Е. В. Романенко, А. К. Сальников Прп. Арсений Комельский. Икона " Спас-Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " . XVIII в. (ВГИАХМЗ). Фрагмент Прп. Арсений Комельский. Икона " Спас-Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " . XVIII в. (ВГИАХМЗ). Фрагмент Т. Г. Петрова Иконография Одним из ранних сохранившихся изображений А. К. является икона-пядница 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ; происходит из Казанской ц. с. Порошина Вологодской обл.): преподобный представлен в рост, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, в молении пред иконой Божией Матери Одигитрия, имеет с проседью волосы и длинную бороду, в правой руке - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите убо братия»; фон пейзажный с изображением белой одноглавой церкви и реки; надпись: «Пр[е]п[о]д[о]бный Арсений иже на Комеле реце вологоцкий чюдотворецъ». Миниатюра с образом святого, стоящего внутри мон-ря, окруженного деревянной стеной,- в рукописном сб. «Жития Вологодских святых», нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 47). Образ А. К. присутствует в композиции «Собор Вологодских святых», напр. на неск. иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ), на иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими святыми», XVIII в. (ВГИАХМЗ),- слева во 2-м ряду, на иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми», XVIII-XIX вв. (ВГИАХМЗ), где обычно представлен в левой группе, рядом с прп. Сергием Нуромским и прп. Иннокентием Комельским, как правило, у А. К. характерное удлиненное лицо, темные волосы и лопатообразная борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139) под 24 авг. об облике преподобного сказано: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия, испод празелень». Лит.: Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 222-223. Ил. 124; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 60. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/76294.html

л. 155 об. Глава 46. Ответы Християном противу Агарянех, хулящих нашу православную християнскую веру. Нач. Понеже часто случается вам стязатися с християноборцы Измаильтяны о благочестивей вере нашей. л. 161 об. Глава 47. Слово противу лстиваго списания Николая немчина латынина. Нач. Господь и Бог и Спас наш Ис. Христос ко прочим многим спасителным завещаниом и повелениом своим, имиже и в них же наставляет нас верующих в него на путь всякаго твердаго и неблазненаго благоразумия. л. 169. Глава 48. Сказание, еже како подобает известно блюсти исповедание православныя веры. См. 200 л. 26. л. 171. Глава 49. Слово о неизглаголанном Божиим промысле благости же и человеколюбии, в немже и на лихоимствующих. Нач. Блаженный и чюдный пророк и царь богоугоден и предобрый Давид пресловутый, о немже речеся Богом: обретох Давида Иессеова мужа по сердцу моему. л. 180 об. Глава 50. Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве. См 200 л. 385. л. 191. Глава 51. Словеса супротивна ко Иоанну Лодовику, толковнику свящ. книги св. Августина, епископа нипоньскаго. Нач. Вскую, о Лодовиче, Платона и Аристотеля и Плутина и ины некиа нечестивыя Еллины ничтоже истинно, ни боголюбезно мудрствующих и во множайшаих межи себе противящихся, приводишь достоверны свидетели показание счастиа и урочища. Разделено на 21 главу. л. 198 об. Глава 52. Слово супротиву главам Самуила евреина. Разделено на 8 глав. См. 200 л. 340. л. 201. Глава 53. Обличение глав Николаевых, поскольку Бог помощь подаст сотворим, ихже изложи Николай немчин на правое богословие всесвятаго Духа, яко отвещахом тебе здравствуй. Там же л. 306. л. 231 об. Глава 53 (bis). Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих, и о самовластии человеком. Там же л. 319. л. 248. Глава 54. Послание к некоему мужю (Георгию) поучително, на обеты некоего латынина мудреца. Там же л. 370. л. 252. Г.тава 55. Сказание о венце Спасове и о свитце, иже в руце Его, и о Богородицыне имени. Там же л. 422. В конце статьи отрывок: Из книги глаголемыя Суиды (о весах и монетах, см. Оп. Рум. Муз. л. 378) и седмь степеней человеческаго жития.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В., вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Известно неск. таких икон-пядниц нач.- 1-й четв. XVIII в. (ГОМРТ, ПГХГ): святители (слева направо Гурий, В., Герман) с Евангелиями (В. держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамленные живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображен с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями. На одной из икон (ГОМРТ) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединен переходом с архиепископским двором, на 2-м плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского мон-ря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, В. и Герман предстоят в молении образу Казанской Божией Матери (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) имеется на правой створке трехстворчатого складня (1-я четв. XIX в., НТМЗГД). Среди вселенских учителей и святителей Гурий и В. изображены фронтально на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича), вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых в ростовский Успенский собор (1665, ЯИАМЗ) и на саккосе из Благовещенского собора Сольвычегодска (ок. 1665, СИХМ). С московскими святителями Герман, Гурий и В. представлены на раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска (ГМИИРТ): В. ниже Гурия, с более узкой и длинной темной бородой. На старообрядческих иконах XIX-XX вв. В. изображен среди избранных святых со свт. Гурием, оба с удлиненными узкими бородами с сединой, в низких полукруглых митрах (ГМИИРТ; частное собрание, Казань). Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР) Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/154327.html

А. (впосл. Иларион (Троицкий) , архиеп.). История плащаницы//БВ. 1912. Т. 1. Март. С. 514). Тот же требник сохранил свидетельства о чине «надгробного пения» перед иконой на службе Великой субботы в русском богослужении нач. XVI в. Для каждения и поклонения на аналой полагалась икона «Снятие с креста. Положение во гроб»: «Поставлене бывши иконе на налои сред церкви, снятие с Креста Господня телесе, и положение в гробе» (Там же. С. 512), что не исключает возможности использования в данном чинопоследовании и иконы с изображением «Спас Уныние». Как позволяют судить сохранившиеся памятники, в рус. иконописании получила дальнейшее развитие и визант. традиция использования парных икон «Спас Уныние» и Богоматери, а также иконография с 3 изображениями: Спаситель, Богородица и ап. Иоанн Богослов. Наиболее ранний сохранившийся пример - икона 1-й пол. XIV в. из Введенской ц. на Княжострове (АМИИ) - представляет композицию с полуфигурой Христа в центре (использован ранний вариант без изображения гроба) и ростовыми фигурами предстоящих по сторонам Спасителя Богородицы и ап. Иоанна Богослова. Эта икона намечает путь дальнейшей эволюции рассматриваемой иконографии, постепенно уклоняющейся от визант. основы, поскольку верхнюю часть средника занимает монументальное изображение Нерукотворного образа Спасителя. Развитие этой иконографической схемы можно видеть на иконах нач. XVI в. из Вознесенской ц. в Кашине (ГЭ) и 2-й пол. XVI в. из Николо-Угрешского монастыря (ГМЗК). Фигура Христа погружена здесь в узкий тесный гроб, а образ Спасителя на убрусе поддерживают летящие ангелы. В композиции последней иконы увеличивается число предстоящих (наряду с Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом представлены св. жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и, вероятно, прав. Никодим). Близкая композиционная схема воспроизведена на пядничной иконе мастера Стефана Арефьева, исполненной по заказу Н. Г. Строганова для Благовещенского собора Сольвычегодска (ок. 1600, ГРМ), однако в правой группе наряду с ап. Иоанном Богословом и св. Иосифом изображен св. Лонгин Сотник. Еще один пример этой усложненной иконографии представлен на иконе Петра Иванова Попова «Христос во гробе. Спас Нерукотворный, с клеймами истории Нерукотворного образа» (сер. XVII в., ЯИАМЗ). Перечисленные иконы получили условное наименование «Не рыдай Мене, Мати», хотя надпись с текстом ирмоса на них отсутствует. Содержание песнопения адекватно отражено в деталях композиции: белый плат, к-рый Пресв. Богородица прижимает к щеке (мотив надгробного плача), направление Ее взгляда, изображение гроба, выдвинутого на передний план и максимально приближенного к границе средника и полей. Все эти детали были не просто соотнесены, но противопоставлены монументальному изображению Лика Спасителя на убрусе. Основу для сопоставления (противопоставления) нижней и верхней частей иконы давал текст тропаря канона на праздник Спаса Нерукотворного: «Прежде виден бысть человеком; ныне же явися Образом Нерукотворенным».

http://pravenc.ru/text/2564788.html

л. 1–35. Молитва на сон грядущим, изречения Отцев-аскетиков и молитвы на разные случаи, именно: Молитва вечерня, глаголема по вся дни. Молитва заутреняа. Молитва на вечер суботный. Молитва в неделю по заутрени. Молитва св. Григориа папы римскаго о избавленин блуда и о угашении плоти, и проч. Молитва егда стужает блудный помысл. Молитва на помыслы скврныя. В час каковыя любо напасти находящаа на тя. На хулнаго беса. л. 261. И. Златоустаго Слово о умилении души. Нач. Ох тебе душе моя, ангела хранителя отгнавши от себе всеми злыми делы беззаконными. л. 278. Того же Слово о молитве 136. Нач. Глаголет божественный Апостол: непрестанне молитеся. л. 290–324. Изречения св. Отцев и повести из Патериков. л. 325. И. Златоустаго о еже отпущати грехы всякому человеку, то и Отець вашь небесный отпустит вам грехы вашя. Нач. Како ти Спас Ис. Христос учить ны в св. Евангелии, како ны велит всылати Ему молитвы чисты. Конечного листа недостает. Подпись по листам стерта, однако ж начальные слова можно разобрать: Лета 7137 (1629) декабря в 6 положил сию книгу Канонник церкви Ивана Предтечи и Николы чюдотворца... 278. (1259.) Канонник, полууст. небрежный, в скоропись переходящий, исх. XVI века, в осьмую долю, 380 листов, без начала и конца. Начинается акафистом пресв. Богородице, прерывается на первых строках молитвы: Егда случится скверну нечему впасти в сосуд медвяны. Кроме общеупотребительных канонов помещены в конце ркп.: л. 242. Святцы, в коих 17 ноября записано: В тойже день преставися препод. игумен Никон ученик Сергиев, емуже память творим за упокой. См. 116 л. 421, 242 л. 580. л. 285. Слово св. Нила о добродетелех и о страстех душевных и телесных. л. 300 об. Того же о осмих помыслех. л. 326. Три молитвы роженице. 279. (1253.) Канонник, полууст., исх. XVI века, в осмую долю. 459 листов, без начала. Каноны общеупотребительные, числом 22. Особенных статей нет, кроме помянника (л. 296) под заглавием: Молитва св. Кирила, глаголема по вся дни. 280. (1244). Канонник, полууст. исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 349 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Церковь вмч. Георгия «за верхом» в Калуге. 1701 г. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Церковь вмч. Георгия «за верхом» в Калуге. 1701 г. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) 10 янв. 1942 г. на Калужскую кафедру был назначен еп. Питирим (Свиридов) . Несмотря на нек-рое улучшение церковно-гос. отношений, в эти годы имели место репрессии против священнослужителей. В 1941-1942 гг. были расстреляны о. Константин Соколов (пос. Полотняный Завод), о. Александр Кружилин (г. Киров) и о. Тихон Мосалов, настоятель собора в Боровске, в 1943 г. приговорен к 5 годам лагерей о. Иоанн Молебнов (с. Спас-Загорье). В это же время был снесен крест на могиле Ф. П. Морозовой , почитаемой старообрядцами (позднее здесь установили памятник в честь первого полета в космос). Национально-патриотическая деятельность Церкви укрепляла влияние Православия в народе, власти предпринимали меры к ограничению активности Церкви. В нач. 1943 г. в письме секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову заместитель наркома гос. безопасности Б. З. Кобулов сообщил, что еп. Питирим обратился к командованию одного из госпиталей в Калуге с предложением принять шефство над госпиталем и получил согласие. Осуществляя шефство, калужский собор приобрел на 50 тыс. р., пожертвованных прихожанами, почти 500 подарков для раненых. В апр. 1943 г. церковный хор дважды устраивал в госпитале концерты рус. народных песен и песен советских композиторов. Узнав об этом, руководство НКГБ приняло меры «к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственные сношения с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства». 28 нояб. 1943 г. СНК СССР принял постановление «О порядке открытия церквей». В органы власти стали поступать ходатайства об открытии храмов. В Калужской обл. в 1944-1949 гг. было подано 45 ходатайств. В нач. 1943 г. в области действовало 19 храмов, к-рые сохранились после революционных погромов и были открыты в годы оккупации. В то же время репрессии, хотя и в незначительных масштабах, продолжались. За «антисоветскую агитацию» в окт. 1943 г. был осужден псаломщик из Юхнова В. А. Потоцкий, в февр. 1944 г.- псаломщик из Сухиничей П. В. Виноградов.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Троицы, Божией Матери «Знамение»), где П. представлен слева: икона XVI в. (СПГИАХМЗ); прориси с икон XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 342-345. 170, 171), иконы кон. XVI - нач. XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АОКМ; П.- в центре), 1-й трети XVII в. (строгановский мастер, ГИМ), 1-й пол.- сер. XVII в. (ЦМиАР), XVII в. (ПЗИХМЗ), XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; шитые пелены 50-60-х гг. XVII в., 1639 г. и ок. 1639 г. (вклад А. С. и Д. А. Строгановых в Благовещенский собор в Сольвычегодске; СИХМ); пелена «Святители Московские, с избранными святыми» кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. (вклад Г. Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор) (НИАМЗ); иконы 1744-1745 гг. работы Е. И. Грека (из ц. прп. Сергия Радонежского, впосл. «всей артиллерии» собор, в С.-Петербурге, ГРМ; в руках П. жезл и Евангелие), ок. 1796 г. (РГИАХМЗ), из иконостаса 1815 г. в старообрядческой часовне в Хвалынске (ГРМ) , XIX в. (ГЭ). После перенесения в Москву мощей свт. Филиппа (Колычева) в 1652 г. появились иконы 4 святителей Московских, представленных прямолично, в рост, П. обычно изображен крайним слева. Известны, напр., иконы 2-й пол. XVII в. из Макариева Троицкого мон-ря в Калязине (ЦМиАР), сер.- 3-й четв. XVII в. (частное собрание), сер.- 3-й четв. XVII в. (ЦМиАР; все святители в архиерейских шапках), XVIII в. (СГИАПМЗ), посл. трети XVIII в. (ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге), 1-й трети XIX в. из ц. Св. Троицы на московском Пятницком кладбище, 1865 г. письма К. Ф. Соколова (частное собрание; вверху Спас Нерукотворный), 1899 г. письма И. В. Брягина, В. И. Шитова (ГРМ), кон. XVIII - нач. XIX в. и нач. XX в. (ГЭ), иконные образцы XVII-XIX вв. С 60-х гг. XVII в. возобладали более сложные выразительные композиции молитвенного предстояния святых Иисусу Христу и Пресв. Богородице, П. изображен, как правило, в 1-м ряду слева, напр. на иконах 80-90-х гг. XVII в. мастера круга Оружейной палаты (Собрание рус. икон при Фонде ап. Андрея Первозванного), 2-й четв.- сер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Роспись ц. Боголюбской иконы Божией Матери в с. Филимонове. Нач. ХХ в. В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы Л., исполненные, как правило, в живописной манере. В 1777-1779 гг. московский худож. И. Д. Лигоцкий расписал масляными красками стены Успенского собора. В 90-х гг. XIX в. в пещерном Леонтиевском приделе Успенского собора худож. Н. Д. Сафонов поновил стенопись, посвященную житийному циклу Л.: рождение; крещение; научение грамоте; монашеский постриг; пришествие в Ростов; изгнание из города; учение детей; крещение народа ( Алитова, Никитина. 2008. С. 22). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля в центральной апсиде написана «Тайная вечеря», по сторонам композиции - Л. и свт. Исаия (клеевая живопись датируется 1884). В росписи Богоявленского собора Авраамиева мон-ря (после 1730) образ Л. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с изображениями святителей Исаии и Игнатия. В соборе ростовского мон-ря Рождества Богородицы образ Л. представлен в алтаре (1715). Л. изображен в рост на сев. грани юж. столба в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря (1890; мастер К. Я. Леонов по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)). В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). В ц. Толгской иконы Божией Матери Л. написан на юж. стене вместе со святителями Николаем Чудотворцем и Иаковом Ростовским (1776; худож. Харков). Л. представлен в стенописи ц. свт. Николая на Всполье в Ростове (1816; архиерейский худож. И. М. Гладков); на откосе окна юж. стены Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (кон. XVIII в.; Л.- в рост, одна рука с открытой ладонью перед грудью, в другой держит Евангелие); на северной стене ц. св. Георгия с. Георгиевского на р. Лехте (1859; мастер Алексей Глебов). В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове Л. написан с архиерейским посохом в левой руке на откосе проема царских врат вместе со святителями Игнатием и Исаией (роспись - 1859, Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев; Там же. С. 184). Святитель изображен в ц. прп. Сергия Радонежского с. Деболовского (сер. XIX в.; на сев. стене); в ц. ап. Иоанна Богослова дер. Подлесново (1-я пол. XIX в.; в алтаре придела ц. Казанской иконы Божией Матери); в ц. апостолов Петра и Павла пос. Поречье-Рыбное (1782-1785); в ц. Рождества Богородицы с. Савинского (1-я пол. XIX в.; на юж. стене); в Преображенской ц. с. Спас-Смердина (1885; на сев. стене среди Ростовских святителей). В ц. Богоявления с. Уславцева Л. написан в откосе окна зап. стены (нач. XIX в.). Ростовой образ Л., исполненный в духе живописи В. М. Васнецова, помещен в росписи нач. XX в. ц. Боголюбской иконы Божией Матери в с. Филимонове Ростовского р-на.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

На прориси с иконы «Собор русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в музее СПбДА, в наст. время - в ГРМ) - погрудное изображение Г. в митре и омофоре в числе др. святителей. В архиерейском богослужебном облачении, с четками, с темной бородой и длинными прядями волос святитель изображен среди подвижников XV в. в росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, исполненной в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе зырянских святых (в правом верхнем углу средника) Г., с небольшой бородой, единственный в епископской мантии и крещатом белом клобуке (др. святители в фелонях), представлен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. кисти мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ), в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в., а также на иконе того же иконописца «Собор святителей, в земле российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) среди уральских чудотворцев. Примером совр. иконографии является ростовой образ Г. на иконе «Спас Вседержитель с избранными пермскими святыми» 2004 г. письма московской худож. М. А. Игуменовой (образ хранится в Пермской епархии). Лит.: Подписные и датированные иконы из коллекции ПГХГ: Кат. выст./Авт.-сост.: О. М. Власова, Н. В. Казаринова. Пермь, 1993. С. 20; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 82-83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Казаринова Н. В. Иконописцы и иконописные мастерские Пермского края в XVIII - нач. XX в.//Вехи христ. истории Прикамья. Пермь, 2003. С. 28, 35; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 97, 106. 37, 42, 56. Т. Г. Петрова, Н. В. Казаринова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/164553.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010