в каждом. Общее число монахов пахомианских киновий приближалось к 3 тыс. чел. ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII) либо к 7 тыс. чел. (Ibid. Cap. XXXII), несовпадение цифр в разных источниках, возможно, отражает динамику численности мон-рей. Др. данные о братстве прп. Пахомия (напр., у блж. Иеронима) носят округленный и завышенный характер. После кончины прп. Пахомия в пахомианской конгрегации начинались волнения и часть мон-рей пыталась выйти из состава братства. Возможно, эти нестроения сильно подорвали могущество пахомианского монашества, о последующем состоянии мон-рей св. Пахомия практически ничего неизвестно. Общежительная форма организации получила свое дальнейшее развитие в братстве Шенуте , к-рый ок. 383 г. стал настоятелем Белого мон-ря. В его конгрегацию входили как минимум 3 мон-ря (1 из них жен.). Ее устав, разработанный при предшественнике Шенуте, Пжоле, был более суровым, чем Устав прп. Пахомия. Исследования творений Шенуте позволяют предполагать, что организация его мон-рей имела строгую иерархию («старцы» и «старицы», «отцы», «начальники домов», простые монахи и монахини), где осуществлялось довольно жесткое регулирование жизни иноков (см., напр.: Layton B. Social Structure. P. 25-30). К провинившимся могли применяться телесные наказания, регламентировались состав и количество вкушаемой пищи, запрещалось употребление вина и т. д. (см.: Ibid. P. 30-54). Киновия как тип организации оказалась весьма жизнеспособна: благодаря Правилам свт. Василия Великого и прп. Венедикта Нурсийского (использовавших Устав прп. Пахомия) она широко распространилась как на востоке, так и на западе христ. мира. Помимо перечисленных типов организации монашества в Египте можно обнаружить уникальные случаи: напр., мон-рь прп. Аполлония Фиваидского (см. Бауит ) ( Rufinus. Hist. mon. VIII (lat. VII)) на ранних этапах своего развития сочетал элементы колонии отшельников и киновии, мон-рь аввы Исидора (Ibid. Cap. XVII) был скорее всего сходен с киновией, но имел более строгие правила (запрет монахам покидать мон-рь и пр.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

уставы, напр. Устав прп. Пахомия Великого и Устав свт. Василия Великого . Однако мн. монастыри, по-видимому, не имели письменного устава, порядки в обители определялись волей и авторитетом настоятеля. Нек-рые представители аристократии строили мон-ри в загородных имениях. Так, мон-рь Лукуллан близ Неаполя был основан на средства жены патриция Ореста и матери последнего рим. имп. Ромула Августула, Варвары, и предназначался для монахов из пров. Норик, переселившихся в И. Кассиодор в конце жизни удалился в основанный им мон-рь Виварий (на территории Калабрии). Монашеские обители нередко становились центрами культуры и образования в И. Мон-рь Санта-Схоластика в Субиако. 1-я пол. VI–XVIII в. Мон-рь Санта-Схоластика в Субиако. 1-я пол. VI–XVIII в. Институционально монашество возникает в И. только в связи с деятельностью прп. Венедикта Нурсийского, к-рый основал 3 общежительных мон-ря - в Сублаке (ныне Субиако), в Кассине (ныне мон-рь Монте-Кассино) и пригородную обитель в Таррацине. В составленном им уставе был обобщен опыт более ранних монастырских правил (свт. Василия Великого, прп. Пахомия Великого, прп. Иоанна Кассиана Римлянина ). Буд. папа Римский свт. Григорий Великий основал в своей рим. усадьбе мон-рь св. Андрея, где был введен Устав прп. Венедикта Нурсийского. Сюда прибыли нек-рые кассинские монахи, бежавшие в Рим после разрушения мон-ря лангобардами (ок. 580). Благодаря деятельности свт. Григория Великого Устав прп. Венедикта Нурсийского получил широкое распространение в И. и за ее пределами. Бенедиктинские мон-ри, т. е. жившие по Уставу прп. Венедикта Нурсийского, возникали в основном в сельской местности, особое внимание в них уделялось физическому труду, сельскохозяйственным работам. Все необходимое для жизни монахов добывалось собственным трудом, монастырская инфраструктура (мельницы и т. п.) располагалась в обители или близ нее. Независимые в экономическом отношении бенедиктинские мон-ри были более устойчивыми в отличие от ранних рим. общин, к-рые существовали только на пожертвования основателей.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Распространено мнение о том, что этот церковный раскол в Египте с самого начала носил ярко выраженный этнокультурный характер: большинство сторонников Православия были греками, приверженцы монофизитства - коптами. Связывается это как с ослаблением влияния греч. культуры на коренных жителей Египта в визант. время, особым «практическим» типом религиозности коптов, отличным от греч. («александрийского»), их национальными устремлениями, так и с неприязнью коптов к визант. власти. Однако совр. исследователи (напр., Т. Орланди, Э. Випшицка, Л. Мак-Коул и др.) доказывают, что неприятие греч. языка и лит-ры коптами можно констатировать лишь в течение последнего полувека перед араб. завоеванием. Копт. источники не содержат прямых примеров «грекофобии». Визант. Египет являлся зоной широкого синтеза греч. и копт. культур, что обусловило существование значительного слоя коптов, хорошо знавших греч. язык. Проявления «местного патриотизма», заметного как у копт., так и у греч. авторов, живших в Египте, вписывалось в рамки феномена греко-рим. культуры поздней античности и не являлось проявлением национализма (Э. Випшицка). Все монофизитские патриархи в Египте до Вениамина I происходили из греч. семей, а греки, жившие в провинции (напр., известная семья Аппионов из Оксиринха), могли быть монофизитами. Предположительно окончательное размежевание между православными и монофизитами по национальному признаку происходило уже в араб. время. Церковь св. Марка в мон-ре прп. Антония Великого (Ср. Египет) Подобный тип организации со строгим уставом, регулирующим почти весь строй жизни инока, совместным трудом и молитвой, а также (что не менее важно) характеризующийся полным отказом от личной собственности, возник не сразу, а вырабатывался постепенно и закреплялся в положениях Устава прп. Пахомия. В состав братства прп. Пахомия входило ок. 11 мон-рей (из них 2 жен.), одни из них были основаны самим прп. Пахомием, др., уже существовавшие до этого, приняли его устав. Устройство пахомианского братства выглядело скорее всего следующим образом: в период наибольшего расцвета центральный мон-рь насчитывал 1300-1400 монахов, а подчиненные ему мон-ри (как муж., так и жен.) до 200-400 чел.

http://pravenc.ru/text/372678.html

С IX в. аббатства устраивались, согласно бенедиктинскому уставу, вокруг клуатра - внутреннего двора (напр., аббатство Санкт-Галлен). Вокруг клуатра располагались церковные здания, трапезная, зал капитула, спальный корпус (дормиторий); у картузианцев спальный корпус заменялся рядами келий. В состав аббатства входили также б-ка и скрипторий, хозяйственные корпуса, лечебница. Изредка план аббатства мог существенно меняться - как в случае возведенного на маленьком острове аббатства Мон-Сен-Мишель. В ансамблях цистерцианских аббатств важную роль играли умывальни (лавабо, как, напр., в аббатстве Клерво). По подчинению М. делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные. Ставропигиальные М. находятся под управлением патриарха. Приписные М. создаются при М. с многочисленной братией. Открытие приписного М. происходит по решению патриарха и Синода в ответ на просьбу архиерея основного М. Ответственность за управление приписным М., праведную жизнь монашеской общины, соблюдение устава несет игумен основного М. М. непосредственно руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы). Всякое проявление частной или общинной жизни монахов находит предписание в уставе М., на к-ром и основывается. Уставы монастырские прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, Иерусалимский, Студийский, Афонский и др. Ангел вручает общежительный монашеский устав прп. Пахомию Великому. Роспись Успенского собора на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Мастер Андрей Рублёв Ангел вручает общежительный монашеский устав прп. Пахомию Великому. Роспись Успенского собора на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Мастер Андрей Рублёв По своему содержанию монастырские уставы обыкновенно имеют 2 части: литургическую и дисциплинарную. 1-я включает предписания относительно богослужения, 2-я - относительно управления М., жизни и поведения монахов. В частности, в дисциплинарном отделе содержатся определения относительно числа монахов, приема новых членов, избрания монастырских властей и служащих, управления братией, предписания относительно затворничества в монастырской келье, хозяйства и монастырской дисциплины, особых постов и праздников, условий для отчуждения монастырского имущества, относительно права основателей и их наследников, поминовения для спасения души основателя и его родственников и т. п. Т. о., устав нормирует всю жизнь М., до малейших подробностей.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) С кон. IV в. в испанских источниках встречаются упоминания о монашествующих. Изначально организаторами монашеской жизни выступали епископы (см. 3-й канон Илердского Собора), однако из-за распространения арианства число мон-рей в Вестготском королевстве было невелико. Во 2-й пол. VI - нач. VII в. в И. распространялись местные монашеские уставы, основанные на восточных традициях. Самые известные уставы были составлены епископами Леандром Гиспальским († ок. 600), Исидором Гиспальским и Фруктуозом Бракарским († 665). В основе этих уставов лежат как вост. образцы (напр., Устав прп. Пахомия Великого), так и западные (монашеские правила блж. Августина (см. Августина устав ), прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского ). Большое значение для активизации монашеской жизни имела деятельность св. Мартина , еп. Бракарского, к-рый основал неск. мон-рей в Галлеции. Помимо муж. и жен. мон-рей в вестгот. И. существовали т. н. фамильные мон-ри, основанные на средства знатных родов (в таких мон-рях часто проживали представители этих родов с друзьями и родственниками). В И. возникло большое количество «двойных» мон-рей, где раздельно жили монахи и монахини (на Востоке такая форма общежития осуждалась с IV в.). Также в И. было много анахоретов и отшельников, которые не подчинялись ни местным епископам, ни аббатам монастырей. С сер. VII в. аббатов крупных монастырей приглашали к участию в поместных Соборах. В VI в. начинается процесс унификации богослужения. Испан. литургическую традицию доислам. эпохи принято называть древним испанским или вестготским обрядом (см. Испано-мосарабский обряд ). Богослужение в этот период было представлено 2 типами - кафедральным и монастырским. Поместные Соборы предписывали приходским храмам брать за образец богослужение кафедральных соборов (1-й канон Герундского Собора (517) для Тарраконской пров.; I Бракарский Собор (561) для Галлеции). Ответственность за сохранение единой богослужебной практики возлагалась на епископов. Службы совершались ежедневно. Среди составителей молитвословий и литургических книг (Сакраментария, Антифонария, Лекционария и др.) были Гиспальские епископы Леандр и Исидор, Иоанн, еп. Цезаравгусты, Толетские епископы Евгений II, Ильдефонс , Иулиан и др. Сохранились неск. испанских пенитенциариев VI - нач. VIII в. (CPL, N 1881-1884), свидетельствующих об усложнении покаянной практики: совершившие тяжкие грехи, но желавшие вернуться в церковное общение должны были проходить длительное испытание и вести аскетический образ жизни, иногда в течение десятилетий. В связи с трудностью несения пожизненного покаяния 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил этот период 2 месяцами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Поскольку первые лат. монахини были знатными и богатыми матронами, они могли организовывать новые мон-ри на собственные средства и в собственных поместьях (напр., в нач. V в. существовали «домашние» мон-ри Мелании Младшей на Сицилии и в Кампании - Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 61). Вклад блж. Иеронима в развитие М. на лат. Западе заключался не только в проповедях и 3 составленных им монашеских житиях, но и в переводе в 404 г. корпуса текстов прп. Пахомия Великого, а также в защите М. от нападок Гельвидия, Вигилянция и Иовиниана (см. в ст. Иероним Стридонский ). В Риме существование стабильных мон-рей, пользовавшихся покровительством пап, фиксируется только со 2-й четв. V в. (один из первых папских мон-рей, основанный Сикстом III, назывался «in Catacumbas» и был расположен возле базилики мч. Севастиана на Аппиевой дороге; при свт. Льве I Великом возник мон-рь при Ватиканской базилике). Помимо общежительного М. со 2-й пол. IV в. в Италии появляются и первые отшельники. Мн. авторы упоминают анахоретов, живших на островах близ побережья ( Aug. Ep. 48; Rut. Nam. De reditu suo. 439-452, 515-526; Hieron. Ep. 3. 4; 77. 6; Ambros. Mediol. Exam. III 5. 23). Блж. Августин, еп. Гиппонский. Мозаика капеллы св. Петра собора Сан-Марко, Венеция. XII в. Блж. Августин, еп. Гиппонский. Мозаика капеллы св. Петра собора Сан-Марко, Венеция. XII в. II. В Сев. Африке распространение М. связано с деятельностью блж. Августина, к-рый познакомился с М. в Медиолане. Сначала он обустроил мон-рь в своем родном г. Тагаста, а затем в Гиппоне, где еп. Валерий выделил ему для этого сад. Блж. Августин стремился, с одной стороны, воспроизвести образ жизни 1-й иерусалимской апостольской общины, к-рая описывается в книге Деяний св. апостолов, члены которой жили вместе и отказывались от личного имущества в пользу общины, а с другой - видимо, представлял монахов как новых христ. философов, а мон-рь как школу воспитания, прежде всего буд. клириков. Его мон-ри стали источником кадров для епископата. Кроме того, ортодоксальное М. рассматривалось блж. Августином как альтернатива сектантскому ригоризму донатистов. Для своих мон-рей блж. Августин составил монашеские правила, которые сохранились в составе средневек. компиляций под названием «Устав блж. Августина». Августиновский идеал мон-ря был максимально патерналистским. Согласно его правилам, настоятель (препозит) не подчинялся никому и стоял над общиной, давая отчет лишь Богу. Одно из писем блж. Августина ( Aug. Ep. 211), написанное в связи со смертью его сестры Перпетуи, возглавлявшей жен. мон-рь, содержит правила для жен. монашеской общины. Монашеские труды блж. Августина получили распространение не только в Сев. Африке, но и в Зап. Европе, оказав влияние на первые монашеские уставы Галлии, Испании и Италии.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

18 . Если что нужно, пусть подадут знак стоящим на чреде столовщикам. 19 . Ангел положил совершать монахам в продолжение дня 12 молитв, также вечером 12, ночью 12, в девятом часу (15 час.) три молитвы. Когда прп. Пахомий заметил, что молитв мало, Ангел сказал, что это правило удобно и для слабых и не отягощает их. Совершенные же не имеют нужды в уставе, потому что они всю свою жизнь проводят в созерцании Бога. Через некоторое время умер старец Паламон. Желая утешить Пахомия, Бог расположил сердце старшего брата Иоанна жить с ним. День и ночь поучались они в заповедях Господних, располагая по ним свою жизнь и нрав. Ежедневно раздавали они бедным добытое своими трудами, не заботясь о завтрашнем дне. Чтобы усмирить свою плоть, они не ели досыта. Прп. Пахомий имел обычай молиться простерши руки. Это способствовало молитве, а тело утомляло. От такого напряжения, а также от зноя, но более всего от внутреннего жара сердечного сильный пот, соединившись с обильными слезами, образовывал лужу на том месте, где он молился. Скоро отошел ко Господу брат Пахомия. В одно время, в полночь, на молитве, Господь известил прп. Пахомия, чтобы он начал принимать желавших подвижнической жизни. Прп. Пахомий приступил к исполнению Божественной воли: желавших поработать Господу он, после испытания их намерения, облекал в иноческую схиму. Вскоре собрались под его руководство первые ученики. Пока их было немного. Прп. Пахомий все делал сам: сам приготавливал для стола, сам садил и поливал зелень на огороде, сам отвечал тем, кто стучал в двери монастыря, сам ходил за больными. Так, по заповеди Господа, он всем был слуга. Братия, смотря на смирение прп. Пахомия, старалась подражать ему во всем. Слыша о мудром управлении прп. Пахомия, многие устремились к нему в обитель, и число братии быстро возросло. Со временем стало у прп. Пахомия четыре монастыря, но потом прибавилось еще пять обителей. Кроме того, при жизни преподобного на противоположной стороне Нила была устроена женская обитель, начало ей положила сестра прп. Пахомия. Сколько было во всех этих обителях спасающихся! Но все они смотрели на прп. Пахомия как на единого руководителя, потому что во всех его действиях видно было, что им руководил Дух Божий, Божественная благодать наделяла его всеми необходимыми для мудрого управления качествами. Основную черту характера прп. Пахомия составляли тихая кротость и снисходительность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

Преподобный Пахомий говорил, что бесы, лишь только заметят в ком-либо внимание к своим внушениям, усугубляют внушения, чтобы завладеть его сердцем и подчинить своей власти. Кто же не внимает их внушениям, но сразу отвергает их, бодрствуя над собой, пребывая твердым в исполнении всех уставных порядков, того оставляют и бегут. Старец поучал, что нужно вооружаться наиболее страхом Божиим и смирением. Преподобный Пахомий обладал многими дарами Святаго Духа: даром прозрения сокровенных мыслей, даром видений, властью над духами, силою исцелять всякие болезни. Особенно велика была сила его молитв. В монастыре прп. Пахомия был инок, не знающий языка египетского, а только греческий и римский, и они не понимали друг друга. Три часа молился преподобный, прося у Бога дар разуметь греческий и римский языки, и Господь дал разумение и познание Пахомию, и беседовал он с иноком уже по-гречески и по-римски. Прп. Пахомий оберегал братию от ереси ариан и от сочинений Оригена . Почил прп. Пахомий в 348 г., на 57-м году своей жизни, за несколько лет до смерти прп. Антония. Перед смертью, которую он провидел, собрал преподобный всех своих учеников и преподал им последнее завещательное наставление. Преемником назначил Петрония, чтобы он продолжал устроять монастыри и хранить отеческие заповеди. Петроний стал достойным преемником прп. Пахомия. Теплота веры и ревность его были настолько сильны, что повлияли на все его семейство. Вскоре отец, братия и слуги последовали его примеру, посвятив себя на служение Богу в обителях прп. Пахомия. Все это многочисленное семейство до конца пребыло верным иноческому обету. Авва Петроний отличался крайним смирением в обращении, великим благоразумием в поведении, осмотрительностью во всех своих делах. Он никогда не послаблял себе ни в чем, всегда был одинаково к себе внимателен. Особенно заметна в нем сердобольная снисходительность к немощам других. К сожалению, он прожил после прп. Пахомия только тринадцать дней, оставив преемником после себя Орсисия. Преподобный Орсисий был духом горящий из учеников прп. Пахомия, и скоро он преуспел в духовной жизни, показав такие успехи, что они сделали его золотым светильником в доме Господнем. Он совершенно освоился с образом действий прп. Пахомия, так что в нем будто ожил великий авва. У Орсисия был сугубый дар ведения: он просто и ясно объяснял самые трудные места Св. Писания. Преимущественный порядок его бесед составляло убеждение быть верным порядкам внешней и внутренней жизни, какие были заведены в обителях прп. Пахомием. В этом он видел успех духовного совершенства. О следовании же во всем прп. Пахомию говорил и прп. Антоний, когда узнал о смерти началовождя. Воздавая великую похвалу святому отцу, прп. Антоний убеждал иноков воспринять ревность Пахомиеву.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010