языке. В 30-х гг. XIX в. списки текущих публикаций на основе обязательного экземпляра печатались в «Библиографических листах» (1825, изд. П. И. Кеппеном), в 1837 г. возродились в виде «Указателя вновь выходящих книг» в «ЖМНП», просуществовавшего до 1855 г. Гос. регистрация печатной продукции перешла в руки Главного управления по делам печати и была реализована в газ. «Правительственный вестник» с 1869 по 1902 г., с 1907 г. до наст. времени издается «Книжная летопись». Потребность в создании отраслевого библиографического указателя религ. печати осознавалась уже в посл. трети XIX в.: библиографии богословской, церковно-исторической и религиозно-нравоучительной лит-ры были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872-1875) и «Богословский библиографический листок» (К., 1883-1916). В нач. ХХ в. К. М. Поповым (МДА) была предпринята попытка создать обобщающий текущий указатель «Новости богословской литературы» (Серг. П., 1904-1906. 4 вып.), содержавший информацию о книгах и статьях, опубликованных на всей территории России. Книготорговая и книгоиздательская библиография Во 2-й пол. XVIII в. активность книготорговли в Москве и С.-Петербурге вызвала к жизни «росписи» (списки) продаваемых книг. Они появились в лавке московской Синодальной типографии (12 росписей за разные годы), лавках книгопродавцев Глазунова (11 росписей) и В. С. Сопикова (8 росписей); учтенные в «росписях» книги иногда не попадали в позднейшие сводные ретроспективные указатели. Этот вид библиографической информации выходил до 1917 г. Богословские издания в частной книготорговле составляли 30-40% от общего числа книг, каталоги этих магазинов не являются исчерпывающими по своей тематике, однако в значительной степени отвечают на библиографические вопросы в пределах своего хронологического периода и даже восполняют лакуны ретроспективных указателей. Каталоги магазинов А. Ф. Базунова охватывают издания с 1825 по 1869 г. (приб.: 1870-1875), М. О. Вольфа с 1830 по 1880 г., А. С. Суворина с 1876 по 1901 г.

http://pravenc.ru/text/149151.html

В. о. финансировало ряд археологических экспедиций (Янина в Новгороде, раскопки Маклаковских курганов в Пронском р-не сотрудниками ГИМа под рук. М. В. Фехнер). Благодаря деятельности В. о. были решены проблемы сохранения памятников с окружающими их природными и культурными ландшафтами и создания охранных зон (Коломенское, Пушкинские Горы); в 1970 г. был утвержден список из 115 городов, в к-рых сохранились архитектурные и градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, природные ландшафты и древний культурный слой земли. В. о. проводило (совместно с органами Мин-ва культуры) работу по выявлению и постановке на гос. учет произведений монументального искусства, в т. ч. относящихся к дореволюционному периоду, по составлению паспортов на недвижимые памятники. К 1982 г. было поставлено на учет ок. 4 тыс. объектов. На основе предложений В. о. было создано ок. 30 музеев-заповедников. В 70-х гг. началась издательская деятельность В. о.: Памятники истории и культуры Брянщины. Брянск, 1970; Памятники и памятные места Вологодской обл. Вологда, 1970; Калуга: 600 лет. Л., 1971; Памятники истории и культуры Алтая. Барнаул, 1972; Архитекторы Петербурга-Петрограда кон. XIX - нач. ХХ в. Л., 1978; Археологические памятники Новгородской обл. Новгород, 1979, и др. В 1980 г. был основан печатный орган В. о.- альманах «Памятники Отечества», первое специализированное издание, посвященное историко-культурному наследию России (Мир рус. усадьбы. М., 1992; Быль монастырская. М., 1992; Возрожденные святыни Москвы. М., 1995 и т. д.). Выпускались альманахи в сериях «Вся Россия» (с 1994) об отдельных регионах страны (Сердце Поволжья. М., 1998; Суздаль - град небесный. М., 1999; Земля Ставропольская. М., 2001 и др.); «Музеи России» (Владимирская земля. М., 2002; Поленово. М., 2002; Наследие земли Смоленской. М., 2002), а также малая серия (Поклоны из Вязьмы. М., 1996; Вторая жизнь Хмелиты. М., 1996; Алупка. М., 1997, и др.). Важное направление деятельности В. о.- лекции по рус. культуре, к чтению к-рых привлекались лучшие специалисты. В 1966-1988 гг. проводились фестивали фильмов о состоянии памятников и их реставрации, с 1972 г.- ежегодные фотоконкурсы «Отечество».

http://pravenc.ru/text/155542.html

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости. Рейтинг: 7.6 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Козлов С. Страсть пьянства. Алкоголизм в хозяйственной и социальной жизни деревенской России//История (Приложение к газете «Первое сентября»). 2009. 17. С. 24. Гусев Г.В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (кон. XIX – нач. ХХ в.)//Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63–64. Письмо К.П. Победоносцева С.А. Рачинскому от 30 июня 1882 г.//ОР РНБ. Ф. 631. Д. 22. Л. 167–168. Рождественский А.В. Что сделало духовенство для борьбы с народным пьянством. СПб., 1900. С. 13–16. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1888–1889 гг. СПб., 1890. С. 78–79. Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892–1893 гг. СПб., 1894. С. 17. Устав Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 544. Д. 22. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907–1914 годы. Опыт оздоровления общества. Томск, 2007. С. 4; Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. СПб., 1910. С. 40–42. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 14; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3.

http://pravoslavie.ru/59515.html

Образование ряда школ А. в кон. XIX в. тесно связано с развитием протестант. и католич. школ библеистики. Наиболее известное течение «панвавилонизм» возникло в Германии на рубеже XIX и XX вв. и опиралось на протестант. библеистику. Представителями этой школы были Франц Делич , Г. Винклер, П. Йензен, А. Иеремиас. В полемике с протестантами и панвавилонизмом стала развиваться католич. А. Ф. Куглер сделал критический анализ работ Винклера, Йензена и др. А. Даймель создал учебник шумер. языка и свод шумер. идеограмм в неск. томах, к-рый используется до наст. времени. Им был основан ж. «Orientalia», одно из важнейших ассириологических изданий, дающее полную библиографию работ по А., включая и издаваемые в России. Археология Регулярное археологическое освоение Месопотамии началось неск. раньше, чем была прочитана клинопись. В 1820 г. англичанин К. Дж. Рич предпринял попытку раскопать в окрестностях г. Мосул древнюю Ниневию. Вскоре Рич умер от холеры, а его находки - неск. десятков глиняных табличек с письменами, цилиндр с такими же знаками и др. предметы - были отправлены в Британский музей. В 1842 г. франц. консул П. Э. Ботта в поисках Ниневии начал раскопки холма Куюнджик (под к-рым она действительно находилась), но, не найдя там ничего достойного внимания, перебазировался в Хорсабад, где была раскопана резиденция Саргона II - Дур-Шаррукин. Ниневия была раскопана в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. англичанином О. Г. Лейардом и айсором X. Рассамом. Лейард также раскопал холм Нимруд (древний Калах). Отличительными чертами этого первого периода месопотамской археологии является отсутствие научной методики раскопок, элемент кладоискательства, невнимательное отношение к находкам «невзрачного» вида. В результате этого древние города не столько раскапывались, сколько разрушались. Со временем положение дел изменилось к лучшему, но подлинно научный характер ближневост. археология приобрела лишь в 20-30-х гг. ХХ в. (см. также ст. « Археология библейская »). Становление А. в России

http://pravenc.ru/text/76690.html

Г. Бок , 90-е гг. XIX в.) по открытию коптско-визант. древностей (см. статьи Египет , копты ). Эти научные экспедиции создали основу для развития изучения древностей коптов в советский период (Каковкин, 1991). Начаты были исследования визант. древностей и в Италии (Д. В. Айналов , Е. К. Редин ), включая обследование пещерных мон-рей Калабрии и Апулии, чье визант. происхождение было доказано Н. Д. Протасовым. Деятельность российских экспедиций, в состав к-рых входили молодые ученые (Шмит, Н. Е. Макаренко, М. В. Алпатов , Н. И. Брунов ), изучавшие археологию В. и. за рубежом, была затруднена первой мировой войной (работы в Ани и в Трапезунде , давшие важные результаты, продолжались еще в 1916) и постепенно прекращена после революции. Огромное влияние на формирование школы археологии В. и. в России оказал типолого-археологический подход, окончательно утвержденный в первые десятилетия ХХ в. школой Кондакова, сохранившей влияние как в СССР, так и за рубежом (Айналов, А. Н. Грабар , В. Н. Лазарев , Л. А. Мацулевич , собравший огромный материал в зарубежных экспедициях Смирнов и др.). Метод рус. школы был особо требователен к достоверности аналитических, археологических доказательств и построений и предполагал глубокое погружение в проблемы иконологии, богословия, литургики, был крайне чуток к проявлениям художественных достоинств, к специфическому языку визант. культуры, к-рая в глазах большинства зап. искусствоведов все еще оставалась непонятной и была за рамками эстетического подхода. Разгром российского византиноведения в СССР в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. ударил и по развитию археологии В. и.: были закрыты Херсонесская комиссия ГАИМК (1927), Византино-рус. комиссия и «Византийский временник» (1928), отд-ние визант. искусства в ГЭ (1931; последняя выставка - «Византия и эпоха Великого переселения народов», 1927), и только полевые исследования еще продолжались (ГАИМК и музеи) в Херсонесе и др. точках Крыма (Эски-Керменская базилика, Шмит), на Кавказе. В этих условиях важную роль в сохранении традиций археологии В.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации. Территория: 92,6 тыс. кв. км. Центр: г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). География: Республика А. расположена в юж. части Алтайского горного массива. Граничит на северо-западе с Алтайским краем , на северо-востоке с Кемеровской обл. и Республикой Хакасия , на юго-западе с Республикой Казахстан , на юге с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке с Монгольской Народной Республикой, на востоке с Республикой Тыва . Основная транспортная магистраль - Чуйский автомобильный тракт. Между горными хребтами и массивами находятся Абайская, Чуйская, Курайская котловины и степи. На территории А. множество горных рек (Катунь, Бия, Чуя и др.) и озер, в т. ч. оз. Телецкое. А.- аграрная республика с развивающейся пищевой промышленностью, объявлена особой эколого-экономической зоной. Население: 203,1 тыс. чел. (1999), городское - 51,8 тыс. чел., сельское - 151,3 тыс. чел.; количество населенных пунктов - 254; единственный город - Горно-Алтайск. Национальный состав населения: русские - 63,39 %, алтайцы - 30,58, казахи - 2,98, представители др. национальностей - 3,05% (1994). Адм. устройство: 1 июня 1922 г. была образована Ойротская АО в составе Алтайского края; с 7 янв. 1948 г.- Горно-Алтайская АО в составе Алтайского края; с июля 1991 г.- Горно-Алтайская Республика в составе Российской Федерации; в мае 1992 г. получила совр. название. Республика делится на 10 адм. р-нов. Религия На нач. дек. 2000 г. в Республике А. существовало 28 зарегистрированных религ. объединений, из к-рых 20 - приходы РПЦ (из них 3 зарегистрированы в 2000). Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев. Ислам начал возрождаться с сер. 90-х гг. ХХ в., распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский р-н). Среди части алтайцев возрождаются верования, обрядность к-рых коренится в шаманизме и бурханизме (см. Ламаизм ).

http://pravenc.ru/text/115082.html

В центре внимания З. находились народное образование, здравоохранение, ветеринария, статистика. Открывались частично либо полностью финансируемые З. земские школы - начальные учебные заведения (в 1917 их действовало более 30 тыс.). Первоначально ставилось условие, что часть финансирования возьмут на себя сельские об-ва, а З. будут доплачивать жалованье учителям и поставлять учебные пособия. При участии сельских обществ строились школьные здания, устраивались склады книг и б-ки. Постепенно З. увеличивали свою долю финансирования: к нач. ХХ в. жалованье учителям повсеместно выплачивалось ими. Они вели подготовку учителей для начальных школ: создавали учительские семинарии, временные курсы, проводили учительские съезды. С 70-х гг. XIX в. З. также создавали начальные профессиональные школы (ремесленные и сельскохозяйственные). З. неоднократно обращалось к правительству с ходатайствами о введении всеобщего начального образования. Благодаря З. увеличилось число врачей и вспомогательного медперсонала, больниц, аптек, улучшилось снабжение лекарствами, создавались фельдшерские и медицинские курсы. Были достигнуты успехи в борьбе с оспой через развитие оспопрививания. Успешно велась земская статистика, комплексно обследовавшая местные хозяйства; ее основным элементом являлась подворная перепись. З. оказывало экономическое содействие сельскому хозяйству, промышленности и торговле. С его помощью активизировались агрономическая и ветеринарная службы, вошли в практику страхование сельскохозяйственных строений от пожаров, страхование скота. З. устраивали сельскохозяйственные выставки, опытно-показательные станции, создавали артели кустарей, осуществляли кредитование населения через ссудно-сберегательные товарищества и систему касс мелкого кредита, открывали сельскохозяйственные и ветеринарные уч-ща и курсы. З. принимало участие в строительстве железных дорог, создало земскую почтовую и телеграфную сеть. З. было запрещено поднимать вопросы политического характера, вмешиваться в деятельность органов гос. власти, сословных органов. Во мн. З. были распространены либеральные, оппозиционные настроения. В 1867 г. на полгода были закрыты земские учреждения С.-Петербургской губ. за «возбуждение недоверия к правительству» и попытку «расширительного толкования законов». Постановления З. рассматривались и утверждались министром внутренних дел или губернатором. Отсутствовал единый орган, объединяющий и координирующий деятельность З., не была предусмотрена деятельность З. на уровне волостей.

http://pravenc.ru/text/199721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. В. Каргель. Фотография. Нач. ХХ в. [нем. Kargel] Иван Вениаминович (1849 - 23.11.1937, г. Лебедин Харьковской обл., ныне Сумской обл., Украина), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов (см. ст. Баптисты ) в Российской империи. Род. в нем. семье на территории совр. Грузии, затем семья переехала в Германию (1851), где К. получил профессионально-техническое образование. В 1867 г. К. с семьей оказался в Великобритании, но вскоре вернулся в Россию и начал работать инженером-механиком. После возвращения К. стал членом баптистской общины г. Тифлиса и в 1869 г. принял водное крещение от Н. И. Воронина . В 1872 г. по рекомендации И. Г. Онкена прослушал курс для миссионеров в баптистской семинарии в Гамбурге. С 1873 г. служил пастором в общине немецких баптистов в с. Сорочине (ныне Украина). С 1875 по 1880 г. был пастором в нем. баптистской общине С.-Петербурга, а также часто приглашался для чтения проповедей евангельскими христианами из общины В. А. Пашкова , к-рого впосл. называл своим духовным отцом. В общине пашковцев К. познакомился с буд. супругой. К. стал также одним из основоположников баптизма в Болгарии, куда он отправился по просьбе Пашкова. С 1880 по 1884 г. К. организовал и окормлял общину в г. Русе. В апр. 1884 г. был участником объединительного съезда баптистов, евангельских христиан и братских меннонитов в С.-Петербурге, а затем (30 апр.- 1 мая) - I съезда баптистов в с. Нововасильевка Бердянского у. Таврической губ. В 1886 г. К. был избран заместителем главы Русского баптистского союза Д. И. Мазаева , сменившего на этом посту И. Вилера. После высылки из России Пашкова и М. М. Корфа К., работавший в этот период с баптистскими общинами Финляндии и Эстляндии, стал окормлять группу, собиравшуюся в С.-Петербурге в доме кнг. Н. Ф. Ливен, где он поселился вместе с женой и дочерьми (1887). В 1889-1891 гг. К. вместе с Ф. В. Бедекером, к-рый представлял англ. тюремную миссию, проехал от С.-Петербурга через Минусинск до Сахалина, посещая тюрьмы, проповедуя и раздавая Евангелия. Считается, что было роздано не менее 12 тыс. экз. Евангелия, а проповеди прослушали ок. 40 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681015.html

Титульный лист первого издания Библии на английском языке. 1535 г. В кон. XIX в. в кругах англокатоликов и Оксфордского движения также стали распространяться либеральные идеи. Одобрительное отношение к научным методам исследования и критической библеистике отразилось в издании Lux Mundi (1889), подготовленном группой богословов «Высокой Церкви». Сходные тенденции в среде евангеликов привели к выделению в этом течении либерального евангелизма, организационно оформившегося в Движение англиканской евангелической группы (Anglican Evangelical Group Movement) (1906-1967). Либеральные и модернистские тенденции оказывали сильное влияние на настроения в А. Ц. в кон. XIX - нач. XX в. Они выразились, в частности, в деятельности Союза церковных деятелей (Churchmen " s Union, 1898), преобразованного в 1928 г. в Союз новых церковных деятелей (Modern Churchmen " s Union). Члены Союза считали, что богословие должно приспосабливаться к требованиям современности и идти в ногу с новыми научными теориями. Их мнение разделяли и поддерживали представители т. н. «нового реализма» - светские философы и богословы Дж. Э. Мур, Б. Расселл , Ч. Д. Брод, Г. Х. Прайс. Их отношение к религии варьировалось от индифферентности до резкого отрицания. В полемике с этой школой, но и под ее влиянием сложилось авторитетное направление т. н. «реалистической метафизики» (Ч. Л. Морган, С. Александер, А. Н. Уайтхед ), стремившееся, опираясь на эволюционную теорию в биологии и достижения математики, создать новую картину мира, к-рая не противоречила бы основам христ. учения. Др. ответвление «нового реализма», т. н. «логический эмпиризм» (А. Дж. Айер, Дж. Райл, Р. Брейтуэйт, Дж. Уиздом), продолжало традиции аналитической философии Б. Рассела. В результате появился ряд теоретических трудов о специфике «языка религии». Распространение либеральной теологии и модернизма и необходимость противостоять критике в адрес традиц. христ. доктрины привели в 30-40-х гг. ХХ в. к усилению неоконсерватизма в А. Ц. Однако его влияние в Англии не было столь сильно, как в континентальной Европе или США. Постлиберальная англикан. теология по-прежнему стремилась к продуктивному синтезу науки и веры исходя из единства Божественного Откровения и человеческого разума (У. Темпл , Дж. Бейли, Д. М. Бейли, Х. Х. Фармер).

http://pravenc.ru/text/115120.html

24 Наёмные работники, батраки, которых европейские империалисты XVIII — нач. ХХ веков перевозили в качестве дешёвой рабочей силы из густонаселённых азиатских колоний в свои менее населённые американские иафриканские владения, остро нуждавшиеся в рабочей силе после отмены рабства. 25 Комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной ицентрально-восточной части будущих США в период 200–500 гг. н. э. 26 Крупнейшая индейская культура, существовавшая на юго-востоке США в VIII — XVI вв. 27 Антиномизм — чрезмерное пренебрежение законами Старого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучение Старого закона. 28 Протестантская религиозная секта в США, официальное название которой —Объединённое сообщество верующих во второе пришествие Христа. Шейкеры известны как сторонники строгих нравов, стремятся к целомудрию, ведут размеренный образ жизни в составе общин, ценят труд, декларируют равенство полов. 29 Приверженцы учения одного из ведущих представителей утопического социализма Ш. Фурье и его последователей. 30 В древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами. 31 Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. 32 Вождь индейского племени хункпапа, возглавлявший сопротивление коренного населения вооружённым силам США. 33 Король Аквитании (781–814), король франков и император Запада (814–840) из династии Каролингов. 34 Легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев. 35 Индустриальные рабочие мира, международная рабочая организация. 36 Украшенный цветами столб, вокруг которого танцуют 1 мая в Англии. 37 Индустриальные рабочие мира, сокращение от англ.

http://predanie.ru/book/220218-fragmenty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010