему и непрестанно просить о чистоте сердечной» (3:476). Обращаясь с просьбами к Богу, надо за все благодарить Его: хорошо «благодарить Господа и довольствоваться тем, что Господь дал. Кто благодарен за все Господу, тот не завидует другим много имеющим и не желает ничего такого, что не угодно пред Господом» (3:566). Задонский Подвижник напоминает: «Необходимо нам молиться друг о друге, да помилует нас Господь от вражия коварства и преухищренных козней диавольских, чтобы сохраниться нам в правоверии и правоисповедании Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви и наследовать по воскресении мертвых благодатью Божией жизнь вечную» (1:307). Взаимная помощь нужна – мы «еще на пути, а не дома и пока дойдем до дому Божию, где есть всех веселящихся жилище и неизреченная радость, много-много еще потребно здесь иметь терпения, и осторожности, и труда, и непрестанной молитвы, чтобы дойти нам странствующим в мире сем до дому Отца нашего Небесного» (1:311). На ближних – не обижаться, не сетовать на них, а молиться за них: «Не сетуйте на тех, кои опечаливают вас: вы уверены, что ко спасению вашему есть свыше милость Божия, убеждающая вас молиться за ненавидящих и обидящих вас, дабы вам в наследство приобрести не временное и ничтожное, но самое Небо! Так благоволит о вас наш Отец Небесный – воздать за лишение временных ради имени Христова неизреченными щедротами вечных благ» (3:530). «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче; благотворящим благо сотвори. – Так молится мать наша Святая Церковь , и мы с ней должны молиться также. Благо нам терпеть обиды здесь и не просить лишения обидящим, но просить, да помилует их Господь; а вместе не забываться и о том, что Господь всячески промышляет о нашем спасении, и якоже Господеви изволися, тако и бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы,/помиловати души наша. Славословие великое и отпуст НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя Его. Евангелие от Матфея, зачало 10. Причастен: В память вечную: МОЛИТВА О честная главо! Духа Святаго обиталище и Ангелов собеседниче, преблаженне отче Сильвестре! Житием богоугодным венец славы Небесныя стяжавый и у Господа дерзновение велие имый, молися о рабех твоих, с верою твоея помощи требующих и с упованием на милосердие твое к тебе прибегающих. Испроси у Господа Человеколюбца всем людем, коемуждо для благаго жительствования и спасения потребная: Церкви – мир и тишину, православным христианом – на враги победу и одоление, недужным – исцеление, сирым – вспоможение, немощствующим верою – в вере утверждение, юным – в благочестии воспитание, всем людем – безмятежие и от всех бед и скорбей избавление, воззываемым от жизни сея временныя – святое напутствие, преставльшимся – блаженное в Господе упокоение. Услыши, Богоносне, усердное моление грешных и недостойных раб твоих и милости твоя богатыя излей на ны, да, щедротами твоими обогащаеми, славим всечестное и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Сильвестр Обнорский Преподобный Сильвестр Обнорский жил в XIV веке и был современником святителя Алексия, Митрополита Московского, и одним из учеников Преподобного Сергия Радонежского. Пространного жизнеописания преподобного Сильвестра не сохранилось. Известно, что любовь к молитвенному уединению жила в нем с юных лет. Получив благословение своего наставника – игумена Троицкой обители Преподобного Сергия Радонежского, инок Сильвестр отправился искать пустынное место для пребывания в безмолвии. На покрытом дремучим лесом берегу реки Обноры, примерно в 20-ти километрах от прежнего города Любима в Ярославской земле, в глухой, безлюдной пустыньке преподобный водрузил крест. Построив небольшую келлию, святой отшельник стал дни и ночи проводить в неустанной молитве и строгом посте. Сохранилось предание, что однажды, идя за водой на реку, преподобный получил откровение о том, что пустынь, избранная им для подвижнических трудов, станет известной и соберет немало иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс.102:1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.    Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и «святого имени Его», Которое освящает славословящих Его. Словом «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). Пс.102:2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:    Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния «на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35) (Афанасий). Пс.102:3. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,    Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. «Очищается» человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен быст за беззакония наша, и... язвою» (Которого) «мы исцелехом» (Ис. 53:5) (Псалтирь с толкованием). Пс.102:4. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,    Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека — восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) (Исихий). Пс.102:5. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.    Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой — Этого разумного «Орла. Обновление» всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла «обновление» души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалом Давиду 102 В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к «боящимся Его» . Песнословие это приличествует всему человечеству в целом и каждому человеку в частности (Златоуст, Феодорит). Пс.102:1.   Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и «святого имени Его» , Которое освящает славословящих Его. Словом «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). Пс.102:2.   Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния «на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35) (Афанасий). Пс.102:3.   Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. «Очищается» человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен быст за беззакония наша, и... язвою» (Которого) «мы исцелехом» (Ис. 53:5) (Псалтирь с толкованием). Пс.102:4.   Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека — восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) (Исихий). Пс.102:5.   Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой — Этого разумного «Орла. Обновление» всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла «обновление» души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Господь во всех святых почивает, потому и они совершенно святы, как искры, в пламени Божества. И в нас Господь, и мы должны жить свято. Впрочем, хотя мы и грешны, но за нас посвятил и святит Себя Христос, да и мы будем (и бываем) освящены истиною [ Ин. 17, 19 ]. Потому никто да не соблазняется грехами благочестивых христиан: падут, да и встанут, замараются, да и очистятся: Христос – бездна очищения. Старец истинен, как истина. Много раз Господь внутренно вразумлял меня. Полнота моя, Господи! Всего меня исполни Собою. Помышления плотские , диавольские, суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир [ Рим. 8, 6 ]! Я – ничто, всё – Сущий, или Существо существ. Господь – бытие мое, Господь – избавление от вечной смерти, Господь – вечный живот мой, Господь – очищение и избавление от мерзости прегрешений и освящение мое, Господь – сила в немощи моей, утешение в скорби моей, пространство в тесноте моей, упование в малодушии и унынии моем; Господь – животворящий огнь в хладности моей, Господь – свет во тьме моей, мир в смятении моем, Господь – заступник в искушениях моих. Он мышление мое, желание мое, деятельность моя; Он – свет души и тела, пища, питье, одеяние мое, щит мой, оружие мое. Всё для меня Господь. Душа моя, люби и благодари непрестанно Господа. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя... венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющая во благих желание твое [ Пс. 102, 1 – 5 ]. Вси же вы братия есте [ Мф. 23, 8 ]. Да любите друг друга [ Ин. 13, 34 ]. Церковь – Божие семейство, в котором Бог – Отец, Пресвятая Богородица, Матерь Господа Иисуса Христа, – Матерь наша, Ангелы и святые человеки – старшие братья, и все мы – братья единоутробные, порожденные Церковью в одной купели крещения Духом Святым. Младшие естественно обязаны почтением к старшим, естественно подчинены им как несовершенные, просят у старших молитв за себя у Бога, так как они друзья Божии, которых ходатайство с [благоволением] принимает Господь. У чад Отца Небесного молитва, предначинаемая Сыном Его, – Отче наш .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Касается такой необходимой вещи, как хлеб. «Христианин! Помни и носи всегда в мыслях и в сердце великие слова молитвы Господней: «Отче наш! Иже еси на небесех». Помни, Кто Отец: Бог – Отец наш, Любовь – наша. Кто мы? Мы – дети Его; а между собою – братья. В какой любви должны жить дети Такого Отца? «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеб наш – общее все; а не свой! Самолюбие должно быть изгнано из сердец чад Божиих; мы – одно. Истинно все это! Поэтому – пользуйся Моими дарами, не особно, как самолюбцы, а как дети Мои, у коих должно быть все общее; не жалея предлагать другим даром плодов Моих, дел рук Моих; памятуя, что Я даю их даром, по Отеческой Моей благости и щедротам человеколюбия. Так бывает и в семействе. Когда отец или мать, или брат принесут гостинцев, то отец одаривает ими всех детей своих. По взаимной любви чувствуют себя одним телом; все они как бы один, одно лицо. Так поступай и каждый из вас! А Я знаю, как наградить вас за любовь, столь Мне приятную. Ей, ущедрю!» ( Рим.9:15 ; Исх.33:19 ). Видите, в сколь многих местах своих творений о.Иоанн вспоминает первые христианские времена, когда все было «общее». И от этого выйдет потом желание Дома трудолюбия. Но он хорошо знал, что все человечество добровольно не пойдет на эту общность. Поэтому оставалась только милостыня. И о ней Батюшка настойчиво говорит везде и всегда. И сам показывал пример. И о.Иоанн предлагает меры богачам, не способным к «общей жизни», добровольную благотворительность. «Многопрактикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню. Богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осужены будут с Иудою предателем, продавшем за сребренники Господа Славы. Купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих». И священникам дается совет о милостыне: очевидно, они тоже мало занимались ею, как врачи и купцы. Да! Мы мало даем от щедрот своих: нужно в этом сознаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Позвольте мне открыть вам усердную мысль в общую нашу пользу-не в обременение, но на изволение ваше: не угодно ли будет вам в неделе один средний день посвятить в славу Божию для нищих, по возможности и силе вашей, без отягчения себя?-Ежели возродится в вас желание, ради прославления Иисуса Христа, посвятить себя на сию службу, то можете определить на сие каждой недели четверг.-Ах! сами Ангелы призирали бы на ваш благодетельный стол, и на своеручное служение ваше по любви ко Иисусу Христу!-Может быть иногда и моя худость, по призрению Господню, удостоилась бы вкушения от таковой милостивой о Господе вашей усердной трапезы. Нет сомнения! О Господе вся возможна суть любящим Его. Не оскорбитесь, матушка, сим предложением: я вас не обременяю; но искренно желал бы вам посредством такого милостивого благотворения достигнуть того, чтобы участвовать в царствии небесном, где угощает Сам Иисус Христос. Да будет Он и ныне соединением душ наших во едино сердце, во едину мысль. И такая радость наша о Нем да не отымется от нас во веки!     Марта 18-го дня, 1824 г. 23. К А.П.Р.    Слава Богу о всем. О Господе радующимся сердцем радостное поздравление приношу вам с Ангелом вашим. Я утешаюсь, внемля сугубому празднованию: сегодня четверг; нищие и странные, обычно в сей день приветствуемые вашим усердием ради Христа, сегодня же особенным для Ангела вашего угощением утешенные, мню, побуждены будут в сердцах своих прославить Господа и молить о вас благость Его, да воздаст вам за призрение ваше небесными щедротами Своими...    О, когда б я удостоился услышать, что вы из своих рук сами предлагали пищу на стол братии Христовой, — которых презирают гордые люди, не представляя того, что в лице ни-щего и странного, худого видом, посещает страннолюбцев краснейший всех сынов челове-ческих Иисус Христос, Господь и Бог наш. О глубина таинства Господня!.. Будьте радостны ради Господа и ради святых Божиих о имени Христове. Сорадуюсь вам и я -     недостойный, непотребный раб Егор 25 июля 1827 года 26.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    31-го Мая, 1832 г. 328. К П.И.А.    Слава Богу за все!    Вот и еще сообщаю вам искренне, что теперь помышляю в себе. Плачущие утешатся, а смеющиеся восплачутся; алчущие и жаждущие насытятся, а насытившеися взалчут. Это сказано о здешнем кратковременном житии нашем: которые здесь смеются и насыщаются, провождая жизнь греховную и невоздержную, те самые, по окончании века сего, восплачутся горько и возрыдают и взалчут и возжаждут, и не получат ни малейшей отрады, ни единой капли воды в мучении огненном бесконечном. И потому ублажаются Господом плачущие ныне и алчущие: ибо они там, где не будет конца, утешатся и насытятся в радости неизреченной, будучи вечно блаженными. Здесь временный труд и скорби, а там вечный покой и веселье. Но кто не хочет добровольно здесь потрудиться и поскорбеть ради спасения своего, ради Господа Иисуса Христа, ради заповедей Его, тот уже и неволею там будет мучиться и скорбеть, будет во огне гореть, и не сгорит никогда! Как радованию радующихся с Господом не будет конца, так и мучению отлученных от Господа не будет конца. Горе невнимающим слову Божию и неверующим ныне: тогда дознают на себе самою вещью, но поздно! Спасайтесь о имени Христове верою и любовью, покуда время есть, покуда Христос зовет и приемлет кающихся.     2-го Июня, 1832 г. 330. К П.И.А.    Слава Богу! Христос посреди нас — истинная надежда наша и упование не посрамляемое! Вера спасает, упование не посрамит, любовь никогда не отпадает. Господи, удиви милость Твою на нас, даруй по щедротам Твоим очищение сердца от всякого греха и от всякого неподобающего помышления: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и духа Твоего Святаго не отыми от мене.    Прилежное чтение соч. Святителя Христова Тихона будет вам просвещением в житии вашем и сильным укреплением души вашей против находящих смущений, грусти и уныния. Когда, после дождя, солнце теплыми лучами согревает землю, тогда все мирно и радостно. Подобное сему бывает и в душе: сокрушенное сердце после слез, прокатившихся по лицу, просвещается Словом Божиим. Буди нам всегда одно только упражнение в том: чтобы самим делом, словом и мыслию угождать Господу и жить по Его повелению, как Сам Он заповедал нам... Поскорбим временно, и утешимся вечно!— Да еще и здесь в самой скорби Господь утешает будущим воздаянием. Будем терпеть временные горести, да получим вечные сладости! — Самое соизволение души, потерпеть что-либо Христа ради, уже делается приятным услаждением. Радуйтесь о Господе!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богослужение иудейской церкви устроено было по образу, показанному от Бога на горе; и в нашу Церковь многое вошло из ветхозаветной церкви, потому что то и другое – одно. Даждь мне, Господи, преходить в незлобии сердца посреде дому моего [ Пс. 100, 2 ], невзирая на беспорядки домашних, чтить в них образ Твой и свою плоть и кровь, ибо мы многие одно тело [ 1Кор. 10, 17 ]. Но, Пастырю Добрый, испытующий сердца и утробы, Сам обличай, наказуй и вразумляй их, ибо в доме своем я бесчестен, голоса моего не слушают, будучи самонравны и самочинны. Да не внемлю клеветам врага на домашних моих: они не враги мне, чувствуют добро, делаемое им мною (и жена, и вдова-свояченица с детьми и прислугой). Даст Бог, и в делах своих исправны будут. Богом буду силен против них, против их беспорядков, добром, а не злом, кротостию и смирением, а не гневом и гордостию. Буди! 10 декабря Воскресение. В Думе обедня. Благодарю Господа, сподобившего меня при глухоте моей, недавно (с неделю) со мною случившейся, совершить Божественную литургию и оживотвориться причащением святых пренебесных Его Таин. Благодарю Господа за воззвание меня к молитвам, ибо два молебна приглашали меня служить: у Попова и у Толузакова, и за благодарственную молитву с чувством и умилением. Разве всуе мы чтим Приснодеву Богородицу и святых Божиих? Не их ли молитвами мы здравы и благоденствуем? Разве всуе чтим мы Богородицу и святых? Не чрез них ли возвышена, облагорожена, освящена, обожена наша растленная природа, не чрез Приснодеву ли избавились мы тления, проклятия, вечной смерти, не чрез Нее ли получили бесчисленные милости от Бога: очищены, освящены, обожены, введены опять в рай или в самое небо, удостоены бесчисленных благ (в надежде), посажены на престоле Божества? Если бы мы всю жизнь день и ночь прославляли Владычицу – и тогда бы не принесли Ей соразмерной Ее благодеяний, Ее величию, благости, щедротам славы и благодарения. Так, прославляя Ее и святых угодников, мы прославляем собственную природу, столь просветленную, ублаженную, удостоенную чрез них от Бога бесчисленных благ, а чрез то естественно и благодатно делаемся лучшими и сами, ибо с кем от сердца обращаешься, нравы того и сам принимаешь, уподобляешься ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010