Но и призвав сына, он еще не заживил сердечной раны, но удалил его от лица своего еще на два года, и только после столь долгого времени, по просьбе военачальника, дал сыну позволение явиться к себе. Но сын, злопамятуя о прежнем или притом стремясь к власти, восстал на отца и довел его опять до скитальничества и бегства, которым он подвергался при Сауле, и даже сделал его жизнь гораздо тяжелее прежней. Тогдашние скорби Давид терпел, быв военачальником; а теперь он принужден был скитаться после многих лет царствования и после победы, можно сказать, над всеми врагами. И доведший его до этого был и не чужой и не неприятель, но «изшедый из чресл его», как сам он говорил с жалобою ( 2Цар.16:11 ). Тогда он был во цвете лет и мог все переносить мужественно, а теперь, в то время, когда ему следовало в этом негодном сыне иметь утеху своей старости, в нем встретил злоумышленника и врага. И вышел царь из Иерусалима вместе с немногими, босой, закрываясь и проливая слезы. Эта война причинила ему не только скорбь, но и стыд. Сын поступил тогда с блаженным оскорбительнее, чем Саул, обесчестил и наложниц отца, и притом не скрытно, но на кровле дома перед взорами всех; в ярости против отца нарушил и уставы природы, и законы обращения с женщинами, и в безумном упоении, когда война еще продолжалась, отважился сделать то, что обыкновенно делают уже по одержании победы и по взятии врагов в плен. Между тем Сива, встретив Давида в такой печали и страхе, еще более возмутил его, налгав на своего господина и сказав, будто (Мемфивосфей) замышляет овладеть царством ( 2Цар.16:3 ). 9 . После Сивы является Семей, человек злой и неблагодарный, и направляет против Давида множество злословий, бросая в него камнями с такими словами: «Изыди, мужу кровей и мужу беззаконный: возврати на тя Господь вся крови дому Сауля, понеже воцарился еси вместо его, и даде Господь царство в руце Авессалома сына твоего, показа тебе злобу твою, яко муж кровей ты» ( 2Цар.16:7–8 ). Слыша и претерпевая это, Давид сокрушался, как видно из самого плача его, но не решился ничего сделать и дал Семею уйти живым, сказав: «Оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь. Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его во днешний день» ( 2Цар.16:11–12 ); а сам с беспокойством и страхом ожидал, чем кончится предприятие Хусия. Когда же и это сделалось известным, то началась война, самая необыкновенная из всех когда-либо бывших войн, и даже похожая на загадку. Того, кто был виновником таких бедствий и подал все поводы в такой войне, с чьим падением уничтожались все эти бедствия, – того самого тщательно беречь и щадить Давид убеждал полководцев своих, повторяя: «пощадите ми отрока Авессалома» ( 2Цар.18:5 ). Что могло быть хуже этого горестного положения? Что прискорбнее этого затруднения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не стоит устраивать сейчас разбор непонятных слов: сейчас – не обучение, а именно молитва Это только перебьет молитву. Сейчас – не обучение, сейчас – именно молитва. Поэтому в первую очередь стараемся сами сосредоточиться на молитве. Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше (Когда родители читают эту молитву сами вслух, если уместно, можно сразу вместо «уне мне бяше» произнести «лучше было бы мне» ), аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Здесь как раз видно, что в целом практически все слова, все фразы без перевода вполне понятны. Когда читает сам ребенок лет девяти, тем более пятнадцати, славянские слова становятся понятнее из-за того, что ребенок сам их видит. Когда читают вслух родители, то здесь важно читать все четко, ясно проговаривая все слова. Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях Мертваго яко единаго от умерших: Сего бо держати отнюд не могу, но погубляю с Ним, имиже царствовах: аз имех мертвецы от века, но Сей (се) всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Днесь ад стеня вопиет: пожерта (погибла) моя бысть держава, Пастырь распятся и Адама воскреси: имиже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всех изблевах. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу (можно попросить произнести ребенка, который обычно на общей молитве читает эти слова). Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих, Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец. Затем сразу переходим к чтению паремий. Все они указаны, перечислены в текстах службы и на всех основных православных сайтах. Если мы хоть как-то читаем с детьми Священное Писание в течение года, в течение жизни, то здесь будут понятны все образы, все сюжеты.

http://pravoslavie.ru/120835.html

Общегреческий текст Иерусалимский текст «Еще молимся о братиях наших иереях, иеромонахах, монахах и о всем во Христе братстве нашем». «Еще молимся о братиях наших архиереях, иереях, иеромонахах, иеродиаконах и монахах и о всем во Христе братстве нашем». Объяснение этому следует искать в том, что в Святогробское братство входят не только священники, иеромонахи, иеродиаконы, монахи и т.д., как во всех монастырях, но еще и архиереи. Таким образом, под «всей во Христе братией нашей» служебник понимает всё, вообще, священство и диаконство, т.е. весь клир христианский, тогда как под «всем во Христе братством» надо понимать это братство агиотафитов. Не Иерусалимские служебники, как видим, выпустили слово «архиереев» из прошения о братстве, но само «братство» сохранили. И, кроме того, не Иерусалимские служебники в прошении о правящем архиерее не содержат нашего выражения «о всей во Христе братии нашей». В сугубой ектении есть прошение «о плодоносящих», само по себе, не древнего происхождения. До XIV в. были еще специальные молитвы плодоношения и ектении о плодоприношении и плодоприносящих, впоследствии исчезнувшие и замененные одним прошением на сугубой ектении. Древние исчезнувшие молитвы восходят к агапам. В одной из рукописей XI-XII вв. находим такое, например, прошение: «О еже плодоношения во днешний день принесших, да защищение, прощение и жизни вечныя причастия приимут, помолимся». Прошение о воинстве появляется только в позднейших печатных служебниках 158 . В древности »Господи, помилуй« пелось один только раз на каждое прошение, остатком чего являются однократные »Господи, помилуй« в начале сугубой ектении. Иногда эта ектения заканчивалась 12-кратным »Господи, помилуй« после последнего прошения. В Московском печатном служебнике 1658 г. »Господи, помилуй« 12 раз пелось после прошения о царе. Следует отметить еще и ту особенность, которую находим в прошении о прежде почивших отцах и братиях. Оно дополнено словами »святейших Патриарсех Православных, и благочестивых Царех, и благоверных Царицах«, чего нет в греческих служебниках. Зато иерусалимский литургикон содержит прошение о милости, жизни, мире, здравии, спасении православных христиан, поклонников, попечителей и паломников Святого Гроба и всех живущих во святом граде Иерусалиме. Кроме того, он содержит прошение о упокоении поименно почивших Патриархов, начиная от Анфима (1788–1806), и прошение »о братиях наших, во службах и отшествии сущих, и о всех милующих, служащих и служивших во св. обители сей».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Соображая все обстоятельства, можно с вероятностию положить, что особенности в быту Новгорода произошли мало-помалу, вследствие известных исторических условий, а не вследствие пожалования Ярославова, о котором, кроме Степенной книги, не знает ни одна летопись. Что касается до внешнего вида русского города в описываемое время, то он обыкновенно состоял из нескольких частей: первую, главную, существенную часть составлял собственно город, огороженное стенами пространство; впоследствии времени около города образуются новые поселения, которые также обводятся стенами; отсюда город получает двойные укрепления: город внутренний (днешний) и город наружный (окольный, кромный), внутренний город носил также название детинца, внешний - острога; поселения, расположенные около главного города, или детинца, назывались передгородием. Стены бывали каменные и деревянные (преимущественно) с дощатыми заборалами, башнями (вежами) и воротами, которые носили названия или по положению в известную сторону, например Восточные, или по украшениям, например Золотые, Серебряные, или по тем частям города, к которым прилегали, по их народонаселению, например в Киеве были ворота Жидовские, Лядские, или по церквам, которые находились в башнях над воротами или, быть может, даже по образам, или наконец по каким-нибудь другим обстоятельствам, например Водяные в новгородском Детинце, выводящие к реке, и т. п. Упоминаются два вала, и место, находящееся между ними, носит название болонья. Передгородие разделялось на концы, концы - на улицы. Городское строение было тогда исключительно деревянное, церкви были каменные и деревянные; что касается до количества церквей в городах, то в Новгороде с 1054 года по 1229 построено было 69 церквей, из которых 15 были, наверно, деревянные, ибо о них или прямо сказано так или сказано, что они были срублены; из остальных о некоторых прямо сказано, что они были каменные, о других же ничего не сказано; в число 69 включены и церкви монастырские; нельзя думать, чтобы до 1054 года находилось уже очень много церквей в Новгороде; это количество церквей во втором по богатству (после Киева) русском городе может дать нам приблизительное понятие о количестве церквей в Киеве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

87. От какой бы причины ни возгаралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца, и налагая покров на остроту умнаго зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другаго какого металла наложен будет на глаза, ценность металлов не делает разности в ослеплении. — Бывает впрочем от гнева и услуга нам очень пригодная, когда разсерживаемся, досадуя на сладострастныя движения нашего сердца и негодуем, что в тайниках нашей груди поднимается то, что делать, или о чем даже говорить, стыдимся пред людьми, трепеща от страха при мысли о присутствии Ангелов и Самого Бога, везде и все проницающаго, и о всевидящем Оке Божием, от Котораго никак не могут укрыться никакия тайны нашей совести. Или когда против этого самого гнева разсерживаемся, за чем он вкрался, возбуждая нас против брата, и с гневом извергаем пагубныя его внушения, не давая ему на зло нам укрываться в тайниках груди нашей. Так гневаться научает нас и Пророк, который столь решительно отревал от своих чувств эту страсть, что и врагам своим явным, даже от Бога преданным в руки его, не хотел воздавать воздаяние. Так, когда Семей, бросая камни в Царя Давида, в слух ему злословил его пред всеми, и Авесса, сын Саруин, в отмщение за такое оскорбление Царя, хотел отъять его голову, блаженный Давид, подвигшись благочестивым негодованием против такого его внушения, сохранил непоколебимою свою кротость, и показал образец смирения и твердаго терпения, говоря: что мне и вам, сынове Саруины? Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речет: почто сотворил еси тако? Се сын мой, изшедший из чрева моего, ищет души моея, а кольми паче сын Иеминиев; оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь. Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его в днешний день (2 Цар. 16, 10—12). 88. Таким образом нам разрешается гневаться, но спасительно, т. — е. на себя самих, и на привходящие худые помыслы, — гневаться на них, и не согрешать, т. — е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Итак излишний страх, возбраняющий чрезмерно смиренным вступать в звание проповеднического служения и заставляющий их уклоняться от избрания этого служения, должно изгонять из робких душ их страхом суда Божия и последующего за тем наказания. Пусть таковые смиренномудрые приведут себе на память евангельского раба, скрывшего талант, вверенный ему господином, и не хотевшего возделывать его; участь его им известна: он и таланта лишился и остался осужденным на заключение во тьму кромешнюю ( Мф.25:15,18,24–30 ). Далее, надлежит указать им, с другой стороны, на апостола Павла, который признавал себя чистым от крове всех ближних, не щадя их в поражении пороков: темже свидетельствую вам во днешний день (говорил он ученикам своим при разлуке с ними), яко чист аз от крове всех; не обинухся бо сказати вам всю волю Божию ( Деян.20:26 и 27). Пусть внемлют, к чему и Тайновидец призывается ангельским гласом, взывающим: и слышай да глаголет: прииди! ( Откр.22:17 ), то есть, чтобы он, последуя зову внутреннего голоса, призывал и других туда же, куда сам стремится, дабы кто-либо даже из званных не застал дверей затворенными, если явится на зов Господа неготовым ( Мф.25:10–12 ). Пусть выслушают, как пророк Исаия, узрев Господа Саваофа, Которого славили и восаевали херувимы и серафимы, а он безмолствовал, имый устне нечисты, – как он с сокрушенным сердцем покаяния восклицал: о, окаянный аз, яко умилихся (а в подлинном тексте: „vae mihi quia tacui – горе мне безмолвствующу“); и когда он сверхъестественным светом озарен был и очищен от греховной нечистоты, то на зов Господа: кого послю, и кто пойдет к людем сим? отвечал: се аз есмь, посли мя! ( Ис.6:5 и 8). A Соломон ободряет еще проповедников тем, что самый дар благовествования приумножается в них, если возгревают его в себе чрез упражнение. „Душа благовествующая“ – говорит он – „и сама утучнится; и утоляющий жажду других и сам не вжаждется“ ( Притч.11:25 ). 42 Ибо кто, проповедуя слово Божие другим, благотворит им своим благовествованием, тот и в самом себе умножает этот дар благодатный; и кто не перестает питать души верующих этим хлебом животным и напоять их этою водою живою, тот не имат взалкатися и ие имат вжаждатися никогдаже ( Ин.4:10; 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Слава благоутробию Твоему, Господи, и непобедимой Твоей силе, в немощи моей совершающейся. Водка – одно отягощение и прибавление ложного аппетита. Есть должно не больше потребности. А потребность у меня очень малая. Между тем я всегда ем много, окаянный. Смотри, чтобы при ядении вместе с ближними за трапезою сладких брашен и питии приятных напитков, у тебя, хозяина трапезы, не вползла в сердце ехидна жалости этих яств и питий и не породила неприязни к ядущим! Ибо таково намерение сей ехидны – чрез пристрастие к тленному возбуждать неприязнь к ближнему или самую любовь к ближнему обращать из духовной в плотскую, а иногда и ненависть к ближнему из-за чего-либо плотского обращать в плотскую, нечистую к нему любовь. Так, когда ближний противодействует своими действиями нашим плотским видам, стремлениям, тогда мы ненавидим его и жалеем ему земных благ наших, а когда содействует, тогда любим его и ничего не жалеем для него. Так, прелюбодеи и прелюбодейцы ничего не жалеют для любимых ими, никаких драгоценностей, дают им всякие яства, покупают всякие дорогие украшения и одежды, словом, не щадят ничего. Но откажи только любимая особа в плотской своей любви плотскому любителю или любительнице, тогда сейчас явится вражда, и скупость, и зависть, и не щадивший прежде ничего для любимого теперь не даст и одной копейки, и одного черствого куска хлеба, и одного старого изношенного платья. О, как лукава плоть и орудующий ею диавол! Или не знаешь, что всякая пища, приятная и неприятная, и всякое питие превращаются в гной, в ничто? Чего же ты жалеешь братии? Не знаешь ли, что всякое злато и сребро – прах? Прославляй благость, всемогущество и премудрость Божию, из одной и той же земли производящую столь разнообразные и полезные вещи в пользу людей, но не прилепляйся к ним, да не прогневаешь Господа, ибо нам, созданным по образу и по подобию Божию, должно прилепляться всем сердцем к Богу. В воскресенье 16 августа молебен к Горемыкину после обедни. К Уваровой 12 августа. 11 августа Господи! благодарю Тя, яко даровал еси мне благодать во днешний день сохранить верность мою к Тебе. Даруй мне благодать во все дни живота моего пребыть неизменно верным к Тебе, памятуя наипаче срастворение Твое со мною, окаянным, в тайне причащения Пречистого Тела и Крови Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Радосте Ангелов и человеков, свободны нас печалей житейских сотвори/и ходатайством Твоим не кончаемых мук избави,/да временных и вечных бед Тобою избывше, вопием:/радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево. Видимо пред образом Твоим предстояще,/невидимо же к Тебе, одесную Сына Твоего стоящей,/ум возводяще, молим Ти ся прилежно:/сподобитися нам райскаго блаженства умоли,/Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево. Благаго Царя Благая Мати,/осени ны необоримым покровом Твоим,/Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево. Катавасия: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная/Богородице, Чистая Приснодево. Светилен: Зрящии Тя ныне на иконе с Предвечным Младенцем,/просим Тебе, Богоневесто:/не лиши нас и в будущем веце всеблаженнаго лицезрения Твоего/и воплотившагося от Тебе Сына Божия,/да со благоугодившими Ему Имя Его и Твое величаем. На хвалитех стихиры, глас 5: Дивна дела Твои, Господи!/Пресвятую Матерь Твою даровал еси/безпомощным скорую Помощницу,/сильную Защитницу беззащитным/и предстательство теплое безответным:/предстоя бо Тебе, всех Владыце,/молится присно о всех нас. Кое достойное благодарение/принесем Ти, Богоизбранная Приснодево?/За множество даров Твоего милосердия,/являемаго с верою к Тебе прибегающим,/недуги бо душ и телес врачуеши/и избавляеши от бед,/молящися Богу присно о всех нас. Державная Владычице мира,/назирающая сущих в Горе Твоей и повсюду верных/яко Взбранная Правительница,/не престай благоутробно промышляти о рабех Твоих/и вся благая нам ниспосылати,/временная же и вечная,/и молися Богу присно о всех нас. Слава, и ныне, глас 3: Светел прешедший праздник,/озаренный славою Архистратигов,/радостен днешний, светися благодатию Ангелом говейнаго 94 образа Богоматере/и на руках Ея держимаго Вседержителя./Якоже бо Он рече нам:/просите, и дастся вам,–/тако и Всеблагая Матерь Его/повеле прибегати к Ней во всякой нужде/и обеща скоро слушати/со благоговением молящихся пред святою Ея иконою,/юже и прослави чудесы многими,/подающи верным велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вместо же херувимския песни поется настоящий тропарь, на глас 8: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: царь бо царствующих, и Господь господьствующих, приходит заклатися, и датися в снедь верным. предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, Трижды.    За Достойно, Не рыдай мене мати: Причастен: Воста яко спя господь, и воскресе спасаяй нас. аллилуиа, трижды. И дается антидор от иереа: И отпуст. Потом бывает обычное благословение хлебов, и вина. Приходит иерей, покадив их, глаголет обычную молитву благословения: Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов: И рекше: Аминь.    [Смотри] Подобает ведати, Аще ли некия нужды ради великия несть литургии, Поем на Господи воззвах, стихиры на 8: воскресны 3, и анатолиев един, и триоди 3, на 4. Слава, глас 6, Днешний день тайно: И ныне, богородичен 1. Всемирную славу: Вход с кадилом. Свете тихий: Прокимен, Господь воцарися: И чтения дне триоди по чину своему. По скончании же чтений, ектениа, Рцем вси: Таже, Сподоби Господи в вечер сей: Посем, Исполним вечернюю молитву: На стиховне стихиры воскресны, глас 1: страстию твоею Христе: И по алфавиту 3, с припевы их, Господь воцарися: Слава, и ныне, богородичен: Се исполнися исаиино проречение: Таже, Ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь, благообразный иосиф: Слава, егда снизшел еси к смерти: И ныне, Мироносицам женам: и отпуст.    [Смотри] Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургиа, будет час 2-й нощи.    По отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфоры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита. Смокви же обретаются на множайших странах. Нам же вкушающим, предложится чтение великое, в деяниих святых апостол от начала: Глаголет же чтец начало, иерей же стих: молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. и по амине начинает чтец чести.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос 31. Иные укоряют Давида за то, что не внял словам Сивы (2 Цар. 16:3—4 ).    Неоднократно говорил я, что пророки знают не все; слова же Сивы имели вид вероятности. Ибо сам он пришел к божественному Давиду, о господине же сказал, что замышляет о царстве. Сверх того, Сива принес дары, доказывая тем свое благорасположение. Впоследствии же, вняв словам Мемфиваала, Давид разделил имение обоим (2 Цар. 19:29), а Мемфиваала удостоил своего прежнего о нем попечения: во время голода, когда гаваонитяне требовали выдать им семерых сродников Саула, Давид не выдал им Мемфиваала, но исполнил завет, заключенный с Ионафаном (2 Цар. 21:7). Достойно же удивления то, что было сказано Давидом Авессе о Семее. Ибо, когда Семей метал в Давида камнями, осыпал его перстью и наносил другие оскорбления и словом, и делом, называл Давида «мужем кровей и беззаконным», Авесса, будучи вторым по военачальнике, не вынес сих поруганий, но сказал: «почто проклинает пес проклятый сей господина моего царя? ныне пойду, и отыму главу его» (2 Цар. 16:9). Но превосходящий всех кротостью Давид сказал на сие: «что мне и тебе, сын Саруин? оставите его, сего ради проклинает мя, яко Господь рече ему злословити Давида; кто речет ему: почто сотворил еси тако?» (2 Цар. 16:10) — т. е. это Божий бич и жезл; не вижу бича, но вижу бичующего; моим беззакониям приписываю сии бедствия; не касаюсь жезла, чтобы не раздражить биющего. А с сим согласно и последующее, ибо сказано: «и рече Давид ко Авессе и ко всем отроком своим: се, сын мой исшедый из чрева моего ищет души моея, а кольми паче сын Иеминиев; оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь; негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его во днешний день» (2 Цар. 16:11—12), — т. е. Семей из родства Саулова, он имеет давнюю ко мне неприязнь, и с вероятностью иные могут сказать, что нашел он удобное время обнаружить вражду. Но сына моего, который мною рожден и воспитан, достиг такого возраста и такой чести, кто вооружил против меня? Посему явно, что свыше произнесен приговор и Бог приводит в исполнение предсказанное Им. Я же буду терпеть и оскорбляющих, и угрожающих мне смертью, чтобы сим укротить Божественный гнев. Вот что говорил божественный сей муж. Надобно же знать, что не было Божия содействия ни Амнонову беззаконному поступку с сестрою, ни Авессаломову братоубийству и неистовому восстанию против отца; напротив того, дом Давидов, лишась Божественного промышления, подобился ладье, не имеющей кормчего и подвергнутой треволнениям лукавыми демонами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010