Изъяснение псалма 38-го. Пс.38:1 .  Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида. «В конец, Идифуму, песнь Давиду». Иные писатели псалом сей приписывали Идифуму, и говорили, что написан он Идифумом. Но надписание показывает противное, а именно, что псалом Давидов, но дан для пения Идифуму, как заведывающему ликом поющих. Отсылает же нас к концу, потому что оплакивает ничтожность естества человеческаго и показывает его конец. А изрек псалом сей великий Давид, будучи преследуем Авессаломом и злословим Семеем; и оный во многом согласен с псалмом предшествовавшим. Пс.38:2 .  Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Пс.38:3 .  Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. «Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною». «Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися». Великаго Давида, спасающагося бегством от самоуправства отцеубийцы сына, встретил на пути Семей, метал в него глыбами земли, и злословил его, называя беззаконным и мужем кровей. Но божественный Давид, по обычному ему любомудрию, не только сам не отмстил, но и одному из военачальников, который готов был поразить Семея, запретил это, сказав: «Оставите его проклинати, яко Господь рече ему злословити Давида и кто речет: почто сотворил еси тако? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день» ( 2Цар.16:10, 12 ). Таким образом выражения псалма сего во многом согласны с означенным сказанием. Ибо Пророк говорит, что был весьма осторожен на язык, зная великую поползновенность сего члена, и всегда как бы некою стеною ограждал его, особливо же, когда противостал Давиду ни в чем не обиженный им Семей. Ибо его как несправедливаго называет грешным. Тотчас «онемех и смирихся, и умолчах от благ». Сие весьма сходно с тем, что сказано Давидом в истории: «оставите его проклинати», потому что Господь повелел ему злословить Давида «Негли призрит Господь на смирение мое, и избавит меня в день сей из руки врагов моих». То же и здесь говорит он, а именно, что уподобился глухому, который ничего не слышит, и смирил себя ожидая от того пользы. «И болезнь моя обновися». Злословимый Семеем, говорит Пророк, привел я себе на память грех, на какой отважился, и он не переставал уязвлять меня, когда разсуждал я, что за него подвергаюсь злословию, терплю от сыновняго властолюбия; и изгнанный из царскаго дома, принужден спасаться бегством. И в этом много сходства с историею. Ибо сказанное: Господь повелел ему злословить Давида, напоминает грех, потому что за грех постигло наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Молитва к Ангелу хранителю Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь. Молитва святого Иоанникия Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Молитва Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла. Окончание молитв Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй.  (трижды) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Молитвы на сон грядущим (вечерние) на русском языке  Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище для творящих благо и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.  (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради! Господи, помилуй.   (трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце правды,/закона сеновное исполняя/и начало изъявляя новыя благодати./Тем, Тя видев, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Светом во откровение язычникам Ты явился, Господи‚/Солнце правды, носимое на легком облаке,/сокрытое в тени Закона исполняя,/и приоткрывая начало новой благодати/Потому, созерцая Тебя, Симеон восклицал:/«Освободи меня от тления‚/ибо увидел я Тебя в сей день!» Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы‚/на руки подался еси Богоприимца Симеона,/рукою Твоею держай всяческая;/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего‚/яко видех Тя, Владыко. От недр Родителя не отлучившийся Божеством‚/воплотившийся‚ как Сам благоволил‚/Тот, Кого в объятиях держит Приснодева‚/Ты был передан на руки Богоприимца Симеона,/Держящий Своей рукою все./Потому он в восхищении взывал:/»Ныне отпускаешь Ты меня с миром, раба Твоего‚/ибо увидел я Тебя, Владыка!» Слава, и ныне, глас 6: На р ука х старческих во днешний день‚/яко на колеснице херувимстей,/восклонитися благоизволивый, Христе Боже‚/и нас, поющих Тя,/страстей мучительства призываемый избави/и спаси, яко Человеколюбец. На старческих руках в настоящий день/как на херувимской колеснице вовлечь благоволивший, Христе Боже‚/и нас, воспевающих Тебя,/от владычества страстей, когда мы призовем Тебя, избавь/и спаси нас, ибо Ты Человеколюбец! Слово Божие Старец Симеон и пророчества о Христе (В то время принесли родители Младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти слова нашего богослужения отражают святоотеческую традицию, восходящую по крайней мере к св. Иринею Лионскому , которая усвоена всеми Отцами и пронизывает собой чинопоследование всех крестных служб Октоиха и Минеи. Поэтому учение Церкви о тождестве дня искупления и Творения человека должно считать Откровением Духа. СУББОТА. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Со времен ветхозаветных первый день творения отождествлялся с воскресеньем, а седьмой — с субботой. Также буквально воспринимала дни творения литургическая традиция Церкви. В стихирах на «Господи, воззвах» службы Великой Субботы возглашается: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя; и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, се есть упокоения день, вонь же почил от всех дел Своих единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав; и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един благ и человеколюбец». 248 Здесь Дух Святый устами Церкви возглашает, что как седмица творения была завершена днем покоя, так и дни новотворения человека завершены упокоением Единородного Сына Божия. Именно об этом новом покое предсказывал Исаия, говоря: «И покой Его будет слава» ( Ис.11:10 ). Вот как об этой великой тайне Божией, познавший которую узнает суть всех вещей (преп. Максим), вещает богослужение Церкви. — «Якоже в первом миротворении, всякое дело соделав Бог, и последи господственнейшее, в шестый день создав человека, в седьмой почил от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже упокоение толкуется: сице и во умного мира делании изрядне все соделавый, и в шестый день наздав паки истлевшего человека, и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий паки седьмый день упокои, совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным уснув сном». 249

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Ю.В. Серебрякова 5.1. Великая Суббота В тот год ветхозаветная Пасха совпала с субботой, поэтому апостол Иоанн говорит, что «та суббота была день великий…» ( Ин. 19: 31 ). Для христиан этот день тоже стал Великой Субботой, потому что события этого дня прямо связаны с Воскресением Христовым, что отражено и в богослужении Страстной седмицы: сменяются темные облачения на белые и в библейских чтениях и песнопениях уже звучит тема Воскресения и торжества. Значение этого дня для спасения людей было прообразовано в Ветхом Завете благословением седьмого дня: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2: 2–3 ). На эту связь указывает верующим один из богослужебных текстов: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота…» 456 Правда, среди богослужений Страстной Седмицы этот день для многих проходит практически незаметно, в хлопотах об освящении куличей и подготовке к Пасхе; не все ходят на службу Великой Субботы. Посмотрим, что же произошло в Великую Субботу. Внешне кажется, что ничего не произошло. Тело Христово лежит во гробе, ученики Спасителя где-то прячутся и переживают случившееся, опасаясь гонений. Но как Сам Господь говорил, тридневное пребывание Его во гробе станет знамением для всех: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12: 4 ). Как Иона невредимым вышел из чрева кита, так и Пречистое Тело Христа не увидело во гробе истления, «потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни» 457 , а безгрешная душа Спасителя без вреда для себя сошла в «преисподняя земли» 458 , куда отправлялись души всех умерших – вне зависимости от того, праведники они или грешники. Господь «плотию субботствовал» 459 , а душой сошел во ад, чтобы упразднить смерть и «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

И здесь точно так же, как в сейчас рассмотренном месте и точно на тех же основаниях выражения lemoed chodesch haaviv или просто chodesch haaviv должно переводить не «новомесячие Авива», а в продолжение месяца Авива, или «в месяце Авиве» и в них опять, следовательно, нет противоречия с теми местами, в которых празднование праздников Пасхи и опресноков полагается от 14 до 21 Авива; в них сказано, лишь общее то, что в тех местах раскрывается и определяется в подробности. б) Помните день сей, говорит Моисей к народу Израильскому, в он же изыдосте от земли Египетския, из дому работы; рукою бо крепкою изведе вас Господь отсюда и не ядите квасна; понеже в днешний день исходите в месяце плодов новых – bechodesch haaviv ( Исх. 13:3 –4 ). Что это за день сей и днешний день, о котором говорит Моисей? Из предыдущего этого не видно, замечают защитники, противореча в сказаниях Пятокнижия о днях празднования Пасхи и опресноков. Объяснением этого неопределенного выражения днешний день продолжают они, служит прибавка – в месяце плодов новых, bechodeseh haaviv, т.е. «в новолуние Авива» или «в первый день месяца Авива» иначе, если эти слова не служат объяснением слов днешний день: то они лишние. Смысл такой будто бы: вы исходите в нынешний деньдень первый месяца Авива или – новолуние Авива. Следовательно, заключают, здесь противоречие с теми местами, где этот исход из Египта, Пасха и праздник опресноков полагаются от 14 до 21 числа Авива. Что выражение chodesch haaviv нельзя переводить словами: «новолуние Авива», это мы уже видели, и нам остается теперь только показать, что а) слова – днешний день здесь вовсе не определенны, и не непонятны сами собою, без прибавления слов: в месяце новых плодов, и что б) эти последние слова вовсе не составляют точнейшего определения или объяснения неопределенных будто без того и не ясных слов – днешний день, день сей. – а) Словаднешний день и день сей сами по себе ясны и определенны и не требуют того, чтобы последующим за ними словам bechodeseh haaviv давалось неправильное и натянутое значение «новолуния Авива»; это видно из следующих соображений: что агнец пасхальный должен быть закалаем всем обществом сынов Израилевых в 14 день первого месяца Авива, это ясно сказано Богом Моисею в подробном узаконении ( Исх.12:6 ); в ту же ночь он должен быть снедаем, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Молитва Ангелу-хранителю читается так. Встаньте все и слушайте внимательнее. Следует ясное и раздельное чтение законоучителем вечерней молитвы Ангелу-хранителю. В этой молитве Ангела мы называем Христовым, хранителем нашим святым и покровителем души и тела. Ангел называется Христовым потому, что Иисус Христос спас всех людей от власти диавола, и Ангел-хранитель помогает всякому человеку беречься от диавола. Почему Ангела мы называем хранителем и святым, вы уже знаете, а теперь мы поговорим о том, почему Ангел называется покровителем души и тела. Вы, конечно, видели клушку (наседку) с цыплятами. Когда сделается холодно, цыплята все соберутся, а наседка покроет их своими крыльями. Если появится ястреб или коршун, она соберет цыплят и тоже покроет их крыльями. Во всякой беде наседка покрывает своих детей и защищает их. Всегда защищают и люди своих детей. Кто нас защищает от беды, от холода, от голода, тот и есть наш покровитель. Ангел-хранитель бережет нас от всякой беды, значит, и он - наш покровитель. Диавол старается повредить и душе человека, и телу, а Ангел-хранитель бережет нашу душу и наше тело от диавола, потому мы Ангела-хранителя и называем в молитве покровителем души и тела. Как мы называем Ангела в молитве? Почему называем Христовым, святым, покровителем души и тела? Следует заучивание призывания хором и поодиночке. Когда мы грешим, то обижаем своими грехами Ангела-хранителя, а поэтому должны всякий раз просить его, чтобы он простил нам наши грехи. Мы молимся утром и вечером. Ночью мы спим, а днем делаем разные дела. Значит, мы больше грешим днем, а потому особенно нуждаемся в прощении Ангела-хранителя вечером. Вечером нам нужно молиться Ангелу-хранителю, чтобы он простил нам все, что мы согрешили в день. В молитве мы говорим: все мне прости, что я согрешил в сегодняшний день. «Все» по-славянски вся, «мне» - ми. «Что» - елика, «согрешил» - согреших. В молитве Господней вы узнали, что «сегодня» по-славянски - днесь, а «сегодняшний» - днешний. «Все мне прости, что я согрешил в сегодняшний день» по-славянски говорится: Вся ми прости, елика согреших во днешний день. Повторим эти слова и заучим их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тропарь, глас 4: Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися,/се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./И иже неверием обветшавшии/божественною купелию отродишася/и быша людие обновления, царское священие,/язык свят, Христово стадо,/емуже ты первый пастырь явился еси,/яко первее Крещением послуживый./И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/моли всем сыновом русским спастися,//имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель. НА УТРЕНИ По 1-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе: Сосуд избран был еси, святителю Михаиле,/пронести имя Христово пред неверными человеки,/темже послался еси в Русскую землю,/юже, просветив святым Крещением,/ко богоразумию наставил еси учении твоими./Сими и нас настави на стезю заповедей Господних,/молимтися, угодниче Божий преблаженне. Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, златокованная чаше, Пречистая Дево,/в Нейже Вино спасению нашему от Духа Святаго растворися и сим увесели сердца наша,/Ты бо еси чаша, черплющая нам вечную радость. По 2-м стихословии седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Собезначальное Слово Отцу и Духови от Тебе, святителю, в землю Русскую принесеся,/и Сие проповедал еси усты твоими несумненно, обличая идольское шатание,/и люди новы в достояние Господеви привел еси,/с нимиже предстоя, яко священнотаинник и служитель Божий,/выну молися за души поющих твое честное, отче, успение. Слава, и ныне, Богородичен: Собезначальному Слову истинная Мати сущи,/о нас, хотящих воздати в час Суда слово,/предстани и умоли Сына Своего теплыми Ти мольбами,/вемы бо, яко много могут Матерния Ти молитвы,/и сих ради надеемся обрести милость в День страшнаго испытания. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Возлег на перси: Яко начальнику архиереом и насадителю в России Христовы веры,/разрушителю идольскаго шатания и пастырю новоизбранных людей,/начатки песненныя тебе приносим, святителю Михаиле преблаженне,/во днешний день память твою совершающе и любовию тебе зовуще:/яко предстоя Вышняго Престолу, моли Христа Бога согрешением оставление даровати/благочестно покланяющимся честному образу твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сильный в брани, Господи, многомилостивый, благопослушливый и скоропослушливый, благодарю Тя, яко и во днешний день удивил еси на мне милость Твою, научил руце мои на ополчение, персты моя на брань [ Пс. 143, 1 ] с невидимыми, хитрыми, неусыпными, простыми в существе врагами и спял еси 56 востающия на мя под мя и врагов моих дал ми ecu хребет [ 2Цар. 22, 40, 41 ]; благодарю, яко со дерзновением даровал еси мне совершити Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Вместо рек слез – реки благодати... А жало, жало сластей земных, жало злобы, гордости? О, сколько жал! Жалко! – что это за слово? Оно указывает на жало. Вот это-то жало и надо вырвать с корнем. От него всё зло в мире. О, жало земное, жало плотское, жало диавольское, жало смертное, жало проклятое! Господи! Когда мы уязвимся любовию к Тебе и к нетленным Твоим благам, уготованным Тобою любящим Тя? Имя святого, которое носит христианин, есть имя веры и добродетели, имя человека, который на земле был ангелом во плоти, был светильником горящим и светящим, который горел любовию к Богу и ближним. Носящий это имя христианин должен подражать добродетели того святого, который носил это имя. Частое посматривание на себя в зеркале или посматривание на хорошие лица делает человека суетным, женственным, самопрелыцающимся и прельщающимся чужою красотою – и немало вредит христианскому расположению сердца, потому что приковывает мысли и сердце к преходящей, ничего не значащей внешности и отвлекает око ума от внутреннего благообразия или неблагообразия человека. Как часто священники, занятые своею внешностию, постыждались от диавола во время священнослужения, особенно при богатых и красивых людях, от мысли, что у них руки не белы, или голова не прибрана, или лицо не благообразно, или одежда не совсем прилична, и они опускали из внимания то, что они совершают, какое Таинство, какое воспоминание. Нет, по-видимому, ничего невиннее в очах мира, как хорошо и с наслаждением поесть-попить, но в порядке христианской жизни это очень вредно и есть чревоугодие, а чревоугодие сильно вредит христианскому образу мыслей, христианскому чувству – тонкому, святому, горнему, целомудренному, и христианскому образу жизни, уподобляет его бессловесным животным, вместо горе зрящего и мудрствующего делает долу зрящим и о земном мудрствующим, удобопреклонным ко всем страстям, особенно к блудной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Гостинник - корчмарь; содержатель постоялого двора. Градарь - садовник; огородник. Градеж - оплот; забор. Грезн - гроздь виноградная. Гривна - ожерелье; носимая на шее цепь. Гроздие - кисть плодов; ветвь (винограда). Грясти - идти; шествовать. Гугнивый - гнусавый; заика; косноязычный; картавый; говорящий в нос. Гудение - игра на гуслях или арфе. Гудец - гуслист; музыкант. Да - пусть; чтобы. Дабы - чтобы. Далечайше - гораздо далее. Далечен - далекий; трудный. Даннословие - обещание; обязательство. Двакраты - дважды. Дващи - дважды. Дверь адова - смерть. Двизати - двигать; шевелить. Двоедушный - нетвердый в вере. Двоица - пара. Дворище - небольшой или запустелый дом. Дебельство - тучность; полнота; дородность. Дебрь - долина; ложбина; овраг; ущелье. Девствовати - хранить девство, целомудрие. Действо - действие; представление. Декемврий - декабрь. Делатилище - купеческая лавка; орудие в чьих-либо руках. Делва - бочка; кадка. Делма - для. Деля - для; ради. Демественник - певчий. Демоноговение - почитание бесов. Демоночтец - идолопоклонник. Денница - утренняя заря, утренняя звезда; отпадший ангел. Денносветлый - подобный дневному свету. Держава - сила; крепость; власть; государство. Державно - властно; могущественно. Дерзать - осмеливаться; полагаться. Дерзновение - смелость. Дерзословие - наглая речь. Дерзостник - наглец; нахал. Дерзый - смелый; бесстыдный; дерзкий. Десница - правая рука. Десный - правый; находящийся с правой стороны. Десятина - десятая часть. Десятословие - десять заповедей Божиих, данных через Моисея. Детищ - младенец; дитя; отроча. Детосаждение - зачатие во утробе младенца. Диадима - венец; диадема. Дивий - дикий; лесной. Дивьячитися - зверствовать. Дидрахма - греч. " двойная драхма " , древнегреч. серебряная монета. Динарий - монета. Длань - ладонь. Дмение - гордость. Дмитися - гордиться; кичиться. Дне - относящийся к числу песнопений из Октоиха, а в дни пения Триоди - из этой книги. Дненощно - в течение целых суток. Днесь - сегодня, ныне; теперь. Днешний - нынешний; сегодняшний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/122/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010