XVI, 3). 9. После Сивы является Семей, человек злой и неблагодарный, и направляет против Давида множество злословий, бросая в него камнями с такими словами: изыди, мужу кровей и мужу беззаконный. Возврати на тя Господь вся крови дому Сауля, понеже воцарился еси вместо его, и даде Господь царство в руце Авессалома сына твоего; показа тебе злобу твою, яко муж кровей ты (2 Цар. XVI, 7). Слыша и претерпевая это, Давид сокрушался, как видно из самаго плача его, но не решился ничего сделать и дал Семею уйти живым, сказав: оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь. Негли призрит Господь на смирение мое и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день (ст. 12); а сам с безпокойством и страхом ожидал, чем кончится предприятие Хусия. Когда же и это сделалось известным, то началось война, самая необыкновенная из всех когда-либо бывших войн, и даже похожая на загадку. Того, кто был виновником таких бедствий и подал все поводы в такой войне, с чьим падением уничтожались все эти бедствия, - того самаго тщательно беречь и щадить Давид убеждал полководцев своих, повторяя: пощадите ми отрока Авессалома (2 Цар. XVIII, 5). Что могло быть хуже этого горестнаго положения? Что прискорбнее этого затруднения? Давид вынужден был начать войну, в которой равно было тягостно для него и победить и быть побежденным. Он не хотел ни быть побежденным, иначе не выслал бы такого войска, ни одержать победы, иначе не запрещал бы умертвить того, кто начал и повел войну против него. Когда же война была решена и кончилась, как угодно было Богу, когда отцеубийца пал, тогда все прочие были в веселии и радости, один только Давид горевал и плакал, и запершись, звал умершаго и скорбел о том, что сам не умер вместо него: кто даст смерть мне, говорил он, вместо тебе, Авессаломе сыне мой (2 Цар. XVIII, 33)? Слыхано ли что-нибудь ужаснее этого несчастия? Когда Авессалом умертвил своего брата, Давид хотел умертвить его; когда же Авессалом с неистовством возстал на него самого, тогда он щадит этого самаго сына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такою загадкою не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Чтобы мои слова были понятнее, я объясню их примером. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца, вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что если бы господин отдал ему еще более похищенного? Не приобрел ли бы он еще более, чем потерял. Это для всех очевидно. Точно также и мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаждаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы. Послушай, что говорит Павел о блуднике: предайте таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. V, 5). Но к чему это, скажешь? Речь идет о обижаемых другими, а не о тех, которых исправляют учители. На самом деле, однако, здесь нет никакого различия, потому что у нас вопрос был о том, действительно ли в страданиях нет обиды страждущему? Но чтобы более приблизить слово к предмету нашего исследования, напомним о Давиде, который, видя Семея, нападавшего на него, издевавшегося над его несчастием и осыпавшего его бесчисленными ругательствами, удержал военачальников, хотевших убить его, говоря: оставите его проклинати мя, дабы видел Господь смирение мое, и возвратил ми благая, вместо клятвы этой во днешний день (2 Цар. XVI, 11, 12). И в Псалмах воспевая, сказал: виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя, и остави вся грехи моя (Псал. XXIV, 19, 18). И Лазарь достиг покоя потому, что в настоящей жизни претерпевал бесчисленные бедствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Хочешь ли, брат, докажу тебе, что с благодарностью должны мы терпеть все, если это сделано нам за Христа? Христос — жизнь наша и спасение душ наших. Потому, кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою. Докажу тебе и примером подобострастных нам (подобных нам по страстям) человеков, что смиренномудрием благоугодили они Богу. Прежде же представлю тебе в пример ходящих во плоти, а потом перейдем к духовным. Оскорблен ты? Примени к себе бойцов. Но оставим ходящих во плоти и перейдем к духовным. Когда Давид бежал от лица Авессалома, сына своего, Семей, выйдя навстречу, не злословил ли царя Давида перед всеми сопутствующими ему? Не наедине Семей злословил царя, дабы не сказал иной, что поэтому, мол, и перенес Давид обиду великодушно. Даже не только злословил, но проклинал, и бросал в царя камнями; вот почему некто из близких друзей говорил царю: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя; ныне пойду, и отыму главу его. И рече царь ко Авессе: что мне и вам сынове Саруины; оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речет ему: почто сотворил еси тако (2 Цар. 16:9–10)? И ещё сказал: Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день (2 Цар. 16:12). Видишь, возлюбленный, как праведные в смиренномудрии служили Господу? И если Давид, будучи царем и пророком, показал столько усердия и смиренномудрия, то каковы должны быть мы, нищие и грешные? Возьми также во внимание и незлопамятность Давидову на Саула. Поэтому и мы, братья, будем великодушны, нося тяготы друг друга (Гал. 6:2). Какой воин, увидев, что товарищ его взят в плен противниками, не вступает в борьбу и не сражается с противниками, чтобы исхитить товарища своего из рук взявших его в плен? Когда же не в силах он избавить его, тогда плачет и печалится, вспоминая о друге. Не гораздо ли паче мы должны друг за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Ему слава во веки веков! Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Чувствительнейше благодарю вас за милостивое письмо ваше, – от 25-го июня и за дорогую для меня вашу доверенность. Простите, что долго не мог исполнить вашего поручения; несколько дней, – очищение долгов пред нашим архипастырем 12 , гостившим у нас с 26-го июня по 11-е июля, несколько дней, – болезнь, которая и теперь еще не прошла, отрывали меня от занятия, к которому влеклась душа моя. Но в болезни то и послужило мне чтение бесед ваших и услаждением, и подкреплением, и живым напоминанием о неизреченно-милостивом целителе, Господе Иисусе. Точно для меня это было, – dolorum dulce… Вчера совсем надеялся окончить дело и послать к Михаилу Петровичу 13 ; но, остановясь на слове в Великую Субботу («Днешний день…») долго замешкался за справками в Триоди Постной и опоздал. Это слово содержит такие истины, какие редко, редко можно встретить и у древних немногих учителей церкви, которым дана была широта сердца не в нынешнюю меру. Между прочим, тут приводятся три изречения из песней церковных. Два из них отыскал я в Триоди; но третьего: «возбудил еси вся уснувшие от века» (стр. 164), не нашел во всей службе Страстной Седмицы. Есть похожее: напр. «воскресил еси спящие от века» и под.: но тут нет слова вся. Поэтому решился ввести вместо сих слов другие подобные из канона в Великую Субботу: «Ад царствует, но не вечнует над родом человеческим: Ты (бо) положся во гробе, смерти ключи разверзл еси и проповедал еси от века тамо спящим избавление неложное». Если вы находите это Заменение неудовлетворительным или нашли те слова (возбудил еси вся…) в другом месте церковных книг, мне неизвестном, или для заменений выберете другое изречение (ибо есть и такие, в коих находится слово: πντας: так в Осмогласнике глас V, неделя, песнь 8, троп. 2, гл. VIII, неделя, песнь 4, троп. 2, πντας συνανστησας τος ν δει νενρος… Вел. Пяток блаженна 7: избавль всех от уз смертных…), то прошу вас покорнейше вразумить меня, а я, узнав вашу волю, на другой же день по получении письма вашего, напишу об оной Михаилу Петровичу, который теперь в деревне С. С. Уварова и возвратится в Москву не ранее 20 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Ангеле Христов святый! К тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения. Аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый: умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего имярек, буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 3, из тояже книги Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни! Не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое: не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе: укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела! вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего: и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящый день: [или: и аще что согреших во днешний день, покрый мя в настоящую нощь:] и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога: и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь. Молитва 4, из тояже книги

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его в днешний день» ( 2Цар. 16, 10–12 ). 6. Таким образом нам разрешается гневаться, но спасительно, т.е. на себя самих, и на привходящие худые помыслы, – «гневаться» на них, и «не согрешать» , т.е. не приводит их в дело на пагубу себе. Этот же самый смысл яснее выражает и следующий стишок: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» ( Пс. 4, 5 ), т.е. что помышляете вы в сердцах своих, по причине вторжения внезапных удобосмутительных внушений, то, после того, как мирным рассуждением успеете утишить всякий шум и бурность гнева, и как бы на покойное возлечь ложе, исправляйте и заглаждайте спасительным сокрушением. И блаженный Павел, воспользовавшись указанием этого стишка, после того как сказал: «гневайтеся и не согрешайте» , прибавил: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите место дьяволу » ( Еф. 4, 26. 27 ). Если пагубно допускать, чтоб солнце правды заходило во гневе нашем, и если мы, разгневавшись, тотчас даем место дьяволу в сердце своем, то как пред этим повелел гневаться, говоря: «гневайтеся и не согрешайте» ? Не явно ли он выражает сим следующее: гневайтесь на свои страсти и на самый гнев ваш, чтоб иначе, при вашем потворстве, не начало в омраченных гневом умах ваших заходить Солнце правды – Христос, и с отхождением Его не дали вы места в сердцах ваших дьяволу . 7. В иносказательном смысле, под солнцем можно понимать разум, который справедливо называется солнцем, ради того, что освещает все помышления и стремления сердца нашего, – и под запрещением гнева видеть заповедь не погашать сего светила страстью гнева; чтоб, с захождением его, не занял всего сердца нашего мрак бурного смятения с производителем его дьяволом , и мы, объятые тьмою гнева, не остались, как бы в темную ночь, в неведении, что нам делать. В таком смысле понимать это место Апостола предано нам в наставлениях старцев, которые не дозволяют нам допускать даже на один момент вкрадываться в сердце наше гневу, всевозможно блюдясь попасть под кару, изреченную на это в Евангелии: «всяк гневаяйся на брата своего, повинен есть суду» ( Мф. 5, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Действительно, великая и чрезмерная печаль, когда наступит, смущает ум; нежданные и непредвиденные события омрачают сердце и жестокое горе производит в сердце пострадавших какую-то тьму или мглу. Итак, увидят, говорит, тьму, хотя солнце будет стоять на полдне: а те, которые некогда блистательно праздновали и всегда пользовались струнами, лирами и громогласнейшими песнями, прекратят подобного рода занятия; напротив, будут горевать, будут иметь заботу о пла- —521— чевных песнях и примут на себя вид скорбящих: разумею вретище и плеш. Обнажать же голову (от волос) весьма неприлично. Так, Иов остриг волосы по смерти детей ( Иов.1:20 ). Сделаю же, говорит, Иакова яко жалость любимаго, то есть: так будут тужить по нем знавшие его, как мать или отец по усопшем единственном любимом детище. И сущыя с ним яко день болезни, то есть: соседи Иуды и Вениамина, вместе с Ефремом служившие идолам и, конечно, имевшие одинаковые с ним нравы, окажутся имеющими день болезни и страдающими муками родов: муками родов – полагаю – вследствие страха, печали и трудов. Ибо Сеннахирим, опустошив Самарию, взял все города их, потом послал из Лахиса в Иерусалим Рапсака, который высказал страшные угрозы стоящим на стене и поверг Иерусалимлян в такое отчаяние, что они с часу на час ожидали гибели вместе с жителями Самарии; тогда-то царь Езекия, крайне опечаленный, послал кого-то к Исаии, говоря: день печали и укоризны и обличения и гнева днешний день, понеже прииде болезнь раждающей, крепости же не имеет родити ( Ис.37:3 ). Итак, днем болезни называет тяготы и печали вследствие муки. Таким образом день болезни испытали ждавшие погибели Иерусалимляне, которые были вместе с ним (Ефрем) в отношении к роду идолослужения. Что говорил я, то естественно и прилично тем, которые некогда возбуждали против себя Владыку всяческих; но нисколько не хуже можно применить это к тем, которые нечествовали против самого Еммануила во время Его вочеловечения: они – сокрушающии из утра убогаго ( Ам.8:4 ), то есть нера- —522— дящие о том, чтобы жить по закону, и, пожалуй, ни к чему другому не стремящиеся, как только к тому, чтобы погубить праведника, дерзновенно обратить в ничто вполне ясное определение заповедей Божиих и безостановочно истощать кого захотят из слабейших: не они ли и говорили: когда прейдет месяц ( Ам.8:5 ) и прочее? Что книжники и фарисеи были весьма любостяжательны и корыстолюбивы, это мы можем узнать многими способами, устремляя ум к евангельским писаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» глас 4 Песнь 1 Ирмос: Лицы израильтестии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты враги, видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися. Лицы иночестии, в летней памяти Богоноснаго отца стецитеся усердно к святей пещере и, любовию кланяющеся раце мощей Нестора любомудраго, воспойте Богу, яко во святых Своих славно прославися. Ликом иноческим сочетающуся и в днешний день память твою воспети дерзающу, мне, паче всех грубейшему, молитвами твоими способствуй, Несторе святе, Бог бо в тебе дивно прославися. Слава: Ликом Ангельским причтен быти хотяй, ликом равноангельным во плоти причтался еси, отче, от нихже Ангельскому житию научився, возшел еси к умному желанию: темже тя чтим, яко Бог в тебе дивно прославися. И ныне: Лики святых и преподобных отец с лики Ангельскими предстояще, славите Рождшую всех святых Святейшее Слово; славити же днесь Божию Матерь и нам земным помозите, Та бо от всех дивно прославися. Песнь 3 Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое. Предложение твоего ума бе, аки лук напряжен, отче, живый бо во юдоле сей плачевней, восхождение имел еси в сердце своем выну к Богу; и мне убо, жизнь свою ведущу выну в печалех, Несторе, помози, моляся о мне, да возвеселится о Господе сердце мое. Седмьнадесятолетен сый, мысленне приял еси мужа совершенна возраст: просиял бо еси, аки в старческих сединах, делы благими, сия и во мне исправи, блаженне, и возвеселится о Господе сердце мое. Слава: Чистоту и смирение глубоко к нищете прием, возлетел еси, святе, аки крилома, на гору иноческих добродетелей; отнюдуже, усмотрив во мгновении ока преходящ мира сего образ, и паче в любовь Божию вперил еси сердце твое. И ныне: Сад чистоты Рождшая, плодом сего, верующих Тя быти Матерь Божию, напитала еси обильно; и мне убо, верою покланяющемуся Тебе, Богоневестная Дево, даждь от сего плода поне мало вкусити, да печальное возвеселится сердце мое. Седален, глас 4й

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Утреня Великой субботы заканчивается стихирами, в которых говорится о «субботствовании» Господа во гробе. В стихирах проводится параллель между погребением Спасителя, Своей смертью завершившего «домостроительство спасения» рода человеческого, и тем субботним покоем, которым завершилось сотворение мира: Днесь содержит гроб содержащего дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса; спит Живот, и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, имже совершив все упокоение вечное, даровал еси нам Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение  . Сегодня гроб удерживает Того, Кто рукою держит творение; камень покрывает Того, Кто благоукрасил небеса; Жизнь спит, и ад трепещет, и Адам разрешается от уз. Слава Твоему домостроительству   , по которому, окончив все вечное субботствование, Ты даровал нам всесвятое Твое воскресение из мертвых. Что зримое видение? Кое настоящее упокоение? Царь веков, Иже страстию совершив смотрение, во гробе субботствует, новое нам подая субботство…  Что это за зрелище, видимое [нами]? Что это за покой? Царь веков, страданием [Своим] завершив домостроительство, субботствует во гробе, даруя нам новое субботство. Придите, увидим Жизнь нашу, Которая лежит во гробе, дабы оживить лежащих в гробах. Проси Иосиф тело Иисусово, и положи е в новем своем гробе: подобаше бо Ему из гроба, яко из чертога проити. Сокрушивый державу смерти, и отверзый врата райская человеком, Господи слава Тебе  . Иосиф испросил тело Иисуса и положил его в своем новом гробе, ибо Ему подобало выйти из гроба, как из чертога. Сокрушивший державу смерти и отверзший врата рая людям, Господи, слава Тебе! Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий… Великий Моисей таинственно предвосхитил нынешний день, когда сказал: «И благословил Бог седьмый день»   . Ибо это благословенная суббота, это день покоя, когда Единородный Сын Божий почил от всех дел Своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Итак, прошу вас принять мои вопросы и передать их своим наставникам, от которых и требовать ответа: я надеюсь, что чрез эти вопросы выяснится истина и изобличится всякое лжеучение, Тогда ваши заправилы и учители невольно должны будут о себе подумать, какую они брань с Самим Иисусом Христом совершают и кому помогают в разрушении евангельской истины. Сопоставьте тогда свои преступные дела со всеми древними преступниками, о которых я вкратце упоминал вам в беседе, и вы увидите, что все те нечестивцы ничтожны в сравнении с вами, – те нарушали ветхозаветные заповеди, а вы новозаветные заповеди разрушили и отвергли, как я раньше сказал и еще повторял. Насколько Ветхий Завет ниже Нового в рассуждении полноты, настолько и ваши преступления горше ветхозаветных. Если св. Апостол Петр, ради смирения своего не хотевший дать Иисусу Христу ног своих для умовения, едва не лишился живота, как сказал ему Господь: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною» ( Ин.13:8 ); то как же вы думаете быть со Христом, отвергши не по смирению, а по гордости своей все его заповеди, данные Им не просто, но с подтверждением " Аминь». Высказавши все это, в заключение обращаюсь к вам, друзья, и братски всех вас прошу и умоляю именем Будущего Судии, оставьте вы свое богоборное учение и с чувством глубокой признательности обратитесь ко Господу и просите у Него прощения по примеру блудного сына, и Господь по Своему человеколюбию не отвергнет ваше чистосердечное раскаяние в столь великом своем прегрешении. О настоящей беседе моей с вами скажу вам словом апостольским, который при разлуке с верующими говорил: «Темже свидетельствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех не обинухся бо сказати вам всю волю Божию» ( Деян.20:26–27 ), по примеру сего Апостола и я, недостойный защитник Церкви и пастырей, высказал вам волю Божию и приведенными многими свидетельствами уяснил вам ваше заблуждение; после всего, если вы не обратитесь опять к Церкви, то я буду чист в день судный от вашей погибшей крови. Молю Бога, да просветит вас в познании Его истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010