На этой службе читается Великий покаянный канон прп.Андрея Критского. Греческое название «мефимон» означает «с нами» и происходит от того, что на этой службе часто повторяется стих «с нами Бог» и, по окончании повечерия, стих «Господи сил, с нами буди». Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (в миру Иосиф Иванович Вечерков; 1792-1850), окончил Белгородскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра, был ректором ряда училищ и семинарий, в 1832 г. хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. В 1847 г. перемещен в Нижний Новгород, где вскоре был возведен в сан архиепископа; отличался подвижнической жизнью и ревностной борьбой с расколом; скончался от чахотки в Санкт-Петербурге, где и погребен в Александро-Невской Лавре. Гефсиманский (Черниговский) скит находится при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, основан в 1844 г. святителем Филаретом (Дроздовым). В 1852 г. в скит передана чудотворная икона Черниговской-Ильинской Божией Матери. При ските находятся пещеры, ископанные блаженным Филиппушкой (Хоревым), а также пещерная церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Алексеевич Борисов; 1800-1857) — архиепископ Херсонский и Таврический; родился в городе Ельце Орловской губернии (ныне территория Воронежко-Липецкой епархии) в семье священника Алексия Борисова. Будущий светильник Церкви, молодой Иоанн Борисов закончил сначала Воронежское духовное училище, затем, в 1819 г., Орловскую духовную семинарию, после чего, как один из лучших воспитанников, был зачислен в Киевскую Духовную Академию, где преуспевал не только в науках, но и в благочестии. В особенности же он любил заниматься составлением проповедей. В 1823 г., на выпускном академическом акте, Иоанн прочел часть своего студенческого труда «О нравственном характере Господа Иисуса Христа». Чтение столь зрелого в богословском отношении труда обратило на себя всеобщее внимание, а митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) приветствовал его как «восходящее светило русской богословской науки».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Фотий же отказывается от храмоздательной инициативы, не лишенной некоторого рода тщеславного апломба: слишком многое было достигнуто им в мирском житии и слишком хорошо была осознана тщетность всякого покушения на оригинальность, но главное – келья и то храмовое богослужение, которое открывалось перед ним в обители пострига, давали ему простор для бесконечного душевного самосовершенствования; лествица, ступени которой восходили в небесные селения, была здесь же, совсем рядом, Фотий видел ее духовными очами и не стремился тратить время в поисках другой. «В подвизех духовных и в въздержании» Молитвенное правило преподобного, отмечает Вассиан, не изменилось во все дни его подвига. С тем же душевным рвением, с каким начинал свою монашескую жизнь молодой Федор, заканчивал ее и старец Фотий, в сердце этого молитвенника не было места для теплохладности, ведь каждое его биение отдавалось чувством близости Христа. Вассиан старательно указывает на то, из чего состояла суточная молитва учителя: четыре кафизмы днем и еще четыре ночью, каждый день Фотий вычитывал каноны Октоиха, статью Евангелия, 600 Иисусовых молитв, 700 молитв Богородице («Владычице моя, Пресвятая Богородица, помилуй мя, гршнаго»), мефимон и полунощницу. Большую часть дня занимало чтение Священного Писания, а также рукоделие. С особой теплотой относился преподобный к соборному богослужению, и клирос стал для него уже в первые годы монашеской жизни неким подобием неба на земле, местом, где святость в словах и мелодических переливах демественных песнословий осязаемо соприкасалась с обыденностью, повседневностью. Важнейшим видом физической аскезы стал для Фотия отказ от сна и изнурение плоти хроническим недосыпанием, а также сном в неудобном сидячем положении. Тот, кто хоть раз в жизни испытывал серьезные проблемы со сном, кого мучила бессонница и кто испытал воздействие этого, казалось бы, невинного недомогания на физическое и психическое состояние человека, может по достоинству оценить самоотверженность преподобного: телесная слабость, повышенная возбудимость и обостренность восприятия внешних импульсов становились той немощью, в которой совершалась Божия сила.

http://pravoslavie.ru/111647.html

228 ...до Шужмоя острова... – Острова Шужмуй (Большой и Малый) лежат в Онежской губе Белого моря к югу от Соловецких островов. 229 Вирма – село в месте впадения реки Вирмы в Онежскую губу Белого моря. В Вирме находилось подворье Соловецкого монастыря с церковью св. апостолов Петра и Павла. 230 ...приплухом к нкоей луд морстй... – «Лудами» поморы называют голые гранитные острова в Белом море. 232 Герасим Пустынник – один из местночтимых соловецких святых (см.: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. М., 1881. С. 128; Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1903. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 61). 233 ...«Что без молитвы приидосте зд?» – Прежде чем войти в келию к монаху, надлежит прочитать молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» – и входить только после ответного возгласа: «Аминь». 234 Се поведа нам священноинок Досифей, ученикъ святаго: «Бывшу ми к 6 когда игуменом на Соловках...» – Досифей был третьим игуменом после преп. Зосимы; время его игуменства относится к периоду не ранее 1479 г. и не позднее 1484 г. 236 ...братии нефимон поющим... – Мефимонвеликое повечерие. Название происходит от греческого припева «оти меф имон о Феос» («яко с нами Бог»), многократно повторяемого за великим повечерием. 238 ...опрхся о посос... – Посох является символом пастырской власти игумена монастыря, на котором лежит обязанность управлять «стадом разумных овец». 239 ...великаго образа аггелскаго – схимы... – Схимничество есть высшая ступень монашеской жизни, сутью которой являются покаяние и молитва за весь мир. 240 ...священноиноку бо не сущу ту близ... – Пострижение монаха, согласно церковным канонам, может произвести только монашествующий; мирскому священнику это не позволяется. 241 ...«Почто тако, брате... себе съкрушаеши»... – Принятие перед кончиною схимы является предметом особой заботы монаха: «Кто близок к кончине во всем да уготовляет себя. Не имеющий полного образа (иноческого) пусть примет его, чтобы не отойти несовершенным и без совершительнейшего священнодействия схимы» (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 521).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как Вы знаете, я в этом вопросе – минималист, сторонник лишь самых необходимых изменений нынешнего текста, с сохранением общего церковнославянского колорита. Прилагаю результат своего опыта перевода. Написал я пока текст лишь 1-й песни обоих канонов, да и то не все получилось гладко. Застрял на последних словах последнего тропаря: χρηματζει τν σιν. Глагол χρηματζω имеет несколько исходных значений, и нелегко догадаться, в каком именно смысле употребил его в данном месте Иоанн Дамаскин . По-видимому, основное значение этого глагола – «информирую» (в Евангелии о волхвах: κα χρηματισθντες κατ’ ναρ – и весть приемше во сне). Я перевел «озаряет естество», но не уверен в том, что именно такова мысль песнописца. На 1-й неделе мы говели. Затемно служилась полунощница и сразу после нее утреня, на которой канон сопровождался пением библейских песней. После 1-го часа и литии бывал расход. В половине 11-го начинались часы, заключавшиеся вечерней. В 6 часов вечера – мефимон (название великого повечерия, от греч. μεθ’ μν Θες – с нами Бог . – Ред.). Здесь кое-кто из иереев в тропаре 3-го часа читает: “Но обнови в нас молящихтися”. Ссылаются на одно издание учебного часослова, где так именно напечатано. Просили меня узнать Ваше мнение. Мне кажется, «в нас» может быть обновлен только наш дух, то есть дух с малой буквы, а Дух Святой не обновляется, а обновляет. В четверг Великого канона апостольский трипеснец поют обычно без ирмосов, что как будто оправдывается указанием Типикона. Но в Триоди, славянской и греческой, сказано лишь, что трипеснец поется без поклонов (νευ μετανοιν), а ирмосы напечатаны полностью, как предназначенные для исполнения. Да и в старопечатных изданиях Типикона ничего не говорится об отмене ирмосов. Невольно приходится в Типиконе подозревать порчу текста. Может быть, и там следовало бы читать вместо «без ирмосов» – «без поклонов». Владыка Ермоген здравствует, служит, дай ему Бог здоровья. Сердечно приветствую Нину Сергеевну. С любовью Ваш недостойный Д. Огицкий Письмо епископа Афанасия (Сахарова) Д.П. Огицкому 33

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

На древних монетах малоазийских сохранился лик Зевса. Тип Фидиева олимпийскаго Зевса. Вот каков был, на кого похож, судя по древним иконам, Сергий Радонежский. Но не тщедушный старичок. И постническая изможденность Сергиева была величава. Он ходил пешком по Руси. А дорога от Маковца до Боровицкого холма, до Кремля Московскаго, исхожена его стопами многократно. Как солнце, ходил он от Троицы по Ярославской нашей дороге к Москве. Тут всё Его помнить должно, Ангела Русского… В 39м, в 40м году, как жил я в Хотькове, всё мне там дышало и говорило о нём, «первом игрушечнике». И что узнавал, то я списывал. Много радости насписывал карандашиком… Кости Сергиевы пресвятые я видеть сподобился и руку целовать. Эти кости — основание твоё, Русь Святая. Всяк должен одеть в себе сии живоносныя кости плотью и кровью. Сии праведные, благословенные кости, подобные свещам яраго воску, подобныя корням всесвятого некоего древа, и есть корни твои живоносные, о Русский народ, о Земля русская! …Я — нижайший, всё в худых душах, вернее, в худом теле. Печку еле истоплю. Ничё не сплю. Лежу, сам себе в уме какой ни-то рассказ рассказываю. Людям-то некогда меня слушать, а мне им рассказывать негде. И я сам себя веселю. От печальных мыслей себя увожу. Мефимон — вечерняя церковная служба в 1ю неделю Великого поста. Из глубины» (лат.). А.К Толстой «И.С. Аксакову». Речь идёт о Св. Марии Египетской. BA Жуковский «Элевзинский праздник». Цитата из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Ф.И. Тютчев «Песнь Радости». Возм. «Новеллы» Ф. Саккетти. 1945 1 января …Познал мир Василий Великий . И воистину дивно, и живо, и тайны радостной исполнено всё вокруг нас. Слушал: Христос учил воды освятити. «Днесь водам освящается естество». Как сладко и светло стало жить, зная-ведая, что природа вокруг нас также живёт таинственно. Но не любит природы тот, ни во что не проникнет, ничего не уведает тот, кто жизнь любит проводить «по морям, по волнам, нонче здесь, а завтра там». Чтобы очнуться от мертвенного отношения к природе, чтобы воскреснуть о ней, надобно поставить «келью под елью». Понятие «пантеизм» должно быть осознано, освещено, озарено по догматам, по истинам веры Христовой…

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Учитель. В шестый час Господь наш Исус Христос нашего ради спасения на кресте распяся, да нас свободит и мучителства диаволскаго. Ученик. Чесо ради к девятому часу звоним, а к иным не звоним? Учитель. Великия ради святости, понеже Господь нас Иисус Христос рече ко Отцу своему: Отче, в руце Твои предаю дух мои; в той самы час копием в ребра прободен, от него истече кровь и вода, тою животворящею Его кровию свобождены мы от истления, тою водою прощение нам дадеся; той самый час пламенное оружие, хранящее врата Едема, уступи, в той час вход в рай нам отворися; в той час вниде душа разбойнича прежде иных. Ученик. Чесо ради разбойнича душа вниде прежде иных душ святых? Учитель. Писание глаголет: разбойнича душа в раи бысть прежде, неже сокруши Господь ада: яко, когда бе разбойник на кресте, похвали Христа, нарече Его праведником, в той самы час по неложному Христовому слову сподобися с Ним в раи быти. В тое же самую нощь Господь сокруши ада, воста от мертвых. Глава 6. Ученик. Чесо ради всесилный Бог сотвори тако, еже грешную душу прежде тех введе в рай? Учитель. Посему разумей неизреченную любовь Его и милость к нам, еже Он за грешные умре, да никтоже грешный великих ради согрешений отчается благодати Его, писано бо есть: уклонися от зла и сотвори благо. Глава 7. Ученик. Чесо ради вечерню поем? Учитель. Промеж всех дневных словословений славословим вечерню с великим тщанием ради великих пресвятых дел, еже Господь наш Иисус Христос в то самое время освящал нам свое благословение: тело и честную и животворящую кровь и умыл святым своим учеником нозе; и в то же вечернее время со креста снят и погребен; в то же самое время явился дву учеником, Луце и Клеопе, и познаша Его в преломлении хлеба. Ученик. Чесо ради мефимон поем без времени уреченного? Учитель. Мефимон мы совершаем, еже в день к Божии службе, и мы тем себе к Богу препоручити, дабы нас сохранил в нощи от всякого зла и смущения злолютого диаволскаго. В то самое время, егда день и нощь разлучаются, молился Спаситель толь крепко, еже капаше пот святыя плоти Его, яко пот крове, то самое время зело свято, понеже в самое то время сокруши Господь ада и изведе из него пленники; в то самое время отпусти Христос святому апостолу Петру. После утрени поем хвалы, еже знаменует наше востание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

А что, сынове, пишете, что Устретение Господа нашего Иисуса Христа, или Обретение честной главы Иоанна Предтечи причтется в среду или в пяток сыропустной недели: ино в тыя дни, по божественному уставу, повелено литурию совершать Великого Иоанна Златоустог о. 1909 А что пишете о Благовещении пречистой Богородицы, аже причтется в великую пятницу: ино литургию пети Златоустого, также и в неделю Цветную, и в понедельник и во вторник и в среду; а в великий четверток или в субботу причтется, ино литургию петь Великого Василия. А что ми, сынове, пишете о Воздвижении честного Креста, что в канон дни и в самый тый день 1910 мяса не ядят: ино, сынове, по уставу, в канон того дни мяса ясть, а в самое Воздвижение не ясть. А крест воздвизать преже на восток, на четыре страны, а пятое паки последи воздвигнуть на восток же, а глаголя на всяко воздвизание, о православии, «Господи помилуй», 100. А в неделю, коли с крестами ходят соборы, ино чтется Евангелие к востоку, а и всегда. А что, сынове, пишете о мефимоне, что петь в великую субботу: ино по уставу, не поется мефимон по церквах в великий четверг вечер, и в великую пятницу, и в великую субботу, но поются навечерницы в кельях: а на нощь великой субботы Деяния Апостольские в церквах чрез всю нощь чтутся, и каноны Спасовы нагробные и чтения. А что ми, сынове, пишете: у кого сын духовный, по греху, напрасно умрет; но аще по греху умрет и напрасно, а не от своих рук, или нужно утонет, тех по закону погрести, и петь над ними, и поминать их в святых службах. А который от своих рук погубится, удавится или ножом избодется, или в воду себя ввержет: ино, по святым правилам, тех не велено у церквей хоронить, ни над ними петь, ни поминать, но в пустом месте в яму вложив, закопать; сотворит же о душах их Господь, якоже сам весть, по своим неизреченным судьбам, заньже святые Отцы именуют тех самовольной жертвой, даема не Богу. А что ми, сынове, пишите, что который человек нем родится, дать ли ему святое причастие: ино, сынове, познав по его житию 1911 , и како будет было прихождение его к церкви Божьей, ино рассудив, и святое причастие дать; а в болести аще онемеет человек, ино также по прежнему его смотривше житию 1912 , и по покаянию, рассудив по достоянию, и дать святое причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Мол щагос приемлеть Бог . Аще ли то ни, яко же рече Господь: любите врагы ваша, и добро творите ненавидящим вас, и молите за творящая вам напасть ( Мф. 5:44 ). Послушайте, любимици! како (как, если...) ти велит Бог молити за ненавид щих вас, колми (то тем более) за любимыя? – Подобает же себе пети неоумеющим грамоты, сице им пети: святый Боже, – три (трижды); – пресвятая Троице, Отче наш , Господи, помилуй нас. А оумеющи, аще не поют, то ти лишаються света Божия. Свет бо есть почитание книжное, егоже лишивъся безумныи, яко во тме ход , погибнуть. – Заутрен я же наречеться конець нощи, а вечерн я – конець дни, а третий час, и шестый, и девятый – причатаеться к прочим часом, их же есть дванадес ть дневная, а дванадес ть – нощная, – то же все прав ть честьнии черноризци. Ти бо нарекуться земнии ангели, а небеснии человеци, наставници нашему спасению. Аминь. – Мефимон же наречеться печать и замок святыя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, а ключ – честный крест, – сице рци отмычюче: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Аще, братие, этемь замкомь замычеться кто, и тем ключем отмычеться, то не покрадом будеть духовный дом; аще ли темь замкомь не замычеться, то, влез дьявол , окрадеть душевный дом, и будуть человеку тому последн я горши первых. Да не можем, братие, лишитися преже глаголаннаго пенья, и добрых дел не лишайтеся, – да токмо дьявола победим, но и жизни вечней причастници будем. Повеление Божие тлаголеть: пению – врем , молитве – час, 185 а не яко бл дословци (пустословы, лжецы) глаголють. Не отлагайте свет заоутрени, ни тма вечерни, но все повелено во оуставная времена творити, – токмо ангели Богу служать непрестаньно, литоргия же подобаеть литоргисати в третий часа, в третий бо час отвар ються врата небесная дароносивыим ангелом. Аще бо кто опоздить литоргию, то дароносивии ангелы, въземше честьныя дары, и ждуть же оутрен го дни третьяго часа, а того кленуще. 186 А зло есть, братье, от человек приимати клатва, а же от ангел? Якоже бо Паоул глаголеть: прокл т, иже не пребудеть в всех писаных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004   005