Итак, во времена св. Иустина Евхаристическая молитва остояла из благодарений: никаких новых элементов (призывания Святого Духа и т.п.) в ней не было. Таким образом, она сохранила свою первоначальную основу. Но, вместо краткой застольной формулы, здесь мы видим уже обширную и детальную молитву. Это, без сомнения, вызвано важностью и значением Евхаристии. Иустин Мученик хотя и не приводит примерного текста современной ему Евхаристической молитвы, но он еще довольно конкретно описывает ее. Писатели после него говорят о ней уже в общих чертах. Во времена св. Иринея Лионского Евхаристическая молитва в основных чертах оставалась благодарением. «Заповедуя Своим ученикам, – пишет он, – приносит Богу начатки плодов из Его творений не потому, что Он в них нуждается, но для того, чтобы они не явились неблагодарными (nec infructuosi, nec ingrati) перед Ним – Иисус Христос взял хлеб из творений Божиих, благодарил и сказал: «Это Мое Тело». Точно так же и чашу... и, таким образом, Он научил приношению Нового Завета, которое Церковь , приняв от апостолов, по всей вселенной приносит Богу... Подобает приносить Богу начатки Его творений (offerre... primitias eius creaturae), как и Моисей повелевает не являться с пустыми руками перед лицом Господа Бога, дабы благодарный Богу за творения человек и выражающий свою благодарность в приношении их начатков получил от Него почесть... 63 Мы приносим Ему (хлеб и вино) не потому, что Он нуждается, но выражая тем Ему благодарность и освящая творения... Он желает, чтобы мы это делали ради нас самих: да не явимся неблагодарными пред Ним. И само Слово дало людям заповедь делать приношения Богу не потому, что Он в них нуждается, но чтобы они учились служить Богу» 64 . В другом месте Ириней как будто даже намекает на содержание Евхаристического благодарения: «Поскольку же Церковь делает приношение в простоте, то по справедливости дар ее почитается у Бога чистой жертвой... И такое чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения. Иудеи же не приносят Ему, ибо их руки полны крови, так как они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу... И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... Каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, и чаша есть Кровь Его, когда утверждают, что сам Он не есть Сын Творца мира, то есть Слово Его, через Которое дерево приносит плоды, текут источники, земля дает сперва зелень, потом колос, наконец, полное зерно в колосе (см. Мк. 4, 28 )? " 65

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Климента к Коринфянам, а также на первую главу «De laudibus Constantini» Евсевия и др. Но за отсутствием доказательств действительной родственной связи этих мест с нашим славословием здесь и можно говорить лишь о близком сходстве. Первое, насколько известно, ясное описание такой части в Евхаристической молитве дает свт. Афанасий Великий в толковании на 23-й стих 49-го псалма: «Жертва хвалы прославит Меня: повторяет сказанное прежде, повелевая совершать словесное служение. После сильного обвинения показал врачевство от греха, и именно – употребление таинств ( τν μυστηρων πλαυσιν). Ибо это, действительно, жертва хвалы, прославляющая Бога, потому что тогда предстоим, вознося хвалу вместе с ангелами и со всей тварью» 149 . Взгляд, что молитва может быть предметом жертвы, высказан еще в Ветхом Завете: принеси Богу жертву хвалы – читается в 49-м псалме ( Пс. 49, 14 ). В Новом Завете такие новые жертвы, в противоположность ветхозаветным, ясно и решительно выдвигает Послание к Евреям: мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии... Итак, будем через Него (Христа) непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его ( Евр. 13: 10, 15 ). Здесь следует вспомнить также Ангела из Апокалипсиса, который пришел... и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама... от руки Ангела перед Бога ( Откр. 8: 3–4 ). В 14-й главе «Учения XII апостолов» Евхаристия называется чистой жертвой в применении к Мал. 1, 11–14 . В древнехристианской литературе это место очень часто относится к Евхаристии и толкуется обыкновенно в том смысле, что в Евхаристии Богу приносятся молитвы 150 . Приведенное выше такого рода место из св. Иустина Мученика и является одним из толкований к пророчеству Малахии. Такое понимание Евхаристической жертвы мы находим даже у сравнительно поздних писателей. Таково, например, приведенное выше место из толкования Афанасия Великого на 49-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Клир (ministri) отвечает: К Богу, веселящему юность мою. Священник Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня ( Пс. 42, 1 ). Клир Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? ( Пс. 42, 2 ). Священник Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42, 3 ). Клир И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою 1276 (см. Пс. 42, 4 ). Священник На гуслях буду исповедовать Тебя, Боже. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (см . Пс. 42: 4–5 ). Клир Уповай на Бога; ибо я буду еще исповедовать Его, Спасителя моего 1277 и Бога моего (см. Пс. 42,5 ). Священник Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клир Как было в начале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник Подойду к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою. Священник Сподоби, Господи, в этот день. Отвечают: Без греха сохраниться нам. Священник Исповедайте Господа; ибо Он благ (см. Пс. 117,1 ). Отвечают: Ибо вовек милость Его. Священник Моли о нас, святая Богородица. Отвечают: Чтобы нам соделаться достойными обетований Христовых. Священник 1278 Исповедаюсь Богу всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу, всем святым и вам, братия: согрешил я чрезмерно мыслью, словом и делом; моя вина, моя вина, моя вина величайшая. Потому прошу блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия, молиться обо мне Господу Богу нашему. Клир отвечает: Да помилует тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни. Священник Аминь. Потом клир повторяет исповедание. Священник Да помилует вас 1279 всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к вечной жизни. Отвечают: Аминь. Священник Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Клир отвечает: Да помилует Тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни. Священник говорит: Аминь – и поднимается. Потом клир повторяет исповедание, и там, где священник говорил: и вам, братия, и: вас, братия, говорится: тебе, отче, и: тебя, отче. После того священник, соединив руки, совершает разрешение (absolutionem), говоря: Да помилует вас всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к вечной жизни. Отвечают: Аминь. Священник знаменует себя знамением креста, говоря: Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердый Господь. Отвечают: Аминь. И, наклонившись, продолжает священник: Боже, Ты, обратившись, оживишь нас (см. Пс. 84, 7 ). Отвечают: И народ Твой возрадуется о Тебе. Священник Яви нам, Господи, милость Твою ( Пс. 84, 8 ). Отвечают: И спасение Твое даруй нам. Священник Господи, услышь молитву мою ( Пс. 101, 2 ). Отвечают: И вопль мой да приидет к Тебе. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Священник, распростирая и соединяя руки, говорит громким голосом: Помолимся. И, подходя к алтарю, говорит тайно: Отними от нас, молимся, Господи, неправды наши, чтобы нам сподобиться с чистыми душами приступить к Святому Святых, через Христа, Господа нашего. Аминь. Подойдя к алтарю с соединенными руками и наклонившись над алтарем, говорит тайно: Молим Тебя, Господи, заслугами святых Твоих (целует алтарь, не делая знамения креста на том месте, которое целует), мощи которых находятся здесь, и всех святых; сподоби простить все грехи мои. Аминь. 1560 Потом священнодействующий, поцеловав алтарь, идет к левой стороне, которая есть сторона Апостола, становится там, лицом обратившись к алтарю, делает знамение креста и внятным голосом говорит Входное (Introitus): (например, в первую неделю Adventus) К Тебе возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои, (да) не постыдятся и все надеющиеся на Тебя. Псалом. Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга Деяний и Послания апостолов свидетельствуют о том, что Евхаристия совершалась уже в первых христианских общинах. Вскоре после Пятидесятницы: каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:46–47 ). Апостол Павел говорит о Евхаристии как о вполне установившемся обычае в Первом послании к Коринфянам, написанном около 55 года: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:16–17 ). Заметим, что в этом отрывке явственно видно экклезиологическое понимание Евхаристии. В Таинстве Причащения для Павла особенно важно, что оно соединяет многих в одно Тело Христово, которое, по его же учению (см.: Еф.1:23 ), и есть Церковь . Поэтому апостол Павел следил за тем, чтобы для причащения брался один хлеб и раздроблялся на куски по числу присутствующих. Экклезиологический характер Евхаристии выражается и следующими словами апостола Павла, который, собственно, передаёт предание о словах Иисуса Христа: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор.11:25 ). Новый Завет – это и есть Церковь , то есть причащающийся Святых Таин человек приобщается Церкви. Известен пример Евхаристии, совершенной самим апостолом Павлом в Троаде во время Третьего миссионерского путешествия (см.: Деян.20:7–11 ). Малочисленность исторических свидетельств этого периода не позволяет определить точно порядок Евхаристии апостольского века. Древние памятники, например, «Дидахе», не содержат ничего, кроме нескольких отрывков из харизматических молитв. Причём, как отмечает архимандрит Киприан (Керн) , «именно эта харизматичность и не давала возможности и основания для запечатления молитв, формул и действий» 404 . Тем не менее можно определённо сказать, что центральным моментом Евхаристии с апостольских времеён была анафора – евхаристическая молитва об освящении Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Копие. Россия. XVII в. (ГММК) Важнейший аспект учения Церкви о Е. - вера в то, что Е. есть истинная и действительная Жертва (см.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 317-324). Эта вера основана на словах Христа: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6. 51), «сия Чаша есть новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20). Сам образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве, поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх 24. 4-8); слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк 22. 19), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, к-рая в одно и то же время была вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф 26. 17; Мк 14. 12-16; Лк 22. 7-16) и началом Страстей Христовых - непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса Христа под стражу. Пророческое предуказание о Е. как о единственной и чистой Жертве, к-рая должна заменить все ветхозаветные жертвоприношения и к-рая будет приноситься всеми народами земли, церковная традиция видит в словах прор. Малахии: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал 1. 11). Их используют в своем богословии Е. уже древнейшие церковные авторы (Didache. 14; Iust. Martyr. Dial. 28. 5; 41. 2; 116. 3; 117. 1; Iren. Adv. haer. IV 29. 5 и др.), чем подтверждается изначальность понимания Е. как Жертвы. Сам чин евхаристической литургии или его важнейшая часть, анафора, в церковной традиции часто именуются Жертвой - напр., в диалоге литургическом перед началом анафоры в литургиях свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста говорится о том, что мы приносим Богу     (θυσαν ανσεως); в нек-рых языках для обозначения чина евхаристической литургии используются слова со значением «жертвоприношение» (напр., сир.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Лик Аллилуия, аллилуия, аллилуия 828 . Диакон Премудрость 829 . Священник Мир всем. Лик И духу твоему. Диакон Со страхом слушайте. Священник От Иоанна святого Евангелия чтение. Лик Слава Тебе, Господи Боже Наш. Диакон Будем внимательны. Лик Говорит Бог 830 . Священник читает Евангелие от Иоанна, зачало 1 831 . В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... благодать же и истина чрез Иисуса Христа произошли. Лик Слава Тебе, Господи Боже наш. Диакон Ради креста и Евангелия 832 молим Господа, да избавит нас от грехов и спасет благодатью милости Своей. Господи, Боже, Вседержитель, спаси и помилуй нас. Священник, взяв святое Евангелие и обратившись к народу, осеняет его крестообразно, говоря: Сохрани рабов Твоих, Христе Боже наш, под сению святого и пречестного креста Твоего в мире, избавь от видимых и невидимых врагов и удостой благодарить и славословить Тебя с Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Диакон Благословлю Господа во всякое время, хвала Ему постоянно в моих устах. Священник, вторично благословляя Евангелием, возглашает к народу: Будете благословенны благодатью Святого Духа, идите с миром, и Господь да будет со всеми вами, аминь. И, держа Евангелие, целует его сам священник и диакон; а по­том и все люди, поклоняясь, целуют его, и приемлют от диакона антидор, т.е. просфору. Лик поет: Псалом 33 Благословлю Господа во всякое время (до конца)... и не погрешат все уповающие на Него. А по окончании его лик поет: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Священник, взойдя на возвышение алтаря за завесу, слагает священные одежды и, поклонившись трижды, читает: Отче наш (до конца) 833 . Приложение к первому разделу древних литургий Πολλο μν τινες κα λλοι τν τος ερος ποστλους διαδεξαμνων θεοι ποιμνες κα διδσκαλοι τς κκλησας, τν τς μυστικς λειτουργας κθεσιν γγρφως καταλιπντες, τ κ­ κλησ παραδεδκασιν. ξ ν δ πρτοι ο τοι κα διαπρσιοι τυγχνουσιν· τε μακριος Κλμης, το κορυφαου τν ποστλων μαθητς κα διδοχος, ατ τν ερν ποστλων παγορευσντων· κα θεος κωβος, τς εροσολυμιτν κκλησας τν κλρον λαχν, κα τατης πρτος πσκοπος π το πρτου κα μεγλου ρχιερως Χρστο το Θεο μ­ ν κατασταθες.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем поют Confractorium 1400 (например, на литургии в день Рождества Христова): Велико и спасительно Таинство нашего Бога: родившая есть матерь и дева, рожденный есть Бог и человек, Он же Творец всего, сын Девы, Господь родительницы. Священник возглашает: Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, дерзаем говорить: Отче наш... и не введи нас в искушение. Отвечают: Но избавь нас от лукавого. Священник говорит: Аминь. Священник говорит громким голосом: Избавь нас, молим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и ходатайством блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии с блаженными Апостолами Твоими Петром и Павлом и Андреем (и блаженным Амвросием, исповедником Твоим и первосвященником) и всеми святыми Твоими, умири, Милостивый, дни наши, чтобы, подкрепляемые помощью милосердия Твоего, мы были и от греха всегда свободными, и от всякого смятения безопасными, через того же Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобой живет и царствует, в единстве Святого Духа, как Бог, во все веки веков. Отвечают: Аминь. Священник Мир и причастие (Communicatio) Господа нашего Иисуса Христа да будет всегда с вами. Отвечают: И с духом твоим. Священник 1401 Преподавайте себе мир. Отвечают: Благодарение Богу. Священник говорит тайно: Мир на небе, мир на земле, мир во всяком народе, мир священникам церквей, мир Христа и Церкви да пребывает всегда с нами. Потом произносит молитвы перед причащением 1402 : Господи Иисусе Христе, сказавший апостолам Твоим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», не зри на грехи мои, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи умирить ее и соединить, живущий и царствующий во все веки веков. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, по воле Отца, при содействии Святого Духа оживотворивший мир смертью Твоею, избавь меня через это святейшее Тело и Кровь Твою от всех неправд моих и всех зол, и сделай, чтобы я был всегда предан заповедям Твоим, и никогда не попусти мне отпасть от Тебя, с тем же Богом Отцом и Духом Святым живущий и царствующий, как Бог, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем священник преломляет Агнца (hostiam) посредине на две части и, взявши одну част, делает из нее пят частиц и полагает на дискосе по прямой линии (сверху вниз) эти частицы, из которых каждая имеет свое название, как-то: «воплощение», «рождество», «обрезание», «богоявление», «страдание». Подобным образом, взявши другую част, делает из нее четыре частицы, из которых каждая также имеет свое название, и полагает по бокам предыдущих частиц, именно две частицы с названиями: «смерть» и «воскресение», по правую и левую сторону частицы «рождество», а остальные две с названиями: «слава» и «царство», с левой стороны под частицею: «воскресение» (сверху вниз) 1317 . И тотчас, очистив хорошо персты и покрыв чашу, тайно молится за верных живых или совершает поминовение за живых. Всё это исполняется в то время, как хор поет Символ веры . Перед молитвой Господнею священник говорит (например, в день Рождества Христова) 1318 : То, что Путь показал нам для следования, что Жизнь преподала нам для изречения, чему Истина научила нас для соблюдения, мы с трепетом сердца взываем с земли Тебе, верховный Отче: Отче наш, сущий на небесах. Отвечают: Аминь. Священник Да святится имя Твое. Отвечают: Аминь. Священник Да приидет царствие Твое. Отвечают: Аминь. Священник Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Отвечают: Аминь. Священник Хлеб наш насущный дай нам на этот день. Отвечают: Ибо Ты – Бог. Священник И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Отвечают: Аминь. Священник И не введи нас в искушение. Отвечают: Но избавь нас от лукавого. Священник говорит: Избавившись от зла, укрепляясь всегда в добре, да сподобимся служить Тебе, Богу и Господу нашему. Здесь он ударяет себя в грудь и продолжает: Положи, Господи, конец грехам нашим, даруй радость угнетенным, подай свободу пленным, здравие больным, покой умершим, даруй мир и безопасность во все дни наши; сокруши дерзость врагов наших и услышь, Боже, молитвы рабов Твоих, всех верных христиан, в этот день и во всякое время, через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобой в единстве Духа Святого живет и царствует, Боже, во все веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особенностями римско-католической анафоры, смущавшими ученых и вызвавшими ряд гипотез, являются: произнесение установительных слов Господа между ходатайственными молитвами, повторения о приношении даров и неоднократное появление в тексте фразы «Per Christum Dominum nostrum», которая восходит к глубокой христианской древности, является молитвенной формулой, не унаследованной от иудейства, а собственно христианского происг хождения 345 . Этой формулой, как видно из «Апостольского предания», в Риме еще во время Ипполита завершалась не только анафора, но и другие благословения 346 . Эти заключительные формулы как бы разрывают анафору на части. К тому же в анафоре имеется несколько тирад, повторяющих предыдущие. Создается впечатление, что традиционные элементы анафоры в данном случае смешаны и расположены в беспорядке. Это особенно бросается в глаза при сопоставлении данной анафоры с анафорой Ипполита. Если допустим, что современная римскокатолическая анафора происходит от анафоры Ипполита, то в таком случае будет непонятно, каким образом из литературно слаженной молитвы Ипполита с ясно выраженной дедукцией мысли и лаконичным языком изложения могло получиться такое смешение, тем более если учесть, что этот вид римско-католическая анафора имеет уже в Сакраментарии папы Геласия (492–496), т. е. менее чем через 300 лет после Ипполита. По этому поводу JI. Буйэ пишет: «Канон этот представляет совершенно другую структуру, чем анафора Ипполита, и составлен он совершенно иначе. Мы имеем дело не с одной непрерывной молитвой, но с последовательной цепью молитв. С формой Ипполита это не имеет ничего общего. Для тех, кто мыслит, что „Апостольское предание» (разумеется анафора Ипполита. – Н. У) представляет текст, который в свое время употребляли римляне, может быть только один вывод, а именно что современная римская анафора представляет результат невероятного расчленения, распада, где все дезорганизовано и находится в соединении со случайными элемент тами, сломавшими стройное единство, какое – как думали – представляла собой с самого начала римская анафора» 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010