В итоге, у Москвы окажется небогатый выбор - в худшем случае, фактическое отречение от своих, как Белград отказался от Республики Сербская Краина в Хорватии, в лучшем - ограниченная поддержка, вместе с угрозами в адрес руководства, как в ситуации Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. 15 (28) июня 1389 года на Косовом поле произошла знаменитая битва сербов и значительно превосходящих их по численности турок. Результат ее был настолько неочевиден современникам, что некоторые из них приписывали победу поначалу сербам. В ходе сражения был убит турецкий султан, плененный сербский князь Лазарь казнен турками в тот же день. Однако по итогам битвы османское господство над Балканами установилось на 400 лет. В сербском национальном самосознании утвердилась своеобразное восприятие этой цепочки событий. Князь Лазарь признан Сербской православной церковью святым. Предание гласит: Перед битвой на Косовом поле князю Лазарю явился Ангел Господень и спросил: «О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?». Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное - быстротечно и суетно. Царство же Небесное - непреходящее, от века и до века». Боголюбивый князь Сербский избрал Царство Небесное и принял вместе со своим народом волю Божию, неколебимо и твердо приняв мученическую кончину за веру Христову от рук завоевателей. Вряд ли мы найдем нечто похожее в древней русской истории, что было бы точно так же связано с Крымом... В нашей истории, но, главное, в нашем сознании, Крым, безусловно, сакрален, но не имеет никакой религиозной осмысленности. (Может, это еще предстоит сделать?! Но факт остается фактом: для русского православного человека христианские древности Крыма мало что значат в сравнении с Сергиевым Посадом, Оптиной Пустынью, Псково-Печерской и Киевской лаврой...) Все события, на живую связующие русскую историю с Крымом, слава Богу, остались победоносными в памяти пережившего их поколения. Это, конечно, героическая оборона Крыма в период великой Отечественно войны. И даже Крымская кампания середины 19 века подтвердила, что Крым - русский.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/21/...

В " Вестнике Европы " (1907 г., N3-6) впервые был опубликован полный текст (с искажениями частного характера) " Моих записок для детей моих, а если можно, и для других " С.М.Соловьева (они были изданы в сокращённом виде в 1896 г. и уже тогда вызвали критические отклики). В них вновь оживала полемика полувековой давности со славянофилами, которая отличалась необоснованной резкостью, а то и злорадством тона по отношению к своим научным и идейным оппонентам. А.С.Хомяков предстает " черным человечком " , " не робевшим... ни перед какою ложью " , " раздражительным, неуступчивым, завистливым, злым " " скалозубом " ; С.Т.Аксаков, по мнению С.М.Соловьева, в молодости " легонький литератор " , " стихоплет " , в старости - " хитрый, с убеждениями ультра-западными " ; К.С.Аксаков - " не без дарований, но тупоумный " , просиживавший с удочкой у пруда и " с утра до вечера " разъезжавший по гостям или принимавший их. Здесь нет правды даже в малом: К.С.Аксаков никогда при рыбной ловле не устанавливал удилища на подставку, всегда держа их в руках. И не сидел он у пруда, ибо держал эти удочки стоя. Понятное дело, что, проводи он все 43 года на рыбалке, не появилось бы четыре тома его работ в самых различных областях. Между тем совершенно очевидна духовная основа воззрений К.С.Аксакова и его связь с Троице-Сергиевой Лаврой, что еще ждет своего специального исследования. Приведем лишь две записи из дневника В.С.Аксаковой, где читаем (1855 г.): " 29 марта. Погода такая ужасная, что мы не могли поехать к обедне в Хотьков; ездил только один Константин, сегодня день его рождения " ; " 30 сент. Константин ходил пешком к Троице... " . Если к этому добавить то, что писали о К.С.Аксакове другие очевидцы его глубоко личной жизни, сведения о его исповеди перед кончиной, то перед нами встает образ православного мыслителя. Поэтому не случайно И.С.Аксаков сказал о своем старшем брате: " Христианско-православное миросозерцание стало для него путеводным маяком в его исследованиях и, может быть даже до пристрастия, отождествлялось у него с воззрением народным " . А протоиерей А.М.Иванцов-Платонов считал, что " сторона эстетическая и собственно народная, русско-историческая у К.С.Аксакова была сильнее, чем у того и другого (А.С.Хомякова и Ю.Ф.Самарина - А.К.) " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/19/...

Урок рисования в «Школе путешественников» Вот почему в этих школах в наше прагматичное бездуховное время воспитывают детей-романтиков, патриотов, на которых остальные должны равняться, как на идеал. «Когда ты живешь с целью, у тебя есть все, – считает отец Федор. – И в детях надо воспитывать цельность. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах». По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу, путешествие для него – важная часть духовной жизни. Он против бессмысленного риска экстремального спорта, что, по сути, есть грех. Подобно тому, как священники духовно окормляют военных, больных, молодежь, нужно молиться и духовно окормлять альпинистов и других любителей экстремального спорта. Нужно находить с ними общий язык, нужно создавать приходы для таких людей, чтобы они задумались о том, зачем идут в горы или садятся в гоночную машину. Велопоход «Школы путешественников» После развала страны, в которой он родился, малая родина отца Федора оказалась на территории Украины, а места, где он жил в детстве, – в России, на Дальнем Востоке. Но он чувствует духовное единство страны, центр которой, на его взгляд, не в Москве или Киеве, а у мощей преподобного Сергия. В 1990-м году, когда Советский Союз трещал по швам, Федор Конюхов общался в Австралии с отцом Алексием. Тот сказал: «Пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется». Отец Федор счастлив, что рядом с Троице-Сергиевой лаврой он владеет четырьмя сотками. Деревня Федора Конюхова Но в России у отца Федора есть не только мастерская в Москве и 4 сотки в Сергиевом Посаде, но и целая деревня! Подобно Джеку Лондону, Федор Конюхов всегда хотел построить дом для друзей. Реализовать эту мечту ему помог губернатор Тульской области, выделивший знаменитому путешественнику участок земли необычайной красоты под деревню, рассчитанный на 250 домов. Впервые увидев поляны, окруженные заповедными лесами и полями, глубокие овраги, создающие перепады рельефа, отец Федор понял, что здесь можно не только построить дома и храмы, но и школу, детский сад, можно организовать детский лагерь с проложенными веревочными маршрутами различной категории сложности. Увидев красивые опушки, пруды, озера, где можно порыбачить, он сразу сказал: «Я хочу здесь жить!» Сбор цветов, ягод, грибов, а зимой – катание на лыжах и снегоходах. Весь год единение с природой и красотой – что может быть лучше?!

http://pravoslavie.ru/143393.html

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества Москва, 25 ноября2009 г. Выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества, открылась 24 ноября в Государственном историческом музее в Москве. Экспозиция открылась накануне конференции «Пути богомольцев», которая пройдет в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Как заявила журналистам во время пресс-показа экспозиции ее автор Елена Юхименко, эта дата - 1000-летие - является «условной». «Рождением» российского паломничества считается хождение в Царьград княгини Ольги в 955 году, но, поскольку отмечать эту дату в 1955 году было невозможно, решено отметить ее сейчас. Выставка построена по «географическому» принципу – она начинается с археологических памятников, а затем знакомит зрителя различными известными местами паломничества – Палестиной, Константинополем, Афоном, Киевом, Троице-Сергиевой лаврой, Соловецким и Валаамским монастырями, а также показывает и другие, менее звучные маршруты – Нилову пустынь, Саров, Дивеево. Директор ГИМа Александр Шкурко на торжественной церемонии открытия сообщил, что выставка является совместным трудом Государственного исторического музея и Паломнического центра Московского Патриархата, а инициатором ее проведения выступает Отдел внешних церковных связей МП. Выставка «далась большими трудами», отметил А. Шкурко, т.к. «есть глубокое понимание паломничества, несущего нравственные начала, а есть музейная культура, которая говорит не столько и не только философскими понятиями, сколько конкретными предметами». И все же удалось соединить множество реликвий, сувениров, документов, фотографий, живописных работ в рамках одной концепции. В этой выставке, кроме ГИМ, участвуют десять музеев и одно частное собрание, в частности, это Русский музей, Третьяковская галерея, музей «Новый Иерусалим», Музей истории религии (Санкт-Петербург), Тульский музей изобразительных искусств. «Здесь представлен маленький срез того, чем владеют музеи в рамках историко-культурного наследия по этой сложной теме», - подытожил А. Шкурко. Он выразил благодарность Министерству культуры РФ, оказавшему помощь в подготовке выставки.

http://pravoslavie.ru/32882.html

За ним помещено удивительное житие отца Тихона, о котором отец Паисий часто рассказывал своим посетителям там, в архондарике под открытым небом на кельи Панагуда. Это житие-синаксарий [ 2 ] занимает двадцать пять страниц. Вслед за ним помещены 55 кратких рассказов, на одну-две страницы каждый, сообщающие о жизни прежних монахов, стяжавших монашеские добродетели в величайшей степени. Последняя часть книги носит название " Возвращение к Богу от земли на Небо " (22 страницы) [ 3 ] и, как я полагаю, является важнейшей во всей книге, потому что содержит часть поучений отца Паисия. В целом книга фактически представляет собою современный Афонский патерик. В России переведена и издана Троице-Сергиевой Лаврой в 1997 г. Там же готовятся к изданию письма о. Паисия. Синаксарии - поучения, содержащиеся в богослужебных книгах. В русском переводе эта часть издана отдельной брошюрой с тем же названием. М., 1997. Глава четвертая. Рассказы и различные случаи Множество рассказов, касающихся отца Паисия, передаются из уст в уста. Естественно, в них встречаются преувеличения, ведь люди так легко ими увлекаются. Но ценность этих рассказов не в проповеди святости отца Паисия, а в том, что слушая их христиане принимают его поучения и исправляют свою жизнь. К сожалению, ныне мы не идем дальше рассказов. Ниже я помещаю интересные рассказы и благодатные случаи, которые имеют непосредственное отношение к отцу Паисию. Отца Паисия посетили два брата, по профессии физики, и беседовали с ним на разные духовные темы. В какой-то момент старец им сказал выразительно: " Вы должны бороться за расщепление вашего атома " , - имея в виду, очевидно, ту борьбу, которую они должны вести за расщепление своего " Я " [ 1 ]. Одно предвидение Беседуя со своими посетителями о будущем марксизма, старец сказал: " У марксизма кутья за кушаком " , - то есть, приближается его конец. И действительно, с 1989 года в коммунистических странах начались бурные изменения. Об одеянии клириков Однажды отца Паисия посетили молодые монахи прогрессивных настроений и говорили ему, что нужно произвести изменения во внешней одежде клириков и монахов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1388...

В январе 1908 года новый редактор «Богословского вестника» А. И.Покровский заключил контракт с типографией Троице-Сергиевой Лавры 338 (а точнее, с Лаврой, т.к. в документе стоит подпись архим. Товии). 14 октября 1909 года состоялось редакционное заседание Совета. Отмечалось, что подписчиков на журнал в 1907 году – 1142, в 1908 году – 1070, в 1909 году – 949. У журнала дефицит в 2 тыс. рублей. Положили сократить: гонорар – до 16 рублей (вместо 25 руб.), оклад редактора – до 480 рублей (вместо 600 руб.), секретаря – до 300 рублей (вместо 360 руб.). При выборах нового редактора (вместо уволенного из академии А. И. Покровского ) Заозерский и Смирнов получили 7 голосов, Голубцов – 0, Спасский – 3, другие – меньше. Секретарем единогласно избрали Россейкина; Заозерский пока не согласился занять пост. Но 11 ноября Совет все же избрал Заозерского редактором журнала (Дневник Беляева, ф. 26). Договор с Лаврской типографией, очевидно, был продлен. А через год, 23 ноября 1910 года, вновь решили увеличить гонорар с 16 рублей до 24 рублей и просить субсидии —35— у митрополита, а в приложении к журналу дать 2 тома Ефрема Сирина . С 1 января 1913 года новый редактор «Богословского вестника» – свящ. П.А. Флоренский – вновь заключил контракт с Лаврской типографией, повторив статьи контракта. В отношении поставки бумаги еще в 1891 –1892 годах был заключен договор 339 с Горбатской писчебумажной фабрикой Г. Способина и Ко 340 . По договору должна была поставляться рояльная бумага, весом 37 фунтов в стопе по 15 коп. за фунт, количеством (на 1892–1893 гг.) от 800 до 1000 стоп, и альбомная бумага (для брошюровки) по цене 17 коп. за фунт в количестве, оговариваемом позже. Доставка на станцию Сергиевская – за счет редакции. Склад академических изданий был на чердаке Чертогов, а меньший, для текущих расходов – под редакторскими покоями. —38— График числа подписчиков на журнал «Богословский вестник» Приведенный выше график заимствован из статьи «Из хозяйственной истории Богословского Вестника за 25 лет» (см. БВ, 1916, 10–12, с. 618, где помещены и другие графики 341 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Синодом были предложены меры внутреннего характера для предотвращения отпадений в католичество и протестантизм, также были указаны определенные методы борьбы с некоторыми сектами. Например, Синод предписал епархиальным архиереям предупредить о надвигающейся пропаганде сектантского общества «Русский Евангельский Союз» епархиальные училищные советы, вменив им в обязанность выявлять случаи обвинений этой сектой различных сторон христианского вероучения на уроках Закона Божия, и указал другие меры к ограждению школ от сектантского влияния Еще в 1908 г. Св. Синод отмечал необходимость улучшения преподавания в духовных школах наук, знакомящих с состоянием старообрядчества и сектантства и их обличением. Определением Св. Синода от 4—9 июня 1909 г. в семинарский курс нравственного богословия была введена тема «Разбор и опровержение социализма». Было указано, что одним из главных средств миссии в борьбе с религиозными заблуждениями является благотворительность. Св. Синод принял особые определения о привлечении монастырей к активной миссионерской деятельности — рекомендовал монашествующим чаще произносить миссионерские проповеди не только в храмах, но и в странноприимницах и под открытым небом, с обязательной раздачей листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Все монашествующие призывались к повышению самообразования, изучению сравнительного богословия и сектоведения, обращая особое внимание на распространенные местные лжеучения. Синод указал на необходимость устроения миссионерских курсов, съездов и школ (для монашествующих и мирян), усиления благотворительности для народа, придав ей организованный вид и миссионерский характер. Требовалось усилить общую церковную дисциплину во всех монастырях и вообще поставить монастыри в наилучшее соответствие нуждам и целям миссии С. 493]. Рекомендовалось привлечение на службу миссии ученого монашества. Обсудив постановления IV съезда по вопросу об апологетическом книгоиздательстве, Св. Синод определил указанные архиеп. Антонием (Храповицким) сочинения («Катехизис противо-хлыстовский» прот. С. Никольского, «Противоштундистский катехизис» еп. Алексия (Дородницына), «Шалапутская община», «Южно-русский необаптизм» и выпускаемые Св. — Троицкой Сергиевой Лаврой «Троицкие листки») рекомендовать как полезные для миссионеров и пастырей; поручить В. М. Скворцову пересмотреть список изданий противосектантской и апологетической литературы и составить общий указатель по миссионерской литературе 269 . Миссиям рекомендовалось иметь типографии, книжные склады, обучать книгонош-миссионеров, устраивать киоски с миссионерской литературой на вокзалах и пристанях, проводить миссионерские курсы. По ходатайству IV съезда в различных регионах страны прошли миссионерские съезды: в июне 1910 г. — в Казани, в июле 1910 г. — в Иркутске (Сибирский съезд) и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Когда раздался набат, я был в доме своих знакомых, прихожан нашего храма. Вскоре туда пришел знакомый монах и успокоил нас, сказав, что пожар пустяковый и его скоро потушат. Действительно, через некоторое время набат прекратился, но затем в него ударили сразу несколько церквей. Сын хозяйки вышел узнать, в чем дело, и вскоре вернулся перепуганный: горели Пятницкая башня и весь верх лаврской стены от башни к Святым воротам. Тотчас же я побежал на площадь. Над Пятницкой башней и над стеной поднимались огромные языки пламени и клубы черного дыма. Пересохшие за лето деревянные стропила, перегородки и j полы переходов полыхали с чудовищной силой. Пожарные команды были бессильны справиться с огнем. С позолоченного купола Святых ворот уже капал расплавленный металл, купол кренился, оплывал, затем рухнул, и пламя взметнулось еще сильнее. В толпе тревожно говорили, что если огонь доберется до академических зданий, то на воздух взлетит вся Лавра: в Электроакадемии хранились взрывчатые вещества... Через Успенские ворота мне удалось пробиться внутрь. Там, возле академической библиотеки, я встретил бледного К.М. Попова. – Константин Михайлович, что делать? Как спасать библиотеку? – обратился я к нему, думая не только об академической, но и о «своей» библиотеке. – Если пожар пойдет дальше по стенам, то огонь перекинется и к нам! – He знаю, не знаю... – растерянно ответил он мне. – Я закрыл глухие металлические ставни в центральной части библиотеки, где рукописный отдел и самые ценные книги. Может быть, так удастся их спасти. Об остальных залах даже подумать страшно! Ведь большинство окон глядит на стену, а их нечем закрыть. Теперь вся надежда на милость Господню... И он истово, с верой перекрестился. Вместе с другими сергиевскими жителями я встал качать воду. Через два часа пожар удалось остановить, a потом и потушить. Пламя уже не бушевало. Шел только густой дым, и тлели залитые водой стропила. На следующий день пожар возобновился. На этот раз орели Красные торговые ряды перед Лаврой и чуть подальше – Белые торговые ряды, стоявшие на том месте, где теперь находятся Институт игрушки и кинотеатр «Мир».Они сильно обгорели. Пожар был страшен настолько, что приезжали пожарные команды из Мытищ и Александрова. Если бы не эта помощь, из-за сильного ветра могла выгореть вся северная часть Сергиева.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Все подробности внешнего оформления церковных, особенно, рядовых книг расчитаны были на сохранение долговечности книг, на потомственную передачу их из поколения в поколение, из века в век. Высокая стоимость их усугублялась благоговейным почитанием всего церковного. Эти же основания лежали и в основе хранения книг в церквах и на клиросах. Книги хранились в шкафах и аналоях, на деревянных полках, и всегда в стоячем положении, в плотных рядах, прижатые друг к другу, но отнюдь не внавалку в лежачем состоянии друг на друге. Ряды книг на полках располагались о левого края нижней полки, в порядке важности их для ежедневного богослужения, начиная с апостола и октоиха, причем многотомные стояли вместе друг около друга. По тиснениям на корешках легко было отыскать и вынуть нужную книгу. Если же на корешках не было названий (когда ветхие переплеты заменялись новыми), то обычно составлялась под номерами опись книг всего шкафа, а на корешках наклеивались номерочки этой описи. И в этом случае, отыскав в описи требуемую книгу, по ее номеру легко найти книгу в шкафу, где на беленьких наклейках на корешках номера книг резко бросались в глаза. Аналои церковные всегда имели приподнятую заднюю сторону, чтобы книга лежала в наклонном положении и чтобы чтец стоя читал по ней, а не ложился бы на нее, как на лежащую на ровном столе. Клиросные аналои иногда бывали очень широкие, чтобы рядом поместить две и три книги для одновременного чтения, например, канонов по октоиху и минее. К сожалению, надо признать, что пользование церковными книгами, даже на клиросах, не всегда сопровождалось культурными приемами. Рукописные и старопечатные книги почти не сохранились в первоначальной своей цельности и неповрежденности. Только в таком исключительном месте, как ризница Троице-Сергиевой Лавры, книги сохранились и уцелели почти в неповрежденности, прожив на свете целые века вместе с Лаврой. Большинство рукописных и старопечатных книг пострадали от времени и некультурного обращения. Современные государственные книгохранилища мирового масштаба, и особенно наши всесоюзные библиотеки, ввели особый режим для хранения и для пользования этими книгами, во избежание дальнейшей порчи их и окончательного уничтожения и потери навсегда этих памятников культуры минувших столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

—106— тора, вам посылаю» 2997 . Это слово, напечатанное и в академическом журнале (в Прибавлениях к Творениям Св. Отцов за 1847 г. ч. V, стр. 373–378), исполнено того же духа благоразумной осторожности и в тоже время внушительного напоминания о предохранении от губительной болезни, как и вышеприведенное предписание, и поучая о причинах и целях ниспосылаемых от Бога людям общественных бедствий, ясно указывает на грозящую опасность от одного из таковых бедствий, – губительной болезни, которая «вошла в пределы отечества нашего исшед из той же, как прежде, чуждой страны» и дает наставления о предохранении от нее, пока она еще не коснулась Москвы и Московской области. «Да не медлим, – наставлял вития здесь между прочим, – прибегать к Богу с молитвой, частью о избавлении братий наших, чад единой Церкви и единого отечества, которых уже постигло скорбное посещение, частью о себе самих, да не приближится к нам Ангел смерти, или да не отягчит руку свою» 2998 . И в Лавре с Посадом Сергиевым также как в Москве и других местах Московской области, усердно молились Богу о сем, согласно предписанию настоятеля Лавры. Мало этого, в октябре того же 1847 года здесь предпринят был, по усердию братии Лавры и жителей Посада, крестный ход, и не вокруг только обители Преподобного Сергия, а и вокруг всего Посада, с молебнами и остановками для коленопреклоненных молений на площади пред Лаврой и на известных местах в Посаде и в окружности его. По донесении митрополиту о таком предположении, митрополит Филарет писал наместнику Лавры от 14 октября: «Молитвами Преподобного Отца нашего Сергия Господь да благословит и сохранит вас, о. наместник, и братию здравых и спасаемых, и обители во благосостоянии. Крестный ход устроить около Посада доброе дело. Желательно, чтобы сие было с усердием обывателей. Но я боюсь за вас, если —107— после недавней болезни 2999 возьмете на себя большой труд. Или предоставьте другому из архимандритов, если чувствуете себя не совсем здоровым, или дойдите из Лавры до которой-нибудь церкви и, оставшись в ней, предоставьте продолжать ход другому, а вы можете встретить его в Лавре».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010