Помимо помощи Саратовскому архиерею в общеепархиальном управлении Вольские епископы управляли храмами Вольска и Вольского у. Первоначально резиденцией Вольских архиереев являлся саратовский Спасо-Преображенский мон-рь. Первым Вольским епископом, поселившимся в Вольске, стал Палладий (Добронравов). Вольским архиереям в разное время подчинялись саратовский Спасо-Преображенский, петровский Никольский и хвалынский Свято-Троицкий муж. мон-ри. В нач. ХХ в. в Вольске действовали 6 правосл. храмов: собор во имя Иоанна Предтечи (заложен в 1747, перестроен в 1844, закрыт в 1929, уничтожен в 30-х гг. ХХ в.), церкви Троицкая (построена в 1793-1806, закрыта в 1929, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Благовещенская (построена в 1908, закрыта в 1929), Покровская (построена в 1844, закрыта в 1930, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Успенская (построена в 1904, закрыта в 1929, уничтожена в 1968) и кладбищенская во имя князей Феодора, Давида и Константина Смоленских (построена в 1833, закрыта в 1930, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), 7 домовых церквей, 2 единоверческих храма, жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери (создан в 1892, закрыт в 1929), духовное уч-ще, епархиальное жен. уч-ще. В кон. 1917-1918 г. в Вольске закрылись ДУ, жен. уч-ще, домовые церкви при учительской семинарии, реальном уч-ще, кадетском корпусе, только что построенная церковь при заводе «Ассерин». В кон. янв. 1918 г. во епископа Вольского был хиротонисан Герман (Косолапов) , осенью того же года еп. Герман был арестован и вскоре расстрелян. Во исполнение решения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о создании в епархиях единоверческих вик-ств 9 мая 1920 г. в Вольского единоверческого епископа был хиротонисан архим. Иов (Рогожин). После ареста Саратовского еп. Досифея (Протопопова) в 1922 г. еп. Иов управлял Саратовской епархией, в том же году получил назначение на Пятигорскую кафедру. В 1922 г. в Вольске, как и по всей России, прошла кампания по изъятию церковных ценностей , в нач. марта была создана уездная комиссия по изъятию ценностей. Жители города просили о возможности заменять освященные предметы по весу золотом и серебром, первоначально в этом было отказано, разрешение было получено в кон. авг. 1923 г., когда основное изъятие было завершено.

http://pravenc.ru/text/155204.html

На территории епархии проживают малочисленные коренные народы Сибири - шорцы и телеуты. Их просвещением в XIX - нач. ХХ в. занимались сотрудники Алтайской духовной миссии . Особенно много потрудился на этом поприще этнограф и лингвист прот. Василий Вербицкий . Неоднократно посещал эти земли свт. Макарий (Невский) - сначала как сотрудник миссии, затем как Томский епископ. В нач. XIX в. в 50 верстах от Кузнецка подвизались преподобные Василиск (Гаврилов), Зосима (Верховский) и ученик прп. Василиска прав. Петр (Мичурин). В дек. 1919 г. Кузнецк был разгромлен отрядами красных партизан, сожжены все 4 городских храма, в т. ч. Одигитриевская ц., в к-рой в 1857 г. венчались Ф. М. Достоевский и М. Д. Исаева, в 20-х гг. XX в. удалось восстановить только Спасо-Преображенский собор. Среди убитых горожан - священнослужители Кузнецка: священники Алексий Петропавловский и Николай Рудичев, а также староста собора купец М. Э. Акулов с супругой. Пострадали мн. священники в Кузнецком у. В 1924-1929 гг. существовало Кузнецкое викариатство Томской епархии. В обновленческом расколе (см. Обновленчество ) в 1923-1927 гг. имелось Кузнецкое вик-ство, в 1927-1932 гг.- Кузнецкая епархия. Кафедра в Кузнецке также была создана в григорианском расколе - в 1929 г. на ней значился еп. Макарий (Дагаев). В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. шло массовое закрытие храмов, духовенство подвергалось гонениям. В 30-50-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. находились подразделения Сибирского исправительно-трудового лагеря (Сиблаг, до 1935 Сибирские лагеря особого назначения (СибЛОН)); в них отбывали заключение мн. мученики за веру. В 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) был учрежден Собор Кемеровских святых, в него вошли имена прмч. архим. Льва (Егорова) и сщмч. свящ. Григория Аверина , пострадавших на территории Н. и Т. е. В 1943 г. была образована Кемеровская обл., в 1945 г. на ее территории открылись правосл. приходы, составившие Кемеровское благочиние Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1945-1947 гг. на территории Н. и Т. е. получили регистрацию 4 прихода: Михаилоархангельский и Никольский в Сталинске (Новокузнецке), Ильинский в г. Осинники и вмч. Пантелеимона в с. Кузедееве (ныне поселок) Новокузнецкого р-на.

http://pravenc.ru/text/2577835.html

Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

В 1911 г. через ущелье были проложены железная и автомобильная дороги, а мон-рь Преображене был взорван. Во время первой мировой войны австро-венг. войска разорили мн. обители. В 30-х гг. ХХ в. усилиями еп. Жичского свт. Николая (Велимировича) при участии рус. специалистов были восстановлены разрушенные мон-ри и основаны новые. В неск. обителях в этот период жили рус. монахи. В 1941 г. в ответ на действия серб. партизан нем. авиация нанесла неск. ударов по ущелью. В 1954 г., во время строительства в низовьях Зап. Моравы ГЭС «Овчар-Баня» и «Меджуврше» и создания водохранилища, был затоплен мон-рь Йоване. В 1955 г. в центре ущелья устроен курорт Овчар-Баня и сформирована туристическая зона. Во 2-й пол. ХХ в. как памятники архитектуры отреставрированы обители Николе, Благовештене и Света-Троица. В кон. XIX - нач. XX в. монашеская жизнь возобновилась в большинстве О.-К. м. Благовештене Благовештене (серб. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, находится на берегу р. Зап. Морава, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Согласно надписи над зап. входом, храм возведен в 1601-1602 гг. «усердием игумена кир Никодима с братией», но по архитектурным особенностям он может относиться к XIII в. В 1633 г. храм был расписан «усердием кир Михаила и Даскала Кирьяка с братией и ктиторами», в 1632-1633 гг. в нем установили иконостас. В XVII в. в обители действовал скрипторий, где были переписаны в 1623 г. Кириаком Молитвенник, в 1644 г., при игум. Михаиле,- «Деяния апостольские», в 1659 г. иером. Никифором - Триодь. Из б-ки мон-ря дошли неск. рукописей, но они могут происходить из др. мест. В 1826 г. обитель сгорела, в 1864 г. была восстановлена. В 1895-1906 гг. из-за ветхости храм был закрыт на ремонт: иконостас забрали на реставрацию (вернули обратно только в 1994). В 30-х гг. ХХ в. здесь часто проходили соборы Движения богомольцев. Во время второй мировой войны немцы расстреляли наместника, монахи были подвергнуты пыткам. После войны здесь принял постриг буд. патриарх Сербский Павел (Стойчевич; † 2009). В 1947-1954 гг. мон-рь пострадал при прокладке туннеля, к 1967 г. был отремонтирован.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

1902. С. 10-11). Странствуя по сев. русским мон-рям, святой познакомился с прп. Александром Свирским († 30.08.1533) и стал его учеником ( Корольков. 1902. С. 12). Он принял монашество в Свирском монастыре с именем Макарий. Позднее подвижник обосновался в «болотных дебрях» на р. Мге (возможно, измененное от Мья, в переводе с фин. языка: «грязь») в Ильинском Тигодском погосте Водской пятины. После того как уединенную келью отшельника случайно обнаружили охотники, сбившиеся с пути, М. Р. перебрался на сухой островок посреди болота, получивший название «Макарьевский мох». В Житии говорится о чудесных явлениях в виде «огненного столпа» и «облака благоуханного дыма», указавших окрестным жителям место подвигов святого. В 3 верстах от кельи, на левом берегу р. Лезны М. Р. основал для собравшейся братии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его 1-м игуменом. Он обладал даром прозорливости и чудотворений, имел много учеников, одному из которых незадолго до смерти передал управление монастырем. В конце жизни святой удалился на «излюбленный им островок», где мирно почил в келье. Подвижник был погребен снаружи, около сев. стены Успенской ц. Память М. Р. под 19 янв. отмечена в старообрядческом месяцеслове выговского наставника Ф. П. Бабушкина: «Преподобного отца нашего Макария началника обители на реке Грезне новгородского» (БАН. Дружин. 736. Л. 34 об., 2-я четв. XVIII в. (приписка нач. XIX в. к основному тексту святцев)). Тот же текст с единственным разночтением (вместо «Грезне» сказано: «Глезне») находится в святцах: БАН. Дружин. 131. Л. 109, нач. XIX в.; Там же. 130, 1840-е гг. (копия ркп. 131). В кон. XIX в. в б-ке мон-ря имелась рукописная служба прп. Макарию, писанная полууставом XVII в. (Новгородские ЕВ. 1895. 1. С. 46). Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Возможно, сначала мощи М. почивали открыто и были преданы земле «в одно из грозных нашествий вражеских на Новгородскую землю» ( Корольков. 1902. С. 8). Над местом погребения М.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

Вознесенская ц. в Кинешме. 1779 г. Фотография. 2008 г. Вознесенская ц. в Кинешме. 1779 г. Фотография. 2008 г. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. в Иваново-Вознесенской губ., впосл. Ивановской обл., активно действовали обновленцы. 17 окт. 1928 г. в Покровском соборе Иваново-Вознесенска прошел 1-й епархиальный обновленческий съезд. 3 июля 1929 г. пленум епархиальных управлений, в котором участвовали представители обновленческих Владимирской, Костромской и Ярославской епархий, принял решение об образовании Иваново-Вознесенской митрополитанской обл. Постановлением обл. Ивановского митрополитанского собрания 4 окт. 1929 г. митрополитом области был избран Иоанн (Миртов). В кон. 20-х гг. ХХ в. в городах Иваново-Вознесенской губ. началась массовая ликвидация храмов. В 1929-1930 гг. были закрыты: Крестовоздвиженская ц. в Иваново-Вознесенске, Спасская в Шуе, Успенский собор и Вознесенская ц. в Кинешме (в здании последней в кон. 30-х гг. ХХ в. разместился музей), Воскресенская ц. в г. Вичуга и мн. др. Вскоре после закрытия храмов началось их массовое разрушение. В Иваново-Вознесенске, в советское время прославлявшемся как «родина первых советов», разрушения были особенно значительными. В 1930 г. была снесена Вознесенская ц., бывш. приходский храм Вознесенского посада, из слияния к-рого с с. Ивановым в 1871 г. возник г. Иваново-Вознесенск (на месте церкви выстроили фабрику-кухню «Нарпит»). В 1931 г. был разрушен ансамбль на Покровской горе, состоявший из Покровского и Троицкого соборов. На этом месте в 1939 г. был построен театр, 3-й по величине в СССР (ныне Дворец искусств). В 1932 г. был разрушен ансамбль на пл. Революции из Крестовоздвиженского и Христорождественского храмов и Феодоровской часовни, определявший облик исторического центра города. На этом месте предполагалось возведение исполинского здания Дома советов, но к 1941 г. успели выстроить лишь юж. корпус, здание осталось недостроенным. 1 мая 1930 г. на пл. Ленина в центре Шуи была взорвана Спасская ц. (в 1961 на ее территории установили памятник Ленину).

http://pravenc.ru/text/200499.html

В ходе секуляризации 1764 г. был лишен вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определенного жалованья. В 1810 г. при А. м. было организовано ДУ. В 1812 г. был сожжен франц. войсками, из разграбленного собора исчезла глава прп. Саввы. Благодаря сохраненной в г. Юрьеве-Польском архим. Феофаном ризнице, а также средствам, выданным Святейшим Синодом в 1813 г., мон-рь быстро восстановился. В нач. XX в. здесь проживало 18 монахов и 4 послушника, обители принадлежала мельница на р. Самынке в дер. Борвихе Звенигородского у. и 33 дес. земли. В 1910 г. настоятелем А. м. стал находившийся на покое миссионер еп. Владимир (Соколовский-Автономов). В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С кон. 1922 г.- жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (в наст. время «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, обратив его в приходскую церковь. Община под рук. свящ. Сергия Дубровина выпускала рукописные «Андрониковские сборники» (1928, 30-е гг. ХХ в. Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря) и планировала создать музей церковных древностей на основе богатого монастырского собрания и памятников некрополя. В 20-х гг. XX в. ценности мон-ря были конфискованы, приход закрыт. Спасский собор и Трапезная палата были взяты на учет Музейным отделом Главнауки Наркомата просвещения. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, мон-рь находился в «ужасающем состоянии», так что стены, башни и «жилые дома» (бывш. кельи) подлежали сносу. Спасский собор предлагалось привести «в гражданский вид» (сломать главу и приделы XIX в.) и использовать в культурно-просветительских целях. В 30-х гг. ХХ в. в обители располагалась колония для беспризорных детей. Идея создания в А. м. музея возродилась после Великой Отечественной войны, в 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Жизнь И. В., его щедрая благотворительность были известны в городе и вызывали неудовольствие у некоторых его соотечественников - касимовских татар. Обстоятельства смерти И. В. неизвестны. Есть предание, что он умер юным после болезни; по др. версии, царевич погиб от побоев; в Казанском мон-ре считалось, что царевич был отравлен родственниками-мусульманами. По преданию, царевич скончался, когда ему было 17 или 25 лет. Согласно завещанию, И. В. был погребен в Казанском мон-ре. Впосл. над его захоронением была построена небольшая часовня, в кон. XIX в. стоявшая справа от Казанской ц. (храм построен в 1854-1864 на месте каменной Казанской ц., сооруженной в 1715). В часовне над могилой лежала плита с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день, на Собор Иоанна Предтечи, преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). В нач. XX в. плиту украшала старинная «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна» ( Добролюбов И., свящ. С. 72). В мон-ре хранился ныне утраченный портрет И. В. Царевич был представлен молодым человеком с коротко остриженными черными волосами, узким удлиненным лицом и короткой бородой. Художник изобразил его во весь рост, с непокрытой головой, в длинной одежде, похожей на подрясник. В кон. 1919 г. мон-рь упразднили, в июне 1930 г., после закрытия Казанского собора, чудотворную Казанскую икону Божией Матери перенесли в Пятницкий храм. Часовня над могилой царевича была открыта для богомольцев, особенно много паломников собиралось у могилы царевича в день его кончины. Надзор за часовней был поручен бывш. послушнице Казанского мон-ря Акилине, по просьбе к-рой люди, исцелившиеся по молитвам к И. В., записывали свои свидетельства в особую тетрадь (записи о чудотворениях по молитвам к И. В. велись и в нач. XX в., до 1917 г.). В 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. в часовне над могилой И. В. часто молилась староста Пятницкой ц.

http://pravenc.ru/text/200317.html

Во 2-й пол. XIX в. изучались курганы на Батыевой горе (Я. Я. Волошинский), над Иордановской ц. на Подоле, храмы на Копыревом конце, Успенский собор Киево-Печерской лавры (П. А. Лашкарёв), велись наблюдения за строительными и земляными работами (Т. В. Кибальчич, И. А. Хойновский). Исследования этого периода имеют слабую научную и методическую стороны, они часто проводились без должной фиксации и сбора находок. Были созданы Музей древностей при Киевском ун-те им. равноап. вел. кн. Владимира (1837), Церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии, а затем Киевский музей древности и искусств (1899); появились первые обобщающие труды по исторической топографии древнего К. и о памятниках его церковной архитектуры (М. А. Максимович, Н. В. Закревский, Н. И. Петров, С. Т. Голубев и др.). В нач. ХХ в. В. В. Хвойка, Д. В. Милеев, С. П. Вельмин вели раскопки на территории Старокиевской горы, прежде всего Десятинной ц. и Софии Св. собора в Киеве , прерванные первой мировой войной. П. П. Покрышкин и Милеев блестяще разработали методику архитектурно-археологических исследований, не утратившую своего значения и в наст. время. После революции и гражданской войны археологическое изучение древнего К. возобновилось, но в небольших масштабах. Раскопки 20-30-х гг. ХХ в. (В. Г. Ляскоронский, С. С. Гамченко, В. Е. Козловская, С. С. Магура, Ф. Н. Молчановский) обогатили археологию К. новыми открытиями. Впервые наряду с традиц. раскопками центральной исторической части города начались исследования и посадских районов (горы Детинка и Замковая, Копырев конец, Подол). До кон. 30-х гг. XX в. работы носили эпизодический характер (археологам были практически недоступны древнерус. памятники К. по причине неповоротливости бюрократической разрешительной системы, а также из-за нахождения земельных участков с остатками древних сооружений в частных владениях и на территории действующих церквей). Изучение и защита (достаточно условная в то время) памятников архитектуры проводились усилиями отдельных ученых, к-рые пытались если не отстоять, то хотя бы по возможности зафиксировать уникальные объекты (Н.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010