В 936 г . преставился свт. Геннадий, епископ Асторгский. Будучи прежде аббатом (настоятелем) монастыря святого Петра в Горах (san Pedro de Montes, см. выше), он восстановил его и активно содействовал возрождению монашеской жизни во всей северо-западной Испании. Он был епископом Асторги в течение 36 лет до приблизительно 931 г ., когда он удалился как простой монах в монастырь святого Петра, где и принял мирную кончину. Свт. Геннадию помогал в его трудах св. Урбан, настоятель монастыря в Пенальбе, в епархии Асторги, который почил в 940 г . Два года спустя около 942 г . преставился св. Ермогий, уроженец Туя в Галисии и основатель монастыря в Лаврухии. Дядя св. Пелагия, он также был схвачен и взят в плен в Кордову, но был отпущен маврами. В конце жизни, он, будучи епископом Туи, удалился в монастырь Рибас де Сил. Преемником свт. Геннадия, о котором мы упоминали выше, стал его прежний ученик, свт. Викентий, который преставился в 950 г . Доказательством того, что в этот период возрождения христианской жизни время мученического подвига еще не закончилось, служат примеры свв. Пелагия, Арсения и Сильвана, иноков, подвизавшихся близ Бургоса в Старой Кастилии, где они почитаются до сих пор. Они были замучены маврами в 950 г ., до своей праведной кончины они подвизались в скиту, ставшим позднее Артанзским монастырем, в котором память их совершается 30 августа. Св. Ерменингельд был монахом в Сальседо близ Туя и способствовал распространению монашества в Испанской и Португальской Галисии вместе с великим португальцем св. Рудесиндом. Он преставился в 953 г . и память ему совершается 5 ноября. Другим преподобным этого периода был св. Амасвинт, монах и настоятель в течение 42 лет монастыря близ Малаги в Андалузии. Память ему празднуется 22 декабря. Св. Петр (928-987), родился в Венеции, был командующим Венецианской флотилии, затем отказался от всего ради подвига иночества и удалился в монастырь Куксы в Пиренеях, где окончил свою жизнь в монашестве. Другой Петр (Мартинес) или Петр Мозонзоский, стал монахом в монастыре Мозонзо в Галисии около 950 г .

http://pravoslavie.ru/1985.html

Около 986 г ., однако, он уже стал настоятелем монастыря св. Мартина в Компостеле в Галисии, затем был возведен в сан архиепископа этого города. Он очень почитается как герой Испанской Реконкисты. Он особенно почитал Матерь Божию. Преставился он около 1000 г . Св. Вирила был настоятелем монастыря Св. Спаса в Лейре в Наварре. Он преставился в 1000 г . Св. Фройлан, также из Галисии, будучи еще юношей, стал монахом, а затем настоятелем монастыря в Мореруеле в Старой Кастилии, а затем епископом Леонским. Он сделал много для восстановления монашеской жизни, вместе со своим помощником (см. ниже), он создавал монастыри для сотен монахов и монахинь в западной Испании. Св. Фройлан преставился в 1006 г . и по традиции восхваляется в Леоне 5 октября, являясь Небесным покровителем Леонской епархии. Св. Фройлану умело помогал св. Аттила (Аттилан) (939 — 1009), бывший прежде монахом и пришедший из Галисии. На Пасху 990 г ., в один день со св. Фройланом, он был рукоположен во епископа Саморы, города к югу от Леона. Память св. Аттилану совершается 5 октября, два дня спустя после церковного празднования его святому другу. Св. Ерменгаудий (на каталонском - Арменгол) был очень деятельным и имевшим истинный монашеский настрой епископом Урхеля в Каталонских Пиренеях с 1010 по 1035 г ., когда он мирно предал свою душу Богу. Память его празднуется 3 ноября. Св. Гилльермо Пенакорадский был монахом в Сатагунском монастыре в Леоне. В 988 г . он бежал от мавров и поселился с другими монахами в Пенакораде, где основал монастырь, ныне носящий его имя. Он преставился в 1042 г . и память ему совершается 20 марта. Св. Атто был сначала монахом и подвизался в Онье в Старой Кастилии, а затем стал епископом и служил в окрестностях Ока-Вальпусты. Он преставился в 1044 г . и память ему совершается 1 июня. Наконец мы подошли к имени св. Касильды (+1050). Она родилась в Толедо и по происхождению была, вероятно мавританкой, но обратилась в Христианство, стала монахиней и подвизалась в Бривьеске близ Бургоса.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 17.02.1612, или 1622, или 1592, каргопольский в честь Успения Божией Матери мон-рь), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших), Власатый, Каргопольский, основатель (возобновитель?) Успенского мон-ря в Каргополе. Сведения об И. содержатся гл. обр. в позднем «Историческом описании» каргопольского Успенского монастыря (ГИМ. Барс. 698. Л. 148 об.-156 об., XIX в.), а также на хранившейся в этой обители памятной доске нач. XIX в. (ныне находится в КИАМЗ (Инв. 200 ДЖ)). В надписи на памятной доске сообщается, что в постриге И. был наречен Ионой, преставился 17 февр. 1612 г., день его тезоименитства - 7 янв. (празднование Собору св. Иоанна Предтечи); погребен «на горе», в 1646 г. над местом его погребения поставили деревянную ц. в честь Успения Божией Матери (списки «Описания о российских святых» называют др. даты преставления святого - 7130 (1622) и 7100 (1592); последняя дата, очевидно, недописана в части десятков и единиц). Согласно «Историческому описанию», И. был основателем Успенской пуст. на окраине Каргополя, на левом берегу Онеги. Агиографы (Н. Озерецковский, К. А. Докучаев-Басков и др.) датировали это событие 1578 г. (Докучаев-Басков отверг предположение еп. Амвросия (Орнатского) об основании Успенского монастыря в XIV в. (ИРИ. Т. 4. С. 354). Однако возможно, что мон-рь, основанный в XIV в., со временем запустел и И. поселился на его месте.) В 1593 г. Успенская пуст. упоминается во вкладной книге каргопольского Преображенского монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) ( Докучаев-Басков. 1890. С. 113). При И. в пустыни не было храма. Сообщение в «Описании о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 244) о том, что И. являлся «трудником в девичьем монастыре», вызывает сомнение, поскольку Успенская пуст. была преобразована в жен. мон-рь в 1649 г. (др. жен. обителей в Каргополе не было). Могила И. находилась в монастырской Успенской ц. Докучаев-Басков (1890. С. 124) указывает, что в 1719 г. в нижнем (Михайловском) храме монастырского каменного Успенского собора «против левого клироса» имелось надгробие И., дальнейшая судьба к-рого неизвестна.

http://pravenc.ru/text/468985.html

В самом начале правления, в 760-м г., ему пришлось столкнуться с местным сепаратизмом галисийцев, или галлеков, и басков, требовавших автономии. Чтобы пресечь эти поползновения, Фруэла вначале взял в заложницы дочь одного из предводителей басков Мунию, а позже женился на ней. Фруэла заложил город Овьедо, который позже стал столицей Астурии. В своей внутренней политике он делал опрометчивые шаги, которые поссорили его с местной знатью и с духовенством. Стремясь ввести в церковную жизнь порядок, сложившийся в Римской Церкви, Фруэла издал указ об обязательном целибате, который распространялся и на уже женатых священников: они принуждены были развестись с женами. В 768-м г. Фруэла Жестокий был убит. Его сын Альфонс был ребенком, и знать Астурии отказалась избрать его королем. Королем стал Аврелио – внук герцога Педро Кантабрийского. При нем были нормализованы взаимоотношения с Аль-Андалусом. Обе стороны были заинтересованы в примирении и упрочении границы, разделяющей два государства. Перемирие подкрепили брачными союзами между невестами из знатных христианских семей и исламскими сановниками Аль-Андалуса. В 774-м г. на престол астурийских королей вступил Сило, выходец из местной знати, женатый на дочери Альфонса Католика Адозинде. Сило продолжал политику предшественника, направленную на примирение с Кордовским эмиратом. Не один раз в Астурии вспыхивали мятежи, особенно опасным было сепаратистское движение в Галисии, – и королю удалось успешно подавить их. После смерти короля Сило в 783-м г. его вдова Адозинда ушла в монастырь, но, пользуясь влиянием, она сумела возвести на королевский престол своего племянника – сына Фруэлы Альфонса II. Будучи человеком юным и неопытным (он родился около 765 г. в основанном его отцом Овьедо), Альфонс не сумел удержаться на троне, которым овладел брат Адозинды Маурегато – сын короля Альфонса Католика и его наложницы арабского происхождения, принявшей христианскую веру. В правление Маурегато Астурию, как и христианскую Церковь Кордовского эмирата, сотрясали споры, вызванные появлением адопционистского учения.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Первый протест поднялся со стороны епископа кордубского Игина, который настроил против секты эмеритского еп. Идация. Этот немедленно выступил на борьбу. Среди последователей нового движения указывали на довольно высокопоставленную женщину, Агапу, которую считали вместе с ритором Элпидием передатчицей Прискиллиану учения гностика Марка мемфисского, переехавшего из Египта в Испанию. У них была поддержка среди епископов. Двое из их друзей, Инстанций и Сальвиан, стали епископами и открыто поддерживали их партию; к ним приеоединился Симпозий, епископ асторгский в Галисии, и вскоре кружок еще усилился присоединением епископа кордубского, который переменил взгляд и пришел к убеждению, что новые аскеты нисколько не опасны. Движение было сильнее всего, кажется, в западных областях, Лузитании и Галисии. Митрополит лузитанский Идаций счел нужным уведомить папу Дамаса. Тот ответил ему письмом, которое до нас не дошло и в котором он, предвидя, что испанские епископы съедутся на собор, чтобы разобраться в этом вопросе, советовал им никого не осуждать заочно, не выслушавши оправданий 787 . Действительно, в 380 году произошел собор в Сарагоссе; мы имеем протокол его, разделенный на дисциплинарные каноны, в которых упоминаются пункты обвинения против прискиллианистов. Два галльских епископа, Фегадий агенский и Дельфин бордоский, принимали участие в заседаниях собора и первые подписались под его протоколом. С ними было десять испанских епископов, в том числе Симпозий, сочувствовавший новаторам. Эти последние, не подвергшись прямому осуждению 788 , не обращали внимания на противников и продолжали свою пропаганду. Они даже перешли в наступление. Когда освободилась кафедра в г. Авиле, в провинции Идация, они добились избрания там Прискиллиана и старались в других местах также провести людей своего образа мыслей. Против Идация были выдвинуты обвинения, вызвавшие большой соблазн в эмеритской церкви. Прискиллиан и его два друга приняли их к сведению, обличили Идация перед испанскими епископами и отправились даже в Эмериту возбудить против него общественную оппозицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но труды святого Мартина не исчезли. Он успел насадить в сердцах свевов добрые семена христианской веры, а всего несколько лет после покорения свевов вестготами при короле Рекареде Испания полностью стала православной. Святой Исидор называет святителя Мартина насадителем веры в Галисии. Сегодня он именуется апостолом свевов. Его монастырь в Думио, вместе с городом Брага, вскоре после смерти Мартина стал великим духовным центром просвещения свевской и визиготской Испании. Несмотря на то, что святой Мартин занимает такое важное место среди испанских подвижников и церковных писателей и то, что святой Исидор называет его величайшим святителем, его почитание ограничивается только местом его захоронения в Браге и только там он включен в литургические календари. Он был похоронен сначала в церкви святого Мартина Турского в Думийском монастыре, но в 886 году из-за исламского вторжения Сатарих, епископ Думио, перебрался в местечко у Монданьедо, взяв с собой мощи святого Мартина. К 1070 году мощи возвращаются в Думио. В 1591 году святыня переносится в монастырь святого Фруктуозо, и 22 октября 1605 года – в часовню во имя Святой Марфы в Браге, где и почивает ныне, ожидая своего возвращения в Думио, где для святых мощей угодника Божия специально сооружена часовня. Литература: 1. Orlandis J. Cronica del III Concilio de Toledo//ISBN:84-276-0519-6 Centro Propietario: CCE//Fluvium.org 2. Bartolom С.‚ Quijano, O.P. Preaching in Visigothic Spain: St. Leander of Seville and the Triumph of Catholic Orthodoxy//wordofgodinstitute.org 8. Bueno D.R. San Martin de Dumio//www.mercaba.org/SANTORAL/MARZO/20-2.htm 9. Пискорский В.К. История Испании и Португалии//История Испании и Португалии. Сост. С.А.Шумов, А.Р.Андреев, М., 2002 11. Святой Исидор Севильский. История готов. Текст переведен по изданию: Isidor. Geschichte der Goten Vandalen und Sueven. Stuttgart. Phaidon. 1990//www.vostlit.narod.ru 12. Святой Исидор Севильский. История свевов. Текст переведен по изданию: Isidor. Geschichte der Goten Vandalen und Sueven. Stuttgart. Phaidon. 1990//www.vostlit.narod.ru

http://pravoslavie.ru/1710.html

Около 800 года умер свт. Марин, епископ и настоятель монастыря св. Петра в Бесалу в Каталонии; память ему совершается 19 августа. К этому же периоду относится жизнь двух святых из Галисии. Один из них, св. Иоанн Туйский (память 24 июня), был монахом в Туе на месте современной границы с Португалией, где доныне покоятся его мощи. Другой, свт. Альфонсо, был епископом Асторги. Он ушел на покой и стал монахом в знаменитом монастыре во имя св. Стефана в Рибас де Сил в Галисии. Другим монахом был св. Урбиций (Урбес), франк по национальности, который преставился в 805 г . Он был взят в плен маврами, бежал оттуда, стал монахом и подвизался неподалеку от Уэски в Арагонских Пиренеях. Другой преподобный начала IX века, о котором, правда, почти ничего не известно, — это св. Даниил из Героны в Каталонии. Считается, что он был греческого происхождения и был замучен маврами в Героне. Вот мы подошли к периоду великих гонений середины IX века, центром которых стала столица мавров — Кордова, периоду, который может сравниться только со страданиями, выпавшими на долю христиан Испании в эпоху Диоклетиана или с эпохой новомучеников Греции, бывшей под турецким игом. Этот период длился с 835 по 864 г . Вот имена тех, кто был замучен за Веру: Св. Помпоза, монахиня в обители Пеньямелария, близ Кордовы, она была обезглавлена в 835. Память: 19 сентября. Свв. Адольф и Иоанн, два брата, рожденные в Севилье от отца мусульманина и матери христианки, были замучены в Кордове около 850 г . тираном Абдеррахманом II. Память: 27 сентября. Св. Перфект (это имя означает — совершенный), кордовский священник, прожил жизнь соответственно своему имени, приняв мученический венец на Пасху 851 г . Память ему: 18 апреля. Св. Санчо (Санктус) был доставлен в Кордову, как узник, из Альби в южной Франции. Став стражником при дворе мавров, в 851 году он был замучен посажением на кол за отказ стать мусульманином. Память ему: 5 июня. Свв. Петр, Валлабонс, Сабиниан, Вистремунд, Хабенций и Иеремия все были замучены в Кордове в 851 г . за всенародное обличение неистинности ислама. Св. Петр был священником, св. Валлабонс диаконом, другие — иноками. Старец Иеремия, основавший монастырь неподалеку от города в местечке Табанос, был забит плетьми до смерти, другие были обезглавлены. Память им: 7 июня.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Г. Кёлер считал автором «Peregrinatio» Галлу Плацидию, дочь императора Феодосия, жившую в 412–414 годах в Нарбоне и последние два года жизни (423–425) изгнанницей в Константинополе 17 . Предположение Кёлера не нашло поддержки среди ученых, так как даты, устанавливаемые из содержания «Peregrinatio», расходились с биографическими данными Галлы Плацидии. Авторство признавалось за Сильвией, и с ее именем «Peregrinatio» было опубликовано в переводе проф. И. В. Помяловского на русский язык вместе с латинским текстом под названием «Паломничество по святым местам конца IV века» 18 . Издатели приложили к «Паломничеству» открытый тем же проф. Гамуррини трактат, написанный около 1037 года монахом Монтекассинского монастыря диаконом Петром, – «Книга о святых местах», в котором последний использовал выписки из «Peregrinatio». В 1903 году бенедиктинец о. М. Феротен обратил внимание на поразительное сходство содержания «Peregrinatio» с письмом жившего в VII веке в Галисии (Испания) монаха Валерия. В письме, адресованном к монахам, жившим в Виерцо, Валерий призывал собратий к монашеским подвигам и ставил им в пример мужественную путешественницу, которую «не утомили дороги всего мира». При этом Валерий привел маршрут неизвестной путешественницы из Египта через Синайскую пустыню на «все горы», которые упоминаются в странствовании еврееЪ по этой пустыне, и указал на места из Священного Писания , упоминаемые в связи с посещением этих мест автором «Peregrinatio». (Письмо Валерия впервые опубликовал Ц. Гарсиа в 1910 году 19 .) -В письме Валерия три раза упоминается имя мужественной путешественницы – Этерия (Etheria). Итак, письмо Валерия открыло о. М. Феротену имя паломницы 20 . Следует заметить, что это имя пишется по-разному. Чаще всего Etheria или Aetheria, что соответствует русскому Этерия, а также Egeria – Эгерия 21 . Вопрос о происхождении Этерии до сих пор остается неразрешенным. Более вероятным считают, что она, как и монах Валерий, уроженка Галисии и, быть может, позднее проживала в Аквитании 22 . В конце письма Валерий называет Этерию девственницей, идущей ко Христу-Жениху вместе с девственницами, несущими светильники 23 . Но была ли она монахиней или только девственницей – этот вопрос после долгих исканий и догадок ученых все же остается открытым 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Как говорится в сочинении святителя Григория Турского (О чудесах святого Мартина, I ,11), современника описываемых событий, " с попутным ветром они (посольство свевского короля) по морю возвращаются в Галисию. Сын короля, чудесным образом исцеленный, выходит принять мощи святого Мартина Турского. Тогда же пришел из дальних стран, вдохновленный Святым Духом священник по имени Мартин…(св. Мартин Думийский) " . В Королевстве свевов святой закончил свои странствия и обрел широкий простор для апостольской миссии. В эпитафии, написанной им самому себе, говорится: " Рожден в Паннонии, пересек буйные моря, и вдохновленный божественным призывом пришел в сию страну, которая приняла меня к себе… " . Святой Мартин высадился в Галисии в устье реки Миньо около 550 года. Он остановился в Браге (римской Бракаре) при дворе Свевского королевства. Возвращение свевского посольства из Галлии стало началом обращения короля и его народа от арианства в Православие . Чудеса святого Мартина Турского заронили семя Православной веры в сердце свевского короля и его народа. Это доказывают стихи Думийского святителя, которые были начертаны на базилике в Думио и посвящены Турскому чудотворцу: " Восхищаясь твоими чудесами, свев познал истинный путь, и, чтобы восхвалить твои заслуги, он воздвиг эти стены, создав Богу святой храм, в котором ты подаешь свои милости, и народ изливает свои мольбы " . До нас дошла также эпитафия святого Мартина Думийского святому Мартину Турскому: " Огромные и многоразличные племена присоединяешь ты к благочестивому союзу Христа: аламанн, сакс, тюринг, паннонец, руг, склав, норец, сармат, датчанин, острогот, франк, бургунд, дак, алан – радуются, что под твоим водительством познали Бога; дивясь на твои знамения, свев узнал, каким путем идти ему к вере " . Однако для укрепления веры короля, придворных и всего свевского народа были необходимы неустанные апостольские труды святого Мартина Думийского. Он много потрудился на миссионерском поприще, живя в свевской столице, и для устроения монашеской жизни и возможности вести более широкую просветительскую деятельность решил создать монастырь в Думио (около Браги). Обитель была основана рядом с церковью, которую король свевский , воздвиг во имя святого Мартина Турского.

http://pravoslavie.ru/1710.html

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

http://pravenc.ru/text/469686.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010