Особенно яркое явление провинциального барокко - наивные скульптуры т. н. шакшерской школы, сложившейся, очевидно, в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в неск. поселениях около Чердыни. Произведения этой школы отличаются разнообразием жанров, камерностью форм, повторяемостью приемов. Особые, словно гофрированные складки одежд делают скульптуры своеобразными и узнаваемыми. Повторяемость схем и приемов говорит о «новой волне» в изготовлении деревянной скульптуры именно в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда в П. к. развернулось строительство церквей и новых храмовых комплексов. Этот процесс, безусловно, связан и с развитием горной промышленности Прикамья. Шакшерская школа - яркий образец создания «массовой» пластики, отличающейся явной универсализацией таких изобразительных средств, как небольшие размеры, сложные, пространственно развернутые композиции, плоские «аппликативные» формы с однородной, словно гофрированной, фактурой. Обильные складки драпировок укладываются в ровные блоки. Стереотипными становятся лики: удлиненные, с большими глазами и овальными чуть обвисающими щеками. Застывают и схематизируются когда-то бурные жесты. Кажется, что на барочные формы накладываются традиц. схемы жесткого иконного построения. Наиболее характерными произведениями шакшерской школы можно считать 2 композиции Страстного цикла: «Снятие с Креста» и «Положение во Гроб», происходящие из церкви с. Н. Шакшер (Чердынский р-н) и представляющие собой части крупного комплекса. Небольшие отдельно вырезанные фигуры расставлены на «поземе» в неск. планах, создающих иллюзию неглубокой пространственной зоны. При всем явном стремлении к пространственному и «сценическому» развитию, обе композиции имеют иконную симметрию, ярусность и центричность. Иконоподобно строятся в шакшерской школе многочисленные «Распятия, с предстоящими», напр. из дер. Толстик (Соликамский р-н): фигуры святых по законам иконного построения подчеркнуто плоскостны и графичны. Схематичность резьбы, лишающая скульптуру внешней подвижности, увеличивает ее внутреннюю энергию. Глубокой скорбью наполнены образы святых из композиций на тему Страстей Господних: огромные трагические глаза Христа в скульптуре из с. Редикор (Чердынский р-н), стремительное движение Христа в сцене «Моление о Чаше» из с. Коса.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.). В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553). Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

Большинство иллюстрированных рукописей А. датируются периодом IX-XIV вв. Древнейшими образцами искусства миниатюры и каллиграфии являются пурпурный золотописьменный Бератский кодекс Евангелия, написанный уставом (X-XI вв. Центральный архив. Тирана) и 2 Авлонских кодекса (кон. XI - нач. XII в.), стилем миниатюр напоминающие произведения К-поля X в. Глубокое влияние на икону и фреску А. оказали визант. стили (эпохи Македонской династии, IX-XI вв., и особенно палеологовского возрождения XIII-XV вв.), хотя в Сев. Албании можно отметить и воздействие западноевроп. живописи. Древнейшие визант. переносные иконы в А. относятся к XII-XIV вв. Наиболее известными считаются образы Богоматери Одигитрии Борийской (Мборья Корчинская) и Архангела Михаила Борийского (Мборья, XIV в.). Визант. фрески XII в. сохранились, напр., в пещерах Властойне, Летми возле Калмети. XIII и XIV века оставили замечательные росписи: соборов мон-рей Пресв. Богородицы в Аполлонии и Спасителя в Рубику 1272 г. (восточнее Лежи), храмов в Вау-и-Дейесе, замка в Берате. в экзонартексе церкви мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии изображен семейный портрет Михаила VIII Палеолога, Феодоры и Михаила IX, предстоящих Богоматери с моделью церкви в руках (кон. XIII в.). В трапезной этого же мон-ря представлена роспись кон. XIII - нач. XIV в., к-рая выполнена на высоком художественном уровне и обнаруживает как сильное тяготение к классическим образцам (напр., композиция «Моление о чаше»), так и связь со школой Дурреса. Большой интерес представляют многослойные росписи XIV в. в пещерном храме Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа, ц. Пресв. Богородицы в Голобоко близ Безмишти и др., выполненные серб. мастерами, работавшими в визант. стиле (см. разделы по искусству в статьях Сербия , Македония , Византия ). Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Скульптура визант. периода в А. ограничена рельефами с изображениями животных (реальных и фантастических), геральдических символов и проч. на фасадах и во внутреннем убранстве церквей и в интерьерах дворцов, напр. мраморный рельеф с эмблемой Арбрийского княжества (XII в. Музей археологии. Тирана), резной по камню герб рода Топия (XIV в. Музей археологии и этнографии. Тирана). C XIV в. развивается искусство изготовления резных иконостасов (ц. Пресв. Богородицы на Мали-Граде).

http://pravenc.ru/text/64028.html

1-8). В конхе помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне с 2 припадающими ангелами, ниже - «Причащение апостолов», фланкируемое по сторонам парами пророков, что нередко изображается в алтарях груз. церквей (напр., в Атени Сиони , 1060-1068 или 90-е гг. XI в.- Ibid. P. 55). Ниже находятся ниши, где помещены фигуры святителей из «Службы св. отцов», за ними - св. диаконы Стефан и Роман (последний особо почитается в Грузии). Над горним местом, заменяя изображение Жертвы, помещен образ Христа «Спас Недреманное Око», встречающийся в таком контексте только в Грузии (ср. в Кинцвиси , рубеж XII и XIII вв., Мартвили и Цаленджихе , 2-я пол. XIV в., Набахтеви, нач. XV в.). В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом 3-ликой Софии, Премудрости Божией, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресв. Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает вост. часть наоса и включает композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресв. Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и прав. Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресв. Богородицы». К нему примыкают расположенные в зап. части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Зап. стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение прав. Марии Египетской» и «Пир Ирода». В зап. части храма (на сев. стене в сев.-зап. компартименте и сев. простенке зап. рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесенные со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трех ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в юж. части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста ( Velmans. 1977. P. 152). Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Небольшая икона Нерукотворного образа Спасителя (кон. XVII - нач. XVIII в.) того же извода, что и иконы из Оружейной палаты письма Симона Ушакова. После перестройки Преображенской ц. в 1714 г. был обновлен и ее иконостас (разобран с началом масштабной архитектурной реставрации в 70-х гг. XX в.; иконы и декоративные элементы золоченой рамы хранятся в фондах музея-заповедника «Кижи», см.: Гурвич. 1980. С. 4-6; Фролова. 2006. Кат. 28-52. С. 18-28, 36-40, 70-94). Он стал самым крупным резным иконостасом в Олонецкой губ. и состоял более чем из 100 икон деисусного, праздничного, пророческого чинов и местного ряда (3-частная икона с композициями «Лоно Авраамово», «Рай насажденный», «Плачемся и рыдаем», по размеру и сюжетам повторяющая тип декорации диаконских врат). Наиболее ярко сев. традицию представляют иконы праздников, в к-рых заметно влияние столичных образцов, усвоение западноевроп. элементов (прежде всего в изображении архитектуры) в сочетании с характерным местным светлым, ярким колоритом. Под влиянием произведений мастеров Оружейной палаты, напр. царских изографов Г. Т. Зиновьева или Ф. Ф. Ухтомского, был создан местный образ свт. Николая Чудотворца с 24 клеймами жития; мастер попытался воспроизвести золотые узорчатые ткани в облачении святителя. Лик святого с его пластичной живописью личного более характерен для «живоподобия» мастеров Оружейной палаты. Большая часть икон написана на золоте. Деисусный ряд включал 29 икон с полным апостольским чином; в его состав были введены иконы свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, и еп. Власия Севастийского, почитаемых в крестьянской среде, в т. ч. на Русском Севере, как покровителей сельских работ. По краям ряда располагались иконы 6 преподобных, среди к-рых Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский - древние покровители Новгородской земли, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (их иконы позднее были перемещены в местный ряд) - небесные патроны сев. земель Московской Руси и крупнейшей обители края, а также блгв. кн. Александр Невский и прп. Симеон Столпник (изображен без столпа), очевидно покровители заказчиков или строителей Преображенской ц. Для всех образов характерен монументальный масштаб, притемненное личное письмо, сочетание глухих коричневых, серых тонов и чрезвычайно светлых охр, розовых, красных, синих пигментов в письме доличного. В составе 28 икон праздничного чина можно выделить циклы: Богородичный («Встреча Иоакима и Анны», «Покров»), Страстной («Моление о чаше», «Снятие с креста») и исторический («Воздвижение Креста Господня», композиции I и II Вселенских Соборов). Традиции «живоподобия» мастера использовали в живописи личного достаточно вольно: зеленые тона санкирных притенений сочетались с «подрумянкой» на веках, щеках и губах, создавая эффект переливчатости.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура И. З.- средовека с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд И. З. устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа И. З. подчеркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием И. З. как брата святого, к-рому посвящен мон-рь. Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора правосл. храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения. Иногда образ И. З. встречается в изображениях «Воскресение - Сошествие во ад», как, напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене «Преображение» в визант. традиции X-XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири - ГИМ. Хлуд. 129. Л. 88 об., сер. IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря - Ath. Iver. 1. Fol. 296v, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - И. З. слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе (1) в Гёреме, X в.; композиция «Преображение» на иконе «Деисус и праздники» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

54. Моление о чаше Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV7 – нач. XVI в. Классическая иконография включает изображение молящегося коленопреклоненного Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. В верхнем углу изображается небесный сегмент, из которого «нисходит» ангел. Если в Россанском евангелии мы видим фигуры трех апостолов, то на Софийской таблетке в нижнем регистре сцены – одиннадцать спящих апостолов. Следующий эпизод – «Предание Иуды». Эта сцена может получать различную трактовку, и в зависимости от того, какой эпизод больше акцентируется, складываются различные иконографические типы. 55. Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон Евангелисты сообщают, что при выходе из Гефсиманского сада Христос встретил Иуду Искариота, который стоял в окружении людей, вооруженных мечами и копьями. «Предающий же его дал им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть, возьмите его». Затем Иуда подошел и поцеловал Иисуса, после чего стражники схватили Христа и отвели его к первосвященнику Каиафе ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–50 ; Лк.22:47–54 ; Ин.18:3–12 ). Изображение на миниатюре сирийского евангелия Рабулы (VI в.) является одной из первых попыток воплощения иконографической схемы, которую можно обозначить как «Поцелуй Иуды». В центре композиции изображен Христос, руку которого лобзает Иуда, рядом два стражника берут Иисуса под руки. Уже здесь определилось фронтальное построение композиции. В дальнейшем сложилась схема, согласно которой Иуда обнимает Христа и целует его в щеку, их окружает толпа воинов с копьями и факелами в руках. Например, на новгородской иконе «Земная жизнь Христа» (1-я пол. XV в.), близкой по трактовке сюжета к южнославянским росписям XIII-XIV веков, в центре над головой Христа, как бы поднятый над толпой, изображен воин в развевающемся красном плаще, а в нижней части сцены – Петр, отрезающий ухо рабу Малху. Последний эпизод иллюстрирует слова Евангелия: «Один из бывших с Иисусом, простерши руки, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Róacowa; словен. Ronovenska Mati Boja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий , во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od zaetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravenc.ru/text/182739.html

Скульптуры выполнены с большим мастерством, фигуры удлиненных пропорций изображены в самых разнообразных позах, – начиная со спокойных у пророков и заканчивая сильно проявленным движением у Вседержителя. Маленькие головы, изысканные позы фигур иконостаса стилистически связаны с рельефами на Евангелии, которое передал Калнышевский в храм его родного села Пустовойтовка. Хотя стиль орнаментов барочный, но элементы, из которых он состоит, не рокайлевый, они представляют собой стилизованный акант, что произрастает большими ветвями из нижнего картуша с донаторской надписью и, извиваясь, окутывает медальоны с евангелистами и распятием в центре. Мастер с большой любовью и усердием чеканит не только фигуры или орнаменты, но и архитектурный пейзаж внизу распятия. Там можно увидеть высокую стену, окружающую город с большими воротами и башней над ней. Из-за оборонительных стен виден дворец с галереей на втором этаже, небольшие дома, покрытые тесом, и несколько церквей с колокольнями. Они увенчаны двухъярусными барочными верхами. Даже гонту мастер не забывает отчеканить на их кровле. Итак, художника увлекал не религиозный сюжет, а декоративная красота, жизненные подробности, и он старался передать их как можно точнее. До Покровской церкви в 1769 г. была сделана... «гробница на средства жителем роменским Иваном Слипенченко с женой своей Екатериной». Она важна тем, что в художественных образах ее воплощены вкусы не только заказчиков или ювелиров - профессионалов, но и обычных жителей Ромен, что не имели титулов и званий. Сейчас эта дарохранительница хранится в Вознесенской церкви. Она решена как архитектурное сооружение, на ее рогах, во всех трех ярусах, помещены фигурки ангелов и избранных святых. В нижней части с четырех сторон размещены рельефы – «Моление о чаше», «Надругательство», «Снятие с креста» и «Воскресение» – главные моменты страстного цикла. Каждый из них решен как жанровая сцена свободной композиции. Техника чеканки свидетельствует о великом мастерстве ювелира. В дарохранительницу в орнаментах наряду с растительными элементами используются и рокайлевые. Мастер так полюбил их, что в отдельных сценах, вместо архитектурного или пейзажного фона, прихотливо компоновал рокайлевые завитки. Даже в «Молении о чаше» деревья и горы вырастают из завитков ракушек.

http://sobory.ru/article/?object=35554

В обрам­лениях высоких прямоугольных окон ис­пользована барочная форма наличников с " ушами " , замковыми камнями в перемыч­ках и фигурными полотенцами под подо­конниками. На колокольне крайне упрощен­ное декоративное оформление, подчерки­вающее напряженную динамику ее объем­ного построения, соответствует принципам ампира, слабо сочетающимся с обликом храма и трапезной. Гладкие нерасчлененные плоскости ярусов завершены лишь антаблементами и аттиками, разделенными примитивно проработанными карнизами. Второй и третий ярусы прорезаны высоки­ми арками звона. В интерьере восьмерик храма, покоящий­ся на тромпах, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, открывавшимся в ныне заложенное отверстие венчающего бараба­на. Перекрытия апсиды и трапезной плос­кие. В нижнем ярусе колокольни крестооб­разное в плане внутреннее пространство, организованное четырьмя мощные пилона­ми, перекрыто сомкнутым сводом с распа­лубками. В толще кладки пилонов устрое­ны небольшие круглые в плане компартименты, в одном из них (северо-западном) установлена винтовая деревянная лестни­ца, ведущая на " звон " . Сохранившаяся в храме и апсиде клее­вая живопись, выполненная в академичес­кой манере, относится ко 2-й пол. 19 века. Пространство перекрытия храма занимает композиция " Отечество " , очевидно, понов­ленная в нач. 20 в. В простенках между окнами восьмерика изображены парные фигуры апостолов, в тромпах — евангели­сты. На боковых стенах четверика компози­ции, посвященные сюжетам христологичес-кого и богородичного циклов, заключены в фигурные обрамления, покрытые гризайльными орнаментами. На южной стене напи­саны: " Преображение " , " Воскресение " и " Воздвижение креста " ; на северной — " Рождество Богородицы " , " Успение " и " Вознесение Богородицы " . Западную стену четверика занимает " Ветхозаветная Трои­ца " . В апсиде на восточной стене помещена традиционная композиция " Моление чаше " . В годы советской власти храм был закрыт и разорён. В настоящее время, стараниями неравнодушных людей, Никольский храм постепенно восстанавливается. Председателем попечительского совета по восстановлению этого храма в селе Сунгурово является народный артист России Олег Митяев. Вся информация о восстановлении храма на сайте прихода: sungurovo.ru

http://sobory.ru/article/?object=02786

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010