—669— р. 9 транскр. и перев.), где несколько великих божеств представлены, как простые проявления Мардука: Ниниб=Мардук (как бог) силы. Нергаль=Мардук « войны. Замама=Мардук » битвы. Енлиль=Мардук « владычества и управления. Набу=Мардук » здоровья. Син=Мардук, освятитель ночи и т. д. Нужно заметить с Бетцольдом, что другие аналогичные списки отожествляют различные божества с Эа, или Белом, или Нинибом, или Нергалем, и т. п., что, по-видимому, указывает в различных религиозных центрах на тенденцию упростить пантеон, всё привести к главному богу, впрочем узнать наверное смысл этих умозрений нельзя. Но отсюда далеко до монотеизма, возвещающего единого Бога и смотрящего как на ничто на всех других богов. Не забудем, что культ богини Иштар всегда был в большом почитании в Вавилонии и Ассирии, в то время как евреи не имеют даже слова в своем языке для обозначения богини. Последние государи Ниневии и Вавилона благоговейно указывают в своих надписях богов и богинь; также и простые смертные в своих письмах в ту же эпоху писали: «Да здравствует царь, мой господин! Да благословят обильно, обильно царя, моего господина Ашур, Бел, Син, Шамаш, Адад, Мардук, Царпанитум, Набу, Ташметум, Иштар Ниневийская и Иштар Арбельская, Ниниб, Нергаль, Лац, великие боги неба и земли и великие боги-охранители страны Ассура и страны Аккада!» (R. F. Harper’ Assyrian and babylonian Letters, n. 858; cf. R. Campbell Thompson, Late babylonian Letters, 1906). Исследуем другой клинообразный документ, найденный в недавних раскопках Та’аннека в Палестине и слишком быстро разработанный в нескольких трудах последних лет. Это – письмо эпохи Эль-Амарна (около 1400 года до И. X.), в котором какой-то Ахииями, халдеец выражается следующим образом: «Да хранит господин богов твою жизнь»…; затем дело идет об обыкновенных делах и немного далее, на 13–20 строках: «Опла- —670— кивают ли еще [потерю] твоих городов или ты вошел во владение ими? Вверху есть некто, кто выше городов; посмотри же, благосклонен ли он к тебе! Более того: если он покажет свое лицо (или свой гнев), они (враги) будут уничтожены, и победа будет великой». По мнению Селлина, директора раскопок Та’аннека, это есть почитание одного Бога в той форме, в какой его можно предположить у израильтян этой эпохи (Tell Та’аппек в Denkschriften der к. Akad. de Wissenschaften, Wien, 1904, t. L, p. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1:14,15. История Ниневии после ее падения. Согласно вавилонским хроникам, Ниневия была разрушена объединенными силами мидян и вавилонян под предводительством Набопаласара (625–605 гг. до н. э.) весной 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Затопление города, о котором сообщают Диодор Сицилийский и Ксенофонт, вероятно, произошло в результате устройства запруды на реке Хоср, протекавшей между двумя цитаделями Ниневии на восточном берегу Тигра (Куюнджик и Наби Юнус). Город никогда больше не достигал своего прежнего величия, хотя был перестроен, и на его месте сохранились остатки материальной культуры эллинистического, парфянского и римского периодов. 1:14. Ассирийские храмы и боги. Со времен Шамши-Адада (ок. 1813–1781 гг. до н. э.) главными богами ассирийского пантеона были царь богов Ашшур и богиня любви и войны Иштар. Среди других богов были Нинурта (бог войны и охоты), Адад (бог бури), Син (бог луны) и Шамаш (бог солнца), а также множество богов более низкого ранга, каждый из которых имел центр поклонения и штат священнослужителей. Эти храмы получали солидную материальную поддержку со стороны монархии, в основном за счет военных трофеев, захваченных в войнах с соседними странами, которые велись практически непрерывно. Во многих ритуалах и религиозных праздниках использовались более древние обычаи, заимствованные у шумеров и вавилонян. Почти во всех ассирийских летописях, описывающих военные кампании, присутствует формула: «по повелению Ашшура» как приказ к началу военных действий. Запись на «Стеле пира» во дворце Ашшурбанипала II в Нимруде о его военных победах ясно указывает на то, что боги Ассирии обитали в его дворце. Аналогичным образом, полосы текста, которые украшали стены дворца Саргона II в Хорсабаде, включают приглашение «Ашшуру, отцу богов, великому господину, и Иштар, которые живут в Ассирии», найти обитель во дворце. Сеннахирим перенес ассирийскую столицу в Ниневию и перестроил огромный храмовый комплекс богини Иштар, осуществляя проект восстановления культовых центров и строительства дворца, «не имеющего равных». В Древнем мире было принято разрушать изваяния богов и осквернять храмы поверженных вражеских городов. Эти изваяния опрокидывали, отсекая им головы и конечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В результате ими было собрано около 100 тыс. обломков, которые с величайшими предосторожностями были вывезены в один из музеев Берлина. Из этих обломков кирпичей, столетиями скрывавшимися под холмом Каср, в 1928–1930 годах усилиями многих специалистов удалось реконструировать изумительное сооружение – ворота Иштар и часть Дороги процессий около ворот в том виде, как они когда-то выглядели при Навуходоносоре. Сегодня всемирно знаменитая копия вавилонских ворот Иштар установлена в Переднеазиатском музее Берлина. Она считается одним из крупнейших музейных экспонатов в мире. Эта копия представляет собой воспроизведение лишь наружных ворот. Внутренние ворота, которые, как известно, были в два раза больше наружных, не смогли бы вместиться ни в одном из самых больших музейных залов мира. Другая копия ворот богини Иштар стоит сегодня перед зданием Музея древности в Багдаде (Ирак). А «остатки» настоящих ворот ещё и поныне одиноко возвышаются над руинами Вавилона. Не только копия знаменитых ворот, досконально повторяющая её первоначальный облик, стоит в огромном зале Берлинского музея. Здесь же находится и точная копия тронного зала Навуходоносора (60 м. в длину, 20 м. в ширину и 20 м. в высоту), отреставрированного немецкими умельцами из оригинальных обломков кирпичей Касра. Когда-то этот тронный зал защищали шестиметровые стены, облицованные глазурованным кирпичом различных оттенков. Расходы на отделку тронного зала Навуходоносора были просто сказочными, их даже сравнить нельзя было ни с чем. Величественная и богато украшенная резиденция мирового правителя являлась образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней архитектуры. Две с половиной тысячи лет назад в этот тронный зал вступали самые знатные люди Вавилонского царства, здесь устраивались приёмы, сюда являлись данники и иноземные послы, чтобы склониться перед владыкой самого могущественного государства того время. Большую часть своих жизненных и творческих сил Навуходоносор отдал сооружению дворцов, храмов и административных зданий внушительных размеров, призванных своей монументальностью внушать страх и трепет перед своими современниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Полностью раскопаны только ворота Иштар - арочный въезд, фланкированный 2 башнями (высота 15 м), усиленный бастионами. Их украшали изображения быков и драконов - символы Адада и Мардука. Врата трижды перестраивались в эпоху Навуходоносора II (605-562 гг. до Р. Х.), при этом каждый раз использовалась разная техника декора. Первоначально фризы были выполнены рельефом в простом кирпиче (эта часть полностью скрыта под землей); затем в поливном, но без рельефа. Последними по времени созданы знаменитые фризы из рельефного поливного кирпича, изображающие процессию чередующихся быков и драконов (ок. 150). Эти врата вывезены и смонтированы в Берлинском музее. Высокие стены дороги процессий (длина 250 м, ширина 20-24 м), к-рые продолжались от ворот к северу, были украшены в нижней части символами богини Иштар, изображениями львов, и розетками. На участке ворот Иштар, к западу от дороги процессий, по обе стороны городской стены, стояли 2 дворца Навуходоносора II - юж. и сев. Главный юж. дворец отделяла от реки цитадель с мощными стенами (построена, согласно надписи, в правление Навуходоносора). Трапециевидный в плане, он состоял из 5 внутренних дворов. На юж. стороне главного двора помещался комплекс для приемов с тронным залом. Вокруг др. дворов стояли царские апартаменты, гарем, адм. и военные здания. Во дворце сохранилось много надписей: на кирпиче эпохи Навуходоносора сохранились надписи названий дворцов и храмов, а в кладку вставляли особые глиняные таблички с указаниями последующим правителям обновлять постройки. С юж. дворцом связана история открытия висячих садов, к-рые покоились на высоких каменных уступах, державших грунт с экзотическими растениями. Когда в его северо-вост. углу было расчищено 14 сводчатых подземных помещений с необычно толстыми стенами и шахтой, нем. ученые решили, что это сооружение для механического подъема воды на большую высоту, и объявили, что нашли основание знаменитых садов, названных Геродотом в числе 7 чудес света. Ранняя греч. традиция приписывала их сооружение царице Семирамиде, а эллинистический историк Берос - Навуходоносору II, якобы построившему их для одной из своих жен как напоминание о ее родных местах в горной Мидии. Однако и план здания, и найденные в нем таблички с перечислением выдаваемых продуктов свидетельствуют о том, что оно служило хранилищем. Висячие сады могли помещаться на террасах цитадели или зиккурата.

http://pravenc.ru/text/153803.html

Полезно будет сравнить библейский закон с другими сводами законов, составленными в народах, которые были соседями Израиля во втором и первом тысячелетии до н. э.. Наиболее существенными, в порядке древности, являются: 1 . Кодекс Ур-намму, названный в честь первого царя третьей династии Ура (около 2100–2000 гг. до н. э.). Это первый известный сборник законов в истории (около 2050 г. до н. э.). Он написан на шумерском языке, но сохранились только его фрагменты, а именно пролог и двадцать девять законов, каждый из которых является казуистическим по форме. 2 . Кодекс Ешнунна (не личное имя, а название города). Он расположен возле современного Багдада и процветал в период между падением Ура и правлением Хаммурапи (1800–1600 гг. до н. э.). Это самые древние законы – всего их шестьдесят один – написанные на вавилонском языке, и относятся они примерно к 1980 г. до н. э. 3 . Свод законов Липит-Иштар, правителя первой династии Исин (около 2000–1900 гг. до н. э.), одного из выдающихся городов-государств, появившихся после падения Ура. Свод состоит из трех основных частей: пролога, законов и эпилога. Он также написан на шумерском языке. Сохранилось, частично либо целиком, тридцать восемь законов, и все они являются казуистическими по форме. Они датируются примерно 1930 годом до н. э.. 4 . Законы Хаммурапи, который был шестым царем первой династии Вавилона, правившим в 1792–1750 гг. до н. э.. Они написаны, так же как и кодекс Ешнунна, на вавилонском языке, и это наиболее известный из небиблейских сборников законов. Так же как и Липит-Иштар, он имеет тройственную структуру: пролог – законы – эпилог. В этом сборнике насчитывается 282 казуистических закона. 5 . Хеттейские законы, которые не поддаются точной датировке, хотя специалист по хеттейской культуре Гарри Хоффнер-младший считает «вероятным, что первая рецензия хеттейских законов датируется правлением Телипину (1525–1500 гг. до н. э.) 100 . Законы записаны на двух табличках, по 100 законов на каждой. 6 . Среднеассирийские законы сохранились на глиняных табличках. Таблички датируются временем правления ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115–1077 до н. э.), но законы могут предшествовать написанию табличек на три столетия. На 11 различных табличках сохранилось около 116 законов, и опять же в казуистической форме. До некоторой степени незримые в предыдущих сборниках законов, наказания за нарушения часто включают все формы телесных повреждений, например, отрубание носа либо удаление пальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

4:10,14. Проституция. В древней Месопотамии различали проституцию как средство заработка и храмовую проституцию. В обоих случаях в клинописных источниках употребляется термин harimtu (напр., именно harimtu «обучает» Энкиду в эпической поэме о Гильгамеше), но различие определяется социальным положением и целью. Священная проституция в храме была связана с ритуалом священного бракосочетания, который гарантировал плодородие земли. Жрицы любви занимали разное положение: от самого высокого, которое отражало статус богини Иштар/Инанны (считалось, что такую жрицу каждую ночь «посещает» бог Мардук), до членов закрытого женского ордена (наподобие монастырского) и более свободных личностей, naditu, которые могли владеть собственностью, заниматься бизнесом и даже выходить замуж. Тот факт, что блудницы стремились находиться ближе к храмам, можно объяснить теми же соображениями, какими объясняется их нахождение в тавернах и у городских ворот, где оживленная городская жизнь давала им больше возможностей для заработка. И обычные, и храмовые блудницы принимали плату, но считалось, что последние обязаны жертвовать ее богам. Кроме того, существует различие между «священной» и «культовой» проституцией. «Священная» проституция была связана непосредственно с храмом. Доходы храмовых блудниц могли использоваться на поддержание храма, при этом они не имели официального статуса жриц. Смысл «культовой» проституции был в том, чтобы обеспечить плодородие земли через сексуальный ритуал. Можно также провести различие между культовыми/священными блудницами, для которых это не было ремеслом (напр., блудница в Быт. 38 ), и профессиональными священными/культовыми блудницами (как в 4Цар. 23:7 ). Данные о культовой проституции в Древнем Израиле и в других районах Ближнего Востока не позволяют нарисовать ее полную картину. В хананейских текстах блудницы упоминаются среди храмового персонала, а в аккадской литературе к блудницам причисляются те, кто посвятил себя такого рода служению в храме. Кроме того, поскольку многие женщины не располагали личным имуществом, единственным способом заработать деньги, чтобы расплатиться с долгами, оказывалась проституция. Запрет на принесение в храм заработка блудницы можно истолковать как противодействие практике, существовавшей, например, в нововавилонский период в храме Иштар, служители которого заставляли женщин своей общины зарабатывать проституцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Да будут они уничтожены; пусть я, я укрепляюсь! О бог огня, могущественный, самый высший из богов… Ты, ты – мой бог; ты, ты – мой господин; Ты, ты – мой судия; ты, ты – мой спаситель; Ты, ты – мой мститель. Сходства подобного рода и привели, без сомнения ассириолога и критика Поля Гаупта к таким заключениями беззастенчивого радикализма: «Я установил, что большинство еврейских псалмов принадлежит к эпохе Маккавеев (170–70 годы до И. X.). Я не нашел ни одного псалма, датированного до эпохи плена. Прототипами гимнов, содержащихся в еврейской книге псалмов, являются гимны и покаянные псалмы клинообразных текстов» (American Journal of Semitic Languages and Literatures, t. XXI, Oct. 1904–juil. 1905, p. 137). Таким образом, кроме Песни Деворы, которую критики единогласно признают одним из древнейших отрывков еврейской литературы – противоположное суждение Морица Верна не имеет никакого значения – израильтяне не имели в продолжение веков ни одного священного песнопения! Очень поздно, после эпохи пророков для того, чтобы научиться петь хвалы Ягве, они поступили в школу вавилонян! Нужно указать на гимн Иштар, по мнению Ястрова «может быть, самый лучший образец, этих покаянных псалмов». Это – длинный текст 113 строк (включая сюда колофон или аттестат переписчика, находящийся в конце), великолепно сохранившийся, отличающийся высочайшей религиозной поэзией. Он принадлежит к серии, носящей заглавие: «Молитвы с воздеванием рук». I. 1–2. Я тебя прошу, повелительница из повелительниц, богиня из богинь! Иштар, царица всех народов, правительница людей!… I. 15–17. Где не (знают) твое имя? Где не (исполняют) твои повеления? Где не возвеличена ты? Где не прославляема ты? —373— I. 40.–47. Там, куда ты смотришь, оживает мертвый, встает больной: I. 41. Хорошо чувствует себя тот, кто был болен, видя твое лицо! Я взываю к тебе, вздыхая, стеная, страдая, твой слуга! Посмотри на меня, о моя повелительница, прими мое моление; На самом деле обрати ко мне твои сострадательные глаза, услышь мою молитву!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот враг, вероятно, и есть сам Гильгамеш, потому что во второй плитке он является уже жестоким владетелем города, жители которого умоляют богиню Аруру избавить их от притеснений Гильгамеша, этого непобедимого богатыря. Богиня творит косматое чудовище Еабани – полу-человека, полу-быка – и посылает его против Гильгамеша. Но Гильгамеш, при посредстве Ухату, прислужницы богини Иштар, укрощает дикого Еабани, и последний делается преданнейшим другом Гильгамеша. Пользуясь покровительством и помощью бога солнца – Шамаша, друзья – Гильгамеш и Еабани – одерживают блестящую победу и убивают свирепого царя Хумбаба, поселившегося в лесу из кипарисов и кедров и угрожавшего войной Уруху: после этого Гильгамеш провозглашается царем. Слава и могущество Гильгамеша привлекают к нему особенную благосклонность богини Иштар, которая предлагает герою разделить с ней супружескую любовь. Гильгамеш отвергает любовь богини и указывает на ее коварство с прежними ее возлюбленными, чем возбуждает против себя страшный гнев богини. Последняя обращается с просьбой о мщении к своему отцу, богу Ану, который посылает против Гильгамеша чудовищного быка; Гильгамеш с помощью Еабани убивает быка и приносит его в жертву своему покровителю – богу Шамашу. Но мщение богини продолжается; жертвой его делается Еабани, который, будучи ранен, умирает на руках друга. Сам Гильгамеш, полубезумный от горя, страдает и физически, так как тело его покрывается страшной болезнью, вероятно, проказой. Гильгамеш решается искать себе исцеления от болезни и бессмертия. Он узнает, что где-то далеко – «у устья рек», «по ту сторону мертвых вод» – есть остров, на котором живет последний из десяти до-потопных царей – Пир Напистим, получивший от богов бессмертие. К этому-то последнему и идет Гильгамеш, преодолевая в своем путешествии всевозможные препятствия. Вероятно, ко времени этого путешествия относится и борьба Гильгамеша со львом, изображение которой неоднократно встречается на памятниках. Стражи солнца, оберегающие его восхождение и захождение, люди-скорпионы (муж и жена), сочувственно относятся к Гильгамешу; они открывают ему ворота, ведущие к мертвым водам и блаженному острову; провожают его своими наставлениями и предостережениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пастырь. В древности на Ближнем Востоке боги и цари часто изображались как пастыри своего народа. Подобно овцам, которые полностью зависят от заботы своего пастыря, люди зависели от царя и богов. Шамаш, месопотамский бог солнца и правосудия, восхвалялся как пастырь всех, кто находится внизу. Египетский бог солнца Амон также изображался как пастырь, выводящий свои стада. Щит. В Псалтири почти во всех случаях, где Бог назван щитом или защитником, говорится (magen) – небольшом щите, применявшемся в рукопашном бою, и только в Пс.5:12 упомянут (sinna) – длинный щит, закрывавший всё тело и применявшийся во время осады городов. Метафора божества как щита широко использовалась на древнем Ближнем Востоке. Например, в пророческих оракулах, данных ассирийскому царю Асархаддону, богиня Иштар обещает, что будет для него щитом. Как богиня войны, Иштар известна также под именем «госпожа щита», а одним из названий её планеты, Венеры, в аккадском языке было слово aritu, «щит». Скала. Этот божественный титул обозначается в древнееврейском языке двумя близкими по значению словами: (sela‘) и (ur, в LXX оно обычно переводится словом «Бог»). У народов, окружавших Израиль, этот титул не встречается, но он являлся элементом в теофорных (т. е. содержащих имя божества) личных именах арамеев и аморреев. Скала может лежать в основании здания, служить защитой или местом отдыха, быть неприступной и неколебимой. Все эти качества сделали скалу метафорой, используемой для описания Бога. Твердыня, прибежище. Эта метафора передаётся тремя древнееврейскими словами: (misgav), (ma‘oz) и (m e ura). Диапазон значений этих слов варьирует от природных убежищ (скалы или пещеры) до фортификационных сооружений – крепости, укреплённого города и даже цитадели внутри города. В одном ассирийском тексте царь уподобляется крепости для своего народа. Рог. В древней ближневосточной иконографии лучи или рога на коронах богов символизировали силу; они были связаны с божественной «славой», исходившей от бога, особенно от его головы или короны. Например, о шумерском боге Энлиле говорится, что «его рога сияют, как солнечные лучи». Обычно боги и цари Месопотамии увенчивались коронами с выступающими рогами. В Псалтири Бог назван рогом только один раз – в Пс.17:3 («рог спасения моего»). Виды псалмов

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

342 Геродот, II, 46. Лев. 18:3 ; „По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте“, говорит законодатель, который ниже и перечисляет эти «дела», среди которых указывается (ст. 22 и 23) грубое скотоложство и кровосмешение всякого рода. 345 Считаем нужным заметить, что наш главный руководитель в изложении рассматриваемого предмета, Гейки, держится одного взгляда с Бругшем, и потому вся история пребывания израильтян в Египте у него хронологически принимает совершенно иной характеру чем в каком она излагается здесь. Мы имеем достаточные основания в подтверждение своего взгляда, и потому находим возможным, независимо от Гейки, проводить тот взгляд, который высказан был нами в одной из прежних статей по излагаемому предмету. См. „Христианское Чтение“ 1878 года, 7 и 8, ст. „Библия и новейшие открытия в области Иероглифических надписей на памятниках древнего Египта“, где конспективно изложены теперь подробно рассматриваемые предметы. 346 Maspero, Du genre épistolaire chez les anciens Egyptiens. Lenormant, Manuel de l " histoire ancienne de l’Orient, vol. I, p. 423. 347 Nassau Senior, Journal in Egypt, 1856. Stephen, Incidents and travel in Egypt, New- York. 1838, vol. I, p. 22. 354 В благодарное воспоминание об этом Моиссей увековечил имена двух главных повивальных бабок, именно Шифры и Фуи ( Ucx. I:15 ). Имена эти чисто египетские и встречаются в иероглифических надписях под формой Шепмау и Пуе. 355 На одной из таблиц царской библиотеки в Халдей рассказывается следующая автобиография Саргона I: „Я Саргон, великий царь, царь Аганы. Моя мать была из рода владетелей земли, но я не знал моего отца. Я тайно был рожден в городе Атцупирапи, на берегах Евфрата. Мать моя положила меня в тростниковую корзинку, обмазанную смолою, и опустила меня в реку, и вода не могла проникнуть ко мне. Меня принесло к жилищу Акки, водоносца. и он в доброте своего сердца вынул меня из воды и воспитал меня, как своего собственного сына. После сего он поставил меня садовником, и Иштар дала мне благословение, и спустя годы я сделался царем“. Smith, Chaldaean Genesis, р. 299. Иштар – ассирийская Венера, Астарта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010