За этим последовал захват Эврихом всей Аквитании и Ареверны (Оверни) – уже после смерти Анфи­мия, при императоре Олибрии, правившем в 472 г., и важнейших городов старой римской Провинции: Арелата (Арля) и Массилии (Марселя). В 475 г. император Непот признал завоевания Эвриха. Два года спустя, когда Римом овладел низложивший последнего императора Запада Ромула Августула Одоакр, он также признал новые границы Вестготского королевства, которое простиралось теперь на значительную часть Галлии, имея на севере границей Луару, и почти на весь Пиренейский полуостров, за исключени­ем Галисии, где по-прежнему правили свевы. Резиденции Эвриха находились в Толозе, Бурдигале (Бордо) и в конце его жиз­ни – в Арелате. Во время завоевания Галлии местное православное население подверглось гонениям со стороны вестготов-ариан. «Еврих, – по словам Григория Турского , – перейдя испанскую границу, начал в Галлии жестокие гонения на христиан. Повсеместно он убивал не согласных с его ложным учением, клириков бросал в темницы, епископов отправлял в изгнание или закалывал мечом. А самые входы в священные храмы он приказал засадить терновником, конечно, для того, чтобы, редко посещая храмы, христиане забы­ли истинную веру. Во время этих гонений были сильно разоре­ны города Новемпопуланы и обе Аквитании» 1010 . На время правления Эвриха приходится деградация импера­торской власти в Равенне и низложение последнего императора Запада Ромула Августула Одоакром. Воспользовавшись падени­ем имперской власти на Западе, Эврих действовал совершенно самостоятельно, хотя положительных данных о том, что он фор­мально разорвал foedum с империей, все же нет и его сношения с императором Зеноном, возможно, выходили за рамки только дипломатических контактов. При Эврихе Тулузское королевство достигло максимальной в его истории мощи. И все же он вошел в историю не только как завоеватель, но и как просвещенный законодатель. По его распоряжению был составлен, на латинском языке, свод вестготского обычного пра­ва. Отстаивая независимость королевства, он упразднил в нем летосчисление по именам консулов, заменив его на счет лет по годам своего правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Фердинанд и Изабелла создали современную Испанию. Объединение Испании было главным достижением королевской четы. Они достигли этого поразив джихад. Человеческие жертвы этой победы были ужасны, но, учитывая неуживчивый характер ислама, борьба с ним является единственным приемлемым способом. Возможно, существовал еще один путь к единству: исламизация Испании. Это путь джихада. Но тогда Испания не была бы самой собой; возникла бы другая страна, и, возможно, процветала бы, будучи европейским продолжением северной Африки. Призыв муэдзина, доносящийся с минарета, стал бы её символом. Живописно, да? Но Испания и Европа не желали быть Северной Африкой, так же как Северная Африка не хотела становиться испанской, французской, итальянской или британской и показала это. Анти-империализм – чувство, которое нужно уважать, даже восхищаться, независимо от его источника. Народы Испании и Португалии продемонстрировали это с VIII по XV века, сражаясь против мавров и арабов. Народы Северной Африки показали это в XIX и XX веках, борясь с французами, испанцами, итальянцами и англичанами. Через одиннадцать лет после свадьбы Изабеллы и Фердинанда в Испании начался последний изгнания ислама и джихада. В 1480 году Изабелла находилась на кастильском троне шесть лет, Фердинанд был королем Арагона один год. Они оба чувствовали, что у них есть силы, чтобы положить конец мусульманской Гранаде, уничтожив её, и сделать частью Испании. Король Гранады Мулай Абу аль-Хасан предоставил такую возможность. Сначала, как сказано в истории, он отказался платить ежегодную дань, отправив вместо денег сообщение, что «в сундуках Гранады больше нет золота, но в них есть сталь», глупая угроза от маленького и слабого соседа сильному и большому. Затем, во время внезапного ночного нападения на близлежащую Захару в 1481 году, мавры перебили всех мужчин, защищавших крепость, кроме одного, и захватив в плен 150 христианских женщин и детей отправили их в цепях в Ронду. Разгневанный король Фердинанд сказал высокопоставленному чиновнику в Галисии: «Теперь мы приложим все силы, чтобы завоевать Гранаду и изгнать из Испании врагов католической веры, посвятив Испанию на служении Богу.» Цель стала ясна: уничтожение мавританского эмирата Гранада и всей мусульманской Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1137 Он победил общины Галисии, восставшие против него, а всю провинцию подверг жестокому грабежу. Он положил конец злу, когда со времен Витицы священники имели обыкновение иметь жен. Многих же закосневших в этом зле, подвергнув бичеванию, он сослал в монастыри. И так с того времени священникам запрещено вступать в брак, и, поскольку они стали соблюдать каноническую норму, это придало величия Церкви. В его время Галисия была заселена вплоть до реки Миньо. Фроила был муж суровый нравом. Собственными руками он убил своего брата по имени Вимаран. Спустя недолгое время Господь воздал ему за брата, и он был убит своими приближенными. Правил он девять лет и три месяца, умер в год эры 806. 1138 После его убийства ему наследовал брат Аврелий. В его правление рабы подняли мятеж против собственных господ, но, побежденные усердием властителя, все были возвращены в первоначальную рабскую зависимость. Он не вел никаких битв. С халдеями он сохранял мир. Он правил шесть лет. На седьмой год он ушел из жизни своей смертью в год эры 811. 1139 17а. В год эры 815 1140 в Сарагосу явился король Карл. 1141 В те дни у него было уже двенадцать внуков. 1142 У каждого из них было по три тысячи конных воинов, одетых в кольчуги. Имена им: Ролдан, 1143 Бертлан, 1144 Ожерон Кривой Меч 1145 , Гильом, 1146 Оливье 1147 и епископ по имени Турпин. 1148 И каждый служил королю по несколько месяцев вместе со своими отрядами. Рассказывают, что король вместе со своими воинами остановился в Сарагосе; по истечении некоторого времени приближенные дали ему совет, чтобы, поскольку он получил множество даров, не испытывал войско славой, а вернулся туда, откуда пришел, что и было сделано. Затем королю захотелось, чтобы для безопасности всего войска могучий воин Ролдан вместе со своим отрядом двигался в арьергарде. И когда войско преодолело перевал Сисера, 1149 в Ронсевале Ролдан был убит сарацинами. После смерти Аврелия Силон взял в супруги дочь Альфонсо 1150 [Старшего] Адозинду, благодаря чему был возведен на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

612 Титенион (Τησπιτανο , Τιγγιτανο ) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 614 Туриний тараконисский (Τυρινων , καλουμνων Ταακονησων ) – Tappakohuz (Tappakohckaz Ucnahuz) – наименование центральных и северо-восточных районов древней Испании. – А.М.К. 617 Аутригонои (Aτργονοι ) – народ, живший на севере, в Испании Тарраконской, в вехнем течении р. Ибер. 618 Баски (Bσκονες ) – иберийцы, nepeceлubшuecz на Пиренейский полуостров в середине тыс. до Располагались в северной части Испании в oблacmzx Алава, Бackuz, Наварра, прилегающих к Бискайскому заливу. На npomzжehuu многих веков отстаивают свою независимость. Не подверглись романизации. 619 Халамиои, называемые асперами (Καλλαικο , ο καλομενοι σπορες) – каллаики, nлeмz в Испании, возможно, на территории современной Галисии. 620 Галлы (Γλλων ) – ответвление кельтских племен pacceлubшuxcz с в. до между р. По и Альпами. 622 Лугдуны (Λουγδουνο ) – население вокруг г. Лугдунум, совр. Лион (см. коммент. 520) в Кельтике, упом. Страбоном. Др.-рус. арданои zbuлocь следствием путаницы букв л и а, сходных по начертанию. 624 Сиканы (Σικανο ) – иберийское nлeмz, nepeceлubшeecz с Пиренейского п-ва в Сицилию и, возможно, давшее ей название. 626 Маркомалои (Μαρκμαλοι , Μαρκμανοι ) – Маркоманы – германское nлeмz, обитавшее к югу от р. Майн, а затем nepeмecmubшeecz на территорию нынешней Богемии. 627 Мардулои (Bαρδουλο ) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 628 Курдои (Κουαδρο ) – bepozmho, коадуи, упоминаемое Страбоном одно из германских – А.М.К. 629 Веривилои (Bεριδο , Bρδηλοι) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 630 Гермодолы (ρμοελο , ρμνδουλοι ) – Возможно, гермондоры, упоминаемое Страбоном одно их германских 631 Амоссовинои (μαξβιοι ) – алазоны, упоминаемое Страбоном скифское nлeмz над Борисфеном (совр. Днепр). – А.М.К. 632 Грекосарматы (Γραικοσαρμτι , Γρικοσαρμται ) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 634 Винагрои (Bεανο , Bηρανο) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Амвросий умер в 397 г., а через два года (399 г.) последовал за ним в могилу и папа Сириций. В следующем году православные епископы Испании собрались опять в Толедо. На этот раз галисийские епископы предстали пред собором; без сомнения, в дело вмешалась светская власть. Положение было очень запутано. Среди обвиняемых одни подавали признаки раскаяния, осуждали Прискиллиана, его книги, его учение, подписывались под всеми отречениями, какие им только предлагали, ссылались на то, что они погрешили только по неведению, что их убеждения оставались православными, что им пришлось уступить насилию толпы. Другие объявляли, что Прискиллиан – мученик, жертва зависти епископов и что они никогда не отрекутся от него. Вегетин и Симпозий стояли во главе первой партии, другая сплотилась под предводительством Герены. Что касается православных, то и они были в сильном разладе: епископы Ветики и Карфагенской области и слышат не хотели об уступках, требовали низложения всех галисийских епископов без исключения, или настаивали по крайней мере на полном разрыве сношений с ними. Лузитанцы и тарраконцы, менее непримиримые, все же не очень были склонны к милосердию. Обсудив дело, начали с низложения упорствующих во главе с Гереной. Из остальных один был допущен к общению – Вегетин, который казался наименее скомпрометированным. Епископу бракарскому Патерну позволили войти с ним в общение, таким образом Патерн был принят в общение с церковью через его посредство. Прочие, – Симпозий, Диктиний, Изоний и все, кто состоял в общении с Симпозием, – получили приглашение подписать известную формулу, при каковом условии им было позволено сохранить свои епархии. Но так как не могли договориться насчет условий общения с ними, то решили представить этот вопрос на усмотрение нового папы, Анастасия, и нового миланского епископа, Симплициана. До их решения восстановленные епископы должны были воздерживаться от посвящения клириков 806 . Ответ обоих италийских примасов не заставил себя ждать 807 ; он был благоприятен для умеренной православной партии и для раскаявшихся епископов. Таким образом общение между ними и кафоликами было восстановлено. Однако в Галисии все же оставалось гнездо непримиримых прискиллианистов; они удержались там, даже вопреки правительственным законам, которые вскоре против них были изданы 808 ; впрочем, нашествие свевов скоро вернуло им полную свободу. Долго еще было слышно о них. Мало-помалу культ Прискиллиана сосредоточился на оконечности провинции, в диэцезе Ирии Флавии, где он продолжал существовать еще в конце VI столетия. Как раз в этих местах, в последнем убежище прискиллианства, испанцы времен остурийских королей «обрели» гроб ап. Иакова, сына Заведеева и положили начало знаменитому культу этого святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кантабрия; нач. XIII в.). Одновременно росло влияние типологических и конструктивных решений, принесенных нищенствующими орденами. В 1214 г. в Сантьяго-де-Компостела был основан францисканский мон-рь, центральный храм к-рого (не сохр.) воспроизводил ц. Сан-Франческо в Ассизи (обл. Умбрия, Италия, 1228-1253) - однонефный, перекрытый нервюрными крестовыми сводами, с трансептом и 3 апсидами. Это здание послужило образцом для мн. более поздних францисканских церквей Галисии, напр. Сан-Франсиско в Бетансосе (пров. А-Корунья; 1387), Понтеведре (ок. 1310-1360) и др. Не менее широко распространились и сходные доминиканские постройки, напр. ц. Санто-Доминго в Понтеведре (1380-XV в.; с 5 апсидами, в руинах). В Андалусии готический стиль сначала получил воплощение в строительстве во 2-й пол. XIII в. скромных приходских церквей: кирпичных 3-нефных зданий с 3 апсидами, перекрытых крестовыми нервюрными сводами или деревянными кровлями. Большое число церквей подобного типа было возведено в Кордове после отвоевания ее у арабов в 1236 г. и деления территории города на 14 приходов (церкви Санта-Мария-Магдалена, Санта-Марина, Сан-Мигель, Сан-Пабло, Санта-Клара и др.). В декоре этих зданий активно использовались элементы араб. зодчества. В Каталонии окончательное становление готического стиля связано с возведением собора Санта-Эулалия в Барселоне (1298 - ок. 1422, Жауме Фабре и др.). Его план своеобразен: 3-нефный храм с сильно расширенным центральным нефом, трансептом, вписанным в здание, и небольшими капеллами по периметру между контрфорсами. Храм перекрыт крестовыми нервюрными сводами на тонких высоких опорах со сложным профилем, образованным пучком наложенных нервюр, с очень широким шагом. Перепад высоты между центральным и боковыми нефами невелик, что создает эффект просторного зала. Слабая выраженность контрфорсов и аркбутанов в экстерьере и наличие горизонтальных тяг придали собору сходство с крепостными сооружениями. Такая модель построения восходит к цистерцианским образцам ad quadratum в плане и к планировочным решениям южнофранцузских церквей.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

40. После этого от сильной лихорадки скончался епископ Елафий из Шалона 839 , посланный по делам королевы Брунгильды в составе посольства в Испанию; и его тело перевезли оттуда и похоронили в его городе. Епископу же Евнию, о котором мы упоминали выше как о после бретонов 840 , не разрешили возвратиться в свой город 841 ; король приказал содержать его в Анжере на общественный счет. Когда Евний прибыл в Париж и служил воскресную праздничную литургию, он вдруг, вскрикнув и захрипев, упал. Из его рта и носа потекла кровь; его унесли на руках. Однако он поправился. Он чрезмерно предавался вину и обычно так сильно напивался, что не мог держаться на ногах. 41. Мир, король Галисии 842 , направил к королю Гунтрамну послов. И когда они проходили через границу области Пуатье, которая тогда принадлежала королю Хильперику, ему сообщили об этом. И король Хильперик приказал доставить их к нему под охраной и содержать их в Париже под стражей. В то время пришел из леса в город Пуатье волк, проникнув в него через [открытые] ворота; когда ворота закрыли, волка в самом городе обложили и убили. Некоторые, кроме того, утверждали, что они видели, как запылало небо. Река Луара, после того как в нее влилась бурная река Шер, поднялась выше прошлогоднего. Промчался такой силы южный ветер, что он повалил леса, разрушил дома, снес изгороди и, увлекая самих людей, губил их. Он бушевал на пространстве в ширину около семи югеров 843 , а в длину и определить нельзя. Даже петухи часто пели с наступлением ночи. Произошло затмение луны 844 и появилась комета. За этим в народе последовала сильная эпидемия. Послов же свевов через год отпустили, и они вернулись на родину. 42. Маврилион, епископ города Кагора, тяжко страдал подагрой ног. Но к этим болям, которые вызывались самой подагрой, он прибавлял себе еще большие мучения. А именно он часто прикладывал к берцовой кости и стопам раскаленное железо, для того чтобы еще больше увеличить страдания. Но когда многие стали домогаться его епископства, то он сам избрал Урсицина, который некогда был референдарием королевы Ультроготы 845 – Маврилион попросил, пока он еще жив, благословить на его место Урсицина и затем отошел от мира сего. Был же он весьма милосерден и сведущ в Священном Писании , так что он часто рассказывал по памяти о поколениях различных родов, описанных в книгах Ветхого завета, что многие с трудом запоминают. Был он также и справедлив в делах судейских и защитником бедных своей церкви от насилия злых судей, как учил Иов: «Я спасал убогого от руки сильного и бедному, у кого не было защитника, помогал. Уста вдов благословляли меня, ибо я был очами слепым, ногою – хромым и для немощных – отцом» 846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

под власть гр. Галисии Раймунда Бургундского, к-рый назначал в К. наместников-французов. Еп. Гонсалу Пайш (1109-1128), ставленник архиеп. Бернарда Толедского, добился от графа Португалии Генриха (Энрике) Бургундского и его жены Терезы передачи в его юрисдикцию крупного мон-ря Лорван (1109), где вскоре вместо устава св. Фруктуоза был введен бенедиктинский устав. Церковные преобразования, сопровождавшиеся искоренением мосарабского богослужения и назначением на важные должности французов и выходцев из Сев. Испании, привели в 1109 или 1110 г. к мятежу населения К. против гр. Генриха и еп. Гонсалу, в к-ром принял участие приор соборного капитула Мартин. По-видимому, только после этого епископу удалось добиться повиновения от соборных каноников. Папа Римский Пасхалий II призвал духовенство и жителей К. прекратить сопротивление епископу и «исправить свои привычки» (ut mores vestros corrigatis; булла от 18 июня 1116). Церковные преобразования в духе григорианской реформы продолжались при еп. Бернарде из Лангедока (1128-1146), также бывш. монахе Клюни. Крепость Монтемор. XII в. Крепость Монтемор. XII в. На рубеже XI и XII вв. графство К. вошло в состав Португальского графства, в город из Гимарайнша была перенесена основная резиденция гр. Генриха Бургундского. В 1139 г. его сын гр. Афонсу Энрикиш (1112-1185) объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании независимого гос-ва. В 1111 г. горожане, восставшие против злоупотреблений должностных лиц, добились от графа грамоты (форала) с подтверждением городских привилегий. Нормы, связанные с внутренней жизнью города, зафиксированы в форале кор. Афонсу I Энрикиша (1179) и в городских статутах сер. XII в. («Correctio morum Colimbrie»; см.: Варьяш. 2006. С. 78-86). К., расположенная на границе христ. и мусульм. гос-в, сохраняла важное стратегическое значение. По свидетельству араб. путешественника аль-Идриси (1-я пол. XII в.), город, имевший мощные укрепления, был окружен полями и виноградниками; путь к побережью океана, пролегавший по р.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Кроме того, на испанском экономическом поле теснят каталонские фирмы и банки. Поэтому каталонская элита не видит дальнейшего смысла пребывания в Испании, ей хочется самостоятельно решать экономические вопросы. На первый взгляд, сугубо политическое дело - референдум, связанный с национальным самоопределением, имеет серьезную экономическую подоплеку - испанская и каталонская элита, центр и регион не договорились о распределении доходов, экономических возможностей, которые устраивали бы обе стороны. Референдум нужен больше экономической элите, а не народу. Власти Каталонии, которые, конечно, поддерживаются экономической элитой, инициировали референдум. Но нельзя говорить, что народ вообще равнодушен к референдуму, поскольку антииспанские настроения в Каталонии имеют место даже на бытовом уровне. В начале XVIII века Каталония и Барселона во время войны за испанское наследство воевали на стороне Габсбургов, а победили сторонники Бурбонов. Сейчас на престоле в Испании французская династия Бурбонов, которая уже «обиспанилась». Но этого не забыли и в начале XVIII века Барселону всячески давили и топтали. В Барселоне даже была построена крепость, пушки которой смотрели не за пределы города, а на город. Потом в XX веке на этом месте барселонцы разбили парк. Во время гражданской войны Барселона присоединилась к республиканцам - это был последний оплот республиканского правительства. Франкисты, занявшие Барселону в 39 году, тоже провели серьезные репрессии. Неслучайно сейчас проводят параллели: диктатор Испании генерал Франко был из Галисии, как и нынешний премьер-министр Испании Мариано Рахой. Его называют галисийцем, как и Франко. Когда мы посещали один из ведущих университетов Барселоны, проректор по международным связям водил нас по студенческим корпусам. Когда мы подошли к казарме, переделанной под учебные классы, он сказал, что здесь служил его дед во время гражданской войны. Я спросил: «Он был республиканцем?». «Конечно же, республиканцем!» - ответил он. С тех пор прошло более 50 лет, а память о гражданской войне жива. Франко всячески притеснял Каталонию и запрещал каталонский язык. У народа есть историческая память, есть определенная неприязнь к галисийцам и к Мадриду.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/11/re...

Кроме того, на протяжении I тыс. христ. истории во мн. областях Испании сохранялись местные обычаи, к-рые нашли отражение в литургических книгах и к-рые теперь практически невозможно отличить от общих для И.-м. о. тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития И.-м. о., когда сформировалось неск. зон литургической активности. Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской пров. (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах Поместных Соборов (см.: 1-й канон Герундского Собора (517), 1, 2, 5-й каноны Барцинонского Собора (540) и др.). Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, еп. Лериды (Льейды) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 13//PL. 83. Col. 1090), и Иоанном, еп. Цезаравгусты ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 6//PL. 96. Col. 201-203). Тарраконская пров. находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, видимо, отразилось и на особенностях ее литургической традиции. О богослужении в пров. Галлеция (в эту эпоху в ее состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть пров. Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия еп. Профутуру Бракарскому (PL. 69. Col. 19-21). После того как I Бракарский Собор (561) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: 4-й и 5-й каноны о совершении Евхаристии и Крещения по чину, присланному из Рима; 12-й о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (видимо, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения рим. традиции в Испании. В Бетике центром, в к-ром происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41//PL. 83. Col. 1104). Вероятно, именно в этот период в связи с появлением визант. анклава на территории Испании имело место влияние на И.-м. о. визант. литургической традиции (ряд текстов в И.-м. о., включая Трисвятое и нек-рые антифоны, на протяжении всего средневековья продолжали петь по-гречески; см.: Baumstark. 1935; Janeras. 1995).

http://pravenc.ru/text/674997.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010