3. Канонизация святых и богослужебные тексты В течение десяти лет сонм святых Церкви Русской пополнился новыми именами. К Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской было причислено пятнадцать имен пострадавших в годы гонений: священник Александр Адрианов (+1918), священник Александр Флегинский (+1918), священник Василий Холмогоров (+1938), священник Владимир Пиксанов (+1918), священник Константин Верецкий (+1918), священник Михаил Лисицын (+1918), священник Михаил Троицкий (+1938), священник Николай Чернышев (+1919), священник Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон (+1918), монахиня Елена (Коробкова; +1938), Александра Булгакова (+1938), Варвара Чернышева (+1918). К Архиерейскому Собору 2016 года был собран и изучен библиографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Большое народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, стало основанием для прославления владыки Серафима в лике святых. Святитель Серафим (Соболев) прославлен Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года при участии делегации Болгарского Патриархата. За десять лет к местному почитанию причислено семь святых: преподобная Арсения (Себрякова); преподобные Никита и Феофан, подвижники Рославльских лесов; блаженная Екатерина (Малков-Панина) и блаженный Иоанн Кочетовский. В Православной Церкви Молдовы благословлено местное почитание святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и блаженной Агафьи (Маранчук). Обретены мощи следующих угодников Божиих: святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони); священномученика Никодима (Кононова; +1919), епископа Белгородского; священномученика Александра Флегинского (+1918); священномученика Григория Смирнова (+1918); священномученика Николая Чернышева (+1919); священномученика Павла Аношкина (+1918); мученицы Варвары Чернышевой (+1919); преподобноисповедницы Фамари (Марджановой; +1936); преподобного Матфея Яранского (+1927); блаженной Агафьи (Маранчук; +1843); блаженной Екатерины (Малков-Паниной; +1968); блаженного Иоанна Кочетовского (+1886).

http://religare.ru/2_117103.html

Следовательно должна была быть очень «весомая» причина для того, чтобы на время оставить один из основных наркоматов без руководства. « Июнь, 14. … Ленин председательствует на заседании СНК; просматривает повестку дня, …(…) На заседании обсуждаются также вопросы: … об утверждении члена коллегии Наркомвнудела Г. М. Леплевского в качестве докладчика на заседании СНК вместо замнаркома внутренних дел М. Ф. Владимирского; … (…) Июнь, не ранее 15. … Ленин читает письмо замнаркома внутренних дел М. Ф. Владимирского от 15 июня 1921 г. с уведомлением о его отъезде в качестве политкома агитпоезда им. М. И. Калинина и о передаче дел по наркомату члену коллегии Г. М. Леплевскому, с сообщением о посылке Ленину сводок о партийном составе губернских, уездных съездов Советов и городских Советов за январь — май 1921 г.; делает подчеркивания в тексте письма и пометку: «В архив СНКома». Ленин просматривает сводки, пишет распоряжение секретарю: «Подобрать в одну обложку вместе с предыдущими данными об этом»; делает подчеркивания в тексте и пометки; «В архив», съезды Советов . Из этой записи следует, что отправка Владимирского с агитпоездом ВЦИК в качестве «политкома» не имела отношения к вопросам НКВД, носила срочный и незапланированный характер и не касалась формально его должностных обязанностей. Фигура М.Ф. Владимирского интересна тем, что в 1918-м году он был «правой рукой» Я.М. Свердлова и исполнял обязанности Председателя ВЦИК после смерти последнего, то есть полностью владел всеми направлениями деятельности Свердлова. В предыдущей статье «Михаил Романов – заложник императорского статуса» авторы писали, что анализ известных документов центральных органов власти (ВЦИК– 01.04.1918, 06.04.1918, 04.05.1918, 09.05.1918, 25.05.1918, 18.07.1918; СНК – 20.02.1918, 09.03.1918, 02.05.1918; ЦК – 16.05.1918, 19.05.1918), связанных с упоминанием имен Михаила и Николая Романовых, показывает интересную закономерность: из 11 известных совещаний в пяти и более приняли участие: Я.М. Свердлов – в 10 из 11; М.Ф. Владимирский, В.А. Аванесов и Г.И. Теодорович – в 7 из 11; В.И. Ленин и М.Н. Покровский – в 5 из 11. При этом надо учесть, что Варлаам Александрович Аванесов (1884-1930) являлся официальным Секретарем ВЦИК РСФСР 2-6 созывов и должен был участвовать во всех совещаниях ВЦИК по должности. То же самое можно сказать и о Глафире Ивановне Теодорович (Окуловой).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862–1877) с приложением «Русские древности» (1871–1876), «Изограф» (СПб., 1882–1885), «Светильник» (М., 1913–1915); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876–1916), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883–1916), «Калужская старина» (1901–1911. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902–1909), «Воронежская старина» (1902–1916), «Минская старина» (1909–1913), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909–1933) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Св. землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881–1916), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891–1917), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912–1922). Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872–1875), «Богословский библиографический листок» (К., 1883–1916) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904–1906). 1918–1935 гг. После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918–1920 гг. перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918–1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), « Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь » (Н. Новг., 1918) и др. В 1918–1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь » (М., 1922–1923), «Соборный разум» (Пг., 1922–1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922–1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925–1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925–1928 «Украïнський православний блarobichuk»), «Церква i життя» (Х., 1927–1928) и неск. десятков епархиальных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечательно, что до 1917 г. все ключевые должности в управляющих структурах К. е. занимали рус. священники, в 1917 г. их почти всех (кроме редактора епархиальных ведомостей и ректора семинарии) заменили молдав. клириками по решениям епархиального совета и архиеп. Анастасия. Последний активно поддерживал автономию Бессарабии и провозглашение Молдавской Демократической Республики. 24 янв. 1918 г. он произнес в кишинёвском соборе приветственную речь, в к-рой назвал себя молдав. патриотом, говорил о необходимости сотрудничества с Румынией ( Левит И. Э. Молдавская Республика. Кишинёв, 2000. С. 272). 28 янв. 1918 г. прошел очередной чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором большинство участников приветствовали ввод в Молдавию войск Румынии и выступили за политический союз Молдавии и Румынии (Голос Бессарабской Церкви. 1918. 3/4. С. 63-64). 18 февр. 1918 г. властями Молдавской Республики создается комиссия по созыву Собора Православной Церкви в Молдавии, что свидетельствовало о вмешательстве новых властей в дела Церкви. Зависимость от властей носила и экономический характер: учреждения К. е. стали получать гос. жалованье. Церковный ж. «Луминаторул» (с 1918 Lumintorul) фактически стал основным рупором пропаганды за присоединение Молдавии к Румынии. Акт об объединении Бессарабии с Румынией, подписанный 27 марта 1918 г., стал толчком к дальнейшим нестроениям в епархии. Накануне подписания договора даже некоторые священнослужители-румынофилы высказывали опасение по поводу возможных негативных последствий объединения. Один из таких клириков, архим. Гурий (Гросу), являвшийся с 16 февр. 1918 г. помощником министра юстиции и культов Молдавии, при встрече с премьер-министром Румынии А. Маргиломаном в кон. марта 1918 г. выразил опасение, что после объединения его могут уволить из мин-ва по инициативе румын. церковного священноначалия, т. к., по его данным, «Румынская Церковь чрезмерно поглощена политикой» ( Левит И. Э. Молдавская Республика (нояб. 1917 - нояб. 1918): Год судьбоносный: от провозглашения Молдавской Республики до ликвидации автономии Бессарабии (нояб. 1917 г.- нояб. 1918 г.). Кишинёв, 2000. С. 364).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

653 Аналогичные комментарии к постановлению Комиссариата призрения от 20 января 1918 г. публиковали петроградские газеты: «Современное слово» (20 января (2 февраля) 1918), «Воля страны» (20 января (2 февраля) 1918), «Новый луч» (21 января (3 февраля) 1918), «Петроградский голос» (23 января (5 февраля) 1918). 654 «Наш век» (1917–1918; Пг.) – ежедневная политическая, экономическая и литературная газета. Ей предшествовал орган конституционно-демократической партии (кадеты) газета «Речь», закрытая большевиками 27 октября (9 ноября) 1917 г. До своего закрытия газета выходила под разными названиями: «Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век» (с 30 ноября (13 декабря) 1917 до августа 1918 г.). 655 В ответ на письмо Московской духовной консистории от 22 января (4 февраля) 1918 г. Комиссариат земледелия Московской губ. сообщил, что, «ознакомившись с делом о реквизиции владений Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, он находит действия Богородского совдепа по отношению к названному монастырю правильными». Письмо было послано в Богородский Совет депутатов и в Реквизиционную комиссию при Президиуме Московского губсовдепа (ЦГАМО. Ф. 814. Оп. 1. Д. 3. Л. 67). 658 Текст вписан чернилами. К документу приложена визитная карточка: «Глафира Дмитриевна Янковская. Сестра милосердия» (см.: ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 162. Л. 1). 660 A.M. Дижбит, комиссар по делам беженцев при Петроградском совете, был назначен уполномоченным по ликвидации Св. Синода. Он сообщал в январе 1918 г. в НКВД РСФСР, что в ходе реквизиции (на момент подачи записки) было принято ценных бумаг и счетов на сумму 46 млн 15 тыс. 312 руб. (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 46). 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

05 .1944–17(30).12.1944: Даниил Юзьвюк, в. у. 31 .03(13.04).1945–05(18).11.1948: Корнилий Попов Винницкая 14(27).02.1914–07(20).11.1917: Давид Качахидзе 22 .10(04.11).1918–1922: Амвросий Полянский 1922–1926: 22 .07(04.08). 1926–09(22).05.1928: Феодосий Вощанский 1928–1931: Варлаам Козуля, в. у. 13(26).05.1932–1933: Филарет Линчевский 25 .08(07.09).1933–07(20).05.1937: Александр Петровский 23 .03(05.04).1937–11.1937: Иннокентий Тихонов 1937–1944; 1944–1945: Максим Бачинский 30 .04(13.05).1945–01.1946: Варлаам Борисевич Винницкая (григ.) 1927–: Сергий Винницкая (обн.) 1925–1926: Иоаким Пухальский 03 .1926–09(22).07.1936: Иоанн Славгородский 19 .12(01.01).1927–05.1928: Павел Циприанович 01(14).09.1928–03.1930: Димитрий Михальчук 09(22).07.1936–01(14).12.1937: Николай Поликарпов Винницкая (укр.) 1922–: Павел (Павло) Погорилко Григорий 23 .07(05.08).1942–1943: Евлогий Марковский Витебская (Полоцко-Витебская) 10(23).01.1915–12(25).07.1917: Кирион Садзегелли 09 .1917–06(19).03.1918: Иннокентий Ястребов, паки 1918–1918: Пантелеймон Рожновский, в. y., паки 19 .03(01.04).1918–09(22).04.1918: Серафим Александров 09(22).04.1918–09(?)1918: Иоанн Поммер 09 .1918–1926: Иннокентий Ястребов, в третий раз 1924–1925: Нектарий Трезвинский, в. у. 1925–1926: Алексий Буй(?) 01(14).10.1926–18.11(01).12.1927: Павлин Крошечкин 1927–1928: Гавриил Воеводин 1928–1931: 1931–1932: Николай Покровский 31 .01(13.02). 1933–14(27).07.1935: Тихон Русинов 1935–1935: Феофан Семеняко. в. у. 1935–1941: 1941 –1944: Афанасий Мартос, окк. Витебская (обн.) 28 .08(10.09).1922–03.1923: Константин Запрудский 01 (14).01.1923– 1925: Гавриил Свидерский 1925–1927: Александр Щербаков 1927–1928: Сергий Добромыслов 1928–1929: Михаил Постников, в. у. 1929–1932: Нил Ушаков 1933–06.1935: Сергий Добромыслов, паки Владивостокская 01(14).01.1899–1920: Евсевий Никольский 1918–1920: Михаил Богданов 1920–: Марк Бакалдин 1922–1922: Павел Введенский, в. у. 1922–1925: 31 .10(13.11).1925–02(15).09.1927: Киприан Комаровский 09 .1927–1928: Нифонт Фомин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Оказался вскоре в изгнании, за рубежом, уже в сане епископа Вениамин (Федченков). Именно за рубежом долгое время церковные иерархи старались ориентироваться на постановления Собора 1917-1918 гг. и сохранять их как последний завет своей Матери-Церкви и Родины. Там же. С. 428. Там же. С. 430. Там же. С. 426. См.: Из рубрики: Церковная хроника. Киевский собор.//Прибавления к «Церковным ведомостям», 11-12. 1918 г. С. 411-414. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 447. Там же. Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России./Журнал " Бorocлobckiй Вестник " , издаваемый Московскою Духовною Академиею.  Изд.: Сергиев Посад: " Типография И. И. Иванова " , 1918.  Т. I. Январь-февраль. С. 74-76. Просветов Р.Ю. Предпосылки, хронология, итоги Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. С. 76. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. VIII. С. 84. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 114. Л. 28–30; РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 12. Л. 237-239. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 416. Там же. Там же. С. 103. Там же. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2016. Т. 6. Деяния Собора с 37-го по 65-е. С. 71. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2016. Т. 6. Деяния Собора с 37-го по 65-е. С. 36. Там же. С. 71. Так в документе. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 51-54 об. Илюхина О.А. Архимандрит Вениамин (Федченков) о реформе духовных школ на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг.//Сборник студенческих научных работ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 28. Там же. С. 29. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 103. См.: Илюхина О.А. Архимандрит Вениамин (Федченков) о реформе духовных школ на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг.//Сборник студенческих научных работ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 25-30. Там же. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 238. Там же. С. 418.

http://bogoslov.ru/article/6166936

Собор 1917–1918 годов остался незавершенным. Революция помешала ему довести до конца предпринятый церковной полнотой труд. Тем не менее, было бы неверно считать советский период перерывом, после которого следовало бы вернуться к буквальному исполнению постановлений Собора 1917–1918 годов. В Церкви (как в России, так и в других странах) постоянно существует соблазн рассматривать какой–то период истории как «золотой век» и стремиться к его восстановлению. Восемьдесят шесть лет, из которых семьдесят три – преследований и унижений со стороны советской власти, отныне являются неотъемлемой частью истории Русской Православной Церкви. Хотя вопросы, затронутые Собором 1917–1918 годов, и подход к ним остаются актуальными, решения их должны быть пересмотрены, по утверждению епископа Илариона (Алфеева) , в новом, современном контексте: Вопросы, поставленные Поместным Собором 1917–1918 годов, продолжают ждать своего решения; они не утратили актуальности. Как мне кажется, реальных сдвигов в различных областях церковной жизни можно будет добиться только тогда, когда мы вернемся к наследию этого Собора и рассмотрим его решения в контексте сегодняшней ситуации, а сегодняшнюю ситуацию – в контексте его решений 982 . В этом, думается, и заключается интерес к Собору 1917–1918 годов: он напоминает нам о том, что в любую эпоху Церковь может созидаться в том случае, если она постоянно пересматривает в новом свете кажущиеся древними проблемы и находит на них новые, актуальные ответы, оставаясь тем не менее верной апостольскому и святоотеческому преданию. Таким образом, Церковь вливает вино новое в мехи новые, согласно заповеди Господней. 1 «Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Обзор Деяний. Вторая сессия». М., 2001. С. 24–25. 2 Деяния пленарных заседания Собора были опубликованы в 1918 г. частично: все заседания первой сессии (заседания 1–65//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1–5. Петроград, 1918), 24 заседания второй сессии из 64 (заседания 66–82, 104–106, 116–119//Деяния... Т. 6, 7, 8, 9, 10) и ни одного заседания третьей сессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010