Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

31/36), с миниатюрами евангелистов, крупными заставками балканского стиля, к-рые, возможно, были выполнены в К. Б. м., миниатюры могли быть приобретены и вклеены в книгу позже. Г. В. Попов считает, что автором вклеенной миниатюры в рукопись инока Гурия (Тушина) с Постническими словами прп. Исаака Сирина, на которой изображен сир. святой в изводе, характерном для образов евангелистов (пишущий за пюпитром, на фоне архитектурных декораций), был главный мастер, исполнивший праздничные иконы для соборного иконостаса (РНБ. Кир.-Бел. 64/189. Л. 22 об.; Попов. 2009. С. 139). Вероятно, из К. Б. м. происходит Евангелие Исаака Собаки (ныне в собрании Покровского собора «на Рву» - ГИМ. 103799/2 П.с. 6/2), написанное для митр. Иоасафа в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVI в. и украшенное миниатюрами ( Серебрякова Е. И. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики: Труды ГИМ. М., 1987. С. 47-51; об этой рукописи см. также: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 154-155, 313). Созданные в мон-ре рукописи, напр. Евангелие (80-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 28/33) с миниатюрами мастеров, работавших в старом направлении (в отличие от тех, кто делали миниатюры в стиле мастера Дионисия), имели заставки балканского стиля. Их облик определяет монохромная неяркая палитра, однослойное личное письмо, короткие коричневые мазки, незамысловатые приемы, которые можно рассматривать как отражение мира монастырского книгописца и художника, подчиненного правилам строгой экономии ( Гордиенко, Семячко, Шибаев. 2011. С. 197). Среди старопечатных книжных иллюстраций в рукописях К. Б. м. сохранились те, что принадлежат лучшим мастерам своего времени, которые освоили новые технологии печати, напр. гравирование. Для них характерно обращение к новым изобразительным источникам - гравюрам западноевроп. мастеров. Заставка, представляющая собой гравюру на металле, была сделана, а потом, возможно, раскрашена иконописцем нач. XVI в. Феодосием, сыном Дионисия, в Евангелии-тетр, вложенном Е.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Царигородская херувимская песнь в Супрасальском Ирмологионе. 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 5391. Л. 292) Царигородская херувимская песнь в Супрасальском Ирмологионе. 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 5391. Л. 292) Доказательством глубокого освоения греко-балканского наследия в восточнослав. певч. культуре является адаптация его стилевых признаков в ряде отечественных напевов Обихода XV-XVI вв., в частности в киевском и нек-рых монастырских (супрасльский, межигорский (также киевский), киево-печерский). В супрасльских и киевских напевах Обихода повторы слогов и слов и словообрывы, идущие от визант. пения, использовались еще в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., в демественном пении - в XVI в. В пространных песнопениях киевского напева, чья продолжительность была обусловлена литургическим чином (причастные стихи, «О Тебе радуется», херувимская песнь, Пс 103, «Блажен муж» и др.), присутствует витиеватое мелодическое наполнение, внешне сходное с калофоническим стилем. Не исключено, что укр. и белорус. монастырские певчие могли сами сочинять мелодии в духе византийских, используя их мелодико-ритмические элементы и опираясь на ладовые схемы греч. осмогласия. Типичное для греков пение с исоном , никогда не фиксировавшимся в нотной записи, повлияло и на демество, и, по-видимому, на ряд «пространных» знаменных распевов Обихода. Е. Ю. Шевчук В сер. XVII в. Г. р., выработанный в юго-зап. землях, был привнесен в Московскую Русь. Известны Ирмологионы с песнопениями Г. р., привезенные в сер.- 3-й четв. XVII в. в московские мон-ри укр. и белорус. священнослужителями: из Кутеинского мон-ря (ГИМ. Син. певч. 1381, 20-30-е гг. XVII в.), свящ. Тимофеем Куликовичем из братской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Белом Ковеле (Оршанского воеводства) (ГИМ. Син. певч. 1368, 1652 г.), из смоленского Свято-Троицкого мон-ря (ГИМ. Увар. 807, 1695 г.) и др.. Т. о., украинско-белорус. Г. р. стал к кон. XVII в. составной частью новой московской традиции, отличающейся по жанрам и стилю. В нач. 50-х гг. XVII в. началось активное освоение греч. и киевского пения в Москве в ходе проводимой патриархом Никоном богослужебной реформы. В то время столицу часто посещали греч. иерархи со своими клириками и церковными хорами. Особое значение для выработки местной редакции Г. р. имела деятельность иеродиак. Мелетия Грека , прибывшего в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича и обучавшего в 1656-1662 гг. греч. пению патриарших певчих и государевых певчих дьяков . Напевы Мелетия получили название «мелетиев перевод» (не сохр.); возможно, это название свидетельствует о существовании др. версий Г. р. для тех же песнопений. Школа Мелетия, вероятно, продолжала действовать и позднее: в 1671-1673 гг. в Москве находился иеродиак. Феодосий, приехавший к Мелетию от Ираклийского митр. Варфоломея «для ради учения божественнаго пения» ( Фонкич. 1997. С. 160-172).

http://pravenc.ru/text/166465.html

В древнерус. искусстве была распространена традиция изображения И. на полях икон праздников или отдельных святых в среднике в полный рост или по пояс: «Спас на престоле, с избранными святыми» (XIII в., ГТГ) - в рост на левом поле, в руке красный свиток; икона из Христорождественского собора в Каргополе «Положение ризы Богоматери, с Деисусом и избранными святыми» (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ) - по пояс на правом поле, под образом ап. Петра, парный И.- свт. Петр Московский; «Свт. Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми» (сер. XVI в., АМИИ); икона из Успенской ц. в Муроме «Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми» (сер. XVI в., МИХМ); икона из Мироносицкой ц. во Владимире «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» (кон. XV в., ГВСМЗ) - И. в паре с арх. Михаилом, под образом св. Иоанна Предтечи; икона из ц. Покрова Богоматери г. Опочка «Рождество Христово, с избранными святыми» (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ) - И., в красной милоти с синей оторочкой, рядом со святыми Николаем Чудотворцем и Дамианом. В паре со св. Иоанном Предтечей И. изображен на иконе «Святитель Николай Мирликийский со Св. Троицей, Явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (1-я пол. XVI в., ЦМиАР). Известны включения различных изображений И. в состав избранных композиций, как в 4-частной иконе «Воздвижение Креста. Изведение ап. Петра из темницы. Чудо вмч. Георгия о змие. Прор. Илия в пустыне» (кон. XV в. (?), собрание В. М. Момота; Шедевры рус. иконописи. 2009. Кат. 21). Прор. Илия раздвигает милотью воды Иордана. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI-XVII в. (АМИИ) Прор. Илия раздвигает милотью воды Иордана. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI-XVII в. (АМИИ) Сюжет «Огненное вознесение» наряду с сюжетом «Прор. Илия в пустыне» был самым излюбленным и распространенным в иконографии святого (в надписях на рус. иконах он традиционно называется «Огненное восхождение»). Это событие воспевается и раскрывается в текстах службы: «В трусе и вихре тонце видел еси Божие пришествие Илие богоблаженне просвещающее тя древле: на колеснице же седя четвероконней, небо прееждал еси страннолепно, удивляемь богодухновенне» (стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне). Христологический характер композиции «Огненное восхождение» часто подчеркивается интересными деталями. Так, иногда возносящегося И. благословляет Сам Спаситель (икона XVI в., ГИМ) или над десницей имеется надпись в сегменте: «ИС ХС» (новгородская икона из собрания Лихачёва, XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику XII в. Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

http://pravenc.ru/text/116106.html

13 об.- 14). В части изображения св. братьев в чине святителей рус. традиция шла в одном русле с традицией южнославянской, начиная с портрета К., представленного в архиерейском облачении в росписях ц. Св. Софии в Охриде (между 1037 и 1056; в ЖК упом. о нем как о «епископе града Канаоне»). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) В целом состав миниатюр Радзивиловской летописи свидетельствует об изменении характера почитания солунских просветителей на Руси: не отмечена их связь с обретением мощей свт. Климента, папы Римского, в XV-XVI вв., оставлена без внимания миссионерская деятельность братьев. Акцент сделан на истории создания азбуки и совместном труде над переводами богослужебных книг, что окончательно объединяет святых в единую «священную двоицу» с одним днем празднования (напр., отмечен под 6 апр. в Минее ростовского Евангелия нач. XIII в.- ГИМ. Арх. 1. Л. 252 об.; под 11 мая - в ВМЧ сер. XVI в.). Равноап. Мефодий благословляет св. монаха — писца (равноап. Кирилла?). Равноап. Кирилл (?). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 14) Равноап. Мефодий благословляет св. монаха — писца (равноап. Кирилла?). Равноап. Кирилл (?). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 14) На протяжении XVI-XVII вв. иконография солунских братьев (в данном случае уместнее говорить лишь о К., тропарь и кондак к-рому сохр. в месяцесловах) отразилась преимущественно на иконах-минеях. Самостоятельные их изображения, судя по отсутствию литургического почитания, вряд ли существовали. В иконописных подлинниках кон. XVI в. (под 14 февр.) помещается описание К., при этом образ св. Мефодия (под 6 апр.) отсутствует: «Кирилъ Философъ: седъ велми, брада проста, аки Николина, риза крестчата, в правой руце евангелие, а левая молебна, перъсты верхъ, исподъ санкиръ» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

В кон. XVI в. написаны кондак, тропарь и икос преподобному: датировка основана на том, что в икосе по древнейшему списку (РНБ. Погод. 1563. Л. 20-21; опубл.: Архангельский. 1882. С. 44-46. Примеч. 116) упомянут царь Феодор Иоаннович (1584-1598). Неизвестный составитель текста о преставлении Н. в 1-й трети XVIII в. объяснял смирением преподобного отсутствие посвященной ему службы: «По преставлении же его ученицы его, по его завещанию, смирения ради его, сея чести ему не сотвориша, яже есть празднества стихиръ и канона, якоже подобает святымъ. Но точию тропарь и кондак и икосъ. А на память его совершаютъ по нем понахиду и литоргию. Святости же его проповедникъ великъ бывает гробъ его с верою приходящим. Еще же и труды и писания его являет, яко великъ есть» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 121 об.). Согласно Обиходнику Нилова скита нач. XVII в., по старцу Н. служили панихиды в Димитриевскую субботу и в день преставления святого - 7 мая. Каждый год в Неделю сыропустную в Ниловой пуст. перед чином прощения обязательно читали «Предание» основателя пустыни (ГИМ. Щук. 212. Л. 116; эта же традиция сохранялась и в XVIII в., о чем свидетельствует Обиходник этого времени РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 46. Л. 89 об.). Из древнейшей приходо-расходной книги Нилова скита известно, что уже в нач. XVII в. совершались паломничества к гробнице Н.: «...августа в день 10 странники шли с Соловков, положили на гроб денгу» (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74. Л. 2-3). Вопреки своему «Завещанию» Н. был погребен около сев. стены ц. Сретения, впосл. над его могилой поставили часовню. В 1655-1656 гг. начались работы для строительства храма над местом погребения Н., завершившееся 25 мая 1658 г. освящением ц. в честь Третьего обретения св. главы Иоанна Предтечи. В 1669 г. в Предтеченском храме была установлена деревянная резная рака (Там же. Колл. 115. Ед. хр. 681. Л. 18 об.). На одной стороне гробницы «в трех кругах» вырезали «позолоченными словами» тропарь, кондак и часть икоса святому. На др. стороне раки, тоже в круге, следовали продолжение икоса и летопись о житии святого: «Преставися преподобный старецъ Нилъ началникъ скитский Сорския пустыни жительствова в близости Блаезера в лто семь тысячь шестагонадесять году месяца маия в седмои день в неделю святыхъ женъ мироносицъ Божиею милостию и молитвами и терпниемъ преподобнаго старца Нила от того времени устроися въ его пустыни скитское жителство по преданию древних святых отецъ иже и до сего дня» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1645. Л. 76, 1747 г.). Гробница находилась на сев. стороне церкви, у стены, «наверху земли».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Тит. 1510). «Преблагословенна еси» имеется в рукописях как на 8 гласов знаменного распева, так и киевского распева (БАН. Арханг. 59). Песнопения В. б. вошли в печатный Обиход синодального издания 1772 г. Наследуя рукописной традиции, это издание содержит идентичные распевы. Кроме Обихода разных распевов был издан Сокращенный Обиход, где также имеются песнопения В. б., дополненные нек-рыми изменяемыми песнопениями. В 80-х гг. XIX в. печатные синодальные книги были пересмотрены, была создана их 2-я редакция, в к-рой песнопения В. б. составляют отдельную часть. Распевы 2-й редакции Обихода в основном соответствуют более ранним изданиям, за исключением песнопения на входе «Свете тихий», к-рое зафиксировано 5 распевами, 2 из к-рых ранее не появлялись в печатных Обиходах. Н. Б. Захарьина Песнопения В. б. в русской многоголосной певческой традиции В ряде рукописных памятников XVI - нач. XVIII в. песнопения В. б. распеты в стиле раннего рус. многоголосия (строчного, демественного), напр. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите имя Господне» (ГИМ. Син. певч. 233, 375), величание Рождеству Богородицы (ГИМ. Син. певч. 220) (опубл.: Беляев В. М . Раннее русское многоголосие. М., 1997. С. 115-127, 133-143, 144-147). В многоголосных нотолинейных певч. рукописях кон. XVII - 80-х гг. XVIII в., записанных квадратной киевской нотацией, песнопения В. б. представлены 2 типами партесного стиля: переменным и постоянным многоголосием (термины В. В. Протопопова ). Переменное многоголосие свойственно концертным формам с разновременным произнесением текста разными партиями хора, чередованием соло и хорового tutti, применением имитационной техники. В таком складе написано, напр., 12-голосное «Всенощное бдение» государева певчего дьяка Василия Титова , рус. композитора кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Епарх. певч. 1). Сборник состоит из 9 частей: предначинательный псалом (опубл. в изд.: Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. М., 2004. Вып. 1. С. 48-73), «Свете тихий», 2 варианта «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, великое славословие и 2 варианта «Взбранной воеводе». «Всенощное бдение» на 12 голосов диак. Киселёва (в той же рукописи) представляет собой др. версию 9-частного сборника (предначинательный псалом, кафизма «Блажен муж», «Свете тихий» (опубл.: Антология рус. и восточнославян. духовной музыки: Моск. барокко XVII - 1-й четв. XVIII в.: Восстановление партитур из хоровых голосов (партий)/Ред., вступ. ст. В. В. Протопопова. СПб., 2000. Т. 5. С. 100-113), «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, антифон «От юности моея», великое славословие, «Взбранной воеводе»).

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

На слав. язык был переведен ряд житийных текстов, посвященных К. и И. Пространное Житие К. и И. (нач.: «Пророческим словесем сбывающимся и словесем Господа нашего Иисуса Христа о сеянней пшеници…») и Житие И. (нач.: «Явлению бывшу с небесе на землю Спаса нашего Иисуса Христа…») были переведены на слав. язык не позднее XII в., содержатся в древнейшем (иосифо-волоколамском) комплекте древнерус. Миней-Четьих (посл. четв. XV в.) (РГБ. Ф. 113. 59) и во всех позднейших, включая ВМЧ, в составе к-рых они изданы. Южнослав. (сербские) списки обоих текстов, включенные в Торжественники минейные, известны с XIV в. ( Иванова. Bibliotheca… С. 234-235). Древним переводом является также Сказание о К. и И. (нач.: «Бе едина дева именем Устина, Едесиа отца, матери Клидония…»), не засвидетельствованное в южнославянской традиции. Старший русский список читается в пергаменном новгородском Сильвестровском сборнике 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53); текст опубликован также в составе ВМЧ. Краткое Житие переведено не позднее XII в. в составе Синаксаря, положенного в основу Пролога нестишной редакции, старший список в древнерус. рукописи РНБ. Соф. 1324 (кон. XII - нач. XIII в.). В составе стишного Пролога вариант краткого Жития трижды переводился на слав. язык в 1-й пол. XIV в. в Болгарии и Сербии либо на Афоне, в т. ч. при Минеях служебных. «Покаяние...» К. может помещаться в рукописях вместе с пространным Житием К. и И. либо со сказанием о них (напр., в Сильвестровском сборнике, серб. Сборнике 1-й четв. XV в.: Афон, Русский Пантелеимонов мон-рь, Слав. 22, ВМЧ, и др.), а также иметь собственную рукописную традицию, напр. в составе Требников (старший список - ГИМ. Чуд. 5, нач. XIV в.). Молитва с именем К. в заглавии периодически встречается в слав. Требниках и сборниках апокрифических молитв не позднее нач. XVI в., текст ее, как и в греч. традиции, неустойчив ( Алмазов. 1900. С. 92-93), рукописная традиция изучена недостаточно. В 1646 г. один из ее вариантов был опубликован в Киеве в Требнике митр. Петра (Могилы), в составе «Восследования молебного о избавлении от духов нечистых».

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН И МАКАРИЙ Чудо о просфоре. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 48 об.) Чудо о просфоре. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 48 об.) (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)), Соловецкие, ученики прп. Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий , преподобные). Имена И. и М. встречаются в Житии преподобных Зосимы и Савватия, преимущественно в рассказах о чудесах преподобных (1-я пол. XVI в.). М., носивший в миру имя Марк, был «хитр на рыбную ловитву». Вместе с прп. Германом Соловецким весной 1437 г. он приплыл на Б. Соловецкий о-в к прп. Зосиме, «имый с собою морскаго рыбнаго запасу много и иныя запасы, яже бе на потребу манастырю» ( Дмитриева. 1991. С. 241). Марк первым на острове принял монашеский постриг с именем Макарий. В Житии он упоминается как свидетель одного из чудес, совершенных прп. Зосимой при жизни. Прп. Зосима после литургии благословил неких купцов просфорой, к-рую они обронили, возвращаясь на корабль. Посланный им вслед М. видел, как из земли, где лежала просфора, исходил огонь и пес не мог схватить святыню. О М. также рассказывается в повествовании «О пожаре и о поставлении новыя трапезы» (чудо относится к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии, т. е. к 1484-1502). После того как опустошительный пожар уничтожил в Соловецком мон-ре трапезную Успенскую ц., где хранились все припасы, М. («старец некый Макарие именем спостник бе преподобному отцу нашему Зосиме»), живший тогда в пустыни, пришел в мон-рь, утешил братию и призывал не покидать обитель, надеясь на помощь Бога, Пресв. Девы и преподобных Зосимы и Савватия. Ободренные его словами иноки принялись за восстановление мон-ря и вскоре получили поддержку от благотворителей.

http://pravenc.ru/text/471224.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010