Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных – другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе. Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него. Участие в праздновании Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется. Новый год для всех людей – особенно теплый праздник. Это – как повеяло весною, это – как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает – уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год – больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле – утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», – говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе – христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год – это праздник всех людей. Он – как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

http://azbyka.ru/mnogaya-leta-pravoslavn...

Погода здесь ныне удивительно мягкая, морозов выше 30°С не бывало, не как в предыдущие годы – бывало 50° и выше, конечно могут быть и ныне. Шлю новогодний привет и благодарность Милице Митрофан., Матроне Степановне, Николаю Степанов. с супругой, Курнатовской и всем помнящим меня. Живите между собой с Богом – в любви и согласии, воспитывая своих детей так, как Вас воспитали. Мое родительское и Божие благословение да будет с Вами! Как время летит! Ныне Катюша закончит свое среднее образование, с чем я ее вперед приветствую; а Алешенька пойдет в школу – прощай его золотое детство! Как бы мне хотелось еще повидать всех Вас, обнять и по-христиански умереть со словами – ныне отпущаеши... Всецело уповаю на милосердие Божие! Это только меня и подкрепляет! Вперед приветствую всех Вас со светлым праздником и всеми семейными праздниками. Да хранит Вас Господь! 7/01 получил посылку – благодарю и с Праздником! 10/01 – 1954. Любящий Вас Ваш Деда Алеша. Привет и благодарность Яковлевне и Кате! 20 апреля 1954 г. Дорогие мои! Сегодня, в Великий Вторник, получили мы неожиданную праздничную радость: разрешено писать нам письма в неограниченном количестве, кто сколько желает. Наше изолированье от близких, дорогих лиц закончилось; на каждую Вашу весточку я буду отвечать Вам соответствующей весточкой. Сегодня же я спешу порадовать Вас и приветствовать с наступающим Великим Праздником Пасхи. Четыре года я лишен был радости хотя письменно передавать Вам Пасхальный привет. Ныне имею возможность передать Вам и передаю Пасхальный привет, крепко целую всех Вас и желаю Вам здоровья! Я полон надежды, что это первая ласточка, улучшающая наше положение, за ней, Бог милостив, прилетят и другие ласточки. Завтра буду писать в Вырицу Яковлевне и другим. Я очень удивился, получив последнее письмо Сержуни от 4/04, и о Яковлевне ни слова не поминалось. Как ее здоровье? 12 марта я получил из Вырицы письмо, писанное 22/02, в котором мне сообщали, что старушка оч. болеет и ее соборовали 23/02. Больше я писем оттуда не получал, и Вы ни слова о ней не пишете, что меня удивило. Очевидно Катя, ухаживая за ней, не могла Вам весточку послать. Последнее письмо Сержуни меня очень порадовало, именно автографом Алешеньки. Вскоре получил в посылке Верочкино письмецо и там чудная подпись «Алеша Кибардин». Вы знаете, я не мог удержать свою радость и всем показывал, делился своей радостью о своем внуке. Пишете, что он любит «работать» пилкой, строгать; выпиливать лобзиком. Удивительно, я тоже, не в детстве, а лет 12–13, увлекался выпиливанием разных предметов. Хотя предупреждаю, что это занятие, говорят, вредное тем, что выпиливающий вдыхает много пыли, так что не следует при выпиливании близко ему наклоняться над лобзиком. Верочка, дорогая! Молюсь непрестанно, чтобы Господь помог Вам поднять и воспитать своего сына добрым, хорошим человеком; именно человеком. Верю, что только по милости и помощи Божией вырастет он «человеком». Молюсь не меньше и за Катюшеньку. Господь укажет и ей дальнейший её путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Домашняя служба празднику Когда мы будем укладывать детей спать, то после общих вечерних молитв с детьми мы можем вместе с мужем, с женой почитать канон Индикту – новолетию. Мы обычно не приходим в храм на богослужение этого дня (мы вообще обычно приходим с детьми в храм только по воскресеньям и большим праздникам). Так что, укладывая детей спать, мы можем прочитать хотя бы эту небольшую, но такую важную и емкую часть сегодняшней церковной службы. Когда дети уже достаточно взрослые и сами проявляют желание и интерес, мы можем почитать канон вместе с ними. Обычно мы читаем с детьми не весь канон, а всего лишь одну-две песни. И тогда мы вместе поем ирмос, а потом дети по очереди читают тропари канона. Если участвуют и младшие, они могут повторять припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Но лучше, по-моему, много не читать с детьми, даже с большими, даже со взрослыми, если они сами не просят об этом общем чтении. Все-таки после первой песни отправить их всех в кровати. Пусть, если хотят, слушают молитвы лежа. И пусть у них появится мечта: чтобы родители разрешили молиться вместе с ними. Это, на мой личный взгляд, куда лучше, чем переминаться с ноги на ногу в ожидании, «когда же наконец эти бесконечные папины молитвы закончатся». Впрочем, часто в будние дни у старшеклассников есть желание молиться с родителями – но нет этих 15 минут на чтение канона. И именно поэтому, как мне кажется, общая семейная молитва должна быть очень короткой, чтобы даже очень занятые члены семьи имели реальную возможность участвовать в ней . Так что в этом случае все зависит от ситуации: есть желание и возможность читать службу или части службы вместе – мы читаем. Нет возможности, нет активного желания – даже не предлагаем. Общая семейная молитва должна быть короткой, чтобы даже занятые члены семьи имели возможность участвовать в ней Канон – настоящее поучение, наставление читающему. Надеюсь заинтриговать: служба празднику – это о том, как планировать наступающий год. Установки. Например, в том же каноне много о жизни тихой : «Тихий ми, Христе, летный круг давай», «во устроении тихом». И это, мне кажется, важное напоминание нам, оглушенным грохотом жизни. Напоминание – о том что важно искать и находить тишину в суете нашей скоростной жизни, в грохоте информационного шума… И между прочим, 15 минут этой новогодней молитвы – это уже немного та самая тишина.

http://pravoslavie.ru/133911.html

Поручая себя Вашим Святительским молитвам, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 3 июня 1862-го года 5 Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приношу Вашему Высокопреосвященству мою всесовершенную признательность за ту любовь, за ту искренность, в объятии коих я находился во время пребывания моего в Ярославле. Они излили в мое сердце, преисполнили его утешения. Милосердый Господь да воздаст Вам по любви Вашей! Поручая себя Вашим святительским молитвам, с чувствами всесовершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца всепокорнейшим слугою Епископ Игнатий. 12-го июня 1862-го года 6 Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Примите мое усерднейшее поздравление с наступающими праздниками и Новым Годом, и мое усерднейшее желание Вашему Высокопреосвященству всех истинных и совершенных благ. По возвращении моем из Ярославля, вероятно, от влияния наступившей сырой погоды, я почувствовал себя весьма нехорошо и несколько раз признавал себя близким к смерти. При таковом положении здоровья настоящее мое уединение бесценно! Оно доставляет мне необходимое спокойствие по душе и по телу. Живу вполне отдельно от мира, и это доставляет мне приятнейшую возможность желать от искренности сердца всем Отцам и Братиям, труждающимся посреди мира, всех истинных благ. Все мы кратковременные странники на земле, и все, приобретаемое нами на земле, приобретается на кратчайший срок. Поручаю себя и вверенную мне обитель Святительским молитвам и Благословению Вашего Высокопреосвященства. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим послушником Епископ Игнатий. 17 декабря 1862 года 7 Милостивейший Архипастырь и Отец! С каких прекрасных слов начинается письмо Вашего Высокопреосвященства от 19-го июня ко мне недостойному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– А почему предначертательный псалом поется при открытых царских вратах? – Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени – времени до Пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа – райские врата (в нашем случае – царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами рая. Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся…»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою. – Расскажите о псалмах, которые мы услышим далее; почему они звучат в храме в эти минуты? – Далее мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с 1-го псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому , говорит, что блаженный Муж – это Христос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых – в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что 1-й псалом в данном контексте – предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1: 1–2). Затем мы слышим уже упомянутый здесь основополагающий псалом вечерни, 140-й: Господи, воззвах к Тебе. Это псалом покаянный, за грехопадением следует покаяние. Стихиры на «Господи, воззвах…» – это, как правило, изменяемые песнопения, которые вводят нас в наступающий праздник, в его содержание и смысл. Вечерня происхождением своим восходит к Ветхому Завету, и как Ветхий Завет предвозвещает Новый, так и вечерня лишь предвозвещает наступление праздника; во всей полноте мы увидим праздник лишь на утрене и затем – в Божественной литургии, в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Комментарии Закрыть Закрыть 237. Ответ на 231, Сергей: Ну, конечно. Знания мне дает моя вера. Рассуждение, которое основано не на своих умозаключениях, но на очевидных для всех фактах (например, о том, как производилось Крещение людей в 90-е годы, об официальной статистике о количестве регулярно посещающих храмы и др.) и на учении святых отцов, вполне может давать верующему человеку именно знание. Я не о статистике или истории - это, хотя бы теоретически, доступно. Я о претензиях на знание духовной реальности (кроме того, что определено догматами). 236. Ответ на 232, Валерий: Валерий, благодарю Вас за добрые отзывы. Подходит к концу пост, поэтому думаю заканчивать здешние беседы, если не возникнет больше вопросов ко мне. Нужно постараться использовать оставшееся время с пользой. С наступающими праздниками и Рождеством Христовым. Желаю Вам всех истинных благ. 235. Ответ на 231, Сергей: Я не о статистике или истории - это, хотя бы теоретически, доступно. Я о претензиях на знание духовной реальности (кроме того, что определено догматами). Сергей, я не совсем Вас понимаю. Что конкретно вызывает у Вас сомнения? Может быть, Вас смущает то, что я делаю вывод о том, что подавляющее большинство крещеных людей находятся в погибели? Но этот вывод как раз и основывается именно на исторических фактах (порядок проведения массовых крещений в 90-е годы – без Оглашения, без покаяния) и на учении Церкви о том, что для достойного принятия Таинства необходимо Оглашение и покаяние, без чего такое принятие Таинства оборачивается человеку в осуждение. То есть, знание данной духовной реальности доступно каждому, кто имеет глаза, уши и верит в то, что в учении Церкви содержится Истина. Чтобы узнать эту духовную реальность, не требуется никаких дополнительных рассуждений, основанных на своих личных догадках и предположениях. Знание этой духовной реальности дополнительно подтверждается другими очевидными фактами – официальной статистикой посещения храмов современными крещеными людьми. Данная духовная реальность влечет за собою другую духовную реальность – что наши пастыри и архипастыри не выполняют своих пастырских обязанностей (говорю об этом мягко, так как боюсь цензуры модератора, поэтому дальше распространяться об этом не буду).

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/06/...

Это я к тому, что не стоит судить категорично: раз, мол, праздник стал опережать Рождество Христово в безбожные годы и явно задумывался как альтернатива Рождеству – так нечего рассуждать, а нужно просто отвергнуть и запретить, проведя всю новогоднюю ночь в молитве (как делают некоторые) или равнодушно уснуть, вздрагивая во сне от канонады фейерверков. Но почему бы не превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна, где за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить Господа за прошедший год? Проанализировав прошедший, молитвенно испросить благословения на будущий? Почему не использовать данное событие как повод для встречи с родными и друзьями, которым мы сейчас уделяем всё меньше и меньше внимания? Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира. В то же время нельзя не заметить, как ожидание и празднование Нового года стремительно наполняется псевдорелигиозным содержанием. То, как люди томительно ожидают ночи с 31 декабря на 1 января, отсчитывая дни и часы до этого события, вызывает у меня одну ассоциацию: всё это очень похоже на ожидание нами, православными, главнейшего праздника – Святой Пасхи – и подготовку к нему. Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира, полагая, что ежели встретить Новый год «достойно», то ждет их непременно счастье и удача. Я уже не говорю про примитивно-языческое наполнение нашего календаря, прочно укоренившееся в новой российской культуре. Год «змеи, свиньи, дракона» и прочих гадов земных очень раздражает и вызывает неприятие своей навязчивостью. Так, одна из моих дочерей родилась в год, обозначенный язычниками как «год крысы». Что означает сие посвящение, я так и не понял до сих пор, но заказанные в роддоме снимки мне были приготовлены с таким коллажем: в центре большой фотографии лежит драгоценный сверток с новорожденной, а внизу американской улыбкой скалится мышь и крупными буквами написано: «Я родилась в год мышки!» Предполагалось, что клиент будет счастлив.

http://pravoslavie.ru/67159.html

Прошу вас, дражайший папинька, прислать мне к праздникам хоть несколько книжек на прочот, ибо здесь на праздниках такая скука, что ужасть, я сам не знаю, что делать. Вообразите себе сидеть одному, поджавши руки и повеся голову, хоть кому придет тоска поневоле. У нас почти все порозъезжались, кроме тех, которые из самых дальних мест. Да еще пришлите пожалуста деньги портному, который мне каждый день надоедает. Вы не поверите, как страшно иметь заимодавца. Я ему должен за пошитье сертука 10 рублей. Также ежели можно прислать мне сколько-нибудь на праздники. Не худо бы было и провиянту. Итак прощайте, дражайшие родители. Я ожидаю известия. До того, целуя ваши ручки, остаюсь вашим послушнейшим сыном Н. Гоголь-Яновским. Гоголям В. А. и М. И., 18 марта 1825 26. В. А. и М. И. ГОГОЛЯМ. 1825-го года, 18-го марта Итак позвольте вас во-первых поздравить с наступающим праздником и вместе с желаньем провесть оный как нельзя лучше. Благодарю вас покорнейше за присылку мне денег и за наставление, которое вы мне сделали. — Но, дражайшие родители, позвольте вам сказать, что я не имею ни одной из тех наклонностей, об которых вы мне писали, или по крайней мере ни к одной не имею пристрастия. — Позвольте еще вас просить а особливо, нельзя ли мне прислать несколько полотна. Письмо же сие пишу чрез Петра Александровича Баранова, который, надеюсь, сам привезет к вам. Может быть, дражайший папинька, не пришлете ли мне какие вещи, или что-нибудь чрез его, особливо по возвратном пути его в Нежин. Также еще нельзя ли мне (извините, что несколько раз тревожу вас прошением) прислать на праздник несколько книжечек для препровождения времени, а особливо когда здесь бывает ужасная скука в это время. Хотел бы вам несколько картинок, рисованных на картонах и сухими колерами, но некоторые из них еще не докончены, а другие боюсь чтоб не потерлись дорогою, потому что рисовка их весьма нежна. Еще я думаю, что вы мне пришлете к празднику несколько съестных припасов. Вы не знаете, как они были бы мне полезны в этом случае.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

«Прошу вас учитывать такие прагматичные, сбалансированные подходы и в парламентской дипломатии, наращивать усилия на этом направлении, в том числе развивать контакты с нашими друзьями и партнёрами по линии Евразэс, ОДКБ, СНГ, ШОС и, конечно, такого перспективного, растущего объединения, как БРИКС. Тем более что в этом году в рамках нашего председательства планируется уже десятый, юбилейный Парламентский форум БРИКС», - заметил Президент. «Уважаемые коллеги и друзья! Объём предстоящей работы очень большой. Прошу максимально оперативно, при этом тщательно и профессионально рассматривать федеральные и региональные законы, связанные с реализацией наших приоритетов, достижением национальных целей развития, активно использовать в законодательном процессе современные технологические возможности, цифровые платформы для широкого обсуждения инициатив и получения так называемой обратной связи от граждан. Такие новации, безусловно, на пользу, но хотел бы подчеркнуть и другое: они не заменяют кропотливой, вдумчивой работы законодателя. Нужно и дальше повышать качество юридической техники, нормотворческой культуры. Добиваться, чтобы законы были более чёткими, понятными, эффективными с точки зрения их правоприменения. В этой связи напомню слова видного отечественного учёного, юриста Иосифа Алексеевича Покровского. Более ста лет назад он говорил, что базовые требования к праву – это прежде всего его определённость и точность», - сказал Глава государства. «Мы должны не только гордиться глубокими традициями нашей правовой школы, но и применять её богатейшее наследие сегодня, на практике. И здесь тоже очень важна позиция Совета законодателей», - добавил он. «Уважаемые коллеги! Завершая, хочу поздравить всех вас с наступающими праздниками, со священным для всех нас Днём Победы. И, конечно, желаю вам успехов в предстоящей масштабной работе в интересах России и нашего народа. Рассчитываю на продолжение самого тесного, партнёрского взаимодействия с Федеральным Собранием, региональными законодателями, коллегами в местных органах власти. Всего вам доброго. Благодарю вас за внимание», - заключил Владимир Путин.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/vo...

Возложите на себя труд достигнуть этой цели. Займитесь постоянно и смиренно, устранив от себя всякое разгорячение, молитвою покаяния, которою Вы занимаетесь; из нее почерпайте вдохновение для писаний Ваших. Затем подвергните собственной строгой критике писания Ваши, и, при свете совести Вашей, просвещенной молитвою покаяния, извергните беспощадно из Ваших сочинений все, что принадлежит к духу мира, что чуждо духу Христову. Горе смеющимся ныне! Это – слова Христовы! это – определение, исшедшее от Бога! Невозможно устранить их никаким словоизвинением. Судя себя и рассматривая себя, Вы увидите, что каждое слово, сказанное и написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которою запечатлевается усвоение души миродержцу. Необходимо в таких словах, исторгнутых увлечением и неведением, покаяние. Необходимо установить в сердце залог верности Христу, а отпадения сердца от верности, по немощи нашей, врачевать немедленно покаянием и устранением от себя действий, внушенных неверностию, соделанных под влиянием духа и духов, нам льстящих и вместе жаждущих погибели нашей. В воображении моем уже рисуется книга стихотворений Ваших, Ваших песнопений, достойно именуемых и священными, и изящными. О! да увижу событие ожидания моего, да возрадуюсь о нем радостию духовною! – О себе не говорю Вам ничего: Вы увидели больше, нежели сколько могу сказать. И паки благодаря за труд, принятый Вами для посещения меня, призывая на Вас благословение Божие и прося Ваших святых молитв, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою. Е Игнатий. 11 августа 1864 года. Письмо 21 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен! Примите мое усерднейшее поздравление с наступающими праздниками и Новым Годом. Вместе с тем прошу у Вас прощения в продолжительном молчании, причиною которого то, что я от болезненности сам не свой. Несомненно то, что в стихотворениях Ваших встречается то чувство, которого нет ни в одном писателе светском, писавшем о духовных предметах, несмотря на отчетливость стиха их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010