Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского. На иконе (229 ´ 144 см, с надставленными полями - 238 ´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИЛА СТАРЫЙ (Старой), новгородский иконописец XVI в.; упом. в одной из ранних редакций Жития свт. Филиппа (Колычева) (РГБ. Унд. (Ф. 310). 380. Л. 69-69 об., нач. XVII в.) в связи с созданием для Преображенского собора (освящен в 1566) Соловецкого мон-ря икон деисусного и местного рядов: «...доброписцы иконные были у него Великого Новограда Гаврило Старой да Илья, да Крас». Монастырская опись 1570 г. позволяет реконструировать облик соборного иконостаса, устроенного попечением игум. Филиппа: 4-ярусный иконостас, в местном ряду к-рого находилось 16 икон, в деисусном - 19, в праздничном - 22; почти все иконы были в серебряных, золоченых окладах или писаны на золотых фонах (СПб ИРИ РАН. Архив. Кол. 2. Д. 121. Л. 2). Иконы в связи с обновлением иконостаса в XVIII-XIX вв. перемещались в др. храмы и часовни мон-ря; после закрытия мон-ря (1921) его святыни поступили в музеи страны (ГММК, АИХМ, ГИМ, ГРМ). Активность новгородских мастеров, приглашаемых для выполнения иконописных работ в мон-ре в период вплоть до кон. XVI в., прослеживается по приходо-расходным книгам посл. трети XVI в. и связана как с исторически сложившимися связями Соловков и Новгорода, так и с признанием высокого художественного уровня новгородской иконописи. Однако с усилением с кон. XV в. на культурную жизнь этого региона московского влияния вычленить с достаточной определенностью новгородские работы, в т. ч. упомянутого заказа, сложно. Предположительно к ним можно отнести 2-ю икону из местного ряда «Прп. Зосима и Савватий Соловецкие с житием» (55 клейм; между 1538 и 1549 гг., ГИМ). Возможно, Г. С. в 1594 г. были исполнены для собора Св. Софии в Новгороде 25 икон-пядниц с образом св. Никиты ( Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. 22). Лит.: Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 286-287; Щенникова Л. А. , Клевцова Р. И. , Соколова И. М. Св. иконы в Соловецком мон-ре//Соловецкий мон-рь. М.; СПб., 2000. С. 210-243; Клевцова Р. И. Св. иконы обители//Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. С. 64. 8; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 136. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССИСТ Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) (Асист, сиаст), в рус. иконописи название густого клеящего состава (томленый чесночный сок или пивное сусло), служащего основой под сусальное (листовое) золото или серебро; наносится кистью на красочную поверхность в виде штриховки. Впосл. А. стали называть саму сеть золотых штрихов (инокопь), исходящих из золотого пятна - «силка». А. подчинен созданию образа и значим для художественного восприятия иконы. Как и золотой фон, он инороден красочному слою и является иконическим изображением Нетварного света (более чем пробел и вохрение). А. обычно выявлялись формы на одеждах Спасителя, Богородицы, ангелов, иногда и на одеждах святых, а также им оформлялись Евангелия, престолы, седалища и подножия. В XII-XIII вв. им разделывались власы Спасителя и архангелов (напр., на иконах «Спас «Златые власы»», кон. XII-XIII в. (ГММК), «Ангел «Златые власы»», XII в. (ГРМ)). На псковских иконах XIII - нач. XVI в., как и на нек-рых греч. образах, А. присутствует на одеждах всех изображенных. А. может быть разным по интенсивности и толщине, выполняться красками, при этом без имитации золота. Применялся и цветной А. (напр., на иконе «Лоратный арх. Михаил с Чудом в Хонех», кон. XV в. (РязХМ)). В XVII в. А. нередко заменялся золотопробельным письмом, выполнявшимся твореным золотом. Лит.: Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца/ТСЛ. Серг. П., 1995. С. 101-104; Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX в. СПб., 1995; Флоренский П. А. , свящ. Иконостас. М., 1995. С. 114-122, 131, 216-218; Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. М., 1997. С. 22, 73-74; Филатов В. В. Словарь изографа. М., 2000. С. 18, 85. Игум. Лука (Головков) Рубрики: Ключевые слова: АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола ВЕЛУМ в восточнохрист. искусстве - изображение ткани в верхней части композиции, перекинутой между архитектурными сооружениями

http://pravenc.ru/text/76694.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

кн. Василия II, хотя сохранившийся образ (ГММК) относится к более позднему времени. Существует предположение о том, что именно Б. и. в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном», XII - кон. XIV в.; под записью 1700 г., ГММК). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезенных икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Б. и. (или ее списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо[го]любьское» на золотом ковчеге 1-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Не исключено, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии, о к-рой напомнило изображение на старом мощевике. Вероятно, лишь во 2-й пол. XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Б. и. «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ). По мнению ряда исследователей (А. Н. Грабар, М. А. Маханько, Н. А. Маясова, А. Г. Мельник, Е. С. Овчинникова и др.), с усилением почитания Б. и. связаны изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», распространившиеся в рус. искусстве с нач. XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 20-40-м гг. XVI в., напр., пелена Соломонии Сабуровой - 1525, СПГИАХМЗ). На иконах этого типа Богоматерь, как и на Б. и., предстоит Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой ко Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (напр., Московские митрополиты Петр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклоненного народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (напр., преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых).

http://pravenc.ru/text/149497.html

16-22. Б. Н. Флоря, Г. Шлевис Иконография Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т. н. большом саккосе 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем Фотию , митр. Московскому, где А., И. и Е. представлены в нижней части передней стороны, по пояс, в шитых золотом княжеских одеждах, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой, И.- юным, безбородым, Е.- седым, с небольшой бородой, А.- средовеком с короткой русой бородой; в надписи на греч. языке (ο ρσοι) названы русскими. На минейной иконе на апрель кон. XIX в. (ЦАК МДА), выполненной на основе строгановского образца кон. XVI в., святые надписаны как «новоявленные», облачены в шубы и шапки, имеют аналогичный облик, что соответствует описанию в иконописных подлинниках, где они уподобляются святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу , равноап. вел. кн. Владимиру . В Большаковском подлиннике XVIII в. сказано: «Антоний аки князь Борис в шубе, киноварь голубой, Иван князь аки Глеб, риза вохра, бакан в шубе, Евстафий аки князь Владимир, лазорь празелень, в шубе, в руках держут кресты, а в левых мечи в ножнах, на главах шапки, заломы черны» ( Большаков. С. 88). Ростовые изображения святых имеются в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. ( Маркелов. Т. 2. С. 291). Данная иконографическая традиция прослеживается в гравированных святцах 1722 г., на иконе «Минея годовая с праздниками и иконами Божией Матери» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), на минейной иконе на апрель нач. XIX в. (КГКМ), на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 463), вплоть до нач. XX в., напр., в поясном изображении И. в медальоне зап. свода в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. Лит.: Средневековое лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Каталог выставки/XVIII Междунар. конгресс византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. М., 1991. С. 44-51. Кат. 10 (23); Большаков. Подлинник иконописный. С. 88; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 53, 290-291; Христианские реликвии в Московском Кремле/ГММК, Центр восточнохристианской культуры; ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 55-56. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/116066.html

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

1-я треть XV в. (ГММК) Оклад Владимирской иконы Божией Матери. 1-я треть XV в. (ГММК) Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединенная с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митр. Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое. В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нем вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа Росии, в преименитом славном граде Москве» (Описи Успенского собора. Стб. 584). В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна IV поновленная митр. Афанасием В. и. была богато украшена «златом и камением… многим» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355). Описи 1627 и 1638 гг. дают представление о том, как выглядело убранство иконы в 1-й трети XVII в. (Описи Успенского собора. Стб. 374-382). Образ закрывал золотой оклад митр. Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греч. надписью, золотая икона-складень с образами Богородицы и свт. Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». В. и. помещалась в 2 киотах. Первый, обложенный серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен 2-й киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами.

http://pravenc.ru/text/154962.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010