Скачать epub pdf Владыко мой святый! Благодарю прежде всего твое святейшество за похвалы, которыми ты удостоил меня, ибо, желая меня утешить, ты приписал мне достоинства, которых я не имею, которыя не принадлежат мне, но высокому совершенству, добродетели и мудрости твоего святейшества. – Видя их издавна вмещенных в тебе и удивляясь им, я не преставал доныне воздавать твоему святейшеству чествование, принадлежащее отцу, учителю, наставнику моего детства; я всегда руководился твоими мнениями, правотою твоих догматов и речей – и ты сам это признаешь. И даже, когда я действовал не по твоим мыслям и даже отклонился от твоих правил, – ты не счел меня недостойным находиться при твоем святейшестве, оставаться твоим сыном, твоим учеником, в чем и свидетельствуюсь самим тобою. Ты знаешь, что я всегда обращался к тебе с неограниченною доверенностию, раскрывая тебе глубины моего сердца, – и это был залог моей верности, даже в самое то время, когда я не принимал наравне с другими явнаго участия в подвижничестве твоего святейшества. Но я не останавливаюсь более на этом времени. Кто лучше твоего святейшества знает все эти обстоятельства? Неоднократно, с полною доверенностию, я чистосердечно передавал тебе мои сокровеннейшия мысли по сему предмету, испрашивая, твоего прощения – и ты не отказал мне в оном! Но ныне, когда, с помощию Божиею, я отбросил с презрением все происходившее со мною и соделался искреннейшим и явным защитником истины, – ты видишь меня вполне готовым на проповедь чистаго Православия отцев наших, согласно цели твоего святейшества. Я говорю таким образом не оттого, чтобы я думал, что твое святейшество находится близким к кончине и готовым оставить этот мир; мы надеемся, что Господь поможет тебе побороть твою болезнь и оставит тебя среди нас – довершить твой подвиг. Если же, по Божиему предопределению, Ему единому известному, ты должен отойти отселе и переселиться в жилище успокоения, тобою самим уготованное, то я торжественно обещаю перед лицем Божиим, перед святыми Его ангелами, невидимо нас окружающими, и перед благочестивыми мужами, здесь предстоящими, что, при тех же обстоятсльствах, я потщусь заменить твое лице, твое слово, пламенно любя и защищая то, за что ты подвизался, – безуклонно, твердо ратоборствуя за Православие, не щадя жизни, до последней капли крови, до моей смерти, хотя бы подвиг превышал мои силы! Но я уповаю, что ты же, святейший отец, пополнишь мои действия, ты, испытанный в подвигах, ты проявишь нам свою помощь даже и в той жизни, живя блаженным созерцанием Божиим. Читать далее Источник: Неизданные сочинения Марка Ефесского. Окружное послание. Назидательные мысли. Предсмертное завещание Георгию Схоларию и предсмертные слова. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1860. - 79 с./Ответ на предсмертное завещание святителя Марка Эфесского. 49-51 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Вместе с тем, мы не можем не видеть в нашем обществе людей, которые за длительное время навязывания населению страны потребительских прозападных ценностей и либерально-буржуазного мировоззрения утратили ответственность за свою родину, не желают никаких перемен, а то и всячески содействуют нашим врагам. Думаю, что нам нет смысла вести бесконечные разговоры о зажравшихся, бездарных и потерявших стыд и совесть чиновниках и деятелях по моральному и информационному растлению молодёжи – прокурор и Бог им Судья. Тот, кто осознанно вредит стране и клевещет на неё, особенно во время войны должен быть изолирован. Иначе мы плюём в души воинов день и ночь в тяжелейших условиях, отстаивающих честь и независимость Отчизны, и родственников погибших за великие идеалы добра и справедливости. Жалко тех, кто бездумно сотворил себе кумиров из уродов. Их ждёт прозрение и покаяние, или обочина жизни. Отсидеться и переждать не получится. Здоровым патриотическим силам страны сегодня как никогда нужен объективный анализ действий государства и всех общественных структур по отстаиванию интересов русского мира не только в ходе боевых действий, но и во всех сферах жизнедеятельности общества. Такой анализ позволит определить стратегические проблемы по сбережению русского народа не только в плане демографии и экономики, но и прежде всего в плане мировоззренческих, духовно-нравственных и патриотических составляющих его единства и силы. Прекрасно понимая, что попытки искушенных в политических интригах наших мнимых западных партнёров, а ныне открыто злобствующих русофобов и их пособников в нашей стране, по дискредитации и подрыву мощи России не прекратятся никогда. Чего стоит только, оголтелая компания по пересмотру итогов второй мировой войны и отмены в Европе русского языка, культуры, литературы. Нам – патриотам России – необходимо постоянно не только объективно оценивать ситуацию, но и совершенствовать стратегию и тактику противодействия нашим недоброжелателям, находить меры и средства для консолидации всех сил правды, созидания и развития.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/21/...

По воспоминаниям современника, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам сотрудника протоиерея Евгения по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей». «Лицо – чисто русское, с умным, открытым и смелым взором, с правильными чертами лица и русыми кудрями», – вспоминал один полковой священник. 23 марта 1910 года был назначен помощником протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобовского , поставленного для управления всем духовенством армии и флота Российской империи. После его скорой кончины на эту должность был назначен 7 мая 1910 года. В должности протопресвитера о. Евгений совершил поездку в Ригу на торжество освящения памятника императору Петру I , а затем в Варшаву " для обозрения подведомых церквей " . Вероятно, это были единственные поездки по служебным делам о. Евгения на посту протопресвитера, так как вскоре он тяжело заболел саркомой (раком) горла. 15 марта 1911 года он испросил об увольнении его в двухмесячный отпуск в город Козлов (ныне Мичуринск ) Тамбовской губернии. Сопровождавший о. Аквилонова священник, сообщил телеграммой из Козлова в Санкт-Петербург , что протопресвитер находится при смерти. Скончался 30 марта 1911 года. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего тут же священника попросил читать отходную (особый чин «на исход души»). Во время чтения отходной о. Евгений, держа свечу в руках, все время повторял: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения». Не успел священник окончить молитвы, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность. Погребён 4 апреля в церкви Кавалергардского полка Ее величества государыни императрицы Марии Феодоровны. В настоящее время о могиле протопресвитера ничего не известно.

http://drevo-info.ru/articles/13672960.h...

Ничего подобного нет ни в греческих, ни в латинских рукописях. Удивительны и причудливые зооморфные буквицы, украшающие текст. Своеобразие инициалов Евангелия свидетельствует о глубоком овладении его создателями как восточной, так и западной традициями книжного декора и о попытке их творческого сплава при оформлении русского кодекса. Буквицы Остромирова Евангелия Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков, указывающих на то, как должен звучать текст на богослужении. Чтение Евангелия в Церкви было особенно торжественным, «во всеуслышание». Оно приближалось к пению и подчинялось определенным правилам, заимствованным из византийской практики. Экфонетические знаки отмечают акценты, долготу звуков, определяя их певучесть, а также указывают на членение текста на фразы. Специалисты попытались расшифровать эти знаки и сопоставили их с богослужебной практикой современных старообрядцев, отличающейся особой консервативностью. Сравнение привело к поразительным результатам: оно показало идентичность фразировки и совпадение остановок при делении текста на фрагменты, то есть преемственность певческой традиции от XI века до наших дней. Крупный исследователь древнерусской культуры Г.М. Прохоров в своем выступлении на конференции, посвященной Остромирову Евангелию, так определил сложившуюся этнокультурную ситуацию: «Как целостный историко-культурный феномен Древняя Русь просуществовала примерно до конца XVII века. Но исчезла ли она? Нет, она не исчезла. Она была распылена, рассеяна по нашей стране и по всему земному шару. Старообрядцы – это биофизический остаток Древней Руси. Книги из наших прекрасных рукописных собраний – это физический остаток Древней Руси. Изучая их, мы даем жизнь Древней Руси в ноосфере – в наших умах». В настоящее время Остромирово Евангелие находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. По словам генерального директора РНБ В.Н. Зайцева, «символично, что первая русская книга хранится ныне в первом государственном книгохранилище России, открытом “на пользу общую” в 1814 году.

http://pravoslavie.ru/1145.html

VIII. Управление и хозяйство церкви Причт собора, как и всех других не только приходских, но и казенных церквей, подлежит ведению епархиального начальства, при посредстве благочинного данного округа, и перебывал уже во многих благочиниях: сперва Никольском-Морском, Казанском, Скорбященском, Пантелеймоновском; затем имел самостоятельное благочиние в среде окружающих его казенных церквей, с благочинными, настоятелями собора, Окуневым и Протопоповым; потом 10 лет числился центром благочиннического округа, во главе с настоятелями же Красноцветовым и Сперанским; наконец ныне находится в благочинии Христорождественской Песковской церкви. Конечно, влияние управления светского начальства заметно отражается и на нем, что можно усмотреть даже и из одного открытия и закрытия сверхштатной священнической вакансии, из назначения квартир и изменения их и т. п. За то сам храм совсем изъят из порядка обыкновенного епархиального управления. Уже самое положение 1835 г., по пункту 1, дав собору двойственное назначение, поставило его в исключительные отношения к епархиальной власти, а по пункту 7 и совершенно устраняло ее влияние. Правда, мысль составителей положения не простиралась так далеко, а ограничивалась только устранением лишних для епархиальной власти затруднений, в поддержании храма, с принадлежащими к нему сооружениями, в надлежащей исправности и в ведении хозяйственной, довольно сложной части, на средства, специально назначенные из сумм Государственного Казначейства, которые, по значительности своей, требовали и ближайшего государственного контроля. Но общие черты положения, не выясненные в частностях, повели к спутанности отношений и к тем затруднениям, которых хотели избежать. Не будь у собора прихода, он стал бы в ряд и положение, общее всем церквам казенных ведомств, получающим от них и себе, и причту средства содержания и вполне от них зависящим. Но Государю Императору благоугодно было, дав эти средства собору, назначить его и приходской для окрестностей церковью, чем вводился он в круг общего епархиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Вот, государь мой, сколь далеко я виды свои простираю! Вообще, политическая мечтательность была в то время в большом ходу, а потому и Бородавкин не избегнул общих веяний времени. Очень часто видали глуповцы, как он, сидя на балконе градоначальнического дома, взирал оттуда, с полными слез глазами, на синеющие вдалеке византийские твердыни. Выгонные земли Византии и Глупова были до того смежны, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания. Казалось, стоило только кликнуть клич… И Бородавкин ждал этого клича, ждал с страстностью, с нетерпением, доходившим почти до негодования. — Сперва с Византией покончим-с, — мечтал он, — а потом-с… На Драву, Мораву, на дальнюю Саву, На тихий и синий Дунай… Д-да-с! Сказать ли всю истину: по секрету, он даже заготовил на имя известного нашего географа, К. И. Арсеньева, довольно странную резолюцию: «Предоставляется вашему благородию, — писал он, — на будущее время известную вам Византию во всех учебниках географии числить тако: Константинополь, бывшая Византия, а ныне губернский город Екатериноград, стоит при излиянии Черного моря в древнюю Пропонтиду и под сень Российской державы приобретен в 17.. году, с распространением на оный единства касс (единство сие в том состоит, что византийские деньги в столичном городе Санкт-Петербурге употребление себе находить должны). По обширности своей город сей, в административном отношении, находится в ведении четырех градоначальников, кои состоят между собой в непрерывном пререкании. Производит торговлю грецкими орехами и имеет один мыловаренный и два кожевенных завода». Но, увы! дни проходили за днями, мечты Бородавкина росли, а клича все не было. Проходили через Глупов войска пешие, проходили войска конные. — Куда, голубчики? — с волнением спрашивал Бородавкин солдатиков. Но солдатики в трубы трубили, песни пели, носками сапогов играли, пыль столбом на улицах поднимали, и все проходили, все проходили. — Валом валит солдат! — говорили глуповцы, и казалось им, что это люди какие-то особенные, что они самой природой созданы для того, чтоб ходить без конца, ходить по всем направлениям. Что они спускаются с одной плоской возвышенности для того, чтобы лезть на другую плоскую возвышенность, переходят через один мост для того, чтобы перейти вслед за тем через другой мост. И еще мост, и еще плоская возвышенность, и еще, и еще…

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnogo...

16 мая 1703 года, Петр Великий положил основание Санкт-Петербургу. Но еще раньше того, 12 октября 1702 года был взят у шведов Нотебург и назван Шлиссельбургом. 1 мая 1703 года завоевав Ниеншанц, шведская крепость при впадении реки Охты в Неву. 3 мая того же года сдался Ямбург. После основания Санкт-Петербурга, 9 августа 1704 года взята Нарва и вслед за ней сдался Ивангород. В 1709 году завоеван город Выборг. В то же время на восточной стороне Котлина острова в Финском заливе положена основа нынешнему городу Кронштадту. Ньюштадтский мир, заключенный со Швецией 30 августа 1721 года, окончательно упрочил за Россией обладание всей Ингерманландией. Таким образом, составилась в первоначальном своем виде, нынешняя Санкт-Петербургская епархия. Так как состав ее весь взят с боя: то вся эта местность, с включением еще Копорья, называлась и писалась в бумагах новозавоеванной. Центром и, так сказать, вождем ее во всех делах сделался теперь Санкт-Петербург. В этих физических границах, с включением Ладоги и Гдова, после причисленных к Санкт-Петербургу, мы и будем рассматривать состояние Санкт-Петербургской губернии в церковном отношении под управлением новгородской иерархии, с основания города Санкт-Петербурга до учреждения св. Синода. По расписанию новгородских пятин, Санкт-Петербург основан в Водской пятине, в Ижорской земле, в Ореховском присуде, в Спасском Городенском погосте. Погост этот простирался от Орешка по обеим сторонам Невы до самого ее устья. До построения города, здесь на правом берегу Невы, при устье Охты, находилось укрепление Ниеншанц, а близ него посад Ниенштадт. Против Ниеншанца, на левом берегу Невы, где ныне местность Смольного монастыря, было русское село, называемое Спасским, при котором имелась православная церковь . Вниз по берегам Невы и Фонтанки лежало до 30 деревень, мыз и корчем, между которыми из ныне известных находилась деревня Калинкина. Завоевав устья Невы, которые всегда почитались важными как у русских, так и у шведов, Петр 1 14-го мая 1703, осматривая остров, где ныне находится Петропавловская крепость, который тогда назывался Веселым (Луистранд) и Заячьим островом, и был обросши лесом, взяв у солдата багинет, вырезал два дерна, и, положив дерно на дерно крестообразно, сделал крест из дерева, и водружая его в дерна, сказал: «Во имя Иисуса Христа на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Спасе-на-крови состоялась Божественная литургия по случаю дня рождения митрополита Владимира мая 2008 В этот день владыке исполнилось 79 лет. Божественную литургию возглавил сам митрополит Владимир. Ему сослужили викарии Санкт-Петербургской митрополии – архиепископ Тихвинский Константин и епископ Петергофский Маркелл, а также духовенство епархии. 27 мая, в храме Воскресения Христова в Петербурге - Спасе-на-Крови - состоялось торжественное богослужение, приуроченное к дню рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. В этот день владыке исполнилось 79 лет. Божественную литургию возглавил сам митрополит Владимир. Ему сослужили викарии Санкт-Петербургской митрополии - архиепископ Тихвинский Константин и епископ Петергофский Маркелл, а также духовенство епархии. На Божественную Литургию прибыла губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и председатель ЗАКСа Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов. Они приветствовали Владыку с днем рождения, совпадающим с днем рождения города, которому исполнилось в этом году 305 лет. В конце Божественной Литургии архиепископ Тихвинский Константин зачитал официальное приветствие Святейшего Патриарха Алексия II, а также приветствовал от имени Санкт-Петербургских духовных школ. Протоиерей Богдан Сойко зачитал личное приветствие Святейшего Патриарха Алексия II, написанное собственноручно с поздравлением митрополита с 55-летием служения в священном сане. Затем наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий приветствовал митрополита Владимира от имени духовенства и верующих Санкт-Петербургской епархии с днем рождения и 55-летием священнослужения, после чего были провозглашены уставные многолетия. В Синем зале митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры был дан большой приём, на котором присутствовали, помимо священно- и церковнослужителей, представители общественности и дипломатического корпуса Санкт-Петербурга. По традиции, день рождения владыки - один из немногих дней в году, когда храм Спаса-на-крови становится действующим храмом. Не так давно соглашение о проведении богослужений в храме было достигнуто между Санкт-Петербургской митрополией и руководством государственного музея " Исаакиевский собор " , в ведении которого официально находится храм Воскресения Христова. Это стало возможным благодаря благожелательной позиции ныне покойного директора музея, Николая Викторовича Нагорского, в отношении Церкви. Первая Божественная литургия в соборе после 1930 года, когда он был закрыт, прошла в 2004 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=191...

В год 1025-летия Крещения Руси Президентская библиотека Санкт-Петербурга расширила коллекцию уникальных материалов апреля 2013 На ее портале книжный памятник XI века представлен в электронном виде. В год 1025-летия Крещения Руси Президентская библиотека Санкт-Петербурга значительно расширила коллекцию уникальных материалов и документов, представляющих историческую ценность. На портале первой национальной электронной библиотеки в открытом доступе представлено Остромирово Евангелие, книжный памятник XI века. Написанный по заказу новгородского посадника Остромира священный текст ныне хранится в Российской Национальной библиотеке. Доступ к памятнику с учетом его возраста не может быть открытым. При этом интерес к Остромирову Евангелию высок, это одно из первых свидетельств развития православной веры на Руси. В коллекции библиотеки также заняли место оцифрованные раритетные книги об истории перевода Библии на русский язык и участии в этом деле российских императоров. Уникальные фотоматериалы основоположника цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского, выполненные в начале XX века, иллюстрируют евангельские сюжеты в ризнице Успенского собора Кремля, Ипатьевского монастыря в Костроме, Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Также представлены переснятые рукописи старинного Евангелия в Вологодской области. Коллекция и фонды библиотеки будут пополняться материалами об истории Православной Церкви и ее развитии в России, а также о ее отношениях с государством. Библиотека находится в историческом комплексе Святейшего Синода, архив которого также оцифровывается. В электронную форму переводятся и материалы, передаваемые Александро-Невской лаврой, отмечающей в нынешнем году 300-летие. " Вода живая " , 27.04.13 Поделиться 14 апреля 2024 12 апреля 2024 27 марта 2024 24 марта 2024 3 марта 2024 27 декабря 2023 16 декабря 2023 6 декабря 2023 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=299...

Архив Пн «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Речь митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии 3 ноября 2011 г. 16:00 2 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры посетил   Санкт-Петербургскую православную духовную академию . Во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью митрополита Илариона Ученый совет СПбПДА принял решение присвоить ему звание доктора Санкт-Петербургской духовной академии honoris causa. После вручения креста и диплома доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией, посвятив ее памяти митрополита Никодима (Ротова) . 1. Вступление Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего, хотел бы сердечно поблагодарить Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии за оказанную мне высокую честь — присуждение степени доктора богословия honoris causa. Воспринимаю это не столько как признание моих заслуг, сколько как аванс на будущее, как пожелание от одной из старейших наших академий еще более усердно трудиться на тех послушаниях, которые возлагает на меня Церковь. Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии ровно 10 лет своей жизни. Немало трудов по благоустроению академии положил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), чей мемориальный кабинет и поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе. Его светлой памяти я и хотел бы посвятить свою докторскую лекцию. Будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим большое внимание уделял межправославному сотрудничеству. Он стоял у истоков того процесса, который в конечном итоге должен привести к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Знаменательно, что первое предсоборное межправославное совещание на острове Родос состоялось в 1961 году, спустя лишь год после того, как владыка Никодим занял пост председателя ОВЦС. Он был непосредственным участником предсоборного процесса вплоть до своей безвременной кончины в 1978 году. Участниками этого процесса были и его преемники на посту председателя ОВЦС — митрополиты Ювеналий , Филарет и Кирилл. Ныне же возглавление делегации Московского Патриархата на межправославных совещаниях вошло в круг моих обязанностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010