Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах: Числа 6:24–26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь..., да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...,да обратит Господь лицо Свое на тебя...» Исаи 6Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2 »Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» Псал. 109 »...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» О Духе: Псал. 142 " Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» Исаии 48»...послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета: Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, – как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.» – Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Лк.12:6 . Не пять ли птиц ценится пенязема двемá, и ни едина от них несть забвéна пред Бóгом. Лк.12:7 . Но и влáси главы вáшея вси изочтéни сýть. Не убóйтеся ýбо: мнóзех птиц ýнши естé вы. (Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.) Тут Господь ободряет Апостолов против боязни врагов, указанием им на промысл Божий, который, во 1-х, хранит и малых птиц, и, во 2-х, даже волосы на человеческой голове, и этим говорит, что люди, враждебные им и их проповеди, ничего не сделают им без воли Божией и что Бог имеет особенное попечение собственно о них. Малые птицы – малые по росту и малоценные по достоинству, – вероятно, воробьи или горлицы. Ассарий – малая римская монета, на наш счет около половины копейки. Нестъ забвена пред Богом (не забыта у Бога), по Матфею, не упадет на землю, т.е. не может быть поймана или не упадет мертвою, без воли Отца небесного – без ведома Божия. И власи главы вашея изочтены суть. Это значит, что Господь знает безусловно все, касающееся вас. (Зиг.) Зач. 64. Продолжение изречений Христовых по поводу предостережения от фарисейской закваски. Читается святым Исповедникам. Лк.12:8 . Глагóлю же вáм: всяк, иже áще исповесть мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть егó пред áнгелы Бóжиими: Лк.12:9 . а отвергийся менé пред человеки, отвéржен бýдет пред áнгелы Бóжиими. (Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.) Это изречение есть и в Евангелии Матфея ( Мф.10:32 и др.). Исповедат что вообще значит объявить пред другими, во всеуслышание, то, что думаешь или чему веришь ( Рим.10:9 ). Исповедать Христа значит не только веровать в Него внутренно, в душе, но и словом и делом показывать эту свою веру в Него, напр., своими беседами о Нем, преданностию Его Церкви и своим поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О «дне оном» упоминается в Лк 10. 12: «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». Речь идет о галилейских городах, не принявших Иисуса Христа. Параллельное место разъясняет этот день как «день суда» (Мф 10. 15). Апокалиптическое выражение «день суда» в Е. встречается только в Евангелии от Матфея: кроме 10. 15 еще в 11. 22 (пар. Лк 10. 14 - «на суде»); 11. 24; 12. 36. Несмотря на небольшое расхождение в предании, ясно, что Иисус Христос возвещает грядущий Суд Божий, который подведет черту под всей историей. «День оный» связан не только с ожиданием Суда, но и с пришествием Мессии. В эсхатологической речи Лк 17. 22-37 несколько раз упоминается «день/дни Сына Человеческого» (Лк 17. 22, 24, 26, 30), напр.: «...как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». Евангелист Матфей в этом случае употребляет особенное выражение: «...так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24. 27). Понятие «пришествие» (παρουσα) встречается только у евангелиста Матфея (Мф 24. 3, 27, 37, 39). В Евангелии от Марка выражение «тот день» соединено с понятием Царствия Божия: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк 14. 25). Т. о., в логиях и притчах Иисуса Христа наряду с грядущим Царствием Божиим возвещается буд. пришествие Суда Божия и пришествие Сына Человеческого. Эти пророчества не связываются в целостную картину; напротив, ни в одной из речей Иисуса Христа не упоминаются одновременно Царствие Божие и Сын Человеческий ( Goppelt. 1980. Bd. 1. S. 231-233). Кроме того, за исключением апокалиптической речи в Мк 13, пророчества о будущем всегда соотносятся непосредственно с настоящим. Эти пророческие речи не преследуют цель предсказать будущее, они должны показать, что к эсхатологическому будущему причастно уже настоящее. При этом будущее не возрастает из истории в непрерывности ее плавного развития, но противостоит истории как ее «противоположность».

http://pravenc.ru/text/344423.html

обр. с влиянием на их авторов греч. философии. Наиболее известное высказывание панентеистического характера встречается в кн. Деяния св. апостолов, в повествовании о проповеди, произнесенной ап. Павлом в афинском ареопаге: «...ибо мы Им [Богом] живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»» (Деян 17. 28). В этом тексте цитируется поэма «Явления» древнегреч. поэта Арата из Сол (IV-III вв. до Р. Х.); предполагается, что предваряющая цитату панентеистическая формулировка восходит к стоическому источнику. Высказывания, в к-рых нек-рые исследователи склонны усматривать сотериологический и эсхатологический П., встречаются в посланиях ап. Павла, к-рый учит о происхождении всего из единого божественного начала (ср.: Кол 1. 15-17: «[Сын Божий] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит») и о конечном возвращении всего сущего в единство божественной жизни (ср.: 1 Кор 15. 28: «Когда же [Бог] все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всем»). Однако в целом панентеистические мотивы у авторов НЗ редки и тесно связаны с дуалистическими религ. представлениями о мире как пространстве борьбы между добрыми и злыми силами, с богословскими идеями греха, благодати, суда, спасения и т. п. В философии Платона были высказаны мн. положения, впосл. ставшие фундаментальными для П., однако сам Платон занимал скорее позицию дуалистического теизма (см.: Cooper. 2006. P. 32-38). Принципиальным моментом учения Платона является противопоставление чувственного (материального) и идеального миров (напр., см.: Plat. Tim. 27d-28a). Вершиной идеального мира и источником вечных идей Платон считает Благо, к-рое он отождествляет с высшим единым и вечным божеством, заявляя, что оно есть источник «бытия и сущности», однако само пребывает «за пределами» сущности, т. е. всецело трансцендентно (см.: Idem.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

Образ брака часто употребляется в Писании, как образ совершенного единения. Сын Сирахов говорит, что Господь «видел и измерил Премудрость, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих Ею» (I, 19). Уже Адам получил от Бога не только все способности познания, но и само знание и закон жизни от Бога и видение и слышание Славы Божьей (XVII, 9). Откровение в слове и именах Божиих. Откровение Премудрости Божией связывается Ветхим Заветом со словом Божиим. Сын Сирахов даже говорит, что «источник Премудрости — Слово Бога Всевышнего и шествие Ее — вечные заповеди» (I, 5). Изречение это можно понять, как указание на то, что Премудрость есть имя и свойство Сына Божия, но можно понять и так, что откровение Премудрости связано со «словами» Божиими, которые могут быть восприняты человеком (Прем. Сол., VIII, 18). Слышание слов Божиих или Божественных наставлений — главное основание пророчеств (Иер., XXIII, 28). Весь Закон Божий выражен в слове (Пс. CXVIII, CXLVII, 8): «весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор., XXX, 14). За ним не надо «подыматься на небо», — Бог открыл его нам… Слово имеет звуковую форму. И слово Бо–жие было слышимо пророками. Но в Самом Боге слово тождественно мысли. «Как возвышены для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли перечислять их, но они многочисленнее песка!» (Пс. •. CXXXVIII, 17–18). Мысли Божии — не человеческие мысли; они совершенны и непреложны и осуществляются словом Божиим, посылаемым в мир (Ис., LV, 8–11). Моисей видит прообраз Скинии, который показан ему в Боге (Исх., XXV, 9, 40). Особая форма богооткровения в слове есть богооткровение в именах Божиих. Имя Божие, как человеческое слово, конечно тварно ), но в нем может пребывать и действовать Сам Бог. Божественная сторона имени Божия есть как бы «самоопределение» Божие или мысль Бога о Себе Самом. Наличие Божественного начала в именах Божиих следует из всего отношения к ним Ветхого Завета. Имя Божие Свято и Бог Сам святит Себя в Своем имени (Лев., XXII, 32). Люди могут оскорблять имя Божие своими грехами (Am., II, 7). Бог действует ради Своего имени (Иез., XXXIX, 7, 25). Имя Божие едино, велико и вечно, как Сам Бог (Пс., VIII, 2, CXXXIV, 13; Зах., XIV, 9); Бог действует через него (Пс., LIV, 3). Если бы в имени Божием не было ничего Божественного, как можно было благословлять, прославлять–и любить его, поклоняться и служить ему, радоваться о нем и быть за него гонимым? Наконец, замечательно, что Бог открывает Свои имена (напр., Исх., III, 13–14, VI, 3), следовательно они выражают подлинную Божественную реальность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Отсюда, согласно свидетельству 4 книги Царств ( 4Цар. 13:3 ) и словам пр. Иеремии ( Иер. 26:5 ), рабами“ назывались вдохновенные пророки, как особые провозвестники божественных велений, знавшие волю Божию, безусловно покорные ей и способные возвещать и исполнить ее. В высшем и идеальнейшем значении Рабом“ называется Мессия, Единородный Сын всемогущего Иеговы, который по исполнении времён говорит в триипостасном совете: Се иду сотворити волю Твою, якоже в главизне книжной написася о Мне ( Пс. 39:8–9 ). Рабом Он называется прежде всего потому, что совершеннейшим образом исполняет божественные планы домостроительства человеческого спасения. Как истинный Раб, Он не имеет собственной воли, отличной от воли пославшего Его Отца. В этом отношении Он является наиболее соответствующим антитипом всех ветхозаветных посланников, которые были простыми типами этого единственного и идеальнейшего Посланника. Однако элемент высочайшего послушания не исчерпывает вполне действительного содержания понятия Раба“. Последнее в такой же степени предполагает достоинство субъекта, который называется Рабом“. Мессия является Рабом“ в идеально высокой степени и в тоже время обладает необыкновенным достоинством богочеловеческой личности. Раб Божий, как видно из дальнейшего пророчества: восприиму и, прият Его душа Моя – приближается по своему чудному величию к той бесконечной Личности, о которой говорит Иегова: Сын Мой ecu ты, Аз днесь родих тя“ ( Пс. 2: 7 ) или в другом месте: с тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя“ ( Пс. 109:3 ). Уже простые рациональные соображения могут говорить в пользу того, что состояние идеального раба Божия ео ipso представляется состоянием высшей чести и достоинства. Аналогичные места книги пр. Исаии, где Рабом Иеговы коллективно называется весь еврейский народ, еще более подтверждают это предположение. В 41 главе напр. читаем: А ты Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга моего, ты, которого Я взял от концов земли и призвал, от краев ее, и сказал тебе: ты Мой раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

«Родился» – пророк созерцает рождение Мессии – Младенца, как уже совершившийся факт. «Сын» – подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение потомка (конечно, Давидова). «Владычество», т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства – напр., золотая цепь. «Нарекут имя Ему» – т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за Существо Божеской природы. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца. «Чудный Советник» (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение). «Бог крепкий» (Ср. Ис.10:21 ), Отец вечности или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время ( Ис.47:6 ). «Князь мира» (ср. Зах.9:9 ; Мих.5:2 ), Который может водворить на земле совершенный мир. Ис.9:7 . Умноже­нию владычества Его и мира нет пред­ела на пре­столе Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Го­с­по­да Саваофа соделает это. Младенец этот воссядет на престоле Давида и будет царствовать, сильный полною и совершенною Своею справедливостью по отношению ко всем Своим подданным. Царство Его будет вечное, потому что Господь Саваоф, ревнующий о спасении Своего народа, дарует Ему силы совершить все это дело спасения народа израильского, за которым стоит и все человечество. Пророчество это архангел Гавриил в своем благовестии Пресвятой Деве относит к деятельности Господа нашего Иисуса Христа ( Лк.1:32–33 ). Да и все предшествующие стихи 9-й главы также имеют прямое пророчественное отношение к Господу нашему Иисусу Христу. Так к Нему относится предсказание о Свете, который воссияет в пределах Галилеи. Христос не только для Своего народа, но и для всего человечества был Светом Истинным, Который просвещает всякого человека ( Ин.1:4, 5 ; Ин.3:19 ; Ин.8:12 ). Далее указание на Него, как на Младенца, служит пророчеством о принятии Мессиею нашего человеческого естества и о постепенном Его возрастании. Точно так же исполнились на Христе и те предуказания о Нем, какие содержатся в данных Младенцу в 6-м стихе именах. Христос действительно, как сильный Бог, сокрушил власть диавола ( Ин.12:31 ) и стал Князем мира потому, что, благодаря Его ходатайству, люди снова примирились с Богом и между собою ( Еф.2:14 ; 1Тим.2:5 ; Кол.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, не трудно заметить, что Христос запрещал несколько раз говорить о Своих чудесных действиях и других необыкновенных событиях, как напр. преображение, только в Галилее и Иудее, и притом не безусловного „доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых“ (Мф. 12: 9). Это запрещение вполне объясняется нежелаием Иисуса Христа преждевременно возбудить в еврейском народе особенное внимание к Себе и Своим действиям, что, конечно, легко могло, во вред истинному служению Иисуса, только усилить и укрепить ложные иудейские надежды и представления о Мессии, как о политическом народном вожде, и таким образом дало бы повод к народному возмущению и нарушению общественного спокойствия, к чему, по свидетельству Флавия, так были склонны тогдашние иудеи и что, действительно, чуть не случилось даже однажды по отношению ко Христу, когда иудеи „хотели прийти, нечаянно взять Его и сделать царем“ ( Иоан. 6: 15 ). Вот истинная причина, почему Иисус Христос иногда строго (Мф. 9: 30) запрещал разглашать о совершенных Им чудесных событиях в Галилее и Иудее. Напротив, в разбираемом нами случае, т. е. в Перее, тотчас же оставленной Иисусом, не могло случиться ничего подобного; и здесь даже нужно было некоторым образом знакомить народ с личностью Иисуса Христа, потому что здесь Иисус бывал вообще редко, а потому и знали о Нем мало. Таким образом в повелении Иисуса бывшему бесноватому –возвратиться домой и разсказать своим знакомым и родным о своем исцелении – не только нельзя видеть никакого противоречия „ обыкновению и привычкам Иисуса“, но это было положительно необходимо даже и для того самого дела, ради которого Сын Божий сошел на землю. Еще менее уместно говорить здесь о противоречиях вышеуказанного повеления „всегдашнему смирению Иисуса“. По словам самого Христа, „Он свет миру ( Иоан. 9: 5 ); а зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме“; „не может укрыться город, стоящий наверху горы“ (Мф. 5: 14, 15). Вот собственный ответ Христа на возражение отрицательных критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так построен, напр., упомянутый «Опыт Прав. Догм. Богословия» епископа Сильвестра. Надо знать, что такой способ изложения в православной догматической Науке не имеет задачей исследовать постепенное развитие догматов. Его цель иная: исторически последовательное и полное изложение мыслей св. отцов Церкви по каждому предмету веры наглядно подтверждает, что они во все века мыслили единодушно об истинах веры; но т. к. одни из них рассматривали предмет с одной стороны, а другие с другой, одни приводили аргументы одного рода, а другие – другого, – то историческое исследование учения отцов Церкви дает полноту рассмотрения догматов веры и полноту доказательств их истинности. Это не значит, что научно-богословское изложение догматов должно принять нерушимую форму. Каждая эпоха выдвигает свои собственные взгляды, понятия, вопросы, ереси и возражения против христианской истины или повторяет забытые старые. Богословию естественно принимать во внимание эти запросы времени, отвечать на них и соответственно им излагать догматические истины. В этом смысле можно говорить о развитии догматического богословия, как науки. Но нет достаточного основания говорить о развитии догматов Церкви. Догматика и вера Догматическое Богословие предназначается для верующего христианина. Оно само не влагает веры, а предполагает веру, уже имеющуюся в сердце. «Я веровал, и потому говорил,» слова ветхозаветного праведника ( Пс. 115:1 ). И Господь Иисус Христос открывал тайны Царствия Божия ученикам после того, как они уверовали в Него: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» ( Иоан. 6:68–69 ). Вера, а точнее, вера в Сына Божия, пришедшего в мир, есть краеугольный камень Священного Писания; она есть камень личного спасения; она – камень богословской науки. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан. 20:31 ). Эту мысль ап. Иоанн многократно повторяет в своих посланиях, и эти его слова выражают главную мысль всех писаний всех апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Христос говорит о втором, славном и страшном пришествии Своем на землю, при конце мира, для всемирного суда. Этопоследняя беседа Его с учениками о последних днях мира. Сын человеческий, это Господь Иисус Христос (20 ст. 8 гл.). Во славе своей. В первый раз, для искупления мира, Господь приходил в смирении и уничижении, родился, напр., в пещере и жил на земле в образе раба; теперь же, для суда, явится в Своем прославленном виде, со всем величием и славою, как Единородный Сын Божий, как Царь и Судия всей вселенной, так что все святые ангелы явятся с Ним, как воинство сего Царя Небесного и как служители спасению человеков и потому свидетели всех их дел (13, 49. Евр. 1, 14 ). Сядет на престол славы Своея на славном Своем престоле (Сл. 28 ст. 19 гл.). Это значит то же, что Господь явится во второе пришествие Свое, как Царь и Судия вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных случаях. В последнее время, когда приближались крестные страдания и смерть И. Христа, Он часто упоминал апостолам о своей славе (16:27; 24:30; Мк. 8:38 ), с одной стороны для того, чтобы укрепить их веру на время Его страданий, а с другой, для того, чтобы показать, что за страданиями последует Его прославление. 32. и собертс пред нимъ вс зыцы: и разлчитъ ихъ дргъ дрга, коже пастырь разлчаетъ вцы козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов Пред пришествием Христовым, все умершие воскреснут, оставшиеся же в живых мгновенно изменятся сделаются такими же, какими будут воскресшие. Об этом так пишет св. апостол: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубы Божией, сойдет с неба; и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздухе ( 1Сол. 4:16 ). Вострубит, и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). И предстанут (соберутся) пред Судиею мира все языцы (народы), все люди, все, начиная от первого, Адама, до последнего, кто родится в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010