Рассказы о праздниках православной церкви с приложением тропарей с русским переводом и объяснением указания литургийных евангельских чтений и особенной поучительности праздничных событий и с разъяснением праздничных обрядов и обычаев Источник Предварительные понятия о праздниках 1 Какие дни называются праздниками? Каждый день года обыкновенно посвящается воспоминанию о делах Божиих для нашего спасения, напр. о рождении Христа Спасителя, и о Святых Божиих, о делах их, напр. о рождении, успении (т. е. преставлении, смерти) Пресв. Богородицы, о рождении, усекновении главы Иоанна Крестителя Господня. И дни, которые посвящены воспоминаниям о более важных из сих дел Божиих для нашего спасения и о особенно чтимых Святых Божиих, называются праздниками, или праздничными днями. Что значит название некоторых дней праздничными, и отчего происходит название сие? Название «праздник» происходит от слова «праздный», т. е. свободный от дел и занятий: так как в большие праздники, по 4-й заповеди закона Божия, не должно заниматься мирскими и житейскими работами и делами, а должно заниматься духовными и святыми, напр. молитвою, чтением и слушанием слова Божия и проч. Как называются дни непраздничные? Дни непраздничные, т. е. дни, которые посвящены воспоминаниям о менее важных из дел Божиих для нашего спасения и о менее чтимых Святых Божиих, называются днями будничными, буднями. Что значит название известных дней будничными? Название «будни» происходит от слов «будущие дни», т. е. следующие за праздничными, дни непраздничные, напр. прочие шесть дней недели, следующие за праздничным воскресным днем, когда в эти дни не бывает никаких праздников. Что нужно заметить о делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года? О делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее: Человек создан был для вечного блаженства в раю, под условием всегда и во всем исполнять волю своего Бога-Творца. Не исполнил человек сего условия – нарушил заповедь Божию в раю; лишен за то райского блаженства, и осужден на скорби и страдание. Навеки погиб бы человек, если бы Господь по человеколюбию своему не спас его. За сознание его во грехе, не то, что падшие ангелы, Бог-Отец, соизволил на его спасение; Сын Божий сошел с неба, принял на себя естество человеческое – душу и тело, родился от Пресв. Девы, как человек жил на земле, научил людей спасению, оставил им для того свое Евангелие, страдал и умер мучительнейшею и поноснейшею смертию на кресте, в удовлетворение правосудию Божию за грехи людей, и таким образом исходатайствовал людям прощение и примирил их с разгневанным правосудием Божиим; Дух Св. всякому верующему во Христа-Спасителя, в св. таинствах, сообщает свои дары, т. е., силу, которая при вере, желании спасения и старании исполнять заповеди Христовы, спасает человека и снова возвращает его в рай на вечное блаженство. Дни, посвященные воспоминанию о таких делах Божиих для спасения людей, посвящены именно сим воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Беседа XXVII. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Во втором члене символа веры говорится о втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием. Сын Божий есть истинный Бог и равного достоинства с Богом Отцом. Поэтому, как Бог, Он – вечен, но было время, когда Он принял на Себя тело человеческое, когда родился на земле, как человек. Этот же Самый Сын Божий называется Иисусом Христом. Имя Иисус дано было Ему при рождении по повелению Божию Архангелом Гавриилом. Благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя, он говорил ей: Не бойся, Мариам; обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнешь во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:30–33 ). Самое имя Иисус значит Спаситель. Оно дано Сыну Божию потому, что Он родился спасти человеков. Об этом также говорил Ангел Иосифу: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо Спасет люди своя от грех их ( Мф. 1:20–21 ). И вот действительно, когда родился на земле Сын Божий, Он назван был Иисусом. Евангелист Лука говорит: егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лк.2:21 ). Другое имя Спасителя Христос. Так называли Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю, напр. прор. Даниил. Также назвал Спасителя по рождении Его и Ангел Господень, говоря вифлеемским пастухам: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове ( Лк.2:10–11 ). Самое имя Христос значит помазанник. Это название произошло от помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство . Как учебная дисциплина П. б. входит в блок практических богословских дисциплин, изучаемых в духовных школах, наряду с гомилетикой , литургикой , каноническим правом . Библейские основания пастырства Образ пастыря (пастуха) используется в Библии для описания отношения Бога к верующим в Него людям. Пастырями называются также люди, к-рым Бог вверяет Свою паству. В ВЗ пастырями чаще, чем священников, называли пророков, народных вождей (напр., Моисей) и царей (напр., Давид). Сам Бог избрал их и послал на служение (Иер 1. 4-10; Иез 2. 1-3 и др.). Пастыри избранного народа должны направлять его по воле Божией, они обращаются к народу от лица Бога. Когда пастыри Израиля не выполняют свое служение, возникает конфликт между ними и Богом, Он отвергает нерадивых пастырей: «...за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого... взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... и буду пасти их на горах Израилевых» (Иез 34. 8-13). На смену ложным пастырям Господь обещает послать Израилю «одного пастыря» (Иез 34. 23), что воспринимается в христ. традиции как мессианское пророчество. Намеченные в ВЗ черты Пастыря избранного народа соединяются в НЗ в лице Сына Божия. Подобно древним пророкам, Он избран (1 Петр 2. 4) и послан (Ин 3. 17) Отцом, чтобы свидетельствовать об Истине. Как царь Он обладает властью над миром, как первосвященник приносит крестную Жертву. Иисус Христос называет Себя пастырем добрым, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Приносимой Жертвой является Он Сам (Евр 9. 26-28) - т. о., Сын Божий становится и пастырем и агнцем в одном лице. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что в Небесном Иерусалиме Сам Агнец будет пасти его обитателей и водить их на «живые источники вод» (Откр 7. 17). Христос являет Собой идеальный образ пастыря. Его слово никогда не расходится с Его делами, у Него нет частной жизни, Он всегда пастырь и во всех обстоятельствах Его жизни, характера, поведения, бесед, молитв, страданий печется о пасомых, проявляет любовь к ним и «не ищет своего» (1 Кор 13. 5). Своим ученикам Христос поручает пасти Своих овец, наставляет их в этом и тем самым передает пастырство апостолам как продолжателям Его дела на земле. Апостолы избраны (Ин 15. 16-17) и посланы Христом в мир, так же как Сам Он был послан Отцом (Ин 4. 38; 17. 18). Их будут слушать так же, как слушали Его (Ин 15. 20), они будут посредниками между Ним и теми, кто уверуют в Него, слушая их (Ин 17. 20), от Его имени они будут преподавать верующим хлеб жизни (Лк 9. 13). Они будут гонимы, как и Он (Ин 15. 20), и разделят с Ним «чашу» тягот служения (Мф 20. 23).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

П.Т. Лютов Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа. Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21 , «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17 ; 1Цар.6:14–18 ; Агг.1:1–14 , Кол.4:11 . Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи ( Лев.4:3–5 , в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари ( 1Цар.10:1 ). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16 ; 2Цар.1:14 ; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские ( Пс.104:15 ) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1 . Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь. Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам ( Иов.1:6, 2:1, 38:7 ), к Израильскому народу ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Ос.1:10 ), к праведникам ( Прем.2:12–18 ), к Давиду (ср. 2Цар.7:14 ), но, кроме того, имеет и мессианский смысл ( Пс.2:7 ; Ис.9:6–7 ). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Христос-Мессия Христос-Мессия ( Eф. II, 10 и др.). Христос есть греческое слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть еврейское и означает то же самое, что и греческое. Посему-то иудеи, или евреи, называют Господа Мессией, мы, же христиане, – Христом. Название помазанника произошло от помазания свящ. миром, чрез которое подаются дары Святого Духа. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Кир, назначенный Богом для особенного высшего служения, называется Его помазанником ( Uc. XLV, 1 ), и пророки, священники, равно как цари, помазанные св. миром, назывались помазанниками Господними ( I Цap. XXIV, 6 ; IIЦap. XIX, 21 ). Сын Божий – пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником. Так, напр., во II псалме мы читаем о Нем следующее: восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его ( Nc. II, 2 ). И сам Господь Иисус Христос так говорит о Своем духовном помазании: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... ( Uc. LXI, 1 ). Пр. Даниил также указывает на Него как на Мессию, или как на Помазанника Господня: и по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет ( Дah.IX, 25, 26 ). С другой стороны, слово Иисус происходит от еврейского слова: спасать или посланный спасти ( Mф. V, 21 ; Лk. II, 21 ). Слово Иисус имело то же самое значение, как и предыдущее, и это имя встречалось очень часто у евреев (см. Иисус ). Оно служило человеческим именем Господа. Когда первые человеки исповедали пред Богом грех свой, то Бог по милосердию Своему дал им надежду спасения. И сказал Господь Бог змию, так повествует свящ. бытописатель, вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем (потомством) ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быm. III, 14–15 ). В сих немногих кратких словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетований во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда, непрерывно продолжавшаяся с того самого времени ( Puм. VII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение четвёртое. О смысле Священного Писания § 26 Смысл в Священном Писании бывает Грамматический, Риторический, Логический, Аллегорический, Исторический, Пророческий и Приточный, притом буквальный и таинственный, но во всех сих смыслах есть точный разум истины, самым Богом нам предлагаемой через слова тогожде Писания, или через означения оных. Скажем прежде о смысле Священного Писания буквальном и таинственном. § 27 Смысл Священного Писания буквальный означается непосредственно через самые тогожде Писания слова; таков смысл в догматах веры и в заповедях Господних. 1) Рече Иисус Христос Искупитель мира ко Апостолам своим: Шедше в мир весь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Матф. 28:19 ) 2) Прием Иисус хлеб и даяше ученикам рече: приймите и едите, сие есть тело мое; и прием чашу, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия есть кровь моя нового завета. ( Матф. 26:26–28 ) 3) Возлюбише Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоей, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, а ближнего своего яко сам себе. ( Лук. 10:27 ) Во всех оных текстах смысл буквальный, через самые слова означается; а ежели толковать оные тексты иносказательно к другому какому-либо значению: то таковое толкование, яко с Священным Писанием несогласное, православною Церковью неприемлемо. § 28 Догматы веры, заповеди Господни, благодатные таинства и Церковные обряды хотя иногда иносказательными словами в Священном Писании означаются: но смысл от Духа Святого в другом месте словами простыми предозначен, и нет ни единого догмата веры, нет ни единой заповеди Господней, которой не были бы объяснены буквально словами простыми Напр.: первое в мире о Мессии, Божием Сыне, Иисусе Христе благовестие, от Бога первым праотцам нашим по их падении предвозвещённое: Семя жены сотрет главу змиину, ( Быт. 3:15 ) объяснено в другом месте буквально простыми, словами: сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя. ( 1Иоан. 3:8 ) § 29

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДОПЦИАНСТВО [лат. adoptianismus - усыновление], общее название христологических ересей, к-рые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа. По учению правосл. Церкви, Иисус Христос - историческая Личность, воплотившийся Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, истинный Бог и истинный Человек. «Динамистическое монархианство» II-III вв. полагало, что Христос - Сила Божия, не имеющая Собственной Ипостаси. Представители этого направления в А. стремились, т. о., сохранить принцип Божественного единоначалия - монархию (см. Монархиане ). Они отрицали Божественную природу Иисуса Христа и считали Его простым человеком (греч. πλος νθρωπος, ψιλς νθρωπος), усыновленным Богом по благодати. Указанием на это усыновление якобы является схождение на Христа Св. Духа. Это усыновление было совершено в момент Крещения Господа на Иордане. Сошедший на Него Св. Дух был Словом, или Сыном Божиим, безличной и неипостасной Силой Божией. В пользу такого понимания еретики приводили отдельные места Свящ. Писания, напр.: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин 8. 40), «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3. 17), а также нек-рые выражения святых отцов. Таким способом адопциане пытались соединить веру в Единого Бога с верой во Христа как Сына Божия. Логически следующим шагом было отрицание преестественного Рождения Сына от Отца. Первым стал проповедовать А. Феодот Старший (Кожевник), к-рый пришел в Рим из Византия ок. 200 г. (по др. источникам - ок. 190). Его учение имело сходство с представлениями эвионитов , членов иудео-христ. секты, распространенной на востоке Римской империи. Феодот был отлучен от Церкви св. папой Виктором I . Среди его последователей, к-рых стали называть феодотианами, особо выделялись Феодот Младший (Меняла) и Асклепиодот. В Риме они образовали церковь во главе с исп. Наталием, к-рого за плату уговорили стать их епископом. Их община впосл. была разогнана. Последним главой адопциан в Риме был Артемон. Против него неизвестный автор написал сочинение, о к-ром упоминает Евсевий Кесарийский (Церк. ист. V 28). Он был отлучен от Церкви св. папой Зефирином .

http://pravenc.ru/text/82495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (20.09. 1754, С.-Петербург - 12.03.1801, там же), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798). Сын имп. Петра III Феодоровича и имп. Екатерины II Алексеевны , отец императоров Александра I Павловича и Николая I Павловича . Детство и становление Вел. кн. Павел был крещен 25 сент. 1754 г. протопр. Феодором Дубянским (см. ст. Дубянские ), духовником имп. Елизаветы Петровны , к-рая взяла новорожденного внука под присмотр и неск. лет не допускала к нему родителей. В 1758-1760 гг. первыми наставниками П. П. были Ф. Д. Бехтеев и гр. М. К. Скавронский. Вел. князь получил разностороннее образование по плану, разработанному гр. Н. И. Паниным (обер-гофмейстер, воспитатель П. П. с 1760); среди его учителей - Т. И. Остервальд (история, география, рус. и нем. языки), С. А. Порошин (арифметика и геометрия), К. И. фон дер Остен-Сакен, архим. Платон (Левшин ; впосл. митрополит Московский) (Закон Божий), Ф. У. Т. Эпинус (физика и астрономия), И. Л. Голенищев-Кутузов (морская наука), Г. Н. Теплов (политические науки), барон А. Л. Николаи (философия и естественное право). П. П. был воспитан глубоко верующим человеком: он принимал активное участие в богослужениях, религ. таинствах, соблюдал посты. С детства интересовался масонской мистикой под влиянием учителей, это увлечение способствовало появлению идеи гос-ва общего блага. Мн. масоны (напр., И. П. Елагин, Н. И. Новиков) связывали с его восшествием на престол наступление царства Астреи. Однако достоверных свидетельств принадлежности П. П. к масонам нет. До вступления на престол вел. кн. Павел принимал ограниченное участие в политических делах. В 1762 г., сразу после переворота, в результате к-рого власть перешла к Екатерине II, и убийства Петра III, П. П. был официально объявлен наследником престола, в том же году получил звание генерал-адмирала и в должности президента Адмиралтейств-коллегии назначен управлять флотом (вступил в управление в 1772). С 1773 г. до нач. 90-х гг. XVIII в. дважды в неделю приглашался имп. Екатериной II к слушанию докладов статс-секретарей, обсуждал с матерью гос. дела в переписке (однако на просьбу участвовать в заседаниях Совета при Высочайшем дворе получил отказ), заявлял о собственных политических взглядах (нашли отражение в 28 записках). Как владетельный герцог Гольштейн-Готторпский даже после обмена герц-ства на графства Ольденбург и Дельменхорст и их передачи младшей линии Гольштейнской династии имел право награждать орденом св. Анны.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

«Матерь Господа Моего» (Луки 1, 43). «...И не знаяше Ея, Дóндеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус».  ( Матф. 1, 25 ). «И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне!»   ( Луки 1, 43 ); – так радостно воскликнула праведная Елисавета, когда Пресвятая Дева Мария пришла к ней, как к своей родственнице, чтобы поделиться с нею радостью Благовещения. Православная Христова Церковь , следуя многовековому учению, идущему от первых времен христианства, потому и именует Пресвятую Деву Марию  «Матерью Господа»,  или  «Богородицею»  и, свято почитая Ее, как Она Сама об этом предрекла, сказав:  «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лук. 1, 48 ), исповедует Ее  «Приснодевой»,  то есть  всегда  хранившей обет девства. Есть ли основание для учения о приснодевстве Пресвятой Девы Марии в Священном Писании? Есть – и притом весьма убедительное! Когда Архангел Гавриил благовестил Ей о рождении от Нее Сына, Который  «будет велик и наречется Сыном Всевышняго»,  – Она в недоумении возразила ему:  «Како будет сие, идеже мужа не знаю?»   ( Лук. 1, 31–34 ), то есть: «как может это быть, когда Я мужа не знаю?» Такой полный недоумения вопрос в ответ на ангельское благовестие был бы совершенно безсмысленным, если бы Она не дала обет Богу навсегда остаться Девой. Ангел успокоил Ее, объяснив Ей, что обет Ее не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без участия мужа, по наитию Духа Божия. «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий»  ( Лук. 1, 35 ) – сказал он Ей. Эти слова Священного Писания уже сами по себе являются вполне достаточным основанием для многовекового верования и учения христианской Церкви о том, что Пресвятая Дева Мария дала Богу обет никогда не выходить замуж, свято храня Свое девство, почему Церковь и чтила Ее, с первых веков своего существования, как «Приснодеву«, называя Ее «трижды дивной Девой»: Девой до рождества, Девой в рождестве и Девой по рождестве. Но кто же был Иосиф, который в Евангелии называется иногда «мужем Ея» (напр. Матф. 1, 19 )? Разве он не был Ее действительным мужем?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010