Пс.105:4 .  Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим, Пс.105:5 .  дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. Писатель молит Господа спасти его народ и дать ему вместе с последним радоваться проявленному Его благоволению. Народ представляется здесь находящимся в тяжелом положении и нуждающимся в спасении. По сопоставлению с 47 ст. уясняется, что молимое «спасение» есть собрание из рассеяния среди языческих народов, т. е. возвращение из плена вавилонского. Пс.105:7 .  Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Евреи «не уразумели чудес» – не в том смысле, что не видели во всем, совершаемом Богом по отношению к египтянам, непосредственной помощи Его, но что они, забитые ранее египетским игом, беспомощные пред надвигавшимися войсками фараона, считали свое положение безвыходным и тем обнаруживали недостаток веры в Иегову, неуверенность в постоянстве Его им покровительства и всемогущей силы. Пс.105:12 .  И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему. Евреи походили на детей в своей вере в Бога: при всякой помощи, оказанной им Богом, они приходили в восторженный экстаз, как то было после потопления египтян, при неудаче же и тяжелых обстоятельствах – впадали в уныние и обнаруживали недоверие Иегове. Пс.105:20 .  и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Во время пребывания Моисея на Синае евреи слили себе золотого тельца, которому и поклонялись. Этот телец напоминал им Бога египтян Аписа, с культом почитания которого они хорошо были знакомы во время своего долголетнего пребывания в Египте. Когда наверху Синая составлялись заповеди десятисловия, между которыми была и та, что ни на небе, ни на земле, ни вообще во всех предметах видимого мира не может быть подобия Божия, евреи покланялись изделиям своих рук, как истинному Богу. Истинный Бог, сделавший имя евреев славным, был заменен волом. Здесь указывается характерная черта евреев, как и вообще народов семитов, его склонность к чувственно-осязаемому даже в области религиозных верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Радуйся зело, дщи Сионя, – взывает пророк от лица Божия, – проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах. 9:9 ). Всемирное и вечное царство Мессии предрек еще Давид: поклонятся Ему все цари, говорит он, все народы будут покорны Ему ( Пс. 71:11 ). Идея всемирного владычества Мессии прошла через все времена пророческие, повторялась в плену и после плена. Пророк Даниил видел в видении царство Мессии и так изображает сие царство: «И Тому (Сыну человеческому) дадеся власть и честь, и царство, и век людие, племена, и языцы Тому поработают: власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется» ( Дан. 13:13–14 ). «И обладает (Мессия), – говорит Пророк Захария, – водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли» ( Зах. 9:10 ). Евреи думали, что такое служение, приносимое Месии всеми народами земли, будет служением данников, Им побежденных и порабощенных, покорность престолу Давида, вынужденная победами и завоеваниями Мессии. Еще в пророческих песнях Давида евреи могли слышать решительное опровержение сего мнения. Царь Пророк воспевает Мессию, Который примет поклонение и покорность всех царей и народов земли, но не как завоеватель, а как великий благодетель человечества, не за победы и завоевания, а за дела милосердия, любви и избавления, за то, что Он избавит вопиющего бедного и угнетенного беспомощного. Будет миловать нищего и бедного и спасет души убогих. Искупит души их от коварства и насилия и драгоценна будет кровь их пред очами Его ( Пс. 71:11–15 ). Все такие черты нисколько не идут к лицу всемирного завоевателя, который, конечно, не может слишком дорожить кровью народов покоренных и заботиться об избавлении и последнего бедняка от насилия и притеснения. Но под всемирною державою Мессии, по слову Пророка, и последние из убогих и нищие будут благоденствовать, всегда молиться о Нем и всякий день благословлять Его ( Ис. 71:15 ). Не тяжкое иго порабощения Мессия наложит на народы, покоряющиеся Ему; но низведет в Себе благословение на все племена земные и все народы будут ублажать Его ( Ис. 71:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Этой таинственностью и исконный враг обольстил прародителей наших, представив древо познания источников всеобъемлющего ведения. Дабы при различных обольстительных случаях не истлевать умом и сердцем, душой и телом, принимая в нерассудительной простоте хитрое обольщение: то ничего не надлежит предпринимать, и делать по необдуманному рвению и увлечению, и по праздному любопытству; но все здравым суждением и добрым чувством испытывая, особенно же словом Божиим и непогрешительными примерами людей мудрых и благочестных поверяя, держаться одного доброго, верного, несомненного. После 18. ст. в переводе 70 читается: «Но отскочи, и не медли в том месте, и не простирай взора твоего к ней. Ибо таким образом пройдешь чужую воду, и перейдешь чужую руку. А от чужой воды удержись, и из чужого источника не пей, дабы ты мог жить долгое время и приумножилось тебе лет жизни». Основанием этим вносным мыслям послужило место из Прит.5:15–18 , где законное супружество уподобляется своему собственному, чистому источнику. По этому чужая вода есть незаконное сообщение. И как соблазнительное привлечение распутством в свои сети неопытных юношей требовало и сильного предостережения: то таковое предостережение в вносных мыслях с настоятельностью выражено: отскочи, не медли, не гляди, а заключительная мысль о долгоденствии взята из 11 ст. этой же главы, коею заключается предыдущая Паремья. Паремья 171 на 6-м ч. Четв. 3-й Н. П. Ис. 11:10–16, 12:1, 2 «Ст. 10. В то время к отрасли из корня Иессеева, который будет знамением для народов, обратятся народы, и место пребывания Его будет славно. 11. В это время Господь вторично прострет руку свою, чтобы снискать себе остатки народа своего какие останутся у Ассура и в Египте, и в Патмосе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и в островах моря. 12. И воздвигнет знамение для народов и соберет рассеянных Израильтян и расточенных Иудеев совокупит от четырех стран земли. 13. Тогда прекратится ревность Ефремова, и завистники Иуды потребятся; Ефрем не будет завидовать Иуде, а Иуда не будет враждовать против Ефрема. 14. Но налетят на плечи Филистимлян с Запада и совокупно разграбят сынов Востока, возложат руку свою на Едома и Моава и Аммонитяне подчинятся им. 13. И иссушит Иегова залив моря Египетского, и воздвигнет руку свою при сильном дыхании своем на реку, и разделит ее на семь потоков и проведет чрез нее в сандалиях. 16. Путь оставшемуся народу Его, который останется у Ассура, будет такой же, какой был Израилю, во время исшествия из земли Египетской. 12:1. И скажешь в тот день: сдавлю тебя, Иегова, что тогда, как Ты гневался на меня, укротил гнев свой, и помиловал меня. 2. Се Бог Спаситель мой, я безопасен, и ничего не страшусь, ибо крепость моя и песнь моя Иаг Иегова, и Он мое спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

49:4 «А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего». Этот стих можно рассматривать как переходный ко второй части данной песни Слуги, где говорится о спасении верующей части Израильского и языческих народов. Слуга Ягве, скорбя о тех, кто так и не уверовал в Него, словно задаёт вопрос: «не напрасно ли Я трудился? Не зря ли я истощал Свою силу?». Но несмотря на отвержение Его частью иудейского и языческих народов, Он исполнил Свою миссию и получил заслуженную честь от Небесного Отца. 481 49:5 «И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратит к Нему Иакова и чтобы Израил собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя». Прежде всего Мессия посылается к дому Иакова и Израиля, и лишь после этого – к язычникам. Слова Слуги Ягве «Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя» повторяют указанное в 1–3 стихах высокое призвание Слуги и Его особые отношения с Ягве. 482 В Великом свитке Исаии имеется незначительное смысловое разночтение: в 1-ой строке 41-го столбца 6-ое слово вместо масоретского слова («образовавший Меня») даёт чтение («образовавший Тебя»). 483 Это чтение следует признать неосновательным, поскольку оно нарушает смысл библейского повествования: начиная с 3-го стиха идёт диалог между Господом и Его Слугой, поэтому логично (как это и стоит в масоретском тексте), что в 5-ом стихе вновь Господу отвечает Его Слуга, от имени Которого и звучат слова «образовавший Меня». 49:6 «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Как указывает И. Ф. Григорьев, Синодальный перевод «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» является в данном случае неточным. Более правильным переводом еврейской фразы будет выражение текста Семидесяти: " чтобы быть Тебе во спасение даже до концов земли». 484 Такой перевод, будучи грамматически верным, более богат смыслом, поскольку в данном случае можно указать на параллель между приведённым в первой части фразы символом Мессии как света язычников и символом Мессии как спасения . 485 Выше (в §6.5.2, с. 173–174) было отмечено, что это не противоречит библейскому пониманию: Мессия назван Спасением в Ис. 51:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

«Ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец». Когда что-то гибнет, мы говорим: «это конец». Но Господь различает разрушение и конец. Разрушение придет, но не следует смешивать разрушение и конец. Однако когда приходит разрушение, мы должны жить ожиданием конца. Мы должны быть непоколебимы в вере, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Его учение — благовестие Бога, и быть глухими к проповеди лжехристов и антихристов. Господь говорит, что поколеблется то, что кажется твердым и непоколебимым, то, что совне окружает нас и защищает нас. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится». То, что вверху, и то, что внизу, то, что возвышается над нами, и то, что держит нас, — небо и земля — все придет в движение. И вследствие этого колебания наступит сильное уныние — не просто отдельных людей, а «уныние народов и недоумение». «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий». Вначале природные знамения в солнце, луне и звездах, шум и возмущение моря, сопровождаемые унынием народов. Затем — смерть под действием страха и ожидания, что произойдет с перенаселенной планетой. Состояние смерти у большинства людей, вследствие полной неуверенности в будущем. Эта совокупность явлений тоже представляет собой знамение. Небывалый распад жизни — знамение и предвестие величайшего события: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Только что мы слышали о людях, издыхающих от страха и ожидания. И вот, в этом же самом мире, среди этого самого мира, с высот этого мира открывается явление Сына Человеческого. Он облечен силою и славою многою. Сила, принадлежащая Сыну Человеческому, осуществляет замену нашего распадающегося мира на другой. Эта сила — не от этого мира, но она принадлежит Тому, Кто носит человеческое имя, Сыну Человеческому. Потому, что бы ни произошло в мире — не может быть для нас страшным с этим Сыном Человеческим. Ибо с Ним приходит к нам Царство Божие. Это несомненно, это Превечный Божий Совет. «Небо и земля прейдут, — говорит Господь, — но слова Мои не прейдут». Тот, Кто произносит эти слова, словом сотворил небо и землю. И каждое Его слово — крепче всей вселенной. Потому «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».

http://pravoslavie.ru/4050.html

«Ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец». Когда что-то гибнет, мы говорим: «это конец». Но Господь различает разрушение и конец. Разрушение придет, но не следует смешивать разрушение и конец. Однако когда приходит разрушение, мы должны жить ожиданием конца. Мы должны быть непоколебимы в вере, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Его учение – благовестие Бога, и быть глухими к проповеди лжехристов и антихристов. Господь говорит, что поколеблется то, что кажется твердым и непоколебимым, то, что совне окружает нас и защищает нас. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится». То, что вверху, и то, что внизу, то, что возвышается над нами, и то, что держит нас, – небо и земля – все придет в движение. И вследствие этого колебания наступит сильное уныние – не просто отдельных людей, а «уныние народов и недоумение». «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий». Вначале природные знамения в солнце, луне и звездах, шум и возмущение моря, сопровождаемые унынием народов. Затем – смерть под действием страха и ожидания, что произойдет с перенаселенной планетой. Состояние смерти у большинства людей, вследствие полной неуверенности в будущем. Эта совокупность явлений тоже представляет собой знамение. Небывалый распад жизни – знамение и предвестие величайшего события: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Только что мы слышали о людях, издыхающих от страха и ожидания. И вот, в этом же самом мире, среди этого самого мира, с высот этого мира открывается явление Сына Человеческого. Он облечен силою и славою многою. Сила, принадлежащая Сыну Человеческому, осуществляет замену нашего распадающегося мира на другой. Эта сила – не от этого мира, но она принадлежит Тому, Кто носит человеческое имя, Сыну Человеческому. Потому, что бы ни произошло в мире – не может быть для нас страшным с этим Сыном Человеческим. Ибо с Ним приходит к нам Царство Божие. Это несомненно, это Превечный Божий Совет. «Небо и земля прейдут, – говорит Господь, – но слова Мои не прейдут». Тот, Кто произносит эти слова, словом сотворил небо и землю. И каждое Его слово – крепче всей вселенной. Потому «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел твой свет, и слава Господня над тобою взошла. Вот, тьма покроет землю, и мрак – на народах; а над тобою воссияет Господь, и слава Его над тобою явится. И будут ходить цари в свете твоем, и народы – в сиянии твоем. Возведи вокруг очи твои и узри собранных чад твоих: (вот,) пришли сыны твои издалека, и дочери твои будут на плечах принесены. Тогда увидишь, и возрадуешься, и устрашишься, и изумишься сердцем, ибо перейдет к тебе богатство моря, и племен, и народов. И придут к тебе стада верблюдов, и покроют тебя верблюды из Мадиама и Гефы; все они из Савы придут, неся золото и ладан, принесут и камень драгоценный, и спасение Господне будут благовествовать. И все овцы Кидарские будут собраны к тебе, и овны Навеофские придут к тебе; и вознесены будут жертвы благоугодные на жертвенник Мой, и дом молитвы Моей Я прославлю. Кто эти, (которые) как облака летят, и как голуби с птенцами (ко Мне)? Меня ожидают острова и корабли Фарсисские – среди первых, чтобы привезти детей твоих издалека и серебро и золото их с ними, и это – ради святого имени Господа, и ради того, что славен Святой Израилев. И будут строить сыны иноплеменников стены твои, и цари их – предстоять тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, и по милости возлюбил тебя. И отворены будут врата твои постоянно, днем и ночью, (и) не будут затворяться, чтобы ввести к тебе силу народов и царей их приводимых. Ибо народы и цари, которые не будут служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно запустеют. И слава Ливана к тебе придет в кипарисе, и сосне, и кедре вместе, чтобы прославить место святое Мое; и место ног Моих Я прославлю. И придут к тебе в страхе сыновья смиривших тебя и раздраживших тебя, и преклонятся к следам ног твоих все, раздражившие тебя, и ты будешь назван городом Господа, Сионом Святого Израилева. За то, что ты был оставлен и ненавидим, и не было помощника (тебе), Я [и] сделаю тебя радостью вечною, весельем родам родов. И будешь питаться молоком народов, и богатство царей вкусишь, и узнаешь, что Я – Господь, спасающий тебя, и избавляющий тебя – Бог Израилев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Таким образом, Иуда, весь проникнутый мессианской идеей в духе древних евреев, являет собою воплощение честолюбия, властолюбия и сребролюбия. Золото – его кумир, а власть над всеми народами земли, о чем мечтали и мечтают все Евреи, – его идеал, смысл и задача жизни, к осуществлению которых стремится весь еврейский народ. Затаенная злоба мщения врагам горит в его груди, а обаяние власти и блеск золота зачаровывают его сердце. Он не видит всей несообразности своих планов, он не слышит отеческих предостережений Иисуса, не вникает в их смысл и значение. Его мысли поглощены были одним желанием – отмстить врагам и, обладая несметными сокровищами мира, властвовать над миром. Христос для него – орудие, а он, Иуда, будет главным реформатором человечества и обновителем мира. Пользуясь силою и могуществом Христа, которого, тем не менее, считал Иуда не способным к решительным кровавым действиям, ввиду Его кротости и смирения, ввиду Его крепко сложившегося характера творить одно только добро людям, он, Иуда, будет управлять миром, но не в духе Христа, мягкого, доброго, снисходительного, а в духе грозного и беспощадного карателя всех противников. От смелых и решительных действий его, Иуды, содрогнется земля, затрепещут все народы, как трепетали когда-то пред Фараонами, Навуходоносорами, Сеннахиримами. Ему, Иуде, нужна только крепкая опора, т. е. несокрушимая сила и могущество Иисуса над природою и человеком, а распорядиться этою силою, утилизировать ее в пользу евреев, сумеет он, Иуда... И тогда исполнит он слова пророка, что богатство моря обратится к нему, достояние народов придет к нему, что множество верблюдов доставят ему все сокровища мира. Драмодеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены Иерусалима, и цари их – служить ему. И будут всегда отверсты врата Иерусалима, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить ему, погибут; и такие народы совершенно истребятся. И придут к нему с покорностию сыновья угнетавших народ еврейский, и падут к стопам ног его все презиравшие его... Он будет насыщаться молоком народов и груди царския сосать будет (Ис. гл. 60). Тогда все эти обещания Иеговы, данные чрез пророка, он, Иуда, выполнит с буквальною точностию, при помощи Иисуса, доброго и нерешительного на такие перевороты, предначертанные Самим Богом!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Ты дашь истину Иакову и Аврааму милосердие, как» [или: которым] «Ты клялся отцам нашим от дней древних. LXX. Кто Бог, как ты, уничтожающий беззакония и не вменяющий неправд тем, которые остались от наследия Твоего? Он не удержал во свидетельство гнева Своего, ибо хочет милосердия. Он обратится и умилосердится над нами и потопит неправды наши, и будут брошены во глубину моря все грехи наши. Он даст истину Иакову и милосердие Аврааму, как Ты клялся в дни прежние» [или: «древние].   Пророк, понимая, что множество народов для того будет смущено в заключении своем, что вы ужаснуться и убояться Бога и затем перестать свирепствовать, чтобы Он уничтожил грехи и дал спасение, — восхваляет Господа, удивляется [Ему] и говорит: «Кто есть Бог, как Ты, уничтожающий беззакония и не вменяющий неправд». Подобно тому, как губитель в Египте миновал народ Израильский (почему получил имя phase т. е. pasha от «прохождения мимо»), так и ты будешь щадить народы, не вменяя им совершенно неправд их; затем смысл следующих слов: «Тем, которые остались от наследия Его не удержал гнева во свидетельство» — таков. Если Он пощадил язычников, которые не хотели верить закону Его, и тем, которые остались из народа Его, не захотел вменить их неправд и не показал гнева Своего во свидетельство праведного наказания их, то что сделает он стаду Своему, которое пасется среди горы Кармил, в Васанитиде и Галааде? Действительно, желая милосердия и обращаясь, Он умилосердится над нами и Сам понесет тяжкие грехи наши и беззакония, которые перевешивают талант свинца, и погрузит их в глубину и не заставит нести их тяжесть (Захар. V?). Даст истину Иакову и милосердие Аврааму, — так что народу, подставляющему ногу и новенькому, и всегда расположенному к борьбе, Он во Христе [или: Христос] даст истину, а множеству народов (ибо Авраам называется отцом многих народов) даст милосердие, как клялся Он тем, которые были отцами нашей веры, как во дни древние; [это значит], что одни народы Он спасет во истине, а другие в милосердии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Увы, их выводы основаны часто на внешнем сходстве фразеологии, когда между библейскими и египетскими или месопотамскими текстами даже «отсутствуют общие корни подобных по звучанию выражений» 281 . Но даже в случае внешнего сходства между библейскими и языческими терминами, в богооткровенной религии Израиля содержался совершенно отличный от общераспространённого языческого взгляд. Например, Бог Израиля имел личное имя (Ягве), но не мыслился как «племенной бог» или как один из ряда богов разных народов. Наоборот, Господь для Израиля – Творец неба и земли, Бог всесильный и всемогущий, по сравнению с Которым «все боги народов – идолы» ( Пс. 95:5 , эта идея содержится уже 1Пар. 16:26 ). Поэтому для объективного разрешения вопроса об употреблении термина « сын Божий » или " Бог » по отношению к Мессии имеет смысл обратиться к тексту Священного Писания. Оказывается, богодухновенные авторы не только прекрасно знали о царской обожествляющей титулатуре на Востоке, но и высказывались отрицательно по отношению к её применению! По свидетельству книги пророка Иезекииля, жившего чуть позже Исаии, финикийские цари VI в. до Р.Х. претендовали называться «богами»: в книге Иезекииля имеется грозное обличение в адрес правителя города Тира. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господ Бог: за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: «я бог ( , " эл ани») восседаю на седалище божием ( , «мошав элогим») в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим за то, так говорит Господь Бог: вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красоты твоей мудрости и помрачат блеск твой, низведут тебя в могилу и умрёшь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцей: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?» ( Иез. 28:2–9 ). Из данного текста недвусмысленно следует, что, по мнению Иезекииля, наказание тирскому правителю последует со стороны Господа прежде всего за узурпацию титула Бога ( , «эл»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010