В 1994 году Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН), явившийся плодом сотрудничества Санкт-Петербургской Православной Духовной академии с Русским христианским гуманитарным институтом (ныне Академия), определил в качестве одной из своих задач православное свидетельство. Тогда же и появилась идея собрать в одном томе высказывания о Православии в России различных уважаемых и авторитетных православных авторов. Книга, в которой ставится и обсуждается вопрос конфессиональной специфики Православия, национального характера понимания Православия, особенность усвоения христианства Россией, органично вписывается в серию «Русский Путь: pro et contra», издаваемую РХГИ-РХГА с 1994 года. Чтобы познакомиться с Православием, необходимо внимательно вслушаться в то, что говорят сами православные богословы, архипастыри и пастыри, публицисты и мыслители-миряне. Из более чем тысячелетней истории Православия в России выбрано всего лишь столетие – вторая половина XIX – первая половина ХХ века. Начало этого периода, и даже первые три четверти, – это время расцвета православного богословия, укрепления духовных школ, религиозного возрождения в среде интеллигенции, всплеска интереса к религиозно-философской литературе, появления условий для свободного выбора исповедания. Конец этого периода (1918–1960-е гг.) – это преследования и подавление церковной жизни атеистической властью в России, но и продолжение творческих традиций православного богословия за рубежом. · Тот факт, что речь в книге идет только о Православии в России, может вызвать у разных людей, как церковных, так и нецерковных, недоуменные вопросы и, пожалуй, критику. Разве Православие национально? Разве это христианское исповедание настолько специфично в каждом народе, что его можно выделить и говорить о нем особо? Пожалуй, нет. Однако в той же мере, в какой допустимо говорить о национальных характерах, культурах, традициях, допустимо говорить и о том, что эти характеры, культуры и традиции прорастают и расцветают в религиозной жизни народов и образуют неповторимую ее специфику 1 . Лев Платонович

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская революция 1917 года как начало конца мирового «европоцентризма» Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» 09.05.2017 846 Время на чтение 26 минут На сегодняшний день мало кто из историков не только нашей страны, но и всего мира, станет отрицать, что русская революция 1917 г. положила начало новой эпохе в мировой истории. Но почему этот вопрос волнует нас 100 лет спустя? Казалось бы, что за последние годы все возможные и невозможные «За» и «Против» были высказаны различными сторонами, однако вопрос, почему же революция в России поменяла картину истории всего мира, до сих пор остается актуальным. Ведь она не была самым мощным имперским игроком того времени, недаром Ленин назвал ее «Слабым звеном империализма». Несомненно, революция была одной из сторон более глобальных мировых процессов, так как в то же самое время произошли развалы Австро-Венгерской и Османской империй, рухнула Германская монархия. «Это первая ласточка мировой революции и конец империализма!» - восклицали коммунисты сто лет назад. Но сейчас империализм благополучно приобрел формы мирового глобализма, а о мировой революции как-то никто не вспоминает. Вопрос же о русской революции 1917 г. до сих пор волнует умы. Чем же была Россия 100 лет назад? Несомненно, что в начале ХХ века по настроению ее правящей элиты и интеллигенции она была проевропейски настроенной страной. (Мнение другого населения практически не учитывалось, поскольку Россия была сословным государством, хотя переходы из одного сословия в другое и были возможны.) Само слово революция, так волновавшее русского интеллигента начала ХХ века, равно как пролетариат и классовое общество - понятия европейские. Поэтому, необходимо остановиться на вопросе соотношения России с Европой. С одной стороны, как отмечал еще в 1871 г. Н.Я. Данилевский, Россия представляет собой отдельный культурно-исторический тип, не относящийся к романо-германской Европе и «не причастной ни европейскому добру, ни европейскому злу». (К такому же выводу приходит позже и О. Шпенглер (1918).) С другой стороны, как отмечал в 30-х годах другой немецкий философ В. Шубарт (1938), Россия «со времени Петра I, попала в процесс европейского саморазрушения», что и подтвердилось в период революции 1917 г. и далее при развале СССР .

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/10/...

— В ваших вопросах — естественная попытка связать нашу Гражданскую войну с похожими явлениями в других странах. Но я хочу попытаться развернуть этот разговор все-таки в сторону уникальности. Да, всякое противостояние в любом обществе, основанное на том, что появляются и утверждаются разные взгляды на политические реалии, на судьбу страны, может накалиться настолько, что люди забудут обо всем на свете. Частности будут, конечно, схожи, почему нет. Но все-таки смею думать, что наша история начала ХХ века — периода Гражданской войны — именно уникальна. Это совершенно уникальное явление, и его даже называть стоит по-другому: русская Смута. Россия не единожды проходила через подобного рода испытания. Исторические срывы, провалы и катастрофы следует признать важнейшей особенностью русской цивилизации. Путь постепенного, последовательного развития время от времени нас начинает тяготить. И тогда Россию сотрясает очередная Смута — тяжелейшая эпоха лавинообразного распада и разложения. Эта разрушительная энергия Смуты отменяет красоту и человечность русской жизни, ее высокое призвание, отменяет величие нашей культуры — собственно, всё то богатство, которое мы ценим и любим. Русская Смута — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего темные страсти и низменные инстинкты. Смута всякий раз запускает механизм национального саморазрушения, деградации и развала государственности. Специально упоминаю об этом, потому что для Русского мира государство — важнейший институт. На самом деле всё это, конечно, только следствие. В первую очередь смута поселяется в умах и душах русских людей всякого чина и звания: Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны (2 Тим. 3, 2). Вот исчерпывающая характеристика смутного времени. В начале XX века русского человека невозможно узнать: самые низменные проявления выплескиваются наружу, приобретают демонстративный характер. Это создает соответствующий моральный климат в стране и быстро меняет общество на новый лад. В первые ряды выдвигается совершенно особый тип людей, которые, демонстрируя беспредельную злобу, безжалостность, неблагодарность, могут повести за собой других. И нам важно понять: а когда всё это у нас началось? Когда началась очередная русская Смута? В большинстве исторических сочинений и в школьных учебниках называется 1918 год. Стало быть, начало Гражданской войны привязывается ко времени появления антибольшевистских сил, к рождению белой армии в Новочеркасске и к началу знаменитого Ледяного похода… Но как же так? Ведь белые хотят положить конец Смуте — развалу государства, общества, культуры, не так ли. А когда начался развал? Наверняка задолго до 18-го года…

http://pravmir.ru/grazhdanskaya-vojna-ya...

Православие в Австрии Памятные 50 шиллингов, выпущенных к 1000-летию первого упоминания имени «Ostarrichi» Местоположение : Центральная Европа, к северу от Италии и Словении. Площадь : 83 870 км 2 . Численность населения : 8 192 880 человек (по состоянию на июль 2006 года). Официальный язык : немецкий. Краткая история страны. Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна». В XIII веке, после гибели последнего Бабенберга, страна на 30 лет попадает под власть чешского короля Оттокара II. После того как король был разбит в битве с императором Рудольфом Габсбургским, Австрия переходит под управление династии Габсбургов, сохранявших за собой власть в этих землях вплоть до ХХ века. При них была устроена одна из крупнейших европейских империй, принявшая в 1867 году наименование Австро-Венгрии. 28 июня 1914 года в г. Сараево было совершено покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда; через месяц Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что положило начало Первой мировой войне. После поражения в ней и распада империи страна была ужата до небольшой республики – в 1918 году наступил конец многовековому правлению династии Габсбургов. 20 лет спустя республика была аннексирована нацистской Германией (австриец по происхождению, Адольф Гитлер покинул страну непризнанным художником, а вернулся с триумфом и войсками), в 1945 году освобождена советскими войсками. В 1955 году была провозглашена независимость Австрии при условии государственного нейтралитета страны. Религия : католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %. Православие. В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи. К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

http://pravoslavie.ru/2842.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2015. 1/2(37/38)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3 (С. 5-86) Пигин А. В. “Древнейшая в севере состоящая” обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) (С. 87-129) Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885-1896 гг.) (С. 130-164) Рожкова В. В. Биография священника Владимира Рожкова (С. 165-190) СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект (С. 193-199) Голицын А. М. Заметки о “записной книжке” митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. (С. 200-211) Протоиерей Алексий Ястребов. Братья Лихуды в Падуе и Венеции (С. 212-254) Мальцев М. Г., Марков Д. Л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского (С. 255-266) Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918-1928 гг. (С. 267-286) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ Коваленко В. П. Благоверный Черниговский князь Давид Святославич (С. 289-301) Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. (С. 302-309) Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. (С. 310-318) Блакитный М. М. К  вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. XIX в. - начале ХХ в. (по материалам журнала “Черниговские епархиальные известия”) (С. 319-328) КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щеголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 3 (С. 331-380) Новые книги Ченцова В. Г. Новое исследование о “ Догматическом всеоружии” Евфимия Зигадена в свете евхаристических споров XVII - XVIII вв. (С. 381-386) Некрологи Памяти Александра Викторовича Маштафарова (С. 387-392) Наши авторы (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/6018245/

К III–IV веку относятся подвиги великомучениц Параскевы и Анастасии Узорешительницы, великомучеников Пантелеимона (304) и Димитрия Солунского (ок. 306), великомучениц Варвары Илиопольской (ок. 306) и Екатерины Александрийской (305). Святой великомученик Пантелеимон (305), отец которого был знатным язычником, а мать христианкой, был обращен к вере и крещен пресвитером Ермолаем. Он имел дар исцелять больных и воскрешать умерших своей молитвой. Святой великомученик Пантелеимон особо почитается в Русской Церкви. «Новомучениками» принято называть лиц, пострадавших за Христа в недавнее время. ХХ век стал временем массового мученичества и исповедничества для Русской Православной Церкви. Жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей начались сразу же после октябрьской революции 1917 года. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября (13 1917 года. 25 января (7 февраля) 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) . Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью, многих священнослужителей перед смертью пытали. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы — поруганию и сожжению. На Архиерейском Соборе 2000 года Новомученики и Исповедники Церкви Русской — как известные по именам, так и те, чьи имена известны одному Богу, — были торжественно прославлены для общецерковного почитания. Священномученики — это мученики, имевшие священный сан Священномучениками стали святые Древней Церкви: Климент, епископ Римский (I век), Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (Ι – начало II века), Ириней, епископ Лионский (конец II века), Киприан, епископ Карфагенский (258) и многие другие. В Русской Церкви почитаются священномученики Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1612), Макарий, митрополит Киевский (1497) и др. Среди прославленных в ХХ веке — священномученики митрополит Киевский Владимир (1918), митрополит Петроградский Вениамин (1922), митрополит Крутицкий Петр (1937) и многие иерархи и другие священнослужители Русской Православной Церкви, замученные безбожной властью.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Токарев Григорий, старовер 146, 1 47 Толстая С.М. 71, 73, 470 Толстой Иван Иванович (1858–1916), граф. археолог, вице-президент Академии художеств 236, 272 Толстой Михаил Владимирович (1812–1896), историк, духовный писатель, путешественник 28, 231, 380, 474 т Толстой Н.М. 71, 127, 447, 470 Тон Константин Андреевич (1794–1881), архитектор 248 Топоров В.Н. 31. 51, 53, 307, 338, 430, 433, 470 Тренев Дмитрий Капитонович, историк искусства 176, 243, 253, 270, 418, 470 Трохимовский Н.А. 207, 470 Трубецкой Евгений Николаевич (1 863–1920), князь, религиозный философ 55, 470 Трусов Михаил 158 Туманов, купец 211 Турилов А.А. 17 Турин Михаил (конец XVIII – начало XIX в.), иконописец из Палеха 168 Турчин В.С. 442, 470 Тюлин Алексей Васильевич (ум. 1918), иконописец и реставратор из Мстеры, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 270 Тюлин А.М., иконописец из Мстеры 408 Тюлин И.В. (начало ХХ в.), иконописец из Мстеры 289 Тюлин Я.В., иконописец из Мстеры 408 Тэрнер В. 53, 306, 385, 430, 470 У Уваров Мексей Сергеевич (1825–1884), граф, археолог, коллекционер 247 Уварова Прасковья Сергеевна (1840–1924), графиня, с 1884 г. председатель Московского археологического общества 332 Удалов Григорий (конец XVIII-haчaлo XIX в.). иконописец из Палеха 168 Удалова П.Г. мастерская, в Палехе (вторая половина XIX в.) 168 Удальцов Василий, купец 56 Уолтер К. 23, 47, 470 Успенский Александр Иванович (1873–1938), историк, директор Московского археологического института 283, 284, 460 Успенский Б.А. 7, 28, 57, 78, 83, 107, 117, 121, 140, 221, 222, 392, 447, 463, 465, 467, 470 Успенский Д. 284, 430, 475 Успенский Леонид Александрович (1902–1987), богослов 7, 9, 12, 13, 58, 62, 97, 120, 140, 142, 146, 147, 234, 298, 470 Успенский Н. Д. 119, 470 Утманн Николай 352 Уханова И.М, 458, 467 Ушаков Николай Николаевич, владимирский историк, краевед 156, 159, 160, 182, 193, 387, 471 Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686), иконописец, руководитель иконописной мастерской Оружейной палаты 97, 241, 243, 270, 310, 314, 316, 317, 320, 367, 381, 395

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

32. Дегтева О. В. Нижегородские священнослужители – узники Соловков (краткий мартиролог)//Нижегородская старина. 2014. 39–40. С. 86. 33. Дегтева О. В. Протоиерей Геннадий Годнев//Нижегородская духовная семинария. Вехи истории. Н. Новгород: Издат. отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. С. 290–295. 34. Дегтева О. В. Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде. Н. Новгород: Издат. отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре. 224 с. 35. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»/Электронный фонд правовой и нормативно-технической документацией [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/9054838 36. Ермолина А. Страницы жизни Нижегородского женского духовного училища/[Электронный режим доступа] http://nne.ru/events. php?id=193&page=952 37. Золотусский И. Предисловие//Последняя книга Гоголя: сборникстатей и материалов/Сост. И. Р. Монахова, И. П. Золотусский; предисл. И. П. Золотусского. М.: Русский путь, 2019. С. 7–12. 38. Зубков И. В. Система начальных и средних учебных заведений в России (1890–1916)//Расписание перемен: очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 150–235. 39. Иванов А. Е. Российские императорские университеты под управлением Министерства народного просвещения (1880-е годы – начало ХХ века)//Расписание перемен: очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 28–87. 40. Историческая записка о Лысковском духовном училище 1849–1899 гг. Н. Новгород: Типолитография Нижегородского т-ва печат. Дела «Н. И. Волков и К», 1899. 119 с. 41. Коновалов Н. Наши надежды и наши обязанности//Христианское чтение. 1917. 3–6. С. 192–204. 42. Корнилов К. Н. Школа и Закон Божий. М., 1919. 15 с. 43. Кравецкий А. Преподавание религии в школе. История вопроса//[Электронный режим доступа] http://rodon.org/society-080416130944

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010