Святейший Патриарх Кирилл много говорит о значении монашества в деле просвещения народа, в деле духовного окормления, о том, что монастыри должны быть вовлечены в решение проблем, которые есть в обществе, — в просвещение, в воспитание детей и молодежи. Но все это невозможно, если монахи оторвутся от молитвенного делания. Все-таки духовная сила, некая «инаковость» жизни должна быть засвидетельствована в их внутреннем опыте. Иначе люди скоро поймут, что монашествующие не имеют личного опыта предстояния пред Богом и самопознания, исходя из которого они и могут что-то подсказать другим, дать духовное, душеспасительное наставление. — А каково участие Троице-Сергиевой лавры в тех сферах общественной жизни, о которых Вы упомянули? — В первую очередь у нас большая молитвенная деятельность, которая выражается в непрестанном служении молебнов, суточного круга богослужений и Божественной литургии. Причем мы сейчас умножаем число Литургий, ввели праздничную службу в 9.30, чтобы люди после трудной рабочей недели могли приехать с детьми. Для детей у нас в целом много всего организовано: военно-патриотический клуб «Пересвет», воскресная школа при Московской духовной академии, воскресные школы при подворьях, мастер-классы в свечной и керамической мастерских. Есть школы и гимназии, учрежденные Лаврой. Мы окормляем военных в Сергиево-Посадском филиале госпиталя имени А.А. Вишневского — в основном силами Черниговского скита, но в последнее время подключили и братию самой Лавры. Братья исповедуют, причащают, поддерживают людей, которые ранены и телесно, и психологически. Это, конечно, непростая работа. Ездят наши иеромонахи и в больницы Донецка: по два человека на две недели. Это также служение раненым, направленное на то, чтобы они нашли духовные опоры, которые помогут им потом, в мирной жизни. У них после физической битвы начинается еще битва духовная: как не пасть духом, остаться в обществе, найти себя, не стать инвалидом в изначальном смысле слова (invalidus — «бессильный»). Есть у нас социальная служба, которая ведет многоплановую работу. С помощью местных чиновников и благотворителей скоро должна начать работу благотворительная столовая для неимущих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6059429...

Архив Пн Монашеству надлежит учиться всю жизнь 20 января 2015 г. 13:35 Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятель московского подворья Оптиной пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в интервью сайту «Монастырский вестник» рассказал о предстоящей работе монашеского направления XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. — Отец Мелхиседек, 22-23 января в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы начнет свою работу направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». Синодальный отдел по монастырям и монашеству на протяжении трех лет выступает организатором этого направления. Скажите, какие задачи стоят на этот раз перед участниками предстоящего форума? — В Патериках мы читаем, что главное делание монахов — это исполнение заповедей Божиих, покаянная молитва и вопрошение старцев. Монашеское направление Международных Рождественских чтений, как и другие наши форумы, по сути, и есть вопрошение старцев, людей, умудренных опытом духовной жизни, — с Афона, из Греции, с Кипра, из Франции, Германии, Великобритании и других уголков земного шара. Кто-то мудрый сказал, что все знает только невежда. Для монашествующих жизнь по совету — необходимая составляющая духовного подвига. Общение с игуменами, игумениями, духовниками монастырей дает нам возможность узнавать новое, полезное не только из книг, но и из личного духовного опыта этих людей. Один из наших богословов сказал, что все последователи Христовы назывались Его учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. А учиться, в том числе и монашеству, надлежит всю свою жизнь. В Киккском монастыре, который по своему значению для Кипрской Церкви сравним со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой для России, символом обители является пчела. У этого символа есть, конечно, своя история, но общежительные монастыри вообще часто сравнивают с пчелиным ульем. Пчелы — общественные (социальные) насекомые, они живут большой семьей, в которой есть глава, строго распределены обязанности между всеми членами. Монаха тоже нередко сравнивают с пчелой. Пчела собирает нектар с цветов и перерабатывает его, чтобы получить мед. Подобно пчеле, инок призван брать все доброе из внешней среды, с которой соприкасается. Монашеское общение на форумах такого уровня — это и есть собирание духовного нектара. Удобство для нас заключается в том, что нам не приходится, образно говоря, летать за нектаром: цветы приносят на нашу землю, и «пчелам» надо только выбрать необходимое, чтобы перенести в свои ульи.

http://patriarchia.ru/db/text/3956788.ht...

И еще: пусть сам праздник именин будет отличаться тишиной, а не разгульным весельем до упаду. Такая тишина очень желанна каждому из нас, просто мы не всегда себе в этом признаемся. И если мы идем на взрослые именины, тоже неплохо об этом помнить. Начать трапезу с молитвы святому, поговорить о чем-то высоком и уж, конечно, не опуститься в этот день до банального «Наливай!». Мы закладываем традицию – с нас особый спрос. Знаю одну маму. которая каждые именины привозит своего мальчика в Троице-Сергиеву лавру. Мальчика зовут Сергий. В этот день он прикладывается к мощам преподобного Сергия и просит его о чем-то своем, потом они кормят голубей на площади перед Лаврой, набирают воду в святом источнике. Потом десятилетний Сережа одаривает денежкой нищих. Они возвращаются домой поздно и очень устают, сил на застолье уже не остается. Но его и на другой день перенести не грех – так и делают. В ближайшее воскресенье приходят к Сергею принаряженные Настеньки, Кириллы, Дениски. Они уже знают, как вести себя на именинах, Сережина мама научила. Зажигается лампада перед иконами, сам именинник читает коротенькую молитву своему святому: «Моли Бога о мне, Святый угодниче Божий Сергие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». А уж после молитвы – за стол. Сережина мама большая мастерица печь пироги и изобретать салаты. Каждый день в Русской Православной Церкви посвящен памяти какого-то святого. И каждый день есть у нас именинники. Наверное, надо напоминать друг Другу, если засуетимся да зазеваемся, – скоро у тебя именины, не забудь. Что значит это «не забудь»? А то и значит, что надо, отложив кесарево, отдать Богово Богу. Надо поднять голову от земли к небу, туда, где наш покровитель, как и мы, ждет своего праздника. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинника со своим покровителем. Так разве вправе мы эту связь нарушать? Вот и будем готовиться к светлому дню Ангела. Как? Традиционно. Ничего нового изобретать не будем. А будем шить именинные наряды. Летящие юбки с оборками и без оных, умопомрачительные блузки, костюмы как классических, так и смелых форм. И платья, платья, платья… «Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить». Чем утешить умирающего?

http://azbyka.ru/ukazhite-mne-kraj-gde-s...

- Как же, однако, вышла сама книга? - Теперь-то я и сам вижу и удивляюсь, как всё тогда произошло быстро да гладко. Оставив «Наш современник» и поработав недолгое время редактором и составителем «Града-Китежа», я был приглашен в православное издательство «Посад» (впоследствии «Отчий дом»). Владельца его М. Шкатова очень заинтересовало мое собрание пророчеств, еще более разросшееся к тому времени. Не веря своим ушам, я получил от него предложение издать книгу. Внутренне нисколько не веря этому, я, тем не менее, осуществил набор книги. Компьютера у меня не было. Печатал на пишущей машинке дома на табуретке, резал, склеивал, относил к наборщику. Вдогонку приносил еще листочки с новыми выписками. Так слагалась книга. Когда всё было выведено на бумагу, поехали за благословением. М. Шкатов сотрудничал с Троице-Сергиевой Лаврой, и потому отправились к архимандриту Кириллу (Павлову). До сих пор помню этот солнечный день, улыбающегося старца, спросившего: «А не тот ли это Фомин, который опубликовал статью в «Нашем современнике»?.. Мы ее благословили размножить и раздали монахам...» Отец Кирилл с заметным желанием взял захваченную нами с собой распечатку, сказав, что будет читать сам. Угостил нас конфетками. И на самом деле, старец прочитал всю книгу, держа связь с нами через своего келейника. И до сих пор в моем архиве сохранился тот экземпляр с пометками о. Кирилла, пусть и немногочисленными, но весьма мне дорогими. - Какие о. Кирилл сделал замечания, что отверг? - Как это ни странно, ничего существенного. Интересно, что наш посредник (в то время, кажется, еще иеромонах), ссылаясь на известные Ветхозаветные тексты, высказывался в смысле второсортности «Царства». Я не возражал: пусть напишет об этом в предисловии. Он и написал, потом даже прочитал текст мне. Но о. Кирилл вычеркнул эти абзацы. Я сам видел это, держал листки в руках. Наконец, книга была сверстана, вычитана, правка внесена, художественное оформление принято. Однако за день или два до отправления в типографию произошла следующая история, перенести которую сравнительно легко позволило мне то обстоятельство, что, несмотря на весь внешне благополучный ход дела, я действительно ни минуты не был уверен, что книга выйдет. Ведь как автор-составитель я лучше других знал ее содержание. Она просто не могла быть издана, но и сделать ее «проходимой» я не мог, не имел на это никакого права.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Временами шутливые «строгости» отца Алексия предваряли его благодеяния, играл, так сказать, на контрастах. Примерно в 2000 году на Рождество он пришел в лаврский Паломнический центр, заглянул в комнату женщин-экскурсоводов и стал наводить «порядок»: «Так! Матушки, этот стол мне не нравится – убрать! Шторы – задернуть, свет меня раздражает! Все эти сумки, вещи тоже убрать!!!..» Сестры-экскурсоводы поразились: «Что это с ним?..» Но вдруг Алексий сразу, без перехода начал играть наизусть Рождественскую сценку с вертепом! В одном лице изобразил все роли. Когда же представление завершилось, зрительницы смотрели на него, как малые дети. Смотрели и не верили, что все уже кончилось, невольно хотелось спросить: «А что дальше?..» 35 Отец Алексий очень любил Троице-Сергиеву Лавру. При возможности своей любовью к родному монастырю и его основателю, Преподобному Сергию, старался поделиться с гостями. Кому посчастливилось услышать его рассказы, забыть их уже не могли... Так, водил по монастырю своих хороших знакомых, были в Патриарших покоях. С каким достоинством и любовью Алексий рассказывал обо всем! Впечатление осталось на всю жизнь, а воспоминаниями об этой экскурсии делились с самыми близкими людьми. В Алексии было много почти детской непосредственности, человеколюбия, какой-то истинной радости бытия – радовался каждому дню. Речь свою, особенно раньше, пересыпал украинскими словами, поговорками... Приезжали монахини из женских монастырей, чаще всего из Дивеевского. Их тоже Алексий старался познакомить с Лаврой. Но сам редко мог это сделать. Как правило, находил хорошего экскурсовода и объяснял ему, какие это матушки, как кого зовут, кто чем занимается. Предупреждал, если у кого-нибудь случилась беда. Старался матушкам принести наибольшую духовную пользу и утешение. После одной из таких поездок сестры, вернувшись в Дивеево, рассказывали матушке Варваре: «Мы такого экскурсовода, как отец Алексий, еще не видали». Но поделились и огорчением: один архимандрит в их присутствии принялся над Алексием насмехаться, стал как-то нехорошо говорить о нем. При встрече с сыном матушка попыталась выяснить:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забыл прибавить: вчера о. Федор сообщил еще, что 1 тыс. руб. [тысяча рублей] получена для Миссии от г-жи Гранье из Ростова-на-Дону, и 1 тысячу пожертвовал В. И. Сушкин, брат Афонского о. Макария; эти деньги сам г. Сушкин скоро и пошлет, если не послал уже. Слышал еще Ф. Никол. [Федор Николаевич], что 1 тысяча пожертвована Киевским Митрополитом 11 и 1 тысяча – Троицко-Сергиевской Лаврой, но где эти деньги, не знает. 14 сентября 1879. Пятница. Воздвижение Утром зашел познакомиться Афонский иеромонах, о. Арсений. Что за добрый и благожелательный человек! Был на поздней обедне в Соборе; певчие пели превосходно. Выходя из Собора, случайно познакомился с Иваном Петров. [Петровичем] Корниловым, Почетным Опекуном, членом Совета Министерства народного просвещения, который очень заинтересовался Миссией и тут же пригласил к себе на обед в 5 час., сказав, что у него будет брат, член Государст. Совета. После обеда заехал к о. Феодору, чтобы взять экземпляры рапорта, один из которых обещался доставить Корнилову; от него был у графа Путятина, которого со всем семейством не оказалось в Петербурге, – у графини М. Вл. Орловой-Давыдовой, которой тоже не оказалось в Петербурге, наконец, у Ламберт – графини Елис. Егоров. [Елисаветы Егоровны]. Безукоризненно добрая женщина! Как я был неправ пред о. Владимиром, не доверяя его рассказам о добрых людях Петербурга. Заржавели мои убеждения о людях! Нужно будет покаяться пред о. Владимиром, который своею молодою душою принимал впечатления так, как они есть, – в добре прямо видел добро, без всяких экивоков и вычуров, которые мы, люди пожилые, любим величать опытностью, состоящею иной раз ни более ни менее, как в грязных, запылившихся очках. Графиня Ламберт, еще не выходя ко мне, уже припрятала в кармане 500 руб., которые в течение разговора и передала – на книги для Миссии, упомянув, что на храм 1000 руб. она отвезла Высокопр. Исидору, прося его заняться дальнейшим сбором, а еще 500 руб. пожертвует на женское училище. Видел и мужа ее, больного генерала. В 7-м часу прибыл к Корнилову, намеренно опоздав к обеду, так как голова болела, и я же не обещался безусловно прибыть к обеду. Весьма любезно приняли и с глубоким интересом слушали о Миссии. Брат, Феодор Петрович Корнилов, дал адрес и просил быть у него также. Здесь же был Петр Андреевич Гильтебрандт, редактор «Древней и Новой России», обещал помочь статьею и заказал написать о политической важности Миссии в Японии – для ноябрьской книжки. Встретился еще здесь с моряком Скворцовым, бывшим флаг-офицером адмирала Штакельберга. Все сочувственно относятся и все молвят истинно теплое слово в пользу Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Антонии со ста почти до пятисот) за ними трудно было уследить, позволяли себе выходить и за границы приличия. Тяжелое бремя управления Лаврой усугублялось ещё более болезнью ног, давно мучившей наместника, не щадившего себя и выстаивавшего долгие службы, а в последние годы просившего выносить себя к службам на руках. После своей блаженной кончины о. Антоний был погребен в притворе Духосошественской церкви, как бы в ногах у покойного митрополита Филарета, кончину которого он пережил тяжело, чувствуя себя осиротевшим. Приложение к примечанию 6 Письмо архимандрита Антония проф. С. К. Смирнову 20 Милостивый Государь Сергей Константинович! 21 Взгляните снисходительно на мою мысль, не будет ли она достойна труда Вашего литературнаго. Как в московских ведомостях, в северной почте, вероятно и в иных журналах печатаются современные Адреса и даже до сих пор продолжа[ю]ется. Высказывается в них русское сердце Государю, и всему отечеству. Мне думается, полезно бы было собрать все оные Адреса в один Сборник в виде свода. Тождественныя мысли соединять с означением, какому принадлежат они Обществу и губерниям. Мысли и изъявления хорошо рисующия особыя чувства русских так цел[ь]но и ставить. Ведь это изъясняет отклики ру[с]скаго народа, как в настоящее время, так и дела грядущих времен. В XVI-м веке или в начале XVII-ro скудныя воззвания противу преобладания Польши, мы сердечно ищем проявить и они потеряны. Мне кажется, такой Сборник будет драгоценным и полезным чтением для каждого русского. С помощью его каждый может поверить свои мысли и чувства – так ли они русские, как изображен в Адресах отклик истинно русских сынов благословенной России. Подумайте и употребите Ваш труд на это дело прекрасное и полезное для каждого русского, и я уверен, что Вы вознаградитесь живейшею благодарностию от каждого истинно русского человека. Читать в газетах и повторять, а иногда и сличать – очень трудно и надо кучу листов иметь под руками с посторонними сведениями, а Сборник Адресов может быть не очень большою книжицею, даже настол[ь]ною, где желающему удобно пересмотреть и проверить разнообразие высказанного со своими мыслями, и приложить их к тому или другому Обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Большинство русских паломников, желая поскорее удовлетворить благочестивому стремлению, вызвавшему их на далёкое путешествие в Св. Землю, обыкновенно отправляются во Святой Град в тот же самый день, едва лишь передохнув в Яффе от долгого плавания по морю. Сравнительно немногие, желая предварительно осмотреть все, что есть достопримечательного в первом уголке Святой Земли, самое путешествие из Яффы в Иерусалим совершают, не торопясь, а с остановками для осмотра лежащих на пути мест, славных по событиям, описанными в Ветхом и Новом Завете. Способы путешествия от Яффы до Иерусалима различны, и каждый паломник может выбрать тот из них, который наиболее соответствует его благочестивому чувству, обстоятельствам, или материальным средствам. Прежде всего из Яффы в Иерусалим можно пройти – per pedes aposmolorum – пешком, следуя примеру апостолов. Расстояние между Святым Градом и его гаванью не превышает 60–65 верст, т. е. представляет почти такое же расстояние, как между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Все время дорога идет по прекрасному для Востока шоссе, и сбиться с неё нельзя, так как вдоль её идут телеграфные столбы с проволокой, и нет никаких шоссейных ответвлений. При таком способе путешествия, всего лучше вещи сдать в русском консульстве в Яффе для пересылки их в Иерусалим, что обойдётся от 40 до 50 коп. за пуд. 10 В случае, если пеших паломников наберется несколько, для перевозки вещей можно нанять в складчину одного ослика с погонщиком, который и идет с вещами за паломниками. Осел несет на себе около 4½ пудов и обходится от 1½ до 5 р., смотря по времени года и наплыву богомольцев. Этот способ доставки вещей еще удобнее, чем первый. Второй способ путешествия из Яффы в Иерусалим заключается в том, что путники отправляются верхом, на лошади, муле или осле. Опять, смотря по времени года и количеству прибывших поклонников, цена этим животным различна: от 3 до 10 р. за лошадь, от 3 до 8 р. за мула и от 1½ до 5 р. за осла. Если поклажи не много, то ее можно взять с собой на верховое животное, привязав ее на седло, в противном случае необходимо нанять особого осла. За животным всегда следует погонщик, который, разумеется, отдельно не оплачивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!» С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой. Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику. Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы». Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания. Продолжение следует Рейтинг: 9.9 Голосов: 3207 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Объявление о сборе денег на издание книги и создание интернет ресурса Готовится к изданию книга иерея Алексия Кнутова и Владимира Немыченкова «Актуальные проблемы современного иконопочитания и рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» (объем текста более 5 авторских листов). Фрагменты из этой книги были опубликованы на сайте Православие.Ru и вызвали живой отклик читателей. Для подготовки макета и тиражирования издательство просит от авторов софинансирования в размере свыше 100 тыс. руб.

http://pravoslavie.ru/119929.html

– Я искала истину с детства. Искала в папиной философской библиотеке, у древнегреческих мудрецов, в экстрасенсорике, даже в музыке... Все слушали " Ласковый май " – она, рыжая девочка-подросток, ходила в консерваторию... А нашла свою истину в храме . – Мне хотелось что-то отдать Богу, отблагодарить за эту радость... Священником я стать не могла и стала просить, чтобы ОН послал мне человека, который будет служить у его престола – а я буду служить ему. Семинариста Даниила Сысоева, сына скромного московского священника, привели к ней в гости на студенческую вечеринку друзья. " Он не понравился мне с первого взгляда, но позже, как по вдохновению, стало понятно, что вот он, тот, кого я вымаливала " . Семья, восходившая корнями к митрополиту Филиппу, была против: Юлю пытались посадить под домашний арест, грозили возить в институт с охраной... Они обвенчались тайно, сняли квартиру в Сергиевом Посаде, рядом с Лаврой. Сысоева рукоположили. Направили на служение в Москву. И он стал у престола Божия, а она служила ему. Воспитывала детей. Работала. Танцевала ирландские танцы, ездила на автогонки, шила для храма , писала записки попадьи о том, приличествует ли матушке садиться за руль, испортил ли батюшку квартирный вопрос и почему священники не любят кагор. Забирала мужа после поздних служб из храма . Днём пила чашу своего одиночества: это был её крест. – Выпросила – терпи... При рукоположении в сан с пальца священника снимают обручальное кольцо – в знак того, что теперь семье он принадлежит уже во вторую очередь. Сначала я видела в этом лишь символ, и только потом пришлось принять то, что муж-священник живёт не ради семьи. Последние 2 года мы почти не видели отца Даниила, детям совсем не доставалось его внимания – он всё время спешил, работал без отпусков и выходных, как будто боялся не успеть... Отец Даниил Сысоев миссионерствовал. Нёс слово Божие так, как он понимал его, в переполненном Вавилоне российской столицы, проповедуя иноверцам и обращая в христианство мусульман. Торопясь – ибо сколько ещё гастарбайтеров становились на намаз в спальных районах Москвы... Ему угрожали – он смеялся. " Он и так знал, что скоро умрёт " . О чём не раз упоминал в своём интернет-блоге. И молил, чтобы она, смерть, была мученической, блаженной...

http://religare.ru/2_89766.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010