—63— гребное одеяние и пропитание согласился жить у Ефремлянина Михи и служить его домашним пенатам ( Суд.17:1–13 ); Ионафан, сын Гереона, сына Манассии (или по древним манускриптам Моисея) с сыновьями отправляли богослужения пред истуканом, поставленным сынами Дана и др. ( Суд.18:30–31 ). Поэтому неудивительно, если многие и из выдающихся представителей народа не знали основных законов Моисеевых. Похвала Судиям в книге Царств и послании к Евреям, как можно видеть из тех же примеров Самсона и Гедеона, не исключает возможности заблуждений и пороков с их стороны. В послании к Евреям писатель ясно различает проявления веры, свойственные каждой из поименованных им личностей: к Гедеону, Вараку, Самсону и Иеффаю относятся слова 33-го стиха: «верою побеждали царства», чего во всяком случае нельзя отрицать, так как эти лица сражались против врагов во имя и при помощи Иеговы. Боговдохновенность судей, не имеет такого широкого значения, чтобы на каждое их действие можно было бы смотреть как на внушенное Духом Божьим. Как видно из ясных выражений книги Судей, Дух Божий подавал им силу в особенных исключительных случаях, а не воздействовал на них во все время их жизни. Напр., в повествовании о Самсоне читаем: «пошел Самсон в Фам-нафу... и вот молодой лев, рыкая, идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка» ( Суд.14:6 ). Затем, когда 30 брачных друзей хитростью узнали разрешение Самсоновой загадки и он должен был им по уговору отдать 30 синдонов и 30 перемен одежд, то в это время «сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку» ( Суд.14:12–13 ; Суд.14:19 ). Или ниже: «сошел на него Дух Господень, и веревки бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы с рук его» (Суд:16:9; Суд16:11 ). Ясно, что, кроме исключительных чрезвычайных моментов наития Духа Божия, в остальное время своей жизни Судии в этом отношении ничем не отличались от прочих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся «братья Иисуса», хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13:54-56). Много писалось о «братьях Господних», много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности.    Если эти «братья» Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями: Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее «сестрою Матери Его» (Ин.19:25).    Но эти «братья» Господа могут быть и мнимыми «сводными» братьями по мнимому отцу Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака, (т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» (Мф.13:54-56). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» (Ин.7:3). Известно также, что указание на то, что «братья» Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание.    Это древнее предание не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его (Мф.27:56; Ин.19:25); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что «братья» Господа были Ему троюродными братьями по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Бог Нового Завета – это Тот, Кто выходит на поиск заблудившейся овцы и, найдя, берет ее на плечи; Тот, Кто радуется об обретении одной потерянной драхмы; Тот, Кто терпеливо ждет возвращения блудного сына и, когда тот возвращается, не наказывает его, но возвращает в сыновнее достоинство. Будучи Богом воплотившимся, Иисус Своим собственным примером свидетельствует о Божественном всепрощении. Он не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» ( Ин. 8:7 ). Будучи распинаем на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Ветхий Завет лишь изредка упоминал о Боге как об Отце (см.: Втор. 32:6 ; Ис. 63:16, 64:8 ; Мал. 1:6, 2:10 ), И чувство нежной сыновней любви по отношению к Богу не было характерно для древних евреев: более характерным было чувство рабского страха и трепета перед Богом. В Новом Завете тема отцовства Бога является центральной. Обращаясь к Богу в молитве, Иисус называет Его Отцом: таких обращений в Евангелиях насчитывается 51. Иногда евангелисты передают это обращение как «Авва Отче» (αββα ο πατηρ) – ( Мк. 14:36 ), используя ласкательную форму еврейского слова «отец», указывающую на особую близость Сына к Отцу. Эту близость Иисус хочет разделить со всеми верующими, научая их начинать молитву Богу словами: «Отче наш» ( Мф. 6:9 ; Лк. 11:2 ). По мысли апостола Павла, право обращаться к Богу «Авва, Отче» является свидетельством усыновления христиан Богу: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал. 4:6–7 ). В Ветхом Завете иногда говорилось о любви Божией к народу израильскому (напр., Иер. 31:3 ), однако эта любовь проявляется прежде всего как ревность по отношению к другим богам: Яхве не допускает поклонения им, потому что Он – Бог ревнитель. В Новом Завете любовь Божия к человеку открывается как любовь жертвенная, не обязывающая к взаимности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АВТОРИТЕТНОСТИ 1) доказательство авторитетности Библии состоит в том, что через нее Св. Дух позволяет внимать Ему как тем, кто Его свидетельству верит ( Деян. 2:37,41 ), так и тем, кто его отвергает ( Ин. 12:48 ; Деян. 7:51.54 ). Апостолы, благовествующие устно и в своих посланиях, – это «Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (ср. 2Кор. 2:12–17 ; 1Петр. 2:4.7–9 ); 2) Бог подтверждает авторитетность апостольского благовествования (вошедшего в новозаветный канон Библии) тем, что сопровождает его «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» ( Евр. 2:3–4 ); 3) авторитетность Библии проявляется в том, что Бог позволяет толковать ее только Св. Духом (см. ниже, V), и потому всякому человеческому истолкованию и всякому прилагаемому к ней человеческому мерилу Библия предъявляет критерий ( Евр. 4:12 ), исходящий из ее боговдохновенности ( 1Кор. 2:13 ; 2Петр. 1:20 ). IV. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ А. ОСНОВАНИЕ 1) ТАЙНА ВЕРЫ. Тайна взаимоотношений Бога и созданного Им мира непостижима для человеч. разума: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). В эту ⇒ тайну Божьего благочестия вовлечена и Библия, поскольку благодаря ей совершается проповедь Бога в народе и восприятие Его верой в мире. Бог Сам открыл апостолам тайну Христа ( Мф. 16:16 ; Гал. 1:12.15.16 ). Они признают в Иисусе из Назарета истинного человека, полнота человеч. сущности Которого всецело основывается на том, что Он Сын Божий ( Евр. 5:8 ; ср. Евр. 1:2 ), так что они видят в Нем Того, чья жизнь произошла непосредств. от воздействия Св. Духа и остается связ. с Ним. Иисус избирает апостолов ( Ин. 15:16 ), чтобы они были причастны к Его тайне, и т.о. их собств. жизнь и благовествование становятся отражением тайны Христа, когда они признают, что говорят не от собств. имени, но в них говорит Бог. Поэтому Иисус говорит о Себе: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ; ср. Ин. 12:50 ) и, обращаясь к апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк. 10:16 ). Как сами апостолы, так и их слова и писания сопричастны тайне и власти Господа. Но как часть открытой тайны Божьей боговдохновенность Библии так же мало, как и засвидетельствованные ею события (напр., вочеловечение и воскресение Иисуса Христа) поддается доказат-вам человеч. средствами. Она может быть признана и засвидетельствована только ⇒ верой;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Во-2-х, богоучрежденность левитского служения. (Ст. 5). „Его (священника-левита) избрал Господь, .. чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил и благословлял во имя Господа, сам и сыны его во вое дни». Примечание. (Ст. 6–8). Ради высокого священного служения при скинии, доходами от алтаря должны пользоваться не одни только штатные и очередные левиты – священники; напротив, если левит, сверх очередного времени, отбытого их на действительном служении при жертвеннике, захочет по обету променять свое спокойное житье в каком-либо из левитских городов 999 на новое служение при скинии или на время, или навсегда (как напр., Самуил), то во всяком, случае он имеет полное право пользоваться, на ряду с прочими своими братьями левитами, одинаковою частию от жертвенника – сверх десятины, которую он, как бы некоторое отцовское наследство, будет получать из своего родного города и продавать. б. Предсказание о великом пророке, подобном Моисею (ст. 15–19). Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – его слушайте! (Ст. 15). Дабы сильнее расположить к повиновению сему истинному и чрезвычайному пророку, Моисей вспоминает, как некогда народ Израильский, стоя при подошв пламеневшей и колебавшейся горы Хоривской и ужасаясь непосредственной беседы с Иеговою, сам выражал желание, чтобы Господь говорил с ним чрез посредника. Напомнив, что Господь снизошел тогда к сему смиренному и благоговейному желанию своего народа и вполне одобрил его, Моисей припоминает и то, как Господь угрожал за непослушание и неповиновение сему посреднику. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили (тебе): Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста ею, и он будет говорить им все, что Я повелю ему: А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу (Ст. 17–19). Кто сей великий пророк, подобный Моисею? Сей пророк есть сам Сын Божий, Господь Иисус Христос, устами которого Отец Небесный возглаголал к людям напоследок дней ветхозаветных 1000 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Всему этому ревностно подражали иудеи во дни иудейских царей Ахаза, Манассии, Амона и Иоахаза. Св. история говорит, что при царе Манассии были жертвенники Ваалу, рощи, посвященные идолам, «как сделал Ахав, царь Израильский», поклонялись всему воинству небесному (светилам небесным), жертвенники которым поставлены были в обоих дворах храма Божия. Даже в самом храме стояли языческие алтари, напр. Астарте, при сем же царе иудеи проводили сыновей своих чрез огонь, т. е. служили Молоху, гадали, ворожили, вызывали мертвецов, имели волшебников; короче, до того развратились, что поступали, говорит священный писатель 4-й книги Царств, хуже всех народов, которых истребил Господь; делали хуже всего того, что делали даже аммореи – злейшие идолослужители ( 4Цар. 21:3–11 ). Амон, сын Манассии, «ходил тою же дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и покланялся им» ( 4Цар. 21:21 ). О преемниках царя Иоссии, Иоахазе и Елиакиме (Иоаким), говорится, что они делали неугодное в очах Господних во всем так, как и отцы их ( 4Цар. 23:32, 37 ), и это тогда, когда, с одной стороны, египтяне (при фараоне Нехао) уже порабощали иудеев, с другой, вавилоняне опустошали землю Иудейскую ( 4Цар. 24:7 ). Даже в это время, когда был виден карающий перст Божий, иудейский царь Иехония во всем подражал нечестию отца своего ( 4Цар. 24:9 ). А потому весьма справедливо говорит св. Михей, что иудеи хранили языческие уставы Амврия и подражали всем делам Ахава, поступали по их распоряжениям, думали и делали то же, что и они, раздражали Бога на свою погибель, о которой им давно было возвещено. Пророк присовокупляет, что живущие в городе Иерусалиме 134 или в Иудее будут «во звиздание» 135 , т. е. предметом освистания, посмеяния и укоризн окрестных народов, как-то: филистимлян, хананеев, идумеев, финикиян и других, которые, видя плен и бедствия иудеев, радовались их несчастью и свистом выражали свою злую радость, укоряли несчастных, ругались над ними (подоб. Пс. 43:14, 15 ). 118 Халд.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Господь Иисус Христос, краеугольный камень и глава Церкви православной, да утвердит наш союз с вами, бр., нерушимо, да благопоспешит и тем, которые ищут соединения с Церковью, да вразумить и тех, которые еще любить разделения и чуждаются единения с нею. Аминь. священник Серапион Брояновский 7) Данкевич В., свящ. Поучение в 9-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 477–480 (Невозможно спастись вне веры и Церкви Православной) Основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). И какое бы, братие, благо было нам, если бы мы устроили свое спасение на краеугольном камне – Христе, дорожили сокровищем веры, не колебались всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ), и не губили бы себя разделениями и спорами! Но, увы! Подули иные ветры: доброе семя, посеянное Христом и Его апостолами, стало заглушаться плевелами разных лжеучений; возникли учения странна и различна, люди стали отвращать от истины слух свой, уклоняться к басням ( 2Тим.4:4 ) и избирать себе учителей, льстящих слуху их и потворствующих всем страстям их. Вследствие этого чрез них истинное учение Христово находится в поношении, даже имя Божие хулится у неверных ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ). Горечь сего положения увеличивается еще от того, что увлекающиеся учениями суемыдрых новомодных учителей, каковы, напр., наши штундисты, не сознают тяжести вины своей и думают, что они поступают по учению Христову, согласно с Словом Божиим. Но подумали ли сии несчастные о том, что учение Христа и апостолов не может себе противоречить? «Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам не было то да, то нет, ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет; но в Нем было все да ( 2Кор.1:18–19 ). Думали ли они о том, что «Бог не есть Бог неустройства, а Бог мира, что бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор.14:33 )? Зачем же увлекаются разделениями и неустройствами и вносят их в здание Христово – Церковь Божию? Зачем успокаивают себя обманчивою уверенностью, что поступают по Олову Божию и учению Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам»? (5, 46–47). «Не может нарушиться писание» (10, 35). «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24, 25–8, 45 ). «Вот то, что Я говорил вам еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и пророках и псалмах» ( Лк. 24, 44 ). Ср. Мф. 21, 24 ; Мк. 12, 10, 24 ; Мф. 22, 29; 26, 54 ; Мк. 14, 49; 30; 6, 39; 15, 10 ср. ; Лк. 4, 21 . Поэтому «да сбудется Писание», «Писание говорит» и под. есть привычная ветхозаветная краска на новозаветной палитре. И сам Христос, о котором говорили презрительно иудеи: «как Он знает Писания не учившись?» ( Ин. 7, 15 ), и как «плотников сын» ( Мф. 13, 55 ) и сам «плотник», уча в синагоге обладает такою премудростью, знает Писания, даже по признанию своих врагов и в Слове Божием созерцает и познает Свой собственный образ. Этим пробуждалось и укреплялось Его собственное богосознание». На этом факте особенно останавливаются кенотики (напр. Гесс). 354 Может быть, укажут на чудо хождения по водам, но и оно совершено Христом не с тем, чтобы обойтись без лодки, пройдя по воде как по суше, но для учеников, для их вразумления, Подобный же случай имеем с проклятием смоковницы. 356 Он получил двоякое истолкование: во-первых триадологическое, – в отношении к Отцу как Началу, рождающему и нерожденному Афанасию Or. c. ar. 1, 58 здесь последовали св. Иларий, de syn. c. 64, св. Василий В. ср. 14, св. Григорий Бог . or. V, св. Кирилл Ал. Mg. 75, c. 141, И. Златоуст Hom. 35 in. Ин. и др.); во-вторых христологическое, в смысле отношения человеческой природы Христа к Богу-Отцу (св. Афанасий, ib. 4, св. Василий, ер. 141, св. Иларий, ib. 12, св. Кирилл Ал. ib. c. 114, особенно бл. Августин и св. п. Лев В. ep. ad. Flav. 4). Последняя мысль получила выражение и в Афанасиевом символе: Aequalis Patri secundum divinitatem, minor Patre secundum humanitatem (Denz, 19, n.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Есть христиане, которые отличаются от нас в понимании учения Христова, это – так называемые католики, протестанты и разного рода сектанты. Еак же должен относиться христианин к различному пониманию христианского учения? Можно ли относиться к этому делу безразлично, т. е. не придавать значения этим разностям в понимании христианского учения. Нет, братие. Если каждый здравомыслящий человек во всяком деле должен различать истину и ложь, то неужели же только в деле религии можно смешивать то и другое или относиться безразлично? Конечно, нет. И слово Божие учит, что нужно держаться определенного, положительного учения веры. Истинная вера, по учению Слова Божия, есть едина ( Еф.4:5 ). Вот почему св. Апостол Павел писал христианам, «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ); Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки тот же. Ученьями различными и чуждыми не увлекайтесь» ( Евр. 13:8–9 ). Ученику своему Тимофею он писал «о Тимофей! храни преданное тебе ( 1Тим.6:20 ), держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верой и любовию во Христе Иисусе ( 2Тим. 1:13 ); пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:14 ). Наконец тот же Апостол свидетельствует, что он не говорил об одном и том же предмете, да и нет, равно как, по его же словам, не говорил и Иисус Христос. «Верен Бог», писал он Коринфянам, «что слово наше к вам, не было то да, то нет. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет, но в Нем было да» ( 2Кор. 1:18–19 ). Подобным образом учили, братие, и Св. Отцы, так, напр., св. Василий Великий говорил, «если верен Господь во всех словесех своих ( Пс.144:13 ), верны все заповеди Его, утвержены в век века, сотворены в истине и правоте ( Пс.110:7–8 ), то отметать что-нибудь из написанного или вводить что-нибудь из не написанного, есть явное отпадение от веры и изобличение своей гордости, потому что Господь наш Иисус Христос сказал, овцы Моя гласа Моего слушают·, и прежде всего говорил, по чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждого гласа ( Ин. 10:27,5 ); и Апостол строго запрещает прибавлять или убавлять что-нибудь в богодухновенных Писаниях, представляя пример, взятый из человеческих обычаев, когда говорит, обаче человеческого предутвержденна завета никтоже отметает или приповелевает ( Гал.3:15 , Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Еще более прямые указания на страдания и смерть Мессии, как – искупительную жертву, содержатся в пророчествах. Так, пр. Исаия изображает «Мужа скорбей», Мессию, страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение (53, 4–6), и сравнивает Его с агнцем, ведомым на жертвенное заклание (7 ст.): Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная (9, 24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии свидетельствовал о Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он Сам говорил Своим ученикам: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих ( λτρον ντ πολλν – Мф 20, 28; сн. Мк.10:45 ). Слово λτρον, особенно в связи с αντ, обозначает цену или плату, за которую, напр., посвящавшиеся на служение Богу первенцы освобождались от этого ( Чис.18:15–16 ), военнопленные и рабы получали свободу ( Лев 19, 20; 25, 51 ; Ис.45:13 : ср. 1Кор.6:20; 7, 23 ), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания ( Исх.21:30 ; Чис.35:31–32 ; Притч.6:35 ). Такое же значение имело и пожертвование И. Христом Своею жизнью: мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупной платой, или средством для освобождения нас ( ντ – вместо) от этого наказания, заменой нашей смерти ( αντλλαγμα – обмен, замена у Мф.16и Мк.8:36–37 – то же, что λτρον). В притче о добром пастыре Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь; пастырь добрый полагает душу свою за овцы… И Аз… душу Мою полагаю за овцы… Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе ( Ин.10:11. 17–18 ). Таким образом добровольная смерть И. Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010