Палладия: «Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях» (Казань, 1899 г.) (чит., напр., «заключение»...); – магистерская архим. (ныне епископа) Иннокентия: «Пострижение в монашество»... (Вильна, 1899 г.), где интересна для наших целей, напр., «гл. первая первой части» и др. места; – наша докторская: «Преп. Макарий Египетский . Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. Т. первый: Жизнь и творения пр. Макария Египетского » (Спб. 1899 г.), где для целей рассматриваемой нами науки дает материал «первый отдел» (прямое и непосредственное отношение к этой науке будет иметь второй том исследования, подготовляемый к печати); – г. А. Соколова магистерская: «Культ, как необходимая принадлежность религии. Полемико – апологетическое богословское исследование» (Казань, 1900 г.): чит., напр., «второго отдела» «главы III-ю и IV-ю», «третьего» – «главу III-ю»...; кандидатская г. Н. Примогенова: » Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия» (Казань, 1900 г.) 798 ; и другие [напр., проф. В. И. Несмелова докторская: «Наука о человеке» (печаталась в «Правосл. Собес.» с 1895 г.); В. С. Соловьева магистерская: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (см. новое издание в «первом т.» «Собрания сочинений» этого философа; Спб. 1901г. П. Калачинского – магистерская811а: «Философское (пессимистическое) миросозерцание и его отношение к христианству. Критическое исследование » (Киев, 1887 г.); С. Н. Трубецкого докторская; « Учение о Логосе в его истории»; т. I, Москва, 1900 г.: ч. 1, rл.III, §VII; ч.2, rл.V и др. 799 ...]. Помимо ученых диссертаций, специально исследовавших те или другие-общие или частные вопросы, так или иначе соприкасающиеся с областью Нравственного Богословия, и сильно содействовавших дальнейшему росту последнего – или в его целом, или чаще всего в известных его частях, некоторую (иногда даже весьма значительную) роль играли в данном случае также и другие сочинения, вышедшие в течение рассматриваемого нами периода: различные монографии по известным вопросам христианской морали...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Михаилу; Павлин Аквилейский † 802 г. – автор нескольких гимнов ап. Петру и Павлу; Рабан Мавр, аббат Фульдский, затем архиеп. Майнцский († 856 г.), написал гимны арх Михаилу и Рафаилу, всем святым, и д.б. на 50-цу (приписывемый имп. Карлу В.); папа Иннокентий III († 1216 г.) — гимн на 50-цу; (с. 464) знаменитый богослов Фома Аквинат († 1274 г.) – гимны на Пасху и на праздник Тела Христова; Джакопоне да Тоди († 1306 г.) автор Stabat mater. Вошло в богослужение и несколько гимнов XV и даже XIV в.. Дисциплинарная часть уставов    С самого появления отшельничества и монашества, богослужение стало рассматриваться только как одна из составных частей подвига вообще. Весь день инока, да и каждого христианина должен быть богослужением, и церковная молитва служит лишь высшим моментом этого последнего. Поэтому в первоначальных монашеских правилах, напр., пр. Пахомия и Саввы, богослужению уделяется очень мало внимания. Не то с IX в. Устав пр. Феодора Студита, насколько его можно восстановить по его сочинениям, а равно древнейшая запись этого устава в так называемом Ипотипосисе, также как Диатипосис пр .Афанасия Афонского, около 14 своего содержания отводят богослужению. Но и здесь оно лишь небольшая составная часть общего подвига. Ктиторский Студийские Типиконы XI в след. веков уже по преимуществу памятники богослужебного характера и дисциплинарная часть в них занимает немного мета. Еще меньше места занимает она в Иерусалимских Типиконах, иногда почти исчезая совсем. Всеже, по самой идее православного богослужения и по историческим обстоятельствам его развития, в котором такое большое значение имело иночество, богослужебных устав до сих пор по справедливости не обходится без дисциплинарного элемента, как ни мал он в нынешнем Типиконе по сравнению с его родоначальниками IV-VI веков. Этот элемент в нем, дисциплинарная часть его, в настоящий период истории устава продолжала свое развитие. Развитие это направлялось как в сторону сокращения дисциплинарной части в Типикон, так и к смягчению ее требований.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

от игумена его пр. Феодора Студита († 826 г.) столь прочное и определенное устройство, что сразу стал образцом для монастырей всей Византии. Это обстоятельство говорит за то, что и суточному богослужению, которое составляет главный нерв всякой монастырской жизни, пр. Феодор должен был сообщить, так сказать, особый колорит, отличный от практики других тогдашних монастырей и чем-то превосходивший ее. В этой же практике на тогдашнем востоке м. б. было такое же разнообразие, какое было на западе, где как мы видели, целый ряд аббатов VI-VIII в. давали иногда оч. различные чины для суточного богослужения, как мы видели, на востоке было два: первый можно было назвать Иерусалимским, второй Константинопольским. (с. 396) Возможно, и очень вероятно, что К-польские и другие монастыри, следуя в монастырский порядках тем или другим монашеским правилам (напр., Пахомия В., Василия В.), богослужение имели мало отличное от соборного и приходского. Только при таком предположении можно объяснить, почему богослужебная реформа св. Феодора в Студийском монастыре так сразу выдвинула последний и поставила его на целые столетия законодателем богослужебной практики свей западной половины греко-византийской церкви. Если, теперь, богослужебный чин пр. Феодора представляет буквальное совпадение с Святогробским той же эпохи, то самое естественное, если даже не необходимое предположение, что пр. Феодор Студит заимствовал оттуда этот чин (не создал же он его, что и вообще не делается единичными личностями – и что особенно невероятно, при таком совпадении с другим чином). За это же говорит и раннее, еще д.б. при св. Феодоре, принятие в Студийский устав творений Палестино-Саввинских песнописцев: Андрея Кристкого, Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Если бы богослужебный чин Студ. монастыря был общим в эпоху пр. Феодора с соседними монастырями, то он не получил бы имени Студийского. Но заимствуя в храме Воскресения и у палестинских монастырей чин суточного богослужения, пр. Феодор должен был произвести в нем некоторые изменения, давшие ему право на особенное наименование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Напротив, хотя бы для вкушения с хлебом предлагалась соленая рыба, которую св. отцы рассудили вместо другой какой приправы в малом количестве прибавлять к яствам, примешивая ее к пище, состоящей исключительно из воды или зелени, подвижник не должен, под предлогом тщеславной, самопроизвольной набожности отказываясь от сего, как бы от мяса, требовать яств (хотя и не рыбных, но более дорогих и доброкачественных); но без особенного к сему внимания, омокая кусок в отвар из кусочка соленой рыбы, да вкушает со всяким благодарение; ибо это маленькое количество рыбы, положенное в такую массу воды или, если случится, в похлебку из семян, не составить скоромной пищи, но настоящую и самую строгую постную пищу подвижника». «И вином гнушаться не должно, если принимать его для врачевания, но и не должно домогаться его без нужды». предписываются молитвы пред вкушение пищи и после оного, причем вторая «пусть содержит в себе и благодарение за дарованное и прошение обетованного». «На принятие пищи должен быть назначен один определенный час (с. 258) и притом один и тот же, в продолжение известного срока, так, чтобы из 24 часов в сутках он только один употреблялся для тела: все же прочие часы проводил бы подвижник в умном делании. Сон должен быть легкий, от которого без труда можно пробудиться и какой естественно следует после малого вкушения пищи; его с намерением надо прерывать попечениями о делах важных». Дает Василий В. наставления и об управлении монастырем, о надзоре за братией со стороны настоятеля, о приеме поступающих в монастырь; все эти наставления тоже общего характера и не входят в такие подробности, как устав пр. Пахомия, иногда только они касаются частностей; напр. советуется «в случае недоразумений в братстве избрать одного, чтобы он сомнения некоторых или предлагал братству на общее рассуждение или доводил до сведения настоятеля». Милостыню в монастыре может давать только тот, кому «по испытании вверено домоправление» (эконом); «просит ли нагой или человек лукавый, по крайней ли нужде или из корысти, однажды на всегда сказано, что давать (милостыню) или брать (из монастырского имущества) не всякий может, но тот один...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«О служителех и прочем пребывани братнем» (гл. 58) посвящена монастырским послушаниям и необходимости труда для всех: старых и молодых, больных и здоровых, талантливых и бесталанных. Настоятель должен распределять послушания в зависимости от физической силы и способностей монахов. Самое тяжелое послушание - в поварне - инокам полагалось исполнять поочередно, работая по месяцу (в уставе изложены другие возможные варианты: согласно Уставу Пахомия Великого - 3 недели подряд; по правилам св. Кассиана Римлянина и свт. Василия Великого - 1 неделю). На тяжелых послушаниях (напр., в поле) полагалось трудиться до 3-го часа дня (столь раннее завершение работы связано с тем, что устав составлялся исходя из климатических условий стран Средиземноморья). От 3-го до 6-го часа исполнялись легкие послушания. После 6-го часа дня иноки могли заниматься рукоделием или чтением в кельях. Составитель указывал на среднюю меру в исполнении послушаний и соблюдении поста: излишние труды не должны умалять пост, так же и наоборот. Если кто-то из иноков мог, не ослабляя поста, взять на себя более тяжелое послушание, он получал на это благословение отдельно. Согласно уставу, каждый инок в мон-ре должен заниматься тем делом или рукоделием, к которому имеет талант. Если монах не способен ничему научиться, но «тлом здравъ», то должен больше работать в поле. В киновиях предполагалось устройство одной общей кельи, в которой иноки под рук. некоего монаха, поставленного игуменом, могли заниматься рукоделием (гл. 60). В этой же келье искусный и добродетельный инок обучал грамоте «безъкнижныя». В главе 15 устава «Како подобает имети будилника» говорилось о необходимости послушания «будильника» в мон-ре. Он «будил» иноков на службу и следил, чтобы в храме во время богослужения никто не спал. Экклисиарх, в чьи обязанности, по уставу, входило наблюдать за порядком в церкви, должен был ставить в церковном притворе иноков, к-рые бы не позволяли входить в храм до отпуста опоздавшим монахам и мирским людям (гл. 7).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

15–16. 20 об.), литургические постановления патриархов (Такт. 87 об.), правила монастыря Св. Авксентия (Такт. 25 об. 26 об.), устав монастыря Симеона Дивногорца (Такт. 13 об. 28 об.), типик Черные горы (ibid. л. 14). Имели силу и практическое употребление общежительные отец предания, монашеские уставы Василия Великого , препод. Пахомия и Кассиана. 24 Напр, об облачениии, о порядка каждения, о выносе и целовании евангелия, о помазывании елеем после утрени и о литиях. 25 Напр. по Ordo литийные прошения говорит диакон, а священник молитву: Владыко многомилостиве. По некоторым типикам и то, и другое усвояется священнику. Ordo умалчивает о поминовении на литии живых и умерших, на что есть указания в некоторых типиках. Для благословения хлебов приносятся просфоры и полагаются в числе пяти: по некоторым уставам их полагается три, и они избираются из обыкновенных хлебов, приготовляемых для трапезы. Богоявленское водоосвящение в Ordo полагается дважды: накануне и в самый день праздника. 26 Напр. статья о каждении иначе излагается в уставах и иначе в Ordo. Составитель Ordo несомненно имел в виду ее уставную редакцию и в некоторых случаях делал из нее выписки, а в других излагал по своему. Чтоб судить о степени сходства в изложении, приводим несколько выдержек из Ordo и из статьи о каждении по Греческому Уставу Синод. Биб. 456 л. 134. Ordo Устав О δε δικονος·,.. θυμια πρτον το ιερατεων απαν ειτα εξερχεται δι το βορειο κλιτος και χαραττε ςαυρον εμπροσθεν των γιων θυρν. Και (θυμια) το ολον ιερατεον. μετα δε ταυτα εξερχεται δια το βορεο κλητιδος και μεχρι των αγιων θυρων χαραττων ςαυρον εν αυταις· Ordo Устав Και θυμια πρωτον τας εικονας τας εν τω δεξιω μερει ιςαμενας πασασ.... και απερχεται και θυμια πρωτον την εικονα την εισ το ςασδιον το πρωεστωτος ισταμενην ειτα τον πρωεστωτα. Και καθεξς τος αδελφος το δεξι χορο μετ δε το θυμιασαι παντας τος χορος ισταται εις το μσον те χορβ και βλεπων προςνοτον ποιε σταυρον.... Θυμιων δε και προσκυνειται παρ ων θυμια κα αντιπροσκυνει μικρον.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1978 Типикон, гл. 48, декабря 25, января 6; гл. 50, во св. и вел. Нед. Пасхи. 1979 Ркп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Кекелидзе К, прот . Литург. пам., 315. 1980 Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 1 об. 1981 Напр., ркп. Музея Киев. Дух. Акад. Аа 194 (XVI в.), с. 18—19. 1982 Пахомия Великого правило 36. 1983 Савваитов П . Путешествие Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце XII-ro столетия. СПб., 1872. с. 17, 103. 1984 Кекелидзе К., прот . Литург. памят., 315. 1985 Рукоп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 1 об. и 329/384, л. 13. 1986 Рукоп. Моск. Синод. библ. 332/385, л. 3 об.; 678/386, л. 4. 1987 Рукоп. Моск. Синод. библ. 331/387, л. 4 об. 1988 Ευταξας , по замечанию Goar " a ( Εχολγιον sive rituale graecorum. Venetiis, 1730, p. 23), – то же, что magister caeremoniarum, надзиратель за благочинием в храме, указывающий входящим места, – в древности такая обязанность лежала на диаконе, а затем передана низшим чинам клира и, как видно из настоящего места, чинам одного разряда с чтецом. Евтаксию соответствует в монастыре параекклисиарх или кандиловжигатель. 1989 Goar . Εχολγιον , р. 9. 1990 Мансветов И . Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греч. и русск. церк. М., 1885. с. 197. 1991 Беляев Д . Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям Кн. II. СПб., 1893. с. 25. 1992 Иоанн (Рахманов), иером . Обрядник византийского двора (De cerimoniis aulae Byzantinae), как церковно-археологический источник. Μ ., 1895. с. VIII. 1993 Беляев . Byzantina, II, 27—33. 1994 Беляев . Byzantina, II, 180. 1995 Εχολγιον τ μγα πιδιορθν κα ξακριβωθν π Σπυρδωνος Ιερομ . Ζρβου εκδδεται 8. " Αθναι , 1902, σ . 6. 1996 Симеон Солунский . Толкование о божеств. храме ( " Ερμηνεα περ τε το θεου ναο ), гл. 19 //Migne . Patrol. s. gr. t. 155. Писания св. отцов и учит. Церкви, относящиеся к истолков. правосл. богосл. СПб., 1856. Т. 2. 1997 Goar . Εχολγιον , ρ . 2. 1998 Ркп. Моск. Рум.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

л. 198 об. Того же Слово бещисла к Пастуху. Нач. В дольних книгах аз убо тебе, чудниче, послеже всех учиних. Перевод и правописание одинаковы со списком Синод. биб. 111, а потому и начало д. б. то же, что и там. После л. 72, из начала 8-го слова, один лист вырезан, но от передния доски тетради не было и по Описи 1729 года. л. 215 об. Мелкие отрывки: Св. Симеона чудотворца. Св. Дорофея. Васильево к Исаии. Нила. От житья св. Пахомия. л. 215. Летопись: В лето 6842 (1334) коньчаны быша книгы сия мес. апреля во 8, на память св. Родиона апостола, в пяток, индикта 2. Докса сп о Феос. 11. (2025.) Златая цепь, устав. в два столбца, исх. XIV века, в четверть, 122 листа. Златая цепь есть драгоценный памятник русской литературы XIV в.; правописание чисто русское, без юсов, отличается словосокрашением, напр. д, е, з, с, вм. добро, есть, земля, слово. Описание сей ркп. напечатано в Чтен. москов. истор. Общ. 1816 г. 2, смесь, стр. 45. Заглавие: Книги глаголемые Златая Чень, на поучение ко всем крестьяном Нач. Чада моя милая, первое имейте веру праву к Богу Отца и Сына и Св. Духа. Поучение сие заключает след. статьи: О посте. О суседе. О монастырех. О епископе. О попах. О князех. О друзех. О страсе. О челяди. О женьней смерти. О волхвах. О тайне. О снех. О смирении. О храборьстве. О рабах. О молитве. Вполне издано в Москвитянин 1851 г. 6. стр. 119, отчасти в Исторической Хрестоматии проф. Буслаева 1861 и. стр. 477–482. Автор первой половине поучения – до статьи: о женьней смерти – Матфей епископ сарайский (ок. 1360 г.). см. при Духов. Вестнике Материалы для истории русс. церкви, 1862 г. т. 1. стр. 27–32. л. 7 об. Слово некоего отца к сыну своему душеполезно. Нач. Сыну мой, чадо мое, приклони ухо твое. Русское, напечатано в Москвитянине 1851 г. 6. л. 11 об. Слово св. отца нашего Евсевия, епископа александрьска, Иоана Предтечи в ад вшествие. Нач. Взлюблени, добро есть рещи, како есть благовещение Предтечи в аде. Встречается и в греч. рукописях, но доселе не дознано, кто такой Евсевий епископ александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

     «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13:4–8). Тема сегодняшней беседы: высшая христианская добродетель – любовь. Религия любви к врагам – С любовью приступим. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). У основателя общежительных монастырей Пахомия Великого родители были язычниками. Юношу взяли в армию, где он терпел обычные лишения: было холодно, голодно. И вот к ним в палатку как-то пришли люди, которые принесли теплую одежду, одеяла, ласково с ними поговорили, дали поесть. И он был потрясен, потому что испытал такую любовь, которую не чувствовал к своей родной матери. Он подошел к офицеру и спросил: «Кто это такие?» – «Да это христиане, они всех так любят». И у молодого Пахомия защемило сердце, он ночь не спал, а наутро ему объявили, что война закончилась и все свободны. Но он уже не мог идти домой, у него сердце было ранено. Он нашел священника, тот дал ему возможность прочитать Евангелие, и после этого Пахомий принял Крещение. Он очень много подвизался в разных подвигах, в отшельничестве, жил в дупле и пришел к неожиданному выводу, что самый лучший, быстрый и надежный способ приблизиться к Богу – это жить в общении. Сама община может быть несовершенной, но в ней находится множество людей, которые тебя поправляют, и ты видишь свои недостатки как в зеркале. Афонскии старец Порфирии Кавсокаливит      Пахомий написал первый устав общежительного монастыря. В его обители любой человек довольно быстро, уже через несколько месяцев, все земное отвергал и жил святой жизнью. Как вы думаете, сколько было монахов у Пахомия? Тысяча. Потом он создал второй монастырь, тоже на тысячу человек. Затем третий, четвертый, всего девять мужских и два женских. Любовь была способом существования в этих монастырях. И только по одной причине Пахомий выгонял иноков из обители – правда, после предупреждения. Из-за непослушания. А как вы думаете, почему?

http://pravoslavie.ru/100705.html

Несмотря однакож на то, что оно не вышло наружу и Пахомий, и в словах, и в деле, вел себя вполне сдержанно, он не обезвинял себя, напротив строго укорял, зачем показываются в сердце такие движения, когда ему надлежит быть мертву для всего. Почему в следующую ночь, затворившись в келии своей, простерся он ниц на земле, и смиряясь пред Богом, умолял Его со слезами укрепить его против всяких страстных приражений. «Горе мне, Господи Боже мой, – взывал он, – что мудрование плотское еще властвует во мне, что еще работаю закону греховному. Горе мне, что несмотря на столь долгое пребывание в пустыне, еще не научился я побеждать гнев свой. Помилуй мя, Господи, и не дай мне погибнуть. Ибо если Ты не укрепишь меня благодатью Своею, то враг, обретши во мне некую часть своих деяний, и вполне поработит меня себе. И как я буду руководить тех, которых ко мне на иноческое житие обещал Ты привесть, Господи, когда сам я не умею побеждать свои страсти, при всяком случае восстающие на душу мою? – Но верую, Господи, что если Ты подашь мне помощь, то я удобно совершу все, что угодно пред очами Твоими». – Таково было сокрушение и болезнование пр. Пахомия по случаю легкого внутри движения нетерпеливости, которое притом он успел уже скоро подавить. Таково было его внимание к себе, и столь бодренно блюдение своего сердца! – Так провел он в слезных воздыханиях и молитвах всю ночь. Имел он обычай молиться Богу, простерши руки, не позволяя себе опускать их или сгибать до окончания молитвы: так стоял молясь, будто вися или распятый на кресте. Это молитве способствовало, но тело паче утомляло. Итак, частью от этого напряжения, частью от зноя по времени года, а более от внутреннего жара сердечного, сильный пот, соединившись с обильными слезами, образовал лужу на том месте, где стоял он на молитве. Это было для него омовением и тела и души. Кротость водворилась в сердце его, и он с того времени жил с братом в мире глубоком, с кротостью, снисхождением и дивною предупредительностью до самой его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010