Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

В 1982–1983 гг. вышло пересмотренное издание «Чиновника архиерейского священнослужения» (2 т.): 1-й том содержит материал «Чиновника» издания 1907 г. с переработанными рубриками, 2-й – чины избрания, наречения и рукоположения архиерейского, освящения антиминсов, выходившие в синодальный период отдельными книгами, и другие чины. В кон. XX в., после обретения Русской Церковью свободы, было перепечатано множество старых богослужебных книг и напечатаны новые (в т. ч. разнообразные редакции Требника). Для келейного чтения издаются Молитвословы самого разного состава, популярные издания сборников акафистов. Современный комплект богослужебных книг соответствует принятому ранее. Службы суточного круга. Службы суточного круга в общем совершаются так же, как и в нач. XX в. Стала общепринятой плохо оправдываемая практика ежедневного совершения утрени с вечера. В большинстве мон-рей в кон. XX в. принято ежедневное совершение вечером вечерни и утрени, а утром – полунощницы, братского молебна, часов и литургии (при этом полунощница совершается не раньше, а позже утрени). Наблюдается возрождение интереса к уставному богослужению, выражающееся в тенденции совершать службы суточного круга с минимальными сокращениями, в некоторых храмах и мон-рях в праздники служат даже уставные всенощные бдения (ночью). Утренние и вечерние молитвы Молитвослова фактически приобрели статус неопустительно совершаемых служб суточного круга, заменивших для большинства церковного народа древние полунощницу и повечерие. Совершение литургии. Совершение Божественной литургии отличается от служб суточного круга строгостью и точностью исполнения по существующим Служебникам и Чиновникам почти без сокращений. Гонения в советское время привели к усилению благоговения перед тайной Евхаристии. Святые новомученики и исповедники Российские совершали литургию в самых тяжелых условиях. Известно множество случаев тайного совершения литургии в тюремных камерах и лагерных бараках или землянках, в специально устроенных домашних храмах. В последние десятилетия возрождение церковной жизни способствует усилению евхаристического благочестия. Причащение раз в две-три недели стало для многих нормой, так же как и причащение на Св. Пасху и в большие праздники. В 90-х гг. XX в. стало возможным свободное причащение по домам, в больницах, в домах престарелых, местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (8.11.1784 или 1785, с. Вулька Бельского у. Гродненской губ., совр. Польша - 21.09.1848, мест. Шерешёво Пружанского у. Гродненской губ., совр. Белоруссия), прот., д-р богословия, славист. Сын сельского греко-католич. священника. После окончания Белостокской гимназии (1806) в течение 2 лет работал там наставником и одновременно в униатском Супрасльском мон-ре под Белостоком занимался изучением старослав. рукописей и книг. В 1808-1812 гг. учился в Главной ДС при Виленском ун-те, к-рую закончил со степенью магистра философии и богословия, также изучал право, древнеевр. и итал. языки, после чего был приглашен в Главную ДС на преподавательскую работу и вскоре утвержден в должности профессора Свящ. Писания. В 1815 г. рукоположен во пресвитера, назначен членом униатской Виленской митрополичьей консистории, с 1817 г.- каноник в Бресте. В 1817-1822 гг. как стипендиат Виленского ун-та Б. находился в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции, где ознакомился с состоянием богословского образования в ун-тах Европы, изучал герменевтику и библейские вост. языки и работал в б-ках, архивах и музеях. Тогда им был составлен каталог слав. рукописей и старопечатных книг Ватиканской б-ки (опубликован в 1831), и это положило начало научному исследованию хранившегося там и затем впервые опубликованного глаголического «Мисала по закону Римского двора» (Служебник. 1483). По возвращении Б. стал преподавать экзегетику и герменевтику Свящ. Писания, а также араб. язык в Виленском ун-те в должности ординарного профессора, в 1823 г. ему присуждена ученая степень д-ра богословия. В 1824 г. Б. был смещен с кафедры и уволен с определением в Жировицкий мон-рь, в то время униатский. Благодаря покровительству ряда влиятельных лиц (Н. П. Румянцева, А. Н. Остермана-Толстого, А. С. Шишкова и А. Чарторыского) с нач. 1826 г. его восстановили в Виленском ун-те в должности профессора библейской археологии. Одновременно Б. преподавал церковнослав. язык в Главной ДС, являлся членом совета семинарии, униатской митрополичьей духовной консистории, Виленского цензурного комитета, настоятелем Свято-Николаевской ц. и виленским благочинным. С 1829 г. соборный протоиерей. Активно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Библиографические листы», «Dziennik Wileski», «Dzieje Dobroczynnoci krajowej i zagranicznej», в к-рых публиковал свои статьи и лекции. В 1836 г. составил краткий катехизис для учащихся-католиков.

http://pravenc.ru/text/149429.html

С кон. XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Слав. книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в кон. XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал 4 книги на церковнослав. языке: Октоих (1491), Часослов (1491), Триодь постную (1492-1493), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском мон-ре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под рук. его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Черной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494), Октоих пятигласник (1494 (?)), Псалтирь с восследованием (1495), Требник (1496). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в г. Тырговиште. Известны 3 изданные там книги: Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1516 г. в Праге открылась слав. типография Ф. Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнослав. языке. С 1517 по 1519 г. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведенные им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык,- «Библию руску». В нач. 20-х гг. XVI в. Скорина основал в Вильно 1-ю на территории Великого княжества Литовского слав. типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и Апостол (1525). В Сербии и Валахии в 1-й пол. XVI в. известны типографии в мон-рях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в слав. мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло ок. 1553 г. в т. н. Анонимной типографии, от которой сохранилось неск. книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание 1-го полного церковнослав. библейского кодекса - Острожской Библии (1580-1581). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко 2-й пол. XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Что рукопись писана не им самим, но посторонним писцом, это подтверждается и ошибками в письме, которые не могли бы быть допущены самим святителем, особенно при той строгости, которой он требует от переписчиков. В проскомидии напр. л. 4 об. прмо стргущему вм. стригущему; в литургии Златоустого, л. 28 об. побдн и ашю по веер, вм. подобне; л. 33 об. несуженно смти – вм. призывати; в литургии преждеосв. даров, л. 68. пртлу на немже твои снъ и бъ на. на предаежащи ра таинъ. В других списках 343. л. 22 об. прдълежащими таинами поивать. 347. л. 84. ради прележащи твои таиньствъ. Но подпись на л. 72 показывает только то, что рукопись писана с служебника, имевшего туже самую подпись, первоначально сделанную самим святителем. Служебник имеет вид нынешнего печатного служебника. Отступает от него редко. Л. 1. Стишаго и бжтвнаго костнтина града. новаго рима. н вселеньскаго патриарха. зла т стаго. ставъ како достоить сщнику съ дькономъ служити. Нач. Хотщю бжтвную свершати таину. достоить бо преже всего мирну В начале излагается чин проскомидии (см. в печ. нын. служебнике чин свящ. литургии). Из входных молитв положена только: Ги ниспосли руку (чит. твою). При облачении, возлагая на себя епитрахиль, священник говорит, л. 3 об.: мше и свзавше... Об умовении рук перед проскомидией не говорится. Л. 5. После изъятия св. агнца из просфоры замечено: аще бо не тепла будеть просфура бращать го ниць... аще ли же... теплл будеть просфура. не агнець ниць ко да не пустить воду дол лежа на стомъ блюд. но та възнака го. и стоить тако даже до преноса велика, и тогда внегда хот подвигнути ста. подвижеть мало покровъ. и обращать агнець ниць. и тако въздвижеть на главу. Просфор полагается на проскомидии пять. Первая, из которой изъемлется св. агнец; та т сщникъ. в руку. вторую просфуру глть в ть и памть преблгнни влци нашеи бцн. и прндви мрии... на третии же просфур гле т тнаго и славнаго пррка пртча кртл и прочих святых, между которыми упоминается и Пётр, новый чудотворец Русский, – один из всех святых Русских; та иную просфурру гле т всемь наше...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

концентрических окружностей, в середине симметрично расположены 2 фантастических грифона с 4 лапами, крыльями, хвостами, птичьими головами. Фигуры грифонов не закрашены, а пространство между ними и отдельные орнаментальные элементы расцвечены пурпуром, желтовато-коричневой охрой, темно- и светло-зеленой краской, «золотом». Орнитоморфный инициал Б в виде птицы на массивных лапах, голова и шея к-рой повернуты к хвосту, а в клюве - традиц. визант. ветка, выполнен киноварью оранжевого оттенка с незначительными добавлениями светлой зелени и «золотой» краски. Три киноварные заставки-разделителя на листах 2а, 114а, 244а имеют геометрическую форму с элементами растительного орнамента. Большинство инициалов отличаются простой формой, выполнены разными красками и представляют собой увеличенные буквы устава размером в 2 строки. В начале псалмов используются инициалы с орнаментальными элементами, вытянутые в высоту (2,5-3,5 строки). Маргинальные украшения, расположенные напротив заголовков, содержат элементы плетения, растительные и геометрические мотивы. Иллюминация Н. П. обнаруживает несомненное сходство с оформлением 2 др. рукописей того же автора - софийского Служебника и Загребской Псалтири ( Турилов. 2012. С. 308). Уникальность Н. П. определяется редакцией перевода псалмов, существенно отличающейся от архаической Кирилло-Мефодиевской редакции, а также от Афонской (или новой, правленой Среднеболгарской) редакции, к рукописям к-рой относятся Томичева Псалтирь ок. 1360 г. (ГИМ. Муз. 2752), Шопова Псалтирь нач. XIV в. (НБКМ. 454. 1138), Бухарестская Псалтирь 1411 г. (Bucur. Acad. Român. 205), Киевская Псалтирь 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6) и др. В редакции Н. П. отразились принципы работы книжников предъевфимиевского времени по нормализации церковнослав. языка, завершившейся т. н. тырновской (афоно-тырновской) книжной справой при патриархе Евфимии Тырновском. В Н. П. с большей регулярностью, чем в Псалтирях новой, правленой редакции, реализована тенденция к буквальному следованию греч.

http://pravenc.ru/text/2577965.html

Среди церковной утвари имелись: «...крест, обложен серебром, оклад басмленой, золочен, с каменьем и з жемчюги... крест, низан жемчюгом; двои сосуды церковные оловяные; кадило медное». Из церковных облачений упоминаются «ризы дорогилные; оплечье, отлас червчат; ризы миткалинные; оплечье, отлас золотой по голубой земле; трои ризы полотняные, оплечье, бархателное; стихарь дьяконской миткалинной; оплечье, отлас червчатой; два стихаря поризных». В б-ке обители хранились: Евангелие «печатное, обложено бархатом, евангелисты серебряные, золочены»; Евангелие «писменое, евангелисты медные»; 12 рукописных Миней; 2 рукописных Октоиха; «Устав писменой»; Постная и Цветная Триоди; Учительное Евангелие; 4 рукописных Трефолоя; 2 Пролога «во весь год»; Апостол; Служебник; рукописный «Потребник» и др. На колокольнице висели 5 колоколов. Все это «церковное строение» досталось обители из государевой казны и от состоятельных прихожан (Там же. Стб. 40-42). На протяжении XVII в. основным источником существования монашеской общины была царская руга. По грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского от 19 авг. 1606 г. зачатьевским священникам и диаконам выделялось «по пятинадцати алтын с денгою человеку на год; да на те ж панахиды зачатейской игуменье милостины по двадцати по одному алтыну по четыре денги на год, да старицам… и пономарем и проскурницам по четыре алтына по две денги человеку на год» (АИ. Т. 2. 69. С. 88). В нач. 20-х гг. XVII в. «к церкве Зачатию и в приделы на церковный обиход из государевых Нижегородцких четвертных доходов» отпускалось средств «за два ведра вина церковного, да за десять фунт ладану, да на свечи три пуда воску». «Кроме того государева жалования и руги» двум священникам, диакону, игумении, 59 старицам, просвирнице, пономарю и церковному сторожу выплачивалось общего годового жалованья 83 р. 23 алтына 4 деньги, 412 четвертей хлеба, осьмина ржи и столько же овса (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 42-43). В 1682 г. государева руга почти не изменилась: на 2 попов, диакона, игумению, 60 стариц, просвирницу, пономаря и сторожа расходовалось в год 84 р.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

2) Представить Е г ο Высοкοпреосвященству и в Свя- —374— тейший Синод по экземпляру диссертации профессора Н. Каптерева и копии с отзывов об оной ординарных профессоров Василия Ключевского и Алексея Лебедева . Отзывы о сочинении кандидата Академии Сергея Белокурова : « Арсений Суханов . Часть первая. Биография Арсения Суханова». Москва. 1891 г., представленном на соискание степени Магистра богословия. а) Ординарного профессора Евгения Голубинского . «Г. Белокуров ещё на студенческой скамье заявил себя как изыскателя материалов по русской церковной истории. В продолжение 9-ти лет, протекших от 1882 г., в котором были напечатаны им первые найденные им материалы, он успел приобрести себе репутацию изыскателя неутомимого. Представленная г. Белокуровым в Совет Академии для получения степени магистра богословия первая часть исследования об Арсении Суханове , будучи плодом продолжительных самых неутомимых разысканий по архивам и библиотекам, по всей справедливости должна быть признана за учёный труд замечательный. К существовавшим дотоле очень недостаточным сведениям об Арсении Суханове г. Белокуров успел найти столько новых, крупных и мелких, сведений, что теперь, благодаря ему, мы имеем настоящую биографию Суханова, почти что совсем полную и почти что совсем обстоятельную. Представленная г. Белокуровым первая часть исследования о Суханове состоит из шести глав. В первой главе, составляющей введение к исследованию, автор обозревает в хронологическом порядке всю существующую литературу о Суханове, начиная с предисловия к служебнику 1655 и кончая изданием Арсениева Проскинитария 1889 г., принадлежащим Казанскому профессору Ивановскому, а в заключение говорит об источниках своего исследования и об его плане. О главе этой, показывающей полное знакомство г. Белокурова с литературой об Арсении Суханове , должно быть сказано, что она могла бы быть гораздо короче, что в обстоятельном, писатель за писателем, обозрении литературы не было нужды, и что разве немного было бы недостаточно того, что автор представляет как итог своего пространного обозрения (стр. 61 нач.). Относительно внутренних свойств этой главы должно быть сказано, что автор через чур уже строг к

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно довольно уверенно предположить, что пары молитв Дажь ми ги хе сне бии и Вроую ги ко ты си хъ снъ ба живаго (пара составляет моление перед Причащением) и Боуди мн ги въ поущени грховъ и Тло и кровь юже прихъ (пара составляет моление после Причащения) восходят к базовой редакции литургийных формуляров древнерусских Служебников. Конкретный порядок расположения четырех молитв друг за другом в рукописях варьируется, что, вероятно, следует объяснять тем, что эти краткие молитвы произносились по памяти (во всяком случае, в современной практике аналогичные молитвы обычно читаются именно так); тем же обстоятельством, возможно, следует объяснять и отсутствие каких-либо из молитв в отдельных рукописях. В 11-ти рукописях в число дополнительных молитв перед Причащением включена молитва Въ множьств грховъ моихъ не верьзи мене влко бе мои 247 . Несмотря на то, что среди этих рукописей присутствует древнейший сохранившийся русский Служебник, ГИМ. Син. 604, нач. XIII в. 1), можно предположить, что в базовой редакции литургийных формуляров, лежащей в основе древнерусских Служебников, этой молитвы не было, – во всяком случае, в трех рукописях из 11-ти местоположение молитвы выдает ее вторичный характер: в 8 и 21 она помещена не между других дополнительных молитв во время Причащения, но отдельно, еще до раздробления Святого Хлеба 248 , а в 31 набор дополнительных молитв во время Причащения крайне нетипичен и ограничивается указанной молитвой, а также молитвой Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши. Последняя, помимо 31, включена в состав молитв во время Причащения еще в 8-ми дофилофеевских древнерусских Служебниках (она помещается или перед принятием, или после (во время?) принятия Тела Христова) 249 . Эта молитва, однако, представляет собой внешний по отношению к литургии текст – она широко известна в славянской рукописной традиции как одна из разрешительных молитв в составе последования над желающими причаститься или в составе чина Причащения больных 250 (и, таким образом, служит молением священника не о себе, а о причастнике; в особой редакции молитва содержится и в современных русских изданиях Требника – это вторая молитва Чина, слчитс вскор вельм больном дати 251 ). В частности, она встречается в таком независимом качестве и среди дофилофеевских древнерусских Служебников – в 4-х рукописях 252 молитва Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши входит в состав обособленной от литургийных формуляров статьи: «[молитвы] комкати хотщи» (аналогичное заглавие молитва сохраняет и в 31, несмотря на включение в состав литургийного формуляра), а еще в 2-х рукописях 253 она включена не только в число молитвословий во время Причащения, но и в число молитв перед литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   Окончание ектении из трех прошений таких же, как на армянской великой ектении (см. выше, с. 519). Не длиннее соответствующая ектения на мала-барской (несторианской) литургии, где она положена на таком же месте.     Диакон: «Молитвою и молением Ангелов мира и любви (множ. ч.) просим. Народ: У Тебя, Господи (такой ответ на все 4 прошения). Ночью и днем и во все дни жизни нашей всегдашнего мира Церкви Твоей и жизни безгрешной просим. Грехов прощения и того, что жизни нашей пользу доставляет и Божеству Твоему угождает, просим. Милостей Господа и Его благоволения, и всегда и во всякое время просим. Нас и души наши Отцу, Сыну и Духу Святому предадим. Народ: Тебе, Господи Боже. Священник – молитву».    На литургии ап. Иакова в греч. ркпп. просительная ектения положена непосредственно после Евангелия пред удалением оглашенных; начинается:    «Займемся усердно (σχολασωμεν εκτενς). (Миром) Господу помолимся» и после 3 или 4 прошений, общих с первыми прошениями великой ектении: «О свышнем мире… (нет в Месс. ркп.). О мире всего мира… О спасении и заступлении святейшаго нашего N патриарха, всего причта и христолюбивых людей Господу помолимся. О оставлении грехов и прощении прегрешений наших и о избавитися нам от всякия скорби, гнева, напасти и нужды, настояния врагов, Господу помолимся» нынешние 6 специальных прошений в таком же порядке, но со следующими разночтениями по отношению к нынешним: в 1 прошении — «день весь совершен, свят, мирен и безгрешен вси у Господа преити просим»;    в 5 прошении вместо «в покаянии» – «во здравии», в 6 прошении нет «мирны», и после «страшнем» – «и трепетнем» (φρικτο). (Таким образом, сокращение иерусалимской литургии ап. Иакова в константинопольской литургии коснулось, но очень мало, и просительной ектении). Но в Синайск. ркп. литургии ап. Иакова 1040 XII в.) – из этих разночтений только 3-е (нет «мирны»). Ответ на прошения не указан. Затем «Пресвятую» (с Иоанном Крестителем и ликами свв.). В слав. пер. литургии ап. Иакова по ркп. СПб. Академии Наук 26 XVII в. специальные прошения, из которых здесь только начальные слова, в таком порядке: 2, 4, 6, 1, 3, 5. На литургии Василия Великого и Златоуста, равно как на вечерне и утрени, просительная ектения в древних Служебниках имеет в сравнении с нынешними следующие разночтения: в первом прошении иногда опускается «свята» (греч. ркп. нач. XVII в.), прибавляется «верна» (слав. ркп. XVI в.); 2-ое прошение древ. слав. «милости и оставления»; кроме этих двух понятий еще «κα συγχρησιν» (снисхождение) имеет Порфир. Евхол. IX-X в. и вместо «оставления» имеет его греч. ркп. XVI в.; вместо «прегрешений» древ. слав. пер. «соблазнов»; в 4 прошении в одной греч. ркп. XV в. «миру Твоему даровати»; в слав. XIV-XV в. «всему миру»; древ. слав. пер. вместо «мира» «смирения»; то же и в 5 прошении; там же: «прочее лето» или «прочая лета»; в 6 прошении «христиански кончяти живот наш»; вместо «безболезненны» – «безгрешны»; вместо «судищи» — «суде» (неточно).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010