Глава XIII Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство (1–6). Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию (7–9). Призыв к терпению (10 ст). Зверь на земле с двумя рогами (11); его чудеса и обольстительная деятельность (12–16). Наложение печати на людей в виде начертания числа 666. Откр.13:1 .  И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Откр.13:2 .  Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря, а не из бездны, как в Откр.11:7 . Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан.7:3–7 ). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию ( Пс 93:3 ; Ис 8:7–8, 17:12 ; Иер 46:7 ). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства. Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13. Об антихристе Откр.13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. И стал я на песке морском. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмос, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же все это происходило в видении. И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Из моря житейского, всегда волнующегося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя . Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Церкви, и есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист. Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и антихриста: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» ( Откр. 20:10 ). И апостол Павел называет антихриста «человеком греха» ( 2Сол. 2:3 ), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст : «Кто же есть сей, убо ли сатана; – никакоже, но человек некий, всякое егово приемляй действо». Святой Ефрем Сирин : «Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный яко тать». Святой Иоанн Дамаскин : «Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана и который будет всецело орудием сатаны в кончину века. Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлеченное понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание апостола, что антихристом будет «человек греха» ( 2Сол. 2:3 ). О нем Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому присущи действия конкретного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

I. Преобразования Петра Великого в сфере государственной и состояние церковной жизни в России накануне учреждения святейшего Синода Внешний и внутренний рост Государства Российского. – Церковная жизнь: высшая иерархия; приходское духовенство; монастыри; церковная дисциплина и церковные имения; паства. – Задачи преобразований в строе церковной жизни. I Ко времени учреждения святейшего Синода Россия, после двадцатипятилетней деятельности Петра Великого, явилась неузнаваемою, по сравнению с прежним, во всех частях. Не даром Петр в одной из своих новогодних речей назвал себя Ноем по причине совершенного обновления при нем старого русского мира. 1 Долголетняя упорная война неожиданно выдвинула наше отечество пред глазами изумленной Европы мощным колоссом, не только обладающим силою, но увенчанным и военною славой. На берегу широкой Невы прорублено было окно в Европу, дававшее государственному организму приток свежего воздуха и возможность правильного, свободного дыхания. Полтавская победа вырвала у воинственных тогда шведов пальму первенства на севере Европы и передала ее в руки России. Взятием Азова сильный ущерб нанесен был «исконному врагу святого креста» – полумесяцу, и, хотя после несчастливого для нас Прутского похода турки оправились, Россия все же успела при Петре расправить свои долго связанные крылья от моря и до моря. Север стал безопасен, юг не был опасен, на западе Россия была прикрыта бессильною, но устойчивою Польшей, а на востоке российские пределы тянулись на необозримые пространства до «неведомого моря». Ново народившийся флот, – дело рук петровых, – и регулярное войско, поставленное «наукой» и долгим «делом» в уровень с европейскими войсками, давали России, при таком положении, возможность из прежнего состояния пренебрежения войти в семью культурных европейских народов полноправным членом, с уверенностью за будущее, – в те времена, когда благополучие государств все еще обеспечивалось военною силой, а счастье добывалось мечем и огнем. II Рядом с внешним ростом России шел рост ее внутренний.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

I. Преобразования Петра Великого в сфере государственной и состояние церковной жизни в России накануне учреждения Святейшего Синода Внешний и внутренний рост государства российского. – Церковная жизнь: высшая иерархия; приходское духовенство; монастыри; церковная дисциплина и церковные имения; паства. – Задачи преобразований в строе церковной жизни. I Ко времени учреждения Святейшего Синода Россия, после двадцатипятилетней деятельности Петра Великого, явилась неузнаваемою, по сравнению с прежним, во всех частях. Недаром Петр в одной из своих новогодних речей назвал себя Ноем по причине совершенного обновления при нем старого русского мира 1 . Долголетняя упорная война неожиданно выдвинула наше отечество пред глазами изумленной Европы мощным колоссом, не только обладающим силою, но увенчанным и военною славой. На берегу широкой Невы прорублено было окно в Европу, дававшее государственному организму приток свежего воздуха и возможность правильного, свободного дыхания. Полтавская победа вырвала у воинственных тогда шведов пальму первенства на севере Европы и передала ее в руки России. Взятием Азова сильный ущерб нанесен был «исконному врагу Святаго Креста» – полумесяцу, и хотя после несчастливого для нас Прутского похода турки оправились, Россия все же успела при Петре расправить свои долго связанные крылья от моря и до моря. Север стал безопасен, юг не был опасен, на западе Россия была прикрыта бессильною, но устойчивою Польшей, а на востоке российские пределы тянулись на необозримые пространства до «неведомого моря». Новонародившийся флот, – дело рук петровых, – и регулярное войско, поставленное «наукой» и долгим «делом» в уровень с европейскими войсками, давали России, при таком положении, возможность из прежнего состояния пренебрежения войти в семью культурных европейских народов полноправным членом, с уверенностью за будущее, – в те времена, когда благополучие государств все еще обеспечивалось военною силой, а счастье добывалось мечем и огнем. II Рядом с внешним ростом России шел рост ее внутренний.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава XXI Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми (1–4) праведными, а не грешными (5–8); созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима (9–10), описание его ворот, стен и улицы (11–21); условия жизни в нем спасенных народов (22–27). Откр.21:1 .  И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Откр.21:2 .  И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Иоанн не описывает с положительной стороны ни нового неба, ни новой земли: все это описание заменяет лишь одно слово «новое». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», говорит св. Григорий Нисский . «В мировом пожаре, пишет блаж. Августин, уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» 95 . Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божественной благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом. Откр.21:3 .  И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Голос, исходивший от Божественного трона, от кого-либо из существ, окружавших трон, называет город скиниею Божиею, в чем заключается указание на самое тесное общение между Богом и людьми, при котором и Бог, и люди живут как бы в одном и том же месте при нераздельном единстве интересов. Тогда наступит полное блаженство, когда не будет никакой причины к слезам и горю, ибо в новой жизни не будет совсем греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.0 из  5) Оригинал с фотографиями На перекрестке цивилизаций Даже при беглом взгляде на карту Крыма потрясает количество храмов и монастырей, которыми освящен этот небольшой полуостров. А в древности было их намного больше. До сего вре-мени наименование «святой» имеют многие горные кряжи Крыма, реки, ручьи и озера, ущелья, урочища, балки, мысы, отроги, источники и леса . Не знаю, есть ли где-нибудь еще такая земля, где память о святости в ее топонимах утверждалась бы с таким постоянством. По свидетельствам историков, в прежние времена на всех или почти на всех возвышенностях Тавриды стояли кресты. Христианство сюда пришло уже через несколько лет после Воскресения Спасителя и утверждалось среди разных народов и племен на протяжении всей истории Крыма. Паломничество по Крыму дает нам уникальную возможность путешествия во времени. Здесь каждый камень хранит огромное прошлое. В Крыму пробуждается обостренное чувство скоротечности земного времени — волны моря напоминают о волнах времени, о смене народов и рас. Почти все поселения в Крыму «многослойные» — они стоят на местах, где с давних пор селились люди. Одно только перечисление народов и государственных образований, которые существовали на протяжении веков на этой прекрасной земле, впечатляет: тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, гунны, сарматы, аланы, угры, печенеги, хазары, половцы, рим-ляне, генуэзцы, венецианцы, турки, татары, славяне. Крым всегда стоял на перекрестке цивилизаций и продолжает быть таким перекрестком. За него всегда шла борьба, подобная постоянной борьбе за Святую Землю Палестины. О мировой исторической значимости Крыма глубже и прекраснее всех из когда-либо писавших о нем сказал Максимилиан Волошин : Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан, И побережьям этих скудных стран Великий пафос лирики завещан С первоначальных дней, когда вулкан Метал огонь из недр глубинных трещин И дымный факел в небе потрясал. Вон там — за профилем прибрежных скал… Доселе грезят берега мои

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Глава XV. Македония (Солунь, Косиница) Житие Феодоры Солунской. – Ж. Евфимия Нового. – Чудеса св. Димитрии. – Ж. Мефодия и Кирилла. – Ж. Климента. – Ж. Германа. Македонская (точнее солунская) агиография имеет особенное значение для ученых славянского мира, так как эта страна с давних пор была густо населена разными славянскими племенами: сербами, дулебами, хорватами, драговичами и сагодатами (около Солуни и Веррии), белезитами (в Фессалии), веунитами, рунхинами и пр. Тогда как греческий элемент преобладал преимущественно по берегам моря, внутренняя часть Македонии была заселена почти исключительно названными славянами. Славянские дикари, находившиеся в непосредственном соприкосновении с культурными византийцами, представляются народом мирным; отдаленные от Солуни их соотечественники напротив того были воинственны. Первые, как низшая раса, находились в черновой работе у греков, против вторых византийцы (главным образом солуняне) должны были отбиваться силою оружия, и все славяне одинаково назывались варварами. Подобно грекам и славяне с давнего времени облюбовали Солунь как великолепную гавань для торгового мореплавания и для посадки славянских войск на острова Средиземного моря, и вот начиная уже с VI столетия начинают свои походы для овладения этим ключом к морю. Славяне около Солуни скорее всего подчинились в известной степени греческой культуре и в единичных случаях принимали даже христианство. Рассмотрение сочинения солунского диакона X в. Иоанна Камениаты и чудес св. Димитрия Солунского, 629 письменные свидетельства, 630 наконец археологические находки 631 уже давно показали присутствие славянского христианского элемента в Македонии и даже напр. в Вифинии в VII веке и ранее того. В конце VII в. были епископские кафедры напр. во Мглине (древней Едессе) и в Сетине, где стало быть славяне были христианами. Имея свою национальность, но греческое богослужение, македонские славяне задолго до Мефодия и Кирилла сознавали непонятность греческого языка в церкви и в богослужебных книгах. Но так как они имели политические связи не с греками, а с народами востока, напр. с аварами, с которыми даже заключали военные союзы для нападения на Солунь, само собою разумеется, что и славянская азбука этого времени носила на себе следы влияния народов востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Изъяснение псалма 106-го. «Аллилуия». Не раз доказывали мы, что ветхий завет есть сень новаго, но не менее можно с удобностию дознать это и из сего псалма; потому что предвозвещает он освобождение Иудеев, и предрекает спасение всех человеков; имеет же большую связь с псалмами предпоставленными. Сто четвертый псалом содержит в себе сказание об обетованиях, какия даны Богом патриархам, и о дарах, какие ниспосланы их потомкам; следующий же за ним псалом, сверх благодеяний сих, показал и неблагодарность Иудеев, и наказания, какия были за то на них налагаемы. Сей же псалом предрекает избавление от плена, совершившееся по неизреченному Божию человеколюбию. Но, как в тех псалмах преднаписуется совершающееся с нами; так и в сем псалме усматриваем пророчество о нашем спасении; лучше же сказать, большая часть сего пророчества более относится к нам, нежели к Иудеям. Пс.106:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Пророческое слово снова подает совет песнословить благодетеля Бога. Причиною же песнопения поставляет человеколюбие. Пс.106:2 .   Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага. «Да рекут избавленнии Господем, их же избави из руки врага». Должно было песнословить Иудеям, освободившимся от рабства вавилонскаго; надлежит всегда делать это и нам, избавившимся от мучительства диавольскаго. Пс.106:3 .   И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. «И от стран собра их, оть восток, и запад, и севера, и моря». Не видим, чтобы совершилось сие над Иудеями; потому что живут они разсеянными по целой вселенной. Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех частях вселенной, восточных и западных, южных и северных; и таковыя собрания можно видеть повсюду на суше и на море. А над Иудеями исполнилось сие в малой мере, когда, иные возвратились из Вавилона, а в тоже время не многие собраны были из Египта и окрестных народов. Пс.106:4 .   Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Палестина Палестина – есть общее название земли евреев ( Быm. XL, 15 ), называемой также землей Господней ( Oc. IX, 3 ), святой землей ( Зax. II, 12 ), землей Израилевой ( Ueз. VII, 2 ), Землей Обетованной ( Ebp. XI, 9 ). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами ( Ucx. XV, 14 , Uc. XIV, 29, 31 , Uouл. III, 4 ), и в этом единственном смысле употребляется в В. 3. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея ( Nc. LXXXIV:4, CVII:10 ). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистой Аравией, Средиземным морем и Сирией, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской ( Чuc. XXXIV, 4, 5 , Bmop. II, 4–8 ). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией ( Чuc. XXXIV, 6 , Bmop. XI, 24 и др.). К с. она простирается от гор. Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии ( Чuc. XXXIV, 7–9 , Hab. I, 4 , Bmop. XI, 24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полуколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской ( Hab. I, 4 , Bmop. II, 9 ; INap. V, 9, 10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг него земли ( Ueз. V, 5 ), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее на с. Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан, идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана ( Nech. VII, 6 ); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известны: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Период Первый. Русская Церковь под властью митрополитов киевских Глава I. Распространение христианской веры Св. апостол Андрей Первозванный По древнему преданию 1 начало христианства в России относится ко временам апостольским. Св. апостол Андрей Первозванный, обходя с проповедью евангелия берега Чёрного моря, прибыл в крымский Херсонес или Корсунь и отсюда водным путём, который от устьев Днепра до моря Балтийского пролегал чрез нынешнюю Россию 2 , называвшуюся в то время у греков Скифией, задумал отправиться в Рим. Остановившись на пути под горами, где ныне Киев, апостол сказал своим спутникам: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия; будет город великий, и Бог воздвигнет на них многие церкви». Взойдя на горы, апостол благословил их и на одной из них поставил крест. Продолжая свой путь, св. Андрей посетил славян северных в области Новгородской и отсюда отправился в Рим. Но первые семена христианства, посеянные апостолом в нашем отечестве, не могли удобно возрастать. Постоянное движение диких кочевых народов по обширной русской равнине препятствовало утверждению здесь христианства. Только в самых южных пределах России, в греческих колониях, в которых жило не мало славян, сохранилось христианство , проповеданное св. Андреем и его учениками. С давнего времени существовали на юге России епархии, каковы: херсонская, босфорская и сурожская в Крыму 3 , скифская на устьях Дуная, готская в нынешнем Новороссийском крае. С юга России христианство могло проникать и к славянам, жившим к северу, но до IX века мало известно об успехах среди них веры Христовой. В половине IX века в истории нашего отечества совершилось важное событие. Среди разъединённых и постоянно враждовавших между собою русских славян пробудилось желание утвердить у себя сильную власть, решения которой все бы слушались и исполняли. Не находя у себя такой власти, они решились добровольно подчиниться владычеству варягов. Отправлены были послы к варяжскому племени Русь с таким предложением: «Земля наша велика и обширна, а порядка в ней нет; придите княжить и володеть нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010