Вслед. длительного процесса ассимиляции и прежде всего перехода в Православие численность мусульм. населения Подмосковья сокращалась. К нач. XX в. в Москве насчитывалось ок. 5 тыс. мусульман (гл. обр. татар), в Московской губ. их было вдвое меньше. Треть подмосковных мусульман проживала в Московском у., в др. городах и уездах губернии их число колебалось от неск. десятков до 100 чел. Небольшое количество нетатар. мусульм. населения некомпактно проживало в Подмосковье. Несмотря на малочисленность, татары стремились поддерживать свои традиции и религию. Если складывалась даже небольшая мусульм. община, то наиболее начитанный из ее членов становился предстоятелем на пятничном намазе; нек-рые из глав общин являлись «народными» муллами («указных» утверждали власти). Намазы могли проходить в частных домах, летом - под открытым небом. В нач. XX в. из с. Собачий Остров Курмышского у. Симбирской губ. (ныне с. Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского р-на Нижегородской обл.) в Звенигород приехал Х. Х. Хасянов (1878-1963). Он стал руководителем звенигородской общины, добился от властей в 1910 г. устройства отдельного мусульманского кладбища возле с. Супонева (ныне в черте Звенигорода). В 1907 г. администрация вагоностроительного завода близ ст. Мытищи обратилась к Московскому митр. сщмч. Владимиру (Богоявленскому) с прошением: «Среди рабочих Мытищинского вагоностроительного завода имеется много семейных магометан, а потому весьма большое неудобство представляет то обстоятельство, что в Мытищах нет магометанского кладбища. Так как отвозить покойников магометан в Москву для погребения на магометанском кладбище сопряжено с расходами, непосильными для рабочих, то имеем честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство дозволить причту церкви с. Мытищ отвести место для означенного кладбища на церковной земле, арендуемой администрацией Вагонного завода, на что причт церкви с. Мытищ изъявил свое согласие». Исход этого дела неизвестен. Первыми «народными» имамами в Богородске были М. Ариков и А. Кутяшев, родом из татар. сел Мордовии . В дер. Крюково (ныне в черте Зеленоградского адм. окр. Москвы) «народным» имамом стал Х. Фаттахетдинов, старший брат А. Фаттахетдинова, имам-хатыба 2-й Московской мечети в 20-х гг. XX в. В Орехово-Зуеве «народным» имамом был Г. Ильясов. В роли духовных наставниц выступали и наиболее грамотные в религиозных вопросах женщины, прежде всего вдовы мулл. В нач. XX в. 30-летний мулла М. Б. Шарафетдинов наставлял мусульман Павловского Посада, а также соседних Богородска и поселений на территории совр. Орехово-Зуева. Летом 1917 г. он был официально утвержден имамом объединенной мусульм. общины этих населенных пунктов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Оригинальные произведения А. стали появляться в печати в нач. XX в.- трагедии на античные темы «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906), книга стихотворений «Тихие песни» (1904). Посмертно были изданы книги стихотворений «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923), последняя трагедия «Фамира-Кифаред» (1913). А. был автором ярких критических очерков о рус. лит-ре, вошедших в сборники «Книга отражений» (1906) и «Вторая книга отражений» (1909); переводов в основном франц. поэтов XIX в. и Еврипида (изд.: Театр Еврипида. М., 1916-1921. Т. 1-3). В годы зрелого творчества А. редко обращался к религ. тематике (стихотворения «Вербная неделя», «Дочь Иаира», «Сила Господняя с нами...»). А. мучило собственное безверие, о к-ром он писал: «Я не молюсь никогда,/Я не умею молиться» («В небе ли меркнет звезда...»); сущностью его мировоззрения до конца жизни был безрелиг. индивидуализм. Отличительные черты зрелой поэзии А.- сверхчуткое восприятие окружающего мира, способность поэтически выражать тончайшие переливы мгновенных настроений и чувств, глубокий лиризм и замкнутость в мире личных переживаний. Лит. творчество А. осталось неоцененным его современниками и получило признание и высокую оценку только в 10-20-х гг. ХХ в. Арх.: РГАЛИ. Ф. 6; РНБ ОР. Ф. 24; ГЛМ. Ф. 33. Соч.: Стихотворения и трагедии. Л., 1959. М., 19903; Книги отражений. М., 1979; Избр. произведения. Л., 1988; Магдалина: Поэма. М., 1997. Лит.: Зелинский Ф. Анненский как филолог-классик//Аполлон. 1910. 4; Иванов Вяч. О поэзии Анненского//Там же; Чулков Г. Траурный эстетизм//Там же; Гизетти А. Поэт мировой дисгармонии//Петроград: Лит. альманах. Пг.; М., 1923. Вып. 1; Кривич В. Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и материалам//Литературная мысль. Л., 1925. Кн. 3; Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974; Беренштейн Е. П. Действительность и искусство в миропонимании И. Ф. Анненского//Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983; Федоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л., 1984; Волошин М. Лики творчества. Л., 1988; Козубовская Г. П. Проблема мифологизма в русской поэзии кон. XIX - нач. XX в. Самара, 1995; Иннокентий Анненский и русская культура ХХ в. СПб., 1996; Кихней Л. Г. , Ткачева Н. Н. Иннокентий Анненский: Вещество существования и образ переживания. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/115618.html

Соч.: АрхЮЗР. 1863. Ч. 3. Т. 1. 74. С. 268-271; 1883. Ч. 1. Т. 6. 215. С. 542-543 [грамоты и послания]; 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 511-532 [«Justificatia niewinnoci»]; Док-ты, объясняющие историю Западнорус. края и его отношение к России и Польше. СПб., 1865. С. 230-310 [«Supplicatia»]; Археогр. сб. документов, относящихся к истории Северо-Зап. Руси. Вильно, 1870. Т. 7. С. 81-83. 55; С. 87. 61; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 217, 361-264, 264-267, 279-281, 290-292, 299-300 [грамоты и послания]; Жукович П. Н. Протестация митр. Иова (Борецкого) и др. западнорус. иерархов//Статьи по славяноведению. СПб., 1910. Вып. 3. С. 138-153; Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. 1. 22, 23 [грамоты в Москву]; Мицик Ю. Из листування украïнських nucьмehhukib-noлeмicmib в 1621-1624 pokib//ЗНТШ. 1993. Т. 225. С. 310-347. 1, 2, 4-7, 9 [грамоты и послания]; Флоря Б. Н. Киевская митрополия, Россия и казацкое восстание 1625 г.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 143-151 [грамоты в Москву]. Ист.: Lukasazewicz J. Dzieje kocioów wyznania helweckiego w Litwie. Pozna, 1842. T. 1. S. 165; ПВКДА. 1845. Т. 1. Отд. 1. 32; Археогр. сб. док-тов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильно, 1867. Т. 1. 138-141; Кулиш П. Мат-лы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 134-136, 159-162, 175-177, 181-185, 213-214, 226-228; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911; Крип " яквевич И. Hobi мamepiялu до icmopiï coбopib 1629 г.//ЗНТШ. 1913. Т. 116. Кн. 4. С. 5-39; Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928. Прил. 4; Rutskyj J. V., metr. Epistolae. R., 1956. N 21, 30, 34, 61, 103, 108, 113-114, 118; ПСРЛ. Т. 40. С. 156-157; Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из док-тов по истории рус.-укр. взаимоотношений нач. 30-х г. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 152-171. Лит.: Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. С. 388-390; Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1906-1912. Вып. 3-6; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Киïв; Льbib, 1909. Т. 7; 1922. Т. 8; Chodynicki K. Koció prawosawny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 195-215; Pietrzak J. Po Cecorze i podczas wojny Chocimskiej. Wrocaw, 1983. S. 120-122; idem. W przygaszonym blasku wiktorü chocimskiej. Wrocaw, 1987. S. 19-21, 105-108; Макарий. История РЦ. Т. 10. Кн. 6. С. 410-470; Брестская уния 1596 г. и обществ. полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 2.

http://pravenc.ru/text/578176.html

В XVI в. в М. появились первые европейские поселенцы и торговцы, попытавшиеся утвердиться на побережье. В нач. XVII в. португ. авантюрист Филипе де Бриту-и-Никоти основал гос-во в Н. Бирме (1603-1613), но был побежден правителем Авы Анаупхелуном (1606-1628) и казнен. В 1-й четв. XVII в. Анаупхелун вновь объединил М., но в 1-й пол. XVIII в. страна распалась. В кон. XVII-XVIII вв. европ. купцы стремились закрепиться в Бирме: Британская Ост-Индская компания (ОИК) основала в Н. Бирме факторию и верфь в 1695 г., Французская ОИК создала верфь в 1729 г. Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г. Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г. К сер. XVIII в. британское и французское присутствие в М. укрепилось. В стране вновь разгорелась борьба за власть между различными лидерами. В 1754 г. Алаунпхая, правитель Моксобо, подчинил Аву и шанов, в 1757 г. завоевал Пегу. Представителям основанной им династии Конбаун удалось захватить столицу Сиама Аюттхаю, присоединить Аракан и распространить власть на Ассам. В результате Бирма стала непосредственно граничить с Британской Индией. При Конбаунской династии сложился централизованный правительственный аппарат во главе с монархом (минтэйачжи). Объединение страны способствовало экономическому развитию Бирмы. В 1824 г. началась 1-я англо-бирманская война. Яндабоский мирный договор 1826 г. предусматривал передачу Аракана и Тенассерима Британской ОИК. На Бирму налагалась контрибуция. В ходе 2-й англо-бирманской войны 1852-1853 гг. Британская ОИК захватила территории Пегу. В 1862 г. Аракан, Тенассерим и Пегу были объединены в брит. колонию Н. Бирма. Династия Конбаун сохранила контроль только над В. Бирмой. Правитель Миндон (1853-1878) провел налоговую и адм. реформы и начал создание мануфактур. Великобритания вынудила Миндона заключить неравноправные торговые договоры в 1862 и 1867 гг. Тибо (1878-1885) под давлением Франции заключил неравноправный франко-бирманский договор 1885 г. В том же году Великобритания начала 3-ю англо-бирманскую войну и 1 янв. 1886 г. присоединила В. Бирму. С февр. 1886 г. Бирма стала провинцией Британской Индии. С 1897 г. пров. Бирма управлял генерал-губернатор. С кон. 80-х гг. XIX в. в Бирме стали возникать буддийские об-ва мирян, задачей к-рых были гл. обр. охрана буддийских памятников и монахов и организация массовых религ. мероприятий, т. к. с упразднением бирм. монархии регулярные пожертвования элит на религ. цели прекратились. М. в 1-й пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

В 1914 г. Л. был послан в Берлин для совершенствования в науках. Он прибыл в Берлин 9 июля (н. ст.), а 28 июля началась первая мировая война. Л. возвратился в Россию, едва приступив к занятиям в берлинских б-ках в связи со своей работой о Вюрцбургской психологической школе и успев посмотреть впервые полностью поставленное «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера. Л. защитил дипломную работу «О мироощущении Эсхила». Замечания и одобрение работы он получил от Вяч. Иванова. После окончания ун-та в 1915 г. Л. был оставлен при кафедре классической филологии для сдачи экзаменов подготовки к профессорскому званию. В 1915-1916 гг. Л. изучал предметы, связанные с историей Греции,- лит-ру, философию, право. В 1916 г. выходят его первые статьи - о «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова, о «Травиате» Дж. Верди, «Эрос у Платона» (работы Л. 1910 - нач. 20-х гг., включая гимназические сочинения и студенческие дневники, собраны в томе: Лосев А. Ф. На рубеже эпох. М., 2015). В 1918 г. совместно с Булгаковым и Ивановым пытается осуществить выпуск религиозно-национально-философской серии «Духовная Русь» (реконструкцию замысла см.: Тахо-Годи Е. А. 2014). В 1921 г. на последнем заседании Психологического об-ва при Московском ун-те читает доклад ««Эйдос» и «идея» у Платона», который был высоко оценен председательствовавшим И. А. Ильиным . В 1919-1921 гг. Л. регулярно ездил во вновь созданный Нижегородский ун-т; читал «Введение в классическую филологию», пропедевтические курсы греч. и лат. языков; здесь становится профессором (1919); в 1921 г. выступил с докладом «О методах религиозного воспитания». А. Ф. Лосев. Фотография. 1960 г. А. Ф. Лосев. Фотография. 1960 г. Внимание к религиозным вопросам, обусловленное домашним воспитанием, прослеживается уже в юношеских дневниках, работах, заметках: «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь», «О религии», «Общая методология истории религии и мифа», «Происхождение и сущность религии», «О реформе Закона Божия в гимназии». О многочисленных выступлениях Л. в нач. 20-х гг., связанных с философско-богословскими основами имяславского движения, свидетельствуют ст. «Имяславие» (условно датируется 1918-1919) и сохранившиеся тезисы (опубл. в 1995).

http://pravenc.ru/text/2110736.html

В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Тогда же началась проповедь христианства среди местных жителей, к-рая на территории совр. К. не принесла заметных результатов. К. стало крупным центром работорговли: в XVI-XIX вв. из К. ок. 1,5 млн чел. были вывезены и проданы в рабство. К нач. XIX в. К. представляло собой небольшое княжество. В 70-х гг. XIX в. в страну стали проникать французы. Первые франц. экспедиции во главе с А. Маршем, маркизом В. де Компьенем и П. Саворньяном де Бразза (итал. Брацца) в бассейн р. Конго в 1872-1878 гг. носили разведывательно-географический характер. Во время 2-й экспедиции (1879-1882) де Бразза заключил с правителем Макоко договор о строительстве франц. фактории, к-рый предусматривал переход значительной части правобережья р. Конго под контроль Франции. Договор о франц. протекторате над этими землями был ратифицирован франц. парламентом 30 нояб. 1882 г. По договору в бассейнах рек Конго и Куилу создали колонию Французское Конго, генеральным комиссаром к-рой стал де Бразза. В 1883 г. был заключен договор о протекторате с правителем королевства Лоанго, согласно которому устанавливался контроль Франции над частью побережья Атлантического океана. В 1903 г. в составе Французского Конго (с 1910 Французская Экваториальная Африка) были образованы колонии Габон и Ср. Конго. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. В 1883 г. Конгрегация Св. Духа организовала миссию для проповеди христианства в К. В 1886 г. на территории франц. К. был образован Апостольский викариат Французского Конго. После распространения проповеди в верховьях р. Конго в 1890 г. учрежден Апостольский викариат Убанги. В 1895 г. впервые конголезец был посвящен в духовный сан. Католич. миссионеры организовали 2 семинарии, к-рые до сер. 50-х гг. XX в. оставались единственными учебными заведениями, дававшими высшее образование в К. Франц. колонизаторы столкнулись с ожесточенным сопротивлением местного населения. В сев. районах они смогли закрепиться только после 2-летних военных действий. Однако и впосл. им неоднократно приходилось подавлять восстания местного населения (в 1910, 1913, 1928). Для наведения порядка колониальные власти постоянно держали на территории К. значительные вооруженные силы.

http://pravenc.ru/text/1841888.html

яз.: Воронцова. 2015), которая представляет собой критический ответ на книгу портальенца Ж. Вильбуа «L " Avenir de L " Église russe». В нач. 1908 г. М. с женой на некоторое время возвратился в Россию. Здесь М. и Философов принимали участие в работе С.-Петербургского религиозно-философского об-ва, продвигая среди его участников идеи «нового религиозного сознания», однако эта деятельность не принесла видимых результатов. Есть сведения, что в период 1-й эмиграции в Париже супруги Мережковские стали масонами ( Иванова Е. В. Об исключении В. В. Розанова из Религиозно-философского общества//Наш современник. 1990. 10. С. 104-110; Русское масонство 1731-2000 гг.: Энцикл. словарь/Ред.: А. И. Серков. М., 2001). В 1911-1912 гг. в России вышло 1-е полное собрание сочинений М. в 17 томах; в 1914 г.- собрание сочинений в 24 томах. В 1915 г. опубликована кн. «Было и будет: Дневник (1910-1914)»; в 1917 г.- «Невоенный дневник (1910-1914)». Вторая трилогия М. была написана на основе вольной трактовки исторических судеб России и состоит из книг «Павел I» (1908), «Александр I» (1911-1912) и «14 декабря» (1918). С началом первой мировой войны, патриотично воспринятой рус. обществом, у М. установились враждебные отношения с религ. интеллигенцией, в частности с В. Ф. Эрном , С. Н. Булгаковым, Бердяевым, группировавшейся вокруг московского изд-ва «Новый путь». Доклады, сделанные в С.-Петербургском религиозно-философском об-ве М., Гиппиус, а также Мейером, показывали, что «триумвират» увидел в патриотизме национализм, который заслонил собой недавно столь популярный вопрос «что делать с самодержавием?». 26 окт. 1914 г. М. сделал доклад «О религиозной лжи национализма». Февральская революция 1917 г. была положительно воспринята писателем и его кругом, ими предпринимались попытки созвать революционно-религиозные митинги. Нек-рые члены Временного правительства (А. Ф. Керенский, П. Н. Милюков, В. Н. Львов , Карташёв) были близки М. и бывали в предреволюционные годы на заседаниях религиозно-философского об-ва.

http://pravenc.ru/text/2563000.html

В 1888 г. эмиссары брит. магната С. Дж. Родса добились от Лобенгулы, сына Моселекатсе, ограниченной концессии на разработку полезных ископаемых. Созданная Родсом в 1889 г. Британская Южно-Африканская компания получила от королевы хартию, по к-рой компании предоставлялись неограниченные права на экономическую деятельность в З. В 1890 г. Великобритания оккупировала земли народности шона, основав на них форт Солсбери. Через 3 года гос-во Лобенгулы пало, колонизаторы захватили землю и скот, принадлежавшие местному населению. Значительные земельные участки в Солсбери, Булавайо и близлежащих районах были выделены для учреждения постоянных миссий как протестант., так и католич. орг-циям. Однако жестокость брит. колониальной власти вызвала восстание ндебеле и шона в 1896-1897 гг., вошедшее в историю под названием «чимуренга» (на языке чишона - борьба). Туземные религ. лидеры активно участвовали в подготовке, организации и ведении вооруженного сопротивления Британской Южно-Африканской компании. Восстание было подавлено, колониальная власть усилилась. В 1898 г. земли Британской Южно-Африканской компании в междуречье Замбези и Лимпопо были объявлены брит. протекторатом и получили название Юж. Родезия в честь основателя компании. Возможность извлечения максимальных выгод из освоения природных ресурсов местных земель привела к массовому притоку рабочей силы из разных стран, коренное население переселялось в резервации. Параллельно с притоком белого населения росла активность европ. и амер. миссионеров, распространявших христианство. Так, миссия иезуитов в Чишаваша (близ Солсбери), зарегистрировавшая 40 крещений с 1892 г., когда она была основана, по 1898 г., увеличила число крещений до 300 в 1899 г., до 1 тыс. в 1905 г., до 1,6 тыс. в 1910 г. и до 3,6 тыс. в 1920 г. Иезуитская миссия в Эмпандени (в 50 милях от Булавайо), осуществившая 500 крещений в 1894-1904 гг., увеличила число крещений до 1 тыс. к 1908 г., до 1,4 тыс. к 1910 г. В нач. XX в. католич. миссионеры переводили на африкан. языки катехизисы, молитвословы и назидательную лит-ру. С 1897 г. различные протестант. орг-ции стали переводить отдельные части Библии на языки племен шона и ндебеле.

http://pravenc.ru/text/199795.html

В нач. XX в. в России тайно находился польск. пресв.-иезуит Генрих Пыдынковский, способствовавший обращению в католичество родственницы П. А. Столыпина Н. С. Ушаковой, впосл. видной деятельницы русского католич. движения. Скрывая принадлежность к И., в 1903 г. в Россию прибыл нем. иезуит Феликс Верциньский, служивший в католич. приходах Саратова и Москвы, в 1910 г. он участвовал в создании католич. общины визант. обряда в доме В. В. и А. И. Абрикосовых. В марте 1911 г. Верциньский был выслан из России после разоблачения его принадлежности к ордену и по обвинению в прозелитизме среди православных и старообрядцев. После 1905 г. активное участие в организации 1-го католического прихода визант. обряда в С.-Петербурге принимал иезуит пресв. Ян Урбан, находившийся в России в качестве секулярного пресвитера Плоцкого католич. еп-ства. В 1922-1924 гг. амер. иезуит Эдмунд Уолш возглавлял работу Папской миссии помощи голодающим в России и являлся неофиц. представителем католич. Церкви при советском правительстве. В 1925-1926 гг. в СССР несколько раз приезжал ректор Восточного папского института франц. иезуит пресв. Мишель д " Эрбиньи , к-рого 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил апостольским делегатом в России и поручил ему миссию восстановления католич. иерархии в Советском Союзе. 29 марта папский нунций в Берлине архиеп. Эудженио Пачелли (впосл. папа Пий XII ) тайно рукоположил д " Эрбиньи в титулярного епископа Илионского. Находясь в СССР, д " Эрбиньи совершил тайные рукоположения 4 епископов, посетил Москву, Харьков, Одессу, Киев, Могилёв и Ленинград. В мае 1926 г. д " Эрбиньи встречался с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидовичем , с которым обсуждал возможность нормализации и развития деятельности католич. Церкви в СССР, а также открытия в Одессе католических богословских курсов. Однако после того, как стало известно о совершенных д " Эрбиньи тайных рукоположениях, в нач. сент. 1926 г. он покинул страну; посланные им в окт. того же года для организации богословских курсов И. Жозеф Леди и Йозеф Швайгль прибыли в Советский Союз, посетили Одессу, Москву и Ленинград, но в кон. нояб. были высланы из СССР.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Для этого вместо цефаутного ключа К. н. на 3-й линейке выставляли совр. «скрипичный» (G) с 2 бемолями при нем, что позволяло сохранить тоново-полутоновые отношения между звуками и, следов., оставить нотный текст без изменения. Обращаясь к читателю, Полотнюк дает следующее методическое указание, акцентируя легкость прочтения «переводного» варианта с круглой нотацией: «...кто же не знае нот музычных, только ирмологийни, тому выстарчить слидуюча всказовка: нехай не звертае уваги на ключи [скрипичные] и умещену при них сигнатуру (бемоли), а читае ноты пусля правила читаня нот ирмологийных» (...тому, кто не знает музыкальных нот, а [знает] только ирмолойные, достаточно следующего указания: пусть не обращает внимания на [скрипичные] ключи и сигнатуру при ключах (бемоли), а читает ноты согласно правилу чтения нот ирмолойных (т. е. как в альтовом ключе.- Е. Ш.)) (Там же). В таком же «переводе» на круглую ноту вышли в нач. ХХ в. мн. др. сборники. В изложении итал. нотацией вышли в 1910 и 1915 гг. певч. издания Киево-Печерской лавры, которым предшествовал рукописный «перевод» Ирмологиона 1865-1873 гг. на круглую ноту, выполненный по требованию экклисиарха архим. Валентина для того, чтобы с этого экземпляра можно было делать 4-голосные переложения (см.: Иадор (Ткаченко), архим. История киево-печерского лаврского распева//РМГ. 1907. Стб. 101). В этом случае наглядна связь между переходом в Киево-Печерской лавре к традиции 4-голосного пения и заменой в лаврских нотах квадратного графического вида линейной нотации круглым, более удобным для записи хорового многоголосия. Кроме круглой нотации, вытеснившей квадратную К. н., с XIX в. на Зап. Украине использовалась совр. рим. певч. нотация с ромбовидной формой всех нотных головок (средневек. рим. нотация была квадратной). От поздней К. н. она унаследовала четкую ритмическую субординацию 4 видов длительностей, «альтовый» ключ и сдвоенный знак целой (см.: Castro. 1881. P. 45 et al.). Но по сравнению с К. н. общий вид нотного текста кардинально изменился. Нота целой длительности рим. нотации распространилась в 2 графических вариантах - прежнем, вертикального строения (ромб над ромбом), и «новом», горизонтальном (ромб за ромбом встык). Последний знак в отличие от первого позволял безошибочно определить высоту звука. Название «знамения», использовавшееся для традиц. К. н., на Зап. Украине перешло и на ромбовидную нотацию (см., напр.: Ирмологион. Львов, 1904. Л. 4, 4 об., 5), что подчеркивало ее церковнопевч. предназначение. Основными памятниками К. н. являются восточнослав. рукописные и печатные певч. книги и музыкально-теоретические источники кон. XVI - нач. ХХ в., к к-рым в наст. время возрастает интерес исследователей. Для ознакомления с местными особенностями К. н. важнейшее значение имеют факсимильные издания укр. Ирмологионов ( Тончева. 1981; Яcihobcьkuй, Луцка. 2008) и факсимиле, помещенные в научных изданиях ( Ясиновський. 1996; Шевчук. Киïвська homaцiя. 2008 и др.).

http://pravenc.ru/text/1684531.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010