Закрыть itemscope itemtype="" > С наступающим Новым годом и грядущим Рождеством Христовым! Анатолий Степанов поздравляет друзей «Русской народной линии» со светлыми праздниками 31.12.2015 2254 Время на чтение 6 минут Дорогие друзья, единомышленники и коллеги! Вот и канул в Лету 2015 год, можно оглянуться назад, поразмышлять о минувшем годе, подумать о планах на год грядущий. Каким он был, год 2015-й? Церковь жила в этом году под знаком 1000-летия преставления Крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Владимира Святославовича. Во всех приходах, благочиниях и епархиях прошли памятные мероприятия, год начался с Рождественских чтений, посвященных Крестителю Руси, а в день памяти состоялись торжественные богослужения в Москве , Киеве и Херсонесе, правительственный прием в Кремле. Много говорилось в этом году о «цивилизационном выборе Руси», который и определил князь Владимир. И это совершенно справедливо. Более того, любые попытки изменить этот цивилизационный выбор Руси обречены на провал, - этому нас учит наша тысячелетняя история. Однако нечасто обращается внимание на то, что князь Владимир определил и сам алгоритм русской истории, в котором ключевую роль всегда играло государство . По сути, формула русской культуры, как ее описал министр николаевской эпохи граф Сергей Семенович Уваров, «Православие. Самодержавие. Народность» была предопределена еще князем Владимиром. Ведь как совершилось Крещение Руси? Сначала появились первые ростки христианства в виде небольших общин и храмов, приняла крещение святая бабка Великого князя Великая Российская княгиня Ольга. Затем принимает крещение сам носитель Верховной власти. Его примеру следует элита - княжеская дружина. А потом принимает крещение под влиянием авторитета власти весь народ. Вспомним, как описывает летопись это событие. Князь обратился к киевлянам: кто мне друг, кто верит мне, становись одесную и крестись, а кто - враг, уходи в леса. И большинство народа поверило власти и приняло Святое Крещение. А те единицы, кто не повиновался князю, ушли в леса и топи. И через 1000 лет некоторые, как видно, повылезали из лесов и болот и пропагандируют нынче какое-то «родноверие», но эта болезнь излечима.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/31/s_...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Константин Горбунов Рождественские традиции и суеверия " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.2 из  5) В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске священник Константин Горбунов. — Дорогие телезрители, с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! Наша сегодняшняя тема — «Рождественские традиции и суеверия». Если мы говорим о рождественских традициях, наверное, нужно посмотреть на глубину этих традиций. Куда они восходят, как Вы считаете? — Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. До сих пор мы находим некоторое сходство в структуре богослужения праздника Рождества Христова и праздника Богоявления. В самые первые годы, десятилетия существования Церкви христиане больше внимания уделяли празднованию Пасхи, воспоминанию страданий Христовых. И сейчас у нас Пасха является самым главным праздником. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы праздновать это событие. Поэтому приблизительно с середины IV века начинает формироваться особое богослужение праздника Рождества Христова. — Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую — это добро или все-таки некий компромисс? — Действительно, одна из версий установления даты праздника Рождества Христова та, что он был установлен на день зимнего солнцестояния, каким оно было в то время, 25 декабря. Язычники в Римской империи (и не только) активно праздновали в этот день языческое празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому, хотя дата Рождества Христова из Священного Писания нам точно неизвестна, весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату, на 25 декабря. Таким образом, христианское празднование Рождества Христова стало вытеснять собой языческое празднование в честь бога солнца. Конечно, правильно, что так было сделано.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

В Неделю перед Рождеством Христовым Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, ныне мы вступили в святые предпраздничные дни великого праздника Рождества Христова. Святая Церковь заранее приготовляет нас к достойной встрече этого праздника, чтобы мы уразумели значение его для нас, оказались готовыми принять рождшегося ради нас на земле Богомладенца Христа и воздали Ему подобающую честь и славу. Святая Церковь , приготовляя нас к этому празднику, позаботилась, чтобы мы очистили свою душу шестинедельным постом, и оглашала наш слух дивным песнопением «Христос рождается». И вот теперь мы с вами по милости Божией дожили до преддверия этого великого праздника. Всего лишь несколько дней отделяют нас от него, и скоро мы едиными устами и единым сердцем будем прославлять Милосердного Христа Бога, воплотившегося от Пречистой Девы Марии нашего ради спасения. Дорогие братия и сестры, ни в чем другом так не оправдываются слова Священного Писания, что тако возлюби Бог мир ( Ин. 3:16 ), как в чудесном событии Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Мы не можем себе представить этой бесконечной любви Божией! Весь род человеческий был овцой, заблудившейся и погибавшей, и ежедневно взывал к Богу устами святого псалмопевца Давида: Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего ( Пс. 118:176 ). И вот Пастырь Добрый сходит на землю для спасения заблудшей овцы, чтобы положить за нее душу Свою. На протяжении тысячелетий ждал человеческий род обетованного Избавителя – и вот наконец исполняется его желание, его чаяние. Услышаны вопли страждущего человечества, на землю нисходит Солнце Правды и просвещает во тьме лежащий человеческий род. Представьте себе, дорогие братия и сестры, шествующего по дороге странника, которого застигает вдали от жилищ темная, непроглядная ночь, он сбивается с дороги, не знает, куда идти. Поднялась буря, пошел дождь, от холода, усталости и страха несчастный изнемогает и в отчаянии и ожидании смерти падает на землю. Понятно, какой радостью почтет странник сей ту минуту, когда стихнет буря, перестанет дождь и он увидит наступающий рассвет и восходящее на востоке лучезарное солнце. Подобную духовную ночь, полную мрака, представляла некогда жизнь всего человеческого рода, ночь, длившуюся более пяти тысяч лет.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, можно предположить, что это очень древняя традиция – совершать священнодействие перед заходом солнца. Христиане приняли ее вместе с Ветхим Заветом? – Да, сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения – одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы – трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9, 12 ). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений – псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея – жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва – воздетые к Богу руки – заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня – молитвенное освящение вечернего времени – своим основанием имеет текст этого псалма. – Вечерня сегодня – завершает минувший день или она отнесена к дню завтрашнему? – В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час – он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. Впрочем, из этого правила есть исключения: на Страстной седмице во все дни вечерня является последним богослужением дня настоящего. Также в случае престольного праздника на вечерне совершается отдание этого праздника, так что получается, что вечерня еще относится к дню нынешнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Часть III. Разное «Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу» (1:309) «Сии слова написаны для внимающих спасению своему, чтобы всегда помнили, что еще на пути» (1:311). Содержание писем Задонского Затворника многогранно; тематика их весьма и весьма разнообразна, почему вместить все сказанное им в какие-либо смысловые рамки не просто. А между тем, каждое его слово, сказанное как будто бы случайно, имеет целенаправленное значение: Старец или учит вере, или наставляет жизни, или предостерегает от чего-либо, ободряет, обличает, объясняет, призывает. Высказывает он свое отношение к врачам, ко снам, к смеху; иногда применяет пословицы и так далее. – Все это привело к выделению в данной работе третьей части «Разное». 1. «Воссия мирови Свет разума» (3:533) О величии праздника Рождества Христова мало говорится в письмах Задонского Затворника. Но и в этом малом заключено многое. Слушаем хотя бы две-три минуты: «Радуйтесь о Господе! С наступающим праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у вас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах, для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете в тайне, за то Господь воздаст вам в яве милостью и щедротами неизреченными» (3:533). «Слава Богу! Воссия мирови свет разума! Повсюду Церковь Божия празднует Рождество Христово. Славимый Ангелами – родился в удалении от мирской молвы, в безмолвном месте, в вертепе; в нищете и простоте. Его приветствуют самые первые – пастухи, которые не в дальнем от сего места расстоянии пасут мирные стада свои. Царь Славы, великого совета Ангел, столь великим смирением покрылся! Вол и осел дыханием своим согревают Его от великой стужи, уступивши свои ясли имеющему престолом Своим Небо! Не удивительно ли? Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие: яко прославися» (3:533–534). 2. Христос Воскресе! Пасхальные приветствия Задонского Подвижника исполнены искренней радости, восходящей в неизреченное веселие. Да и как не радоваться?! – Побеждена вечная смерть! Рассеяна тьма – воссиял Свет! Нет места гневу – пришла Любовь! Исчезла грусть – явилось Утешение!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице §1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост Четыредесятницы велик по воздержанию, по величию предшествующего времени и по сравнению с другими постами. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в сию великую Четыредесятницу. Ибо во все эти предшествующие седмицы служба исполняется приличная посту. Во второй из сих седмиц перестаем вкушать мясо, потому она и называется мясопустною. С начала третьей, по запрещении мяса, до конца ее употребляют одни яйца и сырную пищу, а после и это запрещается; поэтому эта неделя и называется сырною и сыропустною. По прошествии же этих трех недель, с первого дня, то есть с понедельника, начинается настоящий пост. Ибо или вовсе ничего не едят, или едят только однажды в день, и то к вечеру; и между тем воздерживаются до самой Пасхи от употребления рыбы и елея, исключая праздников Благовещения и Ваий, и ни по каким причинам не разрешают на оные. Впрочем, некоторые употребляют раков и других черепокожных животных, как отличных от рыбы и своею жесткостию изнуряющих желудок; дозволяется также употреблять небольшую часть вина и елея, в субботу и в воскресный день. Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Притом в эти два дня, в которые несколько ослабляется пост, не соблюдается правило – вкушать пищу однажды в день под вечер, исключая Великой субботы, но едим дважды в день – и вечером и в полдень, соблюдая 62 правило апостольское: в неделю и в субботу постяйся, кроме единыя, т.е. великия и страстныя, извержен. Но некоторые постники довольствуются только сухоядением и питием воды, и в таком воздержании проводят весь пост Четыредесятницы. Ежели все это сравнить с другими постами, то можно видеть, что этот пост заслуживает названия великой Четыредесятницы. Различие четырех постов Ибо пост, учрежденный в честь апостолов и непосредственно наступающий после Пятидесятницы и хранимый до их праздника, всегда имеет неровное число дней; и притом не столько строг, потому что тогда строго не запрещается употребление елея и рыб. Второй пост от 1-го августа до дня Успения Пресвятой Богородицы, установленный для оказания Ей благоговения и усердия, весьма непродолжителен. Наконец, пост пред Рождеством Христовым хотя и всегда продолжается сорок дней, как и великая Четыредесятница, но воздержание во время его не так строго, как в великую Четыредесятницу. Вот почему пост св. и великой Четыредесятницы, как своею долговременностию, так и строгостию, выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов, это – духовное обновление нашей души, приобретаемое чрез причащение на священной трапезе Святого Тела и Крови Христовой. Ибо в каждые четыре поста приобщаются обыкновенно и Святых Таин. Такова важность Великого поста или св. великой Четыредесятницы. §2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Епископ Роман – о том, что ждет православную Якутию в 2015 году Как готовится к новолетию самая обширная по территории и одна из самых суровых по климатическим условиям епархия Русской Церкви? 26 декабря, 2014 Как готовится к новолетию самая обширная по территории и одна из самых суровых по климатическим условиям епархия Русской Церкви? Преддверие Нового года – время не только подготовки к праздникам, но и ожиданий, планов, проектов и прогнозов. Как готовится к новолетию самая обширная по территории и одна из самых суровых по климатическим условиям епархия Русской Православной Церкви? Чего ждут от 2015 года в Якутской епархии, рассказывает ее правящий архиерей епископ Роман. – Находясь достаточно далеко от центра страны, я не могу давать объективные прогнозы даже на самое ближайшее время. Могу сказать о своих планах и проектах на наступающий год как епископ Якутский. В 2015 году будет отмечаться 145 лет учреждения епархии. Это вовсе не «юбилей ради юбилея» – во-первых, мы надеемся обратить внимание и светских властей, и общества на деятельность епархии, во-вторых – это еще один повод почтить тружеников, прежде и ныне подвизающихся здесь. Хотелось бы особенно подчеркнуть значение личности святителя Иннокентия – к сожалению, мало говорится о том, что он сделал для Якутии! Именно он был главным вдохновителем создания Якутской епархии, именно он инициировал это обсуждение в Священном Синоде, именно он совершил издание первых книг на якутском языке. Да и вообще, Якутия какой мы ее видим сейчас, – во многом заслуга святителя Иннокентия. Мы планируем провести научные конференции, посвященные его памяти – в этом нам обещали помочь ученые историки, в том числе и из Иркутска, с которыми мы уже начинали плотно сотрудничать. Надеемся распространить наш фильм «Якутии небесный покровитель» о трудах, понесенных святителем в Якутской земле с 1852 по 1859 годы. Главной задачей этого епархиального проекта было донести образ святителя Иннокентия как героя вне времени и вне идеологии для каждого нашего современника, живущего в Якутии.

http://pravmir.ru/episkop-roman-o-tom-ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы запустили новый проект» Епископ Пантелеимон рассказал о работе волонтеров и благотворителей в 2021 году 03.01.2022 1189 Время на чтение 3 минуты Фото: saint-elisabeth.ru Председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы помощи «Милосердие» епископ Пантелеимон (Шатов), подводя итоги 2021 года в статье, опубликованной в газете «Известия» , отметил, что прошедший год был очень непростым годом: мы продолжали бороться с эпидемией и трудностями, которые сопутствуют ей. Епископ Пантелеимон рассказал, что продолжали эту борьбу все: врачи, волонтеры, благотворители, ученые, государство: «Не оставалась в стороне от этой работы и Русская Православная Церковь. В такое нелегкое время важны были усилия каждого человека. И всем вместе удалось сделать невероятно много. Только в Москве больше 1 тыс. человек записались на курсы православных добровольцев " красных зон " . Бухгалтеры и полицейские, водители троллейбусов и топ-менеджеры, студенты и преподаватели вузов — к нам пришли самые разные и просто удивительные люди. Все они, понимая риск, на который идут, решили помогать — потому что не могли иначе». «В декабре я вместе с нашими добровольцами, — продолжил епископ, — поздравлял с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым пациентов в ковидном госпитале в Сокольниках и на ВДНХ. Здесь лежат тысячи людей, и всем им очень нужны забота и внимание, доброе слово. Наши добровольцы помогают ухаживать за больными, перестилать постель, мыть голову, это всё очень важно, особенно если человека перевели в отделение после месяцев реанимации». «Волонтеры трудятся каждый день — и утром, и вечером, и на праздники, и в будни. Но особое чувство было вчер, — отметил руководитель службы " Милосердие " . — В больнице, в том месте, где человеку очень одиноко, особенно чувствуется необходимость праздника. Представляете, каково это — встречать Новый год в больнице? Мы принесли подарки, добровольцы разукрасили СИЗы (костюмы защиты), подошли к каждому. У всех было очень светлое чувство. Благодарили и больные, и персонал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/03/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рождественские каникулы царской России В 1910 году во Владивостоке праздник был для всех: и для богатых, и для бедных 14.01.2004 1000 Время на чтение 6 минут В дореволюционной России рождественские каникулы начинались всегда 20 декабря (по старому стилю), за пять дней до Рождества. Кто-то в министерских верхах решил, что перед наступающим годом школьникам необходимо набраться сил. И вот на учеников государственных городских и сельских, церковно-приходских и земских, на воспитанников женских и мужских гимназий сваливались целых четырнадцать дней свободы от уроков и домашних заданий. Приближение праздника Интересно, что если где-то в тиши помещичьей усадьбы, либо городского барского особняка ребенок получал, как тогда говорили, домашнее начальное образование, то право на двухнедельные рождественские каникулы он тоже имел. Даже если один учитель обучал одного малыша. Образованность в России стала высоко цениться во времена великого реформатора императора Александра II. Именно в его царствование и был основан Владивосток. А уже к своему 50-летию город имел три гимназии, десять городских школ и пять частных прогимназий. А теперь проведем две недели рождественских каникул 1910 года вместе с воспитанниками владивостокских школ и гимназий. Даже в первый день каникул и гимназистам, и школьникам не разрешали валяться в постели. Педагоги всех учебных заведений постоянно внушали родителям об обязательности соблюдения режима. Подъем, зарядка, умывание, завтрак, уроки. 20 декабря уроков не было, но предпраздничных хлопот хватало. Все дружно готовились к Рождеству. О его приближении сообщил церковный хор, когда под праздник " Введения Богородицы в храм " запел на всенощном бдении " Христос рождается... " . Сколько хлопот доставляли школьные елки! Только в гимназиях елочные игрушки были покупными, а в слободских школах их изготовляли сами. Потому и приходили ученики в первые дни каникул в свои классные комнаты. Из разноцветной бумаги они клеили длинные цепи, нанизывали на суровые нитки флажки, делали пакеты для рождественских подарков. Важную, требующую особой осторожности работу - золочение грецких орехов - поручали только самым умелым и аккуратным. Листочком сусального золота оборачивали каждый орех и кисточкой снимали лишнее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010