Произведения «парсунного письма» неоднородны по стилистическим и технико-технологическим характеристикам. П. «иконного» типа исполнены темперой на деревянной основе с ковчегом, покрытой, как и иконы, паволокой и левкасом. Эти портреты, преимущественно оплечные и оглавные, предназначались в качестве надгробных образов, с чем и связан их вневременной и внепространственный характер. Фигуры, как правило, дополнялись священными изображениями (Спас Нерукотворный). Сохранилось немного подобных произведений, они имеют небольшой размер, хотя существовали и крупноформатные П. (портрет царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича к «государевым гробам», 1678, Ф. Е. Зубов, ГИМ). П. царя Феодора Иоанновича и боярина М. В. Скопина-Шуйского (ГИМ, ГТГ), входившие в надгробные комплексы в Архангельском соборе Московского Кремля, датируются разными исследователями в пределах от нач. XVII до нач. 80-х гг. XVII в. (копии изображения царя Феодора Иоанновича - ГРМ, ГММК). Близкий по манере исполнения портрет царя Иоанна Грозного (Национальный музей Дании в Копенгагене) в наст. время считается «подстаринной» стилизацией рубежа XIX и XX вв. ( Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны//Русский ист. портрет. 2006. С. 38-45). К группе «иконных» П. можно отнести также неск. изображений в др. техниках (масляная живопись, аппликация), в частности парадный портрет царя Феодора Алексеевича 1686 г. (приписывается Салтанову, при участии Е. А. Елины, Смольянинова; см.: Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в.//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 50-51), монументальный тафтяной ростовой портрет патриарха Никона ок. 1682 г. (приписывается Безмину, Салтанову или И. А. Валтырю, ГИМ). Портрет патриарха Иоакима (Савёлова), выполненный К. И. Золотарёвым в 1678 г. в смешанной технике (ТГИАМЗ), является самым ранним известным примером подписной и датированной П. (авторская подпись с датой на фоне прописана в XVIII в.). Как и портрет архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) (нач. XVIII в., АМИИ), он принадлежит к более традиц. направлению, отличавшемуся относительно плоскостным решением формы и сохранением некоторых иконописных приемов. С данной традицией соотносится и большинство сохранившихся настенных изображений русских царей, князей и патриархов (росписи в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666), Преображенском соборе Новоспасского мон-ря (1689), Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684), соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707)), а также книжных миниатюр (царские Титулярники).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО, см.: Древние лики: Памятники правосл. культуры из собр. худож. музея Череповца: Иконопись, лицевое шитье, деревянная скульптура/ЧерМО. М., 2003. С. 44, 67-68. Кат. 38): святой изображен в рост, фронтально, в рясе зеленого цвета и в коричневой мантии, в синем парамане, куколь на плечах; десницей благословляет, в левой руке держит свиток, волосы и большая окладистая борода почти седые, надпись: «NPN(Д)БHЫI UГHATUI». Образ происходит из ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя Ломской пуст.; в Череповецкий КМ поступил в 1963 г. Упоминается о существовании в церкви Ломской пуст. 8 икон И., в их числе - «иконное изображение преподобного Игнатия во весь рост» вологодского иконописца Ивана Никифорова (работал в нач. XVIII в.- см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 447), положенное на раку святого (Прп. Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пуст., что ныне с. Спасского на Лому церковь. Ярославль, 1892. Стб. 7-9). В нач. XX в. был выполнен поясной образ И., держащего развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите убо бpami # мо # но о семъ» (Минея (МП). Дек. Ч. 2. Прил.). На иконе «Сщмч. Игнатий Богоносец и прп. Игнатий Сарский» кон. XVII в. (ГТГ) И. изображен, очевидно, вместе со своим небесным покровителем, в правой части, в молении Нерукотворному образу Спасителя (в связи с посвящением Ломской пуст.), с поднятой для крестного знамения десницей. Он облачен в зеленую рясу и коричневую мантию, куколь на плечах, округлая борода средней величины с проседью, надпись: «ПРП(до)БНЫИ IГHATUI ca(p)ckiu i boлoroцkiu чюдотворе(ц)». Аналогично И. поименован в сонме святых на неск. иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII - XIX в., происходящих из церквей Вологды (почти на всех иконах изображен в правой части композиции). На иконе 2-й пол. XVIII в. (находилась в ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ВГИАХМЗ) представлен 81 святой, И. помещен в одном ряду с преподобными Александром Свирским, Григорием и Кассианом Авнежскими, у него волнистые волосы со значительной проседью и широкая борода до середины груди; надпись на нимбе: «П.

http://pravenc.ru/text/293411.html

В кон. XVII в. для крупных храмов К. и Б. е. работали мастера Оружейной палаты Московского Кремля или их ученики. Сохранилась Тихвинская икона Божией Матери (1680, ЦМиАР) из Одигитриевской ц. «на песке» в Калуге. Иконы в иконостасах вотчинных церквей выполнялись в основном в стиле «живоподобного» письма. Сохранился главный 5-ярусный иконостас Преображенской ц. в с. Спас-Загорье, вотчине князей Лыковых, созданный, согласно исследованиям искусствоведа-реставратора Д. С. Головковой, между 1696 и 1701 гг. В структуре иконостаса отражены новое «расположение праздников под Деисусом и соединение последнего с апостольским чином», что встречается со 2-й пол. XVII в., а также выделение икон Страстного цикла в отдельный ряд, характерное для посл. четв. XVII в. Живопись раскрытых из-под записи икон выполнена в традициях мастеров Оружейной палаты кон. XVII - нач. XVIII в.: голубовато-зеленый фон, небесные сегменты в виде белых облачков с киноварными и сине-зелеными притинками, доличное выполнено с применением насыщенных малиновых, ярко-розовых, красно-коричневых, оранжевато-охристых цветов ( Головкова Д. С. К вопросу о заказчике главного иконостаса Преображенского храма в с. Спас-Загорье Калужской обл.//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 427-432). Иконы имеют традиц. иконографию. Несмотря на то что иконописцы, написавшие этот ансамбль, свободно владели техническими приемами «живоподобного» письма, отсутствие в их манере «пристального интереса к передаче пространства, индивидуальных характеристик святых» (Там же. С. 431) позволяет предположить, что это были местные мастера, хорошо знакомые с иконописной традицией Оружейной палаты. Следование столичным образцам очевидно и в манере калужского иконописца кон. XVII - нач. XVIII в. Романа Родионова. Выполненный им список Казанской Калужской иконы Божией Матери отличают пластичное личное письмо, обильное узорочье, нежные тона зеленого фона и «золотопробельных» риз (1703, ГИМ; см.: Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ); среди избранных святых на полях иконы представлены в рост молящиеся прп. Тихон («Ерославецкий») и прав. Лаврентий Калужские.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Иркутск, 1979; она же. Живая старина Приангарья. М., 1990; Проскурякова Т. С. Особенности «сибирского барокко»//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 147-160; она же. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в.//Там же. 1986. Вып. 34. С. 113-124; она же. Черты своеобразия архитектуры Сибири XVIII в.//Там же. 1996. Вып. 40. С. 70-74; Описание Иркутского наместничества 1792 г./Под ред. Р. С. Васильевского. Новосиб., 1988; Каменева В. А. История формирования и проблема развития архит. облика центра Иркутска//Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосиб., 1989. С. 107-119; Беседина О. Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. Новосиб., 1990; она же. Ист. застройка Нижнеудинска//Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосиб., 1991. С. 29-45; она же. Памятники архитектуры г. Иркутска (XVIII - нач. XX в.)//Там же. С. 67-97; Крючкова Т. А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора//Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С. 202-226; Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в.: [Учеб. пособие]. Новосиб., 1994; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. XX в. М., 2000; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД. М., 2004; он же. Правосл. каменные храмы Зап. Забайкалья XVIII - 1-й пол. XIX вв.: История региональной традиции//ПРАМИ. 2005. Вып. 7. С. 178-207; он же. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в.//Архит. наследство. 2008. Вып. 49. С. 127-144. Л. К. Масиель Санчес Иконопись Сохранившиеся памятники иконописи Иркутска и Восточно-Сибирского региона позволяют выделить 3 периода, каждый из которых имеет свои стилистические особенности, определяемые конкретной исторической ситуацией. Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Первый период приходится на время от основания Иркутска в 60-х гг. XVII в. до организации Иркутской и Нерчинской епархии в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Мн. композиции Б. с. по иконографии близки росписям Ферапонтова мон-ря, выполненным в 1500-1502 гг. Дионисием, но усложнены и наполнены бытовыми деталями. В росписи сохраняются свойственные нач. XVI в. пропорциональные соотношения, формы архитектурных построек, стройные и изящные фигуры, насыщенность колорита, что особенно заметно в росписях алтаря. В то же время живопись на стене, ограждающей хоры, с характерными плотными крупноголовыми фигурами и темным приглушенным колоритом, близка произведениям 60-х гг. XVI в. И. Я. Качалова Иконное убранство Спас в силах. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Спас в силах. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) складывалось на протяжении всей истории Б. с. В интерьере собора иконы располагались в алтаре, за престолом, в иконостасе, на стенах и столпах, на аналоях. Об отдельных иконах сохранились свидетельства в летописях и др. письменных источниках. О составе и особенностях иконного убранства Б. с. в целом можно судить лишь с 1634 г., когда была сделана первая известная нам опись собора, сохранившаяся в составе описи 1680-1681 гг. Неизвестно, как выглядел и каких размеров был древнейший иконостас Б. с., насколько параметры и состав сохранившегося иконостаса соответствуют ранним строительным периодам в его архитектуре. Вероятно, к нач. XVI в. были определены его совр. размеры и устройство: в 1508 г. в Б. с. вел. кн. Василий III «повеле иконы все церковные украсити и обложити сребром и златом и бисером, деисус, праздники и пророки». Иконостас собора был обновлен после пожара 1547 г. Из летописей известно, что в 1566 г. царь Иоанн IV «образы златом и камением повеле украсити». Со временем могли изменяться количество и состав икон в разных рядах, они могли располагаться на стенах собора («в заворот») рядом с иконостасом. Подобное их размещение сегодня сохранилось только в его нижнем ярусе. В наст. время в иконостасе находятся иконы XIV-XVII вв., представляющие большей частью выдающиеся памятники искусства.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Файл 33099.jpg:   Размер: 800x969, 0.78 MPix, 465 Kb. Дата: 2018-11-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (103) , (0) . Описание: Спас Всемилостивый. (Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского уезда, Московской губ.) в связи с историческим сказанием о чудотворной иконе всемилостивого спаса, что у Маскварецкого [!] моста в Москве и жизнеописанием святого преподобного Давида, ученика святого преподобного Пафнутия Боровского, основателя Давидовой пустыни по первоисточникам и главнейшим пособиям составил И.Токмаков. Москва: " Русская " типо-лит., 1892. С.59.) Файл 33282.jpg:   Размер: 549x699, 0.38 MPix, 237 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (1) . Описание: Чудотворный Образ Спасителя, находящийся в часовне у Москворецкого Моста в Москве. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, темпера, золочение. 26 х 31 см. Частное собрание. Файл 33283.jpg:   Размер: 769x894, 0.69 MPix, 225 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) . Описание: Изображение Чудотворного Образа Спаса, иже Находящегося в часовне У москворецкого Моста в Москве. 1850-е гг. Дерево, темпера. 22 х 16 см. Частное собрание. Файл 34036.jpg:   Размер: 845x1100, 0.93 MPix, 372 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (0) . Описание: Утерянную 90 лет назад икону «Господь Вседержитель» вернули в Покровский собор Москвы. Икона XVII века " Господь Вседержитель (Спас Москворецкий) " , утерянная в 1920-е годы, возвращена на свое историческое место - в Покровский собор (Храм Василия Блаженного), который является действующим храмом и музеем. С понедельника реликвия доступна для посетителей и прихожан, передает корреспондент ТАСС. " Только что прошел факт передачи Государственному историческому музею уникальнейшего памятника русск[...] Файл 34495.jpg:   Размер: 500x623, 0.31 MPix, 420 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (62) , (0) . Описание: " Вседержитель " икона. Период создания: 19 век (?) Материал, техника: дерево, левкас, яичная темпера, золото, серебро, живопись. 31 х 26 см. Место создания: — Государственный музей Холуйского искусства, Ивановская обл., Южский р-н, Холуй

http://pravicon.com/icon-423

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

С. 538-566; Першина (Головкова) Д. С. Предварительные итоги реставрации иконостаса Преображенского храма с. Спас-Загорье Калужской обл.//Х Филевские чт.: Тез. конф. М., 2010. С. 50-51; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского у. М., 2011. Е. А. Шорбан Монументальная живопись Церковные росписи в К. и Б. е. сохранились фрагментарно по сравнению с известными художественными центрами, менее пострадавшими или не пострадавшими во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., такими как Владимирская, Вологодская, Костромская, Тверская и Ярославская области. Как и в большинстве регионов России, монументальная живопись остается здесь наименее изученной, особенно это касается произведений XVIII - нач. XX в. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Древнейшей является стенопись в трапезной (1511) храма в честь Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. Мастерам школы Дионисия приписывают изображение Нерукотворного образа Спасителя над сев. входом в подклете сев. паперти храма (1-я четв. XVI в.), где находился в заточении протопоп Аввакум. В сев. паперти сохранился образ прп. Пафнутия, на своде - «Похвала Богоматери», в люнетах - «Рождество Христово» и «Благовещение», на стенах - ростовые фигуры святых; В. Д. Сарабьянов датирует росписи 40-ми гг. XVI в., среди них - древнейшие в русском искусстве изображения «Неопалимой Купины» и сивилл. До наст. времени уцелели графьи и следы красочного слоя наружных фресок XVI в. на сев. и вост. фасадах («Рождество Христово», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет»). Спас Недреманное Око. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Спас Недреманное Око. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Крупнейший сохранившийся памятник древнерус. монументальной живописи на территории К. и Б. е.- росписи собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря (1586), выполненные братьями Еропкиными (1644, поновлены в 1782, см.: Лошкарева. 2010. С. 89). На месте существующего ныне собора находился более древний, расписанный Дионисием и иноком старцем Митрофаном, возможно иконником Симонова мон-ря (между 1467 и 1476). Известно восторженное упоминание об этих росписях: «Подписа ея чюдно велми» («Сказание вкратце» о прп. Пафнутии. Цит. по: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 421). Фрагменты первоначальных фресок были обнаружены при реставрации в 60-70-х гг. ХХ в., когда укрепляли фундамент собора. Найденные белокаменные блоки с росписями хранятся в ЦМиАР и в Боровском историко-краеведческом музее (фрагменты нижнего яруса росписи - одежды и «полотенца»). Расчистка фресок XVII в. велась на протяжении 60-90-х гг. XX в. и позднее бригадами художников-реставраторов под руководством сначала И. М. Гудкова, затем Л. С. Муравьёва-Моисеенко и др.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Изображение иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) #33743 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) #33743 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) Скачать или распечатать изображение 33743.jpg 1624x2000, 3.25 MPix, 1594 Kb. 13.7x16.9cm @ 300DPI (20.6x25.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (59) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-29) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-29, анонимно. Описание: Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око). Кон. XVI - нач. XVII в. 66.6 х 53.8 см. Частное собрание (Сотбис, 2018). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-33743

Изображение иконы Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) #33279 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) #33279 Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) Скачать или распечатать изображение 33279.jpg 600x701, 0.42 MPix, 196 Kb. 5.1x5.9cm @ 300DPI (7.6x8.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (64) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-22) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-22, анонимно. Описание: Спас Благое Молчание. Нач. XIX века. 32 х 27.5 см. Частное собрание. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Господа Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-33279

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010