Какой-нибудь «обличительный поэт»… — Под этим псевдонимом в «Искре» печатался Д. Д. Минаев (1835–1889), не однажды задевавший в своих сатирических стихах журнал «Время», его редактора и сотрудников (см., например, его «Ад» в 49 номере «Искры» за 1862 г.). 439 …вы — говорите, что мы садимся между двух стульев. — В «Тревогах „Времени“» Щедрин обращался к редакции «Времени»: «Какой руководящей мысли вы были органом? — никакой. Что вы высказали? — ничего. Вы постоянно стремились высказать какую-то истину вроде „сапогов всмятку“, вы всегда садились между двух стульев и до того простирали свою наивность, что даже не хотели заметить, как шлепались на пол» (Современник. 1863. Отд. II. С. 197–198). 440 Помните статью «О духе времени» г-на Антоновича. — Тогда-то вы и начали борьбу. — В статье «О духе „Времени“ и о г-не Косице, как наилучшем его выражении» (Современник. 1862. M. А. Антонович, подводя итоги своей полемики с H. H. Страховым, оценивал деятельность журнала «Время» за весь годичный период его существования. Цитируя статьи Ф. M. Достоевского, А. А. Григорьева, H. H. Страхова, Антонович стремился показать противоречивость в позиции журнала, заявлял о принципиальном характере разногласий между «Современником» и «Временем». 441 …а старая-то «Библиотека для чтения»… — Подразумевается «Библиотека для чтения», выходившая под редакцией А. Ф. Писемского, которого в 1863 г. сменил П. Д. Боборыкин. В 12 номере этого журнала за 1862 г. в статье M. И. Касторского «Несколько слов о литературных заслугах г-на Каткова» отрицательно оценивалась позиция «Времени» в полемике с Катковым из-за г-жи Толмачевой, хотя в целом статья Касторского была довольно критична и по отношению к Каткову. Кроме того, в первом и втором номерах журнала за 1862 г. была напечатана статья E. Ф. Зарина, отрицательно оценившая роман Достоевского «Униженные и оскорбленные». 442 …«Очерки», вот уже четвертый раз бросающиеся на нас с тем, чтоб нас проглотить… — Достоевский говорит здесь о четырех развернутых критических выступлениях в адрес «Времени» в 35, 53, 68 и 81 номерах газеты «Очерки». 443

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Еще более мы удалимся от эпохи Иустина, если изследуем отношение Увещания к хронике Юлия Африкана . В 9-й главе Увещание, „на основании самых достоверных у (вас) эллинов свидетельств», доказывает, что „Моисей был гораздо древнее всех мудрецов, поэтов, историков, философов и законодателей» 1656 . Относя время жизни Моисея к эпохе царей Огига и Инаха, оно опирается на следующих свидетелей: „Полемон в первой книге своей греческой истории и Апион, сын Посидония, в сочинении против иудеев и в четвертой книге своей истории упоминают, что в царствование Инаха, царя Аргосскаго, Иудеи отложились от Амазиса, царя Египетскаго, и вождем их был Моисей. Также Птолемей Мендисий, разсказывая историю египтян, во всем сходится с ними. И афинские историки: Элланик, автор „Аттик», Филохор, Кастор и Фаллос, Александр Полигистор, равно как и ученейшие историки Иудейские Филон и Иосиф говорят о Моисее, как древнейшем вожде Иудеев» 1657 . Около полутораста лет тому назад было замечено близкое соотношение приведенной выдержки из Увещания к цитируемому Евсевием Кесарийским 1658 месту хроники Юлия Африкана , в котором последний доказывает одновременность жизни Огига и Моисея 1659 , и возникший с тех пор вопрос об отношении Увещания к хронике Юлия обсуждался во всевозможных направлениях 1660 . В настоящее время возможны только два его решения: или автор Увещания воспользовался готовой цитатой, скомбинированной Юлием 1661 , или оба они почерпали свои сведения из одного общего источника 1662 . Изучение рассматриваемых мест Увещания и хроники склоняет нас признать правильным первое из указанных решений. Цитата Увещания не есть самостоятельный продукт ученой любознательности его автора; она носит на себе явные следы заимствования из вторых рук, так как не отвечает тому положению, в пользу которого она приводится. Рядом исторических свидетельств Увещание хочет доказать, что Моисей гораздо древнее всех эллинских мудрецов, но из перечисляемых им источников только Птолемей, Апион, Александр Полигистор и историки иудейские соответствуют цели, но за то ни Гелланик, ни Филохор, ни Кастор, ни Фаллос 1663 не знают Моисея и не годятся в свидетели утверждаемого положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

208 Эскулап, бог врачебного искусства, считался сыном Аполлона и Корониды, дочери властителя лапифов, Флегии. Либер, древнеиталийский бог происхождения, оплодотворения и наслаждения, впоследствии был отождествлен с Дионисом, или Вакхом, сыном Зевса и Семелы. Когда к ней, во время ее беременности, приблизился Зевс с громом и молнией, то она была охвачена пламенем и, умирая, родила недоношенное дитя, впоследствии названное Дионисом. Титул отца (pater) часто придавался римлянами богам. 209 Майя, дочь Аполлона и Плейоны, также у Вергилия в Aen. VIII, 138 называется сияющей (candida). 210 Латона, преследовавшаяся повсюду во время своей беременности ревнивой Герой и Пифоном, нашла, наконец, убежище и родила от Зевса Аполлона и Диану (Артемиду) на острове Делос, который до того времени находился под водой и после того плавал по морю, пока Аполлон не укрепил его между кикладскими островами Миконом и Гиаром. 213 Прозерпина (Персефона) была похищена Аидом, или Гадесом (Плутоном), в то время, когда собирала со своими подругами цветы на лугу, после чего стала супругой Аида и царствовала вместе с ним в подземном мире над душами умерших. 214 Геркулес, или Геракл, национальный герой греков, был сыном Зевса и Алкмены, родился в Фивах и после известных 12 подвигов сжег себя на костре на горе Эте (в южной Фессалии) и вознесся на Олимп. Многие народы отождествляли своих героев с этим Геркулесом. Так, Цицерон в De nat. deor. Ill, 16 упоминает о шести Геркулесах и в том числе – о Тирском Геркулесе (в Финикии), сыне Зевса и Астерии. 215 Касторы (Диоскуры) – Кастор и Полидевк, или Поллукс, сыновья Зевса или Спартанского царя Тиндарея и Леды. Из них Кастор отличался как укротитель коней, а Полидевк – как кулачный боец. Цветом называется обложенный железом или свинцом крепкий ремень из бычачьей кожи, которым бойцы окутывали себе руки. 216 Здесь текст явно испорчен. Принятая в изданиях Орелли и Миня конъектура Titanes et Bocchores несостоятельна. Речь здесь идет, очевидно, о богах мавритан, которые обоготворяли своих царей (ср. Tert. Apol. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Просим Вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения. О Ваших действиях поставьте нас в известность. 1 .IV.1921 г.». И прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия Представление Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н.Н.Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора по кафедре Древней Церковной Истории А.П.Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А.П.Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории. Вашего Святейшества нижайший послушник Епископ Анатолий 23 февр. (8 марта) 1921 г.». Приведенный ниже «Заключительный акт» дает нам возможность представить обстоятельства этого дела: «1921 года апреля 24 дня Уполномоченный 11го отделения Всетатчека рассмотрел дело за 765 о Казанской Духовной Академии. По агентурным сведениям Всетатчека стало известно, что Казанская Духовная Академия продолжает, вопреки всем декретам и распоряжениям Советской власти о прекращении существования всех духовных ученых заведений, существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Сведения эти получили подтверждение в сообщении 8го ликвидационного отдела Наркомюста Российской Республики от 8го сего апреля за 246/6752 на имя Наркомюста Татреспублики. Произведенным по этому поводу расследованием установлено следующее. Казанская Духовная Академия, возглавляемая ректором епископом Анатолием (Грисюком) , не была в свое время ликвидирована Губотнаробом (ныне Наркомпрос), и это обстоятельство ректор Академии истолковал как право на дальнейшее существование Духовной Академии на прежних основаниях, будто бы в порядке ликвидационном. Хотя все кредиты на Академию были закрыты и хотя смысл распоряжений Советской власти не оставлял сомнений в том, что Академия подлежит закрытию, о чем епископ Анатолий знал, тем не менее Академия продолжала существовать. По словам ректора Анатолия, Высшее Церковное Управление осенью 1918 года предложило ректору использовать дозволение Правительства на существование частного обучения религии, и это предложение в связи с высказанным будто бы заведующим Губотнаробом тов. Максимовым взглядом на возможность существования Академии послужило основанием для ректора епископа Анатолия к тому, чтобы Академия до настоящего момента сохранила прежнее название, состав профессоров и даже имела официальный штамп и советскую печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Хорошие Дубы. 6 июня. Воскресение. В те старые, но не всегда добрые, времена, когда овладеть чем-нибудь значило истребить прежде владевшего, не только разноплеменники Василий и Самуил готовы были при первой возможности «покончить» друг с другом, но и единокровные, и даже единородные, вырывали друг у друга из рук то, что хотелось иметь самим, не щадя последних, а когда эти оказывались не в меру крепкими, то и оставляя их без головы... В силу этого правила, по сказанию историков, старейший из четырех сыновей царя Мокра 79 , сам величаемый тоже царем, Давид оказался в одну темную ночь убитым на дороге от Преспы к Кастории. Место, где совершилось преступление, означено у историка именем Хороших Дубов. Кто убил Давида, осталось известным только этим самым Дубам. Самуил, конечно, не был при том и в подозрении остались Влахи. Где росли невольные свидетели злоедеяния, историк не потрудился обозначить. Так-как мы едем теперь от Преспы к Кастории и, предположительно, по стародавней дороге (не легко меняемой в такой гористой местности), то и возможно, что или уже минули, или еще минем роковые дубы. Высматривать их теперь по дороге было бы, конечно, напрасным трудом. Да и дело от того ничуть не выигрывает. И для истории, и для воображения все равно, где бы они не стояли в недобрый момент. Где остановился ногою или мыслю, там они и есть, высятся и приглашают под свою историческую тень. Труд четырехчасового горного пути указал нам место отдыха в деревне Руле. Тут, значит, и росли памятные деревья, если только именем их не называлось в старину какое-нибудь селение. Но – довольно о них. Хорошего – хотя бы это были и дубы – понемногу! Из Попли мы отправились часов в 7 утра, взяв с собою провожатого, еще раз (вероятно уже – последний) Болгарина. При самом выезде нас встретил еще и другой, нежеланный и неотверчивый проводник – дождь. От самого, так сказать, озера и начался подъем наш в гору, которая, по всему видно, есть старая знакомая наша Суха-гора – по свидетельству Крушевацкого Игумена, Неречка Планина – по карте и Бора – по утверждению Пуквиля, которую я рисовал из Вошпоранского хана, только обращенная к нам теперь западною стороною.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Казначеем Академии был Веселовский Иван Петрович, письмоводителем – гр. Петрова В. Я. Ректор Духовной академии, епископ Анатолий, вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивая его благословения на те или иные действия по академии, а также ставя Святейшего в известность обо всем в ней происходящем. В 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской Патриарха Тихона и получить доступ к адресованным на его имя официальным документам. В марте 1921 года в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающееся деятельности Казанской Духовной академии. Ознакомившись с ними, заместитель председателя ВЧК вместе с юрисконсультом ВЧК Шпицбергом 1 апреля 1921 года направил записку начальнику 8-го отдела наркомюста Красикову. Они писали: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха и содержащаяся за счет каких-то „местных епархиальных средств“, ... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром, ... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» 236 . Прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему ТИХОНУ, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н. Н. Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора но кафедре Древней Церковной Истории А. П. Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А. П. Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот поток красноречия, сила которого вызывает глубокое восхищение у последователей мистера Чедбенда, не только приводит к тому, что мистер Чедбенд неприятно обливается потом, но и выставляет ни в чем не повинного мистера Снегсби заядлым врагом добродетели с медным лбом и каменным сердцем, отчего несчастный торговец теряется еще больше и, придя в самое угнетенное состояние духа, чувствует, что попал в какое-то фальшивое положение; но тут мистер Чедбенд приканчивает его смертельным ударом. — Друзья мои! — начинает он снова после того, как некоторое время отирал платком потную голову, от которой валит столь горячий пар, что платок, должно быть, нагревается и тоже извергает клубы пара после каждого прикосновения к голове. — Преследуя цель, которой мы стремимся достигнуть при помощи слабых наших дарований, попытаемся же в духе любви определить, что есть Ии-си-тина, о коей я говорю. Ибо, юные друзья мои, — неожиданно обращается он к подмастерьям и Гусе, приводя их в оцепенелое замешательство, — если лекарь пропишет мне каломель или касторовое масло, я, натурально, имею право спросить: что есть каломель и что есть касторовое масло? Я имею право узнать это, прежде чем приму одно из этих лекарств или оба сразу. Итак, юные друзья мои, что же в таком случае есть Ии-си-тина? Во-первых (в духе любви), юные друзья мои, что есть обычная Ии-си-тина, — обычная, подобно рабочей одежде, подобно будничному платью? Есть ли это ложь? (А-ах! — вздыхает миссис Снегсби.) — Есть ли это умолчание? (Миссис Снегсби трепещет в знак отрицания.) — Есть ли это мысленная оговорка? (Миссис Снегсби качает головой очень медленно и с чрезвычайно загадочным видом.) — Нет, друзья мои, ни то, ни другое, ни третье не есть Ии-си-тина! Ни одно из этих наименований для нее не подходит: Когда сей юный язычник, присутствующий ныне среди нас, — правда, сейчас он, друзья мои, заснул, так как печать равнодушия и смертных грехов легла на его веки, но не будите его, ибо надлежит мне бороться, сражаться, биться и победить ради него, — итак, когда сей юный закоренелый язычник рассказывал нам всякий вздор и чушь о том о сем, о леди, о соверене, было ли это Ии-си-тиной? Нет. И если это было ею отчасти, было ли это Ии-си-тиной целиком и вполне? Нет, друзья мои, отнюдь нет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Мученичество, составителем которого считается цензуал Порфирий, было обработано рим. агиографом в V-VI вв. (согласно Делеэ и П. Франки де Кавальери) или на рубеже VI и VII вв. (по мнению Ж. Гюйона). Редактор попытался соединить рассказы о паннонских и о рим. мучениках, чтобы объяснить противоречия между Мученичеством и рим. преданием, в котором говорилось о 4 увенчанных мучениках, пострадавших в Риме ( Guyon. 1975. P. 516-521). Мнение Делеэ о паннонском происхождении Мученичества разделяли Л. Дюшен , Франки де Кавальери и Зейер, а также исследователи из Венгрии и Балканских стран. Др. историки не считали Мученичество достоверным источником. Так, Л. С. Тиймон называл его «весьма сомнительной историей... скорее в духе низкопробного романа, чем правдивого рассказа» ( Tillemont. Mémoires. 17012. T. 4. P. 745). Согласно И. П. Киршу, хронологические и географические указания Мученичества недостоверны, нет сведений о почитании 5 мучеников в Паннонии. Места, упомянутые в Мученичестве («тучная гора», «порфировая гора»), скорее всего вымышлены, как и указания на добычу порфира (в Римской империи использовался порфир, к-рый добывали в Египте, на территории Паннонии месторождений не было ( Peacock. 1995)). По мнению Кирша, Мученичество - «агиографический роман», составленный во 2-й пол. V в. в Риме, возможно, выходцем из Паннонии. Увенчанные мученики, о которых сообщается в этом произведении, на самом деле пострадали в Риме, но достоверных сведений о них не сохранилось ( Kirsch. 1917; Idem. 1918. S. 166-171). С гипотезой Кирша согласился А. Аморе, но большинство исследователей в целом разделяют позицию Делеэ. Тем не менее многие вопросы, связанные с формированием агиографической легенды и традиции почитания увенчанных мучеников, остаются предметом дискуссий. Согласно Мученичеству, во время посещения Паннонии имп. Диоклетиан собрал мастеров, трудившихся в каменоломнях. Среди них были искусные скульпторы тайные христиане Клавдий, Касторий, Семпрониан и Никострат. Император велел мастерам изготовить скульптурное изображение бога солнца на квадриге, но из-за сложности задания возникли разногласия между 5 «философами» (вероятно, инженеры-строители) и 622 каменотесами.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Совсем иное в этом отношении представляет благочестиво настроенный и философски свободный ум графа Л. H. Толстого, в произведениях которого — как напечатанных, так еще ярче в не напечатанных, а известных только в рукописях, — везде видна большая и основательная начитанность и глубокая вдумчивость». К 1886 г. относится статья Лескова «О куфельном мужике и проч. Заметки по поводу некоторых отзывов о Л. Толстом», написанная в связи с появлением повести «Смерть Ивана Ильича». В этой статье Лесков говорит о Достоевском как о «родоначальнике» темы народа, взятой в аспекте духовного возрождения России, но вместе с тем стремится показать, что толстовское «знание и понимание» народа было значительно глубже, нежели «мистическое народничество» Достоевского. Субъективизм, свойственный восприятию Лесковым идейно-эстетической программы Достоевского, с особой выразительностью проявился в его полемических (псевдонимных) заметках 1873 г. Описание Достоевским сюжета картины В. E. Маковского «Придворные псаломщики на клиросе» (см. выше, С. 86–87) и публикация в «Гражданине» рассказа M. А. Недолина «Дьячок» (1873. 16 апр. стали поводом для выступления Лескова против Достоевского. Упрекая писателя в незнании церковного быта и культуры духовной среды, Лесков одновременно оспорил некоторые эстетические принципы Достоевского. Свою полемику с Лесковым Достоевский строит на противопоставлении «высшего реализма» (изображающего «неисследимые глубины духа и характера человеческого») и конкретно-бытового типизма, стремление которого к внешней «характерности» и «эссенциозности» препятствует психологической глубине изображения. Достоевский вскрывает стилевой разнобой в заметке мнимого священника Касторского, обусловленный совмещением в ней разных задач — дискредитировать Недолина и Достоевского и возвеличить Лескова. Умение показать эти стилистические противоречия позволило Достоевскому открыть под разными псевдонимами — «Псаломщика» и «Свящ. П. Касторского» — одного и того же автора, H. С. Лескова. Отголоском полемики с Лесковым 1873 г. можно считать ироническую заметку в записной тетради Достоевского 1880–1881 гг.: «Лесков — специалист и эксперт в православии» (XXVII, 46). XI Мечты и грезы Впервые опубликовано в газете-журнале «Гражданин» (1873. 21 мая. С. 606–608) с подписью: Ф. Достоевский.   Замысел статьи относится к январю 1873 г. Черновой автограф, значительно отличающийся от окончательного текста, содержит реалии, извлеченные из публикации отчета о процессе С. Г. Нечаева. В автографе зафиксирован также ряд фактов, подсказанных «Общей государственной росписью доходов и расходов на 1873 год» и последующим ее обсуждением в петербургской периодике. В нем присутствует мотив, вошедший затем в «Бобок» (сентенция об удивлении).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Откуда могут взяться в кишечнике недопереваренные белки? Помимо ферментной недостаточности избыток белков может быть при несбалансированном питании, когда ферментов элементарно не хватает. Настолько большая нагрузка идёт. Это касается не только женщин. Знакомая ситуация, когда ребёнка, особенно первенца, пичкают, приговаривая: ешь мясо три раза в день, пей больше молока. В результате в организме нужных ферментов не хватает, и белки не успевают перевариваться. Создаётся условие для размножения кишечной палочки и другой анаэробной флоры. Не зря прописана норма потребления белка – определённые граммы в сутки, не надо превышать. А у нас сейчас ещё появились разнообразные морепродукты, большой выбор молочных товаров. Люди добавляют в рацион орехи, бобовые, каши. Часто рассуждают: чем больше натуральных белков – животного и растительного происхождения, тем лучше. Между прочим, даже безобидная груша содержит 8% белка. Кроме белков современники переусердствуют с углеводами. А хронические тонзиллиты и риниты – от избытка углеводов, когда в рационе много картошки, риса, макарон, кондитерских изделий, сладких напитков. Все стафилококки и стрептококки, которые вызывают инфекции дыхательных путей, растут на сладких и мучных блюдах. Когда их становится критическое количество, они начинают поступать в кровоток и добираются до своих органов-мишеней, и там живут, и процветают. Не зря педиатры говорят, когда у ребёнка поднялась температура, заболело горло, нужно убрать из рациона сладкое и мучное. И ребёнок выздоравливает. А взрослым врачи советуют при болезнях день-два поголодать – дать кишечнику очиститься от тех недопереваренных белков, которые там скопились, от лишних углеводов. Раньше было модно делать клизму очищения кишечника. Сейчас прибегают к мягким методам – Лактулоза, знаменитая касторка. Земские врачи в случае простудных заболеваний назначали касторку – от одной столовой ложки в зависимости от веса больного. Человек выздоравливал. Сейчас никто не лечит слабительными простуды, болезни, потому что касторка и подобные ей, копеечный товар. Вылечить кашель сегодня простуду стоит немалых денег – сиропы, капли, таблетки.

http://azbyka.ru/zdorovie/vnematochnaja-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010