62. Не отдавай сердца своего гордыне и не говори пред лицем Божиим: силен я, - дабы Господь не оставил души твоей и лукавые бесы не смирили бы ее. Ибо тогда враги через воздух наведут ужас на тебя, явив тебе страшные ночи. 63. Ведение оберегает житие монаха, отпавший же от ведения попадет в руки разбойников (Лк.10:30). 64. Из духовного Камня струится поток, и душа, подвизающаяся в [духовном] делании, пьет из него. 65. Избранный сосуд (Деян.9:15) - душа чистая, душа же нечистая преисполнится горечи. 66. Без молока не может быть вскормлено дитя, а без бесстрастия не может вознестись горе сердце. 67. Бесстрастие предшествует любви, а любовь - ведению. 68. К ведению присовокупляется мудрость, благоразумие же порождает бесстрастие. 69. Страх Божий рождает благоразумие, вера же во Христа дарует страх Божий. 70. Раскаленная стрела цепляет душу, а муж, предающийся духовному деланию, гасит ее. 71. Ведение отвращает крик и богохульство, мудрость же избегает коварных речей. 72. Приятен мед и сладки соты, но ведение Бога слаще их. 73. Внимай, монаше, словам [духовного] отца своего и не считай неуместными наставления его. Когда он тебя отправляет [куда-нибудь], всегда призывай его на помощь [в молитвах] и в мысли [всегда] сопутешествуй с ним. Ибо подобным образом ты избежишь злых помыслов, и лукавые бесы не одолеют тебя. Если он вверит тебе серебро, не растрачивай его, а если что заработаешь, отдай ему. 74. Дурной эконом угнетает души братии, а злопамятный не имеет жалости к ним. 75. Растрачивающий монастырское имущество совершает преступление против Бога, и нерадеющий о нем не останется безнаказанным. 76. Несправедливый эконом распределяет дурно, эконом же справедливый дает [каждому] по достоинству. 77. Злословящий брата своего погибнет, а не заботящийся о немощном не узрит света. 78. Мирянин, прислуживающий больному брату [своему], лучше отшельника, не жалеющего ближнего своего. 79. Глупый монах не радеет об орудиях ремесла своего, монах же разумный заботится о них. 80. Не говори: сегодня я остаюсь [в монастыре], а завтра уйду [из него], потому что ты рассудил об этом, не подумав как следует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/733/...

64. Должно непрестанно молиться, чтобы пришел к нам Дух Святый, Дух научает и возводит души даже до седьмого неба. 65. Прежде начинания всякого дела должно молиться о нем трижды. 66. Иное есть заповедь, и иное совет. Совет есть научение, а заповедь – иго обязатель­ное. 67. Хотяй прийти в страх Божий, терпением приходит. Кто не претерпевает досаждений – не видит славы. 68. Когда теплота соделается постоянною, тогда бывает умиление великое и постоян­ное, а ему последует и истинный плач, о коем нужно заботиться, понуждая себя, дабы полу­чить его. 69. Не плач от слез, но слезы от плача бывают, от печали. 70. Истинный плач, соединенный с умилением, заглаждает прежние согрешения и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, отражает стрелы диавольские, имеющий его вовсе не уязвляется бранью, если он будет и среди людей и даже с блудницами. 71. Имеющий плач не терпит вреда от брани, но плач сей ведет за него брань. 72. Когда приходит теплота, бывает великое и постоянное умиление, и сему последует истинный плач. 73. Не наш меч спасает нас, но благодать Божия. 74. Кто сохранит три вещи: 1) самоукорение; 2) отсечение своей воли; и 3) считать себя хуже всякой твари, тот может жить в пустыне и между людьми, спасаясь. 75. Брате, если во всем не с болезнью сердца будешь ночью и днем искать Господа, преуспеть не можешь. 76. Сколько имеешь силы, уничижай себя, понуждаясь увидеть себя ниже всякого чело­века. Это есть истинный путь, и кроме него нет другого желающему спастись о укрепляю­щем его Христе. 77. Если не делаем злых дел диавольских и удаляемся от зла, воистину с нами Бог. 78. Сохрани от празднословия язык твой и от сласти чрево, а ближнего от раздражения, бездерзновенность, невменяемость, любовь со всеми, непрестанную память о Боге и смерти, и сотворит земля твоя во сто крат ( Лк. 8, 8 ) плоды Богови. 79. Хотя кто изнуряет себя трудами и постом, а язык не обуздывает, то от страстей не избавится. 80. При похвале лучше молчать. 81. От разговаривающих, извиняясь чем-нибудь, удаляйся и тем прекращай разговор.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

конструкц., как у Ис.33:15 ) видеть зло» (все нравственно-нечистое противно очам славы Его – существа святейшего, как свету тьма сн. Ис.3:8 ; 1Ин.1:5 ; 2Кор.6:14 ) 74 , «и смотреть на злодейство (тех, кто в подданстве у неправды) 75 Ты не можешь (ст. 13)» – без того, чтобы не остановить или не наказать его: так начинает пророк пред Святым Израилевым свое новое умозаключение, языком т. е. песни псаломской (яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима, возненавидел еси вся делающия беззакония – Пс.5:5,6 ), которая воспитала не одно поколение поклонявшихся во святом храме ( Авв.2:20 ) и живо представлялась всякой душе благочестивой в положении пророка. «Для чего же Ты смотришь на преступников (суд Божий предрекаемый, – от халдеев, так изображаемых и у Ис.21:2 ; Ис.24:16 , – пророк созерцает, как уже наступивший), молчишь (остаешься зрителем праздным, как Суд.18:9 ; 4Цар.2:5 ), когда пожирает (крайне угнетает) беззаконный того, кто праведнее его (ст. 13)». Не то хочет сказать пророк, чтобы «угнетаемый был вполне праведен (perfecte justus), но по сравнению – что он праведнее своего притеснителя 76 » безбожного (ст. 11). Пророк ведет речь свою в той же силе, «в какой праведными могут быть названы Содом и Гоморра в сравнении с Иерусалимом (сн. Мф.11:24 ), мытарь в сравнении с Фарисеем ( Лк.18:14 ), грешник в сравнении с диаволом» 77 . Исключительное понятие о языческом мире, как грешном и безбожном ( Гал.2:15 ; Еф.2:12 ), в виду Божественных преимуществ народа избранного (сн. Рим.3:1,2 ; Рим.9:4,5 ), – не чуждо и апостольского времени 78 . «И (этим, т. е. тем, что не останавливаешь и не наказываешь притеснения, – Кирилл Ал.) делает людей такими, как рыбы в море, как движущиеся 79 в воде (что должно подразумевать ради предыдущего слова и ближ. контекста, – животные малые и большие в море великом и пространном – Пс.68:35 ; Пс.103:25 ), у которых нет властителя» (ст. 14), – которые, по еврейскому о сем царстве животных представлению, «не подражают другим животным, ходящим стадами и под одним начальником, как войско с предводителем 80 », но суть бесцарни (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1Цар.22:17 ; 2Цар.3:12 ; 4Цар.15:19 ). Присутствие силы Божией, как бы так говорит св. Лука, обнаруживалось в Иоанне с младенчества, т. е. видимо было для всех, что он находился под особенным покровительством и водительством Божиим. III. Пророческая хвалебная песнь Захарии (Лк.1:67–79) Судя по ходу повествования, хвалебная песнь произнесена была Захарией тогда, когда вместе с молвою о чудесных обстоятельствах рождения и обрезания Иоанна стали распространяться разнообразные предположения и гадания о будущей судьбе его, о том, чем он будет? Это ясно даёт видеть св. Лука в своём кратком вступлении к этой песни: Лк.1:67 . И Захария отец его исполнися Духа Свята и пророчествова, глаголя. Союз и – και – очевидно употреблён здесь вместо наречия тогда: когда распространился слух о чудесном рождении младенца, и когда стали гадать о судьбе его, тогда Захария, отец его, исполнившись Св. Духа, пророчествовал, именно как бы в ответ на эти гадания. Слово пророчествовал Лука употребляет не потому, чтобы вся песнь Захарии состояла из пророчеств, – в ней, напротив, много говорится такого, что более относится к прославлению, чем к пророчеству (напр., самое начало песни: Благословен Господь Бог Израилев – есть славословие), – но потому, что вся она произнесена в состоянии вдохновения. В таком общем смысле или значении слово это в Священном Писании встречается нередко ( Деян.19:6 ; 1Цар.10:10, 19:20 ; ср. 1Kop.12:10, 14:1). Выражение глаголя указывает на самое содержание песни, которую, подобно песни Пресв. Девы и Елисаветы, делят обыкновенно на три части. В первой ( Лк.1:68–75 ) Захария прославляет Бога за ниспослание в мир Мессии и спасение Израиля; во второй ( Лк.1:76–77 ) пророчествует о назначении сына своего как Предтечи Господня и, наконец, в третьей части ( Лк.1:78–79 ) снова обращается к Мессии и величественно изображает как Его пришествие на землю, так и блага, даруемые Им людям. Так как всё содержание песни основывается на ветхозаветных пророчествах и носит характер вполне священнический, то весьма важно показать, хотя в общих чертах, эту отличительную особенность её.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Положили это на сердце своем» – т.е. сделали предметом своих постоянных размышлений ( 1Цар.21:12 ). «Что будет» – т.е. что же при таких необычайных знамениях можно нам ожидать от этого младенца? «И рука Господня была с ним». Точнее: «ибо (у Тишендорфа: κα γρ) рука Господня была с ним». Евангелист этим хочет указать на те чудесные происшествия, которые имели место при рождении Иоанна и ясно свидетельствовали о том, что Господь посылает младенцу Свою особенную помощь. Это-то и возбуждало любопытство «слышавших». Лк.1:67 .  И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: Речь Захарии, по-видимому, относится к тому времени, когда в иудейском народе пробудился особый интерес к личности сына Захарии (стих 66). В этой речи Захария говорит как священник – это первое. Затем, он во многом напоминает собой и ветхозаветных пророков, предсказывавших о пришествии Мессии, особенно же Исаию ( Ис.40 ) и Малахию ( Мал.3–4 ). Кроме того, Захария повторяет мысли Псалмопевца ( Пс.131 ; Пс.40 ; Пс.71 ; Пс.105 ). «Пророчествовал». Это слово обозначает не только предсказания, а вдохновенную речь вообще (ср. 1Цар.10:10 ; 1Кор.12:10 ). Речь Захарии с удобством делится на три части. В первой части Захария прославляет Бога за послание в мир Мессии и за спасение Израиля (стихи 68–75). Во второй – пророчествует о назначении сына своего – быть Предтечей Господа (стихи 76–77) и, наконец, в третьей (стихи 78–79) – снова обращается к личности Мессии и в величественных чертах изображает как Его пришествие к людям, так и блага, которые Он дарует людям (ср. Богословский, с. 290). Лк.1:68 .  благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия. «Посетил» ( πεσκψατο), т.е. воззрел, обратил Свой милостивый взор (ср. Деян.15:14 ) «и сотворил избавление ему» (правильнее: народу Своему. Последнее выражение в русском переводе неправильно отнесено к глаголу «посетил», который стоит совершенно самостоятельно). Под «избавлением» или «искуплением» ( λτρωσις) Захария прежде всего, конечно, понимает политическое освобождение народа (ср. Лк.24:21 ), но затем, несомненно, ему было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое также входило в понятие о мессианском спасении (ср. стих 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аллюзии на И. содержатся уже в первых главах повествований синоптических Евангелий. В хвалебной песни старца Захарии, посвященной рождению Иоанна Предтечи, отражены нек-рые темы, связанные с богословием И.: «...Бог... посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк 1. 68), чтобы спасти его от врагов и вспомнить завет с ним (Лк 1. 71-72; ср.: Исх 3. 16 сл.; 6. 4 сл.; Пс 104. 8 сл.; 105. 10, 45). Рассказ об убиении по приказу царя Ирода младенцев напоминает приказ фараона уничтожить евр. первенцев (Исх 1. 16; Мф 2. 16). Сам Христос, будучи перворожденным Сыном Божиим, спасается от преследования Ирода в Египте, из к-рого затем был призван, как и Израиль, первенец Господень, во времена И. (Мф 2. 14 сл.; ср.: Исх 4. 22; Ос 11. 1). Слова из Евангелия от Марка, сопровождающие начало служения Иоанна Крестителя: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк 1. 2) - восходят к Исх 23. 20: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути…» Возможные ассоциации с И. можно найти в описании Крещения Спасителя св. Иоанном Предтечей, к-рое знаменует наступление эпохи нового И. (т. е. спасения). Сказано, что, «крестившись, Иисус тотчас вышел [νβη] из воды» (Мф 3. 16). Возможно, что глагол ναβανω содержит отсылку к евр.   к-рый используется для обозначения И. (Исх 13. 18) и вхождения в землю обетованную (Втор 1. 21). Рассказ об искушениях Христовых и о 40 днях поста Его в пустыне (Мф 4. 1) связан с тематикой И., т. к. напоминает о 40 годах странствия Израиля по пустыне и 40 днях пребывания Моисея на горе Синай (Исх 24. 18). Параллели между чудесами, совершаемыми Иисусом во время земного служения и Моисеем во время странствия по пустыне, подкрепляются словами: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). Выражение «перст Божий» восходит к Исх 8. 19, где повествуется о чудесах Моисея перед фараоном. Нагорная проповедь и дарование евангельских заповедей напоминают о даровании закона на горе Синай и подчеркивают роль Иисуса Христа как 2-го Моисея. Ученики Христовы называются «малым стадом» (Лк 12. 32), что, возможно, подразумевает отсылку к образу Бога, ведущего народ, словно стадо, через пустыню во время И. (Пс 76. 21; 77. 52; 79. 2).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

«Содержали ночную стражу», т.е. на них выпала обязанность ночью сторожить стада. Отсюда можно заключить, что Христос родился ночью. Месяц и день рождения на основании Евангелий определить невозможно. Предание же устанавливает для этого или 6 января или 25 декабря. Наша Церковь усвоила последнюю дату. «Слава Господня» – это что-то вроде светлого облака, в котором является Бог (ср. Деян.7:2 ). «Убоялись страхом», т.е. очень испугались. «Не бойтесь». См. стихи 13–14. «Всем людям», т.е. всему израильскому народу ( παντ τ λα). «Спаситель»(см. Мф.1:21 ; Лк.1:68, 71 ). «Знак» – не знамение чудесное, которое может служить для укрепления веры пастухов в ангельское благовестие, – пастухи не усомнились в словах Ангела, – а просто примета, по которой они могут узнать новорожденного Мессию: в Вифлееме в то время могли быть и другие новорожденные младенцы. Но в яслях едва ли можно было найти другое какое дитя... «Младенца» – именно только что родившегося ( βρφος). Лк.2:13 .  И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Лк.2:14 .  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! «Многочисленное воинство небесное» – буквально: «множество, масса ( πλθος) небесного войска», т.е. Ангелов, которые и в Ветхом Завете являются окружающими престол Божий ( 3Цар.22:19 ; Пс.102:21 ; Дан.7:10 ). «Слава в вышних» – теперь, в настоящий момент, подразумевается глагол «есть», а не «будет». За дарование миру Мессии Бог прославляется «теперь» на небе Ангелами: Ангелы только что сошли с неба и объясняют пастухам, как там («в вышних») встречена весть о рождении Спасителя (ср. Мф.21:9 ). «И на земле мир». Под «миром» они понимают не только спокойствие, которое представляется уже водворившимся на земле с рождением Христа, но все спасение, носителем которого является Новорожденный (ср. Лк.1:79 ). «В человеках благоволение». Одни кодексы читают так, как наш славянский и русский тексты – ν νθρποις εδοκα, другие – ν νθρποις εδοκας. И то и другое чтение имеет свои основания. Лучше признать правильным наше чтение, потому что в таком случае получается три отдельных положения, совершенно равных по размеру (новое «трисвятое», по выражению Эдершейма, с. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и отражают его представление о значении Евхаристии для христиан. Наиболее показательной в этом отношении является молитва из последования 1-го дня Адвента: «Господи Боже, пребудь всегда с нами, чтобы мы смогли освободиться от наших мерзких пороков, после того как мы неразрывно соединились с Тобой через Дух Христа, Твоего Сына, посредством святых знаков Его Плоти и Крови, Который живет и царствует с Тобой в единстве Святого Духа во век века» (см.: Ibid. S. 224). М. прямо именует «таинством» (sacrament) только Евхаристию; статус всех прочих церковных священнодействий и обрядов им не уточняется. В посвященном крещению разделе «Порядка...» М. допускает крещение детей, однако отмечает, что восприемники обязаны понимать все, что происходит при крещении, и объяснить это ребенку при достижении им достаточного для понимания возраста. Последование крещения строится у М. следующим образом (описание традиц. элементов католич. чина см. в ст. Крещение ): 1) псалом 69 (68 по вост. нумерации); 2) чтение из Евангелия о Крещении Иисуса Христа (Мф 3. 13 и далее); 3) преподание соли; 4) чтение Символа веры; 5) экзорцизмы; 6) помазание маслом; 7) предкрещальный диалог; 8) погружение с призыванием имени Св. Троицы; 9) повязывание на голову плата и вручение свечи (см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 195-196). О конфирмации М. не упоминает. Совершение брака предполагает чтение псалма, евангельское чтение, а также благословение и наставление от священника (Ibid. S. 196). Допуская причащение больных на дому, М. не объясняет богословского смысла этого священнодействия; предлагаемые им молитвы взяты из последования мессы со значительными сокращениями. Погребальное богослужение М. предписывает совершать не до, а после погребения. При похоронной процессии поется Песнь Захарии (Benedictus; Лк 1. 68-79), после погребения над могилой поется антифон «Media vita», затем народ возвращается в храм, где читаются Апостол (1 Фес 4. 13 и далее) и Евангелие (Ин 5. 24-29), в завершение вновь поется антифон «Media vita» (MüntzKGA.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Преблагословенныя Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, и дяди Ея, пророка и первосвященника Захарии, изображающая Божию благость, правосудие, всемогущество и верность Его обещаний и убеждающая истинных христиан к благодушному Его милостей ожиданию, к изъявлению достодолжныя Ему благодарности и к познанию собственнаго нашего ничтожества. ( Лк. 1:47-56,68-79 ) 47. Я духом Господа пою и величаю И радость велию на сердце ощущаю. Се ныне с нами есть спасти пришедый Бог; Я радости сея ношу в себе залог. 48. Се на смиренную рабу Он призирает! И Матерью Меня Предвечный избирает! Отныне ублажит Меня весь перстных род, Превознося во век Моей утробы Плод. 49. Сей чести не Сама достигла Я Собою, Но Сильнаго она доставлена рукою. Он есть величия виновник Моего, И свято во устах всех имя есть Его. 50. Он милости Свои, как рек текущих воды, По праву Своея Владычния свободы Из рода в правых род преемственно ведет, Кой с трепетом Его Закон святый блюдет. 51. Он мышцею Своей державы устрояет И гордые мечты надменных раззоряет; Смиренным же дает Свою Он благодать; И кто бы мог Его советы угадать! 52. Престолы низложил Он силой напыщенных, Смиренных же вознес, дотоле удрученных, 53. Он алчущих снабдил обилием благих, Богатых же лишил имуществ дорогих. 54. Воздвиг Израиля, подъяв его на раму, Воспомянув обет и милость к Аврааму, 55. Которым клялся Он его умножить чад И не лишить во век спасительных отрад. 68. Благословен Господь, в щедротах неоскудный, И Бог Израилев, святый и правосудный, Кой ныне посетил озлобленных людей И, рабства узы сняв, права им дал детей, 69. Кой клялся истиной Давиду Сам дотоле, Что чрева плод его возсядет на престоле! Той клятвы сбытие показывая, Бог В дому Давидове воздвиг спасенья рог. 70. И тако всех святых пророков предсказанья, Какия слышали с начала мирозданья О вожделеннейшем Избавителе Сем, Оправданныя зрим своим событием. 71. Он есть и будет нам от всех врагов Спаситель, От всех гонящих нас надежный Защититель; 72. Да милость Он Свою на предков помянет

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010