Петропавловский собор был построен по указу царя Петра I. Возведен в 1712-1733 годах под руководством архитектора Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство. В 1919 году собор был закрыт. Ныне находится в управлении Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей императорского Дома Романовых. Первым здесь был похоронен основатель Санкт-Петербурга император Петр Великий, 350-летие которого отмечается в 2022 году. С 1990-х годов в соборе регулярно служатся панихиды по российским императорам, а с 2000 года — совершаются богослужения. Настоятель собора с 2001 года — архимандрит Александр (Федоров). В 2022 году исполнилось 300 лет иконостасу Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля. Его центральная часть решена в виде триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге. В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославление деяний Петра I. Иконостас сохранился почти в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой. Иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. В юбилейный год 350-летия императора Петра I над его надгробием была помещена восстановленная мерная икона. В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такая икона соответствовала размерам — «мере» — ребенка. На ней изображали святого, в честь которого крестили новорожденного, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост ребенка), ширина — 13,5 см (ширина плечиков ребенка). Судьба оригинала иконы неизвестна. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

На Смоленском кладбище, где находится место захоронения блаженной Ксении Петербургской, митрополит Кирилл посетил собор в честь Смоленской иконы Богоматери и поклонился чудотворному храмовому образу. Затем в часовне на месте упокоения святой блаженной Ксении Петербургской был совершен молебен. По окончании молебного пения митрополит Кирилл помазал верующих освященным елеем. В ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром посетил Николо-Морской Богоявленский собор и поклонился святыням храма, в том числе особо почитаемым — иконе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Кирилл отметил, что «никогда еще здесь не было так благоустроено, никогда не было такой красоты, как сейчас». Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершенные труды, «наипаче же Владыку Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются». Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону Святителя Николая. В тот же день митрополит Кирилл посетил Казанский собор Петербурга и приложился к чудотворному списку Казанского образа Пресвятой Богородицы. В своем слове к богомольцам, собравшимся в кафедральном соборе северной столицы, иерарх сказал, что он прибыл в Санкт-Петербург во исполнение замысла ныне почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы совершить в день столетия преставления всероссийского батюшки святого праведного Иоанна Кронштадтского Божественную литургию в Иоанновском монастыре и помолиться перед «родными и дорогими петербургскими святынями». После Казанского собора Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. В ноябре того же года в Ленинграде открываются Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована указом Святейшего Патриарха из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии. С 1946 года и по настоящее время С-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в здании бывшей Петроградской духовной семинарии. За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые несли в течение последних десятилетий свое служение в Церкви Христовой. С 1995 года СПбПДА находится под архипастырским попечением Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Митрополит Владимир окончил ЛДА в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем Священного Писания Ветхого Завета. Ныне митрополит Владимир является Почетным членом академии. Решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2008 года епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ назначен Преосвященнейший Амвросий (Ермаков). Устройство [ править править код ] Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия) состоит под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; финансируется из средств Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

1803 - 1808 годы: пристроена ризница и возведена часовня. 1834 - 1872 годы: основательно переделана архитектура и интерьер церкви: разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, ветхое заменено новым, шпиль был покрыт новым железом и крест вновь позолочен. Возведена ризница, пристроен новый придел, по проекту инженера Георгия Винтергальтера расширен храм, переделан купол. Во время проведения реставрации прихожане молились во временном деревянном здании. 17 октября 1871 года: освящен придел иконы Божией Матери «Троеручица», которую, по преданию, при наводнении 1777 года принесло водой на паперть. Эта икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Ныне находится в Никольском Морском соборе. 1905 год: проводился очередной ремонт храма проводился. Тогда на колокольне были восстановлены куранты. В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. Часть икон была передана в музейный сектор Ленсовета, чтимые – в Знаменскую церковь. Перестройки и утраты особенно коснулись церкви в 1940-1941 годах. В 1951-1954 годах здание реставрировано. Во второй половине 1950 годов в Церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций Ленинградского филиала проектного института Оргэнергострой. По всей площади Церкви и под куполом стояли кульманы с чертежами будущих машин, узлов и агрегатов для ударных строек от Иркутской ГЭС до будущих – Красноярской и Усть-Илимской. В 1980-е годы здание реконструировано под Музей метеорологической, геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. С весны 1991 в частично возвращенном верующим храме начаты богослужения. По договоренности с Ленсоветом и Управляющим Епархией, Высокопреосвященным Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) принято решение храм возвратить верующим. Освещение Храма состоялось 1 января 1995 года митрополитом Иоанном. С 1996 по 2013 год была проведена масштабная реставрация здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_правв....

В мероприятиях принимает участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов , который делится своими впечатлениями с читателями РНЛ: Я прилетел в Пермь поздним вечером 11 июня. К сожалению, я пропустил несколько памятных мероприятий. В этот день на здании гостиницы «Королевские номера», где жил Великий Князь Михаил Александрович и сопровождавшие его лица, была установлена доска в память убитого вместе с князем Михаиломсекретаря Николая Николаевича Жонсона. На открытие мемориальной доски и конференцию первыми приехали из разных стран Европы потомки Николая Жонсона. В мероприятиях также принимает участие Пол Куликовский, внучатый племянник Государя Николая II, и делегация «Елисаветинско-Сергиевскогопросветительского общества» (Фонд ЕСПО) во главе с ее бессменным руководителем известной общественной деятельницей Анной Громовой. В этот же день был освящен придел в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В освящении принимали участие правящий архиерей Пермской епархии митрополит Мефодий и епископ Североморский Митрофан, который специально прилетел в Пермь. Владыка Митрофан, как помнят постоянные читатели «Русской народной линии», связан с Великим князем Михаилом тем, что его прадед был управляющим дворца Великого князя Михаила в Санкт-Петербурге. После разгрома дворца он сохранилКазанский образ Божией Матери, написанный в Площанской пустыни с дарственной надписью Великому князю Михаилу. Этот образ ныне является одной из святынь Серафимовской церкви в Санкт-Петербурге. Владыка Митрофан написал книгу об этой иконе, Великом Князе Михаиле. Он был среди почетных гостей памятных мероприятий. Вчера, 12 июня, в Перми состоялся традиционный крестный ход из Свято-Троицкого Стефановского мужского монастыря, который находится в пригороде Перми, Мотовилихе, к месту предполагаемого убиения Великого князя Михаила Александровича и Николая Жонсона. Крестный ход предваряла Литургия, которую совершил наместник монастыря игумен Серафим в сослужении сонма духовенства. За Литургией молился приехавший принять участие в торжествах архиепископ Медонский Михаил (Донсков). «Русская народная линия» сообщала о последних событиях, связанных с владыкой. Мне было приятно приветствовать владыку на русской земле. Он также приветствовал в моем лице всех сотрудников и читателей «Русской народной линии».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/13/ko...

Весной 1915 г. в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 г. в ней был освящен мраморный иконостас по проекту В.Н. Боброва. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С.И. Соваж. Летом 1930 г. эти останки были перенесены на кладбище. В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П.М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего. Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 г. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 г., в кровопролитном бою под Правцем. С 1873 г. при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек. Последним до революции настоятелем был в 1908–1919 гг. прот. Александр Иоаннович Алексеев. Собор – самое крупное произведение К.А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 г. (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932 г.) и к марту 1933 г. снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы. Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 г. памятным крестом. 1 июня 2003 г. открыта памятная колонна, созданная скульптором А.Г. Демой и архитекторами Н.Н. Соколовым, С.Л. Михайловым и И. Вержбицкой. encspb.ru Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы. После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П.М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……

http://sobory.ru/article/?object=34546

География построек Косякова довольно широка. Основное количество построек, возведённых по проектам архитектора, находится в Санкт-Петербурге и его пригородах. Однако некоторые его постройки находились на разных концах Российской империи: на юге (Астрахань, Батуми), на северо-западе: (Курляндская губерния, ныне Латвия), на севере (Данилов, Кукобой). Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Список храмов, которые построил Василий Антонович Косяков (или с его участием) Астраханская область Собор Владимира равноапостольного Астрахань, город, Астрахань Архитектор: В.А. Косяков, Н.Э. Икавитц Год постройки: Между 1895 и 1902 Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Грузия Собор Александра Невского (утрачена) Аджария, Батуми Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1888 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Краснодарский край Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Новопокровский район, Новоивановская Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), А.П. Косякин (строительный надзор) Год постройки: Между 1909 и 1912 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Латвия Ленинградская область Церковь Иоанна Богослова Кингисеппский район, Ивановское Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1905 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Николая Чудотворца Ломоносовский район, Лебяжье Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1911 и 1917 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ломоносовский район, Коваши Архитектор: В.А. Косяков (проект 1911 г.) Год постройки: не позже 2023 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Сланцевский район, Козья Гора Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1908 Архитектурный стиль: Русский стиль Гарнизонный собор Петра и Павла (утрачена) Выборгский район, Выборг Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1910 и 1918. строительство не окончено Архитектурный стиль: Неорусский стиль Прочие страны Собор Софии, Премудрости Божией Китай, Харбин Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), М.М. Осколков (строительный надзор)

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Далее Скворцов в очередной своей статье, которая была опубликована уже после смерти Аквилонова и предваряла назначение на пост протопресвитера Георгия Шавельского , отмечая, что о. Георгий «кандидат из достойнейших», продолжал настаивать на том, что во главе ведомства должен находиться именно епископ. Любой заинтересованный человек после даже самого поверхностного знакомства с биографиями трех протопресвитеров военного духовенства мог отметить одну общую деталь, что все они, как уже выше отмечалось, были выпускниками Санкт-Петербургской духовной академии. Однако В. Скворцов, пытаясь доказать и отстоять свой тезис, идет дальше и указывает на еще одно сходство. Все трое на момент назначения были уже вдовцами. «Лишь личные симпатии покойного кн. Владимира Александровича, – утверждает В. Скворцов, – склонили весы в пользу не протопресвитера собственно, а о. Желобовского. Причем иерархи, назначая его, как вдового, имели надежду, что он примет монашество и будет возведен в архиерейское достоинство. Не потому ли о. Аквилонов, и ныне о. Шавельский избираются Св. Синодом предпочтительно пред другими, казалось бы, более их по летам службы и опыту административному соответственных, что они вдовцы и не имеют таким образом непреодолимых препятствий к восприятию епископства, когда приспеет для сего время благоприятное» 12 . Насколько справедливым было данное замечание о желании и предпочтении членов Св. Синода, судить сложно. В своих рассуждениях В. Скворцов ссылается на каноническое право, на сложность времени и на то, что епископу гораздо проще управлять военным духовенством, или точнее, «всероссийской военной епархией», каковой, по мнению автора, в сущности, управляет протопресвитер. Такое обилие статей В. Скворцова на одну и ту же тему не могло не вызвать реакции. Так, на страницах официального издания Санкт-Петербургской духовной академии «Церковный вестник» за подписью редактора издания профессора Б.В. Титлинова появилась статья, в которой отстаивалась существующая практика назначения на пост протопресвитера именно белых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

После кончины Вильгельма Толле должность пастора на «вице-адмиральском» приходе замещал Иоганн Арнольд Паули (ум. в 1741 г.) Любопытные сведения об этом пасторе и об его взаимоотношениях с Вильгельмом Толле приводит все тот же немецкий аноним. Он пишет о том, что «будучи человеком любознательным, он (Толле) однажды с несколькими приданными ему в помощь людьми потрудился (в окрестных местностях) до Шлиссельбурга и Старой Ладоги и за ними в поисках древних редкостей, с этой целью раскопав несколько языческих могил, курганов, где нашел различные предметы и составил перечень части найденных в этом путешествии редкостей и прочих достопримечательностей». И, как добавляет «H.G.», «после кончины пастора упомянутые и другие имевшиеся у него прежде редкие монеты и иные предметы купил г-н магистр Паули из Пруссии, бывший генерал-штабс-пастор русской армии, также находившийся в С.Петербурге в мое время» 9 . И.А. Паули недолго пробыл в должности пастора, – он был отозван из Петербурга в Мемель (ныне – Клайпеда, Литва), где стал докторам богословия и викарием. 10 В последний год жизни Вильгельма Толле Корнелий Крюйс построил около своего дома деревянный храм, поскольку количество прихожан увеличивалось, и домовая церковь стала тесной. Об этом сообщал Юст Юль, датский посланник при Петре 1 (1709–1711 гг.). В декабре 1709 г. он продиктовал своему секретарю Р. Эребо: «Вице-адмирал Крейц построил в Петербурге лютеранскую церковь в виде креста, из одних бревен, как строятся дома в Норвегии и почти во всей России». 11 В своем сочинении «Известие о городе Санкт-Петербурге» анонимный немецкий автор (H.G.) посвятил целую главу «Описанию города на Ингерманландской стороне (С.52–55). В этих записках, относящихся к 1710–1711 гг., отмечается, что «по другую от крепости сторону реки, южнее, находится Немецкая слобода, называемая иначе Адмиралтейским островом, где в мое время жили по большей части только немцы и голландцы, занимающиеся флотом, а также иностранные послы и многие русские» 12 . Читая это описание, можно уточнить местоположение лютеранской церкви, выстроенной вице-адмиралом Крюйсом. Сначала автор упоминает про первый Зимний дворец, срубленный в 1703 году: «На этом берегу, если смотреть вниз от Ладоги, стоит большой длинный ряд домов.., на протяжении приблизительно половины немецкой мили 13 …В этом ряду есть еще и маленький дом в голландском стиле, в котором Его величество живет зимой» 14 . И сразу же после этого следует упоминание о протестантском приходе: «Немного ниже по течению в том же ряду живет его превосходительство г-н вице-адмирал Корнелиус Крюйс, голландец или же во всяком случае выросший среди голландцев. У него просторный двор и здание; во дворе поставлена лютеранская реформистская церковь , которую посещают преимущественно занятые при флоте и некоторые другие живущие там и временно пребывающие немцы» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С большим мастерством был выполнен иконостас церкви во имя иконы Божьей Матери " В Скорбях и Печалех Утешение " . Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами. Главной святыней подворья стала чтимая икона " В скорбях и печалях Утешение " . Во многом благодаря именно пожертвованиям собранным на подворье в Санкт-Петербурге на Афоне был построен величественный Андреевский собор, ставший самым большим храмом не только на Святой Горе, но во всей Греции (остающийся таковым и доныне). Величие собора должно было прославить и саму Россию, хранительницу вселенского Православия. Так на брегах Невы появилась частица Святого Афона, а на Афоне появился " петербургский " храм, приношение Святой Горе от града Святого Петра. Действительно, Афонское подворье стало связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской Империи. Те, кто не мог побывать на Афоне, могли на хотя бы на подворье ощутить дух Афона, соприкоснуться с афонскими традициями. Служба на подворье совершалась по афонским правилам. С Афона были привезены частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. (После закрытия подворья афонский мощевик был перенесен в Никольский собор). С Афона к Вербному воскресению в Петербург доставлялись освященные лавровые ветви, которые раздавались богомольцам. В 1919 году подворье было закрыто, а церковь передана верующим. В 1933 году она была закрыта и ее здание после перестройки заняло Архивное управление. И ныне в храме, лишенном куполов, располагается Центральный архив научно-технической документации. Летом 2000 года через семьдесят лет после закрытия подворья в него впервые вошли три афонских монаха. У монахов был один вопрос: возможность возвращения подворья. Естественно, это возможно, если Архиву будет предоставлено другое помещение. Так что решение вопроса находится всецело в руках городских властей. Святогорцы внимательно осмотрели помещения подворья, внутренний дворик, поражаясь как умело на малой площади были размещены монастырские постройки и в центре Петербурга создан настоящий афонский скит.

http://sobory.ru/article/?object=00710

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010