Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия. Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму , еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. 103. Л. 195-199). В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров. Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d " Amorium//Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εφρσυνος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco//BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 158. Э. П. А. Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/187843.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo//Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo/Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней//XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати). Р. Н. Кривко Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр) В визант. искусстве сложилась традиция изображать К. в богато украшенном одеянии с венцом на голове. Однако в некоторых ранних или провинциальных памятниках, как, напр., в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе 33) в Гёреме, Каппадокия (кон. X - 1-я четв. XI в.), она представлена как оранта, в богато украшенном плаще, без венца, с мафорием на голове. В др. каппадокийской церкви в дер. Орен близ Нара (XI в.) - в белом плате. Образ К. часто встречается в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), где она изображена в апсиде симметрично образу вмц. Параскевы и в Эгриташ-килисеси (Панагии Феотокос) в долине Ыхлара (XI в.). На своде в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) К. представлена, как др. св. жены, в темном мафории, покрывающем голову, с крестом в руке. С XII в. преобладающими становятся изображения К. в аристократическом одеянии. В ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) К.- оранта, в богатом одеянии, белом плате, с диадемой. Образ святой присутствует в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в нартексе Палеомонастиро близ Врондамаса, Лакония (1201); в нартексе (слой XIII в.) ц. «Агиос-Стратигос» в дер. Ано-Булари на п-ове Мани, Лакония ( Chadzidakis, Bitha. 1997. P. 260. Pl. 5). С XIII в. почитание К. распространилось в Греции, на Кипре и Балканах, ее изображения встречаются в целом ряде храмовых росписей. В ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) К. представлена на сев. стене, в рост, между святыми Евфимией и Варварой. Она облачена в плащ, украшенный драгоценными камнями, на голове - белый плат и диадема, в правой руке - крест. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), мученица изображена с венцом пламени над головой. Образ К. ассоциируется с воскресным днем в связи с тем, что существует особая иконография: на одеянии К. помещены 6 медальонов со святыми, олицетворяющими дни недели. Наиболее ранние фрески такого извода находятся, напр., в соборе мон-ря прп. Иоанна Лампадиста на Кипре (XIII в.), а также в росписи кипрской ц. арх. Михаила в Педуласе (1474, мастер Мина), на миниатюре в греко-грузинской рукописи (в т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.), в основной части минология под 7 июля на л. 120 об.- в мафории и белом плате на голове; на л. 58 К. представлена среди св. жен в традиц. варианте иконографии с венцом.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.). В греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.) Б. изображены дважды: Пантелеимон, Косма, Дамиан, Кир, Иоанн, Ермолай в медальонах в чине мучеников (Л. 55-55об.) и в дни памяти в Минее - в рост. В монументальных росписях изображения Б. обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в юж. певнице среди святых в том порядке, к-рый, по мнению В. Джурича (С. 131), соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон - ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан - ц. Митрополии в Мистре, XIV в.). Почитание Б. получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Е. Е. Макаров Иконография В визант. и древнерус. иконографической традиции Е. изображается с темными короткими волосами, с гуменцом на темени (без гуменца на фреске в ц. свт. Николая близ Сангри на Наксосе, ок. 1270) и с темной короткой бородой. В его левой покровенной руке Евангелие, правой Е. указывает на книгу или благословляет. В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Святые иерархи», о Е. сказано: «...не стар, с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 8. 54). Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Одно из ранних изображений Е. сохранилось на миниатюре со сценой мучения в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 246, 976-1025 гг., К-поль). Его образы включались в росписи каппадокийских храмов: в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.); в Карабаш-килисе в Соганлы (1060-1061); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Изображение Е. сохранилось в медальоне на крестовом своде диаконника в монастыре в честь Успения Пресв. Богородицы в Дафни (кон. XI в.) - святой изображен как средовек с каштановой короткой раздвоенной бородой, с гуменцом; в соборе Санта-Мария Нуова в Монреале (между 1183 и 1189) - с крестом; в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (кон. XII в.); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в Джамбазли-килисе (нач. XIII в.); в ц. Св. Троицы в Сопочаны, Сербия (ок. 1265); в ц. Таксиархов (1359) и в ц. апостолов Петра и Павла (1561) в Кастории, Греция. Образ Е. почти всегда присутствовал среди изображений иереев в алтарном пространстве македон. храмов XIII-XIV вв., что свидетельствует об особом почитании святого на этой территории. Иконы с образом Е. встречаются достаточно редко и относятся в основном к поствизант. времени (напр. икона «Св. Елевферий», XVII в., НИМ(С)). О широком почитании Е. на Балканах, в частности в Сев. Греции, свидетельствует изображение его среди избранных святых на иконах, заказываемых частными лицами: «Свт. Елевферий и вмц. Параскева» (1-я пол. XVIII в., музей монастыря Влатадон в Фессалонике); «Св. Елевферий, свт. Николай, великомученики Пантелеимон, Димитрий и Георгий» (XVIII в., Музей церковного искусства в Александруполи, Греция).

http://pravenc.ru/text/189703.html

В средневизант. и поздневизант. периоды образы К. и И. встречаются во мн. храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (ок. 1028) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках - медицинские атрибуты. В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, К. и И. представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; 2-я пол. XII в.) - уступы апсиды. В ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани (Греция; кон. XII в.) они помещены на склонах арки юго-зап. придела; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332-1333) - на своде юж. портала. В 3 памятниках XII в. на Сицилии: в юж. люнете ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1146-1151; вместе со сщмч. Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (50-е - 60-е гг. XII в.) - в вост. части юж. трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180-1190) - по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), К. и И. представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей К. и И. изображены в греческих церквах: на зап. стене наоса ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.); на зап. стене наоса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (кон. XII в.); на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). В иконографии К. и И. подчеркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: К. может изображаться со свитком, в таком случае И. обычно держит крест, как напр. в Тимотесубани (Грузия; нач. XIII в.), где они представлены на гранях сев.-зап. столба. Их изображения также присутствуют в ц. Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); во фресках наоса кафоликона мон-ря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383). В нек-рых росписях сохранился только образ И., как в ц. Евангелистрии в Гераки (ок. 1200), в ц. Панагии Киры на о-ве Китира (кон. XIII в.) или в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; ок. 1386), где он назван чудотворцем. Сцены мучения К. и И. представлены в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (ок. 1340); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.); в соборе Св. Троицы мон-ря Козия - сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мц. Афанасия и ее дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

св. Врачей в Кастории, кон. XII в.). В сцене «Оплакивание» он иногда представлен в хитоне с засученными рукавами, без гиматия (фреска в соборе Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1348, И. А. и Никодим изображены с нимбами; Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 515. Ил. 432). В древнерус. искусстве домонг. времени И. А. изображался как старец, напр. на фреске «Оплакивание» в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), на этой фреске он облачен в голубой хитон и сиреневый гиматий. Начиная с XV в. встречается его образ как русоволосого средовека, напр. на иконе «Снятие с креста» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427). Одежды бывают разных цветов, иногда даже в клеймах одной иконы: напр. на иконе «Евангельские сцены» (Земная жизнь Христа) (1-я треть XV в., НГОМЗ) из ц. Бориса и Глеба в Плотниках в Вел. Новгороде в сцене «Снятие с креста» И. А. показан в желтом хитоне, в сцене «Перенесение тела Христа в гробницу» он в коротком темно-розовом хитоне до колен встречает погребальную процессию у дверей гробницы (этот сюжет встречается крайне редко) (Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008. Кат. 20). В сцене «Снятие с креста» И. А. часто изображается босым, стоящим на лестнице, прислоненной к кресту, с нимбом; одет либо в хитон с засученными рукавами (икона из Александрова Куштского мон-ря посл. четв. XVI в., (ВГИАХМЗ; И. А. средовек), либо в хитон и гиматий (икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, иконописцы Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев, 1509, НГОМЗ; икона из Корнилиева Комельского мон-ря, 1515, ВГИАХМЗ; И. А. старец). В композиции «Оплакивание» И. А., как правило, представлен припадающим к ногам Спасителя (икона посл. четв. XIV в. из мон-ря Ватопед на Афоне; икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, 1509, НГОМЗ) или согбенным, за гробом Спасителя, взирающим на Него, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/673659.html

Последование, принятое ныне в РПЦ, содержит канон Божией Матери прп. Иоанна Дамаскина 2-го гласа с акростихом «        », отсутствующий как в древних студийских, так и в принятых ныне в греч. Церквах Минеях. В рукописях сохранились др. гимнографические тексты А. В.- канон 2-го гласа со 2-й песнью, без акростиха («Μοναστν πρλαμπρος φωστρ» - «Монахов пресияющее светило»; канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа со 2-й песнью, без акростиха («Τν πολιστν τς ρμου» - «Основателя пустыни», с многочисленными вариантными чтениями; кондак и икос («Εν τ ψει Κριος» - «На высоту Господь») и др. (AHG. T. 5. P. 279-308). Е. П. Беспахотная Иконография А. В. изображается как старец с седой раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок, облачен в рясу и мантию, под к-рой часто виден аналав, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Иконография святого в копт. искусстве неск. отлична от традиц. восточнохрист.- А. представлен с округлой бородой. Такой тип изображения устойчив и встречается вплоть до XVIII в. (напр., икона из мон-ря прп. Антония Великого). Самое раннее изображение предположительно А. В. имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в Нов. Токалы-килисе (Каппадокия), кон. X в.; в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.- с платом на голове вместо куколя; в нартексе ц. Неа-Мони на Хиосе, 1049-1055 гг.; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/6 г.; в Епископской ц. на о-ве Тира, нач. XII в.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия); в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Святых врачей в Кастории (Греция), кон. XII в.; в нефе «Енклистры» мон-ря св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1196 г.; в нартексе ц. Вознесения Христова в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Святых апостолов в Эрдемли (Каппадокия), XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки, кон. XIII - нач. XIV в.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами) в К-поле, ок. 1315 г.; на юж. стене ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Богородицы Одигитрии в Пече (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г., и др.

http://pravenc.ru/text/116054.html

св. Врачей в Кастории, Греция (XII в.); мозаичная икона (кон. XIII - нач. XIV в., Лувр, Париж)). Известен также ряд изображений Г.-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще,- в позолоченном медальоне на дне визант. серебряной чаши с двойными стенками с чеканкой и гравировкой (XII в., найдена в сер. XIX в. вблизи г. Берёзова в Зауралье (ГЭ)); Г.- в центре композиции, представляющей «придворный праздник» (окружен изображениями царицы, слуг, музыкантов, танцоров, реальных и фантастических животных и масок). Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204-1359) упоминает об изображении Г. на коне, находившемся на стене имп. дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в К-поле (XII в. или 1-я пол. XIV в.; Niceph. Greg. Hist. VII 5). Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.) указывает, что в праздник Рождества Христова среди проч. военных знамен в палату императора вносили 2 хоругви - с изображением Г.-всадника и Г.-змееборца ( Ps.- Codin. De offic. P. 48, 4, 282 sq.). Г.-воин на коне (без змея) с эпитетом в посвятительной надписи: «Никифорос» (Победоносец) - представлен на фреске нач. XIII в. в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари. Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура к-рых была ближе к народным традициям, особенно в М. Азии, Юж. Италии (в росписях пещерных храмов - крипты Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни, XIII в.; Санта-Мария в Поджардо, XII в.; Сан-Никола в Фаджано, XI в.; Сан-Никола (оба типа - с драконом и без него) и Санта-Маргерита в Моттоле, XIV в.) и Др. Руси. Источники сюжета неясны, находят параллели в житиях др. святых (напр., вмч. Феодора Тирона), но связаны прежде всего с именем Г. Различаются 2 основных извода: краткий (Г. поражает змея) и распространенный или сложный (неск. вариантов: с царевной, с царевной и изображением города с жителями; самый ранний из известных примеров - фреска ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Свт. Иоанн Златоуст. Роспись ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия. Ок. 1235 г. Свт. Иоанн Златоуст. Роспись ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия. Ок. 1235 г. С XII в. И. З. изображают в составе избранных святых на полях икон, напр. на иконе «Распятие, с избранными святыми» (ок. 1100, мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где его полуфигура в медальоне на правом поле составляет пару образу свт. Василия Великого. У И. З. большая голова, худое, треугольной формы с заостренным подбородком лицо, высокий лоб, короткие темные волосы, маленькие усы и негустая борода, острый взгляд направлен в сторону. Святитель облачен в коричневую фелонь, белый омофор с крестами, в руках Евангелие. Эта двоица присутствует на мн. изображениях, исполненных в разных техниках, и в произведениях разного типа, представляя собой наглядное воплощение Земной Церкви (напр., полуфигуры святителей И. З. и Василия Великого на створках алтаря кон. XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Со 2-й пол. XI в. в программах храмовых росписей образу И. З. отводится постоянное место в сцене «Служба св. отцов» («Поклонение Жертве»). Один из ранних примеров - фреска алтаря монастырской ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (росписи после 1080): И. З. стоит у престола со свитком в руках. Характерный аскетический облик святителя в живописи комниновского периода иногда приобретает гротескные черты - чрезмерно вытянутая голова, причудливой формы ушные раковины (роспись ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.). Образ И. З. в этой композиции стал традиционным для росписи алтаря (фрески ц. Благовещения на Мячине (Аркаж мон-рь), 1189; ц. Митрополии в Мистре, кон. XIII в.; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; росписи 1-го слоя в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде, 1352). Центральное место И. З. занимает в ряду фронтальных фигур святителей в росписи алтаря в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) (1316-1321); если алтарь малой величины, то И. З. может быть изображен в паре со свт. Василием Великим в предстоянии Этимасии (напр., в ц. св. Апостолов в Кастории, Греция, 1547, и в сев. приделе в экзонартексе ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия, ок. 1235).

http://pravenc.ru/text/541598.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010