Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1568 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) В убранство храма в XVII в. входили драгоценные оклады аналойных икон, в т. ч. особо чтимых Барловской и Боголюбской икон Богородицы (не сохр.). Золотой оклад первой из них (кон. XIV - нач. XV в.) и отдельные фрагменты убора второй (датируются разными исследователями от XIII до нач. XV в.) уцелели и хранятся в Оружейной палате. Утрачено «царское место», выполненное из дерева и увенчанное шатром с медным литым золоченым двуглавым орлом наверху. Оно находилось на вост. стороне юго-зап. столпа собора. О том, каким было «царское место», можно судить по описям собора и по картине С. М. Шухвостова «Обедня в Московском Благовещенском соборе» (1857, ГТГ). В XVII в. все богослужебные предметы, значительное собрание святынь, а также большое число священнических облачений хранились в алтаре, позже - в ризнице. На главном престоле в XVII в. находились 4 напрестольных Евангелия. Самое раннее сохранившееся - рукописное Евангелие в серебряном окладе 1568 г., вклад царя Иоанна IV Грозного. Композиция оклада восходит к убору Евангелия 1392 г. из Троице-Сергиевого мон-ря. Особо искусной работой и изысканным золотым с крупными камнями окладом выделялось Четвероевангелие, вложенное в собор в 1571 г. царем Иоанном IV Грозным (позже использовалось в богослужении на престольный праздник Благовещения и при архиерейском служении). К нач. XX в. в соборе насчитывалось 20 напрестольных Евангелий в драгоценных окладах, из к-рых до наст. времени сохранилось ок. половины. Большая их часть была выполнена в придворных мастерских Московского Кремля в XVII в. Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Три воздвизальных креста, отмеченных описью 1680 г. в основном алтаре, также лежали на престоле. Первым назван древнейший крест 1552-1553 гг. новгородской работы в серебряном сканом уборе с драгоценными и цветными камнями и жемчугом.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Сохранились иконы, некогда принадлежавшие к числу личных моленных образов насельников мон-ря. Такова икона вмч. Димитрия Солунского (ок. сер. XVII в.), на нижнем поле к-рой имеется подпись, удостоверяющая, что эта икона - «моление раба Божия монаха Анфима». Святой изображен сидящим на троне, в полном вооружении: с луком за спиной, с копьем в правой руке, с мечом, зажатым под левой рукой и обращенным рукоятью вниз. На голове великомученика венец-стемма; по сторонам украшенного рельефным рисунком нимба - 2 медальона, на их красном фоне золотыми буквами воспроизведено имя святого, что напоминает принципы оформления драгоценной церковной утвари. Древний тип иконографии - святой, сидящий на престоле (известен по рус. иконе нач. XIII в. из Дмитрова, ГТГ), с венцом на голове, подобно правителю,- соответствует деталям убранства трона, имитирующего мрамор, и узор одежд. Жесты святого иные, чем на древнейшей рус. иконе, представляющей вмч. Димитрия как патрона рус. княжеского дома: тем, что меч вмч. Димитрия находится в ножнах, подчеркивается мирный характер св. воина. Испещренная мелкими узорами красная сорочка святого должна была напоминать об одной из реликвий Фессалоники - сорочке святого, впитавшей его кровь и еще с визант. времени являвшейся предметом поклонения для греков и русских. В нач. XX в. Н. П. Кондаков видел в древней ц. вмч. Евстафия Плакиды, расположенной в «пустыни св. Афанасия» недалеко от И. м., 2 иконы XVII в. замечательной сохранности: икону Божией Матери Одигитрии с полуфигурами ангелов в среднике и с клеймами акафиста на полях и икону с поясными изображениями Христа Пантократора, Богоматери и св. Иоанна Предтечи в среднике в окружении сцен двунадесятых праздников на полях. Исследователь относил обе иконы к «молдо-влахийскому периоду греческой иконописи XVI-XVII вв.», отмечал сохранение древних иконографических деталей в композициях праздников, связанных с византийской традицией, напр. олицетворение Иордана в сцене «Богоявление». К искусству Нового времени относятся неск. икон, связанных с принадлежащим И. м. скитом св. Иоанна Предтечи и образами новомучеников. Это икона преподобномучеников Акакия, Игнатия и Евфимия со сценами из жизни на полях работы мон. Досифея из г. Печ в Сербии (ок. 1818). В среднике иконы находятся 3 фигуры молодых святых. Акакий держит в руках икону Воскресения Христова и финиковую ветвь, Игнатий - икону Христа и мученический крест, Евфимий изображен с пальмовой ветвью в правой руке и с крестом в левой; голубой живописный фон имитирует небеса и пейзаж. Сцены верхнего и нижнего полей заключены в рамки, напоминающие барочную золоченую резьбу с картушами витиеватых форм. Еще одна икона, написанная темперой, посвящена нмч. Константину с о-ва Идра. Она создана мон. Анфимом в 1837 г. Святой в образе молодого монаха с крестом в руках представлен на фоне о-ва Родос, где он пострадал в 1800 г.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Monuments de l " Athos. P., 1927. Pl. 81.2; М. Студеница. Београд, 1968. Ил. 78; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI в. М., 1968. Ил. 24; она же. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 12, 15, 26, 28, 31, 33-34, 43, 47, 67-69, 88-89, 91, 95-96, 102, 108, 119, 127, 133, 148; Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970. С. 156; Hutter I. Corpus der byzant. Miniatürhandschriften. Stuttg., 1978. Bd. 1. S. 49. Fig. 172; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода. М., 1987. С. 504, 522; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 7. С. 14-15, 79-80; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 21, 58. С. 40, 42-45, 56-58, 100-101; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 52, 282; Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 76; Б. Манастир Ресава. Београд, 1995. С. 60, 125. Ил. 36, 109; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Д. Сликарство. Ucmopuja. 2000. С. 200-202. Ил. 31; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 171. Кат. 7; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2003; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. Кат. 15, 24, 72, 83. С. 34, 35, 40-41, 44-45, 76, 81, 126, 127, 132-133, 195, 209; Икона Мурома. М., 2004. Кат. 41. С. 234-240; Иконы Углича XIV-XX вв./Сост.: А. Н. Горстка. М., 2006. Кат. 12; Иконы XIII-XVI вв. в ЦМиАР. М., 2007. Кат. 107. С. 568-569; Саенкова Е. М. О нек-рых рус. житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174; Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. М., 2015. Кат. 50. С. 136-139; Симон Ушаков - царский изограф: Кат. выст. ГТГ. М., 2015. 89. Е. М. Саенкова, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Иконописный подлинник. С. 208, 355; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 658. 1605, 1606; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 154-155; Пуцко В. Г. Икона с изображением Ниловой Столбенской пуст.//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 239-242; он же. Преподобный Нил - основатель Столбенской пуст. В контексте рус. иконогр. традиции//Тверская старина. Тверь, 1994. 4. С. 20-25; Лихачёв Д. С. Икона «Нил Столобенский в житии» самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пуст.//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 245-254; Художественное шитье Др. Руси в собр. Загорского музея/Авт.-сост. Т. Н. Манушина. М., 1983. С. 81-82, 202; Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст./ВНИИР. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Полякова О. А. Иконы с изображением Ниловой пуст. из собр. музея «Коломенское»//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 219-228; она же. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 92-131, 244-246. Кат. 17-25; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 45-52, 119-128. Кат. 34-45; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 148-149, 152, 190; Большаков. Подлинник иконописный. С. 55; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 190-196, 198, 227; Т. 2. С. 185; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Барсегян Т. В. Земля Истока...: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001; она же (Барсегян (Куксинская)).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

мавзолее Санта-Констанца (2-я пол. IV в.), в сцене «Сретение» на мозаиках Санта-Мария-Маджоре, или золотого, как на мозаиках рим. базилики Санта-Пуденциана (нач. V в.) и в сцене «Поклонение волхвов» в Санта-Мария-Маджоре, в капелле Сант-Акуилино, в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте, Неаполь (3-я четв. V в.). Т. н. крещатый Н. (с перекрестьем на фоне) впервые встречается примерно с сер. V в. (рельеф слоновой кости «Христос с 12 апостолами», 2-я четв.- сер. V в., Лувр, Париж), часто перекрестье украшено изображениями драгоценных камней (мозаики ц. Осиос Давид в Фессалонике, 2-я пол. V в., Архиепископской капеллы в Равенне, рубеж V и VI вв., базилики Сант-Аполлинаре-Нуово). Эта деталь будет воспроизводиться в значительно более поздних по времени памятниках (икона «Спас Нерукотворный», кон. XIII - нач. XIV в., ГТГ). В средневек. христ. искусстве Востока и Запада т. н. крещатый Н.- обязательный атрибут изображений Христа, указание на Его крестные муки. Между тем в раннее время в изображении Н. Христа допускалась большая вариативность. Позднее в визант. и древнерус. искусстве по сторонам перекрестья внутри Н. будут помещать греч. буквы Ο, Ω и Ν, образующие имя Господа «Сущий», в русском варианте - слав. буквы       Квадратный Н. впервые встречается в росписях синагоги Дура-Европос, Сирия (ок. 250, Национальный музей, Дамаск), в изображениях пророков Моисея, Авраама, Ездры. Здесь он используется, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть историчность и подлинность представленных персонажей, отцов иудаизма. Примеры квадратного Н. в христ. искусстве - на мозаиках мон-ря вмц. Екатерины на Синае (VI в.), где в медальонах посреди апостолов и пророков помещены фигуры 2 донаторов: диак. Иоанна и игум. Лонгина с белыми прямоугольными Н. Персонажи с квадратными Н. изображены на мозаиках VII в. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике - здесь св. патрон церкви представлен с 2 неизвестными, к-рым он положил руки на плечи. Предположительно один из них - епископ, а второй - епарх (правитель) Фессалоники, они восстанавливали базилику после пожара 620 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

XII в.; отдельная память Г. 5 сент. изредка встречается в месяцесловах со 2-й пол. XIII в. В 1369 г. митр. св. Алексий по согласию с князьями св. Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем установил седмичные посты перед памятью Б. и Г. (24 июля), а также перед днями памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт.) и «осенним Юрьевым днем» (26 нояб.) (уставная грамота о новых постах 18 февр. 1369 (мартовского 6876) известна в единственном белорус. списке посл. четв. XVI в.- БАН. Собр. еп. Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). Однако эти посты не вошли в практику Русской Церкви. В московском Типиконе 1610 г. память Б. и Г. указана 3 раза (5 сент., 2 мая и 24 июля). 5 сент.- только память Г. без службы. 2 мая - служба Б. и Г. с полиелеем. Здесь же содержатся указания, как можно соединить их службу со службой свт. Афанасия Великого. 24 июля описана бденная служба Б. и Г. (если желает настоятель), при этом службу мц. Христине указано переносить на повечерие. Память Б. и. Г. 2 мая праздновалась более торжественно, нежели приходящаяся на тот же день память свт. Афанасия Александрийского. В Уставе церковных служб московского Успенского собора (1634) под 2 мая записано: «Афанасию Великому, егда будет невместно вкупе пети с Борисом и Глебом, то пети в 4-й день, трезвон средней, а Борису и Глебу трезвон большой, благовест в ревут» (РИБ. Т. 3. С. 77). Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных Б. и Г., складывался в XI - нач. XII в. Наиболее ранние списки службы Б. и Г. находятся в июльской Минее кон. XI - нач. XII в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 121. Л. 28 об.- 31) и Кондакаре при Студийском уставе того же времени (Типографском уставе) (ГТГ.

http://pravenc.ru/text/153171.html

М., 1972. [Вып.:] Художественная культура домонгольской Руси. С. 104-125; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. Кат. 97-99, 120-121; Банк А. В. Два свидетельства почитания культа Бориса и Глеба вне пределов России//Преслав. София, 1976. Вып. 2. С. 144-154; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. Кат. живописи, 1; кат. прикладного искусства, 1, 21; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Северо-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Спирина Л. М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых//ПкНо. 1980. Л., 1981. С. 457-465; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. Кат. 4; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. Кат. 1, 30, 75; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. Кат. 9, 13, 17, 37, 84; Хлебов Г. В. Житийная икона Бориса и Глеба из Мурома//ПкНо, 1982. Л., 1984. С. 263-274; Плешанова И. И. , Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея: Кат. Л., 1985. 4. С. 18; ГТг: Кат. собр. М., 1995. Т. 1, 9, 31, 32, 58; И. Представе св. Бориса и у Милешеви и српско-руске везе прве пол. XIII ст.//Зб. радова са науч. скупа «Свети Сава у cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju». Београд, 1998. С. 295-308; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.; Жарнов Ю. Э. , Жарнова В. И. Произведения прикладного искусства из раскопок во Владимире//Дри. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 451-461; Васильева О. А. Житийная икона 1545 г. «Владимир, Борис и Глеб» из собр. Псковского музея-заповедника//ПкНо, 2000. М., 2001. С. 178-184; Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Смирнова Э. С. Заметки о связях иконографии св.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (50-60-е гг. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200); в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384-1385). Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ). На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в.; в руках держит свою голову); ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в.). Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), в ц. Асину и др.; на иконах из Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ), из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479, ГММК), из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий (?), ок. 1500, ВГИАХМЗ), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591-1599, ЦмиАР) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), В. В. изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 8, 62). Древнейший тип изображения В. В.- фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Изображения В. В., отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, напр. в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр. створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), В. В. изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из ц. Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр. Минология Василия II (976-1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где В. В. представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр. визант. работы X-XII вв. на окладах икон ( Хускивадзе Л. З. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Гос. музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр. из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150-1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X - нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 97-112, 168-174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а-в, 97а, 98-2, 101-5, 101-6, 101а, 102а, 103а, 112-2, 170а, 171а, 230а-в, 230-2, 424-426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на к-рых В. В. часто изображен вместе со свт. Николаем , архиеп. Мирликийским ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура В. В. располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви мон-ря Хора, 1315-1320 гг.; фигура В. В. встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

кн. Владимиру, небесному покровителю адресата иконы, как на иконе, поднесенной кн. В. А. Долгорукому (выполнена О. С. Чириковым, 1890, ГИМ; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 207). Образ И., напоминающий по иконографии свт. Николая Чудотворца (Зарайского), наряду с образами др. Московских святителей-чудотворцев помещен на епитрахили, изготовленной монахинями Вознесенского мон-ря в Московском Кремле и предназначенной для мощей сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси (1913-1914, ГММК). Свт. Иона исцеляет больных. Клеймо гравюры «Московские святители Алексий, Петр, Филипп, Иона». XIX в. (ГИМ) Свт. Иона исцеляет больных. Клеймо гравюры «Московские святители Алексий, Петр, Филипп, Иона». XIX в. (ГИМ) Изображение И. в составе 4 Московских святителей включалось в композицию Боголюбской-Московской иконы Божией Матери (XVIII-XIX вв.). В XVII в. на иконе «Похвала Владимирской иконе Богоматери» («Насаждение древа государства Российского») из ц. Св. Троицы в Никитниках (мастер Симон Ушаков, 1668, ГТГ), к-рая прославляет Московское царство и Церковь, И. изображен в рост, как напоминание об образах пророков, в левой части виноградной лозы в медальоне на желтом фоне, со свитком в левой руке. Известны изображения И. в составе деисусного ряда иконостаса, напр. в ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1652; см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 107. С. 507-508). И. (надпись не сохр.) представлен вместе со свт. Филиппом (Колычевым) (?) в святительских облачениях: архиерейской шапке, крещатой узорчатой фелони, синем подризнике, епитрахили и омофоре, перекинутом через левую руку, обеими руками он поддерживает Евангелие; у него длинная борода без раздвоения. Ростовая икона И. находилась в деисусном чине ц. во имя прор. Илии в Ярославле (сер. XVII в., ЯИАМЗ; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля/Авт.-сост.: В. В. Горшкова. М., 2009. Т. 2. С. 148-149. Кат. 134). По прориси Сийского лицевого подлинника известна иконная композиция XVII в., где И. представлен напротив свт. Филиппа, изображенного с поднятой рукой; святители показаны как собеседники, одинаково одеты, у старшего по возрасту И. более длинная борода ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 292-293). Образ И. в молении представлен на иконах Московских святых, напр. на прориси с иконы XVII в. (Там же. С. 340-341), на 2 иконах-пядницах кон. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР; на обороте одной из них чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»).

http://pravenc.ru/text/578250.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010