II. Состав Нынешний «чин пения 12-ти псалмов» в наших богослужебных книгах (Следованных Псалтирях, Канонниках) полно надписывается так: «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих, и в житиях, и мучениях святых многих; сей же чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский» (XIII в.). Но, по-видимому, он и раньше известен был у нас в богослужебном употреблении, так как мы встречаемъ его, хотя в ином несколько виде и под другими названиями (напр. «великий мефимон», «ночные, часы»), в древнейших слав. рукописях, – каковы: Синод. 330/380 (л. 269), Син. 12, Спб. 57, Соф. 1052 . «Чин пения 12-ти псалмов» состоитъ из четырех трипсалмий, по внешности сходных с междочасиями без молитв: после обычного начала (в первой части) или же троекратного «Приидите поклонимся» (в остальных частях) полагается три псалма, затем – Трисвятое, а по Отче наш – три покаянных тропаря (третий – богороднчен), с соединительным «Слава и ныне», и Господи помилуй 30; в конце чина – отпуст. Это обычный и самый простой чин келейных служб. Но часто он, как мы уже видели, значительно видоизменяется и осложняется. – В особенности же изменчивым является состав келейных псалмов, тропарей и молитв. 6. Псалмы В нынешний чин входят следующие псалмы: 26, 31, 56; 33, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии (2 Паралип., в конце) и – вместо 12-го псалма – великое славословие (будничное) и молитва св. Евстратия. Другие чины более или менее отличаются от нынешнего чина и по составу, и по расположению псалмов. Синайский Часослов 864 (VIII–IX в.) на 9-м часе приводит псалмы: 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120 – (знак деления) – 74, 29, 54 – Слава – 5, 7, 40 – Слава – 31, 80, 81 – Слава – 93, 104, 56. – Последние 12 псалмов (с 74 по 56), отделенные особым знаком, как известно, относятся к «чину 12-ти псалмов» (см. выше, гл. 5, часть 2 «Чин 12-ти псалмов»). Все эти псалмы, за исключением 93-го, встречаются и в несомненных чинах 12-ти псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

У митрополита Фотия в Поучении к псковскому духовенству (1416 г.) сказано: «а что сынове, пишете о мефимоне, что пети в великую субботу: ино по уставу, не поется мефимон в церквах, в Великий четверг вечер, и в Великую пятницу, и в Великую субботу, но поются навечернице в келиях» (Акты Истор., т. I, 22, стр. 46). Здесь под мефимоном разумеется великое повечерие, а под навечерницею – малое повечерие (См. Тип., послед. страст. седм. среды веч. четверга и т. д). И в богослужебных книгах иногда великое повечерие обозначалось словом мефимон. Так, это видим в Часослове, напечатанном в Супрасльской типографии в 1786 году, с перевода Часослова, напечатанного в Москве при патриархе Иосифе в 1652 г. Там, кроме великой и малой повечерниц, есть еще средняя повечерница (повечерие). Это повечерие содержит в себе все то, что находится в малом повечерии и, кроме того, внесены в него из великого повечерия все молитвословия, начиная с 90 псалма: «Живый в помощи Вышняго» и оканчивая псалмом 50: «Помилуй мя, Боже» (см. выше, таблицу повечерия). В упомянутом Часослове, при указании, когда положено совершать все три повечерия, великое повечерие обозначено словом мефимон. Вот это указание: «яко же праздники, по преданию церковному, на три чины имут разделение, сиречь, на великия, на средния, и на малыя: сице и повечерпицы по чину праздников положены суть. В великия бо праздники, внегда бывает бдение, и во всякия пред субботные и недельные вечеры, и в нарочитых святых, егда имеют многомилостиве (т. е. полиелей), глаголется малая повечерница. В постные же дни, сиречь, в пост святых апостолов, и в пост святыя Богородицы, и в пост Рождества Христова, егда несть тропаря святому, на аллилуиа (т. е. на утрени, вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа», и затем не поется тропарь святому), тогда поется нефимон, якоже и впреди к концу нефимона (т. е. великого повечерия) указася. Егда же есть тропарь святому, аще в посты или между постов, тогда поется сия средняя повечерница во все лето» (лист 29 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Хирург: «Нам на Радоницу всегда не хватает дня, чтобы объехать все кладбища» 14 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему: «Церковь и молодежь: проблемное поле». В пресс-конференции приняли участие руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин), президент мотоклуба «Ночные волки» Хирург (Александр Залдостанов) и член мотоклуба «Ночные волки» Алексей Вайц. В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему: «Церковь и молодежь: проблемное поле». В пресс-конференции приняли участие руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин), президент мотоклуба «Ночные волки» Хирург (Александр Залдостанов) и член мотоклуба «Ночные волки» Алексей Вайц. На пресс-конференции обсуждались такие вопросы, как ответственность за свою и чужие жизни на дорогах, участие байк-клуба в просветительской и благотворительной деятельности Церкви, совместимость православной символики и байкерского движения и другие. Предлагаем вниманию читателей фрагменты этого обсуждения. ИЕРОМОНАХ ДМИТРИЙ: Сегодня Радоница – день поминовения усопших. С утра мы молились об ушедших от нас братьях и сестрах, родных и близких, погибших в том числе и на дорогах. И нам кажется символичным, что именно в этот день проходит наша пресс-конференция с президентом международного мотоклуба «Ночные волки». Хирург скажет несколько слов о том, что для человека за рулем самое главное – душевное состояние, что, с одной стороны, оно может привести к тому, что кладбища будут молодеть, а с другой, может быть возможностью каждого изменить ситуацию на дорогах. Было бы замечательно, если бы эти слова вдохновили водителей быть за рулем прежде всего христианами. Служители церкви, в свою очередь, будут освящать мотоциклы, технику, чтобы благодать Божия хранила нас на всех дорогах. Также хотелось бы отметить, что «Ночные волки» – это не просто мотоклуб: они охраняют не только Россию, но и весь европейский мир от тех сил, которые с радостью засеивали бы его семенами зла. Необходимо сказать, что внутри российского движения «Ночные волки» рождаются идеи, которые касаются не только дорог и мотоциклов, но и людей, которые оказались в трудной ситуации. Люди, которые всю жизнь посвятили субкультуре мотоциклов, приходят в зоны, работают с подростками, детьми и дают им возможность перейти от криминальной субкультуры к другим вещам и ценностям.

http://pravmir.ru/sostoyalas-press-konfe...

2 Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. С. 24. Однако, несмотря на то что 9-й час соединяется с вечерней, он принадлежит предшествующему, т. е. истекающему дню (см.: там же. С. 40); Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1892. С. 475; Николаевский В. Объяснение Устава богослужения Православной Христианской Греко-Российской Церкви. СПб., 1885. С. 75. 3 Не мешает здесь привести таблицу для справляющихся с Типиконом и незнакомых со счетом восточного времени, каковое в нем принято.  Деление суток по Свящ. Писанию. Мк. 13:35;15:33 ; Деян. 2:15;3,1 . Вечер-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 ночи-Часы наши 7,8,9 вечера; Полночь-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 ночи-Часы наши 10,11,12 вечера; Петлоглашение-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 ночи-Часы наши 1,2,3 ночи; Утро-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 ночи-Часы наши 4,5,6 ночи; Первый час-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 дня-Часы наши 7,8,9 утра; Третий час-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 дня-Часы наши 10,11,12 утра; Шестой час-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 дня-Часы наши 1,2,3 дня; Девятый час-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 дня-Часы наши 4,5,6 вечера; Так как родина церковного устава – Палестина, где день почти равен ночи, как у нас в равноденствие (ср. Ин. 11:9 ), то в Типиконе находим только два определения часов: нощи (ночи) и дне (дня). У нас же время восхода и захода солнца постоянно меняется, и потому даже более мелкие подразделения на утро и вечер должны считаться условными. Летом, например, восход солнца можно обозначить тремя часами утра, зимой же это время принято называть уже не утром, а ночью. Поэтому определения при часах по нашему счету пусть возьмет каждый какие ему угодно. Я руководствовался просто симметричностью частей суток. 4 Например, в первый день св. Пасхи, во все пасхальные дни, в вечер Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы. 5 Обращаю внимание читателя, чтобы не оговариваться после, что на церковно-богослужебном языке «неделя» не то же самое, что в мирском, обиходном. Неделей на церковном языке называется воскресенье (один день), а неделя в общежитейском смысле, т. е. период в семь дней, на церковном языке носит наименование седмицы. Однако я, чтобы не вызвать путаницы у мирских читателей, буду в скобках иногда ставить пояснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   Преподобный авва Исаия, подобно святым Варсануфию и Иоанну, советовал употреблять одну половину ночи на молитвенное бдение, а другую для сна. О ночной молитве говорит и святой Григорий Синаит, и святые Каллист и Игнатий, ссылающиеся на слова святого Иоанна Лествичника, который советует ночью отдавать молитве времени больше, а пению меньше. Преподобный Никита Стифат поучает, что христианин не должен предпочитать покой тела пользе души, оправдываясь поздним временем. Святые Феодор Студит и авва Филимон также призывают к ночной молитве и говорят о необходимости совершать... ночные службы.    Святые подвижники не напрасно призывали к молитве ночью. Они знали, испытав на себе, ее благое действие. Ночная молитва бывает более действенной и скорее услышанной благодаря тому, что в ночные часы молящийся может более сосредоточиться в мыслях и уму его легче возноситься горе. Поэтому-то Ефрем Сирианин говорит, что совершающего ночные молитвы, с чистым сердцем, «слышит Господь», а святой авва Евагрий, призывая проводить ночь в молитвенном труде, говорит, что тогда «душа твоя вскоре обретет утешение», и еще советует: «Со слезами молись ночью... и обрящешь благодать».    Святой Исаак Сирианин приводит слова одного безмолвника: «Избери себе делание усладительное — непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхаго человека и сподобились обновления ума. В сии часы душа ощущает оную бессмертную жизнь и ощущением ее совлекается одеяния тьмы и приемлет в себе Духа Святого». Душа, трудящаяся в ангельском бдении, «будет иметь херувимские очи и ими созерцать и видеть непрестанно небесные видения». Также и преподобный Филофей Синайский призывает особенно ночью памятью о Христе Иисусе собирать расточенный ум свой, когда он (т.е. ум) обычно бывает более чист и светел, ясно созерцая Бога и все Божественное.    Из приведенных слов видно, почему святые подвижники так ценили ночные молитвы. 3.6. Осенение молитвой всякого дела    Кроме установленного времени для молитвы в утренние и ночные часы, кроме обычного правила, всякому верующему предлагается каждый шаг своей жизни сопровождать и освящать молитвою. Пред совершением же какого-либо дела в течение дня, как, например, перед и после вкушения пищи, перед и после слышания слова Божия, во время рукоделия и в других подобных случаях, христианин обязан творить соответствующие молитвы. «Молитвой осеняй всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысл сомнящимся», — говорит преподобный Нил Синайский. Святой Антоний Великий научает совершать молитву у себя всегда перед тем, как идти в церковь, а потом добавляет: «Вообще, прежде и после общей молитвы с братиями всегда совершай молитву и в келлии своей и никогда не ленись этого делать». Также и при рукоделии заповедует он «имени Господа не отпускать от себя, но непрестанно вращать Его в уме своем». «Если простираешь руку к работе, — говорит преподобный Нил Синайский, — то пусть язык поет, а ум молится».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостолы освящали эти часы молитвой ( Деян 2, 15; 10, 9 ). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348). 3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе. В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня. Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий и шестой часы совершаются в храме (Уст., 14 ноябр., понедел. 1-й седм. Вел. поста), а иногда и в притворе (Уст., неделя Антипасхи). В Великие четверток и субботу, а равно и в праздник Благовещения, случившийся в эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе и притом отдельно от литургии, как это можно видеть из различия во времени, назначаемом Уставом для этих служб (в Вел. четверток часы положены в 3-м, а литургия – в 8-м часу дня, в Великую же субботу часы – в 4-м, а литургия – в 10-м часу дня). Как совершаемые отдельно от литургии, эти часы вместе с изобразительными отправляются в притворе и в конце их бывает отпуст (см. в Уст. последования указанных дней). Но если Благовещение случится в Великие понедел., вторн. и среду, то часы (на которых читается Евангелие) совершаются в храме; в эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой: «Пресвятая Троице», читается: «Приидите поклонимся», и затем поётся вечерня (Уст., 25 март., аще в понед. Страстной седм.). О часах вседневных, великопостных, пасхальных и царских Часы бывают вседневные, великопостные, пасхальные и царские. Последование вседневных часов находится в Часослове, Следованной псалтири, великопостных – в Часослове, Следованной псалтири, в Уставе (понед. 1 седм. Вел. поста), пасхальных – в последованиях Пасхи, царских – в Триоди (Вел. пяток), Минее (25 дек., 5 янв.) и в последованиях на эти дни в Уставе. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы (за исключением случаев, указанных в Уставе 1 и 2 февр. и в 28 храм. гл.), в понед., вторн., четв. и пяток во все седмицы Великого поста, в понед., вторн., среду Страстной седмицы. Царские часы 82 отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Крещения (см. 606, 518 и 19 стр. печатного оригинала); на этих часах 1, 3, 6 и 9 часы соединяются вместе; царские часы совершаются в храме. Пасхальные часы совершаются во всю пасхальную седмицу до недели ап. Фомы. За исключением вышеуказанных случаев во все остальные дни года совершаются вседневные часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так, преподобный Иосиф Волоцкий благословлял одному из своих монахов носить «панцирь» на голом теле под свиткой, другим носить тяжелые железные вериги и в них класть земные поклоны: кому – 1000, кому – 2000, а иному – 3000; другие же монахи спали сидя, у каждого был свой личный подвиг, ведомый только настоятелю и Богу (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 467). По келейному обычаю старцев Иосифо–Волоколамского монастыря, монах должен был прочитывать за день четыре кафизмы, с тем чтобы всю Псалтирь совершить за пять дней (с вечера воскресенья по вечер четверга). Кроме Псалтири на день полагалось 1900 молитв Иисусовых и 100 Богородичных: «Пресвятая Владычице Богородице, помилуй мя и помози ми грешному», малое повечерие, два канона и полунощница (в воскресенье вместо полунощницы читали канон Святой Троице). Из двух канонов дня один был неизменный – Иисусу Сладчайшему, а второй – определенный для каждого дня: в воскресенье – Благовещению Пресвятой Богородицы, в понедельник – ангелу–хранителю, во вторник – святому пророку Иоанну Предтече, в среду – иконе Одигитрии, в четверг – святым апостолам и Николаю Чудотворцу, в пятницу – Честному Кресту, в субботу – акафист Пресвятой Богородице. В субботу и воскресенье в келье вычитывались часы. Великим постом келейное правило изменялось: каноны не пели, за пять дней совершали две Псалтыри, а не одну, как в обычные дни. В келье совершали повечерие (в ночь с пятницы на субботу «говорили» мефимон большой, канон и полунощницу, а в субботу и в воскресенье – мефимон «меньшой ») (ГИМ. Щук. 212. Л. 207 об. – 208). Исходя из такого келейного правила и суточного цикла богослужений, нетрудно понять, что времени на сон оставалось немного. В Житии преподобного Иринарха Соловецкого описана обычная келейная молитва трудника Иоанна, работавшего на монастырь в кузнечной службе. Он молился по ночам в холодном чулане своей кельи, зажигал свечу перед большим образом Спасителя и читал Иисусову молитву, творил поклоны; спать Иоанн ложился в седьмом часу ночи (если считать от заката солнца).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Результатом молитвы перед сном является соответствующее настроение и по пробуждении от сна. Это подтверждает святой Иоанн Лествичник , говоря, что если уснули с молитвою и трезвением, то встаем от сна в благом и мирном настроении 130 . 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы Хотя для молитвы и всегда есть время 131 , но наиболее подходящим, наиболее благоприятным временем для совершения ее святые подвижники считали ночное время. «Не думай, человече, – говорит святой Исаак, – чтобы во всем подвижничестве монашеском есть какое-либо делание важнее ночного бдения» 132 . Преподобный авва Исаия , подобно святым Варсануфию и Иоанну 133 , советовал употреблять одну половину ночи на молитвенное бдение, а другую для сна 134 . О ночной молитве говорит и святой Григорий Синаит 135 , и святые Каллист и Игнатий, ссылающиеся на слова святого Иоанна Лествичника , который советует ночью отдавать молитве времени больше, а пению меньше. Преподобный Никита Стифат поучает, что христианин не должен предпочитать покой тела пользе души, оправдываясь поздним временем 136 . Святые Феодор Студит и авва Филимон также призывают к ночной молитве 137 и говорят о необходимости совершать... ночные службы 138 . Святые подвижники не напрасно призывали к молитве ночью. Они знали, испытав на себе, ее благое действие. Ночная молитва бывает более действенной и скорее услышанной благодаря тому, что в ночные часы молящийся может более сосредоточиться в мыслях и уму его легче возноситься горе. Поэтому-то Ефрем Сирианин говорит, что совершающего ночные молитвы, с чистым сердцем, «слышит Господь» 139 , а святой авва Евагрий, призывая проводить ночь в молитвенном труде, говорит, что тогда «душа твоя вскоре обретет утешение», и еще советует: «Со слезами молись ночью... и обрящешь благодать» 140 . Святой Исаак Сирианин приводит слова одного безмолвника: «Избери себе делание усладительное – непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхаго человека и сподобились обновления ума. В сии часы душа ощущает оную бессмертную жизнь и ощущением ее совлекается одеяния тьмы и приемлет в себе Духа Святого» 141 . Душа, трудящаяся в ангельском бдении, «будет иметь херувимские очи и ими созерцать и видеть непрестанно небесные видения» 142 . Также и преподобный Филофей Синайский призывает особенно ночью памятью о Христе Иисусе собирать расточенный ум свой, когда он (т.е. ум) обычно бывает более чист и светел, ясно созерцая Бога и все Божественное 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Все эти часы суть трипсалмные. Пасхальные часы бывают без псалмов. Часы вседневные совершаются во все дни, в которые не положено часов великопостных, царских и пасхальных. – Таким образом, надобно знать, в какие дни совершаются эти три вида часов; в остальные же дни года бывают часы вседневные. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные. Но если в эти дни случатся праздники, то вместо великопостных часов совершают обыкновенно вседневные часы. Эти праздники суть: а) Сретение (2-го февраля) б) день храмовой (Тип., храм. гл. 28). Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургиею Златоустого, а вечерня засим бывает отдельно. 2) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Часы царские поются трижды в году: пред праздником Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великую пятницу. Православной Церковью не положено совершать царские часы в субботу и Неделю, так как в эти дни отменяется пост, а царские часы есть служба поста (Тип., 25-го дек. 2-е зри). Потому, если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресение или понедельник, так что канунами праздников будут воскресение или суббота, то царские часы в таком случае совершаются не накануне праздника, не в субботу, не в воскресение, а в пятницу 277 . Пасхальные часы отправляются во всю пасхальную седмицу до субботы включительно. Литургии совершаются в Православной Церкви: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. При указании дней, в которые бывают литургии св. Василия Великого , Преждеосвященных даров, и когда вовсе не положено совершать литургии, обозначится и то, когда бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. Литургия св. Василия Великого бывает в году непременно десять раз, именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели (воскресения) Великого поста 278 ; дважды в Страстную седмицу: в четверток и субботу 279 и в день памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010