Зах.9:10 .  Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бран­ный лук; и Он воз­вестит мир народам, и владыче­с­т­во Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. С воцарением Царя мира, для народа Божия не нужны будут военные колесницы и боевые кони; всякое бранное оружие должно быть уничтожено, так как мир возвещен будет всем народам во все концы земли. Зах.9:11 .  А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников тво­их изо рва, в котором нет воды. Зах.9:12 .  Возвращайтесь на твердыню вы, плен­ники надеющиеся! Что теперь воз­вещаю, воз­дам тебе вдвойне. При изображении падения языческого могущества и воцарения на Сионе Царя мира не забыты те евреи, которые рассеяны по языческим странам и томятся в неволе. Ради завета, запечатленного жертвенною кровью. Господь определяет вывести всех участников завета из рассеяния и освободить от бедствий плена. Из всех народов Господь заключил завет только с одним народом еврейским; в силу этого завета, те, которые теперь находятся как бы в безводном рву, будут поставлены на возвышенное и безопасное место; узники еврейские, как не лишенные надежды на освобождение, и названы в Зах.9:12 пленники надеющиеся. В крови завета и непреложных обетованиях Божиих лежит, следовательно, твердое основание надежды на освобождение от порабощения и плена; а за все перенесенные сынами Израиля бедствия они будут вознаграждены сугубо. Зах.9:13 .  Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воз­двигну сынов тво­их, Сион, про­тив сынов тво­их, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. Между притеснителями язычниками и угнетаемыми ими узниками еврейскими роли переменятся. Иуда и Ефрем сделаются в руках Божиих бранным оружием – луком и стрелами против язычников. А в руках Божиих и слабое оружие несокрушимо. Сыны Сиона восстают против сынов Ионии и ведут с ними победоносную борьбу. Таким образом, в Зах.9:13 и след. указывается на необходимость борьбы избранного народа, как орудия в руках Божиих, с боговраждебными царствами для того, чтобы могло осуществиться царство всеобщего мира, о котором предвозвещается в Зах.9:10 . Пророчество Зах.9:13 можно отнести к борьбе (нередко победоносной) Маккавеев против греческих царей Сирии (Селевкидов). Св. Кирилл разумеет здесь другого рода победы: «какие чада Сиона восстали против чад эллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей?.. Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся» (с. 129). Подобное же понимание, наряду с вышеизложенным, встречаем и у блаж. Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Зверь, который был и которого нет, есть восьмый»… Восьмой зверь, то есть антихрист, «из числа семи и пойдет в погибель»… Он принадлежит к тому же роду, что эти семь. И действительно, Домициан был из рода Флавия. «Десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства»… Полагают, что речь идет о десяти парфянских сатрапиях, хотя иные думают, что о провинциях Рима, которые против него восстали. В данном случае это не имеет значения, важно, что мощный враг — снаружи или изнутри — обрушивается на империю… «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы…» Воды, на которых сидит блудница, означают конкретно воды Средиземного моря, но это и старый апокалиптический образ: воды моря обозначали народы. Шумят народы, как море, говорится в Писании. Откр. 17, 16. Это, конечно, больше похоже на внутреннее поражение, нежели на вторжение иноземных народов. Мы знаем, что большинство империй пало не только от ударов извне, но и от внутренней непрочности. Участь всех вавилонских башен всегда одна и та же, и отчего бы она ни зависела — врагов, идущих с востока, или от врагов, поднимающихся внутри, так или иначе судьба Вавилона решена. Откр. 17, 17–18. Рим нигде во всем Апокалипсисе не упоминается прямо, но не надо забывать, что эта книга распространялась, переписывалась в разгар преследований, при жестоком и подозрительном императоре, и, конечно, это было иносказание. Именно поэтому о. Сергий Булгаков называет это «тайным политическим шифром». Теперь — более частные вопросы… «И повел меня в духе в пустыню…» обозначает следующее. Пустыня, по очень древним представлениям людей Востока, была местом обиталища демонов, и легко понять, откуда возникла эта мысль. Когда жители плодородных земель попадали в пустыню, где не видели ничего, кроме неба и камней, они приходили в ужас: им казалось, что Бог навсегда отверг это место, что это место проклятое, и поэтому они населяли пустыню демонами. Царем пустыни был демон Агазел, были там и другие демоны, представляемые в виде козлов. Вспомните слова Евангелия: когда изгоняется бес из человека, то он выходит и бродит по пустынным местам. Таким образом, пустыня становится в Писаниях символом внеблагодатного, антибожеского места, и поэтому антихриста и империю апостол созерцает именно в пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Идолопоклонство везде преобладало, и люди не знали высшей чести, как униженно преклоняться в обожании пред чурбанами, камнями и животными. Жертвы были повсюду приносимы и часто проливалась и человеческая кровь, когда не знали еще учения Евангелия. И нам стоит только посмотреть за пределы христианства, на землю ашантиев, Индию или Китай, чтобы увидеть самые возмутительные зрелища в религиозных обрядах и человеческих обычаях. Рассматривая превосходство христианской веры, как она была представлена в пророчествах, едва возможно не согласится с тем, что и пророчества относительно её превосходства и ею доставляемых благословений были вполне оправданы Евангелием. Доказывая, что древние предсказания исполнились, я, в видах истины, прошу неверующего не поступаться ни одной йотой своего скептицизма во всем том, что может допускать благоразумное сомнение. Ибо есть много пророчеств, в истине которых каждый христианин может удостовериться и об исполнении которых свидетельствуют даже неверующие. Что Евангелие явилось из Иерусалима, что оно было отвергнуто большинством евреев, что ему сначала противодействовало человеческое могущество, что языческое идолопоклонство ниспроверглось перед ним, что оно уже существует многие столетия и что оно проникло во многие страны: все это ясно предсказанные и буквально исполнившиеся факты. «Много ликуй, дщерь Иерусалима, се идет царь тебе твой, правосудный и Богом хранимый, кроткий и сидящий на осле, и на жеребяти, сыне ослицы. И истреблю колесницы у Ефрема, и коней из Иерусалима, и сокрушен будет лук бранный. Он изречет мир народам; и держава его будет простираться от моря до моря, и от реки великой до пределов земли 58 . И будет он священным убежищем и камнем, о который преткнутся, и скалой, с которой поскользнутся оба дома израилевы, петлей и сетью для живущих в Иерусалиме. Предсташа цари земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его 59 ». Подобным образом Христос часто предсказывал гонения, которые ожидали Его последователей и окончательное торжество Евангелия, вопреки всякому противодействию 60 . « един Иегова будет высок в оный день. И до конца исчезнут идолы. И от всех идолов ваших очищу вас. Истреблю имена идолов с земли; и они не будут упоминаемы 61 . Ненавидимому народами, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья – и поклонятся. И идут народы к свету твоему, и цари к озаряющему тебя сиянию 62 . Тогда увидят народы правду твою, и все цари правду твою; и будет наречено тебе новое имя. И узрят языцы правду твою, откроюсь тем, которые не вопрошали, буду найден теми, которые не искали Меня 63 . И будет в оный день к корню Иессееву, который будет стоять, как знамя народов, обратятся язычники; и дам вам завет вечный. Се, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народ, который тебя не знал; прибежит к тебе, ради Иеговы» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Изъяснение псалма 106-го. «Аллилуия». Не раз доказывали мы, что ветхий завет есть сень новаго, но не менее можно с удобностию дознать это и из сего псалма; потому что предвозвещает он освобождение Иудеев, и предрекает спасение всех человеков; имеет же большую связь с псалмами предпоставленными. Сто четвертый псалом содержит в себе сказание об обетованиях, какия даны Богом патриархам, и о дарах, какие ниспосланы их потомкам; следующий же за ним псалом, сверх благодеяний сих, показал и неблагодарность Иудеев, и наказания, какия были за то на них налагаемы. Сей же псалом предрекает избавление от плена, совершившееся по неизреченному Божию человеколюбию. Но, как в тех псалмах преднаписуется совершающееся с нами; так и в сем псалме усматриваем пророчество о нашем спасении; лучше же сказать, большая часть сего пророчества более относится к нам, нежели к Иудеям. Пс.106:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Пророческое слово снова подает совет песнословить благодетеля Бога. Причиною же песнопения поставляет человеколюбие. Пс.106:2 .   Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага. «Да рекут избавленнии Господем, их же избави из руки врага». Должно было песнословить Иудеям, освободившимся от рабства вавилонскаго; надлежит всегда делать это и нам, избавившимся от мучительства диавольскаго. Пс.106:3 .   И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. «И от стран собра их, оть восток, и запад, и севера, и моря». Не видим, чтобы совершилось сие над Иудеями; потому что живут они разсеянными по целой вселенной. Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех частях вселенной, восточных и западных, южных и северных; и таковыя собрания можно видеть повсюду на суше и на море. А над Иудеями исполнилось сие в малой мере, когда, иные возвратились из Вавилона, а в тоже время не многие собраны были из Египта и окрестных народов. Пс.106:4 .   Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, не только «ворошить» надо этот вопрос, а долг и святая обязанность тех, от которых это зависит, т. е. кому дорога Россия и Церковь Российская, кому дана власть церковная, приложить своё сердце к воздаянию чести и Славы Имени Господню и спасти Церковь , Россию, и весь мир. За восстановление православного почитания Имени Божия не жалко и жизнь свою положить, как отдавали её во всей церковной истории исповедники и мученики, а в 1913 г. – исповедники афонские. В этом – смысл настоящей жизни, в этом залог и надежда наша на вечное спасение. Причина всемирных бедствий – в похулении Имени Творца Вселенной Читая в 13-й главе Откровения о выходящем из моря звере, на головах которого имена богохульные, которому даны были уста, говорящие гордо и богохульно, который отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, которому дано вести войну со святыми и победить их и которому поклонятся все живущие на Земле, имена которых не записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (кто имеет уши да слышит...), – у читающих эти слова не вздымаются ли волосы на голове от того, что как будто бы эти слова написаны не 19 веков назад, а всего лишь недавно, после Афонских событий 1913 года? Неужели читающие эти слова Апокалипсиса не сопоставляют их с уже отчасти совершившимися его предсказаниями? Зверь вышел из моря, (т. е. из мира. – Составитель). Неужели нашу мысль не затрагивает вселенская трагедия всемирного хуления Имени Господня? Ведь надо признать, что в настоящее время Имя Божие во всём мире больше хулится, чем прославляется. Мало того, что оно хулится безбожным миром; к величайшей скорби и общечеловеческой трагедии, оно хулится и духовенством, да ещё православным, а в лице его – самой Церковью. А ради ли этого Господь создал мир и Свою Церковь ? «Всякое дыхание да славит Господа»! ( Пс. 150:6 ) – не эта ли цель создания мира?! Ещё через пророка Исаию сетовал Господь: «Что я вижу? – глаголет Господь, – народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, и постоянно, всякий день. Имя Мое хулится во языцех» (ср.: слав. текст Ис. 52:5 ). И через Пророка Иезекииля жалуется Господь: «обесславили святое имя Моё». «И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов» ( Иез. 36:20–21 ). На эти слова святых пророков ссылается и апостол Павел: «Ибо ради вас, как написано. Имя Божие хулится у язычников» ( Рим. 2:24 ). Обидно, конечно, что Имя Божие хулилось у язычников, а сейчас – у безбожников. Но в тысячу раз обидней, что Имя Божие до сих пор хулится в Церкви, потому что до сих пор Церковь официально не опровергла послание «Св. Синода» от 18 мая 1913 года, похулившее Имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Как понимать фразу: «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование»? Златоуст понимает ее в том смысле, что вера, по мнению Павла, «древнее обрезания, сильнее закона». И поясняет: «Если через закон бывает познание греха, а вера явилась вне закона, то она и сильнее его; если, наконец, закон свидетельствует о вере, а она утверждает его, то она не противоположна ему, но дружественна и пребывает с ним в союзе» 116 . Вера Авраама восхвалялась во многих иудейских текстах, в частности, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, и на своей плоти утвердил завет и в испытании оказался верным; поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы; обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звезды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли ( Сир. 44:19–23 ). Таким образом, говоря о вере Авраама, Павел следует сложившейся традиции. Однако основной темой Послания к Римлянам является не вера Авраама, а вера в Иисуса Христа, которую Павел проповедует. Вера Авраама была лишь прообразом этой веры, основанной на сознании искупительного подвига Христа и принятии факта Его воскресения. He случайно Павел употребляет выражение «вера тщетна», когда говорит о неверии в воскресение Христово: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Воскресение Христа – главное из тех событий, которые открыли новую эру в истории человечества, сделав ненужными для спасения обрезание и другие «дела закона». Подобно тому, как Аврааму вменилось в праведность то, что он поверил Богу, «вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего». Воскресение и здесь оказывается в центре внимания Павла, утверждающего, что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Дело спасения совершено Христом, но соучастие человека в этом деле происходит через веру – в Единого Бога, в Которого веровал Авраам, и в Его Сына, приход Которого в мир был предсказан в Ветхом Завете (именно это предсказание Павел понимает под «обетованием»),

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Могуществу Царя-Еммануила, по пророчеству Исаии, нет предела ( Ис.9:7 ). И владычество Его (Мессии), говорит пр. Захария, будет от моря до моря и от реки до концов земли ( Зах.9:10 ). Цари и князья Ему поклонятся ( Ис.49:7 ). Ему (сыну человеческому) дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13–14 ). Он будет судить народы по Своему всеведенью ( Ис.11:2–3 ; Зах.11:5–7 ), будет их всех переплавлять и очищать, как серебро и золото, будет для них как огонь и щелок ( Мал.3:1–3 ). Народы и царства, которые не захотят Ему служить, погибнуть и совершенно истребятся ( Ис.60:10–12 ). Царство Мессии во веки не разрушится, и не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан.2:44 ). Для членов царства Мессии – для народа Божия настанут дни благоденствия, мира и справедливости ( Ис.2:4; 11:4; 42:3–7; 61 ; Иез.34:24–31 ; Мих.4:3–5 ; Иер.23:5; 33:15 ). В изображениях Мессии как славного Царя, Победителя и Судии непокорных и враждебных народов земли, у пророков, как и у псалмопевцев, нередки образы, взятые от земных царств. На основами этих изображений современные Христу иудеи и даже нынешние Иудеи представляют Мессии царем земным, славным победителем, который будто бы внешним оружием покорить их владычеству все прочие народы, а Его царство – всемирным, земным царством, имеющим доставить иудеям земное благосостояние, славу и богатство. Но изображения царства Мессии в образах, взятых от земных царств, были допускаемы только с той целью, чтобы сделать более понятными предсказания о царстве Мессии для такого грубо-чувственного народа, как иудейский. В действительности все пророки предрекали, что Мессия будет Царь в смысле духовном, Царь царства нравственного. Многочисленны пророчества, которые предвозвещают в Мессии царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между иудеями и язычниками и основать царство всеобщей любви и тишины, света и любви, царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), духовное и благодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Может быть, это пророчество побудило масоретов, исказив текст, отнести речь к Зоровавелю и переменить глагол (гарад) – «скоблить» на (гадер) – «стена» и (либенот) производить не от «либена» – «кирпич», но считать его за глагол («строить») с префиксом – «к». Мы утверждаем, что соединять этот стих по смыслу с указанными мессианскими чаяниями более вероятно именно потому, что 1) таким путем восстановилась бы связь предыдущего с последующим, и все заключение главы ( Мих. 7:8–20 ) явилось бы одним изображением Царства Божия Нового Завета; 2) в параллельных местах Ветхого Завета, где речь, как и здесь, идет о страждущем и затем прославленном праведнике, можно встретить не однажды речь об обращении народов и о принесении даров Прославленному, именно в Пс. 21, 24, 71 ; Ис. 54 и 60; а также у самого Михея ( Мих. 4:7; 5:7 ). И гради тво­ на и въ и гради тво­ въ ­ тра даже до и ­ мор даже до мор, и ­ горы даже до горы, воды и молвы. 12. В тот день придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, и от Египта до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы. И будетъ земл въ пагубу со живущими на ней, плодвъ ихъ. 13. А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их. Стихи 12 – 13. «А земля сделается пустыней» (13) и проч. – совершенно такое же напоминание о будущем физическом разорении при духовном господстве, как и Мих. 5:10 , о чем говорилось выше. При подобном толковании, следовательно, предыдущий 11-й стих должно читать согласно славянскому, а 12-й – согласно русскому чтению; славянское же его понимание в обратном смысле: города Иудеи будут разделены названным народам; таким образом этот стих по смыслу связывается со следующим 13-м. «В день тот» – эти слова LXX относят к предыдущему стиху, что верно, но в этом 12-м стихе толковники не поняли слова (мацор), что вообще-то означает укрепленный город и условно – Египет, как 4Цар. 19:24 или Ис. 19:6 , как и в этом стихе двукратно. Затем предлог из вместо обыкновенного (мин) здесь означен евр. («лемини», как и Иер. 7:7 ; 2Пар. 15:13 ), которое LXX совершенно напрасно перевели «к разделению» от глагола (мана). Поэтому: «из Ассирии» – «в разделение Ассирийское»; «из городов Египетских» – «и гради твои твердии»; «из Египта» – в «разделение от Тира». То же слово (мацор) они произвели от (цор – «Тир») и предлога (мин), т. е. читали как (миццор). Слова «дние воды и молвы», которыми заключается по-славянски стих 12-й, не имеют соответствующих; может быть, это вариант перевода: «от горы до горы и от реки до реки», впоследствии внесенный в текст, и, действительно, блж. Иероним их не находил еще в греческом. Пас люди тво жезломъ твоимъ, вцы твоег, вселющыс въ кармила, попасутъ и коже 14. Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила; да пасутся они на Васане и Галааде, как во дни древние!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, . Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, Коня и всадника его ввергнул в море. Господь моя крепость и слава: Он был мне спасением, Он Бог мой, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его 77 .» По окончании великой исторической песни началось простое народное ликование и празднество. Мариам, достойная сестра великих братьев-освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин и дев к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа. Такое необычайное событие, конечно, не могло пройти незамеченным в тогдашнем мире, и предания о нем долго сохранялись у соседних народов. Племена к востоку от Чермного моря, говорит Диодор Сицилийский, бывший в Египте незадолго до Рождества Христова, «имеют предание, передающееся в течение веков, что однажды вес залив во время сильного отлива обнажился от воды, которая стенами стояла по обеим сторонам, делая видимым дно». Греко-иудейский писатель Артапан, живший также незадолго до Рождества Христова и написавший книгу об иудеях, отрывки которой сохранены Евсевием Кесарийским , говорит, что «жрецы Мемфиса обыкновенно рассказывали, что Моисей тщательно изучил время отлива и прилива Чермного моря и провел через него народ свой, когда мели совсем обнажились. Но жрецы Илиопольские рассказывают эту историю иначе. Они говорят, что когда царь египетский преследовал иудеев, то Моисей ударил воды своим жезлом и они расступились так, что израильтяне могли пройти как по суху. Когда же египтяне решились вступить на этот опасный путь, то были ослеплены огнем с неба, море ринулось на них и они все погибли частью от молнии, частью от волн». Знаменитый египтолог Бругш высказал новую теорию касательно места исхода, возбудившую значительный интерес в ученом мире. Он предполагал, что израильтяне пошли не южной дорогой к Чермному морю, как описано выше, а к северо-востоку, по направленно к Пелузию. Ва-ал-Цефон, по его мнению, был храм на горе Касие, уже за египетской пограничной стеной, в направлении к Ханаану.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010