В 1805 г. власть в К. захватил османский военачальник Мухаммад Али (правил до 1848), превративший Египет в сильную державу, фактически независимую от османов. Политические амбиции Мухаммада Али нашли отражение и в его архитектурных проектах в К.: он построил дворцы в цитадели (1814 и 1827) и квартале Шубра (1808, перестроен в 1823), возвел в цитадели монументальную мечеть (1830-1848), копировавшую стамбульскую Ени-джами, основал монетный двор (1812), типографию (1822), медицинскую школу (1827). Облик К. изменился во 2-й пол. XIX в., при наследниках Мухаммада Али. Территория города увеличивалась на север и северо-восток: сформировались районы Шубра, Эль-Аббасия (по имени Аббас-паши, правителя Египта в 1849-1854) и др. В 1856-1858 гг. железные дороги связали К. с Александрией и Суэцем. Хедив Исмаил в 1863 г. заложил дворец Абдин, куда в 1874 г. перенес свою резиденцию из цитадели. Строились дворцы в европ. стиле, прокладывались каналы. После визита в Париж в 1867 г. хедив, вдохновленный европ. архитектурой, попытался применить те же методы городской планировки при застройке К., в частности района Исмаилия. К торжествам в честь открытия Суэцкого канала (1869) было возведено здание оперы (сгорело в 1972). В нач. 70-х гг. XIX в. берега Нила соединил совр. мост; на месте снесенной средневек. застройки разбили бульвары, иностранные компании проложили в К. водопровод (1865), газовую (1873) и электрическую сети, телефонную связь (1881), подводные телеграфные кабели, связавшие К. с Лондоном и Бомбеем (1870). Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. В период брит. оккупации (с 1882) темпы строительства замедлились. Все ресурсы страны были направлены на выплату внешнего долга и развитие экспортных отраслей сельского хозяйства. Заботу об инфраструктуре гос-во передало частным компаниям, привлекавшим средства из-за рубежа. Европ. влияние в К. усилилось. Иностранные архитекторы возвели множество зданий с фасадами в итал. стиле (т. н. колониальная архитектура). Трамвайные линии (появились в 1889) способствовали развитию удаленных районов и пригородов Эз-Зейтун, Эль-Матария, Эль-Аббасия, Шубра. В пустыне к северо-востоку от К. в 1906 г. начал строиться р-н Гелиополь (Маср-эль-Гедида), спланированный на основе англ. урбанистических концепций; юж. трамвайная ветка соединила К. с Хелуаном. В 1905-1910 гг. был заселен о-в Эз-Замалик на Ниле (здесь разместились брит. офицерский клуб и виллы каирской элиты), возведены мосты между островом и обоими берегами реки, железнодорожный мост Имбаба (1891) и мост Гиза (1907).

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Де Росси подготовил 5-томное издание «Подземный Рим» (при его жизни вышло 3 тома), издавал специальные журналы, читал публичные лекции в К. в дни памяти святых. Он смог доказать, что К. не были впервые созданы христианами, не служили убежищами во времена гонений, не строились для совершения богослужений (хотя стали местом поминальных служб и литургии в посл. четв. III - нач. IV в.); христианство и язычество в Риме III в. были тесно взаимосвязаны; верующие являлись членами хорошо организованных погребальных сообществ, и К.- это результат их целенаправленной деятельности. Была установлена в целом верная хронология устройства христ. К.- 2-я пол. II-V в. Ампула из катакомб св. Панфила Ампула из катакомб св. Панфила Однако ряд уязвимых мест в «теории катакомб» сохранялся: в хронологии господствовал догматизм; керамика, светильники, монеты почти не изучались; не была ни подтверждена, ни опровергнута подлинность мощей, разошедшихся из Рима по всему миру. Так, непривычные детали в закладке могильных ниш и вещи в погребениях принимали за орудия казни и реликвии мучеников, ампулы - за «фиалы» с их кровью (погребения мучеников идентифицировали по этому признаку, следуя декрету папы Климента IX (1668), что плохо сочеталось с датами захоронений, совершенных позже эпохи гонений, а также с надписями, не упоминавшими о мученичестве, тем более что в К. были и нехрист. погребения). В Великобритании, во Франции, в Германии и России появились пересказы книг Де Росси ( Kraus. 1873; А. фон Фрикен). На рубеже XIX и XX вв. предпринимались попытки включить росписи К. в экспозиции музеев: в 1888-1889 гг. И. В. Цветаев заказал худож. Ф. П. Рейману для Музея изящных искусств копии фресок, намереваясь изготовить и макет кубикулы; за 12 лет было снято более сотни копий (ныне в ГМИИ; в 2000 прошла выставка акварелей Реймана). Близкий проект осуществили в 1910-1912 гг. в Валкенбурге (Нидерланды), где в старых копях сделаны точные копии кубикул с фресками из рим. К. (голл. Romeinse Katakomben Valkenburg).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Проникновение ислама в Зап. Сибирь исследователи относят к рубежу XV и XVI вв. ( Соболев В. И. История сибирских ханств: По археол. мат-лам. Новосиб., 2008. С. 287-290). Формирование мусульм. общин в регионе связано с принятием ислама суннитского толка сибир. татарами и казахами в XVI-XVII вв.; из суннитских богословско-правовых школ в Сибири широкое распространение получил ханафитский мазхаб. Численность шиитов в регионе незначительна - его исповедуют гл. обр. проживающие в Н. о. азербайджанцы. В Сибири также известны приверженцы «немечетского» ислама, широко распространенного у чеченцев и ингушей. Распространение ислама в регионе связано с появлением добровольных и вынужденных переселенцев - тюрок-мусульман из Ср. Азии, Поволжья и с Урала, к-рые на протяжении XVII - нач. ХХ в. осваивали Сибирь. В XVIII-XIX вв. ислам исповедовали в татар. селах и казах. аулах Кулундинской и Барабинской степей, в селах чатских татар Приобья. Известно, что в Томском окр. в сер. XIX в. действовали 11 мечетей, в т. ч. мечети имелись в юртах Барабинских и Акбалыкских Чатской волости и др. Исламизация усиливалась с ростом числа переселенцев. Наряду с приверженцами ортодоксального ислама на рубеже XIX и ХХ вв. в селах Зап. Сибири (напр., в Каинском у.) появились последователи религиозно-общественного движения, возникшего на основе учения Багаутдина Ваисова. Сторонники «чистого ислама» инициировали ряд беспорядков в Казанской губ., за что были подвергнуты адм. ссылке. Движение ваисовцев имело немногочисленных сторонников среди мусульман Сибири, после 1917 г. его деятельность прекратилась. Мусульм. община в Новониколаевске оформилась в 1907 г. В 1910 г. она получила разрешение на постройку соборной мечети, открытие к-рой состоялось в 1916 г. (впосл. получила название Исторической мечети; действовала до 16 июля 1937). В февр. 1924 г. в Новониколаевске прошел съезд мусульм. духовенства Томской, Алтайской и Новониколаевской губерний. 15 июня 1927 г. в Исторической мечети открылся съезд мусульман Сибири (в это время в Сибири насчитывалось 166 мусульм. общин). Все действовавшие мечети на территории Новосибирска и Н. о. были закрыты в 30-х гг. XX в. Во время Великой Отечественной войны (в 1943) в Новосибирске была вновь зарегистрирована мусульм. община и открыт молитвенный дом на 50 чел., однако уже в 1948 г. здание было изъято. В 1950-1990 гг. мусульм. община Новосибирска сменила неск. молитвенных домов. На дек. 1959 г. мусульман в Н. о. насчитывалось более 3 тыс. чел. (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1418. Д. 58. Л. 6-8).

http://pravenc.ru/text/2577869.html

А. Ответ о. прот. Мальцеву: К вопросу о старокатолицизме//Соч. 1912. Ч. 1. С. 329). Не отрицая веры в «чудеса евангельские», совершённые Самим Богом, К. тем не менее считал, что большинство чудес, особенно связанных с исцелением, происходят благодаря самовнушению или гипнозу, как, напр., заговоры, чудеса в Лурде или исцеления, совершённые св. прав. Иоанном Кронштадтским (Дневник (1909-1910)//РГБ НИОР. Ф. 126. Картон 15. Л. 9 об.- 10). Близко знавший К. Тихомиров писал в воспоминаниях, что К. был искренне верующим человеком, только «немножко не с русским оттенком» ( Тихомиров. Последний могикан. 2000. С. 662). В полемических статьях К. обсуждал догматические вопросы, такие как проблема Filioque , корректность использования термина «пресуществление», характер экклезиологии старокатолич. Церквей и т. д. В кон. 70-х гг. XIX в. К. рассматривал вопрос о Filioque с философских позиций, обсуждая его с Катковым и Соловьёвым. Считал, что если у «Христа была способность фактической эмиссии (Св. Духа.- С. Е.) во времени, то потенциально такая же способность была вечно и у Логоса» ( Киреев А. А. Дневник (1876-1878)//РГБ НИОР. Ф. 126. Картон 7. Л. 105). В нач. 90-х гг. К. по вопросу о Filioque поддержал т. зр. Болотова, вместе с к-рым участвовал в Синодальной комиссии по диалогу со старокатоликами. Болотов считал, что учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына есть теологумен, к-рый не может считаться непреодолимым препятствием для восстановления общения между правосл. Церковью и старокатоликами. Тезисы Болотова, благоприятные для старокатолич. стороны, впервые были переведены К. на нем. язык (Дневник (1887-1894)//Там же. Картон 11. Л. 186 об.) и опубликованы без указания имени автора в ж. «Revue internationale de théologie» в 1898 г. ( Bolotov V. V. Thesen über das «Filioque»: (Von einem russischen Theologe)//RIT. 1898. T. 6. N 24. P. 681-712; см.: Болотов В. В. К вопросу о Filioque//ХЧ. 1913. 5. С. 573-596; 6. С. 726-746). Вопрос о термине «пресуществление» (transubstantiatio) К.

http://pravenc.ru/text/1840157.html

А. Д. был образованным человеком, писал сочинения на араб. и греч. языках. В 1702 г. он составил «Историю Антиохийских Патриархов» на греч. языке, представляющую интерес для реконструкции церковных событий кон. XVII в. (не издана). В 1721 г. по настоянию К-польского Патриарха Иеремии III А. Д. перевел с греч. языка и издал в своей редакции антилат. полемический трактат еп. Илии Минятия «Камень соблазна». А. Д. принадлежит первая попытка учреждения книгопечатания для правосл. арабов и создание первой на Ближ. Востоке типографии, печатавшей араб. шрифтом. В 1700 г., находясь в Валахии для сбора средств на нужды своей кафедры, А. Д. учредил типографию, издававшую книги на араб. языке. Позже он воссоздал эту типографию в Халебе, где в 1706-1721 гг. выпустил ок. 10 изданий церковных книг, гл. обр. богослужебного содержания. В поисках средств на книгоиздание А. Д. неоднократно обращался за поддержкой к России. Еще в нач. XVIII в. А. Д. оказывал услуги рус. дипломатам в Стамбуле, вел переписку с Петром I, канцлером Г. И. Головкиным и др. российскими гос. деятелями. В 1706, 1707-1710 и 1714-1715 гг. в Россию приезжали посольства от А. Д. с просьбой о денежной помощи, к-рая и была выделена в виде значительной суммы на поддержку араб. книгопечатания; финансовую поддержку типографии, созданной А. Д., оказывал гетман Украины И. С. Мазепа. Отношение к Патриарху его современников и потомков было весьма противоречивым. Одни считали его беспринципным авантюристом, готовым в любой момент изменить свое вероисповедание, др. расценивали его «мягкость» в отношениях со сторонниками унии как проявление дальновидности и политического такта, к-рые только и могли предотвратить отпадение от Православия значительной части сир. христиан. Ист.: Михаил Брейк. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 346-457; Крымский А. Е. Из бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв.//Древности Восточные. М., 1907. Т. 3; Rabbath A. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient. P., 1909-1910. 2 t.; РГАДА. Ф. 52/1. 1707. 19, 25; 1709. 12; 1714. 13; Ф. 52/2 719.

http://pravenc.ru/text/76958.html

Первым пресвитером в Новгородской губ. стал А. Каленбергс (1873-1880), впосл. пресвитерами были А. Араюмс (1875-1890), А. Хермансонс (1882-1890), Е. Инкис (1890-1899), Ф. Буценс (1896-1904), Я. Пукукалис (1901-1910), Я. К Янсонс (1912-1917). В дальнейшем блюстителями баптист. церквей были пресв. Е. Дубельзарс (1918-1924), Ю.-А. К. Калныньш (1924-1930), К. Х. Гравинский (1921-1931) и А. Я. Ласман (1931-1937; расстрелян 14 янв. 1938). В общинах организовывались воскресные школы, молодежные кружки. Новгородские латыши-баптисты выпускали детский ж. «Swebtdeenas Skolneeks», к-рый печатался в Риге и распространялся по общинам в России. Для проведения богослужений в латыш. селениях создавались молитвенные дома. Так, в дер. Ермолино недалеко от Новгорода в 1913 г. состоялось освящение большого деревянного церковного здания, построенного членами общины «Табор», объединившей верующих из Николаевского, Берёзовского, Дмитриевского и Ермолинского об-в. Непосредственно в Новгороде действовало неск. баптист. общин: одна из них собиралась на богослужения в доме на Артиллерийском плацу, другая - на Крестьянской (Сенной) пл. В 1913 г. уполномоченные баптист. общин Новгородского и Крестецкого уездов обратились в губернское правление с просьбой об объединении. 29 мая 1914 г. они получили разрешение создать одну общину с наименованием «Община латышских баптистов Новгородского и Крестецкого уездов» и утвердить духовным наставником этой общины мещанина г. Либава (ныне Лиепая, Латвия) Яна (Яниса) Янсонса. 4 авг. 1914 г. утвержден совет этой общины в составе председателя, его заместителя и 12 членов, причем в совет вошли «представители всех бывших общин». Позднее к этому объединению примкнули Кунинская, Дерева-Латышская, Любенская баптист. общины. С нач. XX в. представители новгородских баптистов участвовали во всех Всероссийских съездах евангельских христиан и баптистов, были представлены в Северном Союзе, входившем в Федеративный союз баптистов СССР. В 20-х гг. общины баптистов продолжали активную деятельность. К 1927 г. в Новгородской губ. насчитывалось 60 латыш. колоний с 1103 хозяйствами. Баптизм распространялся и среди русского населения в Новгороде, Ст. Руссе, М. Вишере, Боровичах. Численность баптистов в регионе была высокой и доходила до 10-12 тыс. чел. Функционировали молитвенные дома, проводились богослужения, отмечались праздники, собирались пожертвования. В 30-х гг. XX в. все новгородские баптистские общины были ликвидированы, молитвенные дома закрыты и отобраны у верующих. Мн. баптисты были арестованы и приговорены к отбыванию наказания в лагерях или к расстрелу.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Похожую композицию представляет собой портик маленькой виллы Форни-Черато в Монтеккьо-Прекальчино близ Виченцы, построенной Палладио в 1541-1542 гг.: по сторонам центрального арочного проема расположены дополнительные проемы с прямыми перемычками, над ними, выше пят арок,- горизонтальные прямоугольные ниши с рельефами-аллегориями рек. Портик этой виллы воспроизводился, напр., в московском доме Баташёва на Яузе (1798-1802, архит. Р. Р. Казаков) - на парковом фасаде; в с.-петербургском дворце Юсуповых на Фонтанке, перестроенном К. в нач. 90-х гг. XVIII в.,- подъезд парадного этажа (чертеж в ГМИС. I-A-671-u, см.: Павелкина. 1998. С. 58. 76; Джакомо Кваренги. 1999. С. 57. 80). Перестраивая огромный барочный дворец Юсуповых, К. не мог увеличить камерный портик виллы соразмерно всему зданию; таким портиком стал подъезд с балконом-террасой над ним, характерный для эпохи барокко. На широком 3-этажном фасаде, объединенном колонными лоджиями с боковыми флигелями, портик-подъезд выглядит как особо ценная старинная деталь, что подчеркивалось введением рустовки на его стенах (портик виллы Форни-Черато имеет гладкие стены), служившей указанием на древность. Дворец Юсуповых как бы выстроен вокруг виллы Палладио. Близкий пример такой композиции можно обнаружить в т. н. записной книжке Джулиано да Сангалло (кодекс Барберини - Il libro di Giuliano da Sangallo. 1910. Vol. 1. Fol. 2), рисунки к-рой были предметом изучения и источником вдохновения как для ренессансных архитекторов, так и для их последователей в эпоху классицизма. Очевидно, в эпоху классицизма было известно, что Палладио введением на фасадах «цитат» из античных храмов и мемориальных сооружений придал господскому дому венецианской виллы сакральный смысл ( Tavernor. 1991. P. 57, 59; Wittkower. 1996. P. 84, 87), это хорошо осознавали палладианцы в России, в т. ч. К. Т. о., следует говорить не об «обмирщении» (профанации) церковной архитектуры в эпоху классицизма, но о сакрализации («освящении») светских зданий. Покровская ц. в усадьбе Удино под Дмитровом. Рис.-реконструкция Т. С. Борисовой (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/1684011.html

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости. Рейтинг: 7.6 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Козлов С. Страсть пьянства. Алкоголизм в хозяйственной и социальной жизни деревенской России//История (Приложение к газете «Первое сентября»). 2009. 17. С. 24. Гусев Г.В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (кон. XIX – нач. ХХ в.)//Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63–64. Письмо К.П. Победоносцева С.А. Рачинскому от 30 июня 1882 г.//ОР РНБ. Ф. 631. Д. 22. Л. 167–168. Рождественский А.В. Что сделало духовенство для борьбы с народным пьянством. СПб., 1900. С. 13–16. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1888–1889 гг. СПб., 1890. С. 78–79. Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892–1893 гг. СПб., 1894. С. 17. Устав Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 544. Д. 22. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907–1914 годы. Опыт оздоровления общества. Томск, 2007. С. 4; Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. СПб., 1910. С. 40–42. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 545. Д. 14; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3.

http://pravoslavie.ru/59515.html

В период Корё буддизм воспринимался в качестве национальной идеологии, по всей стране строились мон-ри, а буддийские обряды сопровождали гос. торжества. Гос-во установило систему экзаменов и степеней для проповедников традиционного и дзен-буддизма (корейский сон-буддизм). Монастыри являлись крупными землевладельцами. Они освобождались от земельного налога, а монахи - от несения гос. повинностей. В то же время вся система образования и подготовки кадров находилась под влиянием конфуцианства. Нач. XII в. ознаменовалось войнами с чжурчжэнями и мятежами корёской знати (мятеж Ли Джа Гёма в 1126, восстание в г. Согён (ныне Пхеньян) под рук. буддийского монаха-геоманта Мёчхона в 1135 и др.). Во 2-й пол. XII в. усиление налогового гнета и произвол аристократов привели к крестьянским восстаниям. Самыми крупными стали восстание на о-ве Чечжудо в 1168 г. и мятеж под рук. Манъи в районе г. Конджу в 1176-1178 гг. В 1170 г. в результате военного переворота в Корё установилась система военного правления. Власть оставалась в руках различных группировок военных чиновников до 1270 г. В этот период была создана Трипитака Кореана - одно из самых полных в мире собраний буддийских текстов, которые были нанесены на деревянные таблички. В 1231-1259 гг. Корё было завоевано монг. династией Юань. В кон. XIII в. в Корё проникло неоконфуцианство. Росту популярности нового учения способствовало его негативное отношение к буддизму. Деятельность буддийских монастырей, ставших крупнейшими землевладельцами (10-12% всего фонда) после захвата территорий и предательской деятельности, вызывала резкую критику в обществе. В 1356 г. ван Конмин изгнал монголов с полуострова, однако номинально Корё осталось вассалом династии Юань. В 1388 г. лидер «партии реформ» полководец Ли Сон Ге стал фактическим правителем страны, а в 1392 г. сверг последнего вана Корё и основал новую династию Ли. Государство получило название Чосон, а столица была перенесена в г. Хансон (ныне Сеул). Период Чосон (1392-1910) Первые ваны новой династии провели конфискацию монастырских земель и массовое освобождение рабов, укрепили гос. финансы и стабилизировали страну политически. В основу внешней политики был положен принцип «садэ» (служение великому соседу), согласно к-рому К. признавала кит. императора владыкой ойкумены и соглашалась на роль верного вассала. В период правления Седжона Великого (1418-1450) страна достигла наивысшего могущества. Были присоединены земли по правому берегу р. Туманган (северо-восток полуострова), границы К. приобрели совр. очертания. Поощрялось развитие конфуцианской учености: была учреждена придворная академия Чипхёнджон, которая создала оригинальный корейский алфавит, издавала труды по истории и географии К., по сельскому хозяйству. В 1474 г. был принят универсальный Кодекс законов династии Чосон (Кёнгук тэджон).

http://pravenc.ru/text/2057272.html

В 1928 г. белорус. архивистами был подготовлен последний том (Бeлapycki Т. 2), после к-рого публикация книг М. Л. была прервана на долгие годы, а ученые, готовившие это издание, были репрессированы. Тем не менее в 30-70-х гг. XX в. отдельные документы М. Л. активно переиздавались в составе многочисленных хрестоматий и сборников документов. В 1978 г. начались советско-польские переговоры о восстановлении издания документов М. Л. (руководитель советской делегации - чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто). 15-17 дек. 1980 г. состоялась встреча ученых, на к-рой были обсуждены вопросы подготовки к изданию ее отдельных книг, предложение было активно поддержано учеными-медиевистами СССР и ПНР. Они разработали и подписали рабочий план по изданию документов из гос. архива ВКЛ на 1981-1985 гг. Однако после смерти Пашуто реализация плана фактически была приостановлена советской стороной. Лишь в 1989 г. начались серьезные подвижки по изданию материалов по изучению М. Л. в СССР. В Польше с 1987 г. А. Рахуба начал издание отдельных книг Коронной Метрики кон. XVII - нач. XVIII в. После распада СССР в Литве стала функционировать гос. программа по изданию М. Л., в к-рой активно участвуют сотрудники Ин-та истории Литвы и Вильнюсского ун-та. В настоящее время ими издано и переиздано несколько десятков книг М. Л., преимущественно относящихся к истории ВКЛ кон. XIV - 1-й пол. XVII в. и кон. XVIII в. Отдельные книги М. Л. в научый оборот также введены белорусскими, российскими и украинскими исследователями (см.: Пашуто В. Т., Хорошкевич А. Л. Совместная публикация советских и польских историков//ВИ. 1981. 2. С. 158-160; Бычкова М. Е. Литовская Метрика - совместное издание советских и польских историков//История СССР. 1981. 4. С. 214-215). Изд.: Документы Моск. архива Мин-ва юстиции. М., 1897. Т. 1; ОДБМЮ. 1915. Кн. 21. С. 258-321; Литовская метрика. СПб., 1903. Т. 1. (РИБ; 20); 1910. Отд. 1. Ч. 1. Т. 1 (РИБ; 27); Юрьев, 1914. Отд. 1-2. Ч. 3. Т. 1. (РИБ; 30); Бeлapycki Мн., 1928. Т. 2: XV-XVI ст.; Metryka Litewska: Ksiga Sigillat.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010