Юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, проходит под девизом «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище...». Юбилейные мероприятия состоятся не только в Звенигороде и в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. На заседании подчеркивалось, что преп. Савва считается одним из святых покровителей военно-воздушных сил России, а гарнизонный храм в главном штабе авиации и противовоздушной обороны под Москвой освящен по имя преп. Саввы. Представители этого военного ведомства также примут участие в торжествах. Как было заявлено ранее, организаторы торжеств стремятся не только почтить память основателя Саввино-Сторожевской обители и осветить высокое значение пастырского подвига преподобного Саввы в развитии русского православия, но и вновь обратить внимание широкой общественности на важную роль, которую играл Звенигород – вотчина наследников московского великокняжеского престола – в истории государства Российского. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, обитель преп. Саввы многие столетия являлась сакральным фундаментом Руси, одним из мест, с которыми связаны важнейшие страницы становления отечественных традиций и духовного развития. По словам предстоятеля Русской Православной Церкви, намеченные торжества призваны послужить «укреплению единства российского общества и обретению исторической памяти нашего народа». Присутствовавший на заседании Попечительского совета спикер Госдумы РФ Борис Грызлов также отметил: «Торжества напомнят о ярком служении св. Саввы Сторожевского отечеству и вызовут мощный резонанс в обществе». Он предложил организовать в апреле круглый стол в Госдуме на тему «Преподобный Савва Сторожевский и Звенигород в истории России». По окончании заседания Попечительского совета был устроен праздничный вечер, который открыл заместитель председателя Синодального отдела по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами, игумен Савва (Молчан). Он рассказал, что является уроженцем Звенигорода, родился в деревне неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря и с детства слышал рассказы о его святом основателе. Сейчас для игумена Саввы, в первую очередь, важна роль преп. Саввы как покровителя воинства. «Сейчас, когда в России формируется институт военного духовенства, перед нами должен встать портрет настоящего военного священника», – отметил он. Лучшим образом для современных капелланов может служить именно преп. Савва Звенигородский, считает выступавший.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято–Духов (не Духовский) монастырь, Белогорский монастырь. Слово «Лавра» традиционно пишется с прописной буквы: Троице–Сергиева Лавра, Киево–Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра; 8 с прописной буквы пишутся и все слова в названии Святой Горы Афон (Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Со строчной буквы пишется слово «пустынь»: Оптина пустынь, Акатова пустынь и др. Примечание. С начала девяностых годов в России стала повсеместно входить в обиход практика присоединения к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» через знак дефиса. В официальных документах, на страницах церковной, а затем и светской печати начали упоминаться Свято-Казанские, Свято-Андреевские, Свято-Успенские, Свято-Архангельские храмы и обители. Между тем эта практика является нововведением, не укорененным в православной русской традиции. Если обратиться к дореволюционным письменным источникам, в том числе древнейшим памятникам, то ни в одном из них мы не встретим подобного сочетания. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева Лавра (наряду с Троице-Сергиевой Лаврой), Хотя, это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина «Святая Троица», Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра. Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь и Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхове, основанной, по преданию, тем же покаявшимся разбойником Оптой: Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Валаам: остров Преображения Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь 24 сентября, 2016 Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь «Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева. История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. Д. С. Лихачев Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам , который недаром монастырский гимн называет дивным. Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

Как правильно? Скачать epub pdf «Свято-» в названиях храмов и монастырей Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100). Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015. АллилуЙя или аллилуИя? По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилу й я. Боговдохновенная или Богодухновенная Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее. БожИя или БожЬя? С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления. Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях: – Божия Матерь – Божия благодать – Божия помощь верующим Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях: – божья тварь – божья коровка – птичка божья То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий: – муж. р., род. п.: Бож ьего и Бож ия , – муж. р., дат. п.: Бож ьему и Бож ию , – ср. р.: Бож ье и Бож ие,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/k...

В храме Христа Спасителя пройдет выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы» Москва, 12 ноября 2008 г. В музее храма Христа Спасителя открывается выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы» в рамках Московского международного музейного Форума «Род. Семья. Отечество». Организаторами выставки наряду с «Музейным объединением «Музей истории Москвы» являются Музей – квартира священника Павла Флоренского в Москве, созданного трудами игумена Андроника Трубачева – внука П. Флоренского; московские представители рода Амфитеатровых. Представлены также материалы из Государственной публичной исторической библиотеки, Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академиии, Издательского Совета Русской Православной Церкви. Две родословные, о которых повествуют материалы выставки, посвящены замечательным ярким личностям, русским духовным деятелям: священникам Павлу Флоренскому (1832 – 1937) и Валентину Амфитеатрову (1836 – 1908), сообщает сайт « Музеи России» . Выставка состоит из двух тематических разделов. Первый посвящен родословной Павла Флоренского. Дед П.А. Флоренского по отцовской линии, закончив духовную семинарию, священником не стал, учился в Военно – медицинской академии и служил военным медиком. П.А. Флоренский, напротив, в юности стремился к занятиям наукой и поступил на физико – математический факультет Московского университета, однако в поиске опоры в жизни, он в 1904 г., поступил в Московскую Духовную академию и с тех пор его жизнь навсегда оказалась связанной с ТроицеСергиевой Лаврой. В 1911 г. он стал священником, а в 1915 г., во время первой мировой войны, исполнял пастырские обязанности в санитарном поезде. Был редактором журнала «Богословский вестник». Его богословские труды прокладывали дорогу интеллигенции к православному священству. Сегодня священник Павел Флоренский известен как выдающийся православный мыслитель начала ХХ в., богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой Лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший своё время. В 1918 – 1933 г. он подвергался систематическим преследованиям и аресту по ложному обвинению, а в 1937 г. был расстрелян.

http://pravoslavie.ru/28237.html

О родословных Флоренских и Амфитеатровых расскажет выставка в Музее Храма Христа Спасителя 11 ноября 2008 г. 18:10 В Музее Храма Христа Спасителя 12 ноября открывается выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы» в рамках Московского международного музейного Форума «Род. Семья. Отечество». Организаторами выставки наряду с «Музейным объединением " Музей истории Москвы " » являются Музей-квартира священника Павла Флоренского в Москве, созданный трудами игумена Андроника (Трубачева) — внука П. Флоренского; и московские представители рода Амфитеатровых. Экспонируются также материалы из Государственной публичной исторической библиотеки, Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии , Издательского Совета Русской Православной Церкви. Как сообщает сайт «Музеи России», две родословные, о которых повествуют материалы выставки, посвящены замечательным ярким личностям, русским духовным деятелям: священникам Павлу Флоренскому (1832-1937) и Валентину Амфитеатрову (1836-1908). Выставка состоит из двух тематических разделов. Первый посвящен родословной Павла Флоренского. Дед П.А. Флоренского по отцовской линии, закончив духовную семинарию, священником не стал, учился в Военно-медицинской академии и служил военным медиком. П.А. Флоренский, напротив, в юности стремился к занятиям наукой и поступил на физико-математический факультет Московского университета, однако в поиске опоры в жизни, он в 1904 г. поступил в Московскую духовную академию и с тех пор его жизнь навсегда оказалась связанной с Троице-Сергиевой лаврой . В 1911 г. был рукоположен во священника, а в 1915 г., во время Первой мировой войны, исполнял пастырские обязанности в санитарном поезде. Был редактором журнала «Богословский вестник». Сегодня священник Павел Флоренский известен как выдающийся православный мыслитель начала ХХ века, богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший свое время. В 1918-1933 гг. он подвергался преследованиям и аресту по ложному обвинению, а в 1937 г. был расстрелян.

http://patriarchia.ru/db/text/487520.htm...

Когда сестрам с иконописного послушания поручили написать икону Собора Дивеевских святых, которой прежде не существовало, создать иконографию им помогли иконописцы Троице-Сергиевой лавры . Там, где не было фотографий святых мучеников, пользовались описанием их внешности из следственных дел. Все, кто посещает Троицкий собор, могут увидеть большую икону Собора Дивеевских святых в иконостасе перед правым клиросом. Эту иконографию используют теперь и другие иконописцы. Сегодня туристы — завтра паломники Дивеево — один из самых посещаемых монастырей России наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Оптиной пустынью , Валаамом . В праздничные дни очередь к мощам преподобного Серафима может начинаться от колокольни, люди стоят по два-три часа. Но, как ни странно, шум и суета, бесчисленные группы экскурсантов не мешают насельницам. «Они же приезжают к батюшке Серафиму. И раз он их позвал, значит, они ему нужны здесь», — говорит мать Марфа. «С паломниками общаются те сестры, которые принимают их в гостевых домиках, в паломническом центре, кормят или следят за порядком в храме, — дополняет мать Макария. — На других послушаниях у нас меньше контактов с приезжающими. Но мы видим, что с каждым годом все больше людей бывает в Дивееве. Причем едут всей семьей, особенно в выходные, в дни государственных праздников. И это, конечно, нас радует». По словам старшего священника Владимира Каргина, среди посетителей монастыря есть люди всех национальностей и профессий, разного материального положения и духовной зрелости. И не только из России. Они едут именно в Дивеево, к преподобному Серафиму. «У одного крепкая вера, и его притягивает сюда благодать, а у другого она только начинает зарождаться, он на пути к Христу. Он как турист приехал, просто полюбоваться архитектурой, и вдруг подходит к священнику и говорит: " Я хочу исповедаться " . Первый раз в жизни хочет исповедаться, а ему уже 50 лет. И получается, что сегодня он — турист, а завтра — паломник. Людей притягивает сюда благодать со всех уделов Пресвятой Богородицы. Человек эту благодать ощущает, его душа успокаивается, мысли приходят в порядок. Какими путями Господь их сюда приводит, мы не знаем. Бывает, что человек один раз приехал что-то попросить, а потом приезжает уже поблагодарить».

http://e-vestnik.ru/reports/diveevo_vlit...

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Композиция, в целом, сходна  с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое). ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7 (20) ноября 1937 года. Священномученик Кирилл – виднейший деятель Церкви, высокообразованный богослов, мудрый и любящий пастырь. На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности. Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы. Это заключительный аккорд, достойно завершающий драматическую сюиту композиций, впервые в церковном искусстве целостно представляющих и прославляющих беспримерный в истории подвиг Русской Церкви в поистине смертельной борьбе с силами ада, не смогшими одолеть святых Божиих.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

В храме, исполненном в стиле древней базилики, установили белый мраморный иконостас, сооруженный И.А. Орловым, паникадила, сосуды в русском стиле. Стены украсили мраморными досками, на которых вырезали имена великого князя Сергея Александровича и верных долгу и присяге граждан и воинов, убитых в разных концах России, всего 2000 имен. Москвичи называли этот список мартирологом убиенных охранителей русской самобытности и гражданственности. Иконы написал придворный иконописец В.П. Гурьянов. Вверху иконостаса поместили мозаичную копию Лика Спасителя, исполненную В.М. Васнецовым для усыпальницы при церкви лейб-гвардии Семеновского полка. Местные иконы украсили шитьем из золота, ризами, исполненными инокинями Старочеркасского Ефремовского Донского монастыря. По углам иконостаса в киотах из белого мрамора расположены две большие иконы: преподобного Сергия и святителя Николая, принесенные в дар Троице-Сергиевой Лаврой. Достопримечательностью церкви была плащаница, созданная монахинями Алексеевского монастыря по рисунку В.М. Васнецова. В 1909 году на освящение храма прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна. На площади перед началом освящения были выстроены войска от всех частей московского гарнизона для участия в церковном параде. В церковь внесли знамена всех воинских частей, приглашенных участвовать в параде. К освящению храма наряду с Елизаветой Федоровной и ее свитой прибыли градоначальник, губернатор, губернский предводитель дворянства, весь генералитет Москвы. Император прислал телеграмму на имя московского генерал-губернатора С.К. Гершельмана: «С чувством глубокого удовлетворения получил извещение о состоявшемся освящении храма в молитвенную память великого князя Сергея Александровича и всех погибших во время смут честных людей русских…» После литургии при торжественном колокольном звоне совершили крестный ход из храма на плац, где были построены войска. Там архимандрит Макарий отслужил краткий молебен, по окончании которою окропил святой водой войска и знамена. После троекратного залпа из орудий состоялся церковный парад. Освещение этого необычного по замыслу храма в глазах Елизаветы Федоровны являлось своего рода присягой на верность памяти дорогого ей человека.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Посетивший обитель Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России, наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью. И в эту обитель, может быть, еще когда-нибудь вернется родной первообраз чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери из-за границы. На все воля Божия. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь История монастыря неразрывно связана с именем его основателя патриарха Никона, задумавшего создать «Русский Иерусалим» для повышения авторитета Русской церкви и дабы народ стал «ногою твердой» в вере православной. Поразительна сама идея создания нового центра Православия, повторяющего евангельские святыни и храм Воскресения на московской земле, искренне желая приблизить Святую Русь к спасительным истокам христианства. Будучи подобием и образом Святой Земли, Русская Палестина, несомненно, получала, согласно православному вероучению, исконную благодать первообраза. Патриарх Никон, в миру Никита Минин, родился в 1605 г. в простой крестьянской семье под Нижним Новгородом. С ранних лет он тянулся к Слову Божьему и, повзрослев, стал сельским священником. Знакомые купцы выхлопотали ему приход в Москве, куда Никита переехал с семьей и тремя детьми. Но неожиданная смерть всех детей, в чем он увидел знак свыше, подвигла его вступить на путь монашества. В 1636 г. он удаляется на Соловки, где постригается под именем Никон. Через десять лет он по монастырским делам приезжает в Москву, где знакомится с царем Алексеем Михайловичем, который под впечатлением от северного подвижника назначает его настоятелем Новоспасского монастыря. В 1649 г. Никон хиротонисан в митрополита Новгородского, а через три года он возвращается в Москву, возведенный на патриаршую кафедру. Все свои усилия новый патриарх направил на воцерковление всех сторон жизни народа, упорядоточение богослужений, повышение авторитета главы церкви, украшение храмов, укрепление материальной базы церкви, исправление богослужебных книг. Он создавал училища с преподаванием древних языков, заводил типографии, собирал библиотеки, пытаясь сделать Москву подлинным центром мирового православия. Желая сохранить симфонию светской и духовной власти, он во многом посягал на сложившийся приоритет царской власти, что скоро привело к конфликту с государем. В 1658 г. Никон демонстративно удаляется из Москвы и поселяется в строящемся Воскресенском монастыре, именуемом Новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010