Павле); 1874 г., I, смесь, 186 (архим. Иосиф Быков, 1769–85 г.), 188 (еписк. Москов. Лаврентий Бакшевский в 1831 г. уволен сюда на покой и скон. 1837 г.); 1876 г. III, Отд. 2, 50 (воспомин. архим. Пимена); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг, лав., 144 (Варлаам, с 1726 г. архим. лавры); 1879 г., II, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 116 (архим. Антоний Платковский 1744–46 г., Викентий Чернцов с 1727–31 г. и Дионисий Крапивин 1732 – 38 г.); 1883 г., II, смесь, 48 (Александровская слоб.); “Полн. собр. лет.», VIII, 281 (в 1533 г. старец Данила из Переславля крестил кн. Юрия Иван.); “Дворцов. разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 225 (разъезжая грам. 1552 г. на землю м-ря с Крячком Чемодановым Варопановым; архим. Кирилл), 345 (в 1700 г. имел крестьян 581 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 215 (дело 1721 г. о раскольниках; архим. Варлаам); II, ч. 1, 257 (дело 1722 г. о быв. старце м-ря Иоакиме, а по обнажении монаш. чина Яков Венедиктов, за непристойн. слова о Госуд. И. Екатер. Алексеевне), 624 (дело 1722 г. о присылке старца м-ря Иоасафа для распроса об убийстве монаст. сторожа), ч. 2, 376 (в вотчине м-ря состояло село Усолье Переслав. уез.); III, 1723 г., 586 (дело об оставшихся 16.000 руб. и 300 золотых от старца Ефрема Борятинского и взятых в 1701 г. при архим. Варфоломее в Монаст. Приказ), прилож., CLXVIII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в вотчин. м-ря в 1723 г.); IV, 1724 г., 257 (прошение иеромон. Стромынского м-ря Иоасафа о дозволении поступить в братство этого м-ря); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Варлаама в Спб. на чреду священнослуж.), 352 (архим. Варлаам переведен в Троиц.-Сергиев. м-рь), 442 (в 1727 г. определен во архим. иеромон. Троиц.-Сергиева м-ря Викентий), 536 (на место Варлаама определен строитель Лукьяновой пуст. Иоасаф, который по прибытии в м-рь умер); VII, 1727 г., 80 (архим. Викентий Чернцов назначен в С.-Пбург на чреду священнослужения), 307 (дело об игум. Спасского Муром. м-ря игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

II, 388 (поклонение чудотворцам Грозного в 1553 г.); “Ярослав. губ. вед.”, 1851 г., 23 (Наказная память архим. Иосифа старцу Феодосию 1694 г. об управлении монастыр. вотчиною, селом Резаниным); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 3 (Жалов. грам. 1623 г. архим. Никандру об отписке из г. Старица камня и извести на монаст. строение); Токмаков, “Указат. матер. для изуч. ист. и стат. Яросл. губ.”, 12 (Список межев. книги 1674 г. вотчиной земли м-ря в д. Васильевской и пуст. Кузнецовой); Токмаков, “Сборн. матер. для VII археол. Съезда в Яросл.”, I, 2 (Жалов. грам. 1623 г. архим. Никандру с братиею об отпуске им из г. Старицы 4.641 штуки камня и извести на м-рское строение); “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 32 (опис. переложения св. мощей в новую раку), 33 (грамота 1704 г. св. Димитрия митропол. об установлении крестного хода в Толгский м-рь), 50 (Преосв. Парфений Небоза, митроп. Лаодикийский); 1853 г., 6 (кратк. история), 12 (тоже); 1857 г., 27 (вотчина в Углич. у.); 1858 г., 35 (посещ. царскою фамилиею); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 94, 224 (св. Прохор еписк.), 108, 236 (св. кн. Феодор, Давид и Константин); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 337, 1; “Древн. госуд. грам., собр. в Перм. губ.”, 1821 г., XXIV (грам. 1611 г. из Ярославля в Казань о всеобщ. ополчении на поляков; здесь между прочими подписался архим. Феофил); “Акты Археохр. Эксп.”, I, 308 (собор. пригов. 1581 г.; архим. Феодосий), 313 (Ц. гр. 1582 г. о недозвол. Спасс. м-ря архим. Феодосию взыскивать подати с крестьянъ Толгского м-ря), 342 (Таможн. откупн. грам. 1588 г.), 362 (Таможн. откупн. грам. 1593 г.); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Феофан и строитель старец Мисаил); III, 4 (Соборн. гр. 1613 г. Росс. духовенства Строгоновым; подписался архим. Феофил); IV, 155 (Духовн. распорядки 1667 г.; архим. Сергий); “Акты истор.”, II, 101 (Челобитн. 1608 г. Ярославцев Лжедмитрию; руку приложил архим. Феофил), 137 (Челобитн. 1609 г. архим. Феофила об освобожд. м-р. отчины от сбора кормов, по причине разорения ратн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

кн. Мих. Ив. Воротынского; архим. Пафнутий), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. архим. Иоаким, в 1581 г. Герман), 203 (Утвердит. грам. 1613 г. об избрании ц. Мих. Феод.; архим. Исаия); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.); III, 45 (Чин наречения 1619 г. Филарета Никит. на патриарш.; архим. Исаия); Макарии, “Ист. Р. Ц.», III, 36 (св. Симон), 55 (игум. Феодул; преосв. Макарий его не признает за игумена отдельного м-ря, а полагает, что он просто состоял во главе духовенства при Богородицком соборе, основание же м-ря относит согласно летописям к 1192 г.; Строев игум. Феодула ставит во главе настоятелей м-ря; нам кажется, что и построение камен. церкви и создание м-ря в 1192 г. есть ничто иное, как переустройство старого, тем более, что во Владимире не было совсем муж. м-ря, а Боголюбский по выражению летоп. построил «монастыри многи»), 59 (об основании в 1192 г.), 181 (послание св. Симона Поликарпу); IV, 175 (погреб. св. Александра Невского в 1263 г.), 257 (открытие мощей и чудеса); V, 67, в примеч. (о жалов. грам. с ссылкою на “Собр. Госуд. Грам.», I, 62), 147 (житие св. Алекс. Невского); “Известия Археол. Общ.», 1863 г., IV, 74 (Шитая пелена с изображ. св. Александра Невского 1613 г.), 338 (вкладпая книга 1690 г; архим. Иосиф); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., IV, исследов., 1 (Вел. кн. Алекс. Ярослав. Невский); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 45 (архим. Викентий переведен в Троиц.-Серг. м-рь), 49 (сюда переведен архим. Варнава из Чудова м-ря); “Сборник Муханова», 204, 137 (Ж. гр. 1605 г. архим. Исаие на вотчину Бестужева, в иноках Евфимия); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 235, 52 (Правая грам. 1620 г. патр. Филарета на сельцо Палашкино; архим. Исаия); III, 334, 340 (Сказка 1677 г. о бунте монаст. крестьян; архим. Нафанаил); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 15, 16 (Прошение 1703 г. архим. Боголепа о выдаче денежн. жалованья), 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 80); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 30 (Опись книгам XVII ст.), IX, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1860. Кн. 1, отд. III. Мефодий, архим. Св. равноапостольный Борис, просветитель болгарского народа//ЖМП. 1965. 8. Милев Н. И. Охридский Патриарх Афанасий/Известия Исторического общества. София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 -21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 —1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Архим. Елисей восстановил в Киево-Печерской обители традицию регулярных проповедей. Среди печерских проповедников 1-й четв. XVII в. известны архим. Захария (Копыстенский), иером. Тарасий (Земка), прот. Лаврентий Зизаний, инок Памва (Берында). Ок. 1618 г. архим. Елисей основал близ Киево-Печерского мон-ря женскую обитель, устроил монашескую жизнь в учрежденном в 1622 г. общежительном Дятловицком Преображенском мужском мон-ре, в который переселилась часть печерских иноков. Когда в апр. 1619 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту началось возведение собора, архим. Елисей передал на строительство 20 золотых. Архим. Елисей был похоронен в монастырском Успенском соборе. 20 нояб. 1624 г. братия и киевская шляхта избрали новым настоятелем его ближайшего сподвижника архим. Захарию (Копыстенского). В янв. 1625 г. на сейме Речи Посполитой в Варшаве послы запорожского казачества обратились к кор. Сигизмунду III с просьбой об утверждении Захарии архимандритом мон-ря. 7 февр. король выдал подтвердительную грамоту. Одним из важнейших результатов трудов архим. Захарии стало сохранение за мон-рем ставропигии К-польского патриарха. 28 июля (июня?) 1626 г. по поручению архим. Захарии киево-печерский мон. Варлаам (Дизковский) отстаивал ставропигиальные права Киево-Печерского мон-ря перед Киевским митр. Иовом (Борецким), к-рый, вероятно, был инициатором получения от К-польского патриарха Кирилла Лукариса грамот об упразднении ставропигий. В итоге митрополит признал ставропигиальный статус обители. Особое внимание архим. Захария обратил на соблюдение общежительного устава и на регулярное произнесение проповедей в обители. При нем в Киево-Печерском мон-ре была введена цензура проповедей: дозволялось говорить только тем, кто «от писаний святых умели поучати», а не от «самомнений и странных учений». В годы настоятельства архим. Захарии число монахов увеличилось до 800. Благодаря его деятельности Киево-Печерский мон-рь стал важнейшим центром церковной жизни Юго-Зап. Руси. В марте 1627 г. архим. Захария был похоронен в Киево-Печерском мон-ре. Братия избрала архимандритом Феофана (Боярского), но кор. Сигизмунд III отказался утвердить этот выбор ( Голубев. 1883-1898. Т. 1. C. 555-559).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли Богородице-Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице-Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице-Рождественского монастыря, Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода. Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней. Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице-Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г. - 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Кремле», 1872 г., 15; “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наследн.», 1838 г., 4, 6, 113; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 59, 170 (патр. Гермоген), 62, 173 (св. Алексий), 261, 461 (архиеп. Новгор. Геннадий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 162, 7; Ключевский, “Жития свят.», 132, 329, 355; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 259; V, 81, 96; VI, 50, 67, 76, 78, 122, 154, 161, 296; VII, 139; VIII, 36, 51; “Сказ. современ. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 190, 191 (Гришка Отрепьев); III, 226 (Гермоген); “Житие свят. Гурия и Варсонофия», 45 (архим. Левкий); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., V (Матер. для ист. патриар. Никона; роспис. архим. Иоакима 1666 г.); “Акты Арх. Эксп.», I, 284 (соборн. постановл. 1572 г.; архим. Евфимий), 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Христофор); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Пафнутий, келарь старец Феодосий, старцы Васьян Ржевский и Герман Щербатов), 28 (грам. патриар. Иова 1605 г. о ежедневн. молебствии по случаю войны ц. Бор. Годунова с Гришк. Отрепьев.; Гришка был здесь дьяконом); III, 4 (Соборн. гр. 1613 г. Русск. духовенства Строгоновым; подписался архим. Авраамий и келарь старец Михаил), 245 (архим. Феодосий назначен с кн. Лыковым и др. у сбора денег на вспомож. ратным людям под Смолен., 1634 г.); IV, 265 (Известит. послание 1682 г. о посылке в Тр. м-рь архим. Адриана для ходатайства за стрельцов); “Акты истор.», II, 118 (Наказн. память 1608 г. о приведении к присяге крестьян в отчине м-ря); IV, 228 (Ц. гр. 1672 г. Соловец. м-рю; роспись м-рей с беспошлин. промысл.), 231 (Чин вступления на паству 1673 г. Новгор. митроп. Иоакима, бывшего архим. Чудов. м-ря); V, 263 (Опись 1697 г. столбцам Патриарш. Разряда; между прочими: сказки 168 год. старца Епифания, что жил в Чудове м-ре, о патриар. Никоне; дело 184 года о ссылке патр. Никона в Кириллов м-рь, для чего был послан архим. Павел; посылка архим. Иоакима за патриар. Никоном); “Акты к истор. Ю. и З. Р.», IX, 21 (Наказ 1669 г. по делам Киево-Печер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Владимира», 61; “Владимир. губ. вед.», 1843 г., 10 (Владим. в княж. Всеволода III), 32 (опись 1715 г.); 1851 г., 35; 1853 г., 20 (надпись на колоколе ц. Алексея Мих.), 38 (надписи на крестах 1632, 1684 и неизвест.), 38 (надпись на панагии 1631 г. и на рипидах 1590 г.), 39 (надп. на церкви 1191 г.), 41 (саккос 1682 г.), 42 (евангелия 1607 г. и 1644 г.); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 25 (мон. быв. во Владим.), 33 (истор. заметки); 1856 г., 3 (пелена 1613 г); 1862 г., 29 (некоторые свед.), 38 (ист. заметки); 1863 г., 30–35, 37–39 (Вкладная книга); Иером. Иоасаф, “Церков. истор. опис. Суздаль. достопам.», 7 (еписк. Сузд. Митрофан I, быв. игумен м-ря, 1227 г.), 23 (тоже Геннадий I, 1517 г.), 47 (тоже Гавриил, 1731 г.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольц.», 1880 г., 24, 80, 112; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 219, 402 (св. Александр Невский), 225, 409 (архиеп. Симон, быв. настоят. м-ря); Строев, “Опис. иер и настоят.», 661, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иоаким); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Елеазар); “Акты истор.», V, 14 (Память 1677 г. Юрлову о пострижении крестьянки Фетиньи; архим. Варнава); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; ст. XLVI, архим. Иоасаф); V, 26 (Патриаршие выходы 1666 г.; стр. 99, архим. Филарет участвовал в 1666 г. при приезде патриархов; стр. 152, архим. Викентий в 1675 г. переведен в настоятели Троиц. Сергиева м-ря, а на место его назначен Чудов. архим. Варнава), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Филарет); IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 3 руб.); “Акты юридич.», 402 (Выводныя 1660–1666 г. девкам и вдовам на замужество; архим. Филарет), 416 (Духовн. 1506 г. Игн. Талызина); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 159 (Запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Евфросин), 165 (Запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; тоже архим. Евфросин), 189 (Запись 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Соч.: О совести//ЖМП. 1989. 7. С. 35-36; Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминовении усопших. Серг. П., 1995; Проповеди о зависти и грехе осуждения. Серг. П., 1995; Проповеди о терпении и прощении обид. Серг. П., 1995; Проповеди. М., 1998; Нам целый мир пустыня, Отечество нам... Сергиев Посад: Восп. выпускников первых послевоенных курсов МДА//Встреча. Серг. П., 1999. 1(10). С. 45; Ищите прежде Царствия Небесного: Проповеди. М., 2002; Ближе к Богу!: Как спасаться в совр. мире: Статьи, высказывания, поучения, советы. М., 2003; Проповеди: Серг. П., 2003; Время покаяния: Проповеди. М., 2004; Я шел с Евангелием и не боялся...//Русь державная: Газ. М., 2005. 5(131). С. 4; Проповеди. Серг. П., 2006; Ничто не отлучит нас от любви Божией//Рус. вестник: Газ. М., 2009. 20. С. 2; О вере христианской//Русь державная. 2009. 10(184). С. 6. Лит.: Нежный А. И. Сияла Оптина пустынь. М., 1989. С. 42-49; он же. Смертный час. М., 1991. С. 329-330; Рассказы о старчестве и одном из любимых нынешних старцев, духовнике Свято-Троице-Сергиевой лавры архим. Кирилле (Павлове)//Правосл. книжное обозр. 1998. Сент.-окт. С. 8; В. С. Юбилей Московских духовных школ//ЖМП. 1999. 1. С. 51; Малеев М. А., прот. Вертикаль: [Сердце помнит. Галерея старчества]. М., 2001. С. 44-49; он же. Герои Родины: Священнослужители - участники войны ХХ ст. М., 2007. С. 45-91; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. XXV, XXVI, 167-169, 172-173, 175; Мир Народной награды: Три года деятельности наградного комитета//Рус. вестник. 2005. 21. С. 10; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Восп. о Московских духовных школах. Серг. П., 2005. С. 49-50, 141-142, 149, 152, 567-586, 600, 608-609; Праведник наших дней: Белгородский старец архим. Серафим (Тяпочкин)/Сост.: прот. Н. Германский. [М.], 2006 2. С. 157; Кузнецов В., свящ. Пасхальная радость у батюшки//Рус. вестник. 2007. 13. С. 16; он же. Долгий и славный путь: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Там же. 20. С. 2; Наталия (Аксаментова), мон. С Богом умирать не страшно//Виноград. СПб., 2008. 3(23). С. 9-12; Тихий свет подлинности: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Православие и современность: Саратовские ЕВ. 2009. 12(28). С. 58-63; Знаменательная дата любимого батюшки//Рус. вестник. 2009. 20(778). С. 1; Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2009 4. С. 111, 113, 481, 496, 499; Лаврский архим. Кирилл: К 90-летию со дня рожд. архим. Кирилла (Павлова)/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2010; Архим. Кирилл (Павлов): К 90-летию духовника ТСЛ/Сост.: свящ. В. Кузнецов. [М.], 2011; Киприан (Ященко), игум. Пасхальная радость встреч: Об архим. Кирилле (Павлове)//Покров. 2011. 3. С. 39-41; Старец архим. Кирилл (Павлов)/Сост.: свящ. В. Кузнецов. М., 2012; Духовник архим. Кирилл (Павлов)/Под ред. свящ. В. Кузнецова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010