Первым редактором «БВ» стал профессор Горский-Платонов (1892-1893), затем эту должность занимали профессора В. А. Соколов (1893-1898), А. А. Спасский (1898-1903), И. В. Попов (1903-1906), И. Д. Андреев (1906-1907), А. И. Покровский (1907-1909), А. П. Орлов (1909), Заозёрский (1909-1912), свящ. П. Флоренский (1912-1917), М. М. Тареев (1917-1919). Деятельность по Уставу 1910-1911 гг. Комплекс зданий МДА в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. Нач. XX в. Комплекс зданий МДА в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. Нач. XX в. Вводя «Временные правила...», Синод дал указание академическим советам составить предложения по выработке нового постоянного устава академий. Проект Совета МДА был довольно оригинален для российской традиции (Проект Устава Духовной академии, сост. Комиссией профессоров МДА. Серг. П., 1906). В нем подчеркивалось, что главный недостаток академического обучения - многопредметность - не смогли скорректировать уставы 1869 и 1884 гг. Студенты, изучая 25 предметов, составляя 9 семестровых и 1 курсовое сочинение за 4 года, не в состоянии получать глубокие знания и, что еще страшнее, не обнаруживают интерес к новому научному знанию. Богословские наука и образование развиваются и нуждаются в специалистах, а академии не могут удовлетворить их запросы. В проекте совета был предложен способ устранения этих недостатков путем связи положений Устава 1869 г. с традициями нем. ун-тов. Главными идеями проекта были стремление к специализации, динамичность и гибкость образования и активное участие студента в процессе обучения. Четкая структура, наличие главных богословских наук в учебном плане 1-го курса (5 общеобязательных предметов - Свящ. Писание ВЗ и НЗ, догматическое богословие, древняя церковная история и история философии) позволяли студенту получить представление о богословии в целом, сориентироваться в плане специализации. Изучение одного из 5 предметов (традиционные для нем. ун-тов Свящ. Писание, систематическое богословие, историческое богословие, практическое богословие и философия с учетом российской специфики) предоставляло студентам возможность получить углубленные знания в этой области, освоить специальные методы исследования, укрепив и общебогословские познания.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

До сер. XIX в. доминирующим ислам. братством среди кочевников Н. и оседлых общин Маради, Тахуа и Зиндера был тарикат кадирийя. В кон. XIX в. тарикат тиджанийя вытеснил кадирийю (однако часть нигерских мусульман остаются его приверженцами и в наст. время). Несмотря на длительное присутствие на территории Н., ислам стал доминирующей религией только в кон. XIX - нач. XX в. До этого времени особенно в сельских районах господствовали традиц. африкан. верования. Первые европ. путешественники (британцы - Мунго Парк, Хью Клаппертон, Диксон Денем; немцы - Генрих Барт, Густав Нахтигаль) прибыли в Н. в кон. XVIII - нач. XIX в. На международной Берлинской конференции 1884-1885 гг. по вопросам раздела Африки район верхнего течения р. Нигер был объявлен зоной интересов Франции. В 1899 г. франц. войска совершили поход к оз. Чад, в ходе к-рого были захвачены большие территории, включая г. Зиндер, жители к-рого оказали вооруженное сопротивление колонизаторам. С 1897 г. между р. Нигер и оз. Чад был создан ряд франц. военных постов. В 1900 г. создана Военная автономная территория Зиндер, в 1910 г. ее преобразовали в Военную территорию Нигер. Она была включена в колонию Верхний Сенегал-Нигер, к-рая входила в состав Французской Западной Африки (ФЗА). Туареги оказали упорное сопротивление франц. колониальной экспансии, однако в 1904 г. французам удалось захватить г. Агадес. Руководителями восстаний местного населения против колонизаторов часто выступали мусульм. духовные лидеры (в 1905 в г. Досо предводителем восстания народа джерма был мусульм. проповедник Саибу). Во время первой мировой войны туареги подняли ряд восстаний против франц. властей (под рук. Фирхуна (на западе), Каосена (в районе плато Аир) и др.), к-рые были подавлены только после окончания войны. Сопротивление франц. властям кочевников тубу в вост. части Н. французы подавили в 1922 г., в том же году территория Н. стала отдельной колонией с центром в г. Зиндер в составе ФЗА. В 1926 г. в связи с восстаниями хауса на востоке страны и улучшением отношений французов с джерма адм. центр колонии был перенесен в г. Ниамей. Местные жители облагались высокими налогами, выполняли принудительные работы по строительству дорог, перевозке грузов и проч. Развивались плантационное хозяйство и горнодобывающие предприятия. В 1920-1930 гг. усилились антиколониальные выступления в форме отказа от принудительных работ и уплаты налогов.

http://pravenc.ru/text/2565190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. В. Батов. Фотография нач. ХХ в. Дионисий Васильевич (1825, Тула - 1.11.1910, там же), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия , автор многочисленных статей публицистического характера. Из семьи потомственных староверов-поморцев, известной начитанностью в духовных вопросах. Отец Б. служил столоначальником при Тульском имп. оружейном заводе. После смерти отца Б. поступил на его место (1850), однако вскоре ушел с завода, работал в различных частных конторах и учреждениях. В доме Батовых ежедневно совершались богослужения, после окончания к-рых Б. с благословения настоятеля читал вслух свои статьи или произносил поучения. В 80-х гг. XIX в. Б. пригласили преподавать в старообрядческую школу в Саратове, для чего он уже в зрелом возрасте, сдав экзамен в Саратове, получил звание учителя народных уч-щ. Б. преподавал церковнослав. грамоту, Закон Божий, рус. язык и арифметику. Через 7 (по др. данным, через 5) лет школу закрыли, Б. вернулся в Тулу, где его избрали настоятелем городской общины брачных поморцев. Главной заслугой Б., по мнению его единоверцев, являлась апологетическая и педагогическая деятельность. Все выдающиеся начетчики и мн. настоятели поморских общин кон. XIX-XX в. (Р. З. Дмитриев, Т. А. Худошин , А. А. Надеждин , И. М. Цветков, Л. Ф. Пичугин ) считали Б. своим наставником, мн. поморцев он обучил знаменному пению и крюковому письму. Б. вел обширную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья, Дона, Кавказа. Свои письма, в к-рых разбирались актуальные вопросы старообрядческой жизни, Б. объединял в брошюры, гектографировал и рассылал по России. Поморцы называли эти брошюры «летучей академией» и «духовным университетом», поскольку труды Б. в нек-рой мере восполняли отсутствие у старообрядцев специальных учебных заведений. В старообрядческой среде имели широкое хождение более 300 сочинений Б., наиболее известными были следующие: «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», ««Двоедушие» единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам», «Себяпроповедники», «Взгляд на главные знамения пререканий 1666 г.», «Взгляд на качество миссионерских беседословий», «Вопросо-ответы об антихристе». Под влиянием брошюр Б. в нач. XX в. к поморцам присоединились ок. 3 тыс. донских беглопоповцев во главе с начетчиком К. Г. Фирсовым. За распространение своих сочинений Б. в 1885 г. по запросу Тульской консистории был привлечен к суду, к-рый вынес оправдательный приговор. В 1892 г. было возбуждено новое разбирательство, также завершившееся оправданием Б.

http://pravenc.ru/text/77670.html

1971. С. 236-298; Стрельцова. 1994. C. 402-433; Mesnard. 1993. S. 565-570). В России первые упоминания имени П. были связаны с его научными открытиями. Напр., М. В. Ломоносов включил П. в число ученых, внесших своими опытами вклад в открытие и исследование атмосферного давления (см.: Кляус, Погребысский, Франкфурт. 1971. С. 298). Вслед. популярности франц. лит-ры в России в кон. XVIII - нач. XIX в. «Письма к провинциалу» и «Мысли» П. были достаточно хорошо известны в образованных кругах общества. Книги П. читали и цитировали А. С. Пушкин (1799-1837), В. А. Жуковский (1783-1852), Н. М. Карамзин (1766-1826), А. С. Хомяков (1804-1860) и мн. др. Во 2-й пол. XIX в. одним из наиболее внимательных читателей «Мыслей» и восторженным поклонником лит. и философского таланта П. был Л. Н. Толстой (1828-1910). Уже в предназначавшемся для повести «Отрочество», но не вошедшем в окончательный текст отрывке, датируемом нач. 50-х гг. XIX в., главный герой пересказывает «пари Паскаля» и сообщает о глубоком впечатлении, к-рое оно на него произвело (см.: Толстой Л. Н. ПСС. 1930. Т. 2. С. 287-288). Имя П. неоднократно встречается на страницах сочинений, писем и заметок Толстого; он читал «Мысли» как в оригинале, так и в имевшихся рус. переводах, а также сам перевел некоторые высказывания П. Афоризмы и извлечения из «Мыслей» П. регулярно публиковались в издававшемся под рук. Толстого сб. «Круг чтения»; всего в нем было напечатано более 200 отрывков. Толстому были весьма близки фидеизм и антирационализм мн. рассуждений П.; он видел в нем мыслителя, к-рый показал «необходимость веры и невозможность жить без нее» (Там же. 1957. Т. 41. С. 478). Однако, несмотря на глубокую и искреннюю любовь к П., Толстой не мог примириться с тем, что тот до конца остался верен католицизму. Толстой выражал сожаление, что П. не успел и не сумел критически рассмотреть католич. церковное учение с помощью «той силы мысли, которую он направил на доказательство необходимости веры, и потому в душе его догматический католицизм остался целым» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2579128.html

Возможно, идея «восстановления Западного Православия», принадлежащая Овербеку, могла бы быть реализована в рамках создания приходов зап. обряда в юрисдикции Русской Церкви или К-польского Патриархата, но предлагавшийся им проект восстановления «Западной Православно-Кафолической Церкви» требовал единодушного решения всех Поместных Православных Церквей, к-рое на тот момент было недостижимо. С т. зр. прот. Г. В. Флоровского , проект Овербека был изначально обречен на неудачу из-за «очевидного утопического элемента, неспособного привлечь сколько-нибудь заметное число сторонников» ( Florovsky. 1956. P. 32-33). Несогласие с деятельностью Овербека высказывали и принимавшие Православие англикане (напр., прот. Томас Хейдерли), пытавшиеся создавать в Великобритании правосл. приходы визант. обряда, совершаемого на англ. языке. Кон. XIX - нач. ХХ в. Идеи Овербека поддерживались франц. католич. пресв. Рене Франсуа Гетте (1816-1892), принятым в Православие в сущем сане с именем Владимир. В нач. 70-х гг. XIX в. он опубликовал реконструкцию чина мессы по галликанскому обряду ( Guett é e V., archipr ê tre. Ancienne messe Gallicane. P., 1872), к-рая в 1875 г. была одобрена Святейшим Синодом для богослужебного использования. В отличие от Овербека прот. В. Гетте не считал принципиальным вопрос обряда для проповеди Православия на Западе, уделяя больше внимания переводу визант. богослужений на франц. язык; реконструированная галликанская литургия совершалась им лишь неск. раз, в т. ч. в 1875 г. в домовом храме СПбДА. Схожие с проектом Овербека взгляды на правосл. служение зап. обрядов высказывал славянофил ген. А. А. Киреев (1833-1910), активно участвовавший в православно-старокатолич. диалоге. Однако если Овербек предполагал присоединение зап. христиан к Православию, то Киреев настаивал на «воссоединении» правосл. и старокатолич. Церквей, т. к., по его мнению, старокатолики являлись «восстановленной Церковью Запада», вероучение и обряды которой не противоречили правосл. вере. Позицию Киреева о допустимости использования старокатолич. редакции рим. мессы поддерживали протоиереи И. Л. Янышев и И. В. Васильев, но с ней не были согласны настоятель рус. посольской церкви в Берлине прот. А. П. Мальцев , проф. КазДА В. А. Керенский и проф. КДА А. И. Булгаков , указывавшие на наличие в старокатолич. богослужении нек-рых моментов, противоречивших богослужебной практике правосл. Церкви (помещение эпиклезы перед установительными словами, совершение литургии без антиминса и др.). В предисловии к рус. переводу чеш. старокатолич. мессы Киреев отмечал, что «литургия эта, хотя и православная, все же будет литургией западной, но ведь и во времена неразделенной Церкви литургии у Востока и Запада были различны, и это ничуть не нарушало религиозного единства» (Чешско-славянская старокатолич. литургия. 1898. С. 75). Однако идеи Киреева не получили к.-л. реализации ввиду вероучительных разногласий между правосл. Церковью и старокатоликами.

http://pravenc.ru/text/182587.html

Энгельса. После 1991 г. началось переселение в О. о. мусульман из республик бывш. СССР, а также из северокавказских республик РФ. Первая религ. орг-ция была образована турками-месхетинцами, переехавшими в О. о. в нач. 90-х гг. XX в. из Ферганской обл. Республики Узбекистан. 2 нояб. 1998 г. было зарегистрировано «Общество мусульман» Болховского р-на, 11 нояб. 2009 г.- орг-ция мусульман «Иман» Мценского р-на, 10 июля 2012 г.- орг-ция «Ихлас» г. Орла. Эти орг-ции подчиняются Духовному управлению мусульман европ. части России (Московскому муфтияту). В Орле действует 2 молельных дома: Центральный (в вост. части города, в Завокзальном пос. (Выгонке)) и на территории, прилегающей к центральному рынку города. В 2011 г. в Орле планировалось начать возведение мечети, однако запросы на согласование строительства, направленные в администрацию города в 2009 и 2010 гг., были отклонены. В Мценске молельный дом располагается на арендуемой мусульм. общиной территории бывш. гостиницы, в Болхове мусульмане также арендуют помещение. Общая численность мусульман в О. о. составляла 20-25 тыс. чел. (на 2017), их наибольшая концентрация отмечена в Орле, Орловском, Болховском, Мценском, Новосильском, Кромском, Хотынецком, Покровском и Знаменском районах. Иудаизм Евр. община появилась в Орле в сер. XIX в. в связи с водворением на постоянное жительство отставных «николаевских солдат» (призванных на военную службу детей евреев), причисленных к местному мещанскому сословию. Община пополнялась прибывающими в Орловскую губ. из «черты оседлости» ремесленниками и купцами. Еще в 40-х гг. XIX в. для погребения умерших иудеев было отведено специальное кладбище (в районе совр. железнодорожного вокзала), в 1895 г. оно было расширено. В 1867 г. в Орле проживало 115 евреев, в 1897 г.- 1750, к 1915 г. их численность увеличилась до 2,6 тыс. чел. В 1876 г. в Орле открыт молельный дом. В 1880 г. группа евреев, приезжавших в Орёл на короткое время, подала прошение об открытии 2-й синагоги, т. к. в существовавшей «возобладал дух хасидизма». В 1909 г. в Орле действовали отд-ние Об-ва для распространения просвещения между евреями в России, Об-во пособия бедным евреям (создано в 1901), к 1910 г. открылась талмуд-тора. В 1905 г. созданное специально для постройки новой синагоги хозяйственное правление Орловского евр. молитвенного дома приобрело участок земли на ул. 2-й Никитской (ныне Советская), где была построена миква, а в 1909-1911 гг.- большая каменная синагога (архит. Ф. В. Гаврилов при участии архит. А. А. Химеца).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

По отзывам современников, З. отличался редкостным трудолюбием и эрудицией, считался одним из лучших рус. статистиков. Награжден орденами св. Анны 3-й (1867) и 2-й (1872) степени, св. Станислава 2-й (1869) и 1-й (1889) степени, св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1884) степени. Похоронен 24 февр. 1893 г. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге в присутствии сослуживцев во главе с директором Центрального статистического комитета Н. А. Тройницким. Могила утрачена. Ист.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3720; Ф. 1290. Оп. 3. Д. 68; Ф. 1343. Оп. 22. Д. 1490. Л. 6. Соч.: Томская губ.//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. СПб., 1868. Т. 60. Вып. 1; Оренбургская губ.//Там же. 1866 г. СПб., 1871. Т. 28; Тобольская губ.//Там же. 1868-1869 гг. СПб., 1871. Т. 60; Уфимская губ.//Там же. 1870 г. СПб., 1877. Т. 45; Губернии малороссийские и юго-западные//Статистика поземельной собственности и населенных мест Европ. России. СПб., 1884. Вып. 3; Волости и важнейшие селения Европ. России. СПб., 1885. Вып. 3; Псковская губ.//Список населенных мест по сведениям 1872-1877 гг. СПб., 1885. Т. 34; Мон-ри в Рос. империи//Стат. временник Рос. империи. 1887. Сер. 3. Вып. 18; Указ. изменений в распределении адм. единиц и границ Рос. империи с 1860-1887 гг.//Там же. Вып. 19; Материал для ист.-топогр. исследования о правосл. мон-рях в Рос. империи с библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 вып.; СПб., 2005р, 2007. Лит.: [Некролог]//ИВ. 1893. 4. Смесь. С. 301; [Некролог]//Новое время. 1893. 6103; [Некролог]//Новости и биржевая газ. 1893. 53; В. В. Зверинский: [Некролог]//Правительственный вестник. 1893. 42; [Некролог]//СПб вед. 1893. 54; [Некролог]//Отчет ИРГО за 1893 г. СПб., 1894. 2-я паг. С. 2-3; [Степанов В. В.] Библиогр. обзор изданий Центр. стат. ком-та, вышедших по 1-е авг. 1895 г. СПб., 1895. [Вып. 1]. С. 5, 11-12, 17, 30, 38, 40, 44, 46, 48, 57, 70, 77, 82-83; Семёнов-Тян-Шанский П. П. История полувековой деятельности ИРГО, 1845-1895. СПб., 1896. Ч. 1. Отд. 1-3. С. 159; он же. Мемуары П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Пг., 1917. Т. 1. С. 64-65; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 463-464; Здобнов Н. В. История рус. библиографии до нач. ХХ в. М., 1955. С. 342, 429; Левин Д. Э. Правосл. мон-ри Рос. империи в тр. В. В. Зверинского// Зверинский. 2005. 1-я паг. С. VI-XIV.

http://pravenc.ru/text/199667.html

В традиц. христ. интерпретации «Христос Владыка» из 25-го стиха отождествлен с «Христом» из 26-го, и все откровение в целом относится к Иисусу Христу. Совр. экзегеты полагают, что в первоначальном понимании этого стиха «Христос Владыка» из 25-го стиха и «Христос» из 26-го были разными личностями и отождествляют первого помазанника с первосвященником Иисусом, который вступил в свою должность вскоре после возращения из Вавилонского плена ( Montgomery. 1927. P. 379; Collins. 1993. P. 355). Эта идентификация встречается и у раннехрист. писателей, в частности у Ипполита Римского ( Knowles L. E. The Interpretation of the Seventy Weeks of Daniel in the Early Fathers//Westminster Theol. J. 1944. Vol. 7. N 2. P. 140). Во втором помазаннике, о котором говорится, что он будет предан смерти по прошествии 62 седмин, совр. интерпретаторы узнают первосвященника Онию III, который был убит ок. 171 г. до Р. Х. (2 Макк 4. 32-38; Collins. 1993. P. 356). М. во внебиблейских текстах эпохи Второго храма Видение прор. Ездры. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1910–1913 гг. Артель М. Н. Сафонова Видение прор. Ездры. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1910–1913 гг. Артель М. Н. Сафонова Становление иудейского мессианизма можно проследить по внебиблейским текстам эпохи Второго храма, которые часто объединяют под общим названием «псевдоэпиграфы». Они в целом позднее канонических книг ВЗ и позволяют проследить эволюцию библейских идей со II в. до н. э. до нач. нашей эры. Псевдоэпиграфы сохранились в рукописях намного более позднего времени, и в ряде случаев можно предположить в их тексте христ. интерполяции или следы христианской редактуры. Мессианская тематика в том или ином виде представлена в «Оракулах Сивилл», «Юбилеев книге» , «Двенадцати патриархов завещаниях» , «Завещании Моисея» (иногда называется «Успение Моисея»), Псалмах Соломона, первой Книге Еноха, «Апокалипсисе Варуха», «Апокалипсисе Ездры» (входит в слав. и рус. Библии как Третья книга Ездры), «Апокалипсисе Авраама».

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

В 1903 г. Г. читал историю Украины в Высшей рус. школе в Париже. С нач. ХХ в. поддерживал тесные контакты с российскими учеными А. А. Шахматовым , А. С. Лаппо-Данилевским и др. С.-Петербургская АН опубликовала его «Очерк истории украинского народа» (СПб., 1904). В том же году вышла статья Г. «Звичайна схема «русскоï» icmopiï i справа paцiohaльhoro укладу icmopiï cxiдhoro слов " янства», в к-рой он обосновывал самостоятельность укр. исторического процесса. В 1906 г. Г., оставаясь профессором Львовского ун-та, основал в Киеве Украïнське наукове товариство, печатными органами к-рого стали «Записки Украïнська наукова товариства» и ж. «Украïна» (начал изд. в 1914). В 1907 г. в Киеве обосновалась также редакция ж. «Лimepamypho-haykobuй bichuk». В 1905-1907 гг. Г. выступал с инициативой организации при российских ун-тах на Украине кафедр украиноведения и чтения лекций по укр. истории, этнографии, литературе и языку на укр. языке. С кон. XIX в. Г. принимал активное участие в укр. политическом движении, был воспитанником киевской орг-ции «Старая громада». Во Львове сначала поддерживал политику «новой эры» польско-укр. союза, к-рую проводил лидер «народовцев» А. Барвинский; позже сблизился с членами радикальной партии (И. Франко, В. Будзиновский и др.). Под влиянием Г. в 1899 г. состоялось объединение большинства «народовцев» и радикалов в Украинскую национал-демократическую партию (УНДП), Г. вошел в ЦК партии. Ближайшей целью УНДП было создание в Вост. Галиции автономного укр. края со своим сеймом, а задачей-максимум - достижение полной независимости западноукр. земель. Позиция Г., выступившего против союза с поляками, стала причиной его разрыва с УНДП, после чего он отказался от председательства в НТШ (1913), большинство членов к-рого принадлежали к руководству УНДП, и от редактирования ж. Записок НТШ. В 1906 г. Г. являлся консультантом укр. фракции в I Государственной думе, по его инициативе в Думе была создана группа автономистов, в к-рую вошла укр. фракция. Г. рассматривал автономизацию укр. земель в составе Российской империи и Австро-Венгрии как первый шаг на пути к независимости Украины. Он был вдохновителем и одним из основных авторов основанного тогда же в С.-Петербурге ж. «Украинский вестник». После поражения революции 1905-1907 гг. инициировал создание надпартийного блока укр. политиков Товариство украïнських nocmynobцib (Об-во украинских прогрессистов) и возглавил его. Г. был одним из организаторов укр. прессы в Российской империи. В 1906-1907 гг. активно сотрудничал с одной из первых ежедневных газет на укр. языке - «Рада». В 1909-1910 гг. организовал и фактически редактировал иллюстрированную газ. для крестьян «Село», в 1911 г., после ее закрытия, способствовал появлению нового издания - «Зacib».

http://pravenc.ru/text/168213.html

В сер. XVI в. Реформация охватила и Великое княжество Литовское. В 1550 г. город Ковно (ныне Каунас) принял Аугсбургское исповедание. В 1555 г. в Вильно (ныне Вильнюс) образовался 1-й лютеран. приход в пределах Б. Литвы, в 1558 г. в Ковно - 2-й. В 1566 и 1570 гг. были изданы первые лютеран. сборники гимнов - примерно по 600 песнопений в каждом. Ян (Йонас) Бреткунас (1536-1602) перевел за 12 лет на литов. язык всю Библию; его перевод не был опубликован, и Библия на литов. языке была впервые издана только в 1735 г. Наибольшего влияния Реформация в Литве достигла в сер. XVII в., при этом кальвинизм в форме реформатства преобладал над лютеранством: в Б. Литве было соответственно 150 и 10 приходов. Кальвинизм поддерживали Радзивиллы, у лютеран столь влиятельных покровителей не нашлось. После заключения в 1569 г. Люблинской унии и образования Речи Посполитой в Б. Литве возросла активность иезуитов, к-рые успешно действовали против кальвинистов и представителей радикальной Реформации, восстановили свою численность католики, лютеран. приходы существовали полулегально. В 1709-1711 гг. в М. Литве из-за чумы погибла половина населения, среди умерших было 20 пасторов. Взаимоотношения немцев и литовцев в М. Литве были сложными и историками 2 стран описываются по-разному, но все признают, что знание обоих языков и смешанные браки до нач. XX в. были нормой для населения. В 1719 г. в М. Литве литургия совершалась на литов. языке в 59 приходах, в 1913 г. их осталось 45, в 1918 г.- только 9. Литов. язык из церковной сферы вытеснялся в светскую и бытовую. Носителей литов. языка в Вост. Пруссии в 1825 г. было примерно 120 тыс., их численность даже росла до 1864 г., когда достигла 152 тыс., и затем упала до 94 тыс. чел. в 1910 г. Однако именно там - близ Гумбиннена (ныне Гусев, Калининградская обл.) - служил лютеран. пастор Кристионас Донелайтис (1714-1780), получивший образование в Кёнигсбергском ун-те и известный как великий литов. поэт. Классическая поэма «Времена года» была написана им в 1765-1775 гг. (опубл. только в 1818).

http://pravenc.ru/text/2110573.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010