Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 20v) и др.), так и совместные с прп. Лукой Столпником, память к-рого приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)). Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.),- между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», сер. XVI в., ЦмиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе «Отечество, с избранными святыми», нач. XV в., ГТГ - Д. С. справа от престола, прп. Симеон слева, ап. Фома или ап. Филипп внизу). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр. образы Д. С. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. св. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)). Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 14. 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: «...поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (сщмч.

http://pravenc.ru/text/171316.html

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

С. 184-185; Соболевский А. И. Два слова о «корсунских» предметах//Тр. Церковно-археол. об-ва. Новг., 1914. С. 59-66; Айналов Д. В. История древнерус. искусства: Киев-Царьград-Херсонес//Изв. Таврической УАК. Симферополь, 1920. 57. С. 136-248; Талис Д. Л. Из истории русско-корсунских полит. отношений в IX-X веках//ВВ. 1958. Т. 14. С. 103-115; Якобсон А. Л. К истории русско-корсунских связей (XI-XIV вв.)//Там же. С. 116-128; Корзухина Г. Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси: (По мат-лам медного литья)//Там же. С. 129-137; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 263; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI вв. М., 1968. С. 123-124. 199; Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения сер. XI в.//ВИ. 1972. 3. С. 58. С. 1-62; Щенникова Л. А. Запрестольная икона Успенского собора с изображением «Богоматери Корсунской»//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1987. Вып. 5: Новые атрибуции. С. 8-22; Богданова Н. М. Церковь Херсона X-XV вв.//Византия, Средиземноморье, Славянский мир: К XVIII междунар. конгрессу византинистов. М., 1991. С. 19-49; «О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX вв.: Кат. выст. из фондов ЦМиАР. М., 1995. Кат. 17, 30, 31; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотворных образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 392-403; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы//Там же. С. 200-251; Толстая Т. В., Уханова Е. В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Христианские реликвии. 2000. С. 147-161; Христианские реликвии в Моск. Кремле: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 73, 114; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. И. А. Шалина Чтимые списки К. и. В Евфимиевом монастыре в Суздале Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. 1-я пол. (20-е гг.) XVI в. (ГВСМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

XVII в. из ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме вместе с Московскими святителями изображены апостолы Петр и Павел. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМ) святители П., Алексий, Иона, с одной стороны, и Модест, Антипа и Власий - с другой, молятся образу Божией Матери «Знамение»; на правой створке складня «Деисус» нач. XVII в. (из коллекции Л. К. Зубалова, ГРМ) святители П. и Алексий предстают вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом; на столбике царских врат (1643, Троицкий собор, ТСЛ) - вместе с Византийскими и Московскими святителями и ветхозаветными праведниками. В ряду избранных святых П. представлен, напр., на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ; вместе со свт. Иоанном Милостивым, вмц. Екатериной и прп. Елисаветой), на иконе 2-й пол. XVIII в. (Национальная галерея Республики Коми; вместе со свт. Василием Великим, блж. Прокопием Устюжским, мч. Евфимием (?)). Нередко в числе избранных святых П. изображен на полях икон, в т. ч. в клейме на иконе Божией Матери «Одигитрия» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе 2-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ); на складне «Праздники и избранные святые» 2-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ); на левой створке складня «Ярославская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» 1491 г. (из ц. прор. Илии в Сандырях (ныне в черте Коломны), ГТГ); на многочисленных иконах «Шестоднев, с избранными святыми» 1-й пол. XIX в. палехских мастеров (мастерская В. И. Хохлова, ГТГ, ЦМиАР, ГИМ, частные собрания); в композициях с тезоименитыми святыми («семейная» икона гр. А. А. Аракчеева для ц. ап. Андрея Первозванного в усадьбе Грузино, нач. XIX в., ГЭ) и др. Образ П. помещен в числе предстоящих и припадающих на иконах Божией Матери «Моление о народе», напр., посл. четв. XV в. (поновление - 1775, частное собрание); 30-40-х гг. XVI в. из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); 2-й пол. XVI в. (ГИМ); 2-й четв.- сер. XVI в. (из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, ВГИАХМЗ); 1-й четв. XVII в. (ГММК); на прорисях с икон XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Память об И. сохранялась в старицком Успенском мон-ре. В нач. ХХ в. в обители можно было видеть «облачение патриарха, среброкованую митру, жезл черного дерева, рипиды и крест» (ПрибЦВед. 1907. 15. Хроника. С. 695). В Старице почиталась также сестра святителя - старица Пелагия (в миру Параскева), убитая поляками в 1608-1609 гг. и погребенная в старицком Вознесенском мон-ре, по ней совершались панихиды в дни ее монашеских и мирских именин ( Зубарев Ф. И. Город Старица и Вознесенский мон-рь. Старица, 1914. С. 130-134; Станюкович А. К., Шитков А. В. Гробница Пелагии Старицкой//Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей. Звенигород, 2003. С. 112-135). История учреждения Патриаршества в России и возведения И. в патриарший сан, равно как и его драматическая судьба, волновала просвещенную часть современного событиям русского общества, при этом не только в Москве. Так, в б-ке торговых людей и промышленников Строгановых при Благовещенском соборе в Соли Вычегодской, согласно описи сер. 90-х гг. XVI в. («Опись 1579 г.»), среди книг значились «тетрати в полдесть в коже о поставлении первого патриарха Иева Московского и всея Руси», дополненные не ранее 1606 г. материалами «о прощальной грамоте, и списки з грамот при царе Василии» ( Савваитов П. И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб., 1886. С. 52; Поздеева, Турилов. 2001. 2(4). С. 42. Примеч. 32). В «Новом летописце» (30-е гг. XVII в.) И. характеризуется как «столп непоколебимый» (ПСРЛ. Т. 14. С. 65), в Мазуринском летописце XVII в.- как «Иев смиренный» (Там же. Т. 31. С. 144). Митра свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. 1595 г. (ГММК) Митра свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. 1595 г. (ГММК) В 1652 г. св. мощи 1-го патриарха были перенесены из Старицы в Москву. На месте остановки в Старице, где участвовавшие в крестном ходе горожане прощались со святителем, позднее была устроена часовня. Встречу мощей «великого святителя Иева патриарха» в столице 5 апр. 1652 г. множеством народа, сонмом духовенства, боярами, патриархом и внесение их в Успенский собор описал участвовавший в процессии царь Алексей Михайлович в письме Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх). Царь сообщал ему: «А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть». Участвовавший во встрече св. мощей патриарх Иосиф , плача, говорил царю: «Вот-де, смотри, государь, каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава». В Успенском соборе мощи И. были поставлены «в ногах у Иасафа патриарха, на мосту наверху. И оклали кирпичем, а сверху доска положена, а не заделана для свидетельства... А чудеса от него есть» (ААЭ. Т. 4. С. 77). Патриарх Иосиф составил в связи с событием послание, в котором он обращался к И.: «Боголюбезне учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания».

http://pravenc.ru/text/578144.html

XVII в., Москва, вклад царя Алексея Михайловича; КГОИАХМЗ) и др. Св. Троица в деяниях. Пелена. Мастерская М. Годуновой. 1592–1593 гг. Вклад Д. И. Годунова (ГММК) Св. Троица в деяниях. Пелена. Мастерская М. Годуновой. 1592–1593 гг. Вклад Д. И. Годунова (ГММК) В ризнице И. м. хранились святыни, сосуды и шитье, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями: серебряный напрестольный крест (XVI в.), серебряный напрестольный крест с частицами мощей (вклад Д. И. Годунова 1594 г.), золотые и серебряные богослужебные предметы (вклады Годуновых 1599 и 1603 гг.), 3 серебряные водосвятные чаши (вклады Д. И. и И. А. Годуновых), серебряное панихидное блюдо (вклад Д. И. Годунова 1589 г.), 2 саккоса «жемчужных», сударь «шит золотом и серебром, унизам жемчугом» (1602), воздухи (вклад Д. И. Годунова 1586-1599 гг.), плащаницы (вклады царицы Ирины Годуновой и Д. И. Годунова), 2-сторонняя хоругвь «Св. Троица. Свт. Алексий Московский, прп. Алексий, человек Божий, вмч. Феодор Стратилат» (сер. XVII в., вклад царя Алексея Михайловича) и многое др. (подробнее см.: Соколов. Переписные книги. 1890; Павел (Подлипский). 1832. С. 41-45). О богатстве ризницы свидетельствует роспись предметов, изъятых из обители и в 1704 г. переданных в Монастырский приказ. К нач. XVIII в. в ризнице хранилось как минимум 23 покрова, украшенные жемчугом и др. драгоценными камнями (поминальные вклады Годуновых), а также множество изделий из золота и серебра. Решением Синода от 15 сент. 1725 г. обители возвращались «покровы, золото и серебро ломаное, ссыпной жемчуг». Настоятель мон-ря архим. Серапион в марте 1727 г. просил Синод разрешить «употребить» возвращенные ценности «на поправку крыши у соборной монастырской церкви, пришедшей в совершенную ветхость» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 459-462). В 1728 г., после донесения ген.-майора Чернышёва о «неприличных и резных образах», находившихся в костромских храмах, Синод потребовал от настоятелей сообщить о подобных иконах. В ответ архим. Серапион прислал в Синод икону в серебряном окладе, на к-рой правая рука Спасителя написана «от единого запястия аки бы имеющая две руки согбенными персты по образу благословляющая» (Там же.

http://pravenc.ru/text/673737.html

1-я треть XV в. (ГММК) Оклад Владимирской иконы Божией Матери. 1-я треть XV в. (ГММК) Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединенная с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митр. Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое. В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нем вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа Росии, в преименитом славном граде Москве» (Описи Успенского собора. Стб. 584). В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна IV поновленная митр. Афанасием В. и. была богато украшена «златом и камением… многим» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355). Описи 1627 и 1638 гг. дают представление о том, как выглядело убранство иконы в 1-й трети XVII в. (Описи Успенского собора. Стб. 374-382). Образ закрывал золотой оклад митр. Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греч. надписью, золотая икона-складень с образами Богородицы и свт. Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». В. и. помещалась в 2 киотах. Первый, обложенный серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен 2-й киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами.

http://pravenc.ru/text/154962.html

идентифицирован Г. В. Маркеловым - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 617). К 300-летию Дома Романовых и прославлению Е. на Красной пл. в Москве по проекту худож. В. М. Васнецова предполагалось воздвигнуть монумент в честь освобождения России от польско-швед. интервентов (Дом-музей В. М. Васнецова, см.: Чугреева. 2006. С. 91. Ил. 3, 4), который должен был более чем в 3 раза превосходить по размерам памятник К. М. Минину и кн. Д. М. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса . В письме Васнецова от 18 марта 1913 г. в комиссию по сооружению памятника Е. и прп. Дионисию (Зобниновскому) приводится описание монумента, к-рый не был сооружен (В. М. Васнецов. 1987. С. 230-231, 442). Он представлял собой высокий пьедестал, завершавшийся монументальной фигурой вмч. Георгия Победоносца. Ниже, на лицевой стороне, обращенной к храму Покрова Пресв. Богородицы на Рву, располагался крупный барельеф с изображением Е., благословляющего прп. Дионисия. Под барельефом надпись: «Святейшему Патриарху Гермогену за Россию живот свой положившему 1612 г. 17 февр. и сподвижнику его преподобному архимандриту Дионисию Спасенная Россия». Др. проект памятника Е. и прп. Дионисию принадлежал скульптору Н. А. Андрееву (вариант в собрании ГТГ, фотография в ГНИМА): Е. стоит с высоко поднятой благословляющей десницей, прп. Дионисий держит развернутый свиток-послание (см.: Рогозина М. Г. Моск. архитектура на фотографиях 1890-1910-х гг.//Москва в нач. XX в./Авт.-сост.: А. С. Федотов. М., 1997. С. 23. Ил.; Белоброва О. А. Портретные изображения Дионисия Зобниновского// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. М., 2005. С. 89, 92. Примеч. 35). Сщмч. Ермоген. Икона. 1913 г. Мастерская Н. П. и И. П. Пашковых (ГММК) Сщмч. Ермоген. Икона. 1913 г. Мастерская Н. П. и И. П. Пашковых (ГММК) К канонизации Е. его гробницу в Успенском соборе Московского Кремля разместили в резном шатре (1624, работа мастера Д. Сверчкова), первоначально сооруженном для ковчега с частицей ризы Господней. К 10 мая 1913 г.

http://pravenc.ru/text/190175.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010