«Сказание от Божественных писаний, како подобает настоятелю учити и наказывати сущих под ним» слово 11-е, л. 1490. «Духовная грамота вторая грешного и худого игумена Иосифа отцем и братиям моим, хотящим слышати вкратце о всех, иже зде написанных о монастырском и иноческом строении» слово 12-е, л. 1497–1574. Нач. «Во имя святыя единосущныя и животворящия Троицы Отца, глаголя, и Сына и святого Духа единого и нераздельного.» «О церковном благочинии и о соборной молитве» слово 1-е, л. 1597. «О трапезном благоговеинстве и о благочинии, и о пищи и о питии» слово 2-е, л. 1497 об. «Яко не подобает беседовати по павечернице» слово 4-е, л. 1499. «Яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1500. «О соборных делех», слово 6-е, л. 1500. «Яко не подобает во обители быти питию, от него же пиянство бывает» слово 7-с, л. 1500. «Яко не подобает в монастыри женскому входу быти» слово 8-е, л. 1500 об. «Яко не подобает в монастыри на дворцах монастырских жити отрочатом юным!» слово 9-е, л. 1501. «О еже како подобает соборным и старейшим братиям, им же правление монастырское вручено есть и всем служебником, иже суть в монастыри с настоятелем, или не сущу настоятелю, попечение имети о церковных и монастырских винах нужных сключающихся к спасению душам» слово 13-е, л. 1502. «Грани Юстиниана Царя новых заповедей» л. 1520. «От правил св. Григория Акрагантийского» л. 1519 об. «Продаже 1-е Преп. отца нашего Иосифа игумена соборным старейшим братиям и всем служебником иже суть в монастыре, о церковном благочинии и о соборной молитве» л. 1530. об. Предание 2-е о трапезном благоговейнстве и о благочинии, и о пищи и о питии» л. 1539 об. «Предание 3-е о одеждах и о обущах и о иных вещех» л. 1545. «Предание 4-е о еже не подобает беседовати по павечернице» л. 1547 об. «Предание 5-е яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1548. об. «О судех и о пошлинах» л. 1553. «Предание 6-е о соборных делех и о соборных службах» л. 1553. «Предание 7-е яко не подобает во обители питию быти, от него же пиянство бывает» л. 1554.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

л. 172. Чин и последование, како подобаеть благословити и свокупити мужескаго полу и женскаго, обема сущим в вдовьстве. л. 173. Молитва над женихом и невестою прежде неже внидут венчатися. л. 173 об. Молитва одети глава жене. л. 174 об. Молитва на поведенис девицы замуж, егда ведут ея от дому к мужу в дом. л. 174 об. Молитва над порты. л. 175. Молитва за здравие князю младому. л. 176 об. Последование просвещениа св. Богоявлсний. л. 186 об. Последование о причащении св. (воды) великаго освящениа иже на Богоявление. л. 188 об. Чин на всемирное Вздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня. л. 193. Чин омыти мощи Святых или крест мочити. л. 200 об. Молитва по отпусте в память св. мученик, не одна, а две, потом в память преподобных святитель, в память св. Пророк. л. 201. Молитва над сосудом, над брашном и молитва о плачющихся. л. 205. Святцы. Из русских Святых упоминаются все, коим празднование установлено Собором 1547 года. л. 217. Пасхалия, начин. от 7118 (1610) года. л. 218 об. Указ о втором браку с первобрачным, аще поняти прилучится вдовцу девица или за уношу идеть вдовица. л. 219. Последование, како подобаеть благословити и совокупити мужеска пола и женска полу, обоим сущим во вдовьстве. л. 221 об. Последование болньным. л. 222 об. Исповедь разных лиц, приписана небрежною скорописью. Некоторыя из предыд. молитв последним почерком повторены. На первых листах внизу: Служебник Елисея попа Омельянова сына Вешнекова, Пафнутьевскаго постриженника чернаго попа 7128 (1620) году. 221. (1077.) Служебник неполный, полууст., в скоропись переходящий, нач. XVII века, в четверть, 136 листов. л. 1. Литургия св. Иоанна Златоустаг о, без начала. л. 84. Молитвы вечернии. л. 86 об. Молитвы заутрении. л. 91. Чин покаанию, кир Иоана Дамаскина, како подобает кающагося приимати. л. 104 об. Молитвы числом 5, вторая с надписью: Кирила туровскаго, последние две кир Филофея. л. 113. Поновление (исповедание) священноиноком. л. 120. Чин, како подобает мощи Святых омывати и с креста вода пити.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Из первых 9 записанных в монастырском синодике настоятелей, управлявших Д. м. в кон. XV-XVI в., лишь один был игуменом, остальные - архимандритами. После разорения Д. м. в нач. 20-х гг. XVII в. мон-рем управлял строитель. Впосл. с небольшими перерывами Д. м. возглавляли архимандриты. В Д. м. настоятельствовали: в 1727-1732 гг.- буд. еп. Коломенский и Каширский Киприан (Скрипицын) , в 1810-1811 гг.- буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1826-1830 гг.- буд. архиеп. Тобольский Евлампий (Пятницкий) , в 1847-1855 гг.- еп. Муромский Иаков (Кротков) (впосл. викарий Московской епархии). Наиболее ранние сведения о братии относятся к 1627 г., когда на территории Д. м. находилось 5 келий, в к-рых проживало 6 монахов. В переписной книге 1685/86 г. указано 8 келий, в к-рых проживало, вероятно, столько же насельников. В 1699 г. в Д. м. числилось 43 насельника, в т. ч. архим. Сергий, 29 иеромонахов и старцев и 3 иеродиакона, в 1725 г.- 16 насельников, в т. ч. архим. Киприан, 5 иеромонахов и диакон, в 1764 г.- иеромонах, иеродиакон, монах, 2 белых священника, 3 диакона, канонарх, псаломщик, 2 сторожа, 9 отставных солдат. Посетивший Д. м. историк Г. Ф. Миллер упоминает архимандрита и 6 монахов. По ведомости 1901 г. в Д. м. числились настоятель, 11 монахов и 2 послушника. Материальное положение В XV-XVII вв. доходы Д. м. складывались из средств, поступавших от хозяйственной деятельности в вотчинах, ружного жалованья и вкладов. Дмитровский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 1902 г. (ГИМ) Дмитровский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 1902 г. (ГИМ) Земельные владения Д. м. находились только в Дмитровском у. и окончательно сформировались к 80-м гг. XVI в. При Д. м. существовала подмонастырская слобода, в 1627/28 г. в ней было 13 дворов (проживало 16 служебников), в 1685 г.- 25 дворов (проживал 71 чел., в т. ч. 27 служебников), в 1737 г. в слободе числилось 85 чел. На р. Яхроме Д. м. владел лугом на 100 копен сена. Вотчины обители располагались в 3 станах Дмитровского у.: в Повельском стане - с. Новое с деревнями и пустошами, сельцо Веретье-Кутач с деревнями, пустошами и починками, в Вышегородском стане - дер. Костино с пустошами, в Каменском стане - с. Турбичево с деревнями и пустошами. В 20-х гг. XVII в. население вотчин составляло 80 крестьянских семей, в 1654-1661 гг. в вотчину входило от 113 до 109 дворов, в 1678 г.- 165 дворов, в 1700 г.- 156 дворов. В них проживало: в 1627/28 г.- 84 чел. муж. пола, в 1685 г.- более 400, в 1737 г.- 719 чел. муж. пола, в 1744 г.- более 1 тыс. чел. В XVII-XVIII вв. Д. м. владел 5 мельницами на реках Березовец, Дубна, Пазья, рыбными ловлями на реках Куньема и Яхрома. Доход приносили также промыслы, изготовление дроби и кирпичей; так, в 1698 г. было продано разным лицам ок. 3 тыс. кирпичей.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к-рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр.- сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб. 1666 - февр. 1667). Источники До наст. времени дошел сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Офиц. обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греч. и рус. участников (ГИМ. Син. 314) и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний (Служебник. М., 1668). Этот документ был создан в ходе Собора или сразу по его завершении, однако его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора (они представлены как отдельные заседания, но это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы вост. Патриархам и их ответы, нек-рые дополнительные тексты, напр. соч. Афанасия Пателлария о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвященных суду над Патриархом Никоном , и описание избрания Патриарха Иоасафа II , не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т. п. Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Не ранее сент. 1667 г. Симеон Полоцкий создал лит. обработку деяний Б. М. С.- «Сказание о святом Соборе», к-рое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всем достоверную информацию. Симеон Полоцкий заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митр. Питирима на открытии Собора 29 апр. сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил хронологию событий, зачастую объединяя неск. заседаний в одно; он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12, 17 июля, а также в авг. и в кон. сент. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого мон-ря , в частности о покаянии архим. Никанора и др. соловецких иноков (кроме Герасима (Фирсова) ), о посылке на Соловки ярославского архим. Сергия с увещеванием и т. п.,- эти события известны по др. источникам. В ряде статей оставлены пробелы для числа и месяца.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Евфимий перевел с латинского комментарии к чину литургии из лучшей в то время компиляции греческих богослужебных рукописей – «Евхология» Я. Гоара (см. Гоара Евхологий. Париж, 1647). Перевод комментариев разошелся в нескольких списках (ГИМ. Син. 190, 526 и др.). Несколькими книжниками переводилась греческая литургия ап. Иакова (ГИМ. Син. 435 и др.), но эти переводы употреблялись за богослужением, быть может, эпизодически, а скорее всего, вовсе не употреблялись. Требник, чины таинств. В результате реформы окончательно определился современный состав Служебника (не содержащего чинов таинств, кроме литургий) и Требника. Последний, как уже сказано выше, был реформирован на основе Требника митр. Петра (Могилы) . Из важнейших изменений в чинопоследованиях Требника и в послереформенной практике совершения таинств можно назвать следующие: 1) Сокращено число молитв, предваряющих крещение. Несмотря на то что чин воцерковления по-прежнему печатается перед чином оглашения, на практике он начинает совершаться после крещения. При освящении воды в нее более не погружаются зажженные свечи (то же и в чине великого водоосвящения). Введены особые формулы при помазании елеем, аналогичные формулы при помазании св. миром упразднены. Пострижение волос перенесено из чина крещения в чин молитв восьмого дня (первоначально первый постриг был вообще самостоятельным последованием). Упразднен обычай одевания на новокрещеного куколя, в связи с этим молитвы на омовение мира (чин восьмого дня) стали читать обычно сразу после крещения. 2) Введен достаточно короткий чин покаяния (50-й псалом, покаянные тропари, две молитвы, исповедание грехов, две разрешительные молитвы), со второй разрешительной молитвой в утвердительной форме: «... аз... прощаю и разрешаю тя». Указанная формула взята из Требника митр. Петра (Могилы) , куда в свою очередь попала из виленского Требника 1618 г. Текстуально близкая к разрешительной молитве римского обряда, она достаточно рано (в XIV–XV вв.) проникла в греческие южноиталийские рукописи. Подобные формулы встречаются в юго-западнорусских книгах нач. XVII в. (напр., острожском Требнике 1606 г.). После реформы русского чинопоследования исповеди на основе Требника митр. Петра (Могилы) второй разрешительной молитве усваивается большое значение, она воспринимается уже как «тайносовершительная формула» и проникает в богослужение других славянских Церквей (в печатном греческом Евхологии ее нет, на месте разрешительной молитвы по-прежнему находится молитва «Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый», сохранившаяся в русском Требнике в чине причащения больного; на практике греки обычно довольствуются второй молитвой чина: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго»). Неверное славословие в конце второй молитвы исповеди было исправлено только в изданиях нач. XX в. (В изданиях сер. и кон. XX в. оно вновь напечатано неверно.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Кон. XV в. (ГИМ. Син. 268) Свт. Василий Великий, пишущий текст литургии. Миниатюра из служебника. Кон. XV в. (ГИМ. Син. 268) В цитировании священных книг святителем доля ВЗ составляет ок. 30%, НЗ - ок. 70%, из к-рых ок. половины приходится на Послания ап. Павла ( Gribomont. 1984. Т. 1. P. 202). Из книг ВЗ святитель более всего прибегает к псалмам: в них собрано все, как в великой сокровищнице, они наиболее доступны и распространенны («Псалмы поют и дома, и на торжищах» - Hom. in Ps. 1//PG. 29. Col. 212). Книга Притчей, по выражению В. В., «есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни», и «обучившийся притчам будет уже в состоянии заняться точным изучением богословия» (Hom. 12//PG. 31. Col. 404). Кроме того, объяснение святителем Притч 8. 22 (Adv. Eunom. II 20) имело существенное значение в полемике против ариан ( Van Parys. 1970. P. 364-366). Екклесиаст, по словам святителя, касается естествознания (φυσιολογα), Песнь песней совершенствует духовную жизнь (Hom. 12//PG. 31. Col. 388). Свт. Василий Великий с житием. Икона из Покровской ц. Крестовоздвиженского мон-ря Сольвычегодска. Нач. XVII в. (СИХМ) Свт. Василий Великий с житием. Икона из Покровской ц. Крестовоздвиженского мон-ря Сольвычегодска. Нач. XVII в. (СИХМ) II. Свящ. Предание. Наряду с авторитетом Свящ. Писания В. В. утверждает равный авторитет неписаного Свящ. Предания ( Gribomont. 1967. P. 22). Такое понимание отчасти есть уже у сщмч. Иринея, еп. Лионского ( Iren. Adv. haer. I 21; III 2-3), и у Оригена, но в сформулированном виде впервые проявляется у В. В.: «Из догматов (δγματα) и проповедей (κηργματα), соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании (γγραφος διδασκαλα), а другие, дошедшие до нас от апостольского предания (ποστλων παρδοσις), прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» (De Spirit. Sanct. 27. 66; ср.: Asc. br. 1). Верность Церкви измеряется согласием с Писанием и принятием Предания святых отцов (Hom. 24//PG. 31. Col. 609; De Spirit.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Николая Опис. Минск. епархии. С. 24 и 127. СПб., 1864 Не излишне заметить, что в Супрасльском поминнике нач. XVI в. Мисаил даже не помещен в числе Киевских митрополитов, а упомянут только в числе Смоленских епископов (Виленск. археогр. сборн. 9. 456 Равным образом не упомянут он в числе митрополитов Литовских и в архиерейском Служебнике нач. XVI в., употреблявшемся в Пинской епархии (см. выше прим. 29). П. собр. р. лет. 6. 233 В другой летописи сказано: «Прииде из Царяграда в Литовскую землю митрополит Спиридон, родом тверитин, поставлен на мзде патриархом, а повелением турского царя» (у Карамз. 2. Прим. 629. С. 193 и событие это отнесено еще к 1476 г. Рукоп. Иосифо-Волоколам. монастыря. 286. Л. 145 . Это окружное послание Спиридона находится в рукописном сборн. Новгор. Соф. библ., ныне СПб. Дух. Академии, 1-й половины XVI в. 1451. Л. 243–261 О своем рукоположении Спиридон говорит в предисловии именно так: «Фенгари (не Фанари ли?) семвтевриа 15 каланде; беллег (?) соборный святейшаго патриарха кир Рафаила Константинапола, новаго Рима, и иже о нем священаго Собора, святых митрополит и боголюбивых епископ. По благословению священнаго сего Вселеньскаго Собора, и рукоположение честнаго пресвитерства, и иже о Христе дьяконьства благословение прияхом, (и) поставление Кыевъскыа митрополья всея Руси». Правосл. собеседн. 1859, 2. 218–221 Ключевск. Древне-русские жития святых. С. 200. Москва, 1871 Вступление Симеона на митрополитскую кафедру несправедливо относят к 1477 г. уже по тому одному, что тогда еще жив был, как мы заметили выше, Мисаил, скончавшийся не прежде 1480 г. В жалованной грамоте (1503 г.) Полоцкому владыке Луке упоминаются следующие его предместники: Каллист, Симеон старый, другой Симеон и Иона (А. З. Р. 1. 209 Из них Симеон старый управлял епархиею около 1456 г. (А. и. 1. 268 Каллист — ок. 1459 г. (там же. 270; А. З. Р. 1. 62 Затем другой Симеон, вероятно, и был тем лицом, которое избрано теперь на митрополитскую кафедру. А Иона, как увидим, был избран на митрополитскую кафедру после Симеона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

«Дидахи; собрания посланий сщмч. Игнатия Богоносца ; диалог мч. Иустина Философа ; апокрифическое Евангелие Петра; 4 книга Сивиллиных пророчеств и т.д. Компиляция возникла на греческом языке. В 4 веке, в Сирии же, она была переработана и включена в сборник «Апостольских постановлений (первые 6 книг). Поздне-сирийский текст издан де Лагардом в 1854 г. Фрагменты древнего латинского перевода опубликовал Гаулер в 1900 г. «Каноны Апостолов» (или « каноны церковные ») Египетский дидактико-канонический сборник конца III века, который призван дополнить устаревший «Дидахи». Состоит из 30-ти глав и делится на две части: I часть (глл. 4–14) Нравоучительная, которая представляет собой компиляцию «Дидахи» и «Послания Варнавы», но указывает уже на более поздние нравы. II часть (глл. 15–29) . Каноническая, которая даёт нам картину раннего церковного устройства, в частности описывает избрание епископа пресвитерами, диаконами и др. Греческий оригинал не сохранился. Имеются латинская, коптская, арабская и эфиопская версии. «Апостольское Предание» Св. Ипполита Римского Является самым ранним (после «Дидахи») и наиболее полным каноническим сборником Древней Церкви (нач. 3 в.). По жанру – это пра-сакраментарий (служебник) с уставом служб и правилами посвящений. В частности, мы находим здесь древнейший формуляр Евхаристического канона (конца 2 – нач. 3 века), чин постановления во епископа, чин крещения и даже древнейшую всенощную и т.д. Судьба «Апостольского Предания» сходна с судьбой «Дидахи». Первоначальный текст долгое время не был известен, хотя на него указывал обширный круг памятников, сложившихся под его влиянием. Это и Эфиопские «Каноны Ипполита» (сер. 4 в.), и т.н. «Египетские церковные постановления» (которые долгое время относили к 3 в.), и 8 книга «Апостольских постановлений», и загадочный «Testamentum». Только в 1910–1916 гг. Шварц и Конноли доказали, что первоначальным является текст в т.н. «Синодосе» Александрийской Церкви (канонической компиляции 5 века), и что автором его действительно является знаменитый богослов, римский антипапа и сщмч. Ипполит († 235). «Предание» составлено им по-видимому в 218–222 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В В. м. почитались мн. святыни, в частности икона блгв. кнг. Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 г. Вологодским архиеп. Маркеллом , Евангелие 1637 г., Служебник 1603 г., др. богослужебные книги издания 1-й пол. XVII в. Среди подвижников В. м. известен молчальник мон. Макарий. В 1920 г. игум. Антоний был арестован, В. м. закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в к-ром трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до нач. 30-х гг. В 1935 г. на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов 1, впосл. там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже - столовая. В 1992 г. монастырские постройки были переданы Челябинской епархии РПЦ, 11 июня 1993 г. указом Свящ. Синода В. м. был возобновлен. В 1994 г. на нижнем этаже 2-этажного каменного здания, построенного в 70-х гг. XX в., была освящена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. К нач. 2005 г. в В. м. жили 6 насельников, настоятель - игум. Сергий (Ушаков). Арх.: ЦГИА РБ. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10632. Л. 1 об.- 5; Архив УФСБ по Республике Татарстан. Д. 2-8745-П. Ист.: Сенатские вед. 1849. 24; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода. 1849. 10; 1-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912. С. 29, 48; 2-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г. СПб., 1917. С. 69, 72, 118-120; Собор, 1918. Определения. Вып. 1-4. Лит.: Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29; Поездка преосвящ. Антония для обозрения церквей Златоустовского у.//Уфимские ЕВ. 1901. 14. С. 839-844; Чернавский Н. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1902. Вып. 10. С. 409-416; Шлеев С., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев. СПб., 1910. С. 253-254; Матвеев С. И. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ. Златоустовского у. Уфа, 1913; Сергеев Ю. Н. Правосл. Церковь в Башкортостане: 2-я пол. XVI - сер. XIX в. Уфа, 1996. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/155318.html

В 1496 г. в ходе строительства каменного Успенского собора над гробом преподобного была возведена каменная палатка. В нач. XVI в. для местного ряда иконостаса Успенского собора в мастерской московского иконописца Дионисия был написан 1-й житийный образ К. (ГРМ. ДРЖ - 2741). По мнению И. Д. Соловьёвой, его создание было непосредственно связано с появлением нового агиографического текста - Похвального слова, поскольку основные 10 событий Жития К., перенесенные в Похвальное слово из текста Пахомия Логофета, нашли живописное претворение в клеймах монастырского образа. Икона находилась в местном ряду, справа от царских врат, рядом с дверью, ведущей в гробницу святого. Возможно, она вместе с шитой подвесной пеленой и лицевым покровом на раку была вкладом вел. кн. Василия III Иоанновича и его супруги Соломонии, сделанным в 1514 г. ( Соловьёва. 2007. С. 248). К нач. XVI в. в Кирилловом мон-ре сформировалась практика ежедневного келейного чтения канона К.: именно этим временем датируются списки канонников, включающих 1 или 2 канона преподобному, а описание традиции содержится в сб. «Старчество», где сравниваются «правила» Волоколамского и Кириллова мон-рей. В сер. XVI в. церковным обиходником Кириллова мон-ря зафиксирована практика чтения Жития К. в навечерие и затем на трапезе в день памяти преподобного, поскольку текст был очень объемным (читался полный текст Пахомиева Жития, а не сокращенный или краткое Житие). Можно предположить, что этот обычай сложился значительно раньше. В 1529 г. обитель посетил вел. кн. Василий III и молился о даровании наследника. В авг. 1530 г. род. буд. царь Иоанн IV Васильевич . В знак благодарности князь поставил в мон-ре ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя новорожденного сына, c приделом во имя К. (освящен в 1534). Этот придел стал первым из посвященных святому. О широком общерус. почитании К. в XVI в. свидетельствуют служебники этого времени: в чине литургии, когда при совершении проскомидии над 3-й просфорой поминаются наиболее чтимые святые, почти всегда указывается имя К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010