Образ И. З. в рус. литургических рукописях наследует византийским, где он представлен, как правило, в рост. Так, на миниатюре из Служебника прп. Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об., 1220-1225) И. З. стоит с развернутым свитком в 3/4-ном развороте, слегка склонившись, как перед престолом. В отличие от парного ему изображения свт. Василия Великого (Там же. Л. 1 об.) фигура И. З. на золотом фоне вписана в 3-лопастную арку внутри орнаментированной рамки. Его облачение - фелонь сиренево-розового цвета, белый омофор с крупными крестами, синяя риза, золотом прописанные поручи, плат на боку, «источники» на ризе и епитрахиль. Иной вариант представлен на миниатюре из Служебника Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об., XIII в.) - внутри рамки простой формы, на золотом фоне помещена крупная, почти во все поле фигура стоящего на орлеце И. З. в крещатых ризах, в омофоре с большими черными крестами, с расшитой узорами палицей, он держит на левой руке закрытое Евангелие, правую руку поднял в жесте благословения, взгляд направлен в сторону. Эта иконографическая схема, прославляющая святителя как проповедника, пастыря Церкви, близка к одной из древнейших чудотворных рус. икон свт. Николая Чудотворца - иконе «Никола Зарайский», вероятно оказавшей влияние на рус. иконографию святителей, в т. ч. К-польских. В новгородских Служебниках XIV-XV вв. используются разные варианты иконографии И. З., представляющие его как служащего в храме священника. На миниатюре из т. н. Служебника прп. Антония Римлянина (ГИМ. Син. 605. Л. 1 об., нач. XIV в.) фронтальная, в рост фигура И. З. вписана в арку, опирающуюся на мраморные колонны. На темно-синем фоне четко выделяются белые крещатые ризы, на левой руке - раскрытое Евангелие, правая поднесена к Евангелию в жесте, соединяющем благословение и указание. В Служебнике 2-й пол.- 3-й четв. XIV в. (New York Public Library. Cod. Slav. 1 - оборот 1-го ненумерованного листа) вновь используется извод, где И. З. стоит в молении со свитком в руках, слегка склонившись перед престолом с киворием, над престолом повешены светильники, внизу - подвесные пелены с Голгофскими крестами. Изображение И. З. занимает почти все поле, воскрешая в памяти монументальные образы визант. искусства XIII в. В Служебнике Хутынского мон-ря, переписанном писцом Федором по заказу свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (ГИМ. Син. 600. Л. 1 об., ок. 1400), фигура И. З. вписана в рамку, составленную в стиле тератологического орнамента. Святитель облачен в крещатые ризы, его правая рука высоко поднята в благословении, на левой - раскрытый кодекс. На миниатюре из Вяжищского Служебника (РНБ. Соф. 1537, 1-я пол. XV в. или ок. 1438-1441) изображение И. З. воплощает величие и достоинство епископа К-поля (фронтальная фигура дана цельным силуэтом без опоры и фона) и более всего напоминает иконный образ.

http://pravenc.ru/text/541598.html

л. 125 об. Четыре молитвы, что под 225. л. 200 об – 201 об., 5-я над вином служебным. д. 131. Канон за единаго умршаго с предисловием. Конечного листа недостает. 222. (1071.) Служебник, устав. красивый, исх. XVII века, в лист, 71 лист. В заглавных заставках, раскрашенных красками и золотом, в. искусно нарисованы изображения И. Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова . После чина трех литургий приложены: л. 66. Последование по св. причащении л. 68. Молитвы светилничныя и л. 70. Задостойники. 223. (1080.) Служебник, скороп. разных почерков, исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 103 листа. Прибавлепий нет никаких, одни литургии Иоанна Златоустог о, Василия Великого и Григория Двоеслова , первая без начала, последняя без надписи. 224. (1072). Служебник и Требник, полууст., напис. 1474 года, в четверть, 361 лист, начальный утрачен. л. 1 об. Главы что в сей книзе писаны. л. 7 об. Божествная служба иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о. Впереди устав божествныа службы, в нейже и диаконства; здесь в чине проскомидий читаем: Диакон же, приемлат и просфору и святое копие, глаголет сице: помяни Господи и мое недостоинство по множьству щедрот твоих и прости ми всяко прегрешсние волное же и невольное, таже поминает ихже хощет живых; и на другой (последней – пятой) просфоре успших такожде. И полагает части от долняя страны святаго хлеба, якоже и ерей, и, взем метлицю, сбирает еже в святемь блюде части от-издола под святый хлебь, якоже лежати в соблюдении и утврждени и неиспаднути что. (Срав. Оп. Рум. Муз. сссс). См. 209 л. 71. л. 30. Божествнаа служба иже в святых отца нашего Василиа Великаго . л. 44 об. Божествнаа служба прежесвященных Св. и Вел. Василиа ( Григория Двоеслова .) л. 54. Молитва глаголемая над коливом святых памяти. л. 54 об. Молитва еже благословити вино кисело. л. 55. Молитва над приносимым плодом всякаго овощиа. л. 55. Молитва над кльншиимся дрзостию. л. 55 об. Молитва над оскврншиимся христианином. л. 56 об. Молитва отвргшиимся веры в ведени или неведени.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

XIII – нач. XIV в. на Руси «Толковой службы» 442 , наиболее популярного древнерусского литургического толкования, в основу которого легли апокрифическое «Откровение св. Григория» и другие источники. Можно даже предположить, что процесс пополнения древнерусских литургийных формуляров в кон. XIII – нач. XIV в. был непосредственно связан с созданием «Толковой службы» – эксплицитное упоминание «Откровения св. Григория» (и, следовательно «Толковой службы») в заглавии ЛИЗ по некоторым пополненным древнерусским Служебникам XIV в. 443 нельзя считать простой случайностью. 4. Выводы Чины литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого в дофилофеевских древнерусских Служебниках основаны на переводах, выполненных в Первом Болгарском царстве в кон. IX – нач. X в., и отражают особенности некой утраченной (или до настоящего времени не выявленной) греческой литургической традиции того времени – вероятно, монастырской (краткий перечень этих особенностей приведен в разделе 2.5, подробный анализ – в разделах 2.2–2.4 настоящей статьи). Они являются бесценным свидетельством этой самостоятельной византийской традиции. Эта же традиция, но на несколько более раннем этапе ее бытования, представлена и в глаголическом Синайском Служебнике XI в. (см. раздел 3.2 настоящей статьи). Напротив, южнославянские Служебники XIII–XIV вв. – даже те, где тексты литургий еще не отражают результатов афонских и тырновской книжных справ, – уже содержат литургийные формуляры, согласованные с константинопольскими (иными словами, из формуляров исключены неконстантинопольские элементы; такое согласование имело место в XII–XIII вв.). Тем не менее в некоторых южнославянских Служебниках XIII–XIV вв. сохранились следы первоначальной славянской традиции – той же, что отражена в дофилофеевских древнерусских рукописях и Синайском Служебнике (см. раздел 3.3 настоящей статьи). В кон. XIII – нач. XIV в. к базовой редакции древнерусских литургийных формуляров 444 был прибавлен ряд молитв и рубрик различного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Как показал А. А. Зимин , Иосифов Волоколамский мон-рь пользовался большим авторитетом в среде местных вотчинников, прежде всего Волоцкого и Рузского уездов, охотно пополнявших мон-рь своими земельными вкладами. По подсчетам исследователя, значительный рост таких вкладов произошел в 60-х гг. XVI в., что отражало надежды представителей этого слоя найти в сложных ситуациях поддержку в знаменитой обители и свидетельствовало о признании высокого авторитета игумена. Уменьшение количества вкладов с нач. 70-х гг. следует связывать, как отметил Зимин, с указом 1572 г. о запрете земельных вкладов в богатые мон-ри. При обменах земель царь старался, чтобы благосостояние мон-ря не пострадало. 13 июня 1570 г. взамен взятых ранее в государев обиход монастырских угодий по царскому указанию мон-рю были выделены др. недвижимые владения (АЮ. С. 176. 158). В 1566-1568 гг. Волоколамской обителью управлял игум. Лаврентий (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), однако затем Л. вновь стал настоятелем мон-ря. Очевидно, Л. нек-рое время находился в Москве при царе и затем вернулся к своим обязанностям. В 1566 г. он прислал в Иосифов мон-рь 2 Евангелия, Апостол, Псалтирь следованную и Служебник (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 39-40, 146). По благословению Л. в 1567 г. для мон-ря был переписан Торжественник, содержащий поучения на весь год ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 91). В 1571 г. Л. дал вкладом в обитель печатное Евангелие, Псалтирь следованную, Служебник, Стихирарь и Ирмологий «в четверть дести и с уставом» (КЦДР. 1991. С. 40; см. также: Там же. С. 60, 87, 283). Позднее волоколамский игум. Евфимий (Турков) сделал во владычном Служебнике запись: «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви свята стоит, понеже велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав…» ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 419; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 13-14). В 1571 г. в Иосифов мон-рь «инок Захареи Безстужов сын боярскои новоторжец» дал вкладом сборник учительного содержания, к-рый Л. «приговорил отдати в село в кое ни буди» (КЦДР. 1991. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

В храмовой декорации образ И. З. помещался не только в алтаре. Так, в росписи ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), он представлен на вост. стене юж. рукава подкупольного креста. И. З. изображен в крещатых ризах, как епископ К-поля, рядом с ростовым образом Богоматери с Младенцем на руках (соответствует изводу почитаемой в К-поле иконы Одигитрии) и с равноапостольными имп. Константином и имп. Еленой (по сторонам креста). В составе деисусной композиции И. З. показан в молении Иисусу Христу, восседающему на престоле, в росписи юж. фасада (под галереей) ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1360). Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Служебника прп. Варлаама Хутынского. 1220–1225 гг. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.) Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Служебника прп. Варлаама Хутынского. 1220–1225 гг. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.) Изображение И. З., служащего литургию, т. е. облаченного в святительские ризы, обращенного к престолу, со свитком в руках, характерно и для таких предметов церковного убранства, как царские врата, алтарные завесы. Типичным иконографическим решением для царских врат, особенно в Др. Руси, было помещение на его створки образов И. З. и свт. Василия Великого. На левой створке наиболее ранних царских врат из церкви погоста Кривое (2-я пол. XIII в., ГТГ) - фрагменты фронтальной фигуры И. З.; видимо, как и свт. Василий Великий, он был в коричневой фелони, с Евангелием в руках. Для более поздних произведений характерны фигуры святителей, обращенных к центру, как на царских вратах тверской работы из церкви с. Нектарьева (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ),- И. З. в ризе синего цвета, в шитой золотом и драгоценными камнями епитрахили, с развернутым свитком в руках (текст: Мф 26. 26, 28), причем И. З. изображается, как правило, на правой створке (царские врата из ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Гостинопольского мон-ря (посл. четв. XV - нач. XVI в., ГРМ); царские врата из ц. Успения с. Варзуги Мурманской обл. (2-я пол. XVI в., ЦМиАР) - в саккосе). И. З. со свитком в руках мог быть облачен в коричневый саккос без крестов (XVI в., ГЭ). Парные образы святителей И. З. и Василия Великого, обращенных друг к другу левыми руками и облаченных в крещатые фелони, с закрытыми Евангелиями в руках,- на царских вратах из Холмогор (кон. XVI в., АМИИ). Образ И. З. мог включаться в роспись столбиков царских врат, напр. на столбике работы новгородских мастеров в сев. провинциях (кон. XV - нач. XVI в., АМИИ) или на столбиках царских врат из придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора (сер. XVI в., НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 288. С. 511, 512).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Поскольку реформа встретила неожиданное противодействие, Патриарх Никон созвал в Москве в 1654 г. Собор, осудивший действия противников Патриарха и постановивший привести Служебник и другие богослужебные книги в соответствие со старыми рукописями и новыми греческими книгами. Началась книжная справа, отличавшаяся от справы 1-й пол. XVII в. тем, что ее предполагали проводить в первую очередь по греческим книгам. Основным справщиком при Патриархе Никоне сделался образованный греческий иером. Арсений Грек, вызванный с Соловков в 1653 г. Арсений Грек попал в Москву вместе с Иерусалимским Патриархом Паисием в 1649 г. и в том же году был сослан царем на Соловки по обвинению в ереси – некогда Арсений переходил в униатство и даже в мусульманство. В глазах противников реформ сама личность Арсения служила доказательством неправославности возглавлявшегося им дела. Еще одним человеком, сильно повлиявшим на ход справы, стал уже упоминавшийся Епифаний (Славинецкий). Несмотря на благословение Патриарха и Собора ориентироваться на древние рукописи, основой для справщиков послужили греческие венецианские и славянские южнорусские издания нач. XVII в. Тексты первой исправленной книги – Служебника 1655 г. очень точно следуют текстам греческого венецианского Евхология 1602 г. и почти буквально совпадают с текстами Служебника еп. Гедеона (Балабана) (К., 1602). В 1655 г. на пятой седмице Великого поста вновь был созван Собор с участием Макария III, Патриарха Антиохийского, и Патриарха Никона по вопросу несоответствия русских церковных обрядов греческим. На этом Соборе был одобрен новоисправленный Служебник, исправлен текст Символа веры , установлен новый (для России) внешний вид антиминсов, перекрещивание католиков было заменено миропомазанием и др. Спустя шесть недель после Собора в Москве получили послание Патриарха К-польского Паисия I, где содержалось объяснение литургии и ответы на вопросы, заданные Патриархом Никоном в письме, посланном им после Собора 1654 г. (Паисий не придавал большого значения несоответствию греческой и русской литургических практик и указывал, что они не имеют догматического характера.) В том же году одобренный Собором Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. Кроме Служебника в 1655 г. была напечатана (но не обнародована) книга «Скрижаль». Основу ее составило присланное Никону К-польским Патриархом Паисием толкование чина литургии греческого иером. Иоанна Нафанаила. К этому толкованию Никоном были прибавлены выдержки из послания Патриарха Паисия 1655 г., несколько статей, объясняющих богослужение, а также статьи о троеперстии, слово прот. Николая Малаксы о именословном перстосложении, статьи о тексте Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

л. 82. Между другими прошениями есть следующее: о намъ льсти съшествиемь стго дха. – По стихирах, л. 87., упоминается о Евангелии Иоан. зач. 65. – Молитвы полагаются все теже, какие читаются и ныне, кроме второй на третьем коленопреклонении: «Боже великий и вечный, святый человеколюбивый». Филофеевой молитвы, помещённой в 344., здесь нет. Прочие разности более относятся к порядку стихир. Л. 98. Слуба за отъпуще грвъ. После тропарей покаянных содержит в себе только чтение из Апостола к Ефес. зач. 220. и Евангелия Матф. зач. 30., но никаких молитв нет. Л. 99 об. Слуба за болщаго. После тропарей – чтения из Апостола Иак. зач. 57. и Евангелия Матф. зач. 25., но молитв нет. Л. 101. Слуба за поко. После тропарей – чтения из Апостола к Солун. зач. 270. и Евангелия Иоан. зач. 16., молитв нет. Л. 102 об. Прокимны и аллилуия воскресные на литургии на все 8 гласов. На 2 и 3. положены не те, какие в печ. служебнике. Л. 103 об. Прокимны и аллилуия дневные. В пяток положен прокимен не тот, какой в печ. служебнике. Там же. Без заглавия, две молитвы над артосом; первая в день св. Пасхи, нач. Радостию велиемь прославимъ; вторая в субботу светлой недели, нач. Ги бе на по плотьскому смотрению. Напечат. в требнике 1639 л. 373 об. Л. 104 об. Без заглавия, благодарственная молитва на приобщение св. таин. Нач. Влко ги бе нашь. наполни стл наша радости. Л. 105 об. На ржт. – т.е. молитва славословия на день Рождества Христова. Нач. Влко хе бе на. преже вкъ ца бе-стрти. Л. 106 об. После приписанное дополнение к службе вечерней на день Пятидесятницы см. л. 86. Правописание Русское. 346 по преж. кат. 892 . Служебник, пергам. в 4 д., уставом, 74 л., в. К переплётной доске приклеена бумажка с надписью: слженикъ писа на печатного двора. На первом листе отрывок из указаний утренних воскресных Евангелий, расположенных по гласам октоиха. С л. 2 до 9. Стишаго и блженаго, констнтина, гра, новаго рима вселенскаго патриарха, филеа, зла т стаго, ставъ, бжественыа слжбы, како достоить сщнник съ диаконо слжити.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Чин литургии. Введение «Диатаксиса» Патриарха Филофея. Тропарь 3-го часа. В кон. XIV в. в русские Служебники начинает включаться «Устав Божественной литургии» (Диатаксис) Патриарха К-польского Филофея (см., напр. ГИМ: Син. 601 (Киприана Служебник), XIV в.; Син. 606 (Евфимия Новгородского Служебник), XV в.; РНБ. Солов. 1024, XV в. и др.). В отличие от греческих Евхологиев в русских Служебниках текст «Диатаксиса» объединен с текстом литургий. Распространение «Диатаксиса» Патриарха Филофея на Руси, несомненно связано с именем свт. Киприана, хотя вероятно, что попытки его введения предпринимал уже свт. Алексий. «Диатаксис» достаточно сильно изменил чин литургии, придав ему практически современный вид. С XV в. появились молитвы, читаемые при облачении в священные одежды, на проскомидии стало употребляться пять просфор (хотя в Служебниках кон. XIV – нач. XV в. встречаются указания и на иное их число) и т. д. С XV в. из формуляров литургии исчезают молитвы не к-польского происхождения, в т. ч. заимствованные из литургии ап. Иакова. С кон. XVI в. в рукописях уже не встречается архаичный порядок литургий – когда первым помещается текст литургии Василия Великого и только затем – Иоанна Златоуста . Другим важнейшим нововведением нач. XV в. стало чтение тропаря 3-го часа среди анафоры литургии. Вставка греками этого тропаря в эпиклезу имела полемический антилатинский характер (см. Преложение Св. Даров) и не была богословски и текстуально оправдана. Чтение этого тропаря напрямую не связано с введением «Диатаксиса», в Служебнике митр. Киприана этот тропарь отсутствует. Точно установить время его появления в русских Служебниках трудно, он начинает регулярно помещаться в чине литургии Иоанна Златоуста в Служебниках времени митр. Фотия. Через некоторое время по аналогии с литургией Златоуста он вносится и в текст литургии Василия Великого . Греки впоследствии отказались от чтения тропаря 3-го часа во время анафоры, в Русской Церкви этот тропарь до сих пор печатается в Служебниках (разрывая синтаксически текст эпиклезы – особенно это заметно в литургии свт. Василия). 5. XV – середина XVII века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Левкиева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Левкиева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Системных данных об изменениях численности и состава братии за XV-XVIII вв. не сохранилось. В документах XVI-XVIII вв. встречаются случайные упоминания о монашествующих и монастырских служителях. Кроме настоятелей среди насельников значатся: казначей, черные священники, иеродиакон, иеромонахи, старцы, в т. ч. хлебник, инок-схимник, служки и служебники, в т. ч. дьяк. Точная численность и состав насельников известны по описи монастыря 1679/80 г., в которой указываются строитель - «черный поп», старец-казначей, 5 старцев и монастырский слуга. Перед упразднением Л. м., по описи 1764 г., монашествующих в обители не было, а вместо положенных для проживания 3 священников, 2 диаконов, 3 пономарей и 3 дьячков находилось только 2 священника, диакон и пономарь. Насельники Л. м., состоявшие, по-видимому, в большинстве из бывших в миру служилых земледельцев, придерживались «особного жития», устава, предусматривавшего частную собственность монахов, в т. ч. кельи, индивидуальную трапезу, кроме вкушения праздничных и поминальных кормов. До нач. XVII в. монастырем управляли настоятели в сане игуменов, после разорения обители в Смутное время и вплоть до упразднения - строители, выбиравшиеся из иеромонахов и иеродиаконов. В 1-й трети XVII в. функции настоятеля исполнял черный священник. Последний раз строитель упоминается в судебном деле Л. м. с вдовой Темировой 1722 г. Не исключено, что монашеская жизнь в мон-ре прекратилась ок. сер. XVIII в., после перехода обители в ведение властей Переславской и Дмитровской епархии. Постройки Дата возведения каменного собора в честь Успения Пресв. Богородицы неизвестна. Историк архитектуры В. В. Кавельмахер считает, что церковь возведена во 2-й пол. XVI в. и имела размеры, сходные с объемами располагавшегося в пределах визуальной видимости также каменного Никольского храма, построенного в с. Черлёнкове Хованского стана Волоцкого у.- вотчине Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2463331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОГОБУЖСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1711 г. Фотография. 2007 г. Храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1711 г. Фотография. 2007 г. (Смоленской и Калининградской епархии), в г. Дорогобуже Смоленской обл. История Д. м. мало изучена, время основания неизвестно, впервые упоминается как муж. обитель 30 дек. 1585 г. в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы мон-ря . Известны лишь имена настоятелей - игум. Иосиф (упом. в 1585 и 1592) и игум. Варлаам (упом. в 1600). В период Смутного времени нач. XVII в. братия Д. м. разошлась. Последний инок Пафнутий ушел в нач. 30-х гг. XVII в., а в 1633 г. указом польск. кор. Владислава IV Вазы храмы обители были переданы Себежскому униатскому протопопу Иосифу Григоровичу для использования в качестве приходских, чтобы «хвала Божия в церквах религии греческой не уставала». После освобождения Смоленщины рус. войсками в 1654 г. униатский приход был обращен в православный, существовавший при деревянной ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2007 г. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2007 г. В нач. XVIII в. местные жители ходатайствовали о возведении на Дмитровском валу новой каменной церкви. По храмозданной грамоте митр. Смоленского Сильвестра (Черницкого) на средства посадских людей Петра Кондратьева и Диомида Иванова были построены приходский кирпичный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и колокольня, освященные в 1711 г. В храме были устроены юж. придел во имя вмч. Димитрия Солунского, а позднее - сев. придел в честь Рождества Пресв. Богородицы (1799). В 1777 г. имп. Екатерина II пожертвовала Свято-Духовскому приходу более 8 дес. (ок. 10 га) земли и бронзовое паникадило на 48 свечей, находившееся в ризнице. Среди почитаемых святынь в церкви хранился деревянный резной образ свт. Николая Чудотворца, Нерукотворный образ Спасителя (пожертвован в 1717), Смоленская (пожертвована в 1719) и Иерусалимская иконы Божией Матери (пожертвована в 1749-1750 купцом А. Прудниковым). Также в церкви находились месячная Минея (1629), Октоих (1699), Служебники (1758, 1780). Евангелие (1703; согласно надписи, оно было пожертвовано в 1711 г. «смоленской шляхтянкой вдовой Анной, женой Петрова сына Чижа, по обещанию своему, ради спасения дочери своей и на поминовение родителей»).

http://pravenc.ru/text/180239.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010