На пути из Иерусалима в Вифлеем был основан Илии пророка монастырь , главной святыней к-рого являлся камень, сохранивший отпечаток тела пророка, спавшего на нем. Два мон-ря во имя И. (Хирбат-Мафджар и Телль-Мафджар) были основаны в 465 г. свт. Илией I(II) , патриархом Иерусалимским. Они были расположены рядом с дорогой, соединяющей Иерихон и монастырь Дайр-Хаджала ( Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archeology in the Holy Land: New Discoveries/Ed. G. C. Bottini et al. Jerusalem, 1990. P. 22-23). Мон-рь, посвященный И., упомянут в надписи 576 г., обнаруженной археологами в 1977 г. при раскопках церкви в мест. Кисуфим, в 15 км от Газы (NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 876-878). Неизвестно, принадлежала ли церковь монастырю, но, судя по тексту надписи, он располагался поблизости. Прор. Илия. Фрагмент фрески. X-XI вв. (Византийский музей, Афины) Прор. Илия. Фрагмент фрески. X-XI вв. (Византийский музей, Афины) Довольно быстро культ И. распространился за пределы Палестины. По эпиграфическим надписям известно, что жители сир. г. Зорава (ныне Изра) в 542 г. построили ц. прор. И. В Сирии еще до появления там христианства И. благодаря иудейским легендам считался неким таинственным полуангелом-получеловеком, имеющим крылья. Он прилетал на помощь тем, кто к нему обратился. С распространением христианства в Римской империи культы бога солнца Гелиоса, громовержца Зевса и Аполлона-Феба трансформировались в почитание И. Этому способствовали как сходство имен Гелиоса и И. (Ηλιος и Ηλας), так и обстоятельства биографии библейского пророка: ниспослание дождя и восхождение на небо на огненной колеснице. Древнейшие изображения вознесения И. на раннехрист. саркофагах близки к изображениям колесницы Феба. Считалось, что И. обитает на горных вершинах, поэтому построенные там церкви обычно освящались во имя пророка. Это представление объясняют влиянием культа «приносящего дожди» Зевса (Υτιος Ζες), к-рому поклонялись на вершинах гор в пик июльской жары, что совпадало с днем памяти И. 20 июля (напр., на вершине Пелиона (ныне Пилио), по свидетельству Дикеарха, философа-перипатетика, географа и историка (III-IV вв. до Р. Х.)). Ему молились о дожде, об урожае и о защите от удара молнии. Считали, что раскаты грома происходят от колесницы пророка, а землетрясения вызваны его гневом. День памяти И. совпадает с самыми жаркими летними днями. По погоде, которая случится в этот праздник, делали заключение о буд. зиме: если 20 июля в полдень небо будет ясным, то зима будет мягкой, если будет покрыто облаками - суровой. В ряде регионов Греции (особенно на Пелопоннесе) вечером в канун праздника разжигали костры, девушки гадали о женихах (Аттика, Ахайя), совершались обряды долголетия: старики бросали со скалы камни по числу своих лет (Этолия). Также считалось, что И. преследует ламий - чудовищ в жен. образе, вредящих посевам.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В честь бесстрашных защитников Шипкинского перевала на самой его вершине, традиционно носившей имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, был воздвигнут сей величественный монумент, где погребены останки погибших здесь солдат русской армии и болгарских ополченцев. Находясь на этом священном месте, нельзя не ощутить особого благоговения и не проникнуться сознанием непреходящего исторического значения подвига защитников Шипки. Да будет вечной их светлая память! Молюсь ныне и о том, чтобы с особой силой проявившаяся 140 лет назад многовековая духовная связь между нашими народами оставалась нерушимой на все времена и находила выражение в братском единомыслии и готовности прилагать усилия во имя укрепления единства Святого Православия, сохранения христианских ценностей и отеческих православных традиций. Все вас сердечно приветствую с этой замечательной годовщиной и прекрасным праздником для болгарского и русского народа. Аминь». Далее прозвучало выступление мэра общины г. Казанлык Галины Стояновой. Затем к участникам мероприятия обратился Президент Болгарии Румен Радев. «Шипка это капитал исторического достоинства, который несколько тысяч доблестных воинов завещали нам, потомкам, и который мы не должны утратить», сказал Румен Радев. «Под снегом в земле на вершине святого Николая, Околчице, Орлином гнезде и других окопных редутах покоятся останки погибших воинов, и 140 лет спустя трудно определить, какие из них болгарские, а какие русские. На этих костях, на русской и болгарской боевой славе, построен фундамент болгарской свободы. Сегодня мы собрались на этой вершине, чтобы поклониться героям болгарской свободы и отдать дань уважения нашему общему прошлому», подчеркнул Президент Болгарии. «На протяжении многих лет в августовскую жару и мартовскую пургу вы были здесь даже тогда, когда здесь не было политиков, потому что знали, что вашим присутствием, вашей памятью укрепляется историческая истина», обратился Президент к сотням граждан, которые пришли на памятное место к вершине Шипки. «Вы, дорогие сограждане, молодые и старые, были ополченцами исторической правды, которые не допустили поругания и низвержения исторической истины. К вам обращаю я свою человеческую благодарность», сказал также Румен Радев.

http://patriarchia.ru/db/text/5156047.ht...

Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних Паломник посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем «Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.» также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии. «Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»» В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря (μσναι δυο) в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями (λλογωσσψ υμνψ), и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов (λατιων μοναστων), а на правой стороне наши назореи освящаемые (οι χαθ ημαζ ναξηαιοι) освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Вне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых»

http://pravmir.ru/svyataya-gora-favor-me...

Находящийся в хорошем состоянии, крепкий и надежный, без всякой видимой причины в 2010 году по благословению священноначалия Великой Лавры старинный русский храм был разобран, а фундамент взорван. Место от старой церкви было зачищено до самого основания. Строительство же нового храма затянулось на 5 лет. Бойко работавшие кирками и динамитом " строители " вообще бездействовали в течении 3,5 лет после разрушения ветхого храма. На его месте зиял глубокий котлован. Каждый год, посещая Афон, поднимаясь на его вершину, и стоя на краю этого котлована, я вспоминал евангельскую притчу о безрассудном богаче, разрушившем ветхую житницу прежде построения новой (Лк. 12, Но в 2015 году, видимо, " опасность " , что к делу вновь подключатся русские доброделатели, понудила греков изыскать все-таки средства для продолжения и завершения начатых работ. По замыслу архитекторов новый храм из железо-бетонных конструкций должен быть выше самого пика вершины с крестом... Столетиями традиционно на вершине Афона на праздник Преображения Господня всегда неотменно совершалась Божественная Литургия. Однако в последние годы служение на праздник Литургии, из-за строительных работ, отменено. Совершение богослужений перенесено с вершины пониже, в параклис келлии «Панагия», что в 700 метрах пути от вершины. Сюда были перенесены из прежнего храма на Вершине и вся церковная утварь и облачения, необходимые для служения Литургии. Конечно, прежний храм был маловат, возможно даже недостаточно эффектен с точки зрения архитектурного дизайна. Но было ли это достаточным основанием для тотальной зачистки ветхой, но еще не аварийной старинной церкви (прямо-таки, большевистским методом!) и развертывания поистине грандиозных и дорогостоящих работ в трудных условиях на высоте 2033 метров в период экономического кризиса в Греции и Евросоюзе? К сожалению, следует констатировать, что последнее время на Афоне наблюдается тенденция к подмене всего, что связано с русским именем. P.S.: Несмотря на то, какое огромное значение имеет Святая Гора Афон для духовной культуры русского человека, храм Преображения Господня на вершине Афона, в отличие от других святых мест Православия, всего лишь однажды стал предметом живописного изображения в работе известного русского художника Павла Рыженко " 9-е мая " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2642

2017/08/25, 00:31:20 Судьба русского храма Преображения на вершине Афона Арсений Тарасов, 21.08.2017 В настоящее время на вершине Святой Горы Афон по благословению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория, строится новый храм во имя Преображения Господня. Но в этой статье речь пойдет не о нем. Весной 2010 я с группой паломников, которую возглавлял русский священник, совершил восхождение на вершину Афона и застал еще старый Преображенский храм. Мы все видели подготовку к строительным работам, но нам и в голову не могло прийти, что в результате этих работ прекратит свое существование маленькая намоленная благодатная церковь. Мы и подумать не могли, что молитва наша в том храме была последней. В следующем году я вновь поднялся на вершину; сердце мое буквально оборвалось, когда на месте старой церкви я увидел зияющий глубокий котлован. . . Небольшой беломраморный храм Преображения Господня был воздвигнут в 90-х годах XIX века по инициативе Вселенского Патриарха Иоакима ΙΙΙ иждивением Русского Пантелеимонова монастыря, вместо разрушившегося в результате землетрясения древнего храма, также посвященного Преображению. Патриарх Иоаким проживал на Святой Горе с 1889 года после своей отставки 30 марта 1884 года. Святейший владыка часто посещал Пантелеимонов монастырь, симпатизируя порядку, установленному в нем в духе монашеского святоотеческого общежития. Патриарх Иоаким с глубоким и неподдельным уважением относился к Игуменам Руссика Схи-Архимандритам Макарию (Сушкину) и Андрею (Веревкину). Нередко он ставил в пример подвижническое устроение Русского монастыря грекам. В лице священноначалия Пантелеимоновой обители Патриарх Иоаким нашел поддержку в идее строительства храма на вершине Святой Горы, который он сам и освятил 6 августа 1896 года. Спустя год на самом пике Афона был установлен русскими паломниками 3-х метровый поклонный крест. На протяжении 124 лет в этой церкви совершали молебны и богослужения тысячи паломников со всего Православного мира, уединялись для молитвы насельники Святой Горы, желая почерпнуть благодатную помощь и просвещение свыше. На престоле алтаря был русский антиминс 1742 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2642

ПЕРВОЕ КЛЕЙМО Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре изображен сам монастырь со Спасо-Преображенским собором, построенным в середине XVI века. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для “штрафных”, обычно умиравших от невыносимых условий. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Сооружение храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Именно поэтому доброе желание Петра было безумно. Останься он, и по его мольбе Христос на вершине горы — и не было бы чуда у подножия Фавора. И не было бы таинства спасения на вершине Голгофы… На древних иконах Преображения, о которых я уже упоминал, есть проповедь об этом, самом главном в христианстве. Христос на них трижды изображается стоящим на одной и той же горе. Слева Он подводит апостолов к вершине, рукой приглашая их к подъему. Это понятно: чтобы увидеть Бога, надо приложить труд, взойти, как говорится в одном церковном песнопении, “на гору высоку добродетелей”. Затем, в центре — миг самого Преображения. А в правой части иконы уже в третий раз мы встречаем Христа, и обращаем внимание на Его приглашающий жест — на этот раз призывающий к спуску. На Фаворе нельзя оставаться не потому, что — трудно, а потому что Бог не разрешает. От средних веков дошел к нам простой совет: если в молитве твой дух вознесен даже до третьего неба и ты видишь самого Творца, а в это время к тебе здесь, на земле, подойдет нищий и попросит накормить его — для твоей души полезней отвернуться от Бога и приготовить похлебку… “Бывает, — приоткрывает мир своего сердечного опыта преподобный Иоанн Лествичник , — что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы”. На заре православного монашества преподобный Макарий Египетский предупреждает пылких учеников: “Совершенная мера духовного созерцания потому и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях”. И на этой иконе Христос посылает своих учеников в мир — на преображение мира… В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет — и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег — но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце — но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания — но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Именно поэтому доброе желание Петра было безумно. Останься он, и по его мольбе Христос на вершине горы - и не было бы чуда у подножия Фавора. И не было бы таинства спасения на вершине Голгофы... На древних иконах Преображения, о которых я уже упоминал, есть проповедь об этом, самом главном в христианстве. Христос на них трижды изображается стоящим на одной и той же горе. Слева Он подводит апостолов к вершине, рукой приглашая их к подъему. Это понятно: чтобы увидеть Бога, надо приложить труд, взойти, как говорится в одном церковном песнопении, " на гору высоку добродетелей " . Затем, в центре - миг самого Преображения. А в правой части иконы уже в третий раз мы встречаем Христа, и обращаем внимание на Его приглашающий жест - на этот раз призывающий к спуску. На Фаворе нельзя оставаться не потому, что - трудно, а потому что Бог не разрешает. От средних веков дошел к нам простой совет: если в молитве твой дух вознесен даже до третьего неба и ты видишь самого Творца, а в это время к тебе здесь, на земле, подойдет нищий и попросит накормить его - для твоей души полезней отвернуться от Бога и приготовить похлебку... " Бывает, - приоткрывает мир своего сердечного опыта преподобный Иоанн Лествичник, - что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы " . На заре православного монашества преподобный Макарий Египетский предупреждает пылких учеников: " Совершенная мера духовного созерцания потому и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях " . И на этой иконе Христос посылает своих учеников в мир - на преображение мира... В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет - и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег - но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце - но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания - но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Какие " ключи " к замыслу художника можно найти в этой картине, где изображен только Христос и вроде не за что " зацепиться " ? Помимо Спасителя на картине изображены камни. Христос называет Себя " камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла " (Мф. 21:42), а Своего ближайшего ученика Симона - именем Петр, " камень " : " Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою " (Мф. 16:18): Церковь строится на двух краеугольных камнях - это Бог и человек. Христос сидит на вершине горы, видно, что за Ним обрыв. В Ветхом Завете гора - это место пребывания Бога. Господь часто является на вершине горы: Моисею на вершине горы Синай вручает скрижали с десятью заповедями, новозаветные заповеди тоже даются на вершине горы - недаром они называются Нагорной проповедью. Один из камней похож на голову гигантской змеи, другой как бы обтесан - возможно, он намекает на камень, которым был закрыт вход в Гроб Господень. Впереди камень, который практически повторяет очертания фигуры Спасителя. Возможно, камень-змея - намек на присутствие диавола, как и камень, повторяющий очертания фигуры Христа: диавола называют " обезьяной Бога " , он стремится Богу подражать. Камень странный: он каплевидной формы, стоит вертикально, но если такой камень реально попытаться поставить, он упадет. Христос практически смотрит на него. Что это может значить? Есть несколько правдоподобны версий о том, что он символизирует. Он похож на семечко, в этом есть смысл: вера человека похоже на зерно, которое может прорасти, если попадет на плодородную землю. Но это семя не проросло, оно попало на гору и окаменело. Оно может символизировать человеческое сердце, которое не реализовало потенциал веры. В книге пророка Иезекииля есть слова: " Возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное " (Иез. 36:26). Христос приходит на землю, чтобы наши каменные сердца оживить. Еще одна версия - камень похож на наконечник копья. Копие, которое используется за богослужением, примерно такой же формы. В этом тоже есть смысл: мы знаем, что точку в жизни Спасителя поставил удар копьем, который нанес римский воин в сердце. То есть Христос знает, как закончит Свои земные дни, но это Его не останавливает: Он все равно выходит на проповедь.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Храм Преображения – непростой храм. По преданию, на вершине Афона находился идол Аполлона. Он рухнул, когда на Афонскую землю ступила нога Пресвятой Богородицы. На месте языческого капища и был построен храм самим преподобным Афанасием Афонским в 965 году. Он перестраивался и обновлялся неоднократно, в том числе, в 1895 году Патриархом Константинопольским, Иоакимом III. Молитвы всего Афона восходят к небу, поднимаясь к вершине горы, к этому маленькому храму Преображения, который предстоит как бы перед самим престолом Господа. Этот храм необычен ещё и тем, что, по преданию, именно здесь перед концом света совершится самая последняя Литургия. Когда пучина страстей и людской грязи захлестнёт всю нашу бедную землю, этот храм на вершине удела Божией Матери останется последним местом, где афонские монахи вознесут свои молитвы Богу: Господи помилуй - «Кирие элейсон!» И, может быть, эта последняя, отчаянная молитва будет той самой молитвой десяти праведников, которая оставит нам надежду ниневитян. Пока мы обсуждали предстоящий подъём, к нашему разговору прислушивался мужчина лет сорока пяти, сидевший за соседним столиком. Наконец он подошёл к нам, представился и попросил разрешения присоединиться к нашей группе и вместе с нами подняться на вершину Афона. Это был русский турист, по виду крепкий и спортивный. Характер у него оказался очень живым, общительным, ему было всё равно, куда идти или ехать, а услышав наш разговор, он загорелся и стал проситься с нами. Я подумал о том, что мы морально готовились к такому подъёму, брали благословение, молились, а для него это просто случайность. Но решили не отказывать просящему, тем более, что в одиночку на вершину подниматься нельзя. Мы согласились взять его с собой, правда, предупредили, что это не просто спортивная прогулка. Он весело улыбнулся в ответ на наши слова, и мы подумали, что такое легкомысленное отношение к восхождению на вершину Святой Горы может быть опасным для него. К сожалению, интуиция нас не подвела. Дорога к вершине

http://pravoslavie.ru/54942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010